Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 14 июля 2022 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2022 года)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 31 мая 2008 года Федеральным законом от 16 мая 2008 года N 75-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 321-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 440-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 августа 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 194-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3_1 и 3_8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1_1 и 1_2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
КАК СТАТЬ ФОТОГРАФОМ ФОРМУЛЫ 1 ЕВГЕНИЙ САФРОНОВ / GETLENS ПОДКАСТ
2. Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
2) дома блокированной застройки в случае, если количество этажей в таких домах не превышает трех, при этом количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти и их строительство или реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 476-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48_1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт дополнен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 324-ФЗ — см. предыдущую редакцию);
Порядок проведения гос экспертизы с учетом изменений в градостроительном законодательстве РФ
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48_1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 324-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
(Пункт дополнительно включен с 11 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 533-ФЗ)
2_1. В случае, если строительство, реконструкцию указанных в пунктах 2-6 части 2 настоящей статьи объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон трубопроводов, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.
(Часть дополнительно включена с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 257-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
2_2. В случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
(Часть дополнительно включена с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ)
3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации не требуется.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 368-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 350-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
3_1. Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
3_2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
3_3. Проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:
1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;
ИсточникСрок проведения государственной экспертизы проектной документации
Строительство, особенно крупных объектов недвижимости, одна из важнейших сфер экономики. И здесь спрос существенно не снижается, даже в период экономической нестабильности. Речь идёт не только о востребованности жилой недвижимости, но и о различных коммерческих объектах. Перед тем как приступить непосредственно к самим работам, согласно требованиям градостроительного законодательства нужно провести инженерные изыскания и подготовить проектную документацию, затем их экспертизу. В результате будет получено разрешение на строительство.
Наш эксперт Александр Новиков рассказал о наиболее важных деталях, на которые необходимо обратить внимание при проведении государственной экспертизы проектной документации.
Когда проведение экспертизы проектной документации можно не проводить
Экспертиза проектной документации объектов капитального строительства необходима практически всегда ( ч. 1 ст. 49 ГК РФ). Но есть исключения ( ч. 2 , 3 ст. 49 ГК РФ). К ним относятся:
— объекты капитального строительства из переченя, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится. Речь идёт об индивидуальном строительстве и садовых домах, жилых домах блокированной застройки, не предназначенные для проживания людей и ведения производственной деятельности, отдельно стоящие объекты не выше двух этажей и общей площадью не более полутора тысяч квадратных метров (но экспертиза потребуется при возведении особо опасных, технически сложных или уникальных объектов) и т. д.;
— линии связи и сооружения связи, не являющиеся особо опасными, технически сложными объектами связи; линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты; тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно и т. д. Для них согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.12.2020 № 1816 не требуется получения разрешения на строительство. Перечень утверждён этим же нормативным актом.
Когда проводится государственная экспертиза
Государственная или негосударственная экспертиза проводится, когда она обязательна по закону. Есть случаи, и они прописаны в Градостроительном кодексе РФ, когда требуется исключительная экспертиза. Эти нормы содержатся в п. 1 ч. 3.3 , ч. 3.4 ст. 49 ГК РФ, а именно:
— объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за рубежом, во внутренних морских водах и территориальном море РФ; на территории объектов обороны и безопасности, а также тех, сведения о которых составляют государственную тайну; объекты транспортной инфраструктуры федерального значения; объекты культурного наследия федерального значения (если работы по их сохранению затрагивают характеристики их надёжности и безопасности); особо опасные, технически сложные и уникальные объекты; объекты, определенные Правительством РФ;
— объекты культурного наследия регионального и местного значения, если работы по их сохранению затрагивают конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности;
— объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
— объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов;
— объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территории двух и более субъектов РФ, включая осуществляемую на территории одного региона страны реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ;
— объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых согласно требованиям ГК РФ нуждается в проверке на предмет достоверности её определения. Исключения составляют те объекты капитального строительства, для возведения, реконструкции, капитального ремонта которых необходимо провести мероприятия по подключению (техническому присоединению) к сетям газораспределения.
Согласно ч. 2 ст. 8.3 ГК РФ к лицам, которые направляют проектную документацию и результаты инженерных изысканий на проверку достоверности сметной стоимости, относятся юридические лица, доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, при условии, если сметная стоимость превышает 10 миллионов рублей или проверка сметной стоимости предусмотрена договором. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Проверка сметной стоимости необходима, когда проводится капитальный ремонт объектов капитального строительства, но лишь в случаях, когда в эти работы включены ( п. 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145):
а) замена и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замена и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
б) замена и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;
в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечёт за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.
Следует учесть, что обязанность по проведению государственной экспертизы может быть прямо предусмотрена договором. В остальных случаях можно проводить негосударственную экспертизу.
Кто проводит экспертизу проектной документации
Государственную экспертизу, в зависимости от вида объекта, в отношении которого готовится проектная документация, производят уполномоченные органы исполнительной власти или подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, Главгосэкспертиза России, ГК «Росатом» ( ч. 4 ст. 49 ГК РФ, п. 2 Положения о госэкспертизе проектной документации, п. 1 Приказа Росстроя от 16.03.2007 № 64).
Разграничение полномочий в области организации и проведения экспертизы проектно-сметной документации между данными организациями установлено подп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.
С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.
Негосударственную экспертизу проводит аккредитованное в этой области юридическое лицо ( ч. 4.3 ст. 49 , ч. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 2 Положения о негосударственной экспертизе проектной документации, п. 2 , 3 Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации).
Полномочия такой организации подтверждаются свидетельством об аккредитации, выданным Росаккредитацией, а также соответствующей записью в государственном реестре. Эта информацию размещается на сайте Росаккредитации. Доступ к ней бесполатный.
При этом экспертная организация не вправе в одиночку проводить экспертизу, если до этого она готовила эту проектную документацию и (или) выполняла инженерные изыскания (ч. 4.5 ст. 49 ГК РФ, п. 2 Положения о негосударственной экспертизе проектной документации).
Сроки проведения государственной экспертизы
По общему правилу конкретный срок проведения государственной экспертизы определяется договором и зависит от сложности возводимого объекта, но он не должен превышать 42 рабочих дней ( ч. 7 ст. 49 ГК РФ, подп. «б» п. 26 , п. 29 Положения о госэкспертизе проектной документации).
Более короткие сроки установлены п. 29 Положения о госэкспертизе проектной документации:
В течение 30 рабочих дней проводится государственная экспертиза:
- результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
- проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, реконструкция которых будет осуществляться в особых экономических зонах;
- проектной документации в объёме, предусмотренном подп. «б» п. 27 Положения, то есть если проверка сметной стоимости производится отдельно от оценки соответствия проектной документации.
2) В течение не более 20 рабочих дней осуществляется государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам.
Сроки, указанные выше , могут быть продлены по инициативе заявителя не более чем на 20 рабочих дней, порядок продления установлен договором ( п. 29(1) Положения о госэкспертизе проектной документации), а в случаях и в порядке, определённых Правительством РФ, по заявлению ещё не более чем на 30 рабочих дней
Правительство РФ такие случаи определило в Постановлении от 30.11.2021 № 2110, оно вступит в силу с 1 марта 2022 года. В соответствии с данным документом срок может быть продлён ещен не более чем на 30 рабочих дней в отношении объектов капитального строительства, являющихся объектами федерального, регионального или местного значения, а также объектов капитального строительства, возведение или реконструкция которых планируется в рамках нацпроектов, федеральных проектов, госпрограмм РФ, федеральных адресных инвестиционных программ, госпрограмм субъектов РФ, муниципальных программ.
При этом продление возможно в случае его одобрения президиумом Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ, высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ или межведомственным коллегиальным органом, им создаваемым, в зависимости от подведомственности учреждения, в котором проводится такая экспертиза.
П. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 определено, что законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться более короткие сроки проведения государственной экспертизы в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится органами исполнительной власти субъектов или подведомственными им государственными учреждениями.
В Москве такие сроки установлены разд. 2.7 Административного регламента предоставления услуги «Проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в городе Москве, внесение изменений в правовые акты города Москвы и признание утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы». Этот нормативный акт утверждён Постановлением Правительства Москвы от 13.10.2021 № 1626-ПП (далее – Административный регламент).
В соответствии с подп. 2.7.1.1 Административного регламента в срок не более 22 рабочих дней предоставляется услуга по проведению государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу раньше, чем проектная документация.
В подп. 2.7.1.4 Административного регламента предусмотрено, что в срок не более 14 рабочих дней предоставляется услуга по проведению государственной экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием типовых проектных документов и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. Эти процедуры производятся в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам, строительство, реконструкция которых предусмотрены в рамках реализации Постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве».
Согласно подп. 2.7.1.5 Административного регламента в срок не более 31 рабочего дня предоставляется услуга по проведению государственной экспертизы иной проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, не относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным.
Услуга по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов предоставляется в срок не более 42 рабочих дней (подп. 2.7.1.6) .
Минимальный срок проведения государственной экспертизы законодательно не установлен.
ИсточникНовый порядок продления сроков для госэкспертизы
На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
С 1 октября 2021 года вступают в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, внесенные 275-ФЗ от 01.07.2021. Согласно им срок проведения государственной экспертизы может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на двадцать рабочих дней, а в случаях и в порядке, определенных Правительством РФ, по заявлению указанных лиц, — еще не более чем на тридцать рабочих дней.
Проектом Постановления, предлагается дополнить «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145, соответствующими положениями. В частности, нем предлается установив, что сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий могут быть продлены еще не более чем на тридцать рабочих дней в отношении объектов капитального строительства (ОКС), влияющих на социально-экономическое развитие РФ или субъекта РФ, по решению организации по проведению государственной экспертизы, которая проводит госэкспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, в следующих случаях:
• председателем Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ принято решение об обоснованности продления сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, если государственная экспертиза проводится Главгосэкспертизой России;
• высшим должностным лицом субъекта РФ или постоянно действующим коллегиальным рабочим органом при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта принято решение об обоснованности продления сроков проведения государственной экспертизы, если государственная экспертиза проводится региональным органом государственной экспертизы.
Также проектом устанавливается порядок продления сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В частности, устанавливается, что:
Для продления сроков проведения госэкспертизы направляется заявление с приложением письма (справки) с обоснованием необходимости продления сроков проведения государственной экспертизы и предусматривающее:
а) сведения о влиянии ОКС на социально-экономическое развитие РФ или субъекта РФ;
б) сведения о сложности ОКС;
в) сведения о причинах необходимости продления сроков проведения государственной экспертизы;
г) сведения о наличии замечаний организации по проведению государственной экспертизы, полученных в ходе ее проведения;
д) сведения о возможных негативных последствиях в случае непродления сроков проведения государственной экспертизы.
В случае если экспертиза проводится Главгосэкспертизой России, к заявлению прикладываются письма высшего должностного лица субъекта РФ, на территории которого предполагается осуществлять строительство, реконструкцию ОКС, или руководителя федерального органа исполнительной власти.
Если строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, к заявлению также прилагается письмо организации, осуществляющей
в соответствии с бюджетным законодательством полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, о необходимости продления сроков проведения государственной экспертизы.
Главгосэкспертиза в течение двух рабочих дней со дня получения документов направляет их на рассмотрение на заседании президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ с приложением справки, содержащей оценку обоснованности (необоснованности) продления сроков проведения государственной экспертизы. Председатель Правительственной комиссии принимает решение об обоснованности продления сроков проведения государственной экспертизы, на основании которого Главгосэкспертиза не позднее одного рабочего дня принимает решение о продлении (отказе в продлении) сроков проведения государственной экспертизы, и о принятом решении информирует заявителя в письменном виде.
Источник