Строительство комплексов объектов к олимпиаде это
Строительство спорткомплекса «Олимпийский» на проспекте Мира. Октябрь 1978 г. Автор В.В. Ахломов; Архивный фонд города Москвы
В 1977 году началось строительство спорткомплекса «Олимпийский». Было решено возводить его на месте одного из самых старых спортивных сооружений Москвы — стадиона «Буревестник». Для строительства была расчищена огромная территория, где, помимо стадиона, находились опытный химико-металлургический завод, фабрика «Восход» и жилые дома Выползова, Тополева и Самарского переулков.
Сам комплекс состоит из двух спортивных сооружений — гигантского здания, в котором располагается крытый стадион на 45 тысяч мест, и овального здания с несколькими плавательными бассейнами на 10 тысяч.
Одной из уникальных особенностей стадиона является звуконепроницаемая перегородка высотой в восьмиэтажный дом. Перегородка, состоящая из 26 панелей, собирается всего два с половиной часа и позволяет разделять арену на две части, что даёт возможность проводить одновременно сразу два мероприятия.
В 1980 году, на момент открытия, «Олимпийскому» не было равных в мире. На сегодняшний же день спорткомплекс считается самым большим крытым стадионом в Европе.
Крылатское
Строительство велотрека в Крылатском. Октябрь 1978 г. Автор В.В. Ахломов; Архивный фонд города Москвы
Ещё одним достижением стал крытый велотрек в Крылатском, построенный вблизи с Гребным каналом, на котором Москва принимала чемпионат Европы по академической гребле 1973 года. Уникальность велотрека была в том, что на момент проведения Олимпийских игр он был одним из самых быстрых в мире. Благодаря геометрии трека, а также покрытию из сибирской лиственницы на нём можно было развить скорость до 90 километров в час. Неудивительно, что во время олимпийских соревнований на велотреке в Крылатском установили 13 мировых рекордов.
«Сложное сооружение и велотрек на 6 тыс. зрителей в Крылатском. Он также перекрыт стальной висячей мембраной двоякой кривизны, опёртой на 4 арки пролетами по 170 метров без промежуточных опор».
Недалеко от него появилось ещё два объекта — велотрасса длиной 13,6 километра и поле для стрельбы из лука.
Ленинградский проспект
Строительство лёгкоатлетического манежа ЦСКА. 1980 г. Автор Л. Томбак; Архивный фонд города Москвы
Спортивный центр в северо-западной планировочной зоне начал складываться ещё в 1930-е годы. Новый генеральный план лишь продолжал это развитие. Спортивные сооружения на Ленинградском проспекте (ЦСКА, «Динамо», «Стадион юных пионеров») были значительно модернизированы. По соседству с Дворцом спорта ЦСКА построен новый легкоатлетический и футбольный крытый манеж с трибунами на пять тысяч зрителей и другие сооружения.
Измайлово
Строительство крытого спортзала в Измайлово. 1979 г. Автор Л. Томбак; Архивный фонд города Москвы
Ещё до войны в Измайлове планировалось строительство центрального стадиона страны, однако в связи с войной оно было прекращено, а после смерти идейного вдохновителя его появления Иосифа Сталина о нём особо и не вспоминали. В конце 1970-х ряд идей почти полувековой давности получили свое воплощение. Кроме крупнейшего в Москве гостиничного комплекса на 11 тысяч мест, в Измайлове появились универсальный спортивный зал, отошедший впоследствии Центральному институту физкультуры, манеж на территории стадиона «Локомотив».
Строительство универсального спортивного зала потребовало от инженеров использования самых последних технологий. Мембранное покрытие зала размером 66 на 72 метра полностью собрали и сварили на земле, а затем специальными устройствами подняли целиком и установили в проектное положение.
Битца
Вид на конно-спортивный комплекс в Битце. 1979 г. Автор Л. Томбак; Архивный фонд города Москвы
Конноспортивный комплекс «Битца» начали строить в 1977 году, а завершились работы к началу Олимпийских игр. Он является крупнейшим в Европе конноспортивным комплексом, расположенным в черте города.
Его официальное открытие состоялось 4 июля 1980 года. Значительная территория КСК «Битца» (около 45 гектаров) в сочетании с Битцевским лесопарком позволила во время Олимпиады-80 провести в одном месте соревнования по всем трём олимпийским видам конного спорта: выездке, преодолению препятствий и полевым испытаниям (кроссу).
«Как известно, знаменитые английские газонные покрытия, считающиеся эталоном в конном спорте, выращиваются на протяжении десятков лет. А в “Битце” подобные работы начались три года назад. Как показали контрольные испытания, газонные покрытия конноспортивного комплекса — высокого качества и могут полностью удовлетворить требования взыскательных знатоков конного спорта, мастеров выездки и конкура»
«Лужники»
Строительство универсального спортивного комплекса «Дружба» в Лужниках. Октябрь 1978 г. Автор В.В. Ахломов; Архивный фонд города Москвы
Необходимость реконструкции главного спортивного центра была обусловлена целым рядом причин: от развития отдельных видов спорта до повышенных требований МОК к комфорту спортсменов, зрителей и журналистов.
Была существенно модернизирована Большая спортивная арена — установлены новые сиденья на трибунах, проведена реконструкция подтрибунных помещений, устроены комментаторские кабины. На ней также появились осветительные мачты с мощными прожекторами, что позволило вести прямые телетрансляции.
Малую спортивную арену накрыли крышей, а плавательный бассейн приспособили для проведения матчей по водному поло. На территории бывшего теннисного городка появился универсальный спортивный зал «Дружба», здание которого было сконструировано из железобетонных лепестков и издалека напоминает огромную футуристическую морскую звезду. Во время Олимпиады на этом стадионе проходили соревнования по волейболу.
Одно из главных требований, которые предъявлялись к спортивным объектам ещё на момент их возведения, — дальнейшая служба в интересах не только профессиональных спортсменов, но и обычных советских граждан.
«Планово предусмотрено, что по воскресным дням в плавательном бассейне будет предоставлена возможность школам Дзержинского района проводить массовое обучение плаванию и сдачи норм комплекса ГТО свыше 5 тыс. человек. [Всего] на перечисленных объектах получат возможность регулярно заниматься физической культурой 110 тыс. чел., в основном это жители районов, и прежде всего школьники и молодёжь»[3].
По своему размаху московское олимпийское строительство можно сравнить с такими важнейшими этапами развития и реконструкции столицы, как строительство первых линий Московского метрополитена, создание новых магистралей и улиц столицы в довоенные годы, начало массового жилого строительства в середине 1950-х годов.
После Олимпиады-80 новые спортивные комплексы такого масштаба на карте города не появлялись. Заполнить пробел готов строящийся на территории ЗИЛа спортивно-развлекательный квартал «Парк легенд». Одна из центральных его частей — ледовая арена, которая примет матчи стартующего 6 мая чемпионата мира по хоккею. Вблизи неё также появится комплекс водных видов спорта, который не будет иметь аналогов ни в России, ни в мире. Завершение строительства этого спортивного центра закроет ещё одну планировочную зону.
ИсточникРоль мегапроектов в развитии городов
Гусар, Я. Р. Роль мегапроектов в развитии городов / Я. Р. Гусар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58924/ (дата обращения: 09.09.2022).
В данной статье рассматривается опыт Российской Федерации, а именно олимпийский мегапроект «Сочи 2014», который для нашей страны является международным инвестиционно-строительным проектом, аналогов которому не было уже несколько десятилетий.
Ключевые слова: территориальные мегапроекты, экономическое развитие, Сочи 2014, олимпиада, глобальная модернизация, окупаемость, «белые слоны», крупномасштабные объекты в России.
This article discusses the experience of the Russian Federation, namely the Olympic mega-project «Sochi 2014″, which for our country is an international investment and construction project, analogues of which have not been for several decades.
Keywords: territorial megaprojects, economic development, Sochi 2014, Olympics, global modernization, payback, «white elephants», large-scale objects in Russia.
Для больших стран, таких как Россия и США, характерны территориальные мегапроекты, или же для территорий, которые объединяются процессами политической или экономической интеграции, например Европейский союз.
Мегапроекты — это инвестиционные проекты особо крупного размера, более 1 миллиарда долларов, и глобального характера, вне зависимости от пространственного уровня реализации.
Мегапроекты, в отличие от финансовых инвестиций, ориентированы на конкретный материальный результат, который оказывает существенное влияние на трансформацию экономического пространства.
Активная реализация мегапроектов, является следствием организационно-институциональных и информационных преобразований глобальной экономической системы.
На сегодняшний день, существует множество примеров того, как Олимпийские игры в корне поменяли образ города- организатора, его экономику и инфраструктуру. [5]
Но, к сожалению, только через три-пять лет, вся история международного олимпийского движения показывает влияние игр, а отдельные долгосрочные эффекты — даже через десять и более лет.
Уже всем очевидно, что Российская Федерация успела в срок и в полном объеме подготовить все объекты к олимпиаде в г. Сочи.
Для нашей страны, это является крупнейшим международным инвестиционно-строительным проектом, аналогов которому не было несколько десятилетий, потребовавший миллиарды инвестиций в создание и проектирование инфраструктуры, строительство, эксплуатацию спортивных объектов и обеспечение безопасности.
Общий объем инвестиций, которые были вложены в сочинский мегапроект составит 51 миллиард долларов.
До сих пор в Российской Федерации, опыта одновременной реализации в одном городе, сразу нескольких сотен проектов еще не было.
Город Сочи, по олимпийским меркам, выглядел более чем не подготовлено, а в Краснодарском крае полностью отсутствовали спортивные объекты олимпийского уровня: горнолыжные трамплины и трассы, ледовые дворцы, аэропорт был и вовсе не достроен, но имелись несколько гостиниц хорошего уровня, и именно по этому, общие затраты на олимпийский Сочинский мегапроект, некорректно сравнивать с предыдущими, поскольку масштаб работ был почти нереален.
Львиная доля инвестиций, на стадии реализации олимпийского мегапроекта, была вложена в инфраструктуру, а именно:
– отремонтировано двести шестьдесят километров дорог;
– завершено строительство объездной дороги;
– был реализован главный проект транспортной программы в самом городе Сочи — дублер Курортного проспекта, девять из двадцати километров которого проходит в тоннелях, общей стоимостью восемьдесят три миллиарда рублей;
– построена уникальная для Российской Федерации, совмещенная железная и автомобильная дорога, связывающая Сочи с Красной Поляной, протяженностью сорок восемь километров, общей стоимостью — 285,5 миллиарда рублей;
– был реконструирован аэропорт города Сочи — четырнадцать миллиардов рублей, пропускная способность которого выросла в два раза. [4]
Энергосистема города Сочи подверглась глобальной модернизации, износ которой достигал уже семьдесят процентов, а именно было возведено: более пятидесяти объектов, из них самые масштабные –Джубгинская ТЭС и Адлерская ТЭС; был протянут газопровод Джубга — Сочи, общая длинна которого составляет сто семьдесят километров, из которых сто пятьдесят проходят по дну Черного моря. [1]
Система канализации в городе была полностью модернизирована:
– сооружены новые канализационные коллекторы и новые Бзугинские очистные сооружения, которые стали мощнее прежних в три раза;
– был сооружен новый глубоководный выпуск, который более чем на два километра уходит в море;
– в городе Хосте был возведен новый мусоросортировочный завод.
Олимпийское наследство города Сочи составляет более чем четыреста объектов инфраструктуры — драйверы социально-экономического развития, как на мезоуровне, так и на региональном национальной хозяйственной системы.
Но, к сожалению, как и в других городах, где проводились олимпиады, осталась самая болезненная проблема — это так называемые «белые слоны», то есть объекты, дальнейшая эксплуатация которых туманна и очень проблематична, и в Российской Федерации тоже задумались о программе постолимпийского использования объектов сочинского олимпийского мегапроекта.
Так, например, неизбежным становятся проблемы с объектами прибрежного кластера, где было построено шесть ледовых арен, что на наш взгляд для города сочи весьма многовато, поскольку зимние виды спорта не пользуются большой популярностью.
Заранее было спланировано, что арены будут демонтироваться и переедут в другое место, но как в дальнейшем оказалось, из-за особенностей фундаментов транспортировать возможно только лишь одну из них, а именно тренировочную хоккейную арену, которая переедет в Ставропольский край.
Нескольким объектам придется изменить свое назначение:
– конькобежный дворец трансформируется в выставочный центр;
– Медиацентр — в торговый;
– а арена для керлинга в спортивно — развлекательный комплекс.
Инвесторы этих объектов будут ими управлять, а остальные объекты прибрежного кластера, придется взять на баланс Министерству спорта Российской Федерации, поскольку дальнейшее их использование возможно только как площадок для тренировок и соревнований.
Эксплуатация олимпийских объектов, по прогнозу экспертов, будет стоить государству примерно два с половиной — четыре миллиона рублей в год. [2]
Для того, чтобы снизить издержки, например, большой ледовый дворец, дорогой в эксплуатации, планируется переоборудовать в велотрек.
Еще одним «белым слоном», оставшимся после олимпиады в городе Сочи — стадион «Фишт» на сорок тысяч мест, поскольку, в самом городе нет футбольной команды, даже второго российского дивизиона.
Там планируется провести матчи Чемпионата мира по футболу 2018, на сегодняшний же день, городская администрация пытается загрузить стадион спортивно-концертными мероприятиями.
Часть объектов в горном кластере, так же попадает в ведение Министерства спорта Российской Федерации, к таким можно отнести, например, санно-бобслейную трассу, что позволит спортсменам тренироваться уже не в Европе, как раньше, а в Российской Федерации.
Из олимпийских объектов, самая прибыльная часть — это «Роза хутор» и газпромовская «Лаура». Эти объекты будут работать как горнолыжные курорты, однако, вплоть до сегодняшнего дня так и не понятно, способны ли многочисленные отели города Сочи, а так же его горнолыжные курорты, стать полностью окупаемыми в сегодняшних условиях, когда рынок переполнен, а владельцы пытаются завысить их классность и продавать бизнес-класс по существенно завышенным ценам.
Таким образом, государство пытается заработать денежные средства на туризме и спорте, но, к сожалению, пока сложно рассчитывать на то, что субтропический город Сочи станет центром зимнего спорта, да и государство не анонсировало свои планы будущих затрат на промоутирование города.
Наряду с этим, некоторые объекты, например такие как гостиничные комплексы, спортивные сооружения массового использования, имеют экономически обоснованные и весьма разумные сроки окупаемости, при условии, что основным лейтмотивом дальнейшего развития города Сочи станет туризм, но только в том случае, если местные власти будут уделять этому должное внимание.
На самом деле, не очень-то понятно насколько четко можно вообще спланировать отдачу от такого грандиозного, специфического и амбициозного мегапректа в свободной экономической среде.
В отличие от моноотраслевых, конгломератных крупных инвестиционных проектов, территориальные мегапроекты, ориентированы на конкретный материальный результат, который способен оказать существенное пролонгированное влияние на преобразование архитектоники экономического пространства, не только на территории которого реализуются, но и в регионах, которые граничат с ним.
Реализуемых в Российской Федерации на сегодняшний день крупномасштабных проектов развития территории, пока изучена очень мало и демонстрирует дефицит исследований, которые направлены на комплексный компаративный анализ процессов реализации и формирования территориальных мегарпоектов в современной Российской Федерации, выявление специфических и традиционных рисков, которые свойственны разнообразным фазам их жизненных циклов, наряду с этим и на оценку интеграционных, общественных мегапроектов, анализ перспектив постпроектного использования возведенных объектов. [3]
Сами же по себе такие процессы как реализация и разработка территориальных мегапроектов, априори предполагают в частности:
– масштабные предплановые исследования;
– компетентность исполнителей и разработчиков;
– активность и эффективность традиционных институтов развития;
– конвергенцию частных и государственных интересов;
– транспортабельность, гласность и публичность;
– активное использование краудсорсинговых технологий;
– значимый общественный и интегральный эффект.
- Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Стратегический территориальный менеджмент: возрождение мегапроектов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 22. С. 2–10.
- Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Проблемы Уральского территориального мегапроекта // Общество и экономика. 2012. № 9. С. 128−154.
- Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Ребрендинг и риски мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 11. С. 2−13.
- Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Инфраструктурные мегапроекты Транссиб и БАМ: второе рождение // Вестник Южного научного центра РАН. 2014. Т. 10. № 1. С. 79−89.
- Шукин А. Научились делать мегапроекты // Эксперт. 2014. № 7. С. 18−22. 9. Mitrofanova I., Batmanova
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Сочи, город Сочи, глобальная модернизация, город, материальный результат, общая стоимость, прибрежный кластер, Россия, экономическое пространство.
Ключевые слова
экономическое развитие, олимпиада, территориальные мегапроекты, Сочи 2014, глобальная модернизация, окупаемость, «белые слоны», крупномасштабные объекты в России
территориальные мегапроекты, экономическое развитие, Сочи 2014, олимпиада, глобальная модернизация, окупаемость, «белые слоны», крупномасштабные объекты в России
Похожие статьи
Тенденции и потенциал развития спортивно-событийного туризма.
Единственный в России субтропический город-курорт Сочи протянулся вдоль побережья Черного моря на
Материально—техническая база образовывает все необходимые условия для
Мониторинг социально-экономического развития города Сочи за 9 месяцев 2015 года.
Анализ относительных размеров капиталовложений на.
Четвертого июля 2007 года Международный олимпийский комитет на своей 119-й сессии, прошедшей в столице Гватемалы, назвал столицу зимних Олимпийских игр 2014 года. Победителем гонки за право принять у себя зимнюю Олимпиаду стал российский город Сочи.
Анализ развития въездного туризма в России и Краснодарском крае
В городе Сочи также возросли цены в среднем на 9 %, хотя некоторые сочинские объекты даже
В городе Анапа рост составил в среднем на 17 %, что и снизило спрос на этот семейный и
Основным результатом реализации мероприятий по развитию российско-китайского.
Оценка значимости и состоятельности бюджета субрегиона Сочи.
Бюджет города Сочи выполняет существенную социально-экономическую задачу, обеспечивая финансирование сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных институтов и т. д. С этой целью местные власти города стараются максимизировать налоговую составляющую.
Анализ социально-экономического положения Краснодарского края
Краснодарский край, Россия, Российская Федерация, США, экономическое развитие, темп прироста, социально-экономическое развитие
– развитие парковочного пространства; – стратегическое развитие улично-дорожной сети. Краснодарский университет МВД России и др.
Экологические последствия проведения XXII Зимних Олимпийских.
как в городе Сочи, так и во всем Краснодарском крае, и, вероятно, последствия не удастся загладить в течение еще многих лет.
Анализ развития въездного туризма в России и Краснодарском крае. В городе Сочи также.
Формирование, исполнение и анализ бюджета муниципального.
Общий объем расходов бюджета города Сочи на 2013 год был запланирован с ростом к предыдущему году, что объясняется значительным удельным весом в общем объеме расходов бюджетных инвестиций. Расходная часть бюджета города за счет налоговых и неналоговых.
Экономическое влияние Олимпийских игр на экономику региона.
Россия готовится принять огромное количество спортсменов и гостей в 2014 году в связи с
Все такие мероприятия ориентированы на привлечение иностранных граждан, массовые строительства и общее развитие региона.
Что же касается предстоящих игр в Сочи, то.
Участие России в крупнейших группировках. Проблемы.
В статье рассматриваются основные направления деятельности России в мировых экономических группировках. Проводится анализ сотрудничества России с международными финансовыми институтами. Выявлены основные результаты данного сотрудничества.
Источник