Строительство опасного производственного объекта порядок

Требования к строительству и реконструкции ОПО

О том, какие конкретные требования определены законодательством к строительству и реконстукции ОПО, рассказывает Ольга Ивановна Рябова, государственный инспектор отдела общепромышленного и государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Рос­технадзора.

— Какие требования определены законодательством к предприятиям и организациям, оказывающим услуги в области строительства ОПО? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется их деятельность?
— Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» (далее Градостроительный кодекс), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждены Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года № 624.

Техническое перевооружение опасного производственного объекта (ОПО)

— Какими нормативно-техническими документами определяется порядок строительных работ ОПО?
— Строительство осуществляется в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов, и при этом должна обеспечиваться безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Безопасность зданий и сооружений, а также связанный со зданиями и с сооружениями процесс строительства обеспечиваются посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 и Приказом Росстандарта от 30 марта 2015 года № 365, или требований специальных технических условий.

— Какие нарушения выявляют инспекторы Волжско-Окского управления Ростехнадзора при проверке строительных площадок ОПО?
— При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве опасных производственных объектов инспекторы Волжско-Окского управления Ростехнадзора выявляют в первую очередь нарушения установленного порядка строительства, ответственность за которые предусмотрена ст. 9.5 КоАП РФ, а именно:

Разработка и примеры разработки обоснования безопасности опасного производственного объекта


1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство.
2. Нарушение сроков направления извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.
3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных Ростехнадзором недостатков при строительстве, реконструкции.
4. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Также при проведении контрольных мероприятий выявляются организации, выполняющие работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к данным видам работ, выданного на особо опасные объекты.
На строительных площадках выявляются дефекты по основным видам строительно-монтажных работ, нарушения требований проектной документации, порядка ведения исполнительной документации, требований отраслевых правил, а также нарушения пожарной, экологической безопасности при выполнении строительно-монтажных работ.

На что нужно обратить внимание в статье:

Безопасность зданий и сооружений, а также связанный со зданиями и с сооружениями процесс строительства обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 и Приказом Росстандарта от 30 марта 2015 года № 365, или требований специальных технических условий.

Читайте также:  Оформление технического плана объекта капитального строительства
Источник

Опасные производственные объекты: обоснование безопасности и новеллы регулирования

В.М. Вернигор

Федеральный закон от 7 марта 2017 года № 31-ФЗ внес изменения в часть 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Изменения позволяют лицам, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, осуществлять разработку обоснования безопасности в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции таких объектов капитального строительства.

В результате изменений в Законе № 116-ФЗ часть 4 теперь изложена так

«В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта».

Следовательно, на стадии разработки проектной документации на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта может быть установлена необходимость отступлений от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (ФНиП ПБ) для стадий эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта, разработанное в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 116- ФЗ, и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования, внесенное в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии с подпунктом м) пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документаций и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 предоставляется при подаче документов на экспертизу в соответствии с пунктом 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, должно быть включено в состав раздела 1 «Пояснительная записка» (подпункт «б» «исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства»).

При проектировании опасного производственного объекта не всегда устанавливается необходимость отступать от требований промышленной безопасности установленных ФНиП ПБ, поэтому проектная документация на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта может не содержать ОБ опасного производственного объекта, и в случае направления на государственную экспертизу такая проектная документация является комплектной. Предусмотренные в обосновании безопасности опасного производственного объекта вновь установленные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНиП ПБ должны быть реализованы в проектной документации, в том числе и в декларации промышленной безопасности. Данные требования и мероприятия учитываются в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации в части принятых проектных решений на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства.

На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предметом проводимой государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям пожарной, промышленной безопасности, требованиям технических регламентов, в том числе требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, требованиям стандартов и сводов правил (их частей), включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. №365.

Читайте также:  При строительстве каких объектов осуществляется авторский надзор

23 мая 2017 года на заседании Комитета по промышленной безопасности Российского союза промышленников и предпринимателей было отмечено, что обоснование безопасности опасного производственного объекта – не индульгенция, дающая право нарушать требования промышленной безопасности, а инструмент повышения безопасности и эффективности. Закон о техническом регулировании не предусматривает разработку технических регламентов для проектирования опасных производственных объектов, а также порядка отступлений от требований таких технических регламентов при новом строительстве и реконструкции. Изложенные выше данные позволяют сделать закономерный вывод о том, что обоснование безопасности опасного производственного объекта не является предметом государственной экспертизы. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ответственность за вновь установленные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНиП ПБ, возложены на экспертов в области промышленной безопасности.

И именно такой подход должен быть положен в основу работы по проектированию и строительству таких объектов.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...