Так выглядит эскизный вариант проекта будущего гидроузла. Фото: предоставлено управлением информполитики ПРО.
29 февраля нынешнего года вышло распоряжение Правительства РФ, утвердившее стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года, которым предписывается ликвидация «узких мест» на внутренних водах Единой глубоководной системы европейской части России. Один из участков — от Кочетовского гидроузла до Аксая на Дону, где предусматривается строительство Багаевского гидроузла. Цена вопроса — 22 млрд рублей. Конкурс по выбору генподрядчика проекта строительства Багаевского гидроузла в Ростовской области будет объявлен в апреле. Губернатор Василий Голубев поручил создать рабочую группу по сопровождению проекта.
1. Действительно ли ситуация с обмелением Дона настолько критическая?
Видеообзор строительства Багаевского гидроузла
Последние 15 лет на Дону фиксируется маловодность — значительное понижение уровня и самой реки, и Цимлянского водохранилища, заполненность которого на самом деле достигла критических отметок. В сравнении с тем, что было предусмотрено при проектировании этого «моря», уровень Дона, к примеру, в Семикаракорске снизился почти на 2 м, в районе Новочеркасска и Ростова — на метр, в Азове — на 2,5 м. По мнению экспертов, этому послужили несколько причин, в том числе, к слову, и забор песка с берегов реки во время строительства Западного и Северного микрорайонов Ростова.
— Обеспечение водой на критическом уровне, — отмечается министр ЖКХ РО Владимир Вагин. — А ведь 80 процентов водоснабжения — это наземные источники, и основной из них — Дон. В прошлом году даже приходилось вводить режим ЧС для налаживания ситуации с водоснабжением шахтерских территорий.
Есть опасность и для энергообеспечения: из-за низкого уровня воды Новочеркасская ГРЭС была вынуждена делать аварийные остановки, несмотря на то, что все гидросооружения станции находятся на проектных отметках.
— На протяжении двух лет наш район испытывает проблемы с водоснабжением, при том, что мы проживаем непосредственно на реке Дон, — говорит, в свою очередь, глава Усть-Донецкого района Виктор Гуснай. — Плюс — судоремонтный завод, который не может выпустить отремонтированные баржи, потому что уровень упал, а наш порт не в состоянии по этой же причине исполнить заказы.
— В ст. Манычской пришлось копать траншею, чтобы обеспечить водоснабжение, — подтверждает глава Багаевского района Андрей Шевцов. — Высохло большое количество озер, это все последствия обмеления, огромные потери и для рыбоводства, и для птиц.
2. Когда начнется и завершится строительство?
Проектирование начнется в этом году, сейчас на стадии формирования техзадание, оно будет согласовано со всеми ведомствами. Окончание проектирования — в 2017-м, тогда же начнется и само строительство, которое завершится в 2020 году.
Багаевский гидроузел: второй этап строительства
3. Какой эффект даст появление гидроузла?
В прошлом году губернатор Василий Голубев обратился лично к Президенту РФ по вопросу маловодья Цимлянского водохранилища, и строительство Багаевского гидроузла — один из этапов решения проблемы.
По словам руководителя Азово-Донской бассейновой администрации Сергея Гайдаева, строительство Багаевского гидроузла позволит поднять уровень лимитирующего участка реки Дон до 2,8 м, что положительно скажется на развитии рыбоводства, мелиорации, гидроэнергетики и ЖКХ — в частности, в свете водоснабжения жителей региона.
4. Выживет ли рыба после ввода в строй сооружения?
— Лет 6-7 назад мы делали рыбоходный канал в обход Манычского гидроузла, и рыба сегодня идет на нерест в Маныч, — отмечает замгубернатора Вячеслав Василенко. — И когда будет построен гидроузел, эта гладь соединится с Манычем, и возможность для нереста рыб окажется лучше. Поднимется уровень воды, ведь сегодня Дон «сошел», нет приемлемых условий для размножения рыб. В техусловия обязательно войдет строчка о строительстве рыбоходного 7-километрового канала по правому берегу Дона за х. Калининым, чтобы рыба, идя на нерест, миновала гидроузел и спокойно выходила в верховья Дона.
5. Что попадет в зону подтопления?
По оценке специалистов, в зону строительства и затопления попадает территория в 324 гектара, из которых 217 га — это затопляемые и сейчас во время паводка территории.
— Мы внимательно изучали документацию, — объясняет первый замгубернатора Александр Гребенщиков. — В зону подтопления у нас попадает незначительное количество отдельно стоящих самовольно возведенных строений, собственникам которых будет предусмотрена компенсация. Эту тему мы проработаем персонально с каждым из них. Непосредственно для населенных пунктов, где проживают люди, угрозы нет. И не должно быть никаких спекуляций по поводу поднятия уровня Дона — с вводом в строй гидроузла река вернет себе прежнее, природное русло, которые было в 70-80-х годах 20 века.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Источник: www.rostov.kp.ru
На Дону начинается второй этап строительства Багаевского гидроузла
Заключен государственный контракт на строительство второго этапа Багаевского гидроузла. Цена контракта – 27,9 млрд рублей. Срок окончания работ – декабрь 2024 года. Генеральный подрядчик – АО «Стройтрансгаз».
Об этом рассказал руководитель ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» Сергей Гайдаев на заседании Морского совета при правительстве Ростовской области.
Второй этап включает в себя устройство сооружений напорного фронта и руслового водохранилища. В 2021 году уже начнется разработка рабочей документации, строительство вахтового поселка и линии электропередач. Также планируется расчистить территорию строительства, подготовить временные подъездные дороги и перебазировать технику.
– Багаевский гидроузел – один из крупнейших объектов транспортной инфраструктуры, который возводится на территории региона, – отметил заместитель губернатора Ростовской области – министр транспорта Владимир Окунев. – С каждым годом обеспечить безопасность судоходства на Нижнем Дону становится все труднее. Строительство гидроузла позволит не только увеличить гарантированные глубины судоходных путей, мультипликативный эффект получит водохозяйственный комплекс Ростовской области в целом.
Так, ожидается увеличение пропускной способности на всем протяжении магистральных водных путей до 25 млн т/год. Гидросооружение поможет решить проблему сохранения водных ресурсов Цимлянского водохранилища благодаря сокращению навигационных попусков с 340 м3/с до 180 м3/с, обеспечив экономию воды в объеме 3,3 км3. Появятся условия для удовлетворения потребности населения в ресурсах для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, мелиорации, промышленности.
Напомним, работы по строительству объектов первого этапа завершены: в левом рукаве Дона подготовлена судоходная прорезь для пропуска флота на период строительства, а также пропуска дополнительных расходов воды в паводок. Построена площадка под объекты производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения. Готов причал для доставки основного объема строительных материалов водным транспортом.
Источник: www.donland.ru