Земельные участки общего пользования
Земельные участки общего пользования для большинства людей — это городские парки, скверы, набережные, площади и другие места для массового и культурного отдыха.
Но сюда также относятся территории лесного и водного фонда, точки размещения важных государственных объектов. Любой гражданин может свободно использовать такие земли для прогулок, сбора урожая, пляжного отдыха.
Но нарушение закона приведет к крупным штрафам. В статье подробно рассмотрим, что относится к земле общего назначения, как она может быть использована и какие штрафы предусмотрены для разных категорий лиц за противоправные деяния на подобных участках. Если вашу землю незаконно заняли посторонние лица, обратитесь за помощью к опытному специалисту.
Разбираемся, что такое земельный участок общего пользования?
Территория общего пользования — это места социального, рекреационного, общественного и природного значения. Главное условие пребывания на таком земельном участке — соблюдение норм поведения и правил, прописанных в законе.
Внутриквартальные красные линии
Земельные участки общего пользования принадлежат муниципальным или государственным органам власти. Они не могут быть приватизированы. Наиболее наглядные примеры земельных участков общего пользования — это парки, набережные, скверы, городские пляжи, площади, водные объекты, бульвары.
Органы власти устанавливают правовой режим и правила поведения в подобных местах. Каждый житель населенного пункта обязан их соблюдать во время пребывания на объекте, который размещен на земле общего пользования.
Про доступ населения на земельный участок общего пользования сказано в Гражданском кодексе России, в статье 262. Любой гражданин имеет право находиться на такой территории и использовать природные, архитектурные, строительные и иные объекты инфраструктуры, которые на ней размещены. Ограничения могут быть введены только нормативно-правовыми актами.
Аналогичное правило относится к частной собственности, границы которой не обозначены забором или иным ограждением. Если владелец земельного участка не смонтировал вывеску или не уведомил другим способом, что проход через его территорию запрещен, каждый человек может пересечь ее, но не причиняя беспокойство и ущерб собственнику.
Можно выделить три ключевых признака территории общего пользования:
- находится в муниципальной или государственной собственности;
- не закрыта забором или иным ограждением, не имеет знаков, что проход запрещен;
- открыта для свободного посещения всем желающим без специального разрешения.
В градостроительном кодексе такие земли обозначены как участки, которые доступны для использования неограниченному кругу лиц. В большинстве случаев сюда относятся места населенных пунктов. Но можно легко привести примеры территории общего пользования за пределами города — водные и лесные фонды, промышленные объекты.
Для чего используется земля общего пользования?
В законодательстве не выделено такой отдельной категории земли как участок общего пользования. Подобная территория имеет статус в зависимости от социально-экономических и природных параметров, целевой специализации. Она может входить в одну из следующих групп:
Имущество общего пользования
- Участок для выращивания культурных растений и для реализации других функций сельского хозяйства.
- Территория населенного пункта.
- Отрезок земли, предназначенный для размещения важных государственных и социальных объектов. Сюда можно отнести сооружения космической, коммуникационной, энергетической, транспортной и оборонной промышленности.
- Лесной и водный фонд.
- Земельные участки в государственном запасе.
Таким образом, в зависимости от принадлежности земли общего пользования она выступает в качестве места для пляжного отдыха граждан, сбора урожая, грибов и ягод, прогулок по лесным насаждениям, семейного времяпрепровождения на городской набережной или центральной площади.
Любой человек имеет право свободно перемещаться по территории страны. Для этого он может использовать не только специализированные автомагистрали, железные дороги и водные пути, но и земельные участки общего назначения — леса, береговые линии, тротуары и другие участки населенных пунктов.
Правила использования территории общего пользования обозначены не только в федеральных законах, но могут быть более детально прописаны в местных нормативно-правовых актах.
Чаще всего государство использует территории общего пользования для:
- развития муниципальной инфраструктуры;
- удовлетворения населения в культурно-бытовой сфере — организации городских мероприятий, благоустройство мест для отдыха;
- укладки автомобильных и железнодорожных путей, тротуаров;
- проектирования площадей, скверов, набережных, садов.
Так как законодательство запрещает передавать в собственность землю общего назначения, отдельно стоит сказать о возможности ведения бизнеса в таких местах.
Участок для общего досуга и массовых мероприятий — лакомый кусочек для предпринимателей, которые занимаются торговлей и общественным питанием. Большой постоянный поток людей способен принести высокий доход. Но бизнесмены не могут приобрести землю на городской площади в собственность и возвести на ней капитальную постройку.
Муниципальные власти могут передать территорию только во временное пользование для размещения торговой палатки или другого некапитального строения.
В большинстве случаев для коммерческих целей такие земли оформляют в краткосрочную аренду. Пример: в Казани на бульварах, около остановок общественного транспорта и вдоль дорог можно обнаружить множество некапитальных строений для мелкорозничной торговли.
Местные власти самостоятельно устанавливают максимальный срок, на который может быть передана в пользование общая территория. В Москве он составляет один год.
Исключением из вышеописанного правила служит строительство хозяйственных объектов для кратковременного пребывания людей — общественные уборные, пеленальные или комнаты «мать и дитя». Часто собственники этих сооружений получают землю для использования бесплатно.
Штраф за самовольное строительство на земле общего пользования
Одна из российских проблем, связанная с территориями общего назначения — незаконное присвоение участка и строительство на нем частных или коммерческих объектов.
Это могут быть небольшие магазины, загородные коттеджи или малоэтажные дома. Ответственность за подобное деяние прописана в Кодексе об административных правонарушениях. Штрафные санкции определяются в зависимости от того, определена или нет кадастровая стоимость участка. Возможные варианты:
- для физического лица — от 1% до 1,5% от кадастровой цены (минимум 5000 рублей) или 5–10 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 1,5% до 2% от кадастровой цены (минимум 20 000 рублей) или 20–50 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 2% до 3% от кадастровой цены (минимум 100 000 рублей) или 100–200 тысяч рублей.
При расчете окончательной суммы штрафа во внимание принимают площадь территории общего назначения, которая была занята незаконно. Если чиновник или физическое лицо построили объект для ведения бизнеса, то на них распространяется наказание как на организацию.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
ИсточникКоттеджные посёлки: земли общего пользования
Ранее я рассматривал правовые проблемы и пробелы в правовом регулировании такого неопределенного для закона явления как «коттеджные посёлки» https://zakon.ru/blog/2020/6/5/kottedzhnye_posyolki_rossijskoe_pravo_nedvizhimosti
Всё больше российских мегаполисов расширяются, в частности, в виде появления районов малоэтажной застройки, фактически посёлков со своим укладом жизни. Как правило, данные населённые пункты изначально создаются для постоянного проживания граждан, а все земельные участки в пределах этого района по категории являются землями населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов, а сам коттеджный посёлок становится по градостроительным документам неотъемлемой частью соответствующего муниципального образования.
На сегодня не принят базовый закон, который бы разрешал огромный пласт проблем в таких населённых пунктах, в первую очередь имущественных, земельных, что порождает огромное количество судебных споров и несогласованность практики судов по данному вопросу. Одной из таких проблем является неопределённость режима земель (территорий) общего пользования относительно этих населённых пунктов.
В Российской Федерации земли (территории) общего пользования (их также называют общественными землями) ограничены в гражданском обороте, то есть такие земельные участки не могут быть приватизированы, находиться в собственности юридических лиц и граждан (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, п. 12 ст.
85 Земельного кодекса Российской Федерации). Хотя в науке отечественного гражданского права встречаются позиции современных цивилистов, которые рассматривают общественные земли в качестве объектов, полностью исключенных из гражданского оборота, так как собственником таких вещей может быть только публичное образование – государство или муниципалитет в интересах общества, всех и каждого. Однако Верховный суд России рассматривает их именно в качестве объектов, ограниченных в обороте (например, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07. 2009 № 5-Г09-56, от 05.12.2018 г. № 308-КГ18-19589). К слову, в дореволюционном российском частном праве такие земли также рассматривали в качестве ограниченных в гражданском обороте, при этом разделяя понятия торговый и гражданский обороты (см. в частности труды Гамбарова Ю. С.).
Установление такого специального режима оборота в отношении них обусловлено необходимостью обеспечить беспрепятственное и безвозмездное пользование этими объектами для неограниченного круга граждан и юридических лиц. Верховный суд России последовательно утверждают в рамках конкретных дел о том, что использование земель общего пользования направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения, поэтому запрещается приватизация (передача в собственность отдельным граждан и юридических лиц) таких земель (например, п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017). Также законодатель и суды отдельно подчёркивают о безвозмездности пользования для граждан таким недвижимым имуществом (например, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 № Ф04-3241/2008(5552-А27-9)).
Все вышеназванные гарантии и ограничения в виде императивных норм гражданского и земельного законодательства с легкостью обходятся застройщиками (продавцами) в так называемых коттеджных посёлках. Как правило, застройщик приобретает на торгах один большой по размеру земельный участок, который находится в собственности государственной власти или муниципального образования, далее разделяет этот большой участок на множество меньших индивидуальных участков, строит частные дома, общепоселковую инфраструктуру и формирует земли (территории) общего пользования в виде автомобильных дорог, скверов, парков, набережной, участков для размещения трансформаторной подстанции и контейнеров для бытовых отходов. Однако вместо того, чтобы передать право собственности на эти сформированные застройщиком общественные земли в пользу всех жителей (собственников индивидуальных участков) коттеджного посёлка или в публичную собственность, застройщик оставляет права на них за собой или передаёт аффилированному юридическому лицу (чаще всего товариществу собственников недвижимости, ТСН). Далее начинается систематическое извлечение прибыли застройщиком или ТСН в форме фактического взыскания с каждого собственника участка (жителя) платы за проезд или иное пользование территориями общего пользования.
Самое интересное, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Публичной кадастровой карте такие общественные земельные участки по категории и своему назначению зарегистрированы именно в качестве земель (территорий) общего пользования. Но в нарушение вышеназванных норм и условиях отсутствия в населённом пункте альтернативных общественных дорог для проезда к своим участкам собственниками таких земель (дорог) признаны юридические лица (застройщики, ТСН) или отдельная группа граждан, которые навязывают правила пользования и плату для всех остальных жителей.
Защищая свои права по беспрепятственному и безвозмездному пользованию такими объектами недвижимости группа граждан – жителей начинают обращаться с иском в суды по отношению к формальным собственникам об исправлении ЕГРН и признании права собственности за всеми жителями, собственниками частных земель отдельного населённого пункта. Также пытаясь отстоять свои права граждане просят вступать в такие дела прокурора для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц, публичных интересов. Практика показывает (по крайней мере в Московской области), что органы прокуратуры последовательно отказываются вступать в судебный процесс, якобы не видя нарушений публичных интересов. Таким образом, пока возобладал формальный подход и жители таких коттеджных посёлков не защищены со стороны государства и вынуждены отстаивать самостоятельно свои интересы в судах. В этом случае существует большой риск отказа судом в удовлетворении подобного иска в рамках гражданского процесса по формальному основанию — отсутствие полномочий по защите интересов неограниченного круга лиц у истцов, ибо последние не являются государственными органами или органами местного самоуправления с соответствующими публичными полномочиями.
В этом случае возможен вариант обращения с административным исковым заявлением в суд к органам публичной власти, где предметом требования целесообразно обозначить возложение обязанности на последних обеспечить право гражданам на свободное и безвозмездное пользование землями (территориями) общего пользования. В свою очередь, у органов местного самоуправления и государственной власти есть полномочие по выкупу (изъятию) у частных лиц (застройщики, ТСН) таких земельных участков в порядке ст.
238 (выкуп ограниченных в обороте вещей) или ст. 279 Гражданского кодекса, абз. 9 ч. 2 ст. 49 Земельного кодекса (изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд). При этом есть большая вероятность того, что публичные органы власти вслед потребуют у жителей снести ограждение (шлагбаумы) в месте въезда в коттеджный посёлок, учитывая его вхождение в статусе неотъемлемой части в границы муниципального образования.
Подводя итог, можно смело заявить, на сегодня в действующем законодательстве отсутствуют институты, которые бы эффективно разрешали данные вопросы и защищали права жителей в таких населённых пунктах.
Источник