При строительстве каких объектов осуществляется строительный надзор

Общие положения о ГСН

1. Государственный строительный надзор осуществляется:

1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;

2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.

2. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 — 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 настоящей статьи. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 настоящей статьи не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.

Технадзор. Строительный контроль. Строительный надзор

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:

1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

2) требования наличия разрешения на строительство;

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса;

4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;

5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.

4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:

Зачем нужен строительный контроль и что такое технический надзор

1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;

2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.

5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):

1) федеральный государственный пожарный надзор;

2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);

3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

6. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 408-ФЗ)

7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:

1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Образец паспорта объекта капитального строительства

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.

10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.

12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

13. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

(часть 13 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:

1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;

2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

Читайте также:  Кто осуществляет строительный контроль заказчика за строительством объектов

18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.

19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

Источник

8.5. Государственный строительный надзор

Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, основополагающим нормативно-правовым актом которого является Градостроительный кодексРФ.

Особенностью осуществления данного надзора и контроля является то, что строительный контроль осуществляется самим застройщиком (заказчиком) и подрядчиком, а государственный строительный надзор — государственным органом Российской Федерации или субъекта РФ. Предметом строительного контроля является проверка соответствия качества работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, четырем базовым параметрам: положениям проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Сфера действия (объект) государственного строительного надзора распространяется только на случаи строительства или реконструкции объектов капитального строительства, и не проводится в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, а также объектов капитального строительства, проектная документация которых является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Поскольку государственный строительный надзор осуществляется на федеральном и региональном уровне, субъекты его проведения и сфера действия данного надзора конкретизируются нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

Применительно к федеральному уровню данные вопросы урегулированы ПостановлениемПравительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации». Согласно данному правовому акту, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являютсяФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством РФ, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, а также Министерство обороны РФ — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ.

На уровне субъекта РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, наименование и сфера действия которых определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ, но это не могут быть федеральные объекты, к которым относятся и опасные производственные, уникальные, особо ценные объекты и т.д.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (подрядчиком), нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. В случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Проверке подлежит соблюдение:

при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;

при капитальном ремонте — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Читайте также:  Срок гарантийной эксплуатации объекта строительства

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;

вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источник

Строительный контроль: когда требуется членство в СРО

Положения Градкодекса не всегда следует толковать буквально. К такому выводу пришла рабочая группа Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ в процессе подготовки Аналитической справки по вопросу об обязанности лиц, осуществляющих строительный контроль, быть членами саморегулируемых организаций. По мнению экспертов, в отдельных случаях смысл норм Градкодекса России может быть установлен только в системном единстве с иными положениями ГрК РФ, иных нормативных правовых актов, а также с учетом целей правового регулирования.

Именно к таким случаям относятся случаи осуществления строительного контроля заказчика. Из буквального толкования положений Градкодекса России следует, что лицам, осуществляющим строительный контроль заказчика, не обязательно быть членами саморегулируемой организации, так как договор на осуществление строительного контроля является не договором подряда, а договором возмездного оказания услуг.

Однако эксперты настаивают, что с точки зрения законодательства о градостроительной деятельности осуществление строительного контроля оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства так же, как и работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу, выполняемые по договорам строительного подряда. При этом квалификация соответствующего договора как договора подряда либо договора возмездного оказания услуг имеет значение лишь для регулирования гражданских правоотношений. Таким образом, на отношения по осуществлению строительного контроля заказчика должны по аналогии распространяться правила, которые установлены Градкодексом России в целях обеспечения безопасности строительства, в том числе обязанность быть членом саморегулируемой организации.

Эксперты уточняют, что осуществление строительного контроля является функцией застройщика, однако по решению последнего может быть полностью передана техническому заказчику. При этом технический заказчик должен быть членом саморегулируемой организации в силу прямого указания на это в пункте 22 статьи 1 ГрК РФ.

Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, преобладающим мнением антимонопольных органов и позицией Минстроя России.

Впрочем, есть и иная точка зрения. Так, Ростехнадзор прямо указывает на то, что организациям, осуществляющим строительный контроль по договору, не требуется членство в саморегулируемой организации. По мнению Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, применение указанной позиции заблокировало бы возможность государственных (муниципальных) заказчиков привлекать саморегулируемые организации к субсидиарной ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств лицами, осуществляющими строительный контроль на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством о государственных закупках, что в свою очередь, противоречило бы публичным (общественно-значимым) интересам.

Что же до строительного контроля подрядчика, то к нему должны применяться иные требования, касающиеся необходимости членства в саморегулируемой организации. Эксперты полагают, что такой контроль является самостоятельным видом строительного контроля, отличным от строительного контроля заказчика, не указывается в Перечне видов работ и не признается деятельностью, оказывающей влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Кроме того, к отношениям по осуществлению строительного контроля подрядчика не могут быть по аналогии применены положения пункта 22 статьи 1 ГрК РФ о техническом заказчике, поскольку последний, выступая в интересах застройщика, осуществляет строительный контроль заказчика, а не подрядчика. Сам же подрядчик не вправе выполнять строительный контроль заказчика, поскольку это противоречило бы статье 53 ГрК РФ и Положению о строительном контроле. Таким образом, осуществление строительного контроля подрядчика привлеченной подрядчиком организацией не требует членства такой организации в СРО.

При этом, законодательством остаются неурегулированными вопросы о том, как определять размер обязательств, исходя из которого должен решаться вопрос об обязанности лица, осуществляющего строительный контроль, быть членом саморегулируемой организации, а также как определять размер обязательств, исходя из которого должен определяться необходимый уровень ответственности такого лица. Научно-консультативная комиссия, ссылаясь на позицию Минстроя России и сформированную судебную практику, настаивает, что размер обязательств следует определять исходя из стоимости работ по договору строительного подряда, по которому осуществляется контроль за производством работ.

В завершение отмечается, что лица, осуществляющие строительный контроль, несут гражданско-правовую ответственность перед заказчиком строительных работ за ненадлежащее качество оказанных услуг по строительному контролю. В свою очередь, саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ее членами обязательств по договорам об осуществлении строительного контроля из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...