Как легализовать реконструкцию без разрешения?
Реконструкцию часто сравнивают с перепланировкой и капремонтом. Перепланировка касается внутренней части дома – перегородки, лестницы, камин, санузел. Капремонт – это восстановление или ремонт частей здания, которые подверглись износу или разрушению. В отличие от них реконструкция обязательно связана с увеличением площади и внешнего облика жилого дома.
Такие изменения могут угрожать безопасности строения, а также нарушать права и интересы проживающих людей, например, соседей. Именно поэтому реконструкцию необходимо узаконить.
Процедура узаконивания реконструкции
С 4 августа 2021 года в соответствии с Федеральным законом № 342 изменилась процедура узаконивания реконструкций. Теперь не требуется получение разрешения на реконструкцию дома. Вместо этого необходимо отправить уведомление в органы местного самоуправления о своих намерениях.
Чтобы оформить переустройство дома в общем порядке, нужно выполнить следующий порядок действий:
- Написать уведомление о реконструкции в органы местной администрации;
- Получить одобрение;
- Закончить переустройство;
- Заказать услуги кадастрового инженера по изготовлению техплана. Для этого можно обратиться в БТИ, Росреестр или любую компанию, занимающуюся землеустроительными работами. Специалисты по геодезии сделают необходимые замеры и пошлют их главному инженеру. Технический план оформляется на диске в формате XML;
- Послать уведомление о завершении работ, приложив к нему техплан и квитанцию об оплате государственной пошлины;
- Зарегистрировать изменения в ЕГРН и получить выписку через несколько дней.
Если на участке находится чужая недвижимость, при оформлении документов нужно учесть интересы третьих лиц. Работы по переустройству не должны нарушать их права, иначе получить разрешение на реконструкцию частного дома не получится. Если жилое помещение является собственностью нескольких людей, требуется их согласие на переустройство. Поэтому перед началом строительства стоит предварительно обо всем договориться.
Реконструкции могут подвергаться и многоквартирные дома. Она может проводиться по инициативе управляющей компании или самих жильцов. Вопрос о необходимости переустройства выносится на всеобщее собрание собственников. Чтобы принять решение, нужно согласие большинства. После принятия решения составляется проект реконструкции.
Работы нужно доверить организации из состава СРО, имеющей необходимые лицензии и допуск к оформлению проектных документов. Затем готовый проект подается вместе с уведомлением в местные органы власти. Если администрация одобрит реконструкцию, можно узаконить ее в обычном порядке.
Порядок получения разрешения на реконструкцию нежилого здания такой же, как и у жилого дома. Однако в технический план необходимо включить заключение специалиста по инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию. В нем нужно отметить:
Объект незавершённого строительства
- Характеристики несущих конструкций;
- Заключение о перегородках – несущие или не несущие;
- Данные о дверях и окнах;
- Сведения о новой нагрузке на несущие стены;
- Данные о безопасности здания;
- Заключение об отсутствии угрозы жизни и здоровью людей.
Любые нарушения СНиПов могут препятствовать узакониванию переустройства здания. Собственнику будет необходимо устранить их или оформить документы на реконструкцию через суд.
В современном быстро изменяющемся мире у собственников зданий, помещений все чаще возникает желание изменить свою недвижимость (перестроить часть объекта капитального строительства, добавить пристройку к нему, увеличить за счет нового этажа). Экономические условия диктуют свои правила бизнесу, и некоторым собственникам проще изменить параметры своего здания (выполнить реконструкцию объекта), чем начинать строительство с нуля.
К сожалению, много людей до сих пор не учитывают того, что подобные изменения объектов строго регламентируются законами и нормами РФ, требуют необходимой документации. Частая ошибка собственников начать реконструировать объект без разрешительных документов – и это влечет за собой трудности в дальнейшем. Либо собственники не учитывают определенные аспекты законодательства, не имеют представления, что из себя представляет реконструкция, не имеют необходимых документов, поэтому процесс затягивается.
Что же представляет собой реконструкция объектов капитального строительства и какие ошибки могут возникнуть?
Точное определение дается в статье 1 Градостроительного кодекса РФ. Обобщая, можно отметить, что реконструкция является изменением параметров сооружений (таких, как количество этажей, высота, изменение общей площади объекта, переоборудование помещений, затрагивающее несущие строительные конструкции и так далее) путем проведения определенных строительно-монтажных процессов.
Пример работ, которые может включать в себя реконструкция:
- переоборудование объекта под другое функциональное назначение (например, здание магазина переоборудовано под офисные помещения путем надстройки второго этажа и устройства дополнительных оконных проемов),
- работы с целью изменить площадь объекта путем пристройки, надстройки и т.п.,
- устройство дополнительных оконных и наружных выходов в несущих конструкциях, с целью изменить функциональное назначение нежилого помещения.
Перед началом работ по реконструкции нежилых зданий, помещений нужно получить разрешение на строительство. Необходимые документы для получения этого разрешения перечислены в части 7 ст.51 ГрК РФ (кроме объектов жилого строительства). Один из пунктов — необходимость подготовки проектной документации (Статья 48 ГрК РФ), чтобы в последующем пройти с ней экспертизу (Статья 49 ГрК РФ).
Частая ошибка собственников, что они, не дождавшись получения разрешения на строительство, торопятся и начинают работы без него. Это нарушение, которое влечет за собой неприятные последствия.
Еще одна ошибка — это выбор собственником нового функционального назначения объекта, которое не предусмотрено градостроительным регламентом для данной территории. Посмотреть разрешенные виды функционального использования можно в градостроительном плане, выданном собственнику на данный участок.
Так же, собственники иногда не учитывают, что на получение технических условий (которые необходимы для разработки документации по проекту) требуется время и запрашивают их в последний момент, из-за этого начало разработки проектной документации сдвигается, соответственно, выдача готового проекта тоже.
Еще одна из ошибок состоит в том, что обращаются просто за перепланировкой и дизайном фасада в первую попавшуюся фирму с целью сэкономить – но такой документации будет недостаточно для прохождения экспертизы, чтобы в последующем получить разрешение на реконструкцию. Так же стоит помнить, что разработка выполняется только организацией или лицом, имеющим соответствующую лицензию (подробнее смотреть в ГрК РФ). Поэтому стоит обратить на это внимание, чтобы не пришлось снова заказывать проект или переделывать проект у фирмы, которая имеет соответствующие допуски.
К тому же, собственниками может не учитываться то, что есть определенные параметры для объектов разрешенной реконструкции, относящиеся к их земельным участкам: количество этажей, высота здания и т.д. (статья 40 ГрК РФ). Получение разрешение на отклонение от таких параметров сопряжено с определенными трудностями, требует времени и не всегда может быть одобрено.
После окончания реконструкции необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ГрК РФ ст.55). Данный документ будет подтверждать выполнение реконструкции объекта в полном объеме, его соответствие выданному разрешению на строительство, а также соответствие объекта реконструкции требованиям к проектной документации, градостроительным регламентам и градостроительному плану земельного участка.
Ошибка, возникающая на данном этапе может состоять в том, что объект не соответствует проекту, на который выдавалось разрешение на строительство, так как на этапе выполнения строительно-монтажных работ собственник захотел что-то заменить без внесения изменений в проектную документацию в соответствие с градостроительным кодексом. К примеру, заменил один материал другим, или увеличил габариты оконных/дверных проемов.
В таком случае, чтобы ввести объект в эксплуатацию потребуется приведение его в соответствие с проектом. А это повторные работы, ведущие к удорожанию строительства. К тому же, следует помнить, что некоторые изменения в проекте несут за собой повторное прохождение экспертизы, и это также дополнительные финансовые расходы. Поэтому, все изменения в проект стоит вносить строго в соответствии с ГрК РФ и другими нормативами.
По моим наблюдениям, чтобы не было доп.расходов, лучше заранее определиться со всеми параметрами объекта, уточнить все нюансы и определить конфигурацию здания, помещения до начала разработки проекта и прохождения экспертизы. Это потребует больше времени, кропотливого изучения — но сэкономит время и финансы в дальнейшем.
Данная статья носит лишь ознакомительный характер и затрагивает реконструкцию нежилых объектов капитального строительства. Процедуры оформления реконструкции объектов имеют свои нюансы и подробно описаны в Градостроительном кодексе РФ. В качестве рекомендации можно отметить, что перед началом данных процедур для предотвращения ошибок имеет смысл обратиться за консультацией к специалистам.
Какие документы необходимы для реконструкции частного дома
Перед началом переустройства необходимо собрать пакет документов для согласования реконструкции с отделом архитектуры и строительства в данном регионе.
До начала реконструкции нужно подготовить:
- Паспорт гражданина РФ;
- Заполненный соответствующим образом бланк уведомления в адрес местной администрации;
- Свидетельство о праве собственности на землю или выписка из ЕГРН;
- Доверенность от нотариуса – в случае, если у жилого дома несколько владельцев, и от их лица действует один представитель.
Также в администрации могут понадобиться ГПЗУ на земельный участок. Однако органы власти сами могут его запросить у других ведомств.
После проведения реконструкции следует собрать следующие документы:
- Уведомление об окончании работ;
- Паспорт заявителя;
- Техплан на дом с внесенными изменениями;
- Графический план и соглашение об определении долей в доме – если в жилом доме несколько собственников;
- Квитанция об оплате государственной пошлины за внесение новых данных в ЕГРН.
После подачи всех документов, уполномоченные органы отправляют их в Росреестр. Через несколько дней собственник может забрать выписки – технический паспорт с кадастровыми данными и документ о праве собственности на дом. Как правило, время оформления составляет 7-10 рабочих дней. Однако если администрация не разрешит узаконить реконструкцию дома с увеличением площади, сроки могут затянуться до устранения причин отказа.
Что считается реконструкцией?
По действующему законодательству реконструкцией считаются строительные работы, затрагивающие несущие конструкции здания и приводящие к изменению его облика, технических и экономических характеристик. К таким работам относятся:
- переоборудование чердаков и подвалов;
- надстройка дополнительных этажей;
- возведение пристроек;
- модернизация инженерных сетей.
Для проведения реконструкции нужно обязательно получить разрешение. А после окончания работ необходимо:
- Заказать новый технический план многоквартирного дома (если речь идет о реконструкции многоэтажки), частного дома, помещения (если перепланировка коснулась только квартиры) или технический план сооружения.
- Оформить акт ввода объекта в эксплуатацию после реконструкции.
- Подать в Росреестр заявление на внесение изменений в сведения об объекте.
Важно! Технический план после перепланировки или реконструкции должен содержать не только новые технические характеристики объекта, но и копии документов, на основании которых были проведены строительные работы.
Преимущества работы с компанией Самстроя.нет
За отсутствие оформления реконструкции владельцу грозят санкции со стороны государства. По статье 9.5 КоАП РФ физические лица должны оплатить штраф за незаконное переустройство в размере 2000-5000 рублей, а за мошенничество или угрозу для жизни других людей грозит уголовная ответственность. В некоторых случаях самовольные постройки приходится сносить.
Легализация реконструкции – сложная и долгая процедура, требующая знаний регламента работы различных ведомств и особенностей оформления документов. Специалисты предлагают полный спектр услуг по узакониванию различных построек. Большой опыт работы позволяет нам добиться положительного результата в любых, даже очень сложных ситуациях. Подписав с нами договор, вы сможете получить наиболее оптимальный вариант узаконивания переустройства.
Мы помогаем получить своим клиентам:
- разрешение на реконструкцию частного дома;
- разрешение на реконструкцию нежилого здания;
- разрешение на реконструкцию незавершенного строительства;
- разрешение на реконструкцию дачного дома;
- разрешение на реконструкцию объекта незавершенного строительства;
- разрешение на реконструкцию линейного объекта;
- узаконить произведенную реконструкцию производственного объекта;
- оформление пруда на дачном участке с водопадом.
Также наша компания занимается сбором необходимой документации и отправляет их в различные ведомства. Большую часть дел мы решаем в досудебном порядке.
ИсточникРеконструкция объекта незавершенного строительства в свете нового Градостроительного кодекса РФ
Валеев Р. А., ассистент кафедры гражданского права Института права БашГУ.
Гражданское законодательство до принятия 22 декабря 2004 г. нового Градостроительного кодекса РФ не давало четкого определения и разграничения критериев реконструкции объектов недвижимости. Наиболее полно раскрывало данный вопрос инструктивное письмо Госстроя России от 28 апреля 1994 г. N 16-14/63 «О правильном толковании терминов «новое строительство», «капитальный ремонт», «реконструкция», «расширение». Однако данный нормативный акт утратил силу согласно письму Минюста от 27 января 2003 г. N 07/802-ЮД.
Актуальность понятия реконструкции и определения его четких признаков обусловлена прежде всего тем, что оформление разрешительных документов на реконструкцию недвижимого объекта имеет более ускоренную процедуру и требует значительно меньших затрат, чем при возведении новой недвижимости, в связи с чем некоторые организации, пользуясь пробелами гражданского законодательства в этой области, получают разрешение на реконструкцию того или иного здания или сооружения, а фактически осуществляют его снос и строительство абсолютно нового объекта.
Градостроительный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2005 г., в п. 14 ст. 1 определяет, что «реконструкция — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее — этажность), площади, показателей производственной мощности, объема)», что, на наш взгляд, является верным.
Под реконструкцией следует понимать изменение уже существующих технико-экономических показателей, т. е. объекта, прошедшего процедуру государственной регистрации. Объект незавершенного строительства во время строительных работ регистрируется только по инициативе одной из сторон строительства.
Поэтому при решении вопроса о его реконструкции необходимо выяснить: существовало ли зарегистрированное право лица на объект недвижимости до момента его реконструкции? Регистрация права на незавершенное строительство всегда первична. То есть до момента государственной регистрации объекта незавершенного строительства (ст. 131 ГК РФ) его реконструкция невозможна. Такие работы должны признаваться лишь изменением в проектно-сметную документацию, которые автоматически затрагивают и строительные работы по возведению объекта.
При рассмотрении вышеуказанной темы возникает один вопрос, касающийся критерия разграничения реконструкции и строительства нового объекта. Законодатель таким критерием определяет «существенное изменение объекта». В п. 67 Постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывается, что «лист записи об изменениях (приложение N 9) используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям, в частности, относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или его юридического адреса, уточнение площади объекта, изменения при незначительной реконструкции объекта и т. п.».
Таким образом, на органы технической инвентаризации возлагается решение так и не определенного законодателем вопроса: какие же изменения следует считать существенными? На наш взгляд, необходимо отметить, что, если свидетельство о государственной регистрации недвижимого имущества расходится с документом, выданным органом технической инвентаризации, а именно площадью фундамента, такие изменения должны считаться значительными (существенными), а объект подлежит государственной регистрации как вновь созданный.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что реконструкция объекта незавершенного строительства невозможна, за исключением случаев, если незавершенное строительство было зарегистрировано согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и выдано свидетельство о государственной регистрации.
Поэтому, на наш взгляд, законодателю необходимо внести изменение в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и изложить его в следующей редакции: «Реконструкция — изменение параметров зарегистрированного недвижимого имущества, его частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее — этажность), показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения».
Источник