Башни сотовой связи являются ли объектами капитального строительства

Вышки связи в прошлом. Как «Русские Башни» меняют подход к инфраструктуре сотовой связи

С каждым годом люди предъявляют все бОльшие требования к мобильной связи. Если лет десять назад была важна возможность совершить звонок, то сейчас пользователь хочет разговаривать по видеосвязи не только из дома, но и по дороге в офис, смотреть видео со смартфона в любой момент времени в любом месте и без прерываний. Конечно, без серьезного развития инфраструктуры связи реализовать эти ожидания мобильных пользователей было бы невозможно.

Группа компаний «Русские Башни» является лидером рынка независимых инфраструктурных операторов России, предоставляя операторам связи телеком-инфраструктуру для функционирования и развития их сетей. В портфеле компании более 6,5 тысяч объектов в 63 регионах России. Президент «Русских Башен» Александр Чуб рассказал, почему инфраструктурные операторы становятся одними из главных участников телеком-рынка и что потребуется для развития сетей 5G.

— Вы недавно сообщили, что «Русские Башни» перешли на следующий этап развития — от классической башенной компании к инфраструктурному оператору. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это значит и как это изменяет ваш бизнес?

Vlog #12 Лезем на БАШНЮ Второй день из жизни монтажника связи на северах

— Когда в 2009 году компания «Русские Башни» и сам рынок независимой телеком-инфраструктуры только зарождались, главной идеей было строительство простых вертикальных объектов: сначала башен, затем столбов и опор связи — с последующей сдачей их в аренду нескольким мобильным операторам одновременно. Совместное использование инфраструктуры мобильным операторам выгодно, но при условии, что этой инфраструктурой должна владеть независимая компания.

И на этих простых и очевидных постулатах мы начинали строить бизнес. Но на рынке всегда происходят изменения. Во-первых, развиваются стандарты связи, поэтому сети должны постоянно меняться и модифицироваться. Во-вторых, пользователи теперь хотят не просто звонить по телефону, а иметь возможность быть на связи в реальном времени 24 часа в суткиили, например, начинать смотреть на смартфоне видео дома, продолжать по дороге на работу и досмотреть в офисе. Для этого плотность покрытия должна постоянно развиваться, а сети должны быть бесшовными.

Одно дело — поставить одну вышку где-то в области и обеспечить покрытие на 10 км. Другое дело — обеспечить покрытие в городской среде, где есть и небоскребы, и низкие строения, где нет прямой видимости для сигналов и где масса дополнительных обстоятельств и согласующих организаций.

Операторам стало выгоднее функцию построения телеком-инфраструктуры делегировать нам, инфраструктурному оператору. Эта тенденция привела к тому, что от классической башенной компании «Русские Башни» перешли к компании, которая владеет набором различных инфраструктурных активов впервую очередь в городской и транспортной среде ипредоставляет широкий спектр услуг.

Мы перестали быть просто башенной компанией, а стали технологическим партнером мобильных операторов. И как технологический партнер мы обеспечиваем покрытие там, где это нужно нам с вами, мобильным абонентам. Сегодня это крупные города, автомагистрали, жилые комплексы, торговые центры. Теперь операторам связи нет необходимости тратить время и средства на решение инфраструктурных задач, и они могут сосредоточиться на поиске новых способов развития бизнеса, предлагая абонентам все больше сервисов.

Все о вышках! Излучение на вышках!RF monitor!Есть ли вред излучения от вышек сотовой связи!!!

— А можете на примере рассказать, как вы работаете?

— Раньше классическим продуктом инфраструктурных операторов являлось строительство одиночных объектов. Но сегодня на территориях с недостаточным, фрагментарным покрытием мы создаем инфраструктуру системно — мы анализируем существующее покрытие, определяем минимально необходимое количество объектов и предлагаем уже единое эффективное технологическое решение, к которому могут подключиться сразу все операторы. Расскажу на примере строительства комплексного покрытия целого города — Кронштадта. Это был сложный и интересный проект.

С одной стороны, Кронштадт — это отдельный город с богатой историей, с другой — формально это район Санкт-Петербурга, который представляет собой архитектурный памятник. С точки зрения девелопмента делать здесь нельзя почти ничего — ни вверх, ни вниз. При работе над проектом мы сначала решили определить потребность района в развитии мобильной связи и провели вместе с Университетом ИТМО социологическое исследование, показавшее, что большинство населения недовольно качеством мобильной связи. Мы сделали инженерные замеры, и они подтвердили мнение жителей. Какая-то связь была, но даже обычный телефонный разговор мог прерываться.

Мы обсудили наше предложение развития связи в городе с руководством Кронштадта, получили поддержку. Тем более, что город активно превращается в туристический кластер, в котором современная связь необходима априори.

Нам потребовалось полтора года, чтобы найти решение, удовлетворяющее и техническим требованиям, и ожиданиям жителей, и критериям других участвующих сторон, в частности различных комитетов Санкт-Петербурга. Особенности города не позволяют строить объекты нужной высоты, из-за этого требовались другие варианты. Специально для Кронштадта мы разработали технологическое решение невысоких опор, отвечающее всем требованиям городских комитетов. Ряд опор оснащендополнительными функциональными возможностями для жителей и гостей острова: информационными панелями и станциями для зарядки телефонов. Это был очень сложный проект, но в итоге все получилось, и большинство населения довольно результатом.

Читайте также:  Строительство детского сада как социального объекта

— «Русские Башни» неоднократно сообщали, что подписаны соглашения о сотрудничестве либо инвестиционные соглашения с администрациями различных городов и областей. Насколько легко взаимодействовать с администрациями?

— Понимая это, мы строим свою работу таким образом, что тратим одинаковое количество времени и усилий, чтобы представить наши предложения операторам, и при этом такое же количество времени и сил уделяем активному диалогу с властями, чтобы рассказать, что мы собираемся делать, для чего и как. Мы стремимся строить эффективные коммуникации не только с представителями власти, но и с местными жителями, если в этом есть необходимость. В итоге при таких обсуждениях мы реализуем проекты, которые не только поддерживаются бизнесом и властью, но и жителями, которые являются конечными потребителями мобильных услуг. Такие диалоги являются важным обстоятельством, и мы уделяем им много внимания.

— По сути, вы вместо операторов связи ведете эту работу, предоставляя им уже готовую инфраструктуру?

— Именно. Мы работаем в качестве активного телеком-девелопера города, который инвестирует в инфраструктуру цифровой экономики страны. Мы проводим технический анализ, понимаем, где необходимо улучшить покрытие, ведем переговоры с администрациями о развитии сетей и строим первый слой, который является базовой инфраструктурой. Потом на этот слой операторы размещают оборудование и начинают оказывать услуги мобильным пользователям. Раньше такой роли на телеком-рынке не существовало, а теперь она есть.

— Расскажите про другие инновации. У вас было интересное решение с размещением оборудования на столбах освещения.

— Да, такое решение есть. Оно не новое, но показательное. Мы придумали это в Москве в 2013 году, потом стали использовать в других городах. А где-то в 2016 году это стало стандартом для объектов связи во всех городах страны. В свое время мы поняли, что совместное использование инфраструктуры может быть не только между операторами связи, но и с различными городскими службами.

И если уже стоят столбы освещения или опоры линий электропередач, то почему бы не использовать их для организации мобильной связи. На проработку идеи, технического решения и согласования ушло около года. Все нужно было упаковать в нормы законодательства.

В итоге получилась система двойного назначения, когда опоры освещения стали использоваться для размещения и операторского оборудования. Это позволило резко ускорить развитие покрытия. В том числе поэтому Москва — один из лучших городов в мире по качеству связи.

Но сейчас у нас новые решения в основном в области комплексного развития сложных территорий, как проекты в Кронштадте и многих других городах, в наших терминах — «проекты комплексного покрытия». Аналогичный подход мы применяем при развитии и других направлений: автодорог, жилых комплексов, торгово-развлекательных и бизнес-центров, университетов, в городских больницах и медицинских центрах. По всем этим направлениям мы комплексно подходим к решению задачи покрытия связью и предлагаем уже оптимальное решение, которое подойдет всем мобильным операторам.

— Сейчас все ждут появления сетей стандарта 5G. Что нужно в плане инфраструктуры для их развития?

— Во-первых, в сетях 5G очень важна плотность покрытия. Объем данных и скорость их передачи будут зашкаливающими, поэтому плотность сетей будет резко расти. Понятно, что застроить любой город вышками будет физически невозможно и эстетически неприемлемо. Нужны какие-то другие инженерные решения и по увеличению плотности, и по сохранению внешнего вида городов.

Дополнительно нужно учесть, что для обеспечения высокой скорости передачи сигнала в 5G-сетях будут нужны современные оптоволоконные сети. В крупных городах они, конечно, есть, но их плотность должна быть совсем другой. Сейчас это «магистральные» сети, а они должны быть «капиллярными». Третье — все это должно быть подключено к электричеству.

И, соответственно, объем потребляемой энергии возрастет, и линий электропередач должно быть больше. И это далеко не все факторы, оказывающие влияние на требования к телеком-инфраструктуре.

Это работа на несколько лет вперед. Я думаю, что новая технология будет развиваться семимильными шагами. На сегодня ряд проектов, которые мы реализовали, уже готовы к 5G. Остается только подключить нужную базовую станцию, и все заработает.

— В последние годы «Русские Башни» росли примерно на 25–30% в год. Как сейчас? И чем обусловлен рост? Нельзя же строить инфраструктуру бесконечно.

— Мы продолжаем расти. Темпами роста гордимся не только мы, но и наши акционеры, а это дорогого стоит. Что обуславливает этот рост? У пользователей есть постоянный рост спроса на мобильный трафик. И, как следствие, есть спрос на развитие инфраструктуры.

Мы планируем не снижать темп ввода в эксплуатацию новых объектов, продолжить рост финансовых показателей, а также наращивать долю новых продуктов (DAS, проекты комплексного покрытия) в портфеле компании и усиливать региональную экспансию.

— В свое время вы хотели выкупить башни «Вымпелкома». Но продажа так и не состоялась. Сейчас вы по-прежнему хотите купить?

Читайте также:  Ипотека объектов незавершенного строительства это

— Этот масштаб мы наращиваем и путем органического роста, и за счет консолидации рынка. Мы уделяем особое внимание покупке объектов и активов с помощью малых приобретений: четверть нашего портфеля — это купленные в разное время объекты. На сегодня компания сформировала уникальный для российского инфраструктурного рынка опыт приобретений. Это не только компетенции команды, но и наличие технологических инструментов. Например, у нас есть собственный уникальный сервис аудита и интеграции приобретаемых объектов — личный кабинет владельца инфраструктуры, который позволяет систематизировать документы и увеличивать скорость сделок.

Если говорить про приобретение башен операторов связи, то значимость этого события для бизнеса компании изменяется с течением времени и ростом собственного портфеля «Русских Башен». Если сейчас подобные кейсы продажи будут обсуждаться на рынке, то мы, безусловно, будем участвовать. Если этого не произойдет в ближайшие годы, то степень нашей заинтересованности может измениться. Еще через пять лет такая покупка, возможно, уже не будет столь обоснованной. Но тогда могут появиться новые варианты и формы взаимодействия и сотрудничества.

Источник

Центр разъясняет вопросы размещения и эксплуатация объектов сотовой связи

В последние годы активными темпами осуществляется развитие средств связи и передачи информации. Для обеспечения радиопокрытия территории устанавливаются передающие радиотехнические объекты (ПРТО), наибольшая часть объектов — базовые станции сотовой связи. Одним из основных источников электромагнитного излучения (ЭМИ), на территории Свердловской области являются ПРТО: общее число которых превышает 8 тысяч объектов.

ПРТО для лучшего радиопокрытия территории, как правило, устанавливаются в возвышенных точках, а базовые станции сотовой связи к тому же на небольшом расстоянии друг от друга. В городе для этого используются наиболее высокие здания незхависимо от их назначения, при отсутствии зданий используются вышки сотовой связи, опоры двойного назачения и т.п. Это разрешается действующими санитарными правилами, при условии, что уровни электромагнитных полей (ЭМП), создаваемые ПРТО на селитебной территории, в местах массового отдыха, внутри жилых, общественных и производственных помещений не превышают предельно-допустимые уровни (ПДУ). Такое положение вызывает необходимость контроля за ПРТО как на стадии проектирования, так и ввода в эксплуатацию.

В соответствии с требованиями п.3.7 СанПиН 2.1.8./2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи», п.3.7. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов», владельцы ПРТО, для его размещения и эксплуатации, должны получить, в Управлении, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации требованиям санитарных норм и правил на размещение ПРТО, а так же письмо о согласовании ввода в эксплуатацию ПРТО.

Все выданные Управлением санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию по размещению ПРТО опубликованы в Едином Реестре Роспотребнадзора выданных санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, на выделенном сервере поиска по Реестрам Роспотребнадзора ( http://fp.crc.ru/ ).

При соблюдении требований санитарных норм и правил угрозы для здоровья и жизни граждан от ПРТО нет.

В Управление Роспотребнадзора по Свердловской области поступают жалобы от граждан на размещение ПРТО вблизи и на территории жилой застройки. В 2019 году было рассмотрено 162 жалобы, 35 из них с проведением лабораторных исследований, и только в одном случае выявлено превышение ПДУ ЭМИ в жилой квартире в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга. После вмешательства Роспотребнадзора причина повышенного уровня ЭМИ устранена, на виновника наложено административное взыскание.

Обращаем, Ваше, внимание на то, что не правильное использование сотовых телефонов, а именно, поднесении телефона к уху, до момента соединения с абонентом, оказывает неблагоприятне воздействие на структуры головного мозга, так как до момента соединения с абонентом плотность потока электромагнитного поля на поверхности телефона, особенно при длительном соединении превышает ПДУ, так как в момент набора номера телефон увеличивает мощность сигнала. После соединения с абонентом, плотность потока электромагнитного поля на поверхности телефона резко снижается и находится на уровне ниже чувствительности современного оборудования, которым измеряется ЭМИ.

Увеличение количества базовых станций сотовой связи способствует снижению уровня воздействия электромагнитного излучения на пользователей, так как пользование телефонами в районах хорошего приема позволяет осуществлять передачу при меньшей мощности.

Дополнительно сообщаем, что согласование размещения вышек сотовой связи не входит в компетенцию Роспотребнадзора, так как сами вышки не являются источником ЭМИ.

Согласно разъяснений Уральского Управления Ростехнадзора, в силу пункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) не требуется получение разрешения на строительство в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, и, как следствие, не предусмотрено осуществление государственного строительного надзора. В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Кодекса к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи. Таковыми, согласно пункта 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126 «О связи», являются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров. Таким образом, сооружения связи, не имеющие указанных проектных характеристик, не являются особо опасными, технически сложными объектами.

Читайте также:  Строительство и приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию

Согласно разъяснений Управления Росреестра по Свердловской области, размещение ПРТО на земельных участках, в видах разрешенного использования которых не оговорено размещение объектов связи, допустимо.

Источник

Относится ли вышка сотовой связи, заглубление которой в землю составляет менее пяти метров, к недвижимому имуществу, подлежащему обложению налогом на имущество организаций?

Ответ: В отношении вышек сотовой связи, заглубление которых в землю составляет менее пяти метров, при решении вопроса об отнесении их в целях налогообложения налогом на имущество к недвижимому или движимому имуществу необходимо учитывать характеристики конкретной вышки. Так, Минрегион России в Письме от 21.06.2012 N 15319-АП/08 разъясняет, при наличии каких признаков и качеств сооружения связи не относятся к объектам капитального строительства, а следовательно, являются объектами движимого имущества.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ для российских организаций объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.

В соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.

Пунктом 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ определено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Что касается вышек сотовой связи, заглубление которых под землю составляет не более пяти метров, то необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В Письме Минрегиона России N 15319-АП/08, упоминаемом в Письме Минэкономразвития России от 26.04.2013 N ОГ-Д23-2531, рассматривается вопрос о признании (непризнании) конкретных сооружений связи объектами капитального строительства.

Минрегион России в указанном Письме обращает внимание на необходимость учета в каждом случае особенностей конкретного сооружения, в том числе технических характеристик, длительности использования, связи с землей (возможности свободного перемещения данных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению).

Сооружениями связи, не относящимися к объектам капитального строительства, по мнению Минрегиона России, являются:

1) башни на пригруженных опорах (сборно-разборные сооружения связи в виде опоры, установленной на монолитной плите, отлитой прямо на земле (снят только дерновой слой) либо на подготовленной земляной площадке (снят дерновой слой, произведена песчано-гравийная отсыпка с трамбовкой) с креплением растяжками на пригруженных опорах из заранее изготовленных железобетонных конструкций);

2) сборно-разборные инженерные сооружения на болтовых соединениях с несущей частью, выполняемой в виде рамной опоры, устанавливаемой на гравийную/щебеночную подсыпку либо бетонные плиты и пригружаемой фундаментными блоками;

3) мачты, представляющие собой сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатые призмы), раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам.

У перечисленных сооружений отсутствуют признаки капитальности, а именно: отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент; при возведении данных объектов не требуется проведение существенных земляных работ (рытье котлованов); они не связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации.

Указанные сооружения связи являются легковозводимыми сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.

Согласно ч. 3 ст. 49, п. 2 ч. 17 ст. 51 и ч. 1 ст. 54 ГрК РФ в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, выдача разрешения на строительство не требуется, государственная экспертиза и государственный строительный надзор не проводятся.

Таким образом, оценка перечисленных в указанном Письме Минрегиона России качеств и характеристик объектов позволяет сделать вывод о признании (непризнании) объекта объектом капитального строительства.

При этом не признаваемые в соответствии с указанными критериями объектами капитального строительства вышки сотовой связи являются объектами движимого имущества, и в случае постановки их на баланс в качестве объектов движимого имущества с 1 января 2013 г. на них распространяются положения пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...