Энергетический паспорт (энергопаспорт) для строящихся объектов
Почему строителям необходим энергетический паспорт(энергопаспорт)?
Процесс строительства зданий и сооружений, их модернизации и реконструкции, капитального ремонта состоит из нескольких этапов:
· строительные работы (реконструкция, модернизация, капремонт);
· сдача объекта в эксплуатацию.
Все эти этапы должны осуществляться с обязательным соблюдением законодательства в области энергосбережения и энергетической эффективности.
На этапе разработки проектной документации:
— в соответствии с Постановлением правительства РФ №235, которое предусматривает при составлении проектной документации разрабатывать обязательный раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»;
— в соответствии с Федеральным законом 261-ФЗ, выполнение требований законодательства в области энергосбережения и энергетической эффективности при составлении проектной документации должно подтверждаться энергетическим паспортом здания (сооружения) в составе проектной документации;
как получить УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА 2022 ?
На этапе строительства:
— в соответствии с Федеральным законом 261-ФЗ, застройщик гарантирует соответствие зданий, строений и других сооружений требованиям энергоэффективности, а также требованиям по оснащению этих объектов приборами учета при использовании энергетических ресурсов путем использования оптимального архитектурного, функционально-технологического, конструктивного и инженерно-технического решения.
На этапе сдачи строительного объекта в эксплуатацию:
— в соответствии с Федеральным законом 261-ФЗ, необходимо соответствие вводимых в эксплуатацию объектов (зданий, строений, сооружений) требованиям энергоэффективности, а также требованиям оснащенности их приборами учета потребляемых энергетических ресурсов. Контроль за выполнением этих требований осуществляется органами государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль за соответствием вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета при использовании энергетических ресурсов должен осуществляться застройщиком.
— в соответствии с Федеральным законом 261-ФЗ, выполнение законодательства в сфере энергосбережения и энергетической эффективности на этапе сдачи строительного объекта в эксплуатацию должно подтверждаться энергетическим паспортом потребителя топливно-энергетических ресурсов;
— в соответствии с Федеральным законом 261-ФЗ, энергетический паспорт на строительный объект (здание, строение, сооружение), вводимый в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, составляется на основании проектной документации, что соответствует закону 190-ФЗ «Градостроительный кодекс РФ».
ОФОРМЛЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО (21 ДЕКАБРЯ 2018)
Таким образом, заявление о выдаче разрешения на ввод строительного объекта в эксплуатацию дополняется документом, подтверждающим соответствие параметров данного строительного объекта проектной документации, в том числе и необходимым требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета потребляемых энергетических ресурсов. Этот документ – энергетический паспорт.
При невыполнении требований законодательства в области энергосбережения и энергетической эффективности на лицо, осуществляющее строительство, налагается административная ответственность:
— согласно 261-ФЗ, несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета потребляемых энергетических ресурсов наказывается наложением административного штрафа:
— должностное лицо – штраф в размере от двадцати до тридцати тыс. рублей;
— лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока до пятидесяти тыс. рублей;
— юридические лица — от пятисот до шестисот тыс. рублей.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод. Все этапы строительного процесса согласно закону 261-ФЗ завершаются составлением энергетического паспорта. При его отсутствии сдать объект в эксплуатацию – очень затруднительно.
Обратить особое внимание на выполнение требований законодательства в области энергосбережения и энергетической эффективности при ведении всех этапов строительства.
Например, если проектная организация передала строительной организации проект без энергетического паспорта, то у строительной организации обязательно возникнет необходимость составления энергопаспорта на объект строительства.
Что последует, если энергетического паспорта у объекта нет?
Согласно 261-ФЗ, при выявлении факта несоответствия здания, строения, сооружения или их отдельных элементов требованиям энергетической эффективности и (или) требованиям их оснащенности приборами учета потребляемых энергетических ресурсов, который возник вследствие несоблюдения данных требований застройщиком, собственник здания, строения или сооружения, а также собственники помещений в многоквартирном доме имеют право потребовать от застройщика безвозмездного устранения в разумные сроки выявленного несоответствия или же возмещения расходов, которые были произведены ими на устранение выявленного несоответствия.
Виды энергетических паспортов (энергопаспортов):
энергетический паспорт, составленный по результатам обязательного энергетического обследования (скачать форму)
энергетический паспорт, составленный на основании проектной документации (скачать форму)
Энергетический паспорт (энергопаспорт), составленный по результатам обязательного энергетического обследования
Энергетический паспорт составляется по итогам энергетического обследования юридического лица, индивидуального предпринимателя, продукции, технологического процесса, многоквартирного дома.
При наличии обособленных подразделений обследуемого юридического лица (филиалов, дочерних обществ, промплощадок, объектов и пр.) в других субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, к энергетическому паспорту прилагаются формы в соответствии с приложениями 2-22, заполненные по каждому обособленному подразделению.
Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования содержит обязательную информацию:
об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
о показателях энергетической эффективности;
о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Контроль качества и порядок регистрации:
На этапе разработки и согласования отчетной документации контролю качества подлежит:
отчет по результатам энергетического обследования;
программа энергосбережения и повышения энергоэффективности;
иная документация, предусмотренная договором, или условиями проведения энергетического обследования.
Отчетная документация, после согласованием с Заказчиком, направляется на экспертизу в один из специализированных экспертных центров СРО НП «ЭнергоАудит 31». Срок проведения экспертизы составляет не более 20 рабочих дней, с момента предоставления полного комплекта документов.
Согласование отчетной документации составленной по итогам проведения энергетического обследования проводится после получения от Экспертной организации положительного заключения по представленной на экспертизу отчетной документации.
После согласования всего комплекта отчетной документации составленной по результатам энергетического обследования, энергетический паспорт подлежит заверению и направлению в Министерство Энергетики РФ, в порядке определенном Приказом Министерства Энергетики РФ № 182 от 19 апреля 2010 г. «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».
Саморегулируемая организация в области энергетического обследования ведет реестр энергетических паспортов, составленных членами этой саморегулируемой организации.
Энергетический паспорт (энергопаспорт), составленный на основании проектной документации
Энергетический паспорт, составленный на основе проектной документации (далее — энергетический паспорт проекта), является документом, отражающим уровень теплозащиты и энергоемкости, а также величины энергетических нагрузок здания, и разрабатывается для проектируемых для строительства объектов, зданий, сооружений.
Энергетический паспорт проекта принимается в качестве подосновы при натурных испытаниях теплозащитных качеств наружных ограждающих конструкций и проверке уровня энергоемкости внутренних инженерных систем и здания в целом.
Энергетический паспорт проекта не предназначен для расчетов за коммунальные услуги, оказываемые квартиросъемщикам и владельцам квартир службами эксплуатации жилищного фонда, энергосбытовыми и энергоснабжающими и др. организациями.
Энергетический паспорт (энергопаспорт) проекта содержит сведения:
О нормативных параметрах теплозащиты здания
Расчетные проектные показатели и характеристики:
а) объемно-планировочные показатели
б) расчетное количество жителей (трудящихся);
в) уровень теплозащиты наружных ограждающих конструкций
г) энергетические нагрузки здания
д) показатели эксплуатационной энергоемкости внутренних инженерных систем здания: годовые и удельные годовые расходы конечных видов энергоносителей;
е) удельная эксплуатационная энергоемкость здания: обобщенный показатель годового расхода топливно-энергетических ресурсов в кг у.т. в расчете на 1 м2 площади квартир (внутренних помещений).
Сведения об оснащенности приборами учета.
Энергетический паспорт проекта здания с конкретным адресом снабжается листом-вкладышем для внесения результатов натурных испытаний теплозащитных качеств наружных ограждающих конструкций и проверки уровня удельной эксплуатационной энергоемкости внутренних инженерных систем и здания в целом, внесения результатов натурных обследований наружных ограждающих конструкций, внутренних инженерных систем и наружных сетей — на предмет выявления соответствия фактических показателей проектным, а также записи выводов и рекомендаций организаций, проведших натурные испытания и обследования.
Энергетический паспорт (энергопаспорт) проекта (объекта нового строительства, реконструкции) разрабатывается в качестве приложения к разделу проекта (ТЭО, рабочего проекта) «Энергоэффективность» на основании задания заказчика.
ИсточникРазрешение на строительство трансформаторной подстанции
Необходимость в возведении трансформаторных подстанций может быть обусловлена различными причинами. Процесс строительства объекта энергетического хозяйства отличается многоэтапностью и требует наличия у застройщика определенной документации. В зависимости от производительности и назначения сооружения для генерации электроэнергии делятся на несколько типов. И для некоторых из них может потребоваться разрешение на строительство подстанции.
В каких случаях необходимо получить разрешение на выполнение строительства
К функции трансформаторных подстанций относится понижение напряжения, подаваемого распределительными сетями, до необходимых в быту и производстве параметров. Подобные сооружения возводятся практически повсеместно – для нужд жилых и промышленных объектов, торговых и административных центров, спортивных залов, салонов красоты и иных зданий.
Все виды ТП делятся на следующие категории:
- распределяющие – отличаются большими размерами, осуществляют передачу электричества от генерирующего источника в сеть;
- потребительские – выполняют электроснабжение единичного промышленного здания, допускают дополнительное подключение рядовых потребителей поблизости;
- узловые – обладают стратегическим значением, входят в структуру магистральных систем, подразумевают присоединение линий от нескольких электрических установок;
- распределительные – осуществляют поставку электроэнергии к конечным потребителям.
Перед началом строительства новой ТП важно определиться с ее назначением – от этого напрямую зависят дальнейшие действия владельца.
Возведение здания требует подготовки детального проекта и согласования его с надзорными учреждениями. Без получения разрешения постройка может быть признана незаконной – в этом случае владелец столкнется с проблемой подключения подстанции к источнику электроэнергии, штрафными санкциями. В отдельных случаях возведенное сооружение может быть признано подлежащим к сносу.
В соответствии с законодательством, разрешение требуется для объектов капитального строительства. Основными его характеристиками выступают признаки недвижимого имущества – размещение в конкретном месте, присутствие монолитного фундамента, оснащение подземными коммуникациями для соединения с источниками снабжения. Исходя из перечисленного, не каждая трансформаторная подстанция – объект капитального строительства.
Исключить дальнейшие сложности с контролирующими органами поможет знание Градостроительного кодекса. В соответствии с п.17 статьи 51 разрешительный документ не требуется в случаях:
- возведения подстанции на дачном земельном участке или территории садового товарищества;
- строительства или модернизации строения без фундамента;
- обустройства сооружения вспомогательного характера;
- внесения изменений в уже функционирующие объекты капитально строительства, если указанные изменения не касаются конструктивных характеристик.
Разрешение на строительство трансформаторной подстанции может требоваться и в иных случаях. Сотрудники надзорных служб учитывают показатели вырабатываемого сооружением напряжения, степень сложности постройки, особенности ее местоположения и расстояние к ближайшим зданиям. Владельцу участка, на котором планируется возведение ТП, следует воспользоваться услугами компетентной компании – ее сотрудники выполнят все подготовительные и строительно-монтажные работы с учетом существующих норм и стандартов, рассчитают оптимальные показатели мощности подстанции и подберут соответствующее оборудование.
Процесс получения разрешения
Перед тем, как приступить непосредственно к возведению подстанции, необходимо пройти многочисленные этапы подготовки. К ним относится проведение изыскательных работ, разработка и утверждение проекта, составление сметы и ведомости необходимого оборудования и материалов, получение многочисленных допусков и разрешений.
Подача заявления на выдачу разрешения сопровождается подготовкой большого количества документов. От заявителя потребуются следующие бумаги:
- разрешение от исполкома, на территории которого планируется строительство ТП, о выполнении проектно-изыскательских мероприятий и строительства;
- письменное одобрение проекта, выданное учреждением государственной экспертизы;
- приказ, утверждающий проект, со стороны финансирующей строительство организации;
- договор с подрядной компанией, с приложением аттестата ее соответствия планируемым работам;
- договор с организацией, на которую возлагаются функции проведения технического надзора за процессом СМР;
- договор по авторскому надзору с копией приказа о назначении ответственного лица;
- декларация, подтверждающая соответствие проекта существующим нормам.
Строительство объекта повышенной опасности подразумевает работу специалистов. Обратившись к нам, вы сможете не беспокоиться по поводу возможных сложностей с надзорными органами. Опытные сотрудники нашей компании изучат характеристики планируемого к возведению сооружения и определят, является ли трансформаторная подстанция объектом капитального строительства в вашем случае. А также произведут весь комплекс подготовительных и строительно-монтажных работ, обеспечат подключение новой ТП к сети и предложат услуги по ее дальнейшему обслуживанию.
ИсточникКогда не требуется разрешение на строительство объектов энергетики
В соответствии с 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях:
1) строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства /соответственно сооружений линейных объектов электроэнерегтики на дачных участках не требует получения разрешения на строительство/;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) /соответственно установка транформатоных подстанций киоскового типа без фундамента не требует получения разрешения на строительство/;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования /соответственно в случае получения в органах местного самоуправления справки об отнесении сооружения к вспомогательному, разрешение на строительство требоваться не будет/;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется, в частности:
в Московской области Законом от 10 октября 2014 г. N 124/2014-ОЗ , в качестве иных случаев в части объектов электроэнергетики прописано:
«Статья 2. Случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство
1. Получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях:
1) строительства объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 киловольт включительно;
2) реконструкции объектов электросетевого хозяйства, не являющихся линейными объектами, классом напряжения до 20 киловольт включительно;
5) реконструкции линий электропередачи. не требующей увеличения размеров охранных зон таких объектов;
2. Действие части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи строительства и (или) реконструкции особо опасных и технически сложных объектов и объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Застройщик при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) не позднее чем за 10 рабочих дней до начала строительства и (или) реконструкции безвозмездно передает в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, сведения и документы, указанные в части 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) в течение 10 рабочих дней после окончания строительства и (или) реконструкции безвозмездно передает в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, документы, указанные в пункте 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев строительства и (или) реконструкции линейных объектов.»
в Ленинградской области Областным законом Ленинградской области от 18.05.2012 N 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области», в качестве иных случаев в части объектов электроэнергетики прописано:
«Статья 1. Случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство
1. Не требуется получение разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством) для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам):
1) строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «отдых (рекреация)», используемых для оказания услуг по организации спорта, отдыха и развлечений, физкультурно-оздоровительной деятельности, объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, предназначенных для предоставления указанных услуг и обеспечения деятельности;
6) реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов, водопроводов, трубопроводов тепловых сетей, сетей канализации, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты;
9) строительства линий электропередачи напряжением 10 киловольт и менее;
10) строительства, реконструкции комплектных (блок-модульных) трансформаторных подстанций с количеством трансформаторов не более двух мощностью не более 1250 киловольт-ампер каждый, столбовых трансформаторных подстанций, мачтовых трансформаторных подстанций;
11) строительства на земельных участках, расположенных за пределами населенного пункта, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения и входящих в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственных построек с количеством этажей не более чем два, мелиоративных и других сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности;
2. Не требуется получение разрешения на строительство при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам):
1) строительства, реконструкции на территории сельскохозяйственного предприятия, а также на земельном участке, предоставленном или приобретенном для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства, зданий, строений и сооружений относящихся в соответствии с пунктом 7.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, к объектам и производствам агропромышленного комплекса;
2) строительства на землях общего пользования садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения в пределах территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (линий электропередачи, линий связи, водопроводов, газопроводов, сетей канализации, автомобильных дорог, трансформаторных подстанций, водонапорных башен, котельных, детских и спортивных площадок, площадок для сбора мусора, противопожарных сооружений, административных зданий с количеством этажей не более чем два и общей площадью не более 500 квадратных метров, зданий, предназначенных для размещения предприятий общественного питания, медицинских учреждений, дошкольных образовательных учреждений);
3) строительства на территории промышленного предприятия объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения основной деятельности предприятия: гаражей, складов сырья и готовой продукции, трансформаторных подстанций, инженерно-технических сетей, в том числе внутриплощадочных газопроводов, сетей канализации;
4) строительства линейных объектов федерального и регионального значения (линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других) на лесных участках, предоставленных для размещения указанных объектов в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации;
4-1) строительства линейных объектов федерального и регионального значения (дорог, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов) на земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных на период осуществления строительства указанных объектов в соответствии с частью 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) строительства линейных объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения в границах населенного пункта;
7) строительства трансформаторных подстанций, не являющихся вспомогательными объектами по отношению к иным существующим или строящимся объектам капитального строительства;
8) строительства, реконструкции отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности, в пределах границ земельных участков предприятий, размещенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения;
9) реконструкции отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, на землях населенных пунктов.
Статья 2. Размещение сведений об объектах капитального строительства в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
Застройщик при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных статьей 1 настоящего областного закона, для размещения сведений об объектах капитального строительства в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, предусмотренных статьями 56 и 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1) не позднее чем за 10 рабочих дней до начала строительства, реконструкции безвозмездно передает в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления документы, указанные в части 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) в течение 10 рабочих дней после окончания строительства, реконструкции безвозмездно передает в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления документы, указанные в пункте 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.»