Сп сдача законченных строительством объектов

Обязательны ли к применению СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия»?

Илья Сергунин

Когда речь заходит о качестве работ, судам в 99% случаев приходится назначать судебную экспертизу, чтобы определить было ли нарушение со стороны подрядчика. При этом сам Закон о защите прав потребителей не дает четкого понимания, что есть качество, а что нет, позволяя сторонам самим определить критерии для оценки:

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Что говорят нормы о техническом регулировании?

СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия» носит рекомендательный характер и не относиться к обязательным нормам и правилам, действующим без специальной оговорки в Договоре.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ»О техническом регулировании» федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия» утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 128/пр, таким образом может применятся участниками гражданского оборота добровольно, по своему усмотрению, либо не применятся.

Данный свод правил введен как раз приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 128/пр и введен в действие с 28 августа 2017 г.

При этом исходя из содержания ст. 5.1 ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Список обязательных норм и правил определен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), куда СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия» не входит.

Данный свод правил носит рекомендательный характер и может применяться сторонами, если это прямо предусмотрено договором. Автоматическое действие в гражданско-правовых отношений нарушает принцип свободы договора.

Источник

Сп сдача законченных строительством объектов

По данным ФАУ «ФЦС» принципиальные нововведения и изменения к СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» следующие:
– внедрено использование информационных моделей;
– предусмотрено применение аэромониторинга;
– исключены дублирования с другими НПА и НТД.
И.о. директора ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин уточнил, что «Среди важнейших изменений актуализированного свода правил также конкретизация требований по строительным лабораториям, положения по согласованию организационно-технологической документации, обновление типовой формы журнала входного контроля и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования, требования в части контроля крупногабаритных модулей повышенной заводской готовности».

Читайте также:  Строительство эксплуатация консервация и ликвидация объектов хранения и переработки

Рассмотрим более подробно наиболее важные изменения, связанные с лабораторным строительным контролем , в том числе требованиями к строительным лабораториям .

Введен новый термин « строительная лаборатория », п.3.9: «Юридическое лицо (или его структурное подразделение) или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие выполнение испытаний, измерений и обработку их результатов (в том числе в процессе верификации контроля) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и сносе объектов. Строительная лаборатория должна соответствовать требованиям компетентности согласно ГОСТ ISO/IEC 17025 (подтвержденной уполномоченной организацией в установленном порядке) и выполнять работы в соответствии с утвержденной областью». Определяющим в термине является то, что соответствие строительной лаборатории требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» должно быть подтверждено уполномоченной организацией в установленном порядке . В определении не установлено, что уполномоченной организацией должен быть только Национальный орган по аккредитации.

Конкретизированные требования к строительным лабораториям приведены в измененном разделе 9 СП «Обеспечение качества готовой строительной продукции», который теперь разделен на подразделы:
— 9.1 Строительный контроль;
— 9.2 Исполнительная документация;
— 9.3 Научно-техническое сопровождение инженерных изысканий, проектирования и строительства.

В подразделе 9.1 «Строительный контроль» установлено, что собственная или сторонняя (привлекаемая по договору) строительная лаборатория должна соответствовать требованиям компетентности в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025 (п.9.1.44), что практически не претерпело изменений по сравнению с предыдущей редакцией СП. А вот п. 9.1.45. устанавливает, что «По требованию данные строительные лаборатории должны подтвердить свою компетентность и область деятельности соответствующими документами». Ориентируясь на изменение в Приложении Б «Примерный состав исполнительной докуумментации», раздел Б.1, позиция 10, к соответствующим документам относятся: «10 Документы, подтверждающие компетентность и область деятельности строительной лаборатории. Аттестат аккредитации лаборатории». Таким образом в общем случае, документами, подтверждающими компетентность и область деятельности строительной лаборатории, могут являться как свидетельства об аттестации испытательной лаборатории с прилагаемой областью аттестации (объектов испытаний), так и другие виды документов, выдаваемых уполномоченными организациями.

П. 9.1.46 устанавливает, что лицо, осуществляющее строительство, выполняет лабораторный контроль для подтверждения физико-механических и иных характеристик материалов, конструкций и изделий в объеме, установленном проектной документацией, а в случае отсутствия таких указаний – в объеме требований документов по стандартизации. Испытания должны выполняться собственной или сторонней строительной лабораторией . Результаты лабораторного контроля должны отображаться в исполнительной документации, в том числе в составе информационной модели объекта .

П. 9.1.47 устанавливает, что лабораторный контроль (в том числе в составе строительного контроля и НТС) на объектах повышенного уровня ответственности (в соответствии с классификацией ГОСТ 27751), особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (в соответствии с классификацией [2]) и объектах промышленной безопасности (в соответствии с классификацией [5]) может выполняться только аккредитованными строительными лабораториями , сведения о которых внесены в единую национальную систему аккредитации . В случае выполнения лабораторного контроля и испытаний собственными или привлекаемыми по договору (сторонними) аккредитованными строительными лабораториями следует проверять их документы аккредитации, сведения , о которых внесены в реестр аккредитованных лиц федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации (п. 9.1.48).

Таким образом, установлено однозначное требование к наличию аккредитации в Национальной системе аккредитации строительных лабораторий, которые выполняют испытания (измерения) на объектах повышенного уровня ответственности (здания и сооружения класса КС-3 по ГОСТ 27751), таких как:
а) здания и сооружения особо опасных и технически сложных объектов ( в соответствии с классификацией ФЗ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (с изм. на 01.05.2022 г.)) и объекты промышленной безопасности (в соответствии с классификацией ФЗ от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. на 11 июня 2021 г.));
б) все сооружения, при проектировании и строительстве которых используются принципиально новые конструктивные решения и технологии, которые не прошли проверку в практике строительства и эксплуатации;
в) объекты жизнеобеспечения городов и населенных пунктов;
г) тоннели, трубопроводы на дорогах высшей категории или имеющие протяженность более 500 м;
д) строительные объекты высотой более 100 метров;
е) пролетные строения мостов с пролетом более 200 метров;
ж) большепролетные покрытия строительных объектов с пролетом более 100 метров;
и) строительные объекты с консольными конструкциями более 20 метров;
к) строительные объекты с заглублением подземной части более чем на 15 метров.

Читайте также:  Образец гарантийного письма по строительству объекта

В изменении конкретизированы требования к оформлению результатов испытаний , а именно: текст ранее действующей версии п. 9.11 «Результаты входного контроля должны быть документированы в журналах входного контроля (приложение И) и лабораторных испытаний» заменен на п. 9.1.21 «Результаты входного контроля должны быть документированы в журналах входного контроля (приложение И) и протоколах испытаний , предоставляемых строительными лабораториями и оформляемых согласно ГОСТ Р 58973 » Таким образом, вместо журналов лабораторных испытаний, точнее наряду с ними, в обязательном порядке строительная лаборатория должна оформлять протоколы испытаний с соблюдением требований ГОСТ Р 58973–2020 «Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний». Кстати, требование к оформлению протоколов испытаний по ГОСТ Р 58973–2020 установлено в Критериях аккредитации испытательных лабораторий в Национальной системе аккредитации (Приказ Минэкономразвития РФ от 26.10.2020 № 707).

В приложении И изменена типовая форма журнала входного контроля и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования. Основные отличия новой формы журнала входного контроля приведены на рис.

В журнал добавлена новая графа «Решение о необходимости проведения лабораторного контроля», а также графа с конкретным наименование «Результаты лабораторного контроля».

Обращает на себя внимание п. 9.1.2 , в котором установлено, что строительный контроль (включая лабораторный контроль , проводимый строительной лабораторией), осуществляемый участниками строительства, должен выполняться утвержденными методами и с применением средств измерений, включенных в государственный реестр средств измерений ( Госреестр СИ). При этом практика показывает, что многие строительные лаборатории используют при контроле средства измерения, например для неразрушающего контроля, не включенные в Госреестр СИ, и имеющие только свидетельства о калибровке. Не секрет, что некоторые строительные лаборатории экономя средства на поверку СИ, подкладывают к протоколам испытаний, сделанные в «фотошопе» копии свидетельств о поверке. В настоящее время ФГИС «Аршин», при необходимости позволяет легко проверить действительность любого свидетельства о поверке СИ. Таким образом, строительным лабораториям необходимо проверить используемые средства измерений на наличие в Госрестре СИ.

В новом подразделе «9.2 Исполнительная документация», п.9.2.4 установлено, что документы изготовителя о качестве , информация о которых приведена в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, который ведет Росаккредитация, могут быть представлены в виде ссылок на соответствующие позиции данного реестра . Данное требование касается строительных материалов, изделий и конструкций, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, и включенных в том числе в единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия (в настоящее время действуют перечни по Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982). С 1 сентября 2022 г. вступают в силу н овые единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 2425 от 23 декабря 2021 г.

Напоминаем, что в НИУ МГСУ продолжается набор на дистанционную программу ДПО « Система лабораторного контроля качества бетонных смесей (бетона) и растворов строительных, в том числе для целей декларирования соответствия», которая предусматривает освещение вопроов, связанных в том числе с требованиями к компетентности строительных испытательных лабораторий в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и их аккредитации.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...