ВС РФ решит, являются ли кустовые площадки скважин отдельными объектами недвижимого имущества ВС России рассмотрит вопрос о необходимости уплаты налогов с кустов нефтяных скважин, который
Ростехнадзором разъяснены вопросы идентификации и определения класса опасности ОПО «Объекты бурения и добычи нефти, газа и газоконденсата»
В связи с поступающими обращениями от поднадзорных организаций по вопросам идентификации и регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, в том числе в части идентификации и определения класса опасности опасного производственного объекта — «объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ).
Опасным производственным объектом нефтегазодобывающих производств (далее — ОПО) в соответствии с » Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 12.03.2013, являются объекты бурения и добычи, расположенные в границах горного отвода (участка недр) или земельного отвода.
В соответствии с Правилами разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденными приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, к объектам бурения относится площадка в границах участка недр, предназначенная для разработки месторождения (залежи углеводородного сырья) в соответствии с технологией бурения поисковых, разведочных, эксплуатационных и других по назначению скважин на месторождении, предусмотренных рабочим проектом производства буровых работ (индивидуальным или групповым), разработанным и утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации и техническим проектом на разработку месторождений.
К объектам добычи относится площадка месторождения (залежь углеводородного сырья — нефти, газа, газового конденсата), часть залежи или несколько залежей углеводородного сырья, объединенных в один эксплуатационный объект (месторождение), разрабатываемых единой сеткой эксплуатационных скважин в границах участка недр, предоставленного в виде горного отвода в пользование на основании лицензии (лицензионного участка).
В соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ признаками опасности объектов бурения и добычи являются:
- ведение горных работ (пункт 5);
- образование опасных веществ — выход углеводородов, содержащихся в недрах (пункт 1);
- использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (пункт 2);
- использование стационарных грузоподъемных механизмов (пункт 3).
А.Л.Рыбас
Письмо Ростехнадзора от 04.10.2013 N 00-04-05/1809 «По вопросам перерегистрации опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата в зависимости от классов опасности»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 4 октября 2013 г. N 00-04-05/1809
В связи с многочисленными обращениями региональных органов исполнительной власти, территориальных управлений Ростехнадзора и нефтегазодобывающих компаний по вопросам перерегистрации опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата (нефтяных и газовых скважинах) с целью реализации положений Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 22-ФЗ) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору разъясняет.
Согласно положениям Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (пункт 18 статьи 3) относится установление порядка организации и осуществление федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее — государственный горный надзор); к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (пункт 14 статья 4) относится организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
Согласно статье 24 Закона о недрах органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции. Согласно статье 38 Закона о недрах государственный горный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
Порядок проведения государственного горного надзора установлен «Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 года N 712, зарегистрированным Минюстом России от 28 мая 2013 года за N 28562.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не устанавливает требования безопасного ведения работ при бурении, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации нефтяных и газовых скважин. Нормативные правовые требования при бурении, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации нефтяных и газовых скважин установлены нормативными правовыми документами в области промышленной безопасности.
Согласно положениям статей 51 и 55 Градостроительного кодекса соответственно выдача разрешений на бурение (строительство) и ввод в эксплуатацию нефтяных и газовых скважин относятся к компетенции федерального органа управления государственным фондом недр (Роснедра). Территориальные управления Ростехнадзора принимают участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию пробуренных нефтяных и газовых скважин в уведомительном порядке.
Вместе с тем имеются факты передачи территориальными управлениями Ростехнадзора контроля и надзора на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата в органы регионального государственного строительного надзора при отсутствии на то законных оснований.
При регистрации в государственном реестре класс опасности опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с пунктом 3 Приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ). К указанным опасным производственным объектам относятся скважины, указанные в » пункте 2 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 (зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2013 N 28222).
Класс опасности опасных производственных объектов для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с пунктом 1 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
В случае, если для опасного производственного объекта нефтегазодобывающего производства могут быть установлены разные классы опасности по критериям, указанным в пунктах 1 — 7 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, устанавливается наиболее высокий из них (пункт 10 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ).
В случае если опасный производственный объект нефтегазодобывающего производства расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном участке, созданном на водном объекте, находящимся в федеральной собственности, для такого объекта, в соответствии с пунктом 11 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, устанавливается следующий (более высокий) класс опасности.
Определение границ объектов нефтегазодобывающих производств для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов производится в соответствии с проектной документацией обустройства месторождений.
По результатам регистрации опасных производственных объектов в зависимости от классов опасности следует строго соблюдать положения законодательства в отношении контроля и надзора, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора.
Б.А.КРАСНЫХ
Вопрос от 22.08.2018: Прошу разъяснить, по каким критериям, указанным в пунктах 1-9 Приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ, необходимо идентифицировать опасный производственный объект, состоящий только из площадки с трубопроводом попутного нефтяного газа.
Ответ: Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело Ваше обращение, поступившее в общественную приемную Ростехнадзора по электронным каналам связи и разъясняет.
В соответствии с » приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» (далее — Требование) по результатам идентификации опасного производственного объекта, состоящего только из площадки с трубопроводом попутного нефтяного газа, может быть присвоено типовое наименование опасного производственного объекта «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов (участка, площадки)» (далее-ОПО).
Идентификация ОПО проводится в соответствии с разделом 4 Требований, по признаку транспортирования опасных веществ в границах земельного отвода и основывается на проектах на обустройство месторождения и технических проектах на разработку месторождения.
Пунктом 7 Требований установлено, что при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
Согласно пункту 1 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) класс опасности для ОПО устанавливается исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
Вместе с тем согласно примечанию 3 к приложению 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.
Также следует учитывать требование пункта 10 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, что в случае, если для опасных производственных объектов по указанным в пунктах 1 -9 приложения 2 критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
ИсточникПосле создания скважин экономические интересы недропользователей требуют избавления от титула аренды на земельные участки большой площади, используемые в период строительства , и от связанных с этим расходов. Как правило, недропользователи после завершения строительства скважин , технологической и биологической рекультивации нарушенных при производстве работ земель прекращают договоры аренды и осуществляют сдачу собственнику (распорядителю) земель соответствующих земельных участков. В дальнейшем недропользователями приобретается право собственности на земельные участки, необходимые для эксплуатации[1] скважин , либо приобретается право их аренды.
ВС РФ решит, являются ли кустовые площадки скважин отдельными объектами недвижимого имущества
ВС России рассмотрит вопрос о необходимости уплаты налогов с кустов нефтяных скважин, который появился в рамках спора ООО «Газпромнефть-Хантос» с ФНС. МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №2 по результатам проверки за 2015–2017 годы доначислила компании 135,8 млн рублей налога на имущество, а также 29 млн рублей пени и 12,2 млн рублей штрафа. Налоговые инспекторы решили, что организация неправомерно применила льготы в отношении 92 кустов скважин, которые были поставлены на учет как основные средства, пишет газета «Коммерсантъ».
Объектом налогообложения признается только недвижимое имущество, которое учитывается на балансе юрлица в графе «Основные средства». Согласно ст. 130 Гражданского кодекса, к недвижимым вещам относятся «земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно» (в частности, здания и сооружения). При этом земельные участки и иные объекты природопользования (водные, природные ресурсы) налогом на имущество не облагаются.
«Газпромнефть-Хантос» обжаловала претензии в налоговой службе, где согласились отменить только штраф. После этого компания обратилась в Арбитражный суд Москвы, но тот признал начисления законными. С ним согласились апелляция и кассация. Суды считают, что кустовая площадка является недвижимым имуществом как «объект капитального строительства» и «одновременно часть сложного объекта», а демонтаж сооружений приведет к невозможности их использования по прямому назначению.
Компания настаивает, что площадка представляет собой улучшение (часть) земельного участка, поэтому не должна облагаться налогом на имущество. Спор передали в экономическую коллегию ВС РФ, слушание дела состоится 8 декабря.
ИсточникЧитаем — является ли самостоятельная скважина объектом НВОС, разбираемся и не ставим на учет! … Скважина и карьеры объекты НВОС? Да! На чтение 8 мин Просмотров 10 Опубликовано 15 октября, 2019 Обновлено 24 марта, 2021. В связи с вопросами по поводу скважин , как объектов НВОС – напишу небольшую статью по этому вопросу. Скважина – это объект НВОС? С 01.01.2021 года в критерии отнесения объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 внесены изменения, в которых скважины и карьеры можно отнести к объектам 1-4 категории. Подробнее об этом здесь.
Лицензирование скважин на воду
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Улица Ставровская, дом 4
г. Владимир, Владимирская область
- Скважинный водозабор как недвижимое имущество. Можно ли рассматривать скважину в качестве недвижимости. Зачем это нужно
Скважина на воду – это объект недвижимости? Нужно ли регистрировать водозаборную скважину и ставить на кадастровый учет?
Вопрос лицензирования скважин на воду неизбежно сопряжен с целым рядом иных процедур. В том числе клиенты часто задают вопрос о том является ли скважина для добычи воды объектом недвижимости и нужно ли ее регистрировать. В этой публикации попробуем дать обоснованный ответ на эти вопросы.
Оглавление
Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:
Примечание. Обращаем внимание, что данная статья в первую очередь рассматривает скважины, сооруженные для добычи воды для нужд централизованного водоснабжения или для снабжения водой промышленных предприятий. Рассуждения, приведенные в публикации, могут быть распространены на частные водозаборные сооружения, но с существенными оговорками.
В первую очередь давайте разберемся в том, зачем вообще рассматривать водяную скважину как объект недвижимости. Этот вопрос возникает в двух случаях:
- Если необходимо продать или сдать в аренду скважинный водозабор;
- Если необходимо решить вопрос о платежах связанных с сооружением для добычи подземных вод.
В этих случаях вопрос регистрации водозаборного сооружения в качестве объекта недвижимости встает однозначно.
Есть еще ситуации, которые предполагают необходимость указания в кадастровой палате не только данных о скважинах, но и информации об объектах неразрывно связанных с водозаборными сооружениями (водонапорные башни, зоны санитарной охраны, павильоны над скважинами и т.п.). Например, данные о зоне санитарной охраны целесообразно внести в кадастр недвижимой собственности с целью соблюдения особого статуса данной территории. Дело в том, что и рядом с СЗО, и тем более в границах 1, 2 и 3 поясов ЗСО есть существенные ограничения на хозяйственную деятельность, строительные работы и размещение опасных объектов.
Является ли скважина на воду объектом недвижимости?
Давайте посмотрим, что является объектом недвижимости по гражданскому кодексу. В статье 130 к недвижимым вещам причисляются объекты, которые нельзя перенести без причинения существенного ущерба их назначению. Точный текст определения смотрите на изображении ниже:
С учетом этого определения Гражданского кодекса РФ скважина может быть отнесена к объектам недвижимости.
Нужна ли государственная регистрация скважины как объекта недвижимости?
Согласно статьи 131 Гражданского кодекса права связанные с объектом недвижимости подлежат регистрации в государственном реестре. Цитату из кодекса читайте ниже:
Соответственно скважина, как и другие объекты недвижимости должна проходить процедуру регистрации.
- Рекомендуем почитать о процедуре регистрации скважины на воду в качестве объекта недвижимости
Какие платежи связаны со скважиной, как с объектом недвижимости?
Очевидно, что скважинный водозабор, являясь объектом недвижимого имущества оказывается одновременно и объектом налогообложения.
Примечание. При изучении этого вопроса нашим специалистам удалось найти интересную справку подготовленную на сайте КонсультантПлюс. В этом документе детально рассматривается вопрос необходимости уплаты налогов на имущество в отношении зарегистрированной водяной скважины применительно к садовому некоммерческому товариществу. В справке получен весьма интересный вывод, что налоговые платежи в виде налога на имущество в отношении общей скважины в СНТ должны оплачиваться не самим садовым товариществом, а его членами.
Правда справка в основном ссылается на прекративший действие Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Мы попросили наших юристов изучить данный документ в свете нового закона о садовых некоммерческих товариществах. Результаты анализа опубликуем на нашем сайте в следующих публикациях.
Если ваше СНТ владеет скважиной, то эти статьи могут быть полезны:
Как зарегистрировать скважину на воду в качестве объекта недвижимости?
Мы пытались получить ответ на этот вопрос в интернете, у специалистов по регистрации прав собственности. Но, увы, четкого ответа на момент создания статьи не получили.
Видимо по вопросам регистрации прав собственности на водозаборные скважины обращаются не так часто. Оказалось, найти специалистов для решения этой задачи не просто. Попросим наших специалистов подготовить подробную справку по данному вопросу.
ИсточникВ рамках статьи мы выяснили, что водозаборный скважины и объекты, связанные с ними являются недвижимыми вещами по Гражданском кодексу и права связанные с этими объектами подлежат регистрации. Кроме этого разобрались в практической целесообразности регистрирования водяной скважины в качестве объекта недвижимости.
Объект капитального строительства — объект (или комплекс объектов ), возведенный с целью длительной эксплуатации и образующий с земельным участком единое архитектурно-градостроительное, объемно-пространственное, функциональное, инженерно-техническое и технологическое целое. … Для понимания того, является ли какой-либо объект объектом незавершенного строительства нужно учитывать правовую позицию Верховного Суда РФ
Что не нужно ставить на кадастровый учет?
Проблема заключается в том, что далеко не всегда ясно, относится ли постройка к недвижимости или нет.
По основному определению в Гражданском кодексе к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также жилые и нежилые помещения и машино-места.
На практике, в том числе при вынесении судебного решения, одного того признака недостаточно. Поэтому со временем были выработаны, пусть не утвержденные, но достаточно обоснованные критерии отнесения объекта к недвижимому имуществу:
- невозможность перемещения без ущерба назначению;
- не сборно-разборный характер конструкции;
- наличие прочно связанного с общей конструкцией капитального фундамента;
- наличие подведенных стационарных или временных коммуникаций;
- соответствие назначения виду разрешенного использования земельного участка;
- отнесение к объектам капитального строительства по материалам ранее проведенной технической инвентаризации, проектной и иной документации;
- наличие разрешения на строительство;
- самостоятельное нахождение в гражданском обороте;
- объект не является составной частью объекта капитального строительства.
Также существуют сводные перечни видов объектов, предложенные Управлением Росреестра по Московской области с целью выработки единой правоприменительной практики в письме №50-700-10.1017/19 от 07.02.2019.
Перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости:
- Участки недр, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, предприятия как имущественные комплексы.
- Временные постройки, киоски, навесы.
- Объекты, в наименованиях которых присутствуют слова «сборно-разборный».
- Ограждение и забор.
- Автомобильная дорога с дорожным покрытием из гравия и щебня.
- Пруды, водохранилища.
- Краны стационарные (мостовые, портальные, козловые, консольные, краны-штабелеры), подкрановые пути.
- Составные части автомобильных дорог:
- светофорные сигнализации;
- пешеходные дорожки;
- автопарковки;
- остановочные пункты;
- асфальтовые покрытия;
- тротуары.
Объекты, которые могут быть отнесены к объектам недвижимого при наличии разрешения на строительство (ввод в эксплуатацию) или судебного акта, из которого прямо следует, что объект является объектом недвижимости:
- Автостоянки.
- Памятники известным людям, мемориальные композиции (комплексы), являющиеся объектами культурного и исторического наследия.
- Памятники выдающимся людям, скульптурные композиции, посвященные историческим событиям, обелиски, не являющиеся объектами культурного и исторического наследия.
- Полигоны, омшаники.
- Гидрометеорологические объекты, метеорологические станции. 6. Дамбы.
- Подпорные стенки.
- Водозаборные скважины, артезианские скважины.
- Колодцы.
- Золошлакоотвалы, хвостохранилища.
- Береговые объекты навигации.
- Взлетно-посадочные полосы.
- Галереи.
- Пожарный пирс.
Более подробный разбор классификации недвижимости доступен в Справочнике кадастрового инженера.
ИсточникК объектам добычи относится площадка месторождения (залежь углеводородного сырья — нефти, газа, газового конденсата), часть залежи или несколько залежей углеводородного сырья, объединенных в один эксплуатационный объект (месторождение), разрабатываемых единой сеткой эксплуатационных скважин в границах участка недр, предоставленного в виде горного отвода в пользование на основании лицензии (лицензионного участка). В соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ признаками опасности объектов бурения и добычи являются : ведение горных работ (пункт 5); образование опасных веществ — выход углеводородов, содержащихся в недрах (пункт 1)
«Движимое и недвижимое» в судебной практике по кадастровому учету и налоговым спорам
В последнее время снова приобретают актуальность споры о том, что подлежит государственному кадастровому учету, а что является, например, лишь вспомогательным, некапитальным объектом или так называемым «улучшением» земельного участка.
Это отчасти обусловлено и тем, что с 2019 года организации уплачивают налог на имущество только на недвижимое имущество, а потому квалификация того или иного объекта в качестве движимой или недвижимой вещи имеет определяющее значение для целей администрирования налога на имущество организаций.
Вот только на практике такая квалификация вызывает массу сложностей и в ста процентах случаев дать однозначный ответ на вопрос «движимое или недвижимое?» попросту невозможно из-за конструктивных особенностей объекта в каждом конкретном случае.
Рассмотрим эту проблему подробнее.
Подход законодателя и судебной практики к отличию движимого имущества от недвижимого
На первый взгляд, Гражданский кодекс РФ (ГК) дает однозначный ответ на вопрос о различиях движимого и недвижимого имущества. Так, к недвижимым вещам ГК отнес земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В эту же категорию были включены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, помещения и машино-места. При этом перечень недвижимости все же остался открытым, что позволяет участникам оборота и судам додумывать его «на ходу».
В качестве примера можно привести одно из постановлений Президиума ВАС от 2008 года, в котором было отмечено, что производственная площадка с песчаной подушкой, щебеночной подготовкой и 20-сантиметровым слоем бетона отвечает признакам недвижимой вещи.
В качестве примера можно привести одно из постановлений Президиума ВАС от 2008 года, в котором было отмечено, что производственная площадка с песчаной подушкой, щебеночной подготовкой и 20-сантиметровым слоем бетона отвечает признакам недвижимой вещи1.
Такого рода «импровизации» судебной практики только нарушали ее единообразие, в результате чего в ЕГРН стало числиться огромное количество объектов, которые под категорию «недвижимость» едва ли попадают.
Тем не менее, к 2017 году в практике все же была сформирована исчерпывающая и последовательная позиция по вопросу разграничения движимых и недвижимых вещей. Например, тот же Президиум ВАС в 2013 году указал, что такой объект как «ограждение» не обладает качествами самостоятельного объекта недвижимости, поэтому право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с земельным участком. Затем Пленум ВС разъяснил положение такого типа сооружений, как замощение земельного участка. А чуть позже, в 2016 году Президиум ВС, обобщая практику по оспариванию отказов в осуществлении кадастрового учета, резюмировал, во-первых, общее правило о невозможности ставить на кадастровый учет движимые вещи, а во-вторых, закрепил обязательность самостоятельного характера объекта постановки на кадастровый учет.
Налоговая практика, основываясь на данных разъяснениях высших судебных инстанций, в целом, также выработала единообразный подход по данному вопросу.
Особенно интересна данная тема и на фоне недавно принятого Федерального закона от 21.12.2021 № 430-ФЗ, который привносит в ГК РФ новые положения о недвижимости и правах на нее (хотя значительная часть этих «новелл» таковыми являются лишь формально, ибо они уже не первый год применяется судами на практике).
В продолжение заданного судебной практикой вектора о том, что всякого рода улучшения земельных участков кадастровому учету не подлежат, законодатель с 1 марта 2023 г. решил ввести в ГК РФ норму о том, что здания и сооружения являются результатами строительства.
Со слов законодателя, такая норма поможет поставить точку в этом вопросе и «прекратить порочную практику регистрации права собственности на выгребные ямы, асфальтированную дорогу, какие‑либо замощения земельного участка и прочие подобные вещи».
В каких случаях судебная практика относит объекты к движимому имуществу?
Как было указано выше, однозначно дать ответ «движимое или недвижимое» без учета особенностей конкретного объекта невозможно.
Для идентификации объекта как недвижимого в расчет берутся документы технического учета или технической инвентаризации, разрешение на строительство и (или) на ввод в эксплуатацию (если таковые в принципе имели место), проектная документация, заключения экспертизы или любые другие документы, отражающие характеристики объекта. Рассмотрим примеры из судебной практики по конкретным объектам.
Асфальтовое покрытие, дорога.
В одном из дел Экономколлегия ВС подтвердила, что асфальтовое покрытие земельного участка толщиной 2-3 см, огороженное частично разрушенным и пришедшим в негодность металлическим ограждением (спортивная площадка), является лишь частью земельного участка и не обладает признаком самостоятельного объекта недвижимости.
В другом деле ВС также пришел к выводу, что внесенная в кадастровый план участка как объект незавершенного строительства площадка из подстилающего слоя щебня с асфальтобетонным покрытием и готовностью чуть более 1%, не является недвижимой вещью, поскольку у этого объекта отсутствует прочная связь с землей.
Аналогичную позицию недавно занял и Арбитражный суд Северо-Западного округа в деле о привлечении компании к налоговой ответственности и доначилении налога на имущество организаций. Здесь суд констатировал, что спорные автодороги состоят из гравия, щебня и песчано-гравийной смеси путем россыпи на земляное полотно, т.е. не имеют прочной связи с землей, а также не выполняют самостоятельного хозяйственного назначения и являются лишь улучшением земельного участка.
Бензоколонка.
Судебная коллегия согласилась с доводами акционерного общества, оспаривающего отказ Росреестра в снятии с кадастрового учета бензоколонки площадью 5,1 кв.м. и вернула дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции1. В этом споре компания ссылалась на заключения эксперта БТИ и кадастрового инженера о том, что спорный объект не обладает признаками объекта недвижимости и не является объектом капитального строительства.
ВС указал, что перед постановкой объекта на кадастровый учет должна осуществляться проверка наличия у этого объекта признаков недвижимого имущества, т.е. отнесение объекта к данной категории в силу его природных свойств либо на основании прямого указания закона.
При новом рассмотрении дела суды удовлетворили заявление компании и признали отказ Росреестра незаконным, поскольку тот не обеспечил надлежащую правовую экспертизу представленных для регистрации документов и не предпринял необходимые меры для проверки у спорного объекта признаков недвижимого имущества.
Ограждения (заборы).
Установив, что спорное сооружение является ограждением земельного участка (забором), смонтированным из унифицированных частей с возможностью разборки и сборки на ином земельном участке, ВС (в продолжение позиции Президиума ВАС 2013 года) признал зарегистрированное на этот объект право собственности ответчика отсутствующим.
Стадионы и футбольные поля.
Мини-футбольные и футбольные поля представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Эти сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены.
Стадион стоит рассматривать как единое спортивное сооружение, состоящее из земельного участка, обустроенного особым образом и предназначенного для спортивных игр (футбольное поле и мини-футбольное поле), а также объектов недвижимости вспомогательного характера.
В целом, в отношении вышеприведенных объектов судебная практика является сформировавшейся. Вместе с тем, проблемы в понимании того, что подлежит кадастровому учету, а что является движимой вещью (некапитальным строением, улучшением участка и пр.), актуальны до сих пор. В первую очередь, это касается объектов, задействованных в промышленной и производственной деятельности.
Как пример – недавнее дело, дошедшее до Верховного суда. Компания была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку не включила площадки, сформированные в результате инженерной подготовки кустов скважин в объект налогообложения по налогу на имущество организаций. ФНС посчитала, что эти площадки являются неотъемлемой частью кустов скважин как единого объекта капитального строительства и доначислила обществу налог. Три судебных инстанции согласились с налоговым органом, в частности, указав и на то, что эти сооружения с учетом своих технических характеристик без соразмерного ущерба не могут быть демонтированы или перемещены.
Однако ВС с такой позицией не согласился. Экономколлегия отметила, что спорные объекты представляют собой песчаные площадки (основание) для размещения на них сооружений и иных объектов, обеспечивающих добычу газожидкостной смеси. Данные сооружения лишь обеспечивают ровную и твердую поверхность участка и по существу являются улучшением этого участка. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Но существуют примеры и с противоположными для организаций-налогоплательщиков выводами. Так, в 2018 году ВС согласился с налоговым органом и нижестоящими судами, решившими, что технологические трубопроводы и газоходы являются объектами недвижимости, поскольку.
- они спроектированы и смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает их прочную связь с землей;
- по своей конструкции объекты не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте;
- перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией, и результатом данного действия будет возведение исключительно новых объектов со своим назначением и характеристиками.
В том же году аналогичный вывод был сделан высшей судебной инстанцией и в отношении трансформаторной подстанции, сооруженной на монолитном ж/б фундаменте, соединенной подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях) и возведенной в результате монтажных и электротехнических работ.
Однако стоить отметить, что сама по себе прочная связь с землей не позволяет однозначно сделать вывод о принадлежности объекта к недвижимому имуществу. Такой вывод был сделан ВС в споре о статусе распределительно-трансформаторной подстанции (энергоустановки), расположенной в здании гостиничного комплекса. В этом деле суды первой и апелляционной инстанций, а также Верховный суд поддержали компанию, обжаловавшую решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и о доначислении налога на имущество1. Кассация же в этом деле довольно специфически применила признак несоразмерности ущерба перемещения энергоустановки, приравняв его к критерию экономической нецелесообразности ее использования вне здания гостиничного комплекса.
Проанализировав судебную практику отличия движимого и недвижимого имущества, можно сделать вывод о пока что номинальном ее единообразии, поскольку при наличии закрепленного перечня критериев такого разграничения суды все же иногда допускают ошибки в их применении. Но на примере судебных актов ВС последних лет можно констатировать положительную тенденцию в этом вопросе.
Источникобъект не является составной частью объекта капитального строительства . Также существуют сводные перечни видов объектов , предложенные Управлением Росреестра по Московской области с целью выработки единой правоприменительной практики в письме №50-700-10.1017/19 от 07.02.2019. Перечень объектов , не относящихся к объектам недвижимости … Водозаборные скважины , созданные физическими лицами на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства , личного подсобного хозяйства, дачного строительства , садоводства.