Комментарий к статье 51 ГСК РФ Разрешение на строительство
2. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» ч. 3 комментируемой статьи вводится в действие с 1 января 2010 г.
Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что выдача разрешений на строительство не допускается при отсутствии правил землепользования и застройки. Исключение из этого правила составляют земельные участки, на которые не распространяется или не устанавливается действие градостроительных регламентов.
В соответствии со ст. 36 комментируемого Кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
разрешение на строительство линейных объектов
в границах территорий общего пользования;
занятые линейными объектами;
предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
3. Части 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают компетенцию исполнительных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях по выдаче разрешений на строительство.
4. Часть 6 комментируемой статьи определяет органы, выдающие разрешение на строительство объектов капитального строительства, размещение которых допускает изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа.
В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Статья 55 Земельного кодекса устанавливает, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статья 63 Земельного кодекса предусматривает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.
Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными выше, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
5. Части 7 и 9 устанавливают перечни документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство. Перечни документов являются закрытыми, требование иных документов не допускается. Заявление направляется в органы, уполномоченные выдавать такое разрешение, в соответствии с ч. 4 — 6 комментируемой статьи.
6. В качестве примера рассмотрим Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2005 г. N 97 (в ред. от 11 октября 2005 г.), которым был утвержден Порядок оформления исходно-разрешительной документации для строительства объектов недвижимости на территории Республики Татарстан.
Разрешение на строительство на территории Республики Татарстан выдается органом исполнительной власти Республики Татарстан — Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Республики Татарстан Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (Инспекция ГАСН РТ) на весь период строительства при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации по принятой форме и на выполнение строительно-монтажных работ по этапам строительства.
Разрешение на строительство выдается в случаях нового строительства, реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения, инженерных сооружений и коммуникаций, нового строительства и реконструкции автомобильных дорог и их участков (пусковых комплексов), мостов, путепроводов, объектов придорожного сервиса и других сооружений, а также их капитального ремонта независимо от источников финансирования и форм собственности.
Для получения разрешения на строительство объекта заявитель представляет в Инспекцию ГАСН РТ следующие документы:
а) заявление на получение разрешения на строительство по установленной форме. К заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
б) документы, удостоверяющие право инвестора, застройщика на земельный участок;
в) градостроительный план земельного участка, скопированный с генерального плана участок строительства на топографической основе в масштабе 1:500, подписанный главным архитектором города (района) и разработчиком проекта планировки и застройки города (района);
г) материалы, содержащиеся в проектной документации, в том числе:
схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с указанием внутриплощадочных и пешеходных проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
схемы, отображающие архитектурные решения;
сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
положительное сводное заключение государственной вневедомственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) и рабочему проекту (при двухстадийном проектировании) или рабочему проекту (при одностадийном проектировании) и распорядительный документ об утверждении проектно-сметной документации. Положительное заключение представляется на объект в целом или для поэтапного строительства;
проект организации строительства работ, в том числе организации работ по сносу, реконструкции или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса РФ);
согласие всех правообладателей капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Также необходимо предоставить информацию о сроке начала строительства.
Разрешение на строительство подписывается руководителем Инспекции ГАСН РТ или его заместителем и может выдаваться как:
разрешение на строительство по объекту в целом;
разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ (подготовительных работ, земляных работ по устройству котлованов, прокладки коммуникаций, устройства фундаментов и каркаса).
Срок действия разрешения на строительство устанавливается исходя из приведенного в проекте организации строительства периода времени, необходимого для строительства объекта в целом или выполнения отдельных видов строительных работ.
6. Части 11 — 13 комментируемой статьи устанавливают порядок действий уполномоченного органа в случае поступления заявления о выдаче разрешения на строительство.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в п. 2 ч. 11 ст. 51, предусматривают, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку соответствия либо проектной документации, либо схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В результате проведенной в течение 10 дней проверки полученных документов уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения, если необходимые документы представлены не в полном объеме или же не соответствуют установленным требованиям.
Выдача разрешения на строительство осуществляется бесплатно.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в ч. 13 комментируемой статьи была уточнена формулировка об отказе в выдаче разрешения на строительство уполномоченным органом.
7. Часть 14 комментируемой статьи устанавливает возможность оспорить отказ в выдаче разрешения в судебном порядке.
8. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» ч. 15 была изложена в новой редакции. Положение о бесплатности выдаче разрешения на строительство осталось в силе, было добавлено положение о сроке, в течение которого уполномоченные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный строительный надзор, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.
9. Часть 17 комментируемой статьи устанавливает случаи, когда выдача разрешения не требуется.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» п. 1 ч. 17 ст. 51 был уточнен. В настоящее время выдача разрешения на строительство гаража не требуется, если его строительство осуществляется на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или осуществляется на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Пунктом 5 ч. 17 ст. 51 установлено, что выдача разрешений на строительство не требуется и в иных случаях, установленных Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности. Например, п. 5 ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. N 341-з «О регулировании градостроительной деятельности в Республики Башкортостан» установлено, что выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства уличных распределительных сетей инженерно-технического обеспечения в зонах застройки индивидуальными жилыми домами.
10. Часть 18 комментируемой статьи предусматривает обязанность застройщика в случае получения разрешения на строительство безвозмездно передать установленные материалы для размещения их в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Содержание информационного обеспечения градостроительной деятельности установлено гл. 7 комментируемого Кодекса.
Изменение, внесенное в ч. 18 комментируемой статьи Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», расширяет состав материалов, которые застройщик обязан передать для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
11. Части 19 — 21 комментируемой статьи устанавливают срок действия разрешения на строительство, возможность его продления, а также закрепляют непрерывность срока действия данного разрешения при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства.
12. Часть 22 комментируемой статьи устанавливает право Правительства РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать порядок выдачи разрешений на строительство на земельные участки, на которые не устанавливаются или не распространяются действия градостроительных регламентов.
13. Заключительная часть комментируемой статьи имеет отсылочную норму к законодательству о государственной тайне.
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221 были утверждены Правила выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения.
Строительство объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения подразумевает создание, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение находящихся в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности зданий, строений, сооружений и их комплексов, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и иных источников финансирования в соответствии со специальными правилами использования территорий, специальными государственными стандартами, градостроительными нормативами и правилами, особым порядком разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, а также специальными разрешениями на строительство объектов недвижимости, составляющих государственную тайну, и объектов военной инфраструктуры.
Специальные разрешения на строительство объектов недвижимости, составляющих государственную тайну, выдаются на основании лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
ИсточникИнститут документации по планировке территории линейных объектов в системе государственной градостроительной политики
Толмачева, О. А. Институт документации по планировке территории линейных объектов в системе государственной градостроительной политики / О. А. Толмачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49327/ (дата обращения: 22.09.2022).
Статья посвящена определению основы и содержания института документации по планировке территории линейных объектов, ввиду возрастания его значимости в сфере градостроительной деятельности. Вопрос подготовки проекта планировки и проекта межевания территории, на которой предусматривается размещение линейных объектов, рассматривается как часть государственной градостроительной политики, направленной на увеличение показателей социально-экономического развития страны. В тексте статьи также приведена проблематика вопроса в рамках действующего законодательства и выявлены возможные пути совершенствования данного института на современном этапе.
Ключевые слова: линейный объект, проект планировки территории, проект межевания территории, документация по планировке территории, градостроительная деятельность, градостроительная политика, устойчивое и комплексное развитие территории.
В настоящее время вопросы устойчивого и комплексного развития территории составляют основу градостроительной политики государства, определяя уровень социально-экономического развития общества в целом. Несомненно, данный вопрос остается актуальным как при планировании развития городской среды и застройки, так и при формировании мероприятий для развития отрасли на перспективный период.
В качестве основополагающих инструментов политики государства в области градостроительства выступают: документы территориального планирования разных уровней, документы градостроительного зонирования, документация по планировке территории, которые составляют основу для реализации принципов действующего законодательства по градостроительной деятельности.
Современный этап градостроительного развития территории характеризуется многими факторами, в том числе:
– вовлечением свободных от застройки земельных участков в хозяйственный оборот;
– увеличением процента застройки, а соответственно, и плотности застройки;
– инвестированием в потенциально привлекательные территории;
– развитием транспортной, инженерной, коммунальной и социальной инфраструктур;
– сохранением исторически сложившихся архитектурно-планировочных форм;
– ростом урбанизированности среды.
Вышеуказанные факторы способствуют оптимальной пространственной организации территории только при наличии рациональной государственной градостроительной политики в совокупности с постоянным мониторингом окружающей среды, а также учетом экологических, экономических и социальных факторов.
Объектами градостроительной деятельности, согласно ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, являются соответствующие территории городов и иных поселений [2]. На уровне таких территорий также выделяются объекты, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность. Так, например, в разрезе городской среды, к таковым можно отнести объекты капитального строительства, в том числе линейные объекты.
Определение «линейного объекта» в действующем законодательстве носит в большей степени собирательный характер, ввиду того, что четко сформулированного понятия не существует, но в отдельных нормативно-правовых актах представлены виды (группы) объектов, которые можно отнести к линейным:
- Линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). [2]
- Мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи (п. 5 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ). [1]
- Дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). [13]
Исторически сложилось, что линейные объекты (транспортные магистрали, коммуникационные узлы, линии связи) формируют материально-пространственную структуру населенного пункта [10]. Выступая в качестве структурного каркаса соответствующей территории, такие сооружения связывают жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационные и иные комплексы.
Строительство линейных объектов является неотъемлемой частью градостроительной политики, играя значимую роль в следующих аспектах:
– в комплексном развитии территорий;
– в обеспечении благоприятных условий жизни населения;
– в совершенствовании существующей инфраструктуры;
– в повышении показателей экономического развития страны.
Руководствуясь нормами Градостроительного кодекса РФ (ч. 2 ст. 51), строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Получение разрешения на строительство линейного объекта возможно в случае подготовленной и утвержденной документации по планировке территории в составе проекта планировки территории и проекта межевания территории (п. 2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). [2]
Однако действующим законодательством [7] определены случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории. На практике такие случаи встречаются, но в настоящей статье подробнее остановимся именно на варианте разработки проектов планировки и проектов межевания территории при строительстве вышеуказанных сооружений.
В результате анализа нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы подготовки документации по планировке линейных объектов можно заключить, что данный институт находит свое развитие в современном законодательстве. Так, помимо фундаментальных законов, в том числе Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, разрабатываются новые законопроекты, а также утверждаются самостоятельные нормативно-правовые акты, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
К числу новых законодательных актов в части разработки документации по планировке территории, утвержденных на территории РФ, можно отнести:
- Постановление правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов» (далее — Постановление правительства № 564);
- Постановление правительства Российской Федерации от 07.08.2017 № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории» (далее — Постановление правительства № 269).
Особое внимание также уделим Проекту закона № 187920–7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов».
Раскрывая положения Градостроительного кодекса РФ, Постановление правительства № 564 охватывает весь перечень вопросов по подготовке исключительно проекта планировки территории под линейным объектом.
Проект планировки территории, на которой размещаются указанные сооружения, несет важную смысловую нагрузку, регулируя отношения по землепользованию и капитальному строительству:
– является основанием для разработки проектной документации линейного объекта [4,12];
– является основанием для принятия решения об изъятии земельных участков [4];
– определяет основные параметры строительства [4];
– определяет расположение элемента планировочной структуры; территорий зон с особыми условиями использования территории; территорий объектов культурного наследия; территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций; территорий общего пользования [2,4];
– уточняет порядок развития определенной территории [12].
В результате анализа норм Постановления правительства № 564 встает закономерный вопрос о причинах рассмотрения только содержания и состава проекта планировки применительно к территориям, на которых располагаются линейные сооружения, тогда как требования к проекту межевания остаются общими для всех видов объектов и излагаются в ст. 43 Градостроительного кодекса РФ.
Интересен и тот факт, что если руководствоваться предложенными в Проекте закона № 187920–7 нормами, то в ближайшее время размещение линейного объекта будет осуществляться на условиях публичного сервитута без образования земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации прав на него [6]. Соответственно, актуальным будет вопрос о составе проекта межевания, а также необходимости его подготовки в полном объеме применительно к территориям, предусматривающим размещение линейных сооружений.
Не исключается и возможность подготовки проекта межевания в более упрощенном виде ввиду того, что законодатели предполагают создание единого упрощенного порядка размещения линейных объектов, что будет способствовать сдерживанию тарифов, ускорит темпы строительства и, в конечном итоге, обеспечит рост экономики в целом. Еще одним позитивным результатом такой политики будет служить развитие института публичных сервитутов, который в настоящее время функционирует только в части ремонта линейных объектов, а в перспективе поможет в решении проблемы инфраструктурной обеспеченности планируемых к развитию территорий. [5]
Мероприятия по упрощению порядка оформления земельных участков для размещения линейных объектов, а также по сокращению сроков такого оформления уже заложены в программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. [8]
В заключении хотелось бы отметить, что институт документации по планировке территории в целях размещения линейных объектов, как структурная часть градостроительной политики государства, играет значимую роль во многих сферах жизни общества, выступая определенным гарантом развития систем социального, инженерно-технического и транспортного обслуживания.
Образуя пространственный и транспортно-коммуникационный каркас определенной территории, линейные объекты обеспечивают комфортные условия жизни и деятельности населения, в совокупности реализуя принципы государственной политики.
В настоящее время бурный приток инвестиций поступает именно в земельно-имущественный комплекс страны, ввиду увеличения спроса на земельные участки, потенциально пригодные для строительства. При этом речь идет не только о жилищном строительстве, но также промышленном и инфраструктурном.
Для повышения эффективности государственного и муниципального управления институтом документации по планировке территории в целях размещения линейных объектов, необходимо обеспечивать на всех уровнях управления:
– совершенствование инструментов осуществления градостроительной политики, в том числе требований к подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
– актуализацию действующих нормативно-правовых актов, согласно утверждаемых в данной области законов;
– мониторинг результатов программ комплексного развития транспортной, инженерной, социальной инфраструктур с последующим их обновлением;
– систематизацию и актуализацию информационных ресурсов получения сведений, в том числе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
– привлечение инвестиций в имущественный комплекс страны.
- Водный кодекс Российской Федерации. Принят Гос. Думой 12.04.2006 г. Одобрен Советом Федерации 26.05.2006 г. // Российская газета, N 121, 08.06.2006. В ред. от 29.07.2017.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации. Принят Гос. Думой 22.12.2004 г. Одобрен Советом Федерации 24.12.2004 г. // Российская газета, № 290, 30.12.2004. В ред. от 31.12.2017.
- Земельный кодекс Российской Федерации. Принят Гос. Думой 28.09.2001 г. Одобрен Советом Федерации 10.10.2001 г. // Российская газета, N 211–212, 30.10.2001. В ред. от 31.12.2017.
- Некрестьянов Д. С. Юридический справочник застройщика, 2-е изд-е, 2017.
- Официальный портала Росреестра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/, свободный.
- Постановление правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов».
- Постановление правительства Российской Федерации от 07.08.2017 № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории».
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru, свободный.
- Проект закона № 187920–7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов».
- Статья: Материально-пространственная структура среды. Каркас города. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alyos.ru/enciklopediya/arhitektura_gorodskoj_sredi/materialno_prostranstvennaya_struktura_sredi_karkas_goroda.html, свободный.
- Тихонова, К.В., Ксенз, В. Я. Разработка градостроительной документации (проекта планировки) при размещении линейных объектов // Экономика и экология территориальных образований. — Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2016.
- Файзуллин И. Э. Градостроительная политика и развитие территорий // Российское предпринимательство, № 7(2), 2010.
- Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ. В редакции от 11.08.2017.
Основные термины (генерируются автоматически): планировка территории, Градостроительный кодекс РФ, градостроительная деятельность, действующее законодательство, Постановление правительства, проект межевания территории, градостроительная политика, капитальное строительство, линия связи, Российская Федерация.
Ключевые слова
линейный объект, проект планировки территории, проект межевания территории, документация по планировке территории, градостроительная деятельность, градостроительная политика, устойчивое и комплексное развитие территории
Похожие статьи
Правовой режим земель, предназначенных для комплексного.
Данный участок предоставляется в аренду по результатам торгов (ч.2 ст. 46.4 ГрК РФ). Заключив договор о комплексном освоении территории, юридическое лицо разрабатывает проект планировки и проект межевания территории, после утверждения которых.
Полномочия органов местного самоуправления в области.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, каким бы он ни был, является единственным источником права в градостроительной сфере, основным регулятором современных отношений, в которых выступают органы местного самоуправления.
Признаки самовольной постройки в современном гражданском праве
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее — ГрК РФ) таковыми являются разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию.
Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного.
Кроме того в соответствии со ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ [4] разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов
прокурорский надзор в сфере градостроительного.
Российская Федерация, градостроительное законодательство, градостроительная деятельность, земельное законодательство, рассматриваемая сфера, государственный строительный надзор.
Проблемы реализации территориального планирования на.
Основным законом, регулирующим градостроительство в РФ, является Градостроительный кодекс (ГрК РФ), в статье 1 которого обозначено следующее определение: «Градостроительная деятельность — это деятельность по развитию территорий.
Роль органов местного самоуправления в установлении.
Основным источником правового регулирования является Градостроительный кодекс Российской Федерации, устанавливающий три вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные; условно-разрешенные.
К вопросу о понятии жилищного строительства
жилищное строительство, РФ, жилое помещение, жилищный фонд, помещение, проживание граждан, дом, Российская Федерация, жилой дом, Градостроительный кодекс РФ.
Совершенствование Правил землепользования и застройки.
Главные задачи градостроительной политики заключаются в том, чтоб обеспечить [2]
Иначе говоря, для размещения данных объектов нужно разработать документацию по планировке рассматриваемой территории.
ИсточникСтатья 51 Градостроительного Кодекса РФ — порядок выдачи разрешения на строительство жилого дома
В 2018 году Градостроительный кодекс РФ, в частности, статья 51 устанавливает обязательность получения разрешения для проведения строительного процесса.
При его отсутствии возведение многоэтажных домов считается незаконным.
О чем ст. 51 Градостроительного кодекса
Нормы устанавливают понятие и правила предоставления разрешительного документа.
Он согласовывает проектную документацию с учетом требований, предусмотренных градостроительным законодательством и различными схемами планировки и разграничения земли при осуществлении строительного процесса либо реконструкции здания, а также возможность возведения имущественного объекта на участке, сообразуясь с видом его разрешенного использования и учитывая ограничения, предусмотренные законом.
Наличие согласованных бумаг дает возможность осуществлять строительные процедуры.
Кто выдает разрешение на строительство
Оно готовится муниципалитетом в адресе нахождения надела, исключая ситуации, когда объект возводится на:
- Территориях, занимающих свыше двух государственных правовых образований РФ или закрытого административного округа, не совпадающего с пределами субъектов государства — представляется соответствующим федеральным учреждением.
- Участке, располагающемся в 2 и больше муниципальных районов – оформляется органом власти краевого или областного уровня.
- Площади более одного поселения или между селениями в пределах образования – готовится местной администрацией.
- Территории, используемой для проведения деятельности по пользованию недр – соответствующим государственным фондом.
Возведение инфраструктуры для использования атомной энергии сопровождается контролем учреждения, выполняющего управление в данной сфере. Космические проекты реализуются под наблюдением государственной корпорации «Роскосмос».
Постройка иных сооружений сопровождается соответствующими уполномоченными службами.
Срок действия разрешения на строительство
Как правило, возводить постройку начинают сразу после выдачи согласования.
Но иногда такие мероприятия откладываются по возникающим обстоятельствам.
Как долго возможно затягивать строительные работы?
Важно знать: разрешение на строительство действует в течение 3 лет с даты его выдачи. За это время должен быть построен фундамент, несущие стены и перекрытия здания.
Если требования, установленные законом, в предусмотренный срок не были выполнены, разрешение теряет силу и действующий бланк придется получать снова.
Внесение изменений в разрешение
Действующее законодательство устанавливает возможность проведения строительных работ на основании согласованных документов, а субъект, возводящий дом, должен ориентироваться на проектные и другие бумаги, предусмотренные положениями градкодекса.
Но иногда возникают ситуации, когда застройщику необходимо изменить какие-либо параметры строящегося объекта, например, площадь или этажность дома. Для этого существует часть 7 ст.52 ГрК РФ, предусматривающая такие корректировки.
Однако Обзор ВС РФ от 23.12.2015г. №4, утвержденный Президиумом ВС РФ, содержит одно из ключевых положений, указывающее, что изменения в выданное согласование не могут быть внесены при отсутствии выявленной при проведении работ объективной надобности отклонения характеристик объекта от проекта и соблюдения правил внесения корректировки.
Отказать в этом могут по следующим причинам:
- Отсутствие данных о правоопределяющих документах в заявке о передаче прав на землю.
- Недостоверность информации, представленной в извещении о переходе правомочий на землю, разработки недр, создания надела.
- Несоответствие запланированного размещения строения строительным стандартам и его переустройства, действующих при выдаче градостроительного регламента, а также ограничений, предусмотренных иными нормами права.
Продление разрешения
Часть 20 ст.51 ГрК РФ определяет возможность продления срока использования разрешения.
Он может увеличиваться службой, выдавшей одобрение по обращению строительной компании, представленной в период не позже, чем за два месяца до его окончания.
В продлении может быть отказано, если запланированные работы не были начаты до окончания права на подачи заявки.
При её подаче субъектом, осуществляющим привлечение средств людей для долевого строительства дома или других недвижимых объектов, к ней в обязательном порядке прикладывается договор:
- Поручительства финансового учреждения за недобросовестное исполнение организацией обязательств по оформлению права на построенную жилую площадь на основании соглашения о долевом участии.
- Страхования ответственности компании, привлекшей финансы людей для возведения многоэтажного дома за невыполнение своих обязательств.
Разрешение на строительство линейного объекта
Согласование необходимо получать при возведении либо реконструкции инфраструктуры.
Такими функциями обладают государственные службы, властные структуры административных образований или органы управления на местах.
Для выдачи согласованного одобрения потребуется:
- Подготовить обращение и передать в уполномоченную структуру. Это можно сделать лично либо через МФЦ.
- Собрать установленный список бумаг. В него входят:
- свидетельство, устанавливающее право владения наделом;
- градостроительный план;
- плановые материалы – схемы и пояснительная записка;
- строительная экспертиза Гостройнадзора;
- согласование правообладателей земли на осуществление мероприятий.
В отдельных ситуациях могут требоваться дополнительные документы, такие как, свидетельство об аккредитации субъекта, постановление общего собрания и другое.
Специалисты советуют: в каждом индивидуальном случае перечень нужно уточнять в службе, выполняющей на подготовку разрешительных бумаг, чтобы избежать возврата документации и отказа в одобрении и дальнейшего оформления имущества.
Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома
Правила получения согласия на проведение строительных и реконструкционных операций аналогичен выдаче согласия на линейный объект.
Отличия существуют лишь в перечне представляемых бумаг.
Для возведения многоквартирного дома потребуются помимо вышеуказанного списка:
- Необходимые пояснительные записки.
- Заключение экспертов, привязанного к архитектурным исследованиям.
- Специальное согласование при отклонении от максимальных данных. Потребуется для компаний, возводящих объекты с отклонениями от стандартных параметров. Выдается Комиссией по вопросам застроек.
- Проект здания.
Кроме этого, застройщик обязан после получения согласования выполнить требования о направлении дополнительной информации. Это:
- схема площади на каждый объект для формирования общей системы обеспечивающей работу отдела по градостроительству;
- копии частей проектных разработок;
- итоги исследований инженерных и технических направленностей;
- информация о площади дома.
Для ИЖС специальные требования не предусмотрены.
Подводя итоги, нужно отметить, что получить разрешение не представляет больших трудностей. Во избежание отказа в представлении и для ускорения процедуры нужно заблаговременно подготовить требуемый перечень бумаг и четко следовать проверенному поэтапному регламенту.
Смотрите видео, в котором пользователь разъясняет, как получить разрешение на строительство жилого дома: