44 фз строительство проект

Содержание

Курс повышения квалификации посвящен специальным правилам, последним изменениям, актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок строительных работ по закону № 44-ФЗ. Опытные эксперты, включая специалиста ФАС России, представят последние изменения в регулировании закупок, обзор нормативной базы и практики применения закона №44-ФЗ, ответят на вопросы слушателей, а также дадут обоснованные рекомендации по разрешению сложных практических ситуаций в сфере закупок строительных работ по 44-ФЗ.

В 2022 году вступил в силу оптимизационный закон № 360-ФЗ о структурных изменениях в контрактной системе, иные законы и подзаконные акты, изменяющие порядок осуществления закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в условиях действия санкций и ограничительных мер, удорожания строительных ресурсов. В сферу строительства активно внедряются механизмы электронизации и электронной приемки, в связи с чем заказчики и подрядчики сталкиваются с новыми рисками и вынуждены решать сложные задачи унификации и синхронизации сметной, бухгалтерской и отчетной документации по контрактам.

Почему нельзя работать с тендерами по 44-ФЗ | Выводы на основе двух лет работы

В программе курса повышения квалификации

Специальные правила федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующие закупки строительно-монтажных работ.

  • Обзор специальных норм закона № 44-ФЗ и подзаконных нормативных актов в отношении закупок строительно-монтажных работ, последние изменения нормативной базы.
  • Требования к плану-графику закупок на 2022 (2023-24) гг. при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, изменение порядка планирования закупок, введение КОКСов.
  • Изменения требований к извещению о закупке, участникам закупки, заявкам, протоколам с 1 января 2022 г.
  • Новые правила применения обеспечительных мер с 1 января 2022 г.; независимые гарантии. Особенности обеспечения исполнения контрактов жизненного цикла.
  • Особенности извещения и этапов электронных процедур при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
  • Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности (постановление от 29.12.2021 № 2571): последние изменения, разъяснения ФАС России, практика применения.
  • Выбор способа определения подрядчика при закупке строительно-монтажных работ. Разъяснения ФАС России, ошибки заказчиков.
  • Закупки работ и оборудования «под ключ»: допустимые основания и порядок осуществления закупок, предметом которых одновременно являются выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (Постановления № 563, № 1087 – контракты жизненного цикла, закупки на основании ч. 56 ст. 112 закона № 44-ФЗ).
  • Допустимые основания и порядок заключения контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Практика применения и контроля неконкурентных закупок строительно-монтажных работ.
  • Согласование контракта с единственным участником конкурентной процедуры определения подрядчика: основания и порядок осуществления контроля.

Конкурентные процедуры определения подрядчиков при осуществлении закупок строительно-монтажных работ.

44-ФЗ | Изменение объемов товаров, работ, услуг в пределах 10%

  • Особенности и алгоритм проведения электронного аукциона в целях заключения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному, текущему ремонту, сносу объекта капитального строительства с 1 января 2022 г.
  • Сложные вопросы и практика проведения «строительных» аукционов. Практика рассмотрения и отклонения заявок участников, разбор кейсов.
  • Алгоритм участия в электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ. Памятка участникам закупки.
  • Особенности и алгоритм проведения электронного конкурса при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному, текущему ремонту по ч. 19 ст. 48 закона № 44-ФЗ с 1 января 2022 г.
  • Сложные вопросы и практика проведения электронных конкурсов при закупке строительно-монтажных работ. Специальные требования к порядку оценки заявок. Разбор кейсов.
  • Алгоритм участия в электронном конкурсе на выполнение строительно-монтажных работ. Памятка участнику закупки.
  • Антиконкурентные соглашения при осуществлении закупок строительно-монтажных работ. Практика контроля и ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Требования к содержанию, особые правила заключения, исполнения, изменения контрактов на выполнение строительно-монтажных работ. Обоснование НМЦК, составление сметы контракта.

  • Особенности заключения и исполнения контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
  • Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (Приказ Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр).
  • Правила авансирования в сфере строительства, банковское и казначейское сопровождение строительных контрактов.
  • Перечень товаров (в том числе материалов, изделий, конструкций и оборудования), поставляемых заказчику подрядчиком при выполнении работ по строительству (реконструкции) объекта.
  • Проектно-сметный метод обоснования НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства. Виды закупаемых товаров, работ и услуг в сфере строительства, состав и особенности обоснования НМЦК.
  • Методика составления сметы контракта на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
  • Основные направления реформирования системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли. Нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующие правовые основы применения сметных нормативов.
  • Обзор методических документов, утвержденных Минстроем России, в части, применяемой в отношении государственных и муниципальных закупок.
  • Приказ Минстроя от 23 декабря 2019 г. № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства»
  • Приказ Минстроя от 5 июня 2018 г. № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ».
  • Приказ Минстроя от 30.03.2020 № 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Специальные основания для изменения условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Случаи и условия, когда допускаются изменения цены контракта и сроков выполнения работ.
  • Основания и порядок изменения существенных условий строительных контрактов, в том числе в связи в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы (постановление от 9 августа 2021 г. № 1315), возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения (постановление от 16 апреля 2022 г. № 680, часть 65.1 статьи 112 закона № 44-ФЗ).
  • Порядок подготовки и заключения дополнительного соглашения об увеличении стоимости работ по смете контракта в пределах 30% (постановление от 09.08.2021 № 1315). Обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов подрядчиком.
  • Требования к самостоятельному выполнению подрядчиком (его дочерними обществами) видов и объемов работ по строительству и реконструкции: практика применения и контроля.
  • Порядок исполнения и изменения условий контрактов «под ключ»:
    • особый порядок определения НМЦК и составления сметы контракта;
    • порядок изменения цены контракта, других существенных условий.
    Читайте также:  Разделение на этапы строительства градостроительный

    Контроль и надзор в сфере закупок строительно-монтажных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Практика ФАС России. Обжалование действий заказчика, комиссии, оператора электронной площадки, должностных лиц контрактной службы (контрактного управляющего).

    • Органы, осуществляющие контроль закупок строительно-монтажных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Полномочия и практика работы органов контроля.
    • Роль и полномочия ФАС России по 44-ФЗ.
    • Обжалование действий заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, контрактного управляющего, должностных лиц контрактной службы, уполномоченного органа, оператора электронной площадки. Практика контроля центрального аппарата и территориальных органов ФАС России. Изменения правил обжалования в 2022 г.
    • Практика обжалования и контроля закупок строительно-монтажных работ. Избыточные требования документации о закупке, отклонение заявок участников, незаконные условия контрактов. Анализ типичных нарушений заказчиков, комиссий. Практические примеры.
    • Антимонопольные требования к закупкам строительно-монтажных работ. Борьба с картелями.
    • Согласование контракта с единственным участником конкурентной закупки: порядок осуществления и практика.
    • Основания и порядок включения информации в реестр недобросовестных поставщиков, изменения порядка в 2022 году. Новые правила ведения реестра по постановлению № 1078 от 30.06.2021. Порядок проведения внеплановой проверки. Основания и порядок включения информации в реестр недобросовестных поставщиков. Основания для отказа во включении информации в РНП.
    • Особенности процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение строительно-монтажных работ.
    • Способы защиты от недобросовестных поставщиков (подрядчиков), заказчиков. Практические рекомендации.
    • Ответственность должностных лиц по КоАП за нарушение требований 44-ФЗ: практика применения.

    Для кого предназначен курс повышения квалификации

    Работников организаций и учреждений (заказчиков строительных работ и компаний — подрядчиков), занимающих должности: руководителей, руководителей казенных учреждений, руководителей бюджетных учреждений, председателей комиссий, членов комиссий по осуществлению закупок, руководителей контрактной службы, начальников управлений, контрактных управляющих, работников контрактной службы, финансистов, генеральных директоров, финансовых директоров, директоров по строительству, директоров по развитию, руководителей проектов, руководителей юридического отдела, специалистов по закупкам, менеджеров по тендерам, специалистов тендерного отдела, юристов.

    Метод ведения

    Курс повышения квалификации, очная форма.

    Обучение осуществляется в очной форме, в объеме 16 часов аудиторной работы с преподавателями – экспертами в сфере закупок, ценообразования в строительстве, контроля ФАС России. По окончании обучения и успешного прохождения тестирования выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца, предоставляются бесплатные консультации, осуществляется регулярная рассылка новостей в сфере закупок.

    Раздаточные материалы

    Методический материал, кофе-паузы.

    Документ по окончанию курса повышения квалификации

    По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 16 часов (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной Департаментом образования и науки города Москвы).

    Преподаватели курса повышения квалификации

    Зайцева Ирина Витальевна

    Начальник сметно-экономического управления ООО НПФ «Центр экономики и ценообразования в строительстве».

    Источник: www.b-seminar.ru

    Изменения в законодательстве по закупкам в 2022 году

    В рамках антикризисных мер внесены изменения в законодательство о закупках, направленные на обеспечение стабильности на рынке государственных и муниципальных закупок по Закону № 44-ФЗ, а также корпоративных закупок, осуществляемых по Закону № 223-ФЗ.

    В статье расскажем про изменения в Федеральных законах 223-ФЗ и 44-ФЗ, которые начали действовать с 1 июля 2022 года.

    Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

    На официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок содержатся сведения о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях).

    В этот Реестр попадают поставщики (подрядчики, исполнители), которые уклонились от заключения контракта или ненадлежащим образом исполнили свои обязательства по контракту.

    Что изменилось в Реестре недобросовестных поставщиков с 1 июля 2022 года

    Теперь в данный реестр попадают организации, отказавшиеся исполнять обязательства контракта, если на заказчика наложены санкции и меры ограничительного характера. Также в список РНП включают юрлиц и ИП, которые отказались от своих обязательств в одностороннем порядке.

    Читайте также:  Получить разрешение строительство завода

    Законность их действий рассматривает ФАС:

    • заказчик направляет в ЕИС обращение в течение двух дней с момента отказа;
    • Федеральная антимонопольная служба рассматривает жалобу;
    • сведения о поставщике вносят в РНП, если действия поставщика сочтены необоснованными.

    Новые правила ведения РНП установлены законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ, который внёс изменения в закон о контрактной системе и закон № 223-ФЗ, а также постановлением Правительства от 23.05.2022 № 937, которое обязывает заказчиков по Закону 44-ФЗ не допускать к участию в закупках с установлением дополнительных требований по постановлению № 2571 от 29.12.2021 участников закупки, внесённых в РНП в связи с отказом исполнять контракт с «подсанкционным» заказчиком.

    Последствия для организаций из РНП

    Поставщики (подрядчики, исполнители), включённые в РНП из-за отказа исполнять контракт заказчика, подпавшего под санкции или незаконно расторгнувшие контракт в одностороннем порядке, не могут участвовать в закупках по № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в случае, если заказчики установят соответствующее ограничение об отсутствии в РНП.

    Нововведения направлены на защиту заказчиков от злоупотреблений со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обеспечение гарантий исполнения контрактов.

    Требования к закупочным комиссиям заказчиков и контрактной службе

    Федеральный закон № 160-ФЗ от 11.06.2022 внёс изменения, цель которых у силить механизмы противодействовать коррупции в коммерческих и государственных закупках. В соответствии с внесёнными изменениями на заказчиков возлагается обязанность предотвращать и урегулировать конфликты интересов.

    Кто принимает меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов

    Принимать соответствующие меры обязаны:

    • руководители заказчиков;
    • контрактные управляющие;
    • руководители и работники контрактной службы;
    • члены закупочной комиссии.

    Указанные лица должны обеспечивать отсутствие личной заинтересованности при исполнении возложенных на них обязанностей. В частности, при осуществлении закупки и исполнении и контракта недопустимо получение денег, имущества или иной выгоды для себя или третьих лиц.

    Понятие «личная заинтересованность» используется в значении, указанном в законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    Кому запрещено входить в закупочную комиссию

    Законом № 160-ФЗ впервые установлен перечень лиц, которым запрещено входить в закупочную комиссию по 223-ФЗ, а также актуализирован перечень лиц, которые не могут быть членами комиссии по 44-ФЗ.

    Ими не могут быть:

    • физлица, имеющие личную заинтересованность, в результатах закупки;
    • физлица, имеющие трудовые отношения с организациями или физлицами, подавшими заявки;
    • физлица, связанные с организацией, подавшей заявку на участие: акционеры, члены органов управления, кредиторы;
    • иные физлица, чей запрет определён положением о закупке.

    По 44-ФЗ в этот список добавляются:

    • физлица, привлечённые для проведения экспертной оценки извещений об осуществлении закупки, документаций и конкурсных заявок на участие;
    • управляющие организациями, подавшие заявку на участие;
    • должностные лица, которые осуществляют контроль в сфере закупок.

    Что делать, если член комиссии перестал соответствовать обязательным требованиям

    Если в составе закупочной комиссии выявлено лицо из списка выше, его меняют незамедлительно на другое физлицо, которое соответствует требуемым параметрам. Данная обязанность возлагается на заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

    Перечисленные нововведения не относятся к закупкам, которые были начаты до 1 июля 2022 года. Заказчики, осуществляющие закупки по 223-ФЗ, обязаны внести соответствующие изменения в свои Положения о закупке до 1 октября 2022 года.

    Что ещё изменилось в коммерческих и государственных закупках

    Далее рассмотрим по порядку, какие ещё законы и постановления внесли изменения в коммерческие и государственные закупки и что нового в работе поставщиков и их заказчиков.

    Коммерческие закупки 223-ФЗ

    Установлен новый порядок закупок — ПП № 2323 от 16.12.2021

    Установленные постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) дополнены возможностью осуществлять неконкурентную электронную закупку , участниками которой могут быть только СМСП.

    Такая закупка проводится на электронной площадке, включённой в перечень, установленный распоряжением Правительства от 12.07.2018 № 1447-р.

    Торги по принципу «электронного магазина» происходят по следующей схеме:

    • представители СМСП размещают на электронной площадке предложения о товарах, работах или услугах;
    • заказчик публикует требования к участнику и сведения о необходимой закупке;
    • оператор площадки устанавливает подходящие предложения;
    • заказчик рассматривает предложенные варианты, определяет поставщика и заключает с ним договор.

    Договор по результатам неконкурентной закупки по принципу « электронный магазин » заключается через торговую площадку в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной подписью. УКЭП сотрудника юрлица или ИП можно приобрести только в удостоверяющем центре, аккредитованном в Минцифры.

    Руководители коммерческих организаций получают УКЭП в удостоверяющем центре ФНС. В удостоверяющем центре Федерального Казначейства РФ УКЭП получают только должностные лица заказчиков по 44-ФЗ.

    УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень аккредитованных центров и имеет все необходимые лицензии для выпуска электронной подписи для физлиц и сотрудников организаций и ИП — «Астрал-ЭТ» и «1С-ЭТП» . Подписи делают электронный договор об исполнении контракта юридически значимым.

    Для ускоренного выпуска квалифицированной ЭП юрлица и ИП рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ . Специалисты УЦ «Калуга Астрал» помогут сэкономить время на идентификацию, регистрацию в контролирующих органах и настройку рабочего места.

    Установлены требования к независимой гарантии — № 109-ФЗ от 16.04.2022

    Читайте также:  Строительство дома из пеноблоков поэтапно от фундамента до крыши

    В соответствии с изменениями, внесёнными в закон № 1223-ФЗ федеральным законом от 16.04.2022 № 109-ФЗ, обеспечен переход от банковских гарантий к независимым гарантиям по аналогии с нормами Закона о контрактной системе.

    Независимые гарантии в качестве обеспечительных мер предусмотрены только для закупок, участниками которых могут быть исключительно СМСП.

    Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения договоров принимают независимые гарантии, выданные:

    1. Банками, включёнными в Перечень , размещённый на сайте Минфина.
    2. Госкорпорацией развития «ВЭБ.РФ».
    3. Фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, перечень которых также размещён на сайте Минфина.
    4. Евразийским банком развития (если участник закупки является юр. лицом, зарегистрированным на территории государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства — члена ЕАЭСФ, за исключением РФ).

    Для обеспечения заявки срок действия гарантии должен быть не меньше месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие. Для обеспечения договора срок действия гарантии должен быть не меньше месяца с даты окончания срока исполнения обязательств перед заказчиком.

    Согласно п. 4 ст. 3 109-ФЗ, заказчикам требуется привести в соответствие свои положения о закупках до 1 октября 2022 года.

    Оптимизированы закупки в сфере строительства — Федеральным законом № 104-ФЗ от 16.04.2022 заказчикам предоставлена возможность осуществлять закупки «под ключ»

    С 01.07.2022 предметом договора могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

    В случае если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

    Также законом № 104-ФЗ снят запрет на указание страны происхождения товара в описании предмета закупки.

    Государственные и муниципальные закупки по Закону № 44-ФЗ

    Изменён срок оплаты контрактов — федеральный закон № 104-ФЗ от 16.04.22

    Все заказчики конкурентных госзакупок обязаны оплачивать полученные товары, выполненные работы или услуги в течение семи рабочих дней. Отсчёт ведётся с даты подписания акта приёма контракта. Нововведения применимы в тех случаях, если приглашение на участие и извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС с 1 мая 2022 года.

    Если данные документы размещены с 1 января по 30 апреля 2022 года, то оплату разрешено проводить в течение 15 рабочих дней.

    Напомним, 26 июля вступает в силу ПП РФ № 1290 от 16.07.2022. Документ меняет срок оплаты контрактов по оборонным заказам, который не будет превышать 30 дней, с момента подписания сторонами акта приёмки.

    Расторгнуть контракт в одностороннем порядке стало проще — Федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021

    Расторгнуть контракт в одностороннем порядке стало проще, в связи со вступлением в силу отложенных до 1 июля текущего года норм Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ.

    Теперь в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта, заключённого по результатам электронной процедуры, уведомление о расторжении осуществляется через ЕИС .

    Исключения составляют контракты, заключённые с единственным поставщиком в соответствии со статьёй 93 ( кроме ч. 12 статьи 93 ) и по результатам закрытых закупок. Для таких контрактов осталась процедура уведомления о расторжении «на бумаге», под расписку или заказным письмом.

    Условие контракта на ремонт федеральных автодорог можно изменить до конца года — ПП РФ № 1148 от 28.06.2022

    В контракте о ремонте и содержании автодорог общего пользования можно поменять условия до 31 декабря 2022 года. Исполнителю разрешено увеличить цену более чем на 30%, но не выше лимита бюджетных обязательств.

    Это можно сделать в случаях, если:

    • заказчиком является Росавтодор или подведомственная ему организация;
    • контракт заключён до 1 июля 2022 года;
    • исполнение контракта становится невозможным из-за обстоятельств, независящих от сторон.

    Стороны действуют в следующем порядке:

    • подрядчик составляет проект соглашения, подписывает и направляет заказчику вместе с предложением на изменение контракта;
    • заказчик обязан рассмотреть документы в течение 10 рабочих дней после поступления. При согласии подписывает соглашение, отправляет исполнителю и размещает актуальную информацию в реестре контрактов. В случае если предложение не принято, отказ должен быть обоснован.

    Когда повышение связано с подорожанием стройматериалов, стоимость новой сметы проходит специальную проверку. Документ рассматривают и дают заключение на отказ или одобрение в течение 14 рабочих дней . Главное условие — контракт должен финансироваться на госсредства или средства юридических лиц с госучастием.

    Для оформления заявки на участие в закупке и передачи документов об исполнении контракта через ЕИС рекомендуем использовать сервис Астрал.ЭДО или 1С-ЭДО .

    Данные онлайн-сервисы для организации электронного документооборота позволяют вести взаимодействие с контрагентами и контролирующими органами, соблюдая законодательство.

    Источник: www.klerk.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...