Архитектурные стили менялись на протяжении истории один за другим. Безусловно были и периоды послестилья, которые позволяли переосмыслить уходящую эпоху и сформировать требования к новому стилю. Сегодня рассмотрим один из самых ярких периодов, который оставил значительный след в архитектуре – авангард.
Авангард в архитектуре
Стоит начать с того, что архитектура неразрывно связана с общественными настроениями, ситуацией в стране и политической повесткой. Насыщенные событиями времена находятся свое отражение в архитектурных объектах, что напрямую относится и к стилю авангард, который стал популярен после Октябрьской революции 1917 года. В архитектуру авангард пришел из живописи, в его основе лежат кубизм, экспрессионизм, символизм и импрессионизм. В архитектуре идеи авангарда получили возможность стать частью пространственного искусства, вырвавшись за рамки художественных холстов в городскую реальность.
На фоне смены политического режима советские архитекторы искали новые языки и способы заявить о себе и эти поиски привели их к созданию универсального и интернационального стиля, который отличает проста, монументальность, так соответствовавшие индустриальным целям страны. Новая архитектура ставила своей целью влияние на нового советского человека, его работу, быт, жизнь в целом.
Лекция Александра Ермолина «Эпоха авангарда в архитектуре»
К течениям авангарда относятся:
- конструктивизм, который отличала строгость и монолитность форм, лаконичность и простота;
- рационализм, который отличается подчеркнутым функционализмом, строгостью;
- супрематизм, который является частью геометрического абстракционизма.
Авангард это один из тех стилей, который оказал существенное влияние на мировую архитектуру, а работы русских авангардистов позволили им занять значительное положение на мировой арене. Точность и своевременность, интернациональность этого архитектурного языка была понятна не только жителям Советского Союза, но и вызывала интерес у других стран. В конкурсах проектов принимали активное участие иностранцы, а СССР стал центром, формирующим глобальное стилевое направление.
Готовые работы на аналогичную тему
Импрессионизм – это течение в искусстве, которое зародилось во Франции и распространилось на весь мир. Его представители стремились запечатлеть окружающую действительность в ее подвижности и изменчивости и передать мимолетные впечатления.
Рисунок 1. Екатеринбург — «заповедник» конструктивизма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитекторы-авангардисты
В целом авангард длился не так долго, начавшись вначале 1920-х годов он просуществовал меньше 12 лет, а с 1932 года все художественные объединения авангардистов были упразднены.
Но за этот короткий период свои проекты успели реализовать многие талантливые архитекторы, среди которых:
- Владимир Шухов, автор проект радиобашни на Шабаловке;
- Константин Мельников, автор дома-мастерской в Кривоарбатском переулке и клуба имени Русакова;
- братья Веснины, которые являлись авторами проектов Дворца Культуры ЗИЛа, Универсального магазина Мосторга на Красной Пресне;
- Владимир Кринский, автор Северного речного вокзала;
- Яков Чернихов, который является автором канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик»;
- Михал Барщ и Михаил Синявский, авторы Московского планетария;
- Моисей Гинзбург, автор жилого комбината в Екатеринбурге (Свердловске), автор дома института Инвалидов в Москве и дома Наркомифина.
Также можно к этому списку добавить Николая Ладовского, Илью Голосова, Георгия Крутикова, Владимира Татлина, которые внесли значительный вклад в развитие русского авангарда.
Что такое система «Авангард» ? И на что она способна?
Рисунок 2. Дом Культуры имени С. М. Зуева. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наибольшее количества памятников архитектуры в стиле конструктивизма можно увидеть в Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве.
История русского авангарда, несмотря на ее небольшую длительность, богата важными и значимыми событиями. Многие здания, построенные в те годы, и сегодня остаются важными элементами городов и формируют их облик. Советская эпоха ушедшая, казалось бы, так недавно, жителями нашей страны не воспринимается как ценный элемент культуры или архитектуры, но эти здания имеют большую ценность для профессионального отечественного и мирового сообщества архитекторов. Возможно, со временем значимость этого этапа станет очевидной и для нового поколения, а предложенные архитекторами авангарда идеи будут вновь актуальны.
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Артур Эдуардович Тротно
Эксперт по предмету «Архитектура и строительство»
Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Источник: spravochnick.ru
Русский авангард в архитектуре
Изменение облика мира и формирование новой парадигмы социально-культурного развития России 20-х годов 20 века привели к новым веяниям во всех областях человеческой жизни.
Кардинальная реструктуризация идейных принципов, на которых зиждилось общество, потребовала перерождения художественной мысли. Откликом на вызов нового времени стало выделение на фоне других фигур Малевича и Татлина, сформировавших основные принципы авангардистского искусства.
Супрематизм Малевича, обнажающий тяготение к простым геометрическим конструкциям и цветовой раскованности, и контррельефы Татлина, отразившие конструктивную возможность совмещения сразу нескольких материалов (стекло, металл, дерево) в одном продукте, стали катализаторами трансформации языка архитектуры, в недрах которой зарождался новый стиль – авангард.
Черты и принципы архитектурного авангарда
Плодотворной средой, в условиях которой стали вызревать стремления выйти за пределы традиционного мышления и привычного пространства, стала еще русская архитектура начала 20 века. Деятели-новаторы той поры — Кузнецов, Лолейт, Шухов – в своих творениях во многом предвосхитили последующие достижения. Башня радиостанции имени Коминтерна Владимира Шухова по праву считается одним из первых сооружений в стиле авангард и выразительным индикатором наступления эпохи экспериментов и художественного нигилизма, оповестившим, что во главу угла встала архитектура модерна.
В дальнейшем оформившиеся идеи социального равенства, обобществления быта, изменение индустриальных канонов потребовали более глубокого и тщательного пересмотра действующих архитектурных постулатов.
На первое место вышли три основных принципа:
- целесообразность и практичность сооружений. Возводимые постройки должны были служить утилитарным целям, организовывать жизнь людей в соответствии с их потребностями, создавать комфортные условия для труда и быта.
- обнажение истинной формы архитектурной оболочки. Рисунок внутреннего пространства задавал функциональный и эстетический образ экстерьера.
- аскетичность конструкций и природная естественность материалов. Принцип «искусство ради искусства» был уже неактуален. Художественный и утилитарный смысл выражался в создании «чистой» композиции, лишенной атрибутивной завуалированности.
Основными чертами авангарда в архитектуре были:
- строгость и лаконичность форм,
- простота и логичность внешнего облика.
Идейные протагонисты активно экспериментировали с материалами: открывались новые горизонты в использовании кафельной плитки, металлической сетки, стекла и дерева. Формировалось понимание роли архитектора как организатора и созидателя, а не декоратора окружающей среды. Происходило переосмысление традиционного инструментария: пространство (а не вещество) стало восприниматься как поле для творчества. На первый план вышли не индивидуальные потребности, а общественные (в центре внимания – массы), что нашло отражение в характерных для той поры постройках: фабрики-кухни, рабочие клубы, дома – коммуны.
Направления и имена русского авангарда в архитектуре
Внушительный базис идейных накоплений и поиск новых способов самовыражения привели к выделению в середине 20-х годов двух самостоятельных направлений под эгидой авангардизма, получивших название конструктивизм и рационализм.
Принципиальным отличием между этими течениями стало отношение к вопросу восприятия архитектуры человеком:
- Конструктивизм пропагандировал функциональный метод как сумму множества факторов (социальных, технических), детерминирующих процесс создания сооружения, но не уделял внимания психофизическим законам.
- Рационалисты ратовали за необходимость анализа личностных особенностей восприятия архитектурных построек.
В дальнейшем представители данных направлений образовали два творческих объединения: ОСА и АСНОВА.
ОСА (Объединение современных архитекторов) – детище конструктивистов, появившееся в 1925 г. У истоков создания стояли братья Веснины и Моисей Гинзбург.
Конструктивизм в архитектуре
Концептуально конструктивизм в архитектуре исходил из стремления преобразовать внешнюю среду, подчинить имеющиеся средства и материалы решению прикладных задач. Выразительность конструкции заключалась не в декоративном оформлении, а в динамичном сочетании вертикальных и горизонтальных линий, цветовой и пространственной свободе плана возводимого сооружения.
Конструктивисты мыслили категориями эргономичности и целесообразности. Создаваемые ими проекты представляли собой функционально слаженные механизмы, призванные организовать производственно-бытовые процессы. Идейные принципы конструктивизма особенно явно проявились во время презентации конкурсных проектов здания Дворца труда в Москве.
Вариант, предложенный братьями Весниными, получил особое признание за прогрессивное архитектурное видение а области стиля, структуры и технических особенностей. К 30-му году 20 века конструктивизм вступил в зрелую фазу развития. Специалисты стали опираться на методы научного анализа и пропагандировать идеи, согласно которым форма архитектурного организма должна соответствовать реализуемой им функции. Дворец культуры ЗИЛа и общежитие-коммуна Текстильного института – яркие образчики функционального подхода конструктивистов. Этот период также характеризуется заимствованием принципов Ле Корбюзье, среди которых — отсутствие ограничений в разработке деталей внутреннего и внешнего пространства, использование железобетонных столбов-опор и возведение плоской крыши-террасы.
Архитектурный язык конструктивистов нашел отражение и в печатной форме: с 1926 по 1930 год ими издавался журнал «СА» («Современная архитектура»).
Рационализм в архитектуре
Во главе рационалистического направления стояли Владимир Кринский и Николай Ладовский. По их инициативе в 1923 году возникла Ассоциация новых архитекторов – АСНОВА.
Рационалисты выступали за аналитическое переосмысление наследия прошлого. Пространство и объем являлись основополагающими инструментами творческой работы. Исследовательская стратегия рационалистов выражалась в стремлении выявить особенности и закономерности психо-эмоционального восприятия архитектурной сооружения, в связи с чем многие сторонники данного веяния занимались преподаванием (Вхутемас, Гинхук) или были задействованы в градостроительной сфере. Ориентация на кабинетные исследования, а не на практику, привела к тому, что после рационалистов фактически не осталось реально воплощенных проектов. Исключение составил жилой комплекс, расположенный недалеко от Шуховской башни (Шаболовский район).
Особняком от этих двух направлений стоял Константин Мельников. Его понимание роли архитектуры, нестандартное отношение к объему и форме нашли отражение в знаменитом павильоне «Махорка», получившим повышенное внимание на Всероссийской сельско-хозяйственной выставке. Неформатный геометризм конструкции Мельникова (консольные свесы, отказ от линейной поверхности крыши в пользу односкатной, внешняя, ничем не декорированная, винтовая лестница и открытые пространства фасада для рекламы) подняли совершенно новый пласт в архитектуре России 1920-1930 гг и положили начало другим новаторским проектам архитектора: гаражи, клубы и дома культуры.
Научное наследие рационалистов (Лисицкого, Балихина, Ладовского), развитые ими и актуальные до сих пор психоаналитический и макетный методы; эксперименты конструктивистов в области работы с пространством и цветом (Леонидов, Николаев. Братья Веснины), персональные достижения архитекторов-неформалов (Мельников, Голосов) стали показателем того, что архитектура России 1910-1930 гг. взрастила поколение людей, способных совершить конструктивный прорыв из традиционный архитектурной оболочки и тем самым оказать воздействие на мировые тенденции.
Авангард и другие виды искусств
Авангардисты искали возможности для творческого поиска в различных областях искусства. Особенно явно такая тенденция проявилась в 1918-1924 годы. Это время характеризовалось открытостью профессиональных границ: скульпторы, архитекторы, художники, театралы тесно взаимодействовали друг с другом:
- Александр Веснин создавал оформительские декорации для спектаклей,
- Эль Лисицкий проектировал горизонтальные небоскребы для Москвы,
- конструктивист Александр Родченко достиг значительных успехов в области фотомонтажа,
- а Николай Ладовский занимался вопросами скульптурно — архитектурного синтеза.
Целью такого сотрудничества было формирование универсальной художественной среды, пронизывающей и объединяющей все области искусства.
Успехи симбиоза различных жанров и сфер были продемонстрированы в 1923 году на Сельскохозяйственной выставке в Москве. Представленные проекты являлись отражением первых опытов гармоничного сочетания архитектуры, скульптуры и монументальной живописи.
Но уже во второй половине 1920-х гг. скульптура выпадает из сферы архитектурных интересов, а живописи отводится место служебного инструмента оформления стен в общественных заведениях. Возрастает роль промышленного дизайна и колористики. Точкой соприкосновения архитекторов и художников выступают вопросы проектирования предметов мебели и оформления интерьеров. Разработкой оригинальной мебели, в частности, занимался Александр Родченко.
Значение архитектурного авангарда в России
Творческое преломление достижений различных областей искусства, и, самое главное, уникальные методы работы с объемно-пространственными категориями и материалами создали неповторимый облик российского авангарда 20-х гг, повлиявший на формирование стиля работы таких признанных мастеров современности как Заха Хадид, Стивен Холл, Тадао Андо. Но золотая пора самого направления длилась недолго. Распределение призов за проект Дворца советов дало понять, что методы конструктивистов и рационалистов потеряли свою целесообразность в глазах политических лидеров. К середине 30-х гг. наметился возврат к канонам классицизма в архитектуре: возросла значимость декора и величественной трафаретности внешнего облика зданий.
Зародился постконструктивизм, продуктивно использующий авангардистские приемы работы с объемом, формой и цветом под внешней оболочкой неоклассики. Ситуация изменилась в середине 20 века.
Архитектура уже советского авангарда 60-70 гг. представляла собой уникальный симбиоз богатого наследия 20-30 гг. с новыми идеями и техническими разработками. Зодчие стремились соединить лаконизм форм с функционально-эстетическими элементами. Именно в это время искусствовед Селим Хан – Магомедов начал сбор документальной информации об архитектуре авангарда 20-х гг. Ценные интервью, схемы, чертежи и наброски находятся в сохранности в архивах, чего нельзя сказать о памятниках архитектуры модерна. Реформаторские настроения нынешнего времени, в своей безудержности и неумеренности, практически не оставляют шансов на сохранение архитектурного наследия предыдущих лет.
Источник: velikayakultura.ru
Архитектура авангарда
Архитектурный авангард объединил несколько школ и направлений — Баухаус, экспрессионизм и рационализм. Разберемся, в чем их особенности.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
1, 2. Здание школы «Баухаус». Дессау, Германия, 1925
3–5. Де Дагерад. Амстердам, Нидерланды, 1920
6. Муниципальный музей Гааги, Нидерланды, 1935
Школа и направлений авангарда очень много, так что мы затронем только самые основные.
И начнем с Германии и Нидерландов
Германия. Здесь появилась школа Баухаус, где учили новой архитектуре. Последователей Баухауса часто называют функционалистами — для них главное практическая польза всех элементов, а не выразительность или экспрессия.
Здание школы Баухаус — хороший пример такого подхода. Для учебных классов выбран один объем с окнами на юг, чтобы было больше света. Корпус общежития — уже с другими окнами, другим объемом, потому что от него требуются другие функции.
Нидерланды. Здесь можно найти примеры выразительного авангарда — экспрессионизма, противоположного Баухаусу. Пример — жилой дом Де Дагерад архитектора Михеля де Клерка. У этого дома угловой башенный объем, часть фасада выходит вперед — здание более плавное и выразительное, чем в Баухаусе.
⚖️ В авангарде не существует жесткого разделения. Это не стили, а подходы, которые легко пересекаются друг с другом. Нет архитекторов, которые бы объявили себя функционалистами и строили только в соответствии с этим. Поэтому и в Германии есть примеры экспрессионизма, и в Нидерландах — функционализма.
Источник: levelvan.ru
Авангард в архитектуре
Авангардисты расширяют границы традиционного архитектурного мышления. Впервые термин «авангардизм» был применен по отношению к ряду фигур и объединений, действовавших в Европе в начале XX века. Ниспровергая основы, они пытались создать новую архитектуру, более подходящую машинному веку, чем то, что предлагала буржуазная эпоха.
Среди наиболее значительных первых объединений следует отметить футуристов (эта группа возникла после Первой мировой войны) и конструктивистов (немногим позднее). Футуристы ставили во главу угла скорость, новые технологии, напористость, эстетизацию механизмов, массовую индустриализацию и войну, в то время как конструктивисты выступали за объединение искусства и повседневности, используя первое как средство достижения общественного и политического прогресса.
В начале нестабильных 1900-х искусство было неразрывно связано с политикой, и потому футуризм ассоциировался с итальянским фашизмом, а конструктивизм — с коммунизмом в СССР. Хотя большинство авангардных проектов так и остались на бумаге или в виде моделей (памятник III Интернационалу Владимира Татлина), оба течения оказали огромное влияние на последующие прогрессивные направления, включая голландский «Де Стиль» и немецкий «Баухауз».
Слово «авангард» означает передовой отряд армии, ведущей наступление, это слово также применяют к новаторам в искусстве или произведениям инновационного характера.
К неоавангарду причисляют архитектурные объединения, возникшие после Второй мировой войны, которые, в отличие от своих предшественников, все же не сделали ничего революционного. Это, к примеру, «новые бруталисты» и «Аркигрэм» в Британии или японские метаболисты. Некоторые считают авангардизм неотъемлемой характеристикой модернизма и генератором прогресса. Известна и такая формула: «Течение существует и постепенно становится частью мейнстрима».
Источник: stroymanual.com