В каком случае не нужно разрешение на строительство – список объектов
Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 8 800 350 61 98 — звонок по РФ бесплатен. Принимаем вопросы в любой день недели.
При строительстве дома часто требуется получить на это разрешение. Такая необходимость является повсеместной практикой, что упрощает органам местного самоуправления производить контроль за застройкой территорий населенных пунктов. При этом каждое здание получает объективную оценку от государственных экспертов. Наличие разрешения на строительство гарантирует соблюдение застройщиком всех существующих норм и стандартов технического, санитарного характера. В каких случаях разрешение на строительство не требуется, а также другие аспекты вопроса рассмотрим в данной статье.
Что такое разрешение на строительство?
Там говорится, что разрешение на строительство – это документ, который подтверждает, что проектная документация возводимого здания полностью соответствует плану земельного участка, утвержденному градостроительной организацией, проектам территориальной планировки и межевания.
При наличии такого документа застройщик имеет право производить реконструкцию, капитальный ремонт или постройку указанного в документе проекта на желаемой территории.
Чтобы получить разрешение, владелец или арендатор земельной территории должен обратиться с заявлением в органы местного самоуправления. Заявление рассматривается профильными специалистами, после чего выносится коллективное решение о выдаче разрешения или запрете на проведение работ.
Если же здание возводилось без наличия разрешения, оно подлежит сносу. А на владельца накладывается штраф в размере, предусмотренном Гражданским кодексом РФ. Поэтому, если собственник желает построить на собственном участке дом, он должен обязательно вооружиться разрешением на строительство.
Какие объекты не требуют разрешения на постройку?
В 17 части статьи 51 Градостроительного кодекса РФ перечислены объекты, не требующие разрешения на строительство в 2022 году:
- гараж на земельной территории, которая находится у физлица с целью, не связанной с предпринимательской деятельностью;
- объекты, возводимые на участках целевого назначения, среди которых –садоводство, ведение дачного хозяйства;
- киоски, навесы и другие строения, которые не являются объектами капитального строительства;
- объекты вспомогательного назначения, возводимые на земельном участке;
- процесс изменения конструкции здания, который не затрагивает параметры надежности и безопасности, также не превышает пределы допустимого строительства, установленные регламентом градостроения;
- процесс капитального ремонта основных зданий;
- другие случаи, не требующие наличия обязательного разрешения, которые предусматривает Градостроительный кодекс РФ.
СПРАВКА. Разрешение на строительство не требуется в случае строительства и реконструкции сооружений, которые относятся к осуществлению программы государственного энергетического надзора. Важное условие – электроустановка должна осуществляться на тех земельных территориях, которые специально выделены для строительства и реконструкция таких объектов. Также это не должно идти вразрез с документами планирования территорий органов муниципального самоуправления.
Ответственность за отсутствие согласования строительства
Если юридическое лицо произвело строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, но не имело на это разрешение, а объект постройки подпадает под перечень таких, которые предусматривают обязательное наличие разрешительной документации, на него накладывается административный штраф.
Размер штрафа регламентируется первой частью статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ и установлен в пределах от 500 тысяч до 1 млн рублей. Кроме штрафа может быть принято решение об административном приостановлении деятельности фирмы на срок до трех месяцев.
При том, что размер штрафа является довольно-таки существенным, более плачевным для застройщика может стать постановление о приостановлении его деятельности. Такое решение влечет за собой более серьезные последствия для проектной реализации, а также для бизнеса в целом.
Поскольку в Градостроительном кодексе указано, что получение разрешения на строительство объекта – обязанность застройщика, возникает логичный вопрос, какая ответственность генподрядчика, не позаботившегося о том, чтобы получить разрешительную документацию до начала возведения объекта?
Ответственность самая прямая, поскольку генподрядчик также является субъектом административного правонарушения, ведь возлагает осуществление строительных работ на застройщика, не предоставив ему полный пакет документов.
Как получают разрешение?
Чтобы гарантированно получить разрешение на строительств, для начала нужно позаботиться о корректной разработке проекта, учитывая все технические и инженерные аспекты. Проект является основным документом всех работ, связанных с монтажом и пуско-наладочными манипуляциями.
В проекте указывается перечень всех планируемых инфраструктур объекта, в том числе, каким образом будут подводиться коммуникации, обустраиваться близлежащая территория и прочее.
Существует специальная организация, которая занимается разработкой таких проектов. Кроме этого разработать рабочий проект может и сам подрядчик. Такой вариант для застройщика является самым выгодным, ведь проект будет создаваться конкретно той компанией, которая потом будет его реализовывать, то есть с самого начала будут учитываться все практические моменты и особенности.
Если заказать проект у застройщика, можно изначально возложить на него полную ответственность за подготовительные работы, а потом и за реализацию постройки.
Проект – это целый пакет документов, которые кроме плана будущего здания включает в себя и технические условия, которые необходимо получать в коммунальных службах. Технические условия определяют, в какой способ и каким образом здание будет обеспечиваться сетями бытовых коммуникаций. Эти расчеты должны соблюдаться в процессе работы в полном соответствии, что упростит заказчику процесс получения документов, подтверждающих сдачу объекта в эксплуатацию по итогу.
Утвердить и зарегистрировать проект можно в государственных органах. В последующем такой проект является неотъемлемой частью разрешения на строительство дома и прикрепляется к нему.
Кроме этого к пакету разрешительных документов необходимо приложить и документ, подтверждающий право собственности или длительной аренды заказчика на соответствующую земельную территорию.
Принятие решения о выдаче разрешения на строительство дома занимает около десяти дней согласно актуальному законодательству. Но из-за того, что часто возникает потребность внесения поправок и устранения недоработок в документах, получение такого разрешения может затянуться на более длительный срок.
ВНИМАНИЕ. Срок действия разрешительного документа на строительство дома составляет три года. Если в течение этого времени постройка так и не началась, документ прекращает быть недействительным. Для получения нового разрешения придется повторить процедуру с самого начала.
В некоторых случаях орган, выдающий разрешение на строительство дома, может потребовать подтвердить юридическую чистоту планируемого под застройку участка. Так, если окажется что земля находится в залоге либо на нее претендует третье лицо, разрешительный документ получить не удастся.
После того как разрешение на строительство дома получено, у лица есть 10 дней, чтобы представить в местный отдел градостроения копию проектной документации, содержащую такую информацию:
- точные замеры;
- инженерно-геодезические изыскания;
- каким образом будут подведены коммунальные сообщения;
- подробнейший план постройки.
Все вышеуказанные данные заносятся в общую информационную базу.
Самый оптимальный вариант для быстрого получения разрешительной документации на строительство дома – способ с передачей всех полномочий специальной компании, которая является профессионалом в подобных вопросах.
Несмотря на то, что изначально оплата этой услуги может показаться довольно-таки высокой, ее размер значительно компенсируется сэкономленным временем и нервами, если лицо решает самостоятельно ходить по всем инстанциям и собирать необходимую документацию.
В процессе часто возникает необходимость вносить исправления в проект. Также нынешние реалии таковы, что неизбежны столкновения с коррупционными схемами, которые повсеместно присутствуют в организациях, выдающих такие разрешения.
А если застройщик довериться опытному посреднику, вдобавок ко всему получит гарантии выполнения заказа в срок и в полном соответствии с законодательством. Это позволит эффективнее планировать все рабочие процессы.
Моменты, которые не описаны в Градостроительном кодексе
Найти в Градостроительном кодексе РФ перечень конструкций, подпадающих под понятия объектов капитального строительства не получится. Там указаны признаки, по которым можно отличить объекты вспомогательного назначения, но четкого понимания и отличия между ними нет.
Из-за законодательного пробела часто возникает путаница понятий, а также сложности в понимании порядка и применении норм подзаконных актов.
Неправильная трактовка закона порождает возникновение глупых ошибок, которые имеют неблагоприятные последствия для физических и юридических лиц.
К примеру, лицу считает, что возводит на земельном участке объект вспомогательного назначения и не обращается за получением разрешения. Затем выясняется, что местные органы власти понимают это здание, как объект капитального строительства и выносят постановление про необходимость его сноса, а также накладывают на лицо штраф.
Рассмотрим конкретный случай на примере пристройки балкона в квартире на первом этаже многоэтажного дома. Собственник старается компенсировать отсутствие у него лоджии путем возведения такой постройки, но с правовой точки зрения это ситуация довольно сложная.
Первый вариант – это демонтировать балконную плиту которая разделяет конструкцию, тем самым внести изменения в параметры многоэтажного дома. Таким образом собственник квартиры может присоединить балкон (расширить уже имеющийся), но для этого необходимо получить согласие соседей. При наличии одобрения не надо разрешение на строительство.
Если же присоединение балкона является невозможным без демонтажа конструкции дома, которые являются несущими, разрешение на строительство балкона – необходимое условие.
Но ни один из указанных вариантов не описан в Градостроительном кодекс, так как он не разъясняет конкретные ситуации, возникающие в строительной сфере. Чтобы получить ясность в решении похожих вопросов и понимать, когда нужно разрешение на строительство, следует обращаться к подзаконным актам ведомств, имеющих соответствующие полномочия.
Так, в вопросе перепланировки конструкций помещений и присоединении вспомогательных помещений к основным необходимо руководствоваться письмом Минстроя от 1 авг. 2019 года № 28475-ОГ/04.
О вспомогательных сооружениях
Понятие вспомогательного сооружения определено, как временная постройка, возводимая только на период строительства капитального объекта. Такая постройка является вспомогательной касательно основного здания, основная характеристика – временность. После завершения строительства основного здания, вспомогательные должны быть демонтированы. К ним относят:
- производственные объекты;
- строения, предназначенные для проживания работников;
- постройки, помогающие в обслуживании сотрудников;
- складские помещения;
- туалеты, бытовки.
Вспомогательные объекты бывают титульные и нетитульные, что описано в постановлении Госстроя от 5 марта 2004 года №15/1.
Титульные объекты предназначены для обеспечения общих строительных нужд, перечисленных в смете и должны перечисляться в восьмой главе сводного сметного расчета. Расходы на них входят в сметную стоимость возведения объекта строения. К титульным сооружениям относят:
- склады, в том числе с отоплением;
- временные склады под материалы и технику, различные инструменты, инвентарь;
- здания-мастерские для произведения ремонтных и столярных работ;
- электростанции и котельные;
- водоочистительные сооружения.
Нетитульные объекты нужны для нужд определенного строительного объекта и создаются за счет накладных трат на строительство и монтаж. К ним относят:
- конторы и кладовые, существующие при строительном объекте;
- склады при объекте;
- душевые и комнаты для обогрева строительной бригады;
- настилы и лестницы;
- вспомогательные разводы, которые ликвидируются после завершения строительства.
Выводы
Если застройщик возводит объект капитальной стройки, он обязан получить разрешающую документацию. Без разрешения на постройку все мероприятие будет считаться незаконным. Но какие именно объекты подпадают под перечень капитальных, в законодательстве не указано. Следует помнить, что если присутствуют сомнения о категории планируемого здания, лучше обратиться за разрешением. Если оно не потребуется – об этом в градостроительной организации сообщат.
ИсточникУточнен перечень объектов, которые можно строить и реконструировать без получения разрешения на строительство
Постановление Правительства от 12.11.2020 № 1816, опубликованное на портале правовой информации, расширяет перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительства и вносит изменения в перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
В том числе, без получения разрешения на строительство допускается строительство и реконструкция таких объектов:
- линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;
- линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
- тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150°С включительно;
- водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
- линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
- линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;
- отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
- автомобильных дорог IV и V категории;
- объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;
- местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
- пешеходных улиц и площадей городов;
- парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.
Не требуется подготовка документации по планировке территории в таких случаях:
1. Строительство, реконструкция:
- объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором -седьмом и девятом — тринадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
- от 12 ноября 2020 г. № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
- газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0,6 мегапаскаля.
2. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:
- строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещен линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;
- строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;
- общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не превышает 12 метров, количество этажей не превышает 2 этажей.
3. Строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.
4. Строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.
Постановление Правительства от 12.11.2020 № 1816
Открыть
Случаи, когда разрешение на строительство не требуется
Процесс возведения объекта недвижимости связан с необходимостью получения разрешения на строительство в уполномоченных органах государственной или муниципальной власти.
Должностные лица указанных органов осуществляют мониторинг соблюдения требований законодательства, соответствия размещения здания плану города или другого населенного пункта.
Проверяется цель его создания – общественно-социальные, для личного использования, ведения коммерческой деятельности, служебного или вспомогательного назначения.
Самая главная задача, стоящая перед властями – полное устранение или минимизация рисков причинения такой постройкой ущерба жизни и здоровью людей. Получение разрешения на строительство, однако, не всегда обязательно.
Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
Наиболее актуальные случаи:
1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
1.1) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
2) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитальный ремонт объектов капитального строительства;
4.2) строительство, реконструкция буровых скважин, связанных с пользованием участками недр;
5) иные случаи, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
За строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, осуществляемые без полученного в обязательном порядке разрешения установлена административная ответственность. Так, статья 9.5 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде:
Помимо этого, здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, признается в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой и подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
ИсточникМеня зовут Ренат, спасибо, что прочитали статью! Я стараюсь для Вас! Если есть желание, получать информацию по строительству и недвижимости, благодарю за подписку! И спасибо за лайк!