Является ли базовая станция сотовой связи — объектом капитального строительства?
Является ли базовая станция сотовой связи объектом капитального строительства в соответствии с действующим законодательством?
Здравствуйте. Относится или нет БС к объектам капитального строительства — вопрос неоднозначный. Надо смотреть рабочий проект. Исходя из судебной практики, суды не признают базовую станцию сотовой связи объектом кап.строительства, исходя из того, что БС может быть демонтирована и смонтирована в другом месте.
Как пример, выдержка из конкретного дела:
Согласно исследованного судом рабочей документации (Рабочего проекта)
базовая станция № расположенная на вышеуказанном
земельном участке, представляет собой сборно-разборную металлическую
башенную конструкцию высотой 30 м., предназначенную для крепления
радиопередающих устройств сотовой связи. Базовая станция имеет
железобетонный ростверк (платформу), к которому крепится антенная опораСкрывать состояние Байдена уже невозможно. Вот кто им управляет
болтовыми соединениями. При необходимости, такую конструкцию можно
разобрать (так как все соединения на болтах, заглубленный фундамент
отсутствует) и дислоцировать в другое место без нанесения ей какого-либо
ущерба. В пунктах 20 и 21 рабочего проекта (том СРС.МФ.2013/24.6268-КМ)
указано, что антенная опора устанавливается на железобетонный ростверк,
от перемещений ее удерживают анкерные болты. В конструктивных
характеристиках антенной опоры предусмотрена возможность ее разборки
(демонтажа) и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению.
Данная антенная опора не является объектом капитального строительства и,
попадает в разряд временных сооружений /т. 1 л.д. 84-93, 183- 188/.
(Решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 24.06.2014, Дело № 2-46/2014)
Решение объемное, со множеством ссылок, но в основном выводы суда онсованы на следующем:
Судом установлено, что фактически сотовая станция представляет собой
оборудование, находящееся на территории спорного земельного участка и
мачту с антеннами, расположенную на территории спорного земельного
участка. Поэтому доводы стороны истца о том, что указанная базовая станция сотовой связи является объектом капитального строительства, не подтверждаются
обстоятельствами дела.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что к категории объектов капитального строительства спорная базовая станция сотовой связи не
относится.
ГрК РФ определяет термин «строительство» как (п.13 ст.1): «создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)» Вопрос — как определяется термин «возведение»? Который упоминается только в контексте ст. 55.32 в отношении самовольных построек и исключается из терминов «строительство» и «создание».
Влияние гидроизоляционной системы на состояние сооружений
ИсточникПрокурор разъясняет
Объекты капитального строительства — это здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и др. (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
При этом сооружения связи относятся к особо опасным и технически сложным объектам, если их проектной документацией предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 м и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 м (п. 3 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ, подп. 14.1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи)).
Сооружения связи являются объектами инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданными или приспособленными для размещения средств связи, кабелей связи (подп. 27 ст. 2 Закона о связи).
Базовая станция сотовой радиотелефонной связи (высокомачтовая опора, вышка сотовой связи) относится к сооружениям связи, составляющим единую вещь — базовую станцию сотовой связи, состоящую из совокупности смонтированных между собой средств, объектов, кабельных и иных сооружений связи. Указанная базовая станция или вышка сотовой связи (высокомачтовая силовая опора) не может являться временной постройкой, поскольку представляет собой конструкцию, неразрывно связанную с землей, которую будет невозможно демонтировать без несоразмерного ущерба ее назначению.
Станция сети сотовой радиотелефонной связи (высокомачтовая опора, вышка сотовой связи) является особо опасным и технически сложным объектом, поскольку влияние такого источника на человека может привести к негативным последствиям в виде патологий и болезней тех или иных органов. Любая сотовая вышка рядом с домом оказывает негативное влияние на здоровье человека (интенсивность такого воздействия зависит от количества производимого ей сигнала).
Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (ч. 2 ст. 51 ГрК).
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
До начала осуществления строительства, застройщик обязан получить разрешение на строительство. Отсутствие разрешения на момент начала строительства и в период его осуществления создает возможную угрозу безопасной эксплуатации возводимого объекта недвижимости.
Таким образом, базовая станция сотовой радиотелефонной связи (высокомачтовая силовая опора, вышка сотовой связи) и другие подобные объекты строительства являются сложными объектами капитального строительства, а значит, застройщик обязан получить соответствующее разрешение на строительство.
В соответствии со ст.58 Градостроительного кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство частью 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах (п.5.3.1 Положения о Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»).
При размещении базовых станций сотовой связи необходимо руководствоваться действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (далее — СанПиН), основными из которых являются СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов». Указанные требования СанПиН сводятся к тому, чтобы уровень электромагнитных полей, создаваемых антеннами базовых станций сотовых операторов на территории жилой застройки, а также внутри жилых, общественных и производственных помещений, не превышал предельно допустимые значения. Соответствие электромагнитного поля установленному нормами СанПиН предельно допустимому уровню определяется при проведении контрольных измерений при вводе в эксплуатацию или при модернизации базовой станции. Даже при отсутствии изменений в условиях и режиме эксплуатации базовых станций сотовых операторов, контрольные измерения должны проводиться не реже одного раза в три года.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» утверждение проектной документации по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, расширению и вводу в эксплуатацию построенных и реконструированных передающих радиотехнических объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их СанПиН.
Таким образом, по вопросам законности строительствавышки сотовой связи вблизи жилых домов на территории Пермского муниципального района заинтересованные лица вправе обратиться в Западно-Уральское Управление Ростехнадзора (ул. Вильвенская, д. 6, г. Пермь, 614094), а для проведения контрольных измерений электромагнитного поля — в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (ул. Куйбышева, 50, г. Пермь) или в Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора (ул.Мира, 66, «г», г.Пермь, 614066).
Также с заявлением о законности строительства станции сети сотовой радиотелефонной связи (высокомачтовой опоры, вышки сотовой связи) возможно обратиться в прокуратуру Пермского района (ул.2-ая Красавинская, д.81, г.Пермь).
ИсточникОтносится ли вышка сотовой связи, заглубление которой в землю составляет менее пяти метров, к недвижимому имуществу, подлежащему обложению налогом на имущество организаций?
Вопрос: Относится ли вышка сотовой связи, заглубление которой в землю составляет менее пяти метров, к недвижимому имуществу, подлежащему обложению налогом на имущество организаций?
Ответ: В отношении вышек сотовой связи, заглубление которых в землю составляет менее пяти метров, при решении вопроса об отнесении их в целях налогообложения налогом на имущество к недвижимому или движимому имуществу необходимо учитывать характеристики конкретной вышки. Так, Минрегион России в Письме от 21.06.2012 N 15319-АП/08 разъясняет, при наличии каких признаков и качеств сооружения связи не относятся к объектам капитального строительства, а следовательно, являются объектами движимого имущества.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ для российских организаций объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.
В соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.
Пунктом 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ определено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Что касается вышек сотовой связи, заглубление которых под землю составляет не более пяти метров, то необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В Письме Минрегиона России N 15319-АП/08, упоминаемом в Письме Минэкономразвития России от 26.04.2013 N ОГ-Д23-2531, рассматривается вопрос о признании (непризнании) конкретных сооружений связи объектами капитального строительства.
Минрегион России в указанном Письме обращает внимание на необходимость учета в каждом случае особенностей конкретного сооружения, в том числе технических характеристик, длительности использования, связи с землей (возможности свободного перемещения данных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению).
Сооружениями связи, не относящимися к объектам капитального строительства, по мнению Минрегиона России, являются:
1) башни на пригруженных опорах (сборно-разборные сооружения связи в виде опоры, установленной на монолитной плите, отлитой прямо на земле (снят только дерновой слой) либо на подготовленной земляной площадке (снят дерновой слой, произведена песчано-гравийная отсыпка с трамбовкой) с креплением растяжками на пригруженных опорах из заранее изготовленных железобетонных конструкций);
2) сборно-разборные инженерные сооружения на болтовых соединениях с несущей частью, выполняемой в виде рамной опоры, устанавливаемой на гравийную/щебеночную подсыпку либо бетонные плиты и пригружаемой фундаментными блоками;
3) мачты, представляющие собой сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатые призмы), раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам.
У перечисленных сооружений отсутствуют признаки капитальности, а именно: отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент; при возведении данных объектов не требуется проведение существенных земляных работ (рытье котлованов); они не связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации.
Указанные сооружения связи являются легковозводимыми сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.
Согласно ч. 3 ст. 49, п. 2 ч. 17 ст. 51 и ч. 1 ст. 54 ГрК РФ в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, выдача разрешения на строительство не требуется, государственная экспертиза и государственный строительный надзор не проводятся.
Таким образом, оценка перечисленных в указанном Письме Минрегиона России качеств и характеристик объектов позволяет сделать вывод о признании (непризнании) объекта объектом капитального строительства.
При этом не признаваемые в соответствии с указанными критериями объектами капитального строительства вышки сотовой связи являются объектами движимого имущества, и в случае постановки их на баланс в качестве объектов движимого имущества с 1 января 2013 г. на них распространяются положения пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.
О.В.Хритинина
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
19.07.2013