Подготовка к Олимпиаде: Мегапроект, равных которому не было несколько десятков лет… России справилась…
Без света и канализации…
Чтобы понять масштаб преобразований, в которых нуждался Сочи, вспомним, как выглядел главный российский курорт в середине 2000-х. Зимой из-за обрывов проводов в горах в Сочи часто происходили отключения света, и тогда в считанные часы разворачивались стихийные, почти «военные» рынки: буржуйки, газовые горелки, свечи. В городе были постоянные пробки.
Индикатор плачевного состояния городской инфраструктуры — коллапс канализационный системы. Слабые очистные сооружения категорически не справлялись, и фекалии через дырявую трубу просто сбрасывались в море недалеко от пляжа. Вот такая всероссийская здравница.
Новости партнеров
По олимпийской шкале Сочи тоже выглядел более чем бледно. В регионе не было ни одного спортивного объекта олимпийского уровня: ледовых дворцов, горнолыжных трасс, трамплинов и т. д. Всего несколько приличных гостиниц, что не покрывало и десятой части потребностей Олимпиады. Аэропорт стоял недостроенным уже полтора десятка лет. Объем работ был огромный — все предстояло сделать с нуля. Именно поэтому суммарные затраты не вполне корректно сравнивать с предыдущими олимпийскими столицами — масштаб работ несопоставим.
В Сочи не знают, что делать с олимпийским наследием (новости)
Сегодня распространено мнение, что государственные программы были разработаны именно под Олимпиаду. Это не так. Программа развития Сочи как всесезонного горноклиматического курорта, предусматривающая инвестиции в размере 300 млрд рублей, была принята еще в 2006 году, до того, как город избрали столицей Игр. Целью проекта было создание всесезонного курорта европейского уровня.
Подтекст истории тоже понятен. Сочи сильно проигрывал и европейским, и соседним турецким курортам. Миллиарды туристических долларов каждый год уходили из страны. Потому вне зависимости от Олимпиады было решено привести главный курорт в порядок. Логика более чем очевидная.
«В середине 2000-х у правительства появились свободные деньги, и встал вопрос, как их потратить. Можно было размазать их тонким слоем по регионам, но тогда была бы вероятность не получить никакого эффекта. В правительстве победила концепция кластерного подхода — выделить несколько ключевых регионов и инвестировать в них. Критерии выбора? Во многом — «держать страну”.
Владивосток — на востоке, Краснодарский край и Сочи — на юге. Насчет Сочи сомнений не было. Во-первых, город был в очень плохом состоянии. Во-вторых, вложения в курорт имели наибольшие шансы окупиться через привлечение частных инвестиций», — объясняет на условиях анонимности логику инвестирования в Сочи один из высокопоставленных российских чиновников. После того как Сочи стал олимпийской столицей, программа развития региона была существенно расширена.
Приоритет — инфраструктура…
Сумма инвестиций много раз менялась, и только в январе 2014 года появилась ясность по поводу окончательных цифр. Вице-премьер Дмитрий Козак, отвечавший за подготовку к Играм, заявил, что расходы на Олимпиаду составили 214 млрд рублей. Примерно в то же время министр финансов Антон Силуанов признал, что общий размер инвестиций в Сочи составил 1,5 трлн рублей.
Соловьев: как Путин Козака допросил
Разница не должна пугать, на самом деле никакого противоречия здесь нет: Козак говорил о стоимости олимпийских объектов, а Силуанов — об инвестициях в регион в целом. По словам Силуанова, прямые расходы из федерального бюджета составили 100 млрд рублей на строительство олимпийских спортивных сооружений и 430 млрд на инфраструктурные объекты. Остальные траты взяли на себя госкомпании и частный бизнес. На что же были потрачены эти деньги?
Начнем с олимпийских проектов. 14 олимпийских объектов разместились пополам в двух кластерах — прибрежном и горном. В горном кластере госкорпорация «Олимпстрой» профинансировала строительство основной и тренировочной санно-бобслейных трасс, а также трассу для лыжного двоеборья. В остальные объекты (комплекс трамплинов, лыжно-биатлонный стадион и горнолыжный центр) вложились компания «Красная Поляна» («дочка» Сбербанка), «Газпром» и структуры Владимира Потанина, построившие комплекс «Роза хутор».
В прибрежном кластере стадион «Фишт» для церемоний открытия и закрытия Олимпиады и все ледовые арены профинансировал «Олимпстрой». Исключение составили конькобежный центр (инвестор — «Центр Омега») и арена для керлинга («Славобласть»). Застройщиком Олимпийской деревни на 3 тыс. номеров выступила компания «Главстрой» Олега Дерипаски.
Общий объем инвестиций составил более 23 млрд рублей. В Сочи были построены гостиницы и другие объекты для размещения гостей на 24 тыс. номеров. В целом к Олимпиаде в городе оказалось 41 тыс. номеров, что соответствует требованиям МОКа.
Основные средства были вложены в инфраструктуру. Приведено в порядок 260 км дорог, завершено строительство объездной дороги. Главный проект транспортной программы в самом Сочи — дублер Курортного проспекта. Сочи чуть ли не первым из российских городов узнал, что такое пробки. Город вытянут по побережью на 148 км, а автодорога вдоль моря была всего одна.
Девять из 20 км дублера Курортного проспекта проходит в тоннелях. Его стоимость — 83 млрд рублей.
Новости партнеров
Чтобы связать Красную Поляну с Сочи, построена уникальная для России совмещенная скоростная автомобильная и железная дорога. С узловой точки системы — мультимодального вокзала Адлер — поезда во время Олимпиады будут двигаться по трем маршрутам: в аэропорт, в Красную Поляну, в Олимпийский парк. Протяженность дороги Красная Поляна — Адлер — 48 км.
Дорога включает в себя 14 тоннелей длиной 30 км, 40 автодорожных и 37 железнодорожных мостов длиной более 14 км. Пропускная способность железной дороги — 8500 человек в час. Интервал движения во время Олимпиады составит 10 минут. Общая стоимость проекта, включая четыре вокзала, — 284,5 млрд рублей.
Реконструирован аэропорт Сочи. Это обошлось его владельцу, компании Олега Дерипаски «Базэл-Аэро», более чем в 14 млрд рублей. За счет модернизации одного терминала и строительства нового пропускная способность аэропорта выросла вдвое — до 2500 человек в час.
Кардинальной модернизации подверглась энергосистема Сочи, износ которой достигал 70%. К Олимпиаде построено более 50 объектов. Самые крупные — Адлерская ТЭС (360 МВт) и Джубгинская ТЭС (180 МВт). Застройщиком Адлерской ТЭС выступил «Газпром», инвестиции составили 23 млрд рублей. Для обеспечения региона энергоресурсами протянут газопровод Джубга — Сочи длиной 170 км, из которых 150 км проходят по дну Черного моря.
Полностью модернизирована и канализационная система. Построены новые канализационные коллекторы и новые Бзугинские очистные сооружения, которые по мощности в три раза превосходят старые. Вместо старого дырявого глубоководного выпуска в море (трубы с очистных сооружений) сделан новый, который уходит в море более чем на два километра. Построен мусоросортировочный завод в Хосте. По словам мэра Сочи Анатолия Пахомова, в качестве олимпийского наследства город получит более 400 объектов инфраструктуры.
В итоге на инфраструктуру потрачено в шесть раз больше, чем на олимпийские объекты.
Не Куршевель, так Монте-Карло…
Самый болезненный вопрос всех Олимпиад — «белые слоны», то есть объекты, постолимпийское использование которых проблематично. Такие объекты остаются после всех Игр. Большие арены, построенные для событий мирового уровня, невозможно регулярно заполнять зрителями. К тому же они крайне разорительны в эксплуатации. Яркий пример — Афины.
Через пять лет после Олимпиады-2004 из 26 объектов использовались только четыре. Та же ситуация в Турине. «Большинство олимпийских сооружений представляют собой пустые ящики, запертые на замки и обнесенные железными заборами. Часть олимпийских объектов 2006 года вообще демонтирована. Городской бюджет Турина оказался не способен обеспечить уникальным архитектурным сооружениям достойное послеолимпийское существование», — говорит директор программы «Спорт и досуг» Международного союза архитекторов Ян Маккензи (Шотландия).
В борьбе с «белыми слонами» больше всех преуспели англичане. Уже на этапе проектирования Олимпийского парка Лондона-2012 они разработали схему его превращения в полноценный городской район. Часть объектов (баскетбольная арена, хоккейный стадион и т. д.) изначально проектировалась как временные, и после Игр они были демонтированы.
Часть арен сменила назначение, превратившись в офисный центр, школу, поликлинику, жилые комплексы. Но даже у англичан не все получилось. Олимпийский красавец-стадион на 80 тыс. зрителей стоимостью почти 500 млн фунтов придется всерьез трансформировать с потерей вместимости и дополнительными вложениями. Года через два он станет футбольной ареной на 60 тыс. зрителей, что обойдется более чем в 150 млн фунтов.
В России программа постолимпийского использования объектов Сочи, к сожалению, появилась не в начале проекта, а всего год назад. Придумывать, как бороться с «белыми слонами», пришлось уже в процессе строительства. Самые большие проблемы с объектами прибрежного кластера — там построено сразу шесть ледовых арен.
Для Сочи, где зимние виды спорта и так не слишком популярны, это многовато. Чиновники в свое время оптимистично уверяли, что арены будут демонтированы и перевезены в другие регионы. Однако из-за особенностей фундаментов перевезти удастся лишь одну из них — тренировочная хоккейная арена переедет в Ставропольский край. Три объекта изменят назначение.
Конькобежный дворец трансформируется в выставочный центр, Медиацентр — в торговый центр, арена для керлинга — в спортивно-развлекательный комплекс. Всеми этими объектами будут управлять их инвесторы.
Новости партнеров
Остальные объекты прибрежного кластера возьмет себе на баланс Минспорта, они будут использоваться для соревнований и тренировок российских спортсменов. В целом эксплуатация олимпийских объектов будет ежегодно обходиться государству в 2,5–4 млн рублей (не самая фантастическая сумма). Чтобы снизить издержки, дорогой в эксплуатации Большой ледовый дворец переоборудуют в велотрек.
Непонятна судьба стадиона-сорокатысячника «Фишт». В Сочи сегодня нет футбольной команды даже второго российского дивизиона. В 2018 году там будут проходить матчи чемпионата мира по футболу, а до этого администрация Сочи постарается загрузить его «спортивно-концертными» мероприятиями.
В горном кластере часть объектов тоже заберет себе Минспорта. Это касается, например, санно-бобслейной трассы. После распада СССР в стране такого объекта не было, спортсменам приходилось тренироваться в Европе, там же проводились чемпионаты страны. Пока не решена судьба комплекса трамплинов, но кроме Минспорта заниматься ими некому.
«Роза хутор» и газпромовская «Лаура» будут и дальше работать как горнолыжные курорты. Нетрудно понять, что это самая прибыльная часть из олимпийских объектов. Но есть один нюанс: комплекс «Роза хутор» изначально задумывался как бизнес-проект увлекающегося горными лыжами Потанина.
Есть легенда, что идея выдвинуть Сочи кандидатом на проведение Олимпийских игр в самом начале была маркетинговым ходом для раскрутки этого горнолыжного курорта. Однако затем идея настолько увлекла первых лиц страны, что в результате зимняя Олимпиада действительно приехала в субтропики. Для курорта, впрочем, это имело негативные последствия. За счет новых объектов (фристайл-парк, сноуборд-парк, Олимпийская деревня) и олимпийских требований инвестиции Потанина выросли с планируемых 350 млн до 81 млрд рублей.
В конце 2013 года Владимир Потанин и другие крупные застройщики Олимпиады обратились к государству с просьбой о реструктуризации кредитов Внешэкономбанка и предоставлении налоговых льгот. Государство согласилось на реструктуризацию. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, кредиты ВЭБу олимпийские девелоперы могут не отдавать до осени 2015 года — к этому времени станет понятно, насколько верны их финансовые модели. В целом государственный ВЭБ прокредитовал олимпийские стройки более чем на 200 млрд рублей.
Способны ли многочисленные сочинские отели и горнолыжные курорты стать окупаемыми после Игр, пока непонятно: есть опасения, что рынок окажется переполненным. При этом хозяева большинства объектов пытаются завысить их классность: условно говоря, продавать бизнес-класс по цене de luxe.
Однако месяца два назад с подачи главы Сбербанка Германа Грефа начала продвигаться идея, которая спасет всех олимпийских должников. Идея проста: государство должно разрешить сделать в Красной Поляне игорную зону высокого уровня. Пока государство не готово пойти на это. Дмитрий Козак, в частности, заметил, что в ближайшее годы казино в Красной Поляне не появятся — надо все-таки попытаться заработать на спорте и туризме. Однако если через год-другой окажется, что отели не окупаются, весьма вероятно, что государство казино разрешит.
Все в срок…
Окончательный анализ Сочи как мегапроекта можно будет провести лишь после Олимпиады. И безусловно, есть масса поводов для критики. Это и недостаточно продуманная концепция постолимпийского использования объектов, и непрозрачность в распределении архитектурных и строительных подрядов, и рост стоимости объектов. Сочинский опыт необходимо изучить, чтобы ошибки не были допущены при реализации другого уже стартовавшего мегапроекта — чемпионата мира по футболу 2018 года стоимостью более 600 млрд рублей. Однако сегодня на первый план выходят два момента.
Первое. Несмотря на все опасения, Россия смогла полностью выполнить все обязательства и реализовать олимпийский проект в срок. Заметим, что это был первый за несколько десятилетий проект такого размера и уровня сложности.
Второе. Олимпийский мегапроект сыграл положительную роль в период кризиса, дав рабочие места и загрузку строителям, металлургическим заводам, промышленности строительных материалов и так далее. Сегодня можно обсуждать, что такого же эффекта можно было добиться за счет реализации других проектов, например жилищного или модернизации ЖКХ. Однако в середине 2000-х ни правительство, ни общество альтернативных проектов не сгенерировало.
Если рассматривать олимпийское движение в целом, то, возможно, Сочи завершает целый этап в истории Олимпиад. В последнее десятилетие страны БРИКС проявляли немалую активность, стремясь получить право на проведение спортивных мероприятий самого высокого уровня.
Южная Африка провела ЧМ по футболу в 2010 году, Китай — пекинскую Олимпиаду-2012, Бразилия скоро будет проводить ЧМ-2014 и Олимпиаду-2016. Россия смогла получить Олимпиаду-2012 и ЧМ-2018. Спортивными мегапроектами эти страны стремились убить сразу двух зайцев: провести модернизацию инфраструктуры и показать себя миру. Излишне говорить, обошлись эти мероприятия недешево. Например, на пекинскую Олимпиаду было потрачено более 42 млрд долларов.
Мировой кризис изменил правила игры, открыв эпоху финансовой умеренности. Все больше городов планеты отказываются от посягательств на Олимпиаду по финансовым причинам. И страны БРИКС, похоже, «отстрелялись»: новых соревнований они в ближайшие годы не получат. На очередном этапе олимпийского движения возможны два варианта.
Первый: следующие олимпиады будут проходить в странах, где спортивная инфраструктура уже существует и есть потенциал для их коммерциализации. Второй: олимпиады будут проводиться не в отдельных городах, а в странах в целом или даже в несколько странах одновременно. Международный олимпийский комитет уже начал консультации по поводу изменения своего правила «одна Олимпиада — один город»…
ИсточникЧто за красивыми словами
Возможно ли создать цифровой профиль деловой репутации подрядных организаций?
В последнее время не только начальники Национального объединения строителей, но и руководители саморегулируемых организаций всё более активно стали говорить о создании рейтинга членов СРО, внедрении цифрового профиля деловой репутации подрядных организаций.
Как рассказал на одном из недавних мероприятий исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, оценка деловой репутации подрядных организаций должна проводиться СРО. Сведения для исследования могут быть получены от самой подрядной организации или из открытых источников.
Критериями такой оценки могут являться:
- оценка финансовой устойчивости;
- оценка опыта работы с госконтрактами (специализация участника закупок по ранее выполненным контрактам по видам работ/объектов, а также санкции, штрафы, нарушение гарантийных обязательств, административные нарушения при строительстве);
- оценка достаточного количества квалифицированных специалистов, работающих в организации (минимальное количество организаторов строительного производства (ГИП, прорабы) в зависимости от предыдущего опыта работ и специализации (не менее 30%).
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз заявил, что необходимо внедрить рейтинг деловой репутации членов СРО в систему государственных (муниципальных) закупок, в целях смещения баланса от критерия «цена» к критерию «качество и безопасность».
Как видим, цель ставится благая: добиться качества при условии не снижения существенно начальной максимальной цены контракта.
Однако за красивыми словами, как всегда, кроется множество нюансов. И давайте попробуем их посмотреть и разобрать.
Как правило, крупные генеральные подрядчики не обходятся без каких-либо нарушений в строительстве. Учитывая их финансирование в целом, можно говорить о частых возможностях заключать рисковые сделки, в том числе и выполнение контрактов в очень сжатые сроки в нарушение требований к строительству объектов капитального строительства, согласно строительным нормам и правилам. А как мы знаем, в последнее время становится таких объектов всё больше и больше. При таких обстоятельствах будет ли оценка финансовой устойчивости организации высокой – большой вопрос.
Надо сразу сказать, что полноценно и достоверно оценить финансовую устойчивость любой организации сегодня в полной мере не могут ни банки – при выдаче кредитов, ни аудиторские организации – при проверке отчётности. Да и саморегуляторы с ностроевцами этого не могли сделать, о чём наглядно показала практика выдачи займов из компенсационных фондов СРО. Поэтому понятно уже, что данный критерий будет как минимум не достоверным, а при необходимости подкручиваться под нужные показатели.
Также надо не забывать, что даже при якобы видимости устойчивости организации, она может в один момент уйти в банкротство. Как правило, это происходит из-за конкретных решений либо органов управления организации, либо государственных органов. Надеюсь, примеры приводить не надо?
Казалось бы, средний бизнес от этого должен выиграть, так как если он будет в высокой «зелёной» зоне рейтинга, то контракты, по логике господина Мороза, должны будут отдаваться именно ему. Но кто просчитал и задумался о рисках передела рынка с крупных игроков на средних? Риски именно государства и бизнеса? А сможет ли средний бизнес «закрывать» качественно такие строительные объекты, как Крымский мост, строительство комплекса объектов к Олимпиаде, прокладку трубопроводов типа «Северный поток» и так далее?
Теперь возьмём малый и микробизнес. Присмотритесь в различных уже цифровых платформах к информации о деятельности таких организаций, и Вы увидите, что часть информации, как правило, там отсутствует. Причиной тому является то, что малым и микро приходится зачастую всё делать самим, в основном готовить и сдавать отчётность. Нанять со стороны – это сразу ведёт к снижению рентабельности, что не позволительно. Поэтому данная категория не выиграет ровным счётом ничего, останется конкурировать между собой, за исключением отдельных организаций, которые и сейчас есть.
Качество улучшится ли в данном случае? Тоже вопрос довольно спорный. Да и мы все знаем, что часть предлагаемых государственных или муниципальных контрактов до сих пор остаются не востребованным. И эту проблему никто практически не предлагает решать.
Если, как предлагается, рейтинговать будет СРО, то и критерии она вправе установить, в том числе дополнительные. А значит, у разных СРО будут разные рейтинги, которые смогут повлиять на ход государственных, муниципальных или коммерческих торгов. Допустит ли ФАС такое? Вряд ли, ведь это прямо противоречит основам законодательства о конкуренции.
Если же НОСТРОЙ разработает такой сервис, то где уверенность, что данные по организациям в сервисе не смогут корректироваться, если не в самом Национальном объединении, то извне так сказать?
А если не все СРО будут использовать заполнение цифрового профиля своих членов? Их что, обяжут это делать? Если так, то это противоречит принципам невмешательства в деятельность саморегулируемых организаций и ограничения деятельности СРО…
Это только часть мыслей о предлагаемом рейтинге и цифровом профиле членов СРО, но оставляю эту возможность, чтобы в комментариях каждый мог добавить и высказать своё мнение.
С уважением,
Добрило Мастеровой
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
ИсточникЧаще всего мегапроекты имеют следующие проблемы stepik ответы на тестирование
Выберите все подходящие ответы из спискараспознавание текстадополненная реальностьраспознавание объектов на видеопредсказательная аналитикабольшая аналитикараспознавание речи источник переоценка жизнеспособности проекта переоценка будущего
Выберите все подходящие ответы из списка
распознавание текста
распознавание объектов на видео
Переоценка жизнеспособности проекта
Переоценка будущего спроса
Недооценка масштабов влияния проектов на окружающую среду
Многократное превышение бюджета
Public user contributions licensed under
cc-wiki license with attribution required
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
С каждым годом, все больший оборот приобретает рост инфраструктурных проектов, направленных на улучшение социальной жизни страны. Реализация таких проектов занимает большое количество времени, а затраты достигают порядка миллиарда долларов. Такие проекты чаще называют мегапроектами. В настоящее время они становятся все более существенными для экономического потенциала страны.
Мегапроекты — это крупные инвестиционные проекты, которые отличаются высоким уровнем внимания общественности или затрагивают политические интересы вследствие их воздействия на общество, окружающую среду и бюджеты.
Аналитически мегапроекты можно разделить на 4 группы: инфраструктура (например, порты, железные дороги, мосты), производство (например, промышленные плантации деревьев, зоны экспортной переработки), добыча (например, минералы, нефть и газ) и потребление (например, торговые центры, тематические парки, развитие недвижимости).
Кроме того, по своим основным характеристикам мегапроекты являются:
· Колоссальными по размерам и масштабам, т. к. в результате их реализации осуществляется значительное расширение объекта или его реконструкция;
· Чаще всего уникальными по дизайну и планировке. Это черта, прежде всего, связана с колоссальностью проекта. Тем не менее, дизайн и технические достижения проекта может генерировать в людях чувство благоговения и удивления за счет своего масштаба. Кроме того, он также может захватить воображение и привлечь внимание наблюдателей своей технологической возвышенностью;
· Дорогостоящими, так как затраты на проект увеличиваются в течение срока его реализации. Диапазон стоимости одного мегапроекта варьируется от 250 миллионов до 1 млрд. долларов;
· Содержащими множество спорных моментов, например, договоренность участников проекта о вопросах финансирования, строительства, инженерного и эстетического планов проектирования. Противоречие может частично возникнуть из-за потенциального смещения проекта или воздействий на соседние компании, естественные/ искусственные условия окружающей среды;
· Комплексными, что порождает риск и неуверенность со стороны дизайна, финансирования (поскольку проект покрывается многочисленными источниками финансирования) и строительства;
В последнее время во всем мире наблюдаются высокие темпы роста числа мегапроектов. Их масштабы настолько велики, что они способны оказывать влияние на экономику не только региона, но и целой страны. Однако возникает парадокс: с одной стороны, они решают инфраструктурные проблемы, но с другой — их низкие показатели эффективности замедляют темпы роста экономики.
Прежде всего, это сопровождается перерасходом средств. По статистическим показателям перерасход составляет 50—100 % относительно плана, и это обычное явления для таких проектов. Во-первых, это связано с непрозрачностью документации, поскольку инфраструктурные лоббисты хотят представить свой проект так, чтобы его приняли на реализацию государственные органы.
Во-вторых, неполный анализ проекта на его начальном этапе. Это связано с неточным анализом чувствительности на изменения политических, финансовых, технологических и экологических показателей, недооценка продолжительности и стоимости издержек, низкая оценка непредвиденных расходов. В-третьих, использование высокорискованных технологических инноваций, которые ведут к значительному увеличению расходов.
Кроме того, неудачей мегапроекта является неправильная оценка спроса на этот проект. К причинам, которые дали неправильный прогноз спроса относятся: применение методологии оценки, малый объем необходимой информации, непредвиденные изменения внешних факторов, предвзятость оценки лиц, задействованных в проекте и т. д.
Также к фактору парадокса можно отнести воздействие проекта на окружающую среду. На начальном этапе проводится экологическая экспертиза проекта, но после осуществления проекта его воздействие на окружающую среду проверяется крайне редко, поэтому упускается возможность снижения экологического риска, который является одним из главенствующих.
Организация гигантских спортивных мероприятий, таких как Олимпийские игры или Чемпионаты мира по футболу также можно отнести к мегапроектам, так как в их рамках реализуются грандиозные строительные проекты. Это как стадионы и спортивные комплексы, так и соответствующие объекты инфраструктуры.
Раз за разом эксперты приходят к выводу, что крупные спортивные мероприятия не окупают потраченных на них средств. Но это вовсе не мешает странам соревноваться за право подвергнуть себя испытаниям гигантскими расходами и стройками, горящими дедлайнами, наплывом сотен тысяч иностранцев.
Если посмотреть на бюджеты нескольких последних чемпионатов мира по футболу, становится очевидным, что экономическая эффективность этих инвестиций отрицательна. Так, предполагаемые госрасходы на строительство 5 новых и 5 реконструированных стадионов в ЮАР к ЧМ 2010 должны были составить $ 308 млн. По факту было потрачено $ 5,1 млрд. На возведение 7 новых стадионов и реконструкцию еще 5 существующих в Бразилии к ЧМ 2014 планировалось потратить $ 3,6 млрд. В итоге смета составила $ 11,5 млрд.
Однако такие гигантские перерасходы происходят не только из-за ошибок и просчетов экономистов и правительств. Чемпионаты мира приносят в страну социальную нестабильность. И это также вызывает необходимость в увеличение сметы, чтобы успеть сдать все объекты в срок.
Например, в ЮАР около 70 000 строителей, занятых на спортивных объектах, объявили забастовку. Многотысячная толпа вышла на улицы Йоханесбурга, требуя повышения заработной платы строителей на 13 %. Другой проблемой африканского чемпионата стала коррупция при распределении денег и строительных подрядов. Все это увеличило предполагаемый срок строительства почти на год и потребовало дополнительных расходов в размере $ 4,8 млрд.
Никто не ожидал, что в Бразилии, стране, где футбол является одним из самых популярных видов спорта, основной проблемой, оттягивающей сроки сдачи объектов, станет недовольство местного населения. Протестующие пробивались на территории строящихся стадионов. Полиции пришлось применять слезоточивый газ, чтобы остановить погромы.
Дело в том, что новости о растущем бюджете чемпионата 2014 совпали с повышением стоимости проезда в общественном транспорте. Этого оказалось достаточно, чтобы 100 000 жителей вышли протестовать против политики властей. Все это увеличило смету проекта в целом на $ 7,9 млрд.
Подготовка России к чемпионату мира 2018 также не вызывает позитивных отзывов экспертов. По текущей оценке Минэкономразвития, страна потратит на этот мегапроект около $ 20 млрд. Учитывая практику предыдущих чемпионатов в других странах, в итоге сумма получится в разы больше.
На данный момент перед подрядчиками стоит следующая задача: семь стадионов нужно сдать за три года, при этом стоимость строительства каждого не должна превышать 15,2 млрд. руб. Данную цифру Арас Агаларов (один из подрядчиков, владелец крупнейшего в России выставочного центра «Крокус Экспо») прокомментировал так: «Если смету не увеличат и придется вкладывать свои, мы обанкротимся. Одно Ватерлоо мы выдержали, второго не переживем». В то же время Игорь Шувалов и чиновники Минэкономразвития уверяют, что смета в 15,2 млрд. руб. окончательная и пересматриваться не будет.
По сравнению с Сочи власти намерены уложиться в гораздо меньшую сумму. Общий объем затрат на ЧМ-2018 сегодня оценивается в 664 млрд. руб. Олимпиада обошлась в 1,52 трлн. Пытаясь извлечь уроки из строительства сочинских объектов, правительство жестко зафиксировало затраты на стадионы к ЧМ.
При расчете окончательной сметы за образец был взят стадион «Казань-Арена». Еще одним ценовым ориентиром является стадион «Открытие Арна» (бывший стадион «Спартак»), который обошелся в 14,9 млрд. руб.
По общему требованию ФИФА стадионы, принимающие ЧМ должны вмещать 45 000 зрителей. Значит, российские стадионы стоят примерно $ 10 000 за кресло. Если сравнить со стадионами в ЮАР и Бразилии, то на первый взгляд кажется, что денег достаточно. Стадион «Арена Амазония» в бразильсков Манаусе стоил $ 6700 за кресло, «Арена Пантаналь» и «Арена Фонте Нова» — $ 5700.
Однако в России дела обстоят хуже. Места под возведения новых стадионов в Калининграде и Ростове выбраны неудачно. Для освоения болотистой почвы там потребуются дополнительные вложения. Подрядчики считают, что меньше чем за 20 млрд. руб. стадионы там не построить.
Таким образом, мегапроекты стали привычным явлением в сегодняшней экономике. Их число растет с каждым годом. Однако финансовые показатели эффективности таких проектов остаются на удивление низкими. Ничтожно малый процент мегапроектов окупает себя, еще меньше проектов укладываются в первоначально рассчитанную смету.
Кроме экономической стороны вопроса, мегапроекты сопровождаются многочисленными неэкономическими рисками, такими как политические и социальные настроения, экологические меры и т. д. Необходимо научиться здраво оценивать мегапроекты еще на стадии планирования, адекватно оценивать все возможные риски. Возможно, тогда мегапроекты перестанут быть похожими на «битву за выживание на нескольких фронтах».
Список литературы:
Абакумова М. Автогол Forbes №08 (125) 2014 — с. 100/101.
Грузинова И., Абакумова М. Командная игра Forbes — № 08 (125) — 2014 — с. 092/093.
Гиллерт П., Линч Б. Mega-projects as displacements UNESCO, 2003.
Релле Б. How to successfully manage your mega — project — квартальный отчет КПМГ, 2014.
Фливбьорг Б., Брузелиус Н., Ротенгаттер В. Мегапроекты и риски: Анатомия амбици М.: Альпина Паблишер, 2014 г.
Сегодня 17.04.2022 15:30 свежие новости час назад
Прогноз на сегодня : Мегапроекты имеют следующие проблемы . Развитие событий.
Актуально сегодня (17.04.2022 15:30): Мегапроекты имеют следующие проблемы
1. Мегапроекты имеют следующие проблемы
2. Мегапроекты имеют следующие проблемы чаще всего
3. Мегапроекты имеют следующие проблемы чаще всего какие
4. Мегапроекты имеют следующие проблемы чаще всего ответы на тест
5. Мегапроекты имеют следующие проблемы stepik
6. Мегапроекты имеют следующие проблемы stepik чаще
7. Мегапроекты имеют следующие проблемы чаще всего stepik
8. Мегапроекты имеют следующие проблемы ответы на тест
9. Чаще всего мегапроекты имеют следующие проблемы
10. Мегапроекты имеют следующие проблемы stepik чаще всего ответы
11. Мегапроекты имеют следующие проблемы чаще всего ответы на тест степик
12. Мегапроекты имеют следующие проблемы выберите все подходящие ответы из списка
13. Мегапроекты имеют следующие проблемы многократное превышение бюджета
14. Мегапроекты имеют следующие проблемы stepik ответ на вопрос
15. Мегапроекты имеют следующие проблемы многократное превышение
16. Мегапроекты имеют следующие проблемы stepik чаще всего
17. Мегапроекты имеют следующие проблемы чаще всего ответы
18. Мегапроекты имеют следующие проблемы переоценка жизнеспособности проекта
19. Мегапроекты имеют следующие проблемы stepik чаще всего ответы на тест
20. Мегапроекты имеют следующие проблемы ответы на вопросы
21. Мегапроекты имеют следующие проблемы чаще всего stepik ответы
22. Мегапроекты имеют следующие проблемы ответ на тест
23. Мегапроекты имеют следующие проблемы ответ
24. Мегапроекты имеют следующие проблемы проблемы какие
25. Мегапроекты имеют следующие проблемы какие
26. Мегапроекты имеют следующие проблемы чаще
27. Мегапроекты имеют следующие проблемы чаще всего stepik ответы на тест
28. Мегапроекты имеют следующие проблемы чаще всего ответы на тест stepik
29. Чаще всего мегапроекты имеют следующие проблемы stepik
30. Чаще всего мегапроекты имеют следующие проблемы ответы на тест
31. Мегапроекты имеют проблемы следующие
32. Чаще всего мегапроекты имеют следующие проблемы ответы на тест степик
33. Чаще всего мегапроекты имеют следующие проблемы stepik ответ
34. Какие проблемы имеют мегапроекты чаще всего мегапроекты имеют следующие проблемы
35. Чаще всего мегапроекты имеют следующие проблемы выберите все подходящие ответы из списка
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
9041462618282665b80f0416d63c2cfc 330c4e5e457b453fface5be1857d2d48
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
Мегапроекты имеют следующие проблемы
выкройки анастасии голеневой грунтовый текстиль | смотреть игра престолов 6 сезон турксинема | схема электрическая принципиальная фотореле feron sen27 | iconbit hdb700led firmware | noontec v9 прошивка | asus zenfone 3 laser zc551kl firmware | to download the program to flash bios asus | how to change the firmware on the phone | практичні завдання з сімейного права | схема зарядного полюс-912с |
Источник