Строительство и реконструкция линейных объектов лесной кодекс

Анализ правоприменения при строительстве лесной инфраструктуры

Лесное хозяйство может быть интенсивным только при наличии развитой сети лесных дорог. Сегодня строительство лесных дорог почти полностью финансируется предприятиями-арендаторами.

Помимо издержек на строительство дорог, в ряде субъектов лесопользователи несут дополнительные расходы, связанные с разработкой проектной документации, оформлением прав на лесные участки и получением всевозможных разрешений и согласований в разных ведомствах. Особенно острой эта проблема становится при строительстве дорог, пересекающих водоохранные зоны, нерестозащитные полосы и нерестовые реки. Причем в субъектах России сложилась совершенно разная практика правоприменения.

Так, например, в Хабаровском крае при строительстве лесовозных дорог и мостовых переходов через нерестовые реки на землях лесного фонда, не относящихся к арендованным участкам, лесопользователь должен разработать проектную документацию и пройти согласование проекта в Амурском территориальном управлении федерального агентства по рыболовству. В свою очередь, управление требует выполнить оценку возможного негативного воздействия на водные биоресурсы в ФГУП «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр (ТИНРО)» и оплатить рассчитанный возможный ущерб рыбному хозяйству. Процедура оценки ущерба, как правило, связана с визитом представителя ТИНРО в компанию-лесопользователь и оплатой услуг.

Изменения в сфере закупок: как теперь проводятся тендеры на строительство и реконструкцию

Весь этот процесс не является прозрачным, «научные» оценки возможного ущерба весьма субъективны, т. е. налицо все признаки коррупционной составляющей, а на саму процедуру уходит от двух месяцев до одного года. Кроме того, она прямо не вытекает из нормативов, указанных в правилах согласования (Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 года № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»).

Более того, в ряде субъектов (например, в Красноярском и Приморском краях) эта процедура не требуется в тех случаях, когда водоохранная и/или нерестозащитная полоса передана в аренду с целью заготовки древесины. В Архангельской области все лесохозяйственные мероприятия (в том числе и строительство лесной инфраструктуры), проводимые в водоохранных зонах и нерестозащитных полосах внутри или за пределами арендных участков, проходят согласование в Севрыбводе и Двинско-Печорском управлении Росрыболовства.

С точки зрения хозяйственного воздействия на природу нет никакой разницы в строительстве лесной инфраструктуры на землях лесного фонда, переданных или не переданных в аренду. Но практика правоприменения почему-то абсолютно разная.

Еще одно противоречие. Лесная инфраструктура, как правило, не рассчитана на долгосрочное функционирование. Например, в условиях Дальнего Востока участки дорог и мосты нередко смываются в периоды дождевых паводков, иногда несколько раз за сезон. Однако если разрешение или согласование на строительство дороги уже было получено, то при восстановлении участка дороги или возведении нового моста его получать не нужно, т. е. правоприменительная практика носит избирательный характер и в ней нет логики. Где гарантия, что рыбному хозяйству не будет нанесен реальный ущерб при строительстве нового моста, если, например, оно будет вестись в период нереста?

«Понятие и окружение девелоперского бизнеса»

Другая серьезная проблема создания лесной инфраструктуры — необходимость оформления рубки деревьев под полотно дороги в тех случаях, когда прокладка коммуникаций ведется на землях лесного фонда, не переданных в аренду. Правоприменительная практика в этом случае такова: органы управления лесами обязывают брать лесной участок в аренду с целью строительства и эксплуатации линейных объектов, особенно если он находится в водоохранной зоне и/или нерестозащитной полосе.

Но рубка деревьев под полотно дороги не считается деятельностью по заготовке древесины. Это означает, что срубленная древесина не становится собственностью арендатора и не может быть реализована как товар. Кроме того, строительство линейного объекта требует разработки проектной документации и прохождения государственной экспертизы проекта, что влечет дополнительные издержки, часть которых описаны выше. Другие виды правового оформления рубки под полотно дороги на землях лесного фонда, не переданных в аренду, законодательством не предусмотрены.

Есть еще одна проблема, которая встречается довольно часто. Это отсутствие четкого правового механизма принятия решений в случаях, когда освоение лесного участка возможно только при условии строительства дороги через участок другого арендатора. Как правило, в этом случае хозяйствующие субъекты договариваются между собой, а арендодатель в лице государства не имеет никакой правовой возможности вмешаться в этот процесс. Также нередки случаи, когда переговорный процесс между хозяйствующими субъектами по тем или иным причинам (в том числе и из-за несправедливой конкуренции) заходит в тупик и освоение лесного участка замораживается на неопределенный срок. Такое положение вещей явно противоречит интересам государства, препятствует реализации законных прав хозяйствующего субъекта и в целом ухудшает инвестиционную привлекательность лесного комплекса.

Что говорит закон?

В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса РФ, вывоз древесины из леса — это часть предпринимательской деятельности по заготовке древесины, которая может осуществляться на основании договоров аренды. Граждане и юридические лица в целях заготовки древесины наделяются правом строить лесные дороги, лесные склады и другие строения и сооружения. Следовательно, создание лесной инфраструктуры может осуществляться на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины. Однако это логическое следствие не отражено в прямых нормах Лесного кодекса.

Читайте также:  Как стать застройщиком на незавершенный строительством объекте

Деятельность по созданию лесной инфраструктуры регламентируется, в частности, ст. 13 Лесного кодекса РФ. В ней нигде не утверждается обязательность передачи в аренду участков, на которых создается лесная инфраструктура, а предполагается, что, после того как инфраструктура выполнила свои функции, земля должна быть рекультивирована. Когда и при каких условиях должна быть задействована эта норма, законодателем не определено. Кроме того, ни в одном существующем договоре аренды лесного участка для заготовки древесины, а также в проекте «Типового договора аренды», который сейчас находится на этапе общественного обсуждения, не предусмотрена такая обязанность арендатора.

Перечень объектов лесной инфраструктуры утвержден Распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2012 года № 1283-р. В соответствии с ним лесные дороги и проезды, строящиеся в водоохранных зонах, являются объектами лесной инфраструктуры, а не линейными объектами. Перечень объектов, не связанных со строительством лесной инфраструктуры, определен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 849-р. В этом перечне нет лесных дорог.

Приказом № 485 Рослесхоза, который в том числе регламентирует использование и охрану лесов в водоохранных зонах, не вводятся ограничения на передачу этих лесов в аренду с целью заготовки древесины. Ограничения касаются проведения сплошных рубок, за исключением рубок для создания лесной инфраструктуры.

Что делать?

Отсутствие в действующей нормативно-правовой базе прямых норм, регламентирующих строительство лесных дорог на землях лесного фонда, не переданных в аренду, сдерживает развитие лесной инфраструктуры и ведет к дополнительным издержкам хозяйствующих субъектов. Мы видим два возможных пути решения этой проблемы. Первый — возможность передачи этих участков в аренду с целью заготовки древесины без аукционного механизма. Второй — разработка отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность по строительству лесной инфраструктуры на землях лесного фонда и землях иных категорий без их передачи в аренду.

Существующая практика, при которой органы управления лесами принуждают компании заключать договоры аренды для строительства и эксплуатации линейных объектов, в то время как те строят лесные дороги (проходящие через водоохранную зону и/или нерестоохранную полосу), неправомерна и противоречит ст. 21 и 45 действующего Лесного кодекса.

Вызывает большие сомнения правомерность требований местных органов власти о проведении оценок возможного ущерба рыбному хозяйству и биоресурсам конкретными организациями, подчиненными этим же уполномоченным органам, а также принуждение к оплате рассчитанной суммы возможного ущерба. Они не основаны на прямых нормах действующего законодательства, а обязательство прохождения оценок и экспертиз в конкретных учреждениях является явным нарушением федерального закона «О защите конкуренции». Необходимо провести правовую экспертизу обоснованности подобных требований.

Для того чтобы государство в лице арендодателя могло влиять на процесс создания лесной инфраструктуры на участках лесного фонда, переданных в аренду для освоения смежных участков, необходимо закрепить это право в договоре аренды.

Поднятые региональными экспертами Всемирного банка (ВБ) проблемы строительства лесной инфраструктуры и предложения по их решению нашли отклик и понимание в аппарате полномочного представителя Президента России в ДВФО Ю. П. Трутнева и в Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. В этих ведомствах отметили актуальность и пользу работы, выполненной региональными консультантами ВБ, для реализации решений заседания Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока под председательством премьер-министра России Д. А. Медведева, в частности, для решения вопроса по совершенствованию кодификации лесного законодательства. В настоящее время планируется дальнейшее обсуждение предложений экспертов с целью выработки конкретных решений.

За основу этой публикации взяты результаты исследования, проведенного командой региональных консультантов Всемирного банка, в состав которой входили А. С. Захаренков (Хабаровский и Приморский края), М. А. Копейкин (Архангельская область), Н. Н. Харченко (Воронежская область), М. Н. Ягунов (Красноярский край), под общим руководством Е. П. Кузьмичева для программы «Правоприменение и управление в лесном секторе стран восточного региона действия европейского инструмента соседства и партнерства» (ФЛЕГ II).

Основным методом проведения исследования был опрос предприятий — арендаторов лесного фонда. В общей сложности было опрошено 38 респондентов, представляющих 27 лесопромышленных предприятий, ведущих деятельность в семи субъектах РФ (Воронежской, Архангельской, Амурской и Сахалинской областях, Красноярском, Хабаровском и Приморском краях). С их помощью выявлено около 30 узких мест нормативно-правовой регламентации, связанной с деятельностью по заготовке древесины.

Источник

Статья 45. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов

1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. 2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. 3. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. 4. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. 5. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также:  Этап строительства объекта это

Консультации юриста по ст. 45 ЛК РФ

Добрый день. Подскажите пожалуйста, могу ли я получить бесплатно пиломатериалы на строительство дачного дома? Я прописана в Москве (родилась тоже в Москве), но в собственности у меня только земельный участок. Являюсь Ветераном труда. Спасибо.

Основные положения нового Лесного кодекса В основе нового Лесного кодекса, прежде всего, лежит регулирование земельных отношений, связанных с предоставлением земельных участков (называемых в Кодексе лесными участками ) для осуществления.

Мне нужно уточнить процесс заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона.. Основанием возникновения арендных правоотношений является протокол об аукционе. Подробнее, если можно пояснить об этой процедуре.

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. N 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка» Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности 1. Предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст.

2251; N 30 (ч. I), ст. 3597, 3599; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст.

3735; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54) (далее — Лесной кодекс Российской Федерации) . К договору аренды лесного участка (далее — договор аренды) применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации*(1).

2. В аренду предоставляются лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета до 1 января 2012*(2). 3. По договору аренды лесной участок предоставляется для одной или нескольких следующих целей: а) заготовка древесины; б) заготовка живицы; в) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; г) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; д) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; е) ведение сельского хозяйства; ж) осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; з) осуществление рекреационной деятельности; и) создание лесных плантаций и их эксплуатация; к) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; л) выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых; м) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; н) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; о) переработка древесины и иных лесных ресурсов; п) выполнение изыскательских работ; р) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) ; с) иные виды использования лесов в соответствии с целевым назначением земель, на которых расположены эти леса. 4. Договор аренды заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, за исключением следующих случаев: а) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; б) использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; в) использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; г) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; д) реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; е) заготовка древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 — 46 Лесного кодекса Российской Федерации; ж) выполнение изыскательских работ. 5. Аукционы по продаже права на заключение договора аренды проводятся в соответствии с главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом организаторами аукционов являются: а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, соответственно;

Помогите. Скажите, как доказать, что экологическая экспертиза проекта лесного плана не нужна? только ссылки на фз об экологической экспертизе не достаточно :((

Источник

Проект освоения лесов

«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) определяет лес как экологическую систему и природный ресурс. Неоспорим тот факт, что лес имеет огромную ценность для развития человеческой деятельности. Тем не менее, ненадлежащее, либо незаконное обращение с лесными ресурсами могут повлечь за собой не только последствия для нарушителей, но и невосполнимый ущерб для состояния окружающей среды.

Статья 88 Лесного кодекса подтверждает следующее — лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основание сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов (ст. 12 Лесного кодекса).

Наличие (а главное согласование) проекта дает природопользователю право на эксплуатацию леса. Если проект отсутствует (либо не соблюдается), но лесные ресурсы используются, арендатор получает штраф или же расторжение договора. Перед вами материал, в котором мы подробно разберем состав и процесс согласования проекта освоения лесов, а также штрафные санкции, которые грозят природопользователю в случае нарушения требований законодательства.

2. Состав проекта освоения лесов

  • разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов;
  • мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов;
  • создании объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
  • мероприятиях по охране объектов животного мира и водных объектов.
Читайте также:  Акт приемочной комиссии завершенного строительством объекта

Кроме того, в части 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ описываются случаи, при которых в проект освоения лесов включаются сведения о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, которые не связанны с созданием лесной инфраструктуры.

Документ разделен на две части: общую и специальную. Давайте остановимся на каждой из частей проекта более подробно.

Общую часть подготавливают для всех видов использования леса. Данные виды содержатся в ст. 25 Лесного кодекса РФ.

Содержание общей части проекта освоения лесов:

  • общие сведения;
  • сведения о лесном участке;
  • создание лесной инфраструктуры;
  • строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);
  • мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
  • мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Каждый из вышеперечисленных разделов содержит в себе множество подпунктов (сведений). Ознакомиться с ними подробнее можно в Приказе № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Специальная же часть содержит раздел «Организация использования лесов». Данный раздел включает в себя подразделы, которые соответствуют вышеупомянутым видам разрешенного использования лесов. Это предусматривается договором аренды лесного участка, либо условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. С подразделами также можно ознакомиться в Приказе № 69.

3. Образец проекта освоения лесов

4. Разработка проекта освоения лесов

Проект необходимо разрабатывать лицам, в процессе деятельности которых проводится освоение лесов на правах бессрочного пользования, либо договора аренды лесного участка. Что касается срока действия проекта — документ разрабатывается не более, чем на 10 лет (на все виды использования лесов).

Исключение следующие виды использования лесов (ст. 43-45 Лесного кодекса):

  • в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
  • для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
  • для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Для вышеперечисленных видов проекты составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

В ходе разработки проекта допускается проведение таксации лесов с целью оценки качественных и количественных характеристик ресурсов. Кроме того, может быть допущено планирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Вся полученная информация в итоге вносится в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент. После чего данные могут быть использованы в дальнейшей разработке проекта освоения лесов.

Как оформляется проект освоения лесов?

Проект оформляется в виде текстовых и графических материалов. Допускается формат таблиц. Что касается карт — материалы изготавливаются в масштабах, которые предусматриваются лесоустроительной инструкцией.

Правки и изменения вносятся при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий аренды. Изменения осуществляются в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов Приказом № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

5. Согласование проекта освоения лесов

После того как проект разработан, его необходимо передать в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Проект предоставляется в трех экземплярах на бумажных носителях, а также один экземпляр в электронном виде.

Экспертиза проекта освоения лесов

Проект освоения лесов должен быть зарегистрирован и проверен государственной экспертизой. Как правило, срок экспертизы не превышает 40 дней. Процедура проводится уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, который отвечает за данные участки леса (ст.12 Лесного Кодекса РФ).

Если по итогам экспертизы получено положительное заключение, природопользователь может законно осуществлять свою деятельность. Главное — предоставить уже готовый проект освоения лесов арендодателю.

Но в случае принятия отрицательного решения комиссией, такая возможность у природопользователя отсутствует. Следовательно, необходима повторная государственная экспертиза с предварительным исправлением всех замечаний к проекту.

6. Штрафы за отсутствие проекта

Уклонение от составления проекта освоения лесов может повлечь для природопользователя принудительное прекращение права пользования участком или досрочным расторжением договора его аренды. Данное наказание предусматривается п. 3 раздела 1 МПР №77.

В случае отсутствия проекта освоения лесов у арендаторов и пользователей лесных участков, на них налагаются штрафы. Административная ответственность ,за использование лесных ресурсов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки содержится в части 4 ст.8.25 КоАП РФ. Наложение административного штрафа на юридических лиц составляет от 40 000 руб. до 80 000 руб. Кроме того, договор об аренде лесного участка может быть расторгнут раньше срока.

В практике экологической компании часто случается так, что объекту помимо основных проектов недостает другой экологической документации. На подготовку требуемых надзорными органами документов остается минимум времени. Как не спохватиться в последний момент?

Своих клиентов ЭкоПромЦентр берет на экологическое сопровождение. Это значит, что вам не нужно брать эколога в штат – просто доверьте функции администрирования по вопросам природопользования ЭкоПромЦентру.

Экологическое сопровождение – это комплекс услуг, в который входит: учет движения отходов, инвентаризация, расчеты, отчетность по формам, регулярное информирование об изменениях в экологическом законодательстве и многое другое.

Обратитесь к нам прямо сейчас любым удобным способом: по телефону — +7 (812) 425-61-45, либо в один клик!

Источник
Рейтинг
Загрузка ...