Строительство без разрешения
В статье раскрываются общие положения строительства и реконструкции без разрешения; проблема оформления объекта, возведённого без разрешения; вопросы, связанные со строительством иных объектов (гаража, склада, пристройки) без разрешения
В гражданском законодательстве существуют случаи нарушения установленных норм для проведения строительства жилых и нежилых. Соответственно, строительство без разрешения относится к ряду административных правонарушений и предусматривает несение нарушителем определенной ответственности.
Общие положения строительства без разрешения и проведения реконструкции без разрешения на её осуществление
Строительство без разрешения – это один из видов правонарушений в сфере гражданского законодательства. Самовольно возведенной постройкой считается любое здание, строение или сооружение, которое отвечает следующим условиям:
- строение было спроектировано, возведено и создано на той земельной территории, которая не была ранее предоставлена для регистрации в определённом порядке;
- здание было возведено на том земельном отрезке, специфика разрешенного использования для которого не предусматривает на нём строительства конкретного недвижимого объекта;
- постройка была возведена без прохождения процедуры получения необходимых разрешений;
- здание было построено с нарушениями градостроительных норм и правил.
Многие граждане осуществляют такое строительство по различным причинам: из-за минимальных сроков, выделенных на строительство постройки; из-за трудоемкости и длительности процедуры оформления документации, которая касается определения прав собственности; из-за отсутствия достаточных знаний о юридических правилах и порядке получения разрешения на строительство, а также значении такого документа. По этим причинам целесообразной является консультация с юристом на этапе, предшествующем фактическому началу строительства.
Важным результатом получения разрешения на строительство становится возможность владельца постройки правомерно самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
Оформление дома, построенного без разрешения на строительство
На самовольные строения не распространяется общее правило о приобретении прав на недвижимость физическим или юридическим лицом, не являвшемся законным собственником, но владевшим и распоряжавшимся недвижимым имуществом более 15 лет или любым другим имуществом 5 лет (статья 234 ГК РФ).
Права лиц на незаконно возведённые постройки могут признаваться в судебном или ином порядке, определённом законом. Данная процедура совершается в отношении лица, имеющего в своём распоряжении земельный участок в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании в соответствии п. 3 ст. 222 ГК РФ. Оформление постройки в таком случае возможно при соблюдении следующих условий:
- расположение постройки на данном участке;
- наличие прав на строительство недвижимого объекта на земельном участке лицом, которое провело строительство;
- на момент подачи судебного заявления возведенная постройка полностью соответствует всем параметрам определённой документации относительно планировки участка, с соблюдением правил по землепользованию, процессу застройки и требованиями к техническим параметрам строений;
- сохранение постройки не нарушает права и интересы иных лиц, а также не представляет какой-либо угрозы для жизни и здоровья граждан и др.
Стоит особо отметить, что владельцы некоторых из названных видов участков должны быть особо внимательны в отношении вида собственности, поскольку в соответствии п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются:
- государственным и муниципальным учреждениям,
- казенным предприятиям,
- центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий,
- органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пункт второй данной статьи говорит о том, что гражданам земельные участки на таком праве пользования не предоставляются. Однако такое право сохраняется у граждан или юридических лиц, получивших право постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 20 ЗК РФ). Особо стоит подчеркнуть, что постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 установило, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Признание в таком случае влечёт за собой обязанность лица, за которым признано право собственности на постройку, возместить осуществившему её лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В случае оформления постройки через суд, владелец здания должен подать исковое заявление направить его для рассмотрения судебными органами, расположенными по месту расположения самовольно возведенного недвижимого имущества.
Строительство иных сооружений без разрешения (гараж, склад, пристройка)
Для строительства различных хозяйственных сооружений и конструкций необходимо получение специального разрешения. К категории данных построек относятся все здания, которые используются для дополнительного обслуживания основного домовладения или земельного отрезка. За самовольное возведение подобной конструкции предусмотрена ответственность в виде административного штрафа.
Разрешение на проектирование и возведение гаража, пристройки или склада необходимо получать в том случае, если данная постройка не была предусмотрена общим проектом, выданным для строительства дома. Для строительства гаража, пристройки или склада необходимо получение следующих разрешительных документов:
- Разрешение исполнительных органов (для проведения проектных и строительных работ).
- Задание с архитектурными и планировочными аспектами.
- Заключения согласующих организаций.
- ТУ на инженерно-техническую обработку строительного объекта.
Законодательством также предусматривается ряд случаев, когда для строительства небольших сооружений не обязательно получение разрешений. Данное правило распространяется на следующие объекты:
- хозяйственные постройки и пристройки к жилым домам, общая площадь которых не превышает 30 м;
- оградительные конструкции участков, на территории которых возведено жилье;
- технические строения для противопожарной защиты;
- садовые домики, хозяйственные постройки, которые возведены на участках членов товарищества садоводов и др.
Исходя из всего вышесказанного, возведение объекта без разрешения связано с большими рисками. Следует иметь ввиду, что законодатель предусмотрел необходимость получения разрешения на строительство в большинстве случаев, поэтому не стоит игнорировать данное требование.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
ИсточникПеречень объектов не подлежащих экспертизе ПД в 2020
Выделим пункты данных кодексов, которые касаются перечня объектов капитального строительства в отношении которые проходить экспертизу проектной документации не нужно.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) объекты индивидуального жилищного строительства (ИЖС), садовые дома;
2) жилые дома с количеством этажей не более чем 3, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.
ИсточникСо строительством объекта которые не
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 ноября 2020 года N 1798
(с изменениями на 16 мая 2022 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 502 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.03.2022, N 0001202203290026);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2022 года N 880 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.05.2022, N 0001202205170015).
2. Установить, что в случае, если проектная документация объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения (далее — объект) относится к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», подготовительные работы, предусмотренные перечнем, выполняются только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, если такая проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
3. Установить, что подготовительные работы, предусмотренные перечнем, выполняются:
с соблюдением требований, установленных градостроительным регламентом (в случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, — с соблюдением установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке), проектом планировки территории, проектом межевания территории (за исключением случаев, при которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при условии допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка, с соблюдением ограничений использования земельного участка, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории;
с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе требований, касающихся получения необходимых разрешительных документов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, обращение с отходами, постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящего постановления;
с учетом необходимости реализации мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта, перечень которых предусмотрен проектной документацией, направленной на экспертизу проектной документации, в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения по выводу из эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, включая электрические сети;
с обеспечением проведения строительного контроля лицом, выполняющим подготовительные работы, предусмотренные перечнем, на предмет выполнения таких работ в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации, представленной на экспертизу проектной документации;
с информированием органов государственного экологического надзора о начале выполнения подготовительных работ не позднее чем за 5 рабочих дней до даты их начала;
с обязательным проведением работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации в течение одного месяца с даты получения такого заключения.
4. Действие настоящего постановления не распространяется на случаи выполнения подготовительных работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 ноября 2020 года N 1798
Перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации
(с изменениями на 16 мая 2022 года)
1. Подготовка земельного участка, на который у застройщика имеются правоустанавливающие документы, а в случае, предусмотренном частью 7_3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — утвержденный проект межевания территории и (или) выданный в соответствии с частью 1_1 статьи 57_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка и утвержденная в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а именно:
а) освобождение земельного участка от деревьев и иных насаждений в границах размещения объекта капитального строительства федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения (далее — объект) при условии, что градостроительным регламентом либо проектом освоения лесов в случаях, установленных лесным законодательством Российской Федерации, предусмотрена возможность строительства, реконструкции объекта. При освобождении земельного участка не допускается изъятие объектов растительного и животного мира, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. В случае если в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления предусмотрена процедура получения разрешения на вырубку деревьев и иных насаждений, то освобождение земельного участка от деревьев и иных насаждений осуществляется при условии получения такого разрешения;
б) снос объектов, предусмотренных пунктами 1-3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также иных объектов капитального строительства, на осуществление которого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности не требуется получение разрешения на строительство, при условии, что объекты, предусмотренные пунктами 1-3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и указанные иные объекты капитального строительства принадлежат застройщику на праве собственности или он уполномочен собственником осуществить снос таких объектов;
в) осуществление деятельности по обращению с отходами, образовавшимися при осуществлении подготовительных работ, в том числе разборке и сносе зданий, строений, сооружений, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
г) осушение территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод;
д) искусственное понижение уровня грунтовых вод, осушение территории, устройство каналов и дренажей.
2. Устройство ограждения строительной площадки, предусмотренного проектной документацией объекта, подлежащего сносу (демонтажу) после окончания строительства, реконструкции объекта, организация контрольно-пропускного режима, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, выполнение мероприятий, необходимых для обеспечения транспортной безопасности на период строительства.
3. Выполнение работ по созданию геодезической разбивочной основы для строительства, разбивке осей зданий и сооружений, входящих в объект, и закреплению их пунктами и знаками.
4. Размещение некапитальных строений, сооружений (в том числе складских площадок и сооружений для материалов, конструкций и оборудования), необходимых для обеспечения строительства, реконструкции объекта и подлежащих сносу (демонтажу) после окончания такого строительства, реконструкции.
5. Устройство временных дорог и подъездных путей, вспомогательных сооружений, приспособлений и устройств, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции объекта, подлежащих сносу (демонтажу) после окончания такого строительства, реконструкции.
6. Устройство временных сетей инженерно-технического обеспечения (электроснабжения, теплоснабжения, связи, водоснабжения, водоотведения и сигнализации), необходимых для обеспечения строительства, реконструкции объекта, а также объектов, указанных в пункте 4 настоящего перечня и подлежащих демонтажу после окончания такого строительства, реконструкции.
7. Устройство рельсовых подкрановых путей, фундаментов (иных неподвижных оснований) стационарных кранов, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции объекта и подлежащих демонтажу после окончания такого строительства, реконструкции.
8. Устройство дренажей и мелкозаглубленных водоотливов для осуществления водоотведения на земельном участке.
9. Устройство берегоукрепления в целях реконструкции объектов, строительства объектов в границах земельного участка (его части), на котором расположен существующий объект.
10. Устройство крановых путей.
11. Инженерная подготовка территории в границах ранее предоставленных земельных участков (их частей), включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, в том числе строительство следующих объектов:
а) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;
б) жилых поселков для строителей;
в) сооружений и устройств связи для управления строительством.
12. Разведочное бурение и исследование грунта при наличии лицензии на пользование недрами.
13. Производство земляных работ в целях реконструкции объектов, строительства объектов в границах земель и (или) земельных участков (его части), определенных проектом межевания территории, либо утвержденной в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе:
а) разработка грунта;
б) уплотнение и укрепление грунта;
в) вертикальная планировка участка;
г) перемещение грунта;
д) устройство насыпей, разработка выемок;
е) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы).
14. Устройство шпунтового ограждения.
15. Устройство подпорных стен в целях реконструкции объектов, строительства объектов в границах земельного участка (его части), на котором расположен существующий объект.
16. Защита трубопровода от коррозии (изоляционное покрытие, электрохимическая защита).
17. Перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, попадающих в зону строительства объектов, если для строительства (реконструкции) таких сетей и коммуникаций не требуется проведение государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»