Правовые аспекты выбора земельного участка для проектирования и строительства объектов размещения отходов
Проектирование и строительство объектов размещения отходов: правовые аспекты выбора земельного участка
Одной из важнейших экологических проблем, остро вставшей перед Российской Федерацией в последнее время, является проблема, связанная с негативным воздействием на окружающую среду огромного количества отходов, хранящихся либо в специально оборудованных объектах, либо на несанкционированных свалках. При этом скопившиеся на территории нашей страны отходы, свалки, захоронения высокотоксичных и ядовитых веществ следует рассматривать как накопленный за многие десятилетия экологический ущерб.
Так, согласно официальным данным, общий объем накопленных неутилизированных отходов оценивается приблизительно в 82 млрд. тонн. На территории Российской Федерации насчитывается около 11 тыс. полигонов и свалок. При этом средний уровень вторичного использования промышленных отходов составляет 35%, твердых бытовых – 3-4%.
Проектирование полигонов ТБО
Вместе с этим, полная инвентаризация мест складирования отходов, как правило, не производится, не учитывается возможная трансформация химических веществ при хранении, их взаимодействие и т.п. Зачастую с отходами выбрасываются вещества, на которые не установлены гигиенические нормативы, что не позволяет оценить последствия длительного хранения таких отходов для жизни и здоровья граждан[1]. В связи с указанными факторами обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности отходов, хранящихся в объектах их размещения, имеет важнейшее значение.
Риски при размещении отходов
Экологическая опасность деятельности, связанной с размещением отходов (их хранением и (или) их захоронением), подчеркивается положениями ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», признающими размещение отходов одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно определению понятия «объект размещения отходов», закрепленному ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», данным объектом признается только специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. При этом именно соблюдение совокупности требований, предъявляемых к обустройству объектов размещения отходов, позволяет обеспечить их экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность для человека и окружающей среды. Вместе с тем, превентивный контроль за соблюдением всех требований при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию данных объектов осуществляется путем обеспечения функционирования разрешительного порядка их создания.
Разрешительный порядок создания объектов размещения отходов предусмотрен ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, которая устанавливает, что объекты размещения отходов могут создаваться только на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (в настоящее время таковыми являются территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования). При этом согласно Временным правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденными заместителем министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15 июля 1994 г., разрешение на размещение отходов устанавливает объем (массу) размещения на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристики объектов для размещения отходов.
Правовые требования к обращению с отходами производства и потребления
Ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепляет правила определения мест строительства объектов размещения отходов. Следует отметить, что данный порядок несколько различается в зависимости от вида отходов, подлежащих размещению. Так, согласно указанной норме, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Главным условием при проектировании, строительстве, эксплуатации, выводе из эксплуатации и консервации любого вида объектов размещения отходов является обязательное соблюдение целой системы требований – экологических, санитарно-эпидемиологических, градостроительных, технических и ряда других.
Значимость соблюдения экологических требований в ходе осуществления деятельности, связанной с размещением отходов подчеркивается законодательством. Так, нормы ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подчеркивают, что отходы производства и потребления подлежат хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Организационно-правовым механизмом, позволяющим обеспечить соблюдение экологических требований еще на стадии проектирования объектов размещения отходов является государственная экологическая экспертиза. Так, проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности является в настоящее время объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня (п. 7.2. ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Вместе с тем, в процессе выбора земельного участка и проектирования объектов размещения отходов, должны учитываться не только экологические требования. Объекты размещения отходов являются также объектами градостроительной деятельности и проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием I – V класса опасности, помимо государственной экологической экспертизы, подлежит также государственной экспертизе проектной документации (п. 4.1. ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ). В ходе проведения данной экспертизы обеспечивается установление соответствия объекта размещения отходов как градостроительным, так и ряду иных требований.
Учет санитарных требований при проектировании объектов размещения отходов
Немаловажным вопросом при выборе земельных участков и решении вопроса о выборе возможных вариантов для размещения указанных объектов является также необходимость учета санитарных требований. Санитарные требования при проектировании объектов размещения отходов направлены на обеспечение безопасности населения от их вредного воздействия.
Система санитарных требований общего характера, касающихся обустройства объектов размещения отходов предусмотрена «Гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 80. Данные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) и предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Согласно указанным СанПиН, выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений. Объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
При этом размещение объекта складирования не допускается: на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех поясах зоны санитарной охраны курортов; в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений; рекреационных зонах; в местах выклинивания водоносных горизонтов; а также в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.
При выборе земельных участков и проектировании объектов размещения отходов следует также учитывать, что согласно ч. 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Следует отметить, что выбор участка для размещения объекта осуществляется на альтернативной основе в соответствии с предпроектными проработками. При этом размер участка определяется производительностью, видом и классом опасности отходов, технологией переработки, расчетным сроком эксплуатации на 20-25 лет и последующей возможностью использования отходов. Как уже отмечалось, определение мест для строительства объектов размещения отходов должно осуществляться в соответствии с градостроительными решениями путем разработки предпроектной и проектной документации. Предпроектная, проектная документация для каждого объекта должна быть представлена в объеме, позволяющем дать оценку принятым проектным решениям о соответствии их санитарным нормам и правилам.
Особые требования к порядку обустройства тех объектов (полигонов), на которых осуществляется размещение твердых бытовых отходов, устанавливаются Санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утв. постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 16. При выборе земельных участков для размещения полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) следует учитывать, что они могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов, при этом правилами рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Главным требованием при выборе земельного участка для размещения полигона ТБО является то, что выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Обязательным условием, при котором обеспечивается соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и безопасность населения от негативного воздействия объектов размещения отходов, является установление санитарно-защитных зон. При этом согласно указанному СанПиН, размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должен составлять 500 м. Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны.
Мониторинг состояния окружающей среды на территории объектов по размещению отходов
Помимо обязанности учета целой системы экологических, санитарно-эпидемиологических, градостроительных, технических и ряда других требований на стадии выбора земельного участка, проектирования и строительства объекта размещения отходов, текущий контроль за соблюдением указанных требований обеспечивается закреплением в ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанности собственников и владельцев объектов размещения отходов по проведению мониторинга состояния окружающей среды на их территориях и в пределах их негативного воздействия (локального экологического мониторинга, который зачастую осуществляется в рамках производственного экологического контроля).
Следует отметить, что к моменту написания данной статьи Минприроды России уже подготовлен и размещен на официальном сайте Министерства[2] проект приказа, утверждающего Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов по размещению отходов.
Как уже отмечалось, объекты размещения отходов предназначены для минимизации вреда окружающей среде и здоровью человека в процессе хранения или захоронения отходов производства и потребления. Вместе с тем, значительные объемы накопленных за длительное время отходов превышают допустимую емкость ряда объектов, предназначенных для их размещения, ввиду чего некоторые из них выводятся из эксплуатации. Такие объекты размещения отходов в случае отсутствия надлежащего контроля за их состоянием могут причинить существенный ущерб окружающей среде.
В целях предотвращения возникновения подобных ситуаций положения ч. 4 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепляют обязанность собственников объектов размещения отходов и лиц, обладающих в отношении них правомочиями владения и пользования осуществлять контроль за воздействием выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов на окружающую среду, а также проводить работы по рекультивации земель, нарушенных в процессе функционирования данных объектов.
Объекты размещения отходов являются источниками существенного негативного воздействия на окружающую среду и подлежат особому учету. Ч. 6 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный реестр объектов размещения отходов является составной частью государственного кадастра отходов и ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». Особое значение учета объектов размещения отходов обусловлено еще и тем, что с 2010 года был введен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в указанный государственный реестр (ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Текущий контроль за объектами размещения отходов обеспечивается путем их инвентаризации, порядок которой установлен Правилами инвентаризации мест размещения отходов, утв. приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 (в ред. от 09.12.2010). При этом значение инвентаризации состоит в том, что информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам ее проведения, используется Росприроднадзором и его территориальными органами: для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр; при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов, а также в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.
Таким образом, в процессе проектирования объектов размещения отходов и выбора земельных участков для их строительства следует учитывать целую систему требований – экологических, градостроительных, санитарно-эпидемиологических и иных. Важнейшими механизмами, позволяющими обеспечить соблюдение указанных правил, является целая система экспертиз, центральное место среди которых занимают государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов размещения отходов, экспертиза проектной документации, осуществляемую в соответствии с нормами градостроительного законодательства.
Пономарев Михаил Вячеславович,
начальник отдела ООО «ЗемЭко»,
научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Требования к строительству объектов размещения отходов
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12
1. Утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
До 01.01.2023 запрет, установленный п. 7 ст. 12, не распространяется на отдельные объекты.
7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
(п. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(п. 8 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
9. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 225-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
(п. 10 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
С 01.09.2023 п. 11 ст. 12 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 343-ФЗ). См. будущую редакцию.
11. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
ИсточникРазмещение отходов: как получить лицензию на этот вид обращения с отходами
Содержание:
- Размещение отходов: разбираемся в терминологии
- Лицензия на размещение отходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду
- Документы для получения лицензии на размещение отходов
- Требования к объектам размещения отходов
- Способы размещения отходов
- Реестр объектов размещения отходов
- Литература для изучения вопроса
- СанПин о размещении отходов
- Сроки получения лицензии
- Размещение отходов: разбираемся в терминологии
Размещение отходов: разбираемся в терминологии
Размещение отходов – хранение и захоронение отходов
Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Складирование отходов на срок менее 11 месяцев называется накоплением отходов. Накопление отходов, в отличие от хранения отходов, не подлежит лицензированию.
Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Лицензия на размещение отходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду
Согласно Федеральному закону “Об отходах производства и потребления”, на деятельность по размещению отходов I — IV классов опасности нужна лицензия. Лицензия на размещение отходов, выданная до 1 июля 2015 года, действительна до 1 января 2019 года.
За размещение отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон №7 “Об охране окружающей среды”). Исключением являются случаи размещения отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Только данный факт необходимо подтвердить результатами мониторинга окружающей среды.
Лицензия выдается на конкретные виды отходов, с которыми планирует работать лицензиат. Весь перечень отходов, который порой “простирается” на десятки страниц перечисляется в приложении к лицензии. Размещение отходов, которых нет в списке, является незаконным.
Документы для получения лицензии на размещение отходов
- Акт ввода в эксплуатацию полигона. Проект полигона.
- Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники.
- Договор с профильной компанией об устранении последствий при возникновении аварийной ситуации.
- Программа радиационного контроля.
- Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе “Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления”.
- Протокол общественных слушаний по местонахождению. объекта размещения отходов.
- Раздел “ОВОС” на объект размещения отходов.
- Положительное заключение Госэкологической экспертизы на объект обезвреживания отходов. на площадку, где проводится размещение, отходов. Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установленной СЗЗ. на площадку, где проводится размещение отходов. Нормативы и разрешение на выброс.
Требования к объектам размещения отходов
На сегодняшний день существует ряд требований к объектам размещения отходов (полигонам, шламохранилищам, отвалам пустой породы, терриконикам, золошлакоотвалам, специально оборудованным комплексам по их переработке и захоронению). Основные положения размещения отходов описаны в статье 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” и более подробно в СанПин 2.17.1322-03.
Далее приведем некоторые правила размещения отходов из СанПин 2.17.1322-03, коих гораздо больше, чем в одной статье ФЗ-89. Например, в СанПин указывается каким образом должны храниться отходы в зависимости от степени опасности: 1 класс – только в контейнерах, бочках и цистернах; 2 класс – в полиэтиленовых мешках и пластиковых пакетах; 3 класс – в бумажных мешках, хлопчатобумажных и текстильных; 4 класс – насыпью.
В отдельном разделе документа приводятся требования к самим объектам размещения отходов, которые частично пересекаются с положениями закона “Об отходах”. Понятно, что место для хранения и захоронения отходов выбирают на этапе разработки проектной документации, размер территории определяется с учетом эксплуатации на 20-25 лет; берется во внимание классы опасности отходов, которые планируют размещать. Объект выбирается за пределами жилой зоны и мест скопления, отдыха людей.
Территория с хранящимися отходами не должна простираться на территории всех 3-х поясов зон санитарной охраны источников воды. Полигоны запрещено размещать на заболоченных территориях. Весь полигон должен быть опоясан кольцевыми каналом и валом высотой от 2 метров.
Хранение и захоронение отходов должны происходить с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов. И другие санитарные правила и нормы.
Способы размещения отходов
- террасами;
- терриконами;
- грядами;
- в котлованах;
- в траншеях;
- в цистернах;
- в емкостях;
- в накопителях;
- на картах;
- на платформах.
Реестр объектов размещения отходов
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ФЗ №89).
Карту с обозначением объектов размещения (хранения и захоронения) отходов по всей Российской Федерации смотрите, к примеру, на сайте clevereco.ru одного эколога-энтузиаста. Здесь же вы найдете реестр с адресами полигонов и шламохранилищ — http://clevereco.ru/groro/
Литература для изучения вопроса
- Актуальная версия федерального закона №89 “Об отходах производства и потребления” (говорится о требованиях к объектам размещения отходов);
- Актуальная версия федерального закона №99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” (приводятся перечисление видов обращения с отходами, на которые нужна лицензия; комплектность лицензии);
- СанПиН 2.1.7.1322-03 (подробно рассказывается о требованиях к размещению и обезвреживаю отходов на полигонах и других объектах);
- Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 (описываются методы определения классов опасности отходов);
- Письмо Росприроднадзора от 17.11.2015 №АС 03-03-36/20364 “О лицензировании деятельности” (краткий обзор с пояснениями всех нормативных документов о лицензировании отходов);
- Приказ Минприроды РФ от 01.07.2016 №379 “Об утверждении административного регламента Росприроднадзора по предоставлению лицензии” (описывается процедура подачи документов на получение лицензии, процедура переоформления лицензии, список из 81 Управления Росприроднадзора, выдающих лицензии; причины отказа в выдаче лицензии; сроки рассмотрения документов).
СанПин о размещении отходов
Российским законодательством разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В данном документе содержится информация о целях размещения отходов и области применения документа; временном складировании и транспортировании отходов; требовании к размещению, устройству и содержанию объектов; составе предпроектной и проектной документации и прочее.
Сроки получения лицензии
Лицензия на размещение отходов по срокам получается дольше, чем лицензия на сбор и транспортирование. Если рассматривать ситуацию, когда у соискателя лицензии собраны все исходные данные из перечисленного выше списка и он передает их в проектную организацию для получения лицензии. В этом случае общий цикл получения лицензии (с подготовкой материалов обоснования, согласованием в трех органах и двумя проверками) займет 5,5 месяцев. Правда, это идеальная ситуация, которая на практике встречается крайне редко.
Если у соискателя лицензии нет проектов санитарно-защитной зоны и предельно допустимых выбросов, срок получения лицензии увеличивается на время получения положительных заключений по этим документам. Например, разрешение на выброс получают за 5 месяцев, санэпид заключение по границе СЗЗ за 4,5 месяца. При синхронном проектировании документов возможно уложиться в срок 6-7 месяцев. Для этого понадобится подключить дополнительных специалистов.
Проведение экологической экспертизы и общественных слушаний также занимает не менее 3 месяцев.
В итоге наиболее реальным сроком получения лицензии можно назвать 1-1,5 года. Для этого специалистам следует работать по заранее составленному плану-графику и аккуратно придерживаться его.