Разрешение на строительство
Мой участок для ИЖС находится в зоне подтопления (она же водоохранная зона). Для получения разрешения на строительство жилого дома мне необходимо заключение Кубанского бассейнового водного управления (далее — КБВУ). Представитель этого управления ссылается на ч. 7 ст.
67.1 Водного кодекса РФ, в которой говорится, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.
24-27 Водного кодекса. Представитель КБВУ заявил, что собственник водного объекта (в данном случае государство) в ближайшем времени не собирается осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Соответственно в разрешении на строительство будет отказано.
Зинаида Васильева: Капитальное строительство в границах зон затопления — категорически запрещено
В моем случае водный объект — это пересохший ручей на дне оврага в 50 м от моего участка. Мой участок находится на возвышенности, и возможность его затопления ручьем нулевая. Как я могу воздействовать на представителя КБВУ, и как получить от него разрешение?
Разрешение на строительство может быть допустимо муниципалитетом и КБВУ по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 №-360, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположение границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Эти изменения можно отследить с помощью GPS-навигатора и публичной кадастровой карты.
В соответствии с п. 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в сответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В случае отсутствия сведений в ЕГРН (едином государственном реестре недвижимости) и указанных документах данная зона не может считаться установленной, а значит, государственные и муниципальные органы не вправе ссылаться на имеющиеся в ее границах ограничения, например, отказывая вам в выдаче разрешения на строительство. Это закреплено в судебной практике (см. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.07.2016 по делу N 33-а-11354/2016).
В Майме строится нельзя или можно но не везде, ВСЕ мы в ЗОНЕ подтопления или затопления
Далее, согласно ст. 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Здесь следует подчеркнуть, что исходя из буквального толкования указанной нормы, в ней не содержится безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Вывод о том, что само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем строительства, содержится в судебной практике (см. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.07.2015 по делу N 33-5947-15)
Для того чтобы подтвердить свои права и согласовать процедуры с местными органами власти для получения разрешения на строительство, необходимо предоставить в КБВУ и орган местного самоуправления следующие документы:
1) ГПЗУ (градостроительный план земельного участка);
2) СПОЗУ (схема планировачной организации земльного участка);
3) иная проектная документация, которая имеется у вас на руках.
Ваш ключевой лейтмотив, которым вы должны оперировать при взаимодействии с местными властями, — водоохранные зоны должны быть внесены в кадастр, т.е. поставлены на кадастровый учет, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». В противном случае процесс согласования и получения разрешения на строительство может быть замедлен.
ИсточникСтроительство в зоне затопления
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство в зоне затопления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Строительство в зоне затопления
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования истца к городской думе о признании правил землепользования и застройки городского округа, утвержденных решением городской думы, недействующими в части распространения санитарно-защитной зоны, зоны затопления паводком 1% обеспеченности и зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения на территорию земельного участка.
Как указал суд, затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (п. 16 ст. 1 Водного кодекса РФ).
Согласно п. п. 3, 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. В ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика не представлено доказательств установления зон затопления на территории города в соответствии с вышеуказанным порядком. Поступившие из комитета по строительству, архитектуре и развитию города материалы по определению границ зон затопления, подтопления городского округа возвращены для устранения замечаний. Между тем отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований общества об отмене постановления старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Как указал суд, в соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Общество проводило на земельном участке, расположенном в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе залива, строительные работы (с применением техники, в частности, двух кранов), при этом требования приведенной нормы Водного кодекса РФ не соблюдены, сооружения, обеспечивающие охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, отсутствуют. При таких данных действия общества правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащего применению законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Строительство в зоне затопления
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Особенности разработки проекта межевания территории при установлении размеров изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд в зонах затопления и подтопления
(Лобанова А.Э.)
(«Имущественные отношения в Российской Федерации», 2018, N 9) Рассматриваются основные вопросы, возникающие при изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд в целях строительства линейных объектов. Акцентируется внимание на проектах межевания территории гидротехнических сооружений с последующим установлением зон затопления и подтопления на примере объекта «Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон». Даются рекомендации по определению размеров изъятия объектов недвижимости при межевании обширных территорий.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Юридический справочник застройщика»
(3-я редакция)
(Алексеев М.С., Арутюнян Л.В., Бурденко Ю.С., Оболенская М.А., Персиянцева А.А., Перфильева В.Ю., Степанова Л.И.)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) Здесь следует подчеркнуть, что исходя из буквального толкования указанной нормы в ней не содержится безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых возлагается на собственника водного объекта. Вывод о том, что само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем строительства, содержится в судебной практике .
Нормативные акты: Строительство в зоне затопления
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85»
(утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 964/пр)
(ред. от 23.12.2020) 4.1 Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение хозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей хозяйственной деятельности, ухудшением санитарно-гигиенических условий, затратами на восстановление эксплуатационной надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях.