Как отразить в учете реконструкцию основных средств
При эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Реконструкция является одним из способов восстановления основного средства (п. 26 ПБУ 6/01).
Реконструкцию основных средств можно выполнить:
- хозспособом (т. е. собственными силами организации);
- подрядным способом (т. е. с привлечением сторонних организаций (предпринимателей, граждан)).
Документальное оформление
Решение о реконструкции основных средств нужно оформить приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:
- причины реконструкции;
- сроки ее проведения;
- лиц, ответственных за проведение реконструкции.
Объясняется это тем, что все операции должны быть подтверждены документально (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Если организация выполняет реконструкцию не собственными силами, то с исполнителями нужно заключить договор подряда (ст. 702 ГК РФ).
ДКШ: идёт подготовка к реконструкции
При передаче основного средства подрядчику оформите акт о приеме-передаче основного средства на реконструкцию. Поскольку унифицированной формы акта нет, организация может разработать ее самостоятельно. Если основное средство будет утрачено (испорчено) подрядчиком, подписанный акт позволит организации потребовать возмещения причиненных убытков (ст. 714 и 15 ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу основного средства подрядчику будет затруднительно.
При передаче основного средства на реконструкцию в специальное подразделение организации (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение по форме № ОС-2 . Если при реконструкции местонахождение основного средства не меняется, никаких передаточных документов составлять не нужно. Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
По окончании реконструкции составляется акт о приеме-сдаче по форме № ОС-3 . Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом была проведена реконструкция. Только в первом случае организация оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывают:
- члены приемочной комиссии, созданной в организации;
- сотрудники, ответственные за реконструкцию основного средства (или представители подрядчика);
- сотрудники, ответственные за сохранность основного средства после реконструкции.
После этого акт утверждает руководитель организации и его передают бухгалтеру.
Если подрядчик проводил реконструкцию здания, сооружения или помещения, которая относится к строительно-монтажным работам, то дополнительно к акту по форме № ОС-3 должны быть подписаны акт приемки по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3, утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100.
Как заказать строительство или реконструкцию фасада здания
Госрегистрация изменений
В результате реконструкции могут измениться характеристики здания (сооружения), которые были первоначально указаны при его госрегистрации. Например, изменилась общая площадь или этажность здания. В этом случае новые характеристики здания (сооружения) необходимо зарегистрировать в госреестре (п. 68 Правил, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. № 765). При этом здание (сооружение) не заново регистрируется, а производится лишь запись в реестре об изменении его характеристик.
Для регистрации изменений в территориальное отделение Росреестра нужно представить:
- заявление о внесении изменений в госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- документы, подтверждающие изменение соответствующих сведений, ранее внесенных в госреестр (например, справку из БТИ);
- платежное поручение на уплату госпошлины в сумме 1000 руб. (подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Об этом сказано в пунктах 4 и 5.1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457, разделе IX Методических указаний, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184.
Бухучет
Затраты на реконструкцию основных средств изменяют (увеличивают) их первоначальную стоимость в бухучете (п. 14 ПБУ 6/01).
Организация обязана вести учет основных средств по степени их использования:
- в эксплуатации;
- в запасе (резерве);
- на реконструкции и т. д.
Об этом сказано в пункте 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Учет основных средств по степени использования можно вести с отражением или без отражения на дополнительных субсчетах к счетам 01 (03). Так, при долгосрочной реконструкции целесообразно учитывать основные средства на отдельном субсчете «Основные средства на реконструкции». Такой подход согласуется с пунктом 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства на реконструкции» Кредит 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– передано на реконструкцию основное средство.
По окончании реконструкции сделайте проводку:
Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 (03) субсчет «Основные средства на реконструкции»
– принято из реконструкции основное средство.
Учет затрат на реконструкцию
Затраты на реконструкцию основных средств учитывайте на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п. 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Чтобы обеспечить возможность получения данных по видам капитальных вложений, к счету 08 целесообразно открыть субсчет «Расходы на реконструкцию».
Затраты на проведение реконструкции основных средств хозспособом состоят:
- из стоимости расходных материалов;
- из зарплаты сотрудников, отчислений с нее и т. д.
Затраты на проведение реконструкции собственными силами отразите проводкой:
Дебет 08 субсчет «Расходы на реконструкцию» Кредит 10 (16, 23, 68, 69, 70. )
– учтены расходы на проведение реконструкции.
Если организация выполняет реконструкцию основных средств с привлечением подрядчика, то его вознаграждение отразите проводкой:
Дебет 08 субсчет «Расходы на реконструкцию» Кредит 60
– учтены затраты на реконструкцию основного средства, выполненную подрядным способом.
По завершении реконструкции затраты, учтенные на счете 08, можно включить в первоначальную стоимость основного средства либо учесть обособленно на счете 01 (03). Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
При включении затрат на проведение реконструкции в первоначальную стоимость основного средства сделайте проводку:
Дебет 01 (03) Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
– увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по реконструкции.
В этом случае расходы на проведение реконструкции отразите в инвентарной карточке учета основного средства по форме № ОС-6 ( ОС-6а ) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (применяется малыми предприятиями ). Об этом сказано в указаниях, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Если сведения о проведенной реконструкции отразить в старой карточке затруднительно, взамен ей откройте новую (п. 40 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).
При обособленном учете затраты на проведение реконструкции спишите на отдельный субсчет к счету 01 (03). Например, субсчет «Расходы на реконструкцию основного средства»:
Дебет 01 (03) субсчет «Расходы на реконструкцию основного средства» Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
– списаны затраты на проведение реконструкции основного средства на счет 01 (03).
В этом случае на сумму произведенных затрат откройте отдельную инвентарную карточку по форме № ОС-6 . Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Амортизация во время реконструкции
При проведении реконструкции со сроком не более 12 месяцев амортизацию по основному средству начисляйте. Если реконструкция основного средства проводится более 12 месяцев, то начисление амортизации по нему приостановите. В этом случае возобновите начисление амортизации после окончания реконструкции. Такой порядок установлен в пункте 23 ПБУ 6/01 и пункте 63 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Ситуация: с какого момента в бухучете нужно прекратить, а затем возобновить начисление амортизации по основному средству, переданному на реконструкцию на срок свыше 12 месяцев?
Для целей бухучета конкретный момент прекращения и возобновления начисления амортизации по основным средствам, переданным на реконструкцию на срок свыше 12 месяцев, законодательством не установлен. Поэтому месяц, с которого прекращается и возобновляется начисление амортизации для целей бухучета по таким основным средствам, организация должна установить самостоятельно.
При этом возможными вариантами могут быть:
- начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, в котором основное средство было передано на реконструкцию. А возобновляется – с 1-го числа месяца, в котором была закончена реконструкция;
- начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было передано на реконструкцию. А возобновляется – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором реконструкция была закончена.
Выбранный вариант приостановки и возобновления начисления амортизации закрепите в учетной политике организации для целей бухучета .
Совет: в учетной политике для целей бухучета закрепите такой же порядок прекращения и возобновления начисления амортизации по основным средствам, переданным на реконструкцию на срок свыше 12 месяцев, как и в налоговом учете .
В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы , приводящие к образованию отложенного налогового обязательства .
Срок использования ОС после реконструкции
Реконструкционные работы могут привести к увеличению срока полезного использования основного средства. В этом случае для целей бухучета оставшийся срок полезного использования реконструированного основного средства должен быть пересмотрен (п. 20 ПБУ 6/01, п. 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Это делает приемочная комиссия при принятии основного средства из реконструкции:
- исходя из срока, в течение которого планируется использовать основное средство после реконструкции для управленческих нужд, для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и иного извлечения доходов;
- исходя из срока, по окончании которого основное средство предположительно будет непригодно к дальнейшему использованию (т. е. физически изношено). При этом учитывается режим (количество смен) и негативные условия эксплуатации основного средства, а также системы (периодичности) проведения ремонта.
Такой порядок следует из пункта 20 ПБУ 6/01.
О том, что реконструкционные работы не привели к увеличению срока полезного использования, приемочная комиссия должна указать в акте по форме № ОС-3 .
Результаты пересмотра оставшегося срока полезного использования в связи с реконструкцией основного средства оформите приказом руководителя.
Ситуация: как в бухучете начислять амортизацию после реконструкции основного средства?
Порядок начисления амортизации после реконструкции основного средства законодательством по бухучету не определен. В пункте 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, приведен лишь пример расчета амортизационных отчислений с применением линейного способа. Так согласно примеру, при линейном методе годовая сумма амортизационных отчислений основного средства после реконструкции определяется в следующем порядке.
Годовую норму амортизации основного средства после реконструкции рассчитайте по формуле:
ИсточникВС РФ об учете расходов на реконструкцию
Можно ли при проведении реконструкции часть работ отнести к ремонтным и учесть расходы единовременно, а не постепенно через начисление амортизации? Не исключено, что в отдельных случаях такой подход может быть признан законным. Однако в большинстве ситуаций воспользоваться этим способом оптимизации не получится. Показательный пример – дело № А46-8255/2018.
Работы проводились в здании столовой и повлекли (в числе прочего) частичную надстройку второго этажа.
Предприятие учитывало затраты исходя из того, что к работам, квалифицируемым как реконструкция, относятся лишь работы по надстройке второго этажа, остальные работы являются капитальным ремонтом.
-
фасада, кровли;
-
наружных сетей теплоснабжения;
-
лестничных маршей, проемов, межэтажных перекрытий и помещений;
-
системы комплексной автоматизации оборудования, систем вентиляции, отопления, внутренних систем водоснабжения и канализации, электроснабжения и электроосвещения, охранно-пожарной сигнализации.
По результатам проверки налоговая инспекция с учетом проведенной строительно-технической экспертизы установила изменение площади и объема здания в целом и сделала вывод, что затраты на выполнение всех СМР должны увеличивать стоимость объекта основных средств.
Проверяющие обосновали свою позицию следующим образом.
Капитальный ремонт – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ).
Обратите внимание:
Важный нюанс: на весь комплекс работ имелась одна проектная документация и был заключен один договор подряда, акты сдачи-приемки по форме КС-2 и справки по форме КС-3 не содержали какого-либо разделения по видам работ (реконструкция, капитальный ремонт).
Из выданного за 15 лет до начала работ технического паспорта видно, что фундамент здания состоит из железобетонных блоков и имеет трещины. Также трещины имеются в стенах, перегородках, перекрытиях.
Согласно отчету по результатам обследования строительных конструкций существующего здания (сделан перед началом выполнения работ):
здание не функционирует;
внутри здания имеются элементы водяного центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации и вентиляции. Работоспособность данных систем не подтверждена;
в строительных конструкциях и фундаменте присутствуют трещины;
кровля находится в аварийном состоянии, необходима ее полная замена;
тамбур практически разрушен.
Обратите внимание:
Инспекция указывала: на начало работ здание не эксплуатировалось, находилось в полуразрушенном состоянии, в результате произведенных работ изменились его технико-экономические параметры, объект дооборудован элементами, ранее отсутствующими и улучшающими как само здание, так и процесс осуществляемой в нем деятельности.
Позиция судей следующая.
Представленные в материалы дела первичные документы, а также иные доказательства (в том числе технические паспорта на объект недвижимости, инвентарные карточки учета основного средства, задания на проектирование по объекту, проектная документация, акты приемки выполненных работ, локально-сметные расчеты, отчет по результатам обследования строительных конструкций здания) свидетельствуют о том, что налогоплательщиком осуществлены:
изменение параметров объекта капитального строительства за счет увеличения площади 2-го этажа, увеличения площади и объема здания (за счет надстройки скатной крыши);
замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта за счет усиления кирпичных столбов, усиления участков стен и простенков металлическими обоймами и методом торкретирования, укрепления наружных стен металлическими конструкциями, усиления перемычек 1-го этажа, замены имевшихся бетонных перекрытий на монолитно железобетонные по металлическим балкам, закрепления грунтов методом струйной цементации;
замена отдельных элементов конструкций на иные улучшающие показатели таких конструкций элементы за счет замены существующего утеплителя кровли и стен на современный облегченный с их последующим покрытием на стенах коррозийной сеткой и декоративной штукатуркой.
Таким образом, спорный комплекс работ (от капитальных до текущих) направлен на переустройство существующего здания, связан с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, в связи с чем подлежит оценке как реконструкция основного средства.
К сведению:
Арбитры отклонили экспертное заключение, в котором эксперт рассчитал отдельно стоимость работ, выполненных на 1-м этаже (блоки 1 и 2), и стоимость работ, относимых, по его мнению, к реконструкции, которые были произведены в помещениях блока 3 (2-й этаж). По мнению судов, осуществленное экспертом разделение затрат на те, которые относятся к реконструкции, и те, которые относятся к капитальному ремонту, не имеет правового обоснования.
Налогоплательщик представил в суд переоформленные КС-2 и КС-3. Но арбитры решили: вновь составленные спустя 3 года в 2018 году документы в силу требований ст. 272 НК РФ не могут быть признаны в качестве подтверждающих расходы, осуществленные в 2015 году.
в рассматриваемом случае не может быть разделения объекта, поскольку двухэтажное здание столовой предназначено для использования в производстве продукции как единый комплекс с производственным назначением «столовая» (административно-бытовой блок, кулинарный блок и зал обслуживания в отдельности друг от друга не могут способствовать достижению цели – оказанию услуг общественного питания);
налогоплательщик поставил здание на учет как единый инвентарный объект, что подтверждается карточкой бухгалтерского учета основных средств;
сама по себе условная разбивка объекта на три части не может свидетельствовать о возможности учета отдельных затрат как связанных с реконструкцией, а остальных – как связанных с ремонтом;
весь комплекс работ проведен по единой проектной документации, по единому договору подряда и имел единую цель – изменение частично работоспособного здания (включая его несущие конструкции), чтобы его можно было использовать в качестве производственного (улучшена его безопасность, техническое оснащение, энергосбережение и размер производственных площадей).
один непригодный к эксплуатации объект;
одна проектная документация;
один договор подряда.
При указанных обстоятельствах все виды работ, включая внутренние отделочные, установку светильников и пластиковых окон, классифицированы в качестве капитальных, затраты на выполнение которых учитываются постепенно через механизм начисления амортизации.
Важно, что ВС РФ отказался пересматривать выводы нижестоящих судов, признав их обоснованными. Таким образом, в очередной раз подтверждено:
при проведении реконструкции нельзя делить расходы на капитальные и текущие;
все затраты по доведению объекта до состояния пригодности к использованию формируют его стоимость.
Источник