Оформление скважин по добыче подземных вод в собственность и постановка на кадастровый учет
Одним из нюансов, на который нередко не обращают внимания будущие и настоящие недропользователи, является оформление артезианской скважины в собственность, а также её постановка на государственный кадастровый учет.
Скважина является объектом недвижимости, и, соответственно, чтобы закрепить за собой права на неё, каждый собственник обязан осуществить данные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации (ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации). Эти требования, зачастую, можно встретить и среди прочих условий пользования недрами, прилагаемых к лицензии.
Регистрация артезианских скважин имеет свои особенности, часть из них приведена в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Согласно подпункту 4.2 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ артезианские (буровые) скважины являются объектом капитального строительства, для которых не требуется выдача разрешения на строительство, и, соответственно, разрешения на ввод в эксплуатацию. Однако, необходимо отметить, что скважина должна иметь правильно подготовленную, согласованную и утвержденную, в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектную документацию.
Порядок оформления данной документации регламентируется Законом РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 и перечень разрабатываемых и требующих утверждения проектов различен для разных величин водоотбора, нужд и организационно-правовой формы предприятия недропользователя.
Рис. 1. Выписка из ЕГРН на скважину.
Первым этапом осуществления государственной регистрации права собственности на артезианскую скважину и её постановки на государственный кадастровый учет является оформление технического плана на сооружение. Выполняется он квалифицированным кадастровым инженером на основании проведенных, при выезде на объект, замеров и оформленной, в соответствии с законодательством, проектной документации. Подается технический план на электронном носителе, подписанный усиленной квалифицированный электронной подписью кадастрового инженера.
Рис.2. – Фрагмент технического плана на артезианскую скважину.
Самая простая ситуация складывается для тех Заказчиков, водоотбор которых не превышает 100 м3/сутки. В этом случае для оформления технического плана потребуются следующие документы:
- 1. Проект на бурение артезианской скважины;
- 2. Паспорт скважины;
- 3. Акт сдачи скважины в эксплуатацию;
- 4. Правоустанавливающие документы на земельный участок;
- 5. Лицензия на данный участок недр.
Если же заявленный водоотбор превышает 100 м3/сутки, то требования автоматически повышаются, здесь уже нужна разработанная и утвержденная проектная и техническая документация. И это логично, ведь, для того, чтобы возникло основание для использования участка недр, а также скважины. необходима действующая лицензия. А для того, чтобы оформить лицензию на добычу подземных вод и требуются эти технические проекты и проектная документация.
Примеры технических проектов, подлежащих разработке и утверждению.
- 1. Проект на проведение работ по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождения подземных вод на водозаборе
- 2. Отчет по оценке запасов подземных вод на участке недр
- 3. Рабочая программа производственного контроля качества воды
- 4. Программа мониторинга подземных вод на водозаборном узле
- 5. Проект на организацию зон санитарной охраны
- 6. Технологический проект разработки месторождения подземных вод
Подать заявление на постановку на кадастровый учет и осуществление процедуры государственной регистрации права можно либо в отделении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, либо в территориальных Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае подачи документов через МФЦ, сама процедура несколько упрощается, так как посетить можно ближайшее к объекту недвижимости отделение, это позволяет сэкономить время, а так же в центрах налажена система электронной очередности, к специалисту получится попасть быстрее. Но МФЦ будет передавать ваши документы в Росреестр физически, а это сказывается на сроке предоставления результата в обратную сторону. Если же посетить изначально отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то придется иметь дело с живой очередью и, чаще всего, неудобным расположением относительно территориальной удаленности от объекта недвижимости самого отделения.
В результате осуществления государственной услуги Заказчик получает на руки выписку из Единого Государственного Реестра Недвижимости, которая, совместно с лицензией, и будет являться подтверждением того, что скважина оформлена по закону.
Отдельно хотелось бы отметить, что в силу специфичности артезианских скважин, как объекта недвижимости, и несовершенства законодательства, зачастую рассмотрение Росреестром заявлений на проведение кадастрового учета и государственной регистрации занимает достаточно длительное время и большое количество ресурсов. Например, в практике нашей компании была ситуация, когда одновременно были поданы два заявления на две разные скважины разных Заказчиков. Одна находилась в Московской области, вторая в Москве. Пакеты документов были собраны абсолютно равнозначные, технические характеристики скважин и заявленный водоотбор были схожи, однако в случае Подмосковья кадастровый учет был проведен достаточно быстро и без лишних вопросов, а во втором случае государственным регистратором были запрошены документы, которые не оформляются на артезианские скважины в принципе. Нашими специалистами были проведены неоднократные встречи с представителями Росреестра, подана апелляция на оспаривание требований государственного регистратора, поданы запросы в органы законодательной и исполнительной власти с просьбами дать оценку правомерности требований, однако государственным регистратором был дан ответ, что так как в законодательстве РФ содержатся неточности относительно регистрации артезианских скважин, то ему проще отказать в регистрации вовсе. В этом случае Заказчиком было принято решение обратиться в суд, благо общая практика сходных дел весьма существенная и во всех случаях, суд принуждает Росреестр государственную регистрацию и кадастровый учет все-таки провести.
Поэтому, желая сделать всё по закону, выполнить условия лицензии и оформить свою скважину правильно, следует учитывать, что на данный момент многое зависит от человеческого фактора, не достаточно просто правильно подготовить документы, и далеко не факт, что взаимодействие с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии произойдет быстро и безболезненно. Не стоить терять время зря и откладывать оформление своей недвижимости в долгий ящик, учитывая, что это может занять довольно продолжительное время.
Напоследок, хотелось бы напомнить о том, что будет, если регистрацию не проводить. Кодексом об административных правонарушениях РФ предусматривается административная ответственность за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество (ст. 19.21), а именно наложение административного штрафа. В случае с артезианскими скважинами контролирующий орган может так же выдать предписание на их ликвидацию.
Компания «ЭкоЭксперт» предоставляет полный спектр услуг по оформлению артезианских скважин, включая осуществление кадастрового учета и государственной регистрации права. Если Вы хотите пробурить скважину, но не знаете с чего начать, то обращайтесь в ООО «ЭкоЭксперт», наши специалисты будут сопровождать Вас на всех этапах: от разработки проекта на бурение артезианской скважины до оформления отчетности по условиям выданной лицензии.
Для консультации и предварительного расчета стоимости работ индивидуально для Вашего объекта воспользуйтесь нашей формой обратной связи внизу страницы, либо звоните по телефону +7 (499) 877 46 73.
ИсточникЛицензирование скважин на воду
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Улица Ставровская, дом 4
г. Владимир, Владимирская область
- Скважинный водозабор как недвижимое имущество. Можно ли рассматривать скважину в качестве недвижимости. Зачем это нужно
Скважина на воду – это объект недвижимости? Нужно ли регистрировать водозаборную скважину и ставить на кадастровый учет?
Вопрос лицензирования скважин на воду неизбежно сопряжен с целым рядом иных процедур. В том числе клиенты часто задают вопрос о том является ли скважина для добычи воды объектом недвижимости и нужно ли ее регистрировать. В этой публикации попробуем дать обоснованный ответ на эти вопросы.
Оглавление
Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:
Примечание. Обращаем внимание, что данная статья в первую очередь рассматривает скважины, сооруженные для добычи воды для нужд централизованного водоснабжения или для снабжения водой промышленных предприятий. Рассуждения, приведенные в публикации, могут быть распространены на частные водозаборные сооружения, но с существенными оговорками.
В первую очередь давайте разберемся в том, зачем вообще рассматривать водяную скважину как объект недвижимости. Этот вопрос возникает в двух случаях:
- Если необходимо продать или сдать в аренду скважинный водозабор;
- Если необходимо решить вопрос о платежах связанных с сооружением для добычи подземных вод.
В этих случаях вопрос регистрации водозаборного сооружения в качестве объекта недвижимости встает однозначно.
Есть еще ситуации, которые предполагают необходимость указания в кадастровой палате не только данных о скважинах, но и информации об объектах неразрывно связанных с водозаборными сооружениями (водонапорные башни, зоны санитарной охраны, павильоны над скважинами и т.п.). Например, данные о зоне санитарной охраны целесообразно внести в кадастр недвижимой собственности с целью соблюдения особого статуса данной территории. Дело в том, что и рядом с СЗО, и тем более в границах 1, 2 и 3 поясов ЗСО есть существенные ограничения на хозяйственную деятельность, строительные работы и размещение опасных объектов.
Является ли скважина на воду объектом недвижимости?
Давайте посмотрим, что является объектом недвижимости по гражданскому кодексу. В статье 130 к недвижимым вещам причисляются объекты, которые нельзя перенести без причинения существенного ущерба их назначению. Точный текст определения смотрите на изображении ниже:
С учетом этого определения Гражданского кодекса РФ скважина может быть отнесена к объектам недвижимости.
Нужна ли государственная регистрация скважины как объекта недвижимости?
Согласно статьи 131 Гражданского кодекса права связанные с объектом недвижимости подлежат регистрации в государственном реестре. Цитату из кодекса читайте ниже:
Соответственно скважина, как и другие объекты недвижимости должна проходить процедуру регистрации.
- Рекомендуем почитать о процедуре регистрации скважины на воду в качестве объекта недвижимости
Какие платежи связаны со скважиной, как с объектом недвижимости?
Очевидно, что скважинный водозабор, являясь объектом недвижимого имущества оказывается одновременно и объектом налогообложения.
Примечание. При изучении этого вопроса нашим специалистам удалось найти интересную справку подготовленную на сайте КонсультантПлюс. В этом документе детально рассматривается вопрос необходимости уплаты налогов на имущество в отношении зарегистрированной водяной скважины применительно к садовому некоммерческому товариществу. В справке получен весьма интересный вывод, что налоговые платежи в виде налога на имущество в отношении общей скважины в СНТ должны оплачиваться не самим садовым товариществом, а его членами.
Правда справка в основном ссылается на прекративший действие Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Мы попросили наших юристов изучить данный документ в свете нового закона о садовых некоммерческих товариществах. Результаты анализа опубликуем на нашем сайте в следующих публикациях.
Если ваше СНТ владеет скважиной, то эти статьи могут быть полезны:
Как зарегистрировать скважину на воду в качестве объекта недвижимости?
Мы пытались получить ответ на этот вопрос в интернете, у специалистов по регистрации прав собственности. Но, увы, четкого ответа на момент создания статьи не получили.
Видимо по вопросам регистрации прав собственности на водозаборные скважины обращаются не так часто. Оказалось, найти специалистов для решения этой задачи не просто. Попросим наших специалистов подготовить подробную справку по данному вопросу.
ИсточникВ рамках статьи мы выяснили, что водозаборный скважины и объекты, связанные с ними являются недвижимыми вещами по Гражданском кодексу и права связанные с этими объектами подлежат регистрации. Кроме этого разобрались в практической целесообразности регистрирования водяной скважины в качестве объекта недвижимости.
Артезианская скважина это объект капитального строительства или нет
от 20-22 ноября 2007 года N 48
По вопросам экспертизы промышленной безопасности
В работе совещания-семинара приняли участие: начальник ФГУ «Главгосэкспертиза России» С.П.Османов, заместители начальника В.М.Вернигор, Н.В.Богомолова, В.В.Ливитина, начальники отделов объектов энергетического комплекса, промышленной безопасности, объектов горных работ, методологии и работы с филиалами, специалисты указанных отделов и специалисты филиалов Главгосэкспертизы России в области промышленной безопасности (Екатеринбургского, Казанского, Красноярского, Ростовского, Омского, Саратовского, Санкт-Петербургского, Хабаровского и Ханты-Мансийского).
Всего — 39 человек.
Работа совещания проходила в трех группах:
Группа N 1 — ответственный Морозов С.И. — рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам нефтегазодобычи, магистрального трубопроводного транспорта и газоснабжения.
Группа N 2 — ответственный Кириенко А.П. — рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам нефтегазоперерабатывающих, нефтехимических производств и объектам нефтепродуктообеспечения.
Группа N 3 — ответственный Вернигор В.М. — рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых и подземных работ.
В ходе совещания-семинара состоялся обмен опытом практической работы по проведению экспертизы и подготовке заключений по вопросам промышленной безопасности широкого круга производственных объектов( )различного назначения. Обсуждены также отдельные вопросы, связанные с проведением экспертизы проектной документации особо опасных производственных объектов, по которым имеется неоднозначное толкование, в частности, таких как:
— порядок проведения государственной экспертизы проектов различных категорий скважин;
— необходимость проведения экспертизы декларации промышленной безопасности;
— обоснованность требования о представлении в составе проектной документации сертификатов соответствия применяемого оборудования и разрешения Ростехнадзора на его применение;
— необходимость требования заключений и рекомендаций специализированных организаций при проверке расчетов устойчивости откосов вскрышных и добычных уступов и ярусов отвалов, а также нерабочих бортов разреза (карьера) действующих предприятий.
Рассмотрев и обсудив изложенные выше, а также другие вопросы в области экспертизы промышленной безопасности совещание-семинар приняло следующие решения:
1. Отметить значимость и эффективность проведения подобных совещаний с работниками филиалов Главгосэкспертизы России.
2. Считать целесообразным продолжение работы по методическому обеспечению деятельности филиалов.
3. Принять к сведению пожелания специалистов филиалов о необходимости проведения семинаров-совещаний не менее 2 раз в год.
4. Принять к сведению вопросы о необходимости доукомплектования филиалов специалистами по промбезопасности и горным работам.
5. Обобщить вопросы, поставленные участниками совещания, подготовить и довести до сведения филиалов ответы на указанные вопросы для их использования в практической работе.
МАТЕРИАЛЫ
совещания-семинара ФГУ «Главгосэкспертиза России» по экспертизе промышленной безопасности
Часть I. Ответы на вопросы специалистов филиалов ФГУ «Главгосэкспертиза России»
по экспертизе промышленной безопасности, поставленные на совещании-семинаре
Вопрос 1. Каков порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства следующих категорий скважин: параметрических, разведочных, поисково-оценочных, наблюдательных, нагнетательных, эксплуатационных, учебных, реконструируемых с зарезкой и бурением боковых стволов, реконструируемых для увеличения нефтеотдачи пластов, консервируемых, расконсервируемых, ликвидируемых, водозаборных, артезианских?
Ответ. При решении вопроса о проведении государственной экспертизы на строительство скважин ФГУ «Главгосэкспертиза России» рекомендует руководствоваться следующим.
В соответствии с п.11 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экспертизы на федеральном уровне являются опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы.
Понятие «опасного производственного объекта» приведено в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Следует учитывать, что такие объекты как скважины также должны быть отнесены к объектам капитального строительства в соответствии с определениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (сооружения или объекты, строительство которых не завершено), поскольку обладают необходимыми признаками объекта капитального строительства, а именно:
являются результатом планируемого и регулируемого воздействия на природную среду, осуществляемого в общественно-полезных (производственных) целях, срок существования (полезного использования) которых не ограничен периодом строительства.
Работы, проводимые при строительстве скважин, относятся к горным работам, а с учетом потенциального наличия опасных веществ, которые существуют на газовых и нефтяных месторождениях, артезианских скважинах, пробуренных на второй и последующие водоносные горизонты, скважины являются опасными производственными объектами.
При проведении государственной экспертизы проектной документации рекомендуется пользоваться приказом МПР России от 07.02.2001 N 126, которым утверждена «Временная классификация скважин, бурящихся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений (залежей) (приложение 2 к приказу). Согласно «Временной классификации скважин. » все скважины, бурящиеся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений или залежей, независимо от источников финансирования подразделяются на следующие категории: опорные, параметрические, структурные, поисково-оценочные, разведочные, эксплуатационные, специальные.
Проекты на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт скважин подлежат государственной экспертизе на федеральном уровне, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.1, подпункт 11 «г» ст.48.1).
Проекты консервации, расконсервации и ликвидации скважин подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 116-ФЗ.
Проведение экспертизы проектов на строительство и эксплуатацию водозаборных и артезианских скважин, пробуренных на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «О недрах»).
Дополнительная информация по данному вопросу приведена в части 2 «Справочные материалы».
Вопрос 2. Как формировать раздел «Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности» в заключениях государственной экспертизы, если такой раздел не предусмотрен в составе проектной документации, установленном частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ответ. Разработка раздела «Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности» в составе проектной документации не предусмотрена, поскольку вопросы промышленной безопасности содержатся во всех разделах проектной документации, за исключением сметной документации и охраны окружающей среды (ОВОС). В нормативных технических документах по промышленной безопасности содержатся требования к проектированию опасных производственных объектов. Поэтому при оценке проектных решений необходимо руководствоваться требованиями нормативных технических документов по промышленной безопасности для конкретных отраслей промышленности.
Следует отметить, что в разделе «ИТМГО и ЧС» отражаются вопросы промышленной безопасности, связанные с анализом риска, которые позволяют дать дополнительную оценку проектным решениям.
Раздел «Пожарная безопасность» не всегда содержит требования, изложенные в нормативных технических документах по промышленной безопасности для конкретных отраслей промышленности, поэтому эти требования необходимо дополнительно отражать при подготовке раздела «Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности».
При необходимости рекомендуется применять «Отраслевые положения по проведению экспертизы промышленной безопасности» (приведены в части 2 данных материалов).
Вопрос 3. Основным критерием оценки проектных решений является соответствие требованиям технических регламентов. Является ли основанием для выдачи отрицательного заключения несоответствие, например положениям ГОСТ 21.101-97 Основные требования к проектной и рабочей документации?
Ответ. В соответствии с п.2 статьи 15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» национальные стандарты носят рекомендательный характер и, применительно к опасным производственным объектам, подлежат применению в части не противоречащей требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Поэтому выявленные несоответствия национальным стандартам, например требованиям ГОСТ 21.101-97, могут являться основанием для выдачи отрицательного заключения в случае, если при проведении государственной экспертизы указанные несоответствия не позволяют дать положительную оценку требованиям промышленной безопасности.
Вопрос 4. Правомерны ли требования территориальных органов Ростехнадзора о проведении государственной экспертизы проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов в связи с отсутствием заключений по экологической безопасности.
Ответ. Такие требования не правомерны. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежит проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
Вопрос 5. Является ли правомерным требование о необходимости выделения в составе проектной документации объектов горных работ раздела «Промышленная безопасность»?
Ответ. В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздел «Промышленная безопасность» в составе проектной документации не предусмотрен.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями нормативных документов в области промышленной безопасности по объектам ведения горных работ в составе проектно-сметной документации должны быть выделены отдельные разделы, касающиеся аспектов промышленной безопасности, например:
Вопрос 6. При проверке расчетов устойчивости углов откосов вскрышных и добычных уступов и ярусов отвалов, рабочих и нерабочих бортов разреза (карьера) действующих предприятий, нужно ли требовать заключение и рекомендации специализированных организаций, таких как ВНИМИ, или достаточно выполненных проектной организацией расчетов по «Правилам обеспечения устойчивости откосов на угольных разрезах» (ВНИМИ, СПб., 1998 год) и «Методических указаний по определению углов наклона бортов, откосов уступов и отвалов строящихся и эксплуатирующихся карьеров» (ВНИМИ, Л., 1972 год).
Ответ. В соответствии с требованиями пп.50-57 ПБ 03-498-02 «Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом» и пп.50-58 ПБ 05-619-03 «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» параметры бортов объектов открытых горных работ определяются проектом с учетом исследований физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горно-геологических условий их залегания и параметров оборудования. Предельные углы откосов бортов объекта открытых горных работ и бортов в целом устанавливаются проектом и могут быть скорректированы в процессе эксплуатации по данным научных исследований, при положительном заключении экспертизы по оценке устойчивости бортов и откосов карьера (п.52 ПБ 03-498-02 и п.53 ПБ 05-619-03).
Расчеты, рекомендации и заключения по устойчивости уступов, бортов и отвалов разреза в опасных зонах, по которым необходима разработка проекта, должны быть выполнены специализированной организацией (п.97 ПБ 05-619-03). Проектные решения основываются на рекомендациях и заключениях, выданных специализированными организациями (п.95 ПБ 05-619-03). Разработка проекта, а также мероприятий по обеспечению безопасности горных работ производится в соответствии с требованиями действующих правил и норм по безопасному ведению горных работ на основании рекомендаций и по конкретным видам опасных зон, а также заключений специализированных организаций (п.108 ПБ 05-619-03). Противооползневые мероприятия для обеспечения устойчивости откосов в опасных зонах на угольных предприятиях разрабатываются горнодобывающим предприятием либо специализированной организацией (п.117 ПБ 05-619-03).
Параметры системы разработки (высота и угол откоса уступов, ширина берм безопасности, предохранительных целиков и др.) при добыче поваренной соли в осадочных бассейнах и соляных озерах определяются проектом на основании рекомендаций специализированных организаций, разработанных исходя из конкретных горно-геологических условий месторождения и типа горнотранспортного оборудования (п.288 ПБ 03-498-02).
Вопрос 7. Принимать ли во внимание расчеты, выполненные по специализированным программам (буровзрывные работы, сейсмобезопасным расстояниям, по расчету водопритоков), и какие имеются утвержденные Ростехнадзором программы по шахтам, разрезам, обогатительные фабрики (ОФ).
Ответ. При рассмотрении проектной документации в качестве обосновывающих материалов допускается использование результатов расчетов, выполненных на программном обеспечении, разрешенном к применению в установленном порядке.
При выполнении расчетов с использованием программного обеспечения в составе проектной документации следует включать сертификат и разрешение на применение используемого программного обеспечения, распечатки с вводимыми исходными данными и результатами расчетов, а также результатами проверочных расчетов, пересчетов и выводимых графических материалов, если это допускается используемым программным обеспечением. В пояснительной записке следует указывать разработчика, наименование и версию применяемого программного обеспечения, номер лицензии на применение программного обеспечения, а также данные по методикам, в соответствии с которыми программным обеспечением выполняются расчеты.
Вопрос 8. По шахтам прогноз газообильности горных выработок, расчет количества воздуха для проветривания очистных и подготовительных забоев, поддерживаемых выработок и шахты в целом приводится в соответствии с действующим «Руководством по( )проектированию вентиляции угольных шахт» (Макеевка-Донбасс, 1989 год, согласовано Госгортехнадзором СССР 18.06.89; согласовано с Госстроем СССР 04.06.89; утверждено Министерством угольной промышленности СССР 15.08.89), «Временным руководством по применению эффективных способов изолированного отвода метана из выработанного пространства за пределы выемочных участков и на поверхность на пологих и наклонных пластах угольных шахт ЗАО УК «Южкузбассуголь» (второе издание, Новокузнецк, 2002 год), программой, разработанной институтом «Гипроуголь». При рассмотрении этих разделов руководствоваться ли этими методиками и программами.
Ответ. Расчеты расхода воздуха необходимо выполнять в соответствии с действующим «Руководством по проектированию вентиляции угольных шахт» (Макеевка-Донбасс, 1989 год). Данное «Руководство. » приведено в «Перечне рекомендуемых нормативных документов угольной промышленности» («Правила безопасности в угольных шахтах» (ПБ 05-618-03), утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 50, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.2003, регистрационный N 4737).
На базе «Руководства по проектированию вентиляции угольных шахт» разработано программное обеспечение «IRS. Вентиляция. ПЛА», которое утверждено Ростехнадзором.
В соответствии с п.7.5.2 «Акта технического расследования причин аварии, происшедшей 19.03.2007 на филиале «Шахта «Ульяновская» ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» с 01.10.2007 запрещено использование для расчетов проветривания выемочных участков по комбинированной схеме с использованием газоотсасывающих вентиляторов «Временных руководств по изолированному отводу метана. «, разработанных отдельными компаниями и угледобывающими предприятиями.
Вопрос 9. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации. Обязан ли заказчик представлять ее на экспертизу? Должен ли филиал ее рассматривать? Каким образом отражать правильность ее разработки в экспертном заключении?
Источник