Строительство. Временные здания и сооружения на стройплощадке
Временными зданиями называют надземные подсобно-вспомогательные и обслуживающие объекты, необходимые для обеспечения производства строительно-монтажных работ. Временные здания сооружают только на период строительства.
Стоимость временных зданий наряду с временными дорогами является одной из основных статей затрат на временное строительное хозяйство, и сокращение их является важной задачей при проектировании СГП. На крупных объектах возводят здания постоянного типа, которые затем переходят в распоряжение дирекции строящегося предприятия или входят в состав постоянно действующей строительной базы. Используются для временных нужд также здания, подлежащие сносу. Однако полностью удовлетворить потребность таким путем нельзя, в связи с чем приходится возводить временные постройки. Точный расчет потребности, правильный выбор типов зданий и рациональное их размещение на площадке предопределяют уровень затрат на временное строительство.
ПРАКТИЧЕСКАЯ расчет временных зданий
Временные здания в отличие от постоянных имеют свои особенности, связанные с назначением, конструктивным решением, методами строительства, эксплуатации и порядком финансирования.
Порядок проектирования временных зданий:
1) определяется номенклатура временных зданий;
2) выявляется возможность использования существующих и проектируемых зданий;
3) определяется потребная площадь временных зданий;
4) определяется схема размещения временных зданий и способы обеспечения их энергоресурсами.
По назначению временные здания делят на производственные, складские, административные, санитарно-бытовые, жилые и общественные. К производственным зданиям относят различные мастерские (ремонтно-механические, арматурные, опалубочные, сантехнические), механизированные установки (бетонно-растворные, асфальтовые), объекты энергетического хозяйства (трансформаторные подстанции, котельные), объекты транспортного хозяйства (гаражи, депо, профилактории), к складским – склады теплые и холодные, кладовые и навесы, к административным — конторы управления строительством, СМУ, начальника участка, прораба, диспетчерские, красные уголки и проходные, к санитарно-бытовым — гардеробные, помещения для ушки одежды, душевые, столовые и буфеты, здравпункты и др., к жилым и общественным зданиям — общежития, магазины, столовые, бани, клубы и другие объекты временных поселков строителей.
По конструктивному решению, методам строительства и эксплуатации временные здания могут быть неинвентарными, сооружаемыми в расчете на однократное использование, и инвентарными, т.е. рассчитанными на многократную перебазировку и использование на различных объектах. Строительство неинвентарных зданий, как правило, экономически не оправдано и может допускаться только в качестве исключения. Приспособление для нужд строительства существующих зданий, подлежащих сносу, может быть целесообразным при небольших затратах.
Применение инвентарных зданий для временных целей – прогрессивное направление в организации строительного хозяйства.
Временные здания и сооружения
Инвентарные здания подразделяются на передвижные, контейнерные и сборно-разборные.
При строительстве в неосвоенных или малоосвоенных местах большое значение имеет своевременное сооружение жилья, предприятий коммунально-бытового и культурного обслуживания. Строительство таких объектов по срокам должно опережать разворот основного производства.
Финансирование строительства временных зданий и сооружений осуществляется заказчиком за счет соответствующих статей смет (титульные временные здания и сооружения) или подрядчиком за счет накладных расходов (нетитульные здания и сооружения).
Завершающая задача при проектировании временных зданий – оптимальное их расположение на площадке при размещении временных зданий на СГП. При этом конторы, диспетчерские и другие административные здания располагают у въезда на строительную площадку, контрольно-пропускные пункты (КПП) и пункты мойки машин (ПММ) – у выезда.
Гардеробные, душевые, помещения для согревания и сушки одежды и обуви, а также другие помещения санитарно-бытового назначения следует размешать вблизи зон максимальной концентрации работающих. Все временные здания и сооружения должны размещаться вне опасных зон и не ближе 50 м с наветренной стороны от складов ГСМ, ВВ, других опасных материалов и производств, выделяющих пыль, вредные пары и газы.
Временные здания следует располагать возможно ближе к местам прокладки коммуникаций. Контейнерные и передвижные временные здания санитарно-бытового назначения желательно объединять или располагать рядом.
Уборные со смывом нужно размещать около канализационных колодцев. При отсутствии канализации следует использовать биотуалеты или передвижные уборные с герметическими емкостями. Туалеты вне зданий необходимо располагать не далее 200 м от наиболее удаленного рабочего места, а в зданиях – не более 100 м.
ИсточникКак учесть и рассчитать временные здания?
Учет временных зданий и сооружений в настоящее время недостаточно регламентирован. Есть противоречия как между действующими положениями по бухгалтерскому учету, так и между нормативными документами, регулирующими процессы в строительной отрасли, и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Разобраться во всех этих вопроса предлагает Союз инженеров-сметчиков.
Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения.
Согласно п. 154 Методики 421/пр размер средств, предназначенных на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений, определяется одним из способов:
а) по сметным нормативам, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);
б) по расчету на основании данных ПОС, в соответствии с указанным в нем перечнем и характеристиками титульных временных зданий и сооружений.
Согласно п. 156 Методики 421/пр одновременное использование указанных способов не допускается за исключением случаев, приведенных в положениях сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
Неотражение построенных титульных временных зданий и сооружений в бухгалтерском учете заказчика не должно свидетельствовать о неправомерной оплате за счет средств бюджета невыполненных строительных работ по возведению титульных временных зданий и сооружений.
В учете заказчика временные здания и сооружения, предусмотренные сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства, отражаются в составе общих строительно-монтажных работ и оплачиваются в соответствии с доведенными ассигнованиями (лимитами бюджетных обязательств) по данным объектам. В рассматриваемом случае подрядчик передает заказчику затраты на возведение временных зданий и сооружений в процентном отношении, а не сами объекты. В этом случае данные затраты будут относиться по п. 1 ст. 257 НК РФ в состав первоначальной стоимости возводимого объекта по договору подряда.
Следует учесть, что лимиты бюджетных обязательств на расходование бюджетных средств для строительства временных зданий и сооружений как отдельных основных средств, как правило, не предусматриваются, между тем, первоначальная стоимость временных зданий и сооружений в учете заказчика должна формироваться обособленно от затрат по возведению основного объекта строительства (п. п. 3.1.2, 3.1.8 Положения по учету долгосрочных инвестиций).
Так, при проведении контрольных проверок заказчикам зачастую вменяется, что «… в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не оформлены первичные учетные документы (акт приема-передачи) на фактически переданные подрядчику возведенные титульные временные здания и сооружения. Это стало следствием того, что в нарушение подпункта «а» пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, заказчики не учитывали указанные титульные временные здания на балансе в составе основных средств обособлено по стоимости работ, оплаченных подрядной организации».
Таким образом, для целей налогового учета, расходы на возведение временных титульных и нетитульных зданий и сооружений заказчику на основании актов выполненных работ (КС-2) необходимо относить в состав первоначальной стоимости строящегося объекта основных средств. (Прим. В налоговом учете аналогично бухгалтерскому учету не имеет значения, каким образом передаются затраты на возведение временных титульных зданий и сооружений от подрядчика к заказчику. В обоих случаях затраты будут списаны на первоначальную стоимость строящегося объекта по договору подряда: в случае передачи затрат в процентном соотношении расходы будут формировать первоначальную стоимость предмета договора подряда напрямую, в случае передачи по объектам — через амортизацию этих объектов).
То обстоятельство, что временные здания и сооружения не были зачислены в основные средства Заказчика (учреждения), не должно отменять того факта, что соответствующие работы фактически были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком.
Если договором подряда, государственным (муниципальным) контрактом, контрактом установлена твердая договорная цена, в составе которой предусмотрены средства на временные здания и сооружения на основе норматива в процентах от стоимости строительно-монтажных работ, то при расчетах за выполненные работы оплата затрат на временные здания и сооружения должна также осуществляться по указанной процентной норме, при этом дополнительная расшифровка сумм, полученных подрядной организацией, не требуется.
Между тем, если в ходе контрольной проверки будет установлено, что подрядчику были оплачены затраты по возведению временных зданий и сооружений, без документов, подтверждающих принятие на учет заказчиком в период строительства временных зданий и сооружений, то подрядчик не может ссылаться на отсутствие необходимости подтверждения расходов на возведение и разборку временных зданий и сооружений (когда средства на временные здания и сооружения определены на основе норматива в процентах от стоимости строительно-монтажных работ).
С учетом позиций органов контроля, судов, отраженных в конкретных решениях, обязательными условиями расчетов между заказчиком и подрядчиком за временные здания и сооружения по процентной норме без детальной расшифровки затрат являются:
— установленный в государственном (муниципальном) контракте порядок взаиморасчетов, предусматривающий их оплату по процентной норме;
— наличие Проекта организации строительства (ПОС), в котором предусмотрены временные здания и сооружения и приводится перечень (состав) временных зданий и сооружений;
— ФАКТИЧЕСКОЕ ВОЗВЕДЕНИЕ в ходе выполнения условий государственных контрактов титульных временных сооружений (оплата которых производится в соответствии с условиями заключенных контрактов по установленному нормативу (процентной норме), подтвержденное при проведении строительного контроля (приемке работ) исполнительной технической документацией – журналы работ, акты, исполнительные схемы и др.
Источник