Правительство хочет упростить порядок ввода карьеров в эксплуатацию
Минстрой разработал проект постановления правительства, упрощающий порядок согласования ввода в эксплуатацию карьеров и других горных выработок горнорудными холдингами. Это следует из протокола по итогам согласительного совещания в ведомстве от 11 октября 2021 г. (есть у «Ведомостей»). Согласно документу, компаниям разрешат вести разработку карьеров без подготовки технического плана для объектов недвижимости и оформления прав собственности на них. Сейчас такие требования предъявляет Ростехнадзор.
Проблема с вводом карьеров существует давно и пути ее решения также давно обсуждаются, но безрезультатно, говорит источник «Ведомостей» в горнодобывающей отрасли. Еще в 2018 г. было дано поручение президента о разграничении понятий «объект капитального строительства» и «горная выработка», а правительством разработан соответствующий план-график подготовки нормативных правовых актов, напоминает он. Но проблема не решена, а Ростехнадзор по-прежнему требует вводить в эксплуатацию карьеры в порядке, который предусмотрен Градостроительным кодексом (ГрК) для объектов капитального строительства, отмечает собеседник.
Требовать оформления будущих карьеров в собственность по действующему законодательству невозможно, категоричен собеседник «Ведомостей». По его словам, сейчас при подготовке таких документов к требованиям ГрК подходят формально, оформляя отписки. Например, в качестве строительного объема указываются гектары вырубленного леса, общая площадь земельного участка или объем добываемой горной массы, а в некоторых случаях эти данные не приводятся вообще. То есть документы не имеют никакого практического значения, но создают административные барьеры, поясняет источник.
Карьерным (открытым) способом можно добывать уголь, руды металлов, в том числе благородных, сырье для производства минудобрений. Крупнейшие производители угля в России – СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «СДС-уголь», «Сибантрацит», «Мечел», «Евраз», «Колмар», железной руды – «Металлоинвест», «Евраз», «Северсталь» и НЛМК. Сырье для удобрений необходимо «Фосагро», «Уралхиму», «Еврохиму», «Акрону». Крупные горнодобывающие компании на вопросы «Ведомостей» не ответили.
В начале октября 2021 г. глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин попросил Минстрой разъяснить механизм получения разрешения на ввод в эксплуатацию карьеров по добыче полезных ископаемых с учетом требований Ростехнадзора. Соответствующее письмо опубликовано на сайте РСПП. Шохин также счел эти требования «совершенно невыполнимыми», поскольку постановка карьера на кадастровый учет и оформление прав собственности на него противоречат закону «О недрах».
Минэкономразвития ранее разъясняло, что карьер и другие горные выработки, постоянно меняющие размеры, не являются объектами недвижимости, а технический план для них разработать невозможно.
Проект Минстроя поддержали Минприроды, Минэнерго, Минпромторг, Росприроднадзор и «Роснедра». Против выступает только Ростехнадзор, следует из протокола совещания. В Ростехнадзоре на момент сдачи номера не ответили на запросы «Ведомостей».
Представитель Минприроды сказал «Ведомостям», что основным исполнителем поручения президента от 2018 г. был определен Минстрой, который и подготовил необходимые поправки в законодательство. В самом Минстрое, Минэкономразвития и Минпромторге не ответили на вопросы «Ведомостей», в Минэнерго от комментариев отказались.
Сейчас строительство и эксплуатация карьеров регулируются одновременно законодательством о промышленной безопасности и ГрК, в результате возникают противоречия в определении статуса карьера, говорит управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров. При этом в соответствии с Гражданским кодексом карьер может являться объектом недвижимости как часть земельного участка, указывает юрист. В то же время согласно приказу Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. карьеры являются объектами открытых горных работ, поэтому законодательство не предусматривает возможности оформления их в собственность, подтверждает юрист.
Карьеры не являются объектами недвижимого имущества и капстроительства, так как относятся к объектам, деятельность которых связана с использованием недр, добавляет адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева. Поскольку карьер фактически является результатом использования недр, то по закону «О недрах» в собственность он оформлен быть не может, поясняет она. Требования Ростехнадзора предъявляются лишь в тех случаях, когда карьер является объектом капитального строительства, т. е. предполагает строительство неких надземных или подземных сооружений, добавляет Токарева.
По мнению руководителя направления «Коммерческие споры» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василия Малинина, ввод карьеров часто приводит к спорным ситуациям с надзорными органами и требует корректировки законодательства. Большинство госорганов не рассматривают карьеры в качестве объектов недвижимого имущества, соглашается он. В то же время Ростехнадзор вынужден проверять карьеры, поскольку на них выполняются опасные горные и взрывные работы, указывает юрист. По его мнению, при этом не требуется оформление карьеров в качестве объектов недвижимости с получением разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, так как Ростехнадзор в любом случае имеет право проверять соблюдение требований безопасной эксплуатации земельных участков.
ИсточникРазъяснение термина «отдельно стоящее здание», размещенного на территории производственного объекта.
Письмо от гр. Мажевского С.В. «о отдельно стоящем здании» от 19.10.2017г.
В статье 99 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г. применяется термин «отдельно стоящее здание», но в основных понятиях к данному закону термин «отдельно стоящее здание» не упоминается.
Обращаю Ваше внимание на то, что речь не идет о строительстве магистральных трубопроводов.
Прошу Вас дать разъяснение термина «отдельно стоящее здание», размещенного на территории производственного объекта.
Ответ ФГБУ ВНИИПО МЧС России № 997-1-29-13-5 от 17.11.2017г.
«О рассмотрении обращения»
Уважаемый Сергей Валерьевич!
Рассмотрев Ваше обращение, сообщаю мнение специалистов института по затронутому вопросу.
Под отдельно стоящим зданием, по нашему мнению, следует понимать здание, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50м от ближайших к нему зданий и сооружений (по аналогии с примечанием 2 к табл. 44 СП 4.13130.2013, аналогичное определение содержится и в примечании 2 к табл. 4 СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» (актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*).
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России «о разъяснении норм» № 124-1-27-11-2 от 18.06.2013 г.
На Ваш запрос сообщаю следующее.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
По мнению специалистов ФГБУ ВНИИПО МЧС России, под отдельно стоящим зданием, с точки зрения применения требований пожарной безопасности, следует рассматривать здание, расположенное относительно соседних зданий (сооружений) на расстоянии не менее противопожарных расстояний, требования к которым установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
Гр. Дементьева Ю.Ю. Вх. № б/н от 14.07.2016 г.
Вопросы по Федеральному закону №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
1. На основании ст.99 п.1 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1 000 кубических метров.
Можно ли расположить приемный колодец (место забора воды из пожарного резервуара) на расстоянии менее 10 метров от здания класса функциональной пожарной опасности Ф5 I степени огнестойкости категории Д и объемом менее 1000м3 (от приемного колодца до указанного здания расстояние 6 метров)?
2. Что понимается под термином «отдельно стоящее здание или сооружение»? Дайте, пожалуйста, определение «Отдельно стоящего здания»?
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение «отдельно стоящих зданий и сооружений» класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1 000 кубических метров, расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 500 кубических метров и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров.
Ответ исх. № 4323эп-13-5-3 от 27.07.2016 г.
Рассмотрев Ваше обращение, сообщаю мнение специалистов института по затронутому вопросу.
Минимальные расстояния от резервуаров хранения пожарного запаса (мест забора) воды следует определять в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности для Вашего объекта, например, для объектов обустройства нефтяных и газовых месторождений такие расстояния изложены в п.6.1.16 СП 231.1311500.2015.
Под отдельно стоящим зданием, по нашему мнению, следует понимать здание, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений (по аналогии с примечанием 2 к табл. 44 СП 4.13130.2013, аналогичное определение содержится и в примечании 2 к табл. 4 СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» (актуализированная редакция СНиП 2.05.0685*)).
В статье 99 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г. применяется термин «отдельно стоящее здание», но в основных понятиях к данному закону термин «отдельно стоящее здание» не упоминается.
При обосновании отсутствия наружного противопожарного водоснабжения возникает затруднение при отнесении здания к отдельно стоящим зданиям.
Просим Вас разъяснить термин «отдельно стоящее здание», указанный в ст. 99 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г Рассмотрев Ваше обращение, сообщаю мнение специалистов института по затронутому вопросу.
Под отдельно стоящим зданием, по нашему мнению, следует понимать здание, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений (по аналогии с примечанием 2 к табл. 44 СП 4.13130.2013, аналогичное определение содержится и в примечании 2 к табл. 4 СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» (актуализированная редакция СНиП 2.05.0685*)).
В статье 99 п. 1 Федерального закона №123-ФЗ прописано: «Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений » прошу уточнить, что понимается под термином «отдельно стоящее здание»?
Так же в СП 4.13130.2013 таблице 44 примечании 2 указано: «Под отдельно стоящим зданием следует понимать здание, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений» прошу разъяснить, данное определение применимо только к выше указанному своду правил или данное определение можно применять и к другим нормативным документам, если нет, то какое определение применять к другим нормативным документам? Рассмотрев Ваше обращение, сообщаю мнение специалистов института по затронутому вопросу.
Под отдельно стоящим зданием, по нашему мнению, следует понимать здание, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений (по аналогии с примечанием 2 к табл. 44 СП 4.13130.2013, аналогичное определение содержится и в примечании 2 к табл. 4 СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» (актуализированная редакция СНиП 2.05.0685*)).
ИсточникЧто такое «уровень ответственности» объекта?
Уровень ответственности — это один из идентификационных признаков объекта строительства строительства согласно Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ.
Существует три уровня ответственности:
- повышенный
- нормальный
- пониженный
Согласно статьи 4 Идентификация зданий и сооружений (384-ФЗ):
8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
9. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.
10. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019), статьи 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты:
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 314-ФЗ)
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)
9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
10) утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
10.2) подвесные канатные дороги;
(п. 10.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.
Уровень ответственности указывается в задании на проектирование для технических систем безопасности согласно ГОСТ Р 57839-2017 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования, раздел «Общие сведения», подраздел «Сведения о защищаемом объекте«, пункт «Идентификационные признаки объекта«:
7.1.2.2 В пункте «Идентификационные признаки объекта» указывают следующие данные:
а) уровень ответственности объекта согласно Федеральному закону № 384-ФЗ и принадлежность объекта к перечню согласно статьи 48.1 ГрК РФ;
Примечание — Декларация промышленной безопасности объекта, при ее наличии, должна быть приложена к заданию на проектирование.
б) наличие на объекте опасных производственных процессов и присвоенный класс опасности согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 № 116-ФЗ;
в) перечень зданий, сооружений, помещений, наружных установок и электрооборудования, подлежащих защите проектируемой технической системой безопасности, с указанием категорий по пожарной и взрывопожарной опасности согласно Федеральному закону № 123-ФЗ;
Примечание — Декларация пожарной безопасности объекта, при ее наличии, должна быть приложена к заданию на проектирование.
г) наличие на объекте помещений с постоянным пребыванием людей и помещений с массовым пребыванием людей;
д) класс объекта по СП 132.13330.2011 в зависимости от возможного ущерба в случае реализации террористических угроз.
Источник