ПРИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ УСТРОЙСТВ И СИСТЕМ СЦБ
(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 01.07.2013 N 1512р)
В целях реализации требований пунктов 48 и 49 приложения 3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286:
1. Утвердить Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем СЦБ и ввести ее в действие со дня официального вступления в силу Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286.
2. Начальникам железных дорог, дорожных (территориальных) дирекций управления движением, инфраструктуры, причастных структурных подразделений ОАО «РЖД» обеспечить в установленном ОАО «РЖД» порядке:
а) изучение и проверку знаний настоящей Инструкции, причастными работниками;
Ревизор по безопасности движения поездов
б) выполнение требований настоящей Инструкции при технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б. и вице-президента Лемешко В.Г. (по кругу ведения).
Первый вице-президент
и введена в действие
распоряжением ОАО «РЖД»
от 20 сентября 2011 г. N 2055р
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
ПРИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ УСТРОЙСТВ И СИСТЕМ СЦБ
ЦШ-530-11
(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 01.07.2013 N 1512р)
Предисловие
1. Разработана проектно-конструкторско-технологическим бюро железнодорожной автоматики и телемеханики — филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД»).
2. Утверждена и введена в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 20 сентября 2011 г. N 2055р.
1. Основные положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок производства работ, обеспечивающий безопасность движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) железнодорожной автоматики и телемеханики открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Техническая эксплуатация устройств и систем СЦБ включает организацию и проведение работ по контролю технического состояния, техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей этих устройств и систем.
Вопросы организации и проведения работ, обеспечивающих безопасность движения поездов, при эксплуатации устройств СЦБ на сортировочных горках в настоящей Инструкции не рассматриваются.
При производстве работ, обеспечивающих безопасность движения поездов в части технической эксплуатации устройств и систем СЦБ железнодорожной автоматики и телемеханики ОАО «РЖД», помимо настоящей Инструкции, необходимо в обязательном порядке руководствоваться нормами ПТЭ и другими нормативными документами МПС России, Минтранса России, а также внутренними документами ОАО «РЖД».
Культура безопасности движения в ОАО «РЖД»
Временные изменения зависимостей действующих устройств сигнализации, централизации и блокировки осуществляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
При строительстве новых, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте устройств СЦБ, когда требования настоящей Инструкции не отражают отдельных вопросов безопасности движения, разрабатывается временная инструкция, регламентирующая порядок организации движения поездов в период проведения вышеперечисленных работ.
Временная инструкция составляется территориальной Дирекцией управления движением, согласовывается территориальной Дирекцией инфраструктуры и утверждается:
— для железнодорожных станций внеклассных и I класса (по перечню, установленному начальником железной дороги) — руководством железной дороги;
— для остальных железнодорожных станций — заместителем начальника железной дороги (по региону).
Плановые работы по переоборудованию, переносу, ремонту, испытанию и замене устройств и приборов сигнализации, централизации и блокировки и другие плановые работы, вызывающие нарушение установленных зависимостей или временное прекращение их действия, должны производиться с назначением ответственных руководителей за обеспечение безопасности движения и производство работ в соответствии с графиками, утвержденными заместителем начальника железной дороги (по региону), предусматривающими минимальные сроки их выполнения.
Замена и отключение отдельных устройств и приборов сигнализации, централизации и блокировки, когда установленные зависимости не нарушаются, могут производиться с согласия дежурного по железнодорожной станции (на участках с диспетчерской централизацией — диспетчера поездного) без записи в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети. Перечень работ по замене и отключению таких устройств и приборов устанавливается настоящей Инструкцией.
1.2. Требования настоящей Инструкции обязательны для всех работников ОАО «РЖД», связанных с технической эксплуатацией и контролем действия устройств СЦБ, пользованием ими, их строительством и реконструкцией.
Перед допуском к самостоятельной работе данные работники испытываются в знании соответствующих разделов настоящей Инструкции.
1.3. Устройства СЦБ должны содержаться в исправном техническом состоянии согласно требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) и Инструкции по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
Все работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей устройств СЦБ должны выполняться с соблюдением требований настоящей Инструкции, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Правил по охране труда, пожарной безопасности, иных нормативных актов МПС РФ, Минтранса России, ОАО «РЖД» и в соответствии с утвержденными техническими решениями и технологическими процессами.
1.4. Техническое обслуживание и ремонт устройств СЦБ должны производиться при обеспечении безопасности движения и, как правило, без нарушения графика движения поездов.
Выполнение плановых работ, связанных с прекращением действия устройств СЦБ, должно производиться, как правило, в технологические «окна», предусмотренные в графике движения поездов. При отсутствии таких «окон» согласно требованиям ПТЭ должно предоставляться регламентированное время. В необходимых случаях нормальное пользование устройствами СЦБ прекращается путем их временного выключения в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
1.5. Работы по техническому обслуживанию, устранению неисправностей, ремонту и замене устройств СЦБ на железнодорожной станции должны производиться с разрешения дежурного по станции, а на перегоне — с разрешения дежурного одной из станций, ограничивающих перегон, или диспетчера поездного на участках с диспетчерской централизацией с выключением или без выключения устройств.
Перечни основных работ, выполняемых с выключением и без выключения устройств СЦБ, и примеры оформления записей при выполнении данных работ указаны соответственно в Приложениях 1, 2 и 5 настоящей Инструкции.
Перечень работ на железнодорожной станции, выполняемых с разрешения дежурного по станции без оформления записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (форма ДУ-46, далее — Журнал осмотра), указан в Приложении 3 настоящей Инструкции.
1.6. Выключение устройств СЦБ производится без сохранения пользования сигналами. В обоснованных случаях выключение стрелок может производиться с сохранением пользования сигналами.
Основанием для выключения стрелок с сохранением пользования сигналами является письменный приказ начальника железной дороги.
Выключение устройств СЦБ, как правило, производится электромехаником СЦБ (а стрелок ключевой зависимости и электромонтером). При необходимости, выключать устройства могут старшие электромеханики СЦБ, начальники участков производства, а также руководители дистанции СЦБ в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
При выключении с сохранением пользования сигналами централизованных стрелок, стрелок, оборудованных стрелочными контрольными замками, сохраняется возможность открытия светофоров по маршрутам, в которые входят выключенные устройства, и при этом обеспечивается контроль положения и замыкания всех стрелок, входящих в маршрут, кроме выключенных. Проверка фактического положения, закрепления и запирания выключенных стрелок производится порядком, установленным в техническо-распорядительном акте (ТРА) железнодорожной станции. После такой проверки прием или отправление первого поезда по стрелке, выключенной с сохранением пользования сигналами, производится при запрещающем показании входного, выходного или маршрутного светофора, а последующих — по разрешающим показаниям этих светофоров (при этом на участках с автоблокировкой сигнальное показание зеленого огня на таких светофорах должно быть исключено) и со скоростью не более 40 км/ч.
Порядок выдачи предупреждения об ограничении скорости движения до 40 км/ч устанавливается начальником железной дороги.
Места и способ исключения зеленого огня для каждой железнодорожной станции утверждаются начальником (его заместителем) дистанции СЦБ.
При выключении устройств СЦБ без сохранения пользования сигналами возможность открытия светофоров и замыкания поездных маршрутов, в которые входят выключенные устройства, исключается. На аппарате управления и контроля ДСП или ДНЦ (далее — аппарат управления) контролируется положение всех стрелок и состояние участков пути , кроме выключенных. Движение поездов по маршрутам, в которые входят выключенные устройства, производится при запрещающих показаниях светофоров. При этом проверка фактической свободности участка пути, положения, закрепления и запирания каждой стрелки в маршруте производится в порядке, установленном для этих случаев в Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации и в ТРА железнодорожной станции.
Под аппаратом управления подразумевается техническое средство, обеспечивающее управление и контроль устройств СЦБ с одного рабочего места (автоматизированное рабочее место (АРМ), пульт, табло, маневровая колонка и д. р.).
Под участками пути подразумеваются станционные пути, стрелочные и бесстрелочные участки, оборудованные рельсовыми цепями и/или устройствами счета осей.
1.7. Выключение стрелок с сохранением пользования сигналами производится электромехаником СЦБ (а стрелок ключевой зависимости на железнодорожной станции — электромехаником СЦБ или электромонтером) с согласия старшего электромеханика СЦБ и по регистрируемому в Журнале выключений устройств СЦБ (далее — Журнал выключений) разрешению диспетчера дистанции СЦБ.
Во всех случаях разрешение на выключение стрелок с сохранением пользования сигналами должно передаваться через дежурного по станции.
Для обеспечения безопасности движения и контроля за действиями работников всех причастных хозяйств при выключении стрелок с сохранением пользования сигналами и производстве работ на станции должен присутствовать начальник железнодорожной станции или лицо, его замещающее.
В пределах железнодорожной станции или района, управляемого одним дежурным по станции, разрешается одновременно выключать с сохранением пользования сигналами не более одной одиночной или двух спаренных стрелок. При этом стрелочный перевод с подвижным сердечником крестовины, оборудованный двумя или более электроприводами, считается как одна стрелка.
Если для ремонтных работ требуется выключить указанным способом большее число стрелок, то это может быть осуществлено с разрешения начальника железной дороги с одновременным установлением порядка движения поездов и обеспечения безопасности движения поездов, назначения ответственных лиц за своевременное окончание работ и безопасность движения.
Запрещается выключать стрелку с сохранением пользования сигналами при нарушении механической связи между остряками.
Выключение стрелок без сохранения пользования сигналами производится на срок:
до 8 ч — с разрешения начальника железнодорожной станции по согласованию с диспетчером поездным, а на участках с диспетчерской централизацией — с разрешения диспетчера поездного;
свыше 8 ч (до 5 суток включительно) — с разрешения заместителя начальника железной дороги (по региону);
свыше 5 суток — с разрешения начальника железной дороги.
1.8. Плановые работы, связанные с выключением устройств СЦБ, должны производиться в соответствии с графиками, утвержденными заместителем начальника железной дороги (по региону) на основании заявок руководителей работ.
В заявке, помимо времени продолжительности самих работ, должно быть определено время: на выключение устройств и систем СЦБ; на производство проверок устройств и систем СЦБ после окончания работ по заявке руководителя работ; на включение устройств и систем СЦБ.
Разрешением на производство работ является телеграфное распоряжение заместителя начальника железной дороги (по региону) или руководства железной дороги, в котором указываются цель и способ выключения, дата и время начала работ, на какой срок, ответственные лица за производство работ и за обеспечение безопасности движения поездов.
К таким работам относятся: замена электропривода, замена и ремонт сигнально-блокировочного кабеля и групповых кабельных муфт, замена монтажа электропривода, замена проходных, входных, выходных, маршрутных светофоров, маршрутных указателей рода тяги на железнодорожных станциях стыкования, ремонт и проверка ящиков зависимости с разборкой, замена питающих установок, пультов управления и табло, замена версий программного обеспечения модуля центрального процессора (управляющего вычислительного комплекса), замена версий программного обеспечения АРМ ДСП (ДНЦ), пуско-наладочные работы при вводе в эксплуатацию новых устройств СЦБ.
На работы, связанные с выключением устройств СЦБ, выполнение которых будет производиться в технологическое «окно» или свободное от движения поездов время, разрешения руководства железной дороги не требуется.
В любых случаях запрещается производить указанные работы на железнодорожных станциях без согласия дежурного по станции и без предварительной записи об этом руководителем работ в Журнале осмотра, на перегонах — без согласия диспетчера поездного. На участках с диспетчерской централизацией аналогичные работы должны производиться с согласия диспетчера поездного и после передачи станции на резервное управление.
Работы, выполняемые строительными и другими организациями, должны производиться без нарушения нормальной работы устройств СЦБ.
Для своевременного принятия необходимых мер выполнение работ такими организациями должно быть согласовано с начальником (заместителем) дистанции СЦБ не позже чем за 3 суток.
1.9. Выключение стрелок с сохранением пользования сигналами должно производиться в соответствии с техническими решениями, утвержденными установленным порядком.
Перечень схем (для МПЦ алгоритмов) выключения стрелок с сохранением пользования сигналами должен быть определен для каждой железнодорожной станции на основе технических решений и утвержден начальником дистанции СЦБ.
Источник: rykovodstvo.ru
Обеспечение безопасности движения поездов
Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. ЦШ-530 устанавливает порядок производства работ, обеспечивающий безопасность движения поездов при техническом обслуживании, ремонте и устранении неисправностей устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
При реконструкции, модернизации и строительстве устройств СЦБ, когда требования настоящей Инструкции не отражают отдельных вопросов безопасности движения, должна разрабатываться местная инструкция, регламентирующая порядок организации движения поездов в период проведения выше перечисленных работ, утверждаемая:
· для железнодорожных станций сортировочных и пассажирских, а также крупных грузовых и участковых (по перечню, установленному начальником железной дороги) руководством железной дороги;
· для остальных железнодорожных станций — начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений в составе железных дорог — руководством железной дороги.
Требования настоящей Инструкции обязательны для работников железнодорожного транспорта, связанных с техническим обслуживанием и контролем действия устройств СЦБ, пользованием ими, их строительством и реконструкцией. Перед допуском к самостоятельной работе данные работники испытываются в знании соответствующих разделов настоящей Инструкции.
Устройства СЦБ должны содержаться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) и Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
Все работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей устройств СЦБ должны выполняться с соблюдением требований Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, настоящей Инструкции, иных нормативных актов МПС России и в соответствии с утвержденными технологическими процессами и техническими указаниями по обслуживанию и ремонту.
Техническое обслуживание и ремонт устройств СЦБ должны производиться при обеспечении безопасности движения и, как правило, без нарушения графика движения поездов.
Выполнение плановых работ, связанных с прекращением действия устройств СЦБ, должно производиться, как правило, в технологические «окна», предусмотренные в графике движения поездов. При отсутствии таких «окон» должно предоставляться регламентированное время в порядке, установленном ПТЭ. В необходимых случаях нормальное пользование устройствами СЦБ прекращается путем их временного выключения в установленном порядке настоящей Инструкции.
Работы по техническому обслуживанию, устранению неисправностей, ремонту и замене устройств СЦБ на железнодорожной станции должны производиться с разрешения дежурного по станции с выключением или без выключения устройств.
Перечни основных работ, выполняемых с выключением и без выключения устройств СЦБ, и примеры оформления записей при выполнении данных работ указаны соответственно в приложениях 1, 2 и 5 настоящей Инструкции.
Перечень работ на железнодорожной станции, выполняемых с разрешения дежурного по станции без оформления записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (форма ДУ-46, далее — Журнал осмотра), указан в приложении 3 настоящей Инструкции.
Выключение устройств СЦБ может производиться с сохранением и без сохранения пользования сигналами.
Плановые работы, связанные с выключением устройств СЦБ, должны производиться в соответствии с графиками, утвержденными начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений в составе железных дорог — руководством железной дороги на основании заявок руководителей работ.
Разрешением на производство работ является телеграфное распоряжение начальника отделения железной дороги или руководства железной дороги, в котором указываются ответственные лица за производство работ и за обеспечение безопасности движения поездов.
К этим работам относятся: замена электроприводов, замена и ремонт сигнально-блокировочного кабеля и групповых кабельных муфт, замена монтажа электропривода, замена проходных, входных, выходных, маршрутных светофоров, маршрутных указателей рода тяги на железнодорожных станциях стыкования, ремонт и проверка ящиков зависимости с разборкой, замена питающих установок, пультов управления и табло, пуско-наладочные работы при вводе в эксплуатацию новых устройств СЦБ.
На работы, связанные с выключением устройств СЦБ, выполнение которых будет производиться в технологическое «окно» или свободное от движения поездов время, разрешения начальника отделения железной дороги или руководства железной дороги не требуется.
В любых случаях запрещается производить на железнодорожных станциях указанные работы без согласия дежурного по станции и без предварительной записи об этом руководителем работ в Журнале осмотра. На участках с диспетчерской централизацией аналогичные работы должны производиться только с согласия поездного диспетчера.
Работы, выполняемые строительными и другими организациями, в зоне расположения устройств СЦБ должны производиться без нарушения нормальной работы устройств СЦБ.
Выполнение работ должно быть согласовано не позже, чем за 3 суток с начальником (заместителем) дистанции сигнализации и связи для своевременного принятия необходимых мер.
При отказе в работе устройств СЦБ дежурный по станции обязан немедленно сделать соответствующую запись в Журнале осмотра, сообщить электромеханику СЦБ и дежурному инженеру дистанции сигнализации и связи, кроме того, при неисправности в рельсовых цепях и стрелочных переводах — дорожному мастеру или бригадиру пути, а при нарушении электроснабжения — дежурному энергодиспетчеру.
При отказе в работе устройств СЦБ на перегоне дежурный по станции сообщает об этом одновременно электромеханику СЦБ, дежурному инженеру дистанции сигнализации и связи и работнику службы пути железной дороги.
Впредь до устранения неисправности, проверки установленным порядком работы устройств СЦБ и соответствующих записей электромеханика СЦБ и работников причастных служб в Журнале осмотра дежурный по станции обязан обеспечить пропуск поездов в порядке, установленном Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. При этом дежурному по станции, а при диспетчерской централизации и поездному диспетчеру, независимо от поездной обстановки, запрещается пользоваться неисправными устройствами СЦБ (открывать входные, выходные, маршрутные и маневровые светофоры, переводить стрелки руководствуясь показаниями контрольных приборов), в том числе и тогда, когда до этих записей возобновится контроль свободности или занятости изолированных секций, положения централизованных стрелок или произойдут другие изменения показаний на пульте управления. Проверка фактической свободности пути или изолированного участка от подвижного состава, положения стрелок и приготовление маршрутов должны производиться в порядке, установленном Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и предусмотренным для таких случаев в ТРА железнодорожной станции.
При появлении ложной занятости пути или изолированного участка проверить фактическую свободность рельсовой цепи (в том числе если изолированный участок является в маршруте негабаритным участком) от подвижного состава, а также, не прекращая пропуска поездов, проверить отсутствие замыкания рельсовой цепи посторонним предметом. Если после проверки причина ложной занятости будет установлена и устранена, дежурному по станции разрешается возобновить пользование устройствами. О причинах нарушения нормального действия устройств СЦБ и их устранении дежурный по станции должен сделать запись в последней графе Журнала осмотра. Если причина не будет выяснена и устранена, то движение поездов по маршрутам, в которые входит такой изолированный участок или путь, должно производиться при запрещающих показаниях светофоров, а перевод соответствующих стрелок электрической централизации осуществляться с помощью вспомогательных кнопок, о срыве пломб с которых дежурный по станции должен сделать запись в Журнале осмотра. Перед каждым переводом такой стрелки дежурный по станции обязан убеждаться в свободности ее от подвижного состава.
Во всех случаях при приеме и отправлении поездов при запрещающих показаниях светофоров, после выполнения всех требований п.13.12 Инструкции по движению поездов и маневровой работе железных дорог Российской Федерации, дежурный по станции, кроме того, должен исключить с пульта перевод стрелок, входящих в маршрут способом, изложенным в Инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ на железнодорожной станции.
Электромеханик СЦБ, получив сообщение о нарушении нормальной работы устройств СЦБ, должен, как правило, прибыть к дежурному по станции и расписаться в Журнале осмотра с указанием времени прибытия. Если электромеханик СЦБ прибудет непосредственно в район расположения неисправных устройств, то он обязан сообщить об этом дежурному по станции, который должен отметить время его прибытия в Журнале осмотра. В последующем время своего прибытия для устранения неисправности электромеханик СЦБ подтверждает подписью.
Электромеханику СЦБ запрещается приступать к устранению неисправности устройств СЦБ на железнодорожной станции без согласия дежурного по станции и без записи в Журнале осмотра.
По прибытии к дежурному по станции или непосредственно в район расположения неисправных устройств СЦБ электромеханик СЦБ обязан определить, требуется ли выключение неисправного устройства из централизации (из зависимости), руководствуясь при этом перечнем работ, приведенным в приложении 1 к настоящей Инструкции.
Если для производства работ по устранению неисправности требуется выключить устройства СЦБ, то электромеханик СЦБ должен оформить это выключение в порядке, установленном приложением 5 к настоящей Инструкции.
Если устранение неисправности производится без выключения устройств СЦБ, то при наличии в Журнале осмотра записи дежурного по станции о неисправности и росписи электромеханика СЦБ о прибытии для устранения неисправности дополнительной записи в графе 3 Журнала осмотра электромеханик СЦБ может не делать.
При расположении устройств СЦБ на значительном расстоянии от помещения дежурного по станции запись об устранении неисправности и о вводе устройств СЦБ в действие, а также при необходимости запись о временном выключении этих устройств без сохранения пользования сигналами может заменяться регистрируемой в Журнале осмотра телефонограммой, передаваемой электромехаником СЦБ дежурному по станции, с последующей личной подписью электромеханика СЦБ в Журнале осмотра.
После устранения неисправности электромеханик СЦБ может ввести в действие устройства СЦБ, работа которых временно прекращалась, только после совместной с дежурным по станции практической их проверки и убедившись в исправности устройств СЦБ и правильности показаний контрольных приборов на пульте управления. Об устранении неисправности электромеханик СЦБ должен сделать запись в Журнале осмотра.
Время устранения и причину неисправности электромеханик СЦБ должен сообщить дежурному инженеру дистанции сигнализации и связи, а при его отсутствии — старшему электромеханику СЦБ.
Когда проверкой состояния устройств СЦБ причина неисправности, вызвавшая отказ, остается неустановленной, а работа устройств СЦБ восстановилась, электромеханик СЦБ должен сообщить об этом старшему электромеханику СЦБ или дежурному инженеру дистанции и, получив согласие, сделать лично или по телефону через дежурного по станции запись в Журнале осмотра о произведенной проверке, нормальной работе и возобновлении пользования устройствами СЦБ.
При наличии такой записи дежурный по станции должен возобновить пользование устройствами СЦБ.
Порядок взаимодействия работников служб пути, перевозок и дистанции сигнализации и связи при обнаружении во время проверки стрелок отставания остряка от рамного рельса или подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более и его устранении установлен в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 6 к настоящей Инструкции.
При взрезе стрелки дежурный по станции обязан прекратить движение по стрелке, сообщить поездному диспетчеру, сделать запись в Журнале осмотра, вызвать работников службы пути (дорожного мастера или бригадира пути) и электромеханика СЦБ для осмотра стрелочного перевода и устройств СЦБ. Переводить взрезанную стрелку с пульта управления и руководствоваться контролем ее положения запрещается.
Электромеханик СЦБ должен исключить ее перевод с пульта управления и контроль положения стрелки изъятием контрольных и рабочих предохранителей или дужек в линейной цепи, сделать об этом запись в Журнале осмотра, проверить состояние устройств СЦБ на стрелке(электропривода, стрелочного контрольного замка, гарнитуры) и определить необходимость выключения стрелки для ремонта устройств СЦБ.
До прибытия электромеханика СЦБ и осмотра им централизованной стрелки движение по ней (после соответствующей записи в Журнале осмотра работником службы пути об открытии движения) разрешается без сохранения пользования сигналами при условии закрепления остряков и запирании стрелки на закладку и навесной замок и при опущенной курбельной заслонке.
Запрещается при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, не выключенных установленным порядком, создавать искусственные цепи подпитки приборов с помощью установки временных перемычек, переворачивания реле или любым другим способом.
Установка временных перемычек допускается:
1) если они предусмотрены утвержденными техническими решениями (восстановление заблокированных цепей, выключение устройств и другие работы);
2) для выключения устройств СЦБ в случаях отсутствия путевого развития при вводе новых устройств в эксплуатацию, при реконструкции путевого развития, после внесения соответствующих изменений в техническую документацию в порядке, установленном Инструкцией по содержанию технической документации на устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
Временные перемычки должны быть длиной не менее 0,5 м, цветом отличаться от монтажа, выполнены без увязки в жгут и иметь бирку о назначении.
Управление с пульта устройствами СЦБ (стрелками, сигналами и др.) с целью проверки их действия должно производиться дежурным по станции, а на участках диспетчерской централизации — поездным диспетчером. Управление устройствами СЦБ при таких проверках электромехаником допускается лишь с согласия дежурного по станции (поездного диспетчера) и под его наблюдением.
Источник: studbooks.net
Работы производимые на пути и вблизи ж/д
Строительно-монтажные работы в условиях эксплуатации железных дорог должны производить с соблюдением условий, обеспечивающих безопасность движения поездов и полную безопасность работающих у железнодорожного пути людей, а также как правило, не нарушать графика движения поездов. При производстве строительно-монтажных работ обязательно соблюдение требований следующих инструкций и правил:
- — «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» от 04.06.2012 г. приказ № 162;
- — «Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ» от 04.06.2012 г. приказ №162;
- — «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ» от 04.06.2012 г. приказ №162;
- -«Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» от 29 декабря 2012 г. № 2790р;
- — «Правила по технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве»;
- — ПОТ РО-32-ЦП-652-99 «Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений»;
- — Правилами электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей, утвержденными ОАО «РЖД» 03.07.2008 N 12176.
- — СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
- -СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
- -«Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по содержанию и ремонту устройств СЦБ»;
- — «Инструкция по технике безопасности и производственной санитарии для электромехаников и электромонтеров сигнализации и связи железнодорожного транспорта»;
- — «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»;
- — «Инструкция по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) стреловых самоходных (железнодорожных, автомобильных, гусеничных, пневмоколесных)».
- — «Положение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» — N395р».
Руководителям работ, перед началом работ на путях или в непосредственной близости от них (на расстоянии 4,0 м от оси крайних путей или на соседних путях с нормальным междупутьем), согласовать с соответствующими службами ДВОСТ ж. д. место и время производства работ, средства оповещения о подходе поездов в порядке, установленном нормативной документацией (см. начало п. 8.2. данного ППР)
Ответственные представители причастных служб отделений ДВОСТ ж. д., назначенные Начальником железной дороги, для осуществления системы контроля качества, имеют право изымать наряды-допуски и выдавать предписания о прекращении дальнейшего производства работ подрядным организациям, ведущих работы с отступлениями от проектных решений, угрожающих безопасности людей и движения поездов, не получивших в установленном порядке разрешения, акта — допуска и наряда — допуска, утвержденными главным инженером отделения железной дороги.
Перед производством работ на объекте составить, согласовать с соответствующими инстанциями и утвердить местную инструкцию по технике безопасности. В инструкции уточнить, применительно к местным условиям, общие положения, привести конкретные правила поведения работающих, правила работы с ручным инструментом и механизмами, дать указания по ограждению мест сигналами и расстановке сигналистов, конкретизировать порядок прохода по путям. Утверждает местную инструкцию начальник строительной организации. Работникам занятым на работах, производимых на путях или в непосредственной близости от них, заблаговременно пройти обучение и инструктаж (по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и трудовому законодательству), изучить «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» от 04.06.2012 г. приказ № 162; «Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ» от 04.06.2012 г. приказ №162; «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ» от 04.06.2012 г. приказ №162; «Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» от 29 декабря 2012 г. № 2790р и должностные инструкции.
Ограждение мест сигналами и местоположение сигналистов производить, в соответствии с требованиями «Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ» от 04.06.2012 г. приказ №162; «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» от 29 декабря 2012 г. № 2790р. Установку и снятие переносных сигналов производить специально выделенными сигналистами по указанию руководителя работ. Снятие сигналов производить только после выполнения всего объема работ, при котором обеспечивается безопасный пропуск поездов по месту работ с установленными скоростями, при этом должны быть проверены состояние пути и соблюдение габарита.
При производстве работ на пути или в непосредственной близости от пути с применением электрических или пневматических инструментов и механизмов, издающих шум и ухудшающих видимость и слышимость сигналов, необходимо до начала работ подать заявку на выдачу предупреждений на поезд об особой бдительности и о подаче оповестительных сигналов при приближении к месту производства работ. У места производства работ выставить сигналистов, которые должны стоять возможно ближе к работающим, но так чтобы заблаговременно видеть подход поездов к месту работ. В случае необходимости выставить несколько сигналистов, дублирующих сигнал о приближении поезда и устроить автоматическую оповестительную сигнализацию с подачей громкого звукового сигнала для оповещения рабочих о приближении поезда, который не заглушается шумом работающих механизмов.
На участке производства работ руководителю работ указать каждому работнику куда он должен складировать инструменты, материалы, грунт и куда уходить с пути при приближении поезда. Во время производства работ он должен следить за тем, чтобы инструменты не мешали передвижению рабочих, строительные материалы были аккуратно сложены вне пределов железнодорожного габарита и не мешали работающим быстро сойти в сторону при приближении поезда.
При работе на пути, в период пропуска поездов по соседнему пути, работы прекратить и обеспечить габарит для безопасного пропуска поезда.
При производстве работ в непосредственной близости от пути с применением электрических или пневматических инструментов и механизмов, издающих шум и ухудшающих видимость и слышимость сигналов, необходимо до начала работ подать заявку на выдачу предупреждений на поезд об особой бдительности и о подаче оповестительных сигналов при приближении к месту производства работ. У места производства работ выставить сигналистов, которые должны стоять возможно ближе к работающим, но так чтобы заблаговременно видеть подход поездов к месту работ. В случае необходимости выставить несколько сигналистов, дублирующих сигнал о приближении поезда.
На участке производства работ руководителю работ указать каждому работнику, куда он должен складировать инструменты, материалы, грунт и куда уходить с пути при приближении поезда. Во время производства работ он должен следить за тем, чтобы инструменты не мешали передвижению рабочих, строительные материалы были аккуратно сложены вне пределов железнодорожного габарита и не мешали работающим быстро сойти в сторону при приближении поезда.
ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ РАБОТ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНЕЗАПНО ВОЗНИКШЕГО ПРЕПЯТСТВИЯ:
При обнаружении на участке производства работ внезапно возникшего препятствия (нарушения габарита приближения строений машинами и механизмами, сползании откосов насыпи и другие подобные нарушения) угрожающего безопасности движения поездов, которое невозможно ликвидировать своими силами и без угрозы движения подвижного состава мастер должен выполнить следующие мероприятия:
При отсутствии на месте необходимых переносных сигналов должен немедленно установить на месте препятствия сигнал остановки
(днем — красный флаг, ночью — фонарь с красным огнем).
При присутствии на месте работ сигналистов эксплуатирующей организации:
- – Необходимо отправить в одну сторону сигналиста, а в противоположную сторону рабочего, которые пройдя от места препятствия расстояние не менее 1200 м должны уложить петарды и остаться там, подавая сигналы остановки (днем — флагом или рукой, ночью огнем фонаря круговыми движениями), а самому оставаться на месте препятствия.
- – Если во время следования к месту укладки петард, будет услышан или замечен приближающийся поезд, то необходимо бежать навстречу поезду, подавая сигнал остановки любым способом, (днем — флагом или рукой, ночью огнем фонаря круговыми движениями), и уложить петарды в том месте, где успеет.
При отсутствии сигналистов:
- – Необходимо отправить в обе стороны рабочих, которые пройдя от места препятствия расстояние не менее 1200 м должны стоять и подавать сигналы остановки (днем — флагом или рукой, ночью огнем фонаря круговыми движениями), а самому оставаться на месте препятствия.
- – Если во время приближения к месту подачи сигнала, будет услышан или замечен приближающийся поезд, то необходимо бежать навстречу поезду, подавая сигнал остановки любым способом, (днем — флагом или рукой, ночью огнем фонаря круговыми движениями).
- – При одновременном приближении поездов с обеих сторон при препятствии для движения на обоих путях двухпутного участка необходимо бежать навстречу тому поезду, который раньше подойдет к месту препятствия.
- — Если вблизи находится работник железной дороги, имеющий при себе петарды и ручные сигналы, то обнаруживший препятствие работник или руководитель работ, на месте препятствия устанавливает сигнал остановки, после чего с прибывшим работником ограждают препятствие с обеих сторон петардами на расстоянии Б и остаются у петард в ожидании поезда.
- – Если вблизи находится второй работник железной дороги или лицо, не работающее на транспорте, то необходимо послать его за ближайшим бригадиром пути или дорожным мастером.
- – При наличии на перегоне средств связи (телефон, радио) следует по возможности использовать их для сообщения о случившемся дежурному по станции, поездному диспетчеру, дорожному мастеру или бригадиру пути.
Остановив приближающийся поезд, необходимо предупредить о препятствии машиниста. Место препятствия должно быть осмотрено совместно с машинистом (при отсутствии бригадира пути вопрос о возможности пропуска поезда решается машинистом).
– При препятствии на одном пути двух- или многопутного участка необходимо остановить поезд, следующий по соседнему пути, и заявить машинисту о наличии препятствия с указанием километра и пути.
Машинист этого поезда должен остановить встречный поезд и предупредить о наличии препятствия для движения. Этот же машинист обязан сообщить дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру о наличии (с указанием километра и пути) лопнувшего рельса или другого препятствия для движения. При наличии поездной радиосвязи сообщение об обнаружении препятствия машинист должен передать по радио дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру и машинисту поезда, следующего по смежному пути.
- – УКАЗАНИЕ по безопасности труда
- – при производстве СМР вблизи железнодорожных путей и прохода к месту проведения работ и по территории станции.
- – Для прохода работников по территории станции следует пользоваться установленными маршрутами либо широкими междупутьями, пассажирскими либо грузовыми платформами, пешеходными настилами (мостами) или идти по обочине земляного полотна. При этом надо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на путях, проявлять осторожность при преодолении препятствий в районе стрелочных переводов, предельных столбиков, стеллажей и ремонтных установок вагонного хозяйства, канав, лотков, водопоглощающих колодцев и других устройств и сооружений станционного хозяйства. Переходить пути надо под прямым углом, предварительно убедившись, что никакого движения по пути нет. Особую осторожность надо проявлять при выходе на пути из-за стоящего подвижного состава (поезда), около стрелочных постов (районов), пассажирских или грузовых платформ и других сооружений и устройств, ухудшающих видимость соседних с ними путей.
- – Запрещается переходить или перебегать через путь перед приближающим поездом (маневровым составом), пролезать под стоящими вагонами, переходить по автосцепным устройствам, а также между вагонами, стоящими ближе 10 метров друг от друга.
- – При необходимости перейти путь, занятый подвижным составом, во всех случаях надлежит пользоваться переходными площадками или обойти вагоны, стоящие на пути, не ближе 5 метров от крайнего вагона.
- – При переходе через путь нельзя становиться ногой на рельсы, ставить ногу между рамным рельсом и остряком стрелочного перевода или в желоба в корне остряка и крестовины.
- – До начала работы рабочий должен явиться в установленное время к месту сбора. Перед началом работы необходимо получить инструктаж руководителя работ о маршруте следования к месту работ и обратно, правилах безопасного производства работ, сходе с пути в установленные места, проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений. Работа неисправным инструментом запрещается.
- – Перед началом работы рабочие должны надеть спецодежду, спецобувь, сигнальный жилет желтого цвета, с нанесенным трафаретом на спину, указывающим принадлежность к организации и привести их в порядок (согласно приказа ЗАО «СУ-38» № 35 от 06.06.13 г.):
- – застегнуть на пуговицы обшлага рукавов;
- – заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали.
- – Спецодежду и спецобувь рабочий не должен снимать в течение всего рабочего времени.
- – Рабочие, получающие предохранительные приспособления и другие средства индивидуальной защиты (респираторы, противогазы, защитные очки) должны быть проинструктированы по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих приспособлений, а также практически обучены способам их применения.
- – О всех обнаруженных неисправностях инструмента, предохранительных приспособлений, средств индивидуальной защиты и других недостатках рабочий должен сообщить мастеру.
- – Проход от места сбора к месту работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица.
- – Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции, и.др. территорий, где проходят подъездные пути, должен осуществляться по маршрутам служебного прохода, указанным в инструкции по охране труда и с соблюдением требований, изложенных в ней.
- – Если невозможно пройти в стороне от пути или по обочине, допускается проход по пути с соблюдением особой осторожности. Идти следует по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания. Одновременно необходимо следить за движением поездов и выполнять указания руководителя, идущего сзади, и специально выделенного и проинструктированного рабочего, идущего впереди группы. Тот и другой ограждают группу сигналами остановки (днем — развернутым красным флагом, ночью — фонарем с красным огнем). В условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесистой или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель), кроме того, группу ограждают два выделенных сигналиста, один из которых следует впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы увидеть приближающийся поезд не ближе 500 м от идущей группы.
- – Сигналисты должны идти с развернутыми красными флагами, а ночью — с фонарями с красным огнем и ограждать идущую группу монтеров пути до тех пор, пока они не сойдут с пути. При приближении поезда сигналист обязан подавать сигналы группе до тех пор, пока она не сойдет с пути; если группа своевременно не сошла с пути, сигналист должен сойти с пути за 400 м от приближающегося поезда и подавать поезду сигнал остановки. В случаях, если сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м, должны выделяться промежуточные сигналисты.
- – Сигналистами назначаются рабочие по квалификации не ниже третьего разряда, выдержавшие установленные испытания и имеющие удостоверения сигналиста.
- – На двухпутном участке необходимо идти навстречу правильному движению поездов, помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению. На многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров.
- – Переходить пути следует под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава (локомотива, вагонов, дрезин и других транспортных средств).
- – Запрещается переходить и перебегать путь перед приближающимся составом или локомотивом.
- – Для перехода через путь, занятый вагонами, следует пользоваться переходными площадками. Обходить вагоны, стоящие на пути, разрешается не ближе 5 м от крайнего вагона. Нельзя пролезать под вагонами, протаскивать под ними инструмент, приборы и материалы, переходить по автосцепным устройствам и между вагонами, стоящими на расстоянии менее 10 м друг от друга.
- – При выходе на путь из-за стрелочных постов, платформ, путевых и других сооружений, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося состава, посмотрев вдоль пути налево и направо. При переходе через путь перед составом необходимо помнить о возможном приведении состава в движение, а также о движении поездов по соседнему пути.
- – При переходе через путь нельзя наступать на рельсы, становиться между рамным рельсом и остряком стрелки или между подвижным сердечником и усовиком.
- – Приступать к работам разрешается только по указанию руководителя работ после ограждения в установленном порядке места их производства.
- – Работа вблизи ж.д. путей должна производиться группой, состоящей не менее, чем из двух и не более, чем из шести рабочих, один из которых ведет наблюдение за движением поездов и не участвует в работе.
- – На раздельных пунктах, где нет постоянной маневровой работы, разрешается выполнять работы рабочему. При работе в одно лицо необходимо быть особенно бдительным, непрерывно следить за подходом поездов, располагаться лицом в сторону ожидаемого поезда правильного направления, не ослабляя внимания к движению поездов противоположного направления.
- – При приближении поезда на участке, где разрешено движение со скоростью не более 140 км/ч, необходимо сойти с пути на ближайшую обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса, когда поезд находится на расстоянии не менее 500 м. При проходе поезда по соседнему пути необходимо также сойти на ближайшую обочину земляного полотна на указанные в настоящем подпункте расстояния.
- – При производстве работ на закрытом для движения поездов перегоне в «окно» или при ограждении места работ сигналами остановки во время прохода поезда по соседнему пути работы прекращаются. Рабочие должны уйти с междупутья; сходить с пути, на котором производятся работы, не требуется.
- – После прохода поезда перед выходом на путь необходимо убедиться в том, что ни с одной, ни с другой стороны не идет поезд, локомотив или другая подвижная единица.
- – Работы на горочных, подгорочных и сортировочных путях, а также на стрелочных переводах этих путей должны выполняться только во время перерывов в маневровой работе после согласования с дежурным по станции или горке.
- – При работе в стесненных местах, где по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы выемок, а также на мостах, в тоннелях и снежных траншеях, рабочие должны быть внимательны к сигналам, подаваемым сигналистами, и знать, куда нужно уходить с пути при приближении поезда. Если высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы выемок, стенки снежных траншей протяженностью более 100 м не позволяют разместиться сбоку от пути, то к работам можно приступать только после ограждения места работ сигналами остановки.
- – В условиях плохой видимости и если выполняемая работа не требует ограждения сигналами остановки, монтеры пути должны следить за сигналами автоматической оповестительной сигнализации и действиями сигналистов.
- – Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, внутри рельсовой колеи и на междупутье, а также на стеллажи покилометрового запаса рельсов.
- – При подходе путевых машин необходимо отойти в сторону от пути на следующие расстояния от крайнего рельса:
- – при работе путеукладчика (кроме обслуживающей его бригады), электробалластера, снегоуборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа — на 5 м; при работе путевого струга — на 10 м;
- – при работе машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей — на 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей; при работе однопутных снегоочистителей — на 25 м.
- – Во время производства работ необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению и не находился под ногами.
- – На время перерыва в работе необходимо сходить с пути на обочину в сторону от крайнего рельса на расстояния
- – Во избежание поражения молнией нельзя прятаться под деревьями, прислоняться к ним, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам, деревьям) на расстояние менее 10 м. Опасно находиться во время грозы на возвышенных местах, открытых равнинах. Рекомендуется укрываться в закрытых помещениях, а при удаленности от них — в небольших углублениях на склонах холмов или откосах насыпей или выемок.
- – При грозе нельзя держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы.
- — При работе на электрифицированном участке рабочим необходимо соблюдать особую осторожность и не приближаться как самим, так и применяемым инструментом к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети и воздушным линиям ближе 2 м.
- – При обрыве проводов контактной сети или проводов линий электропередачи нельзя подходить к ним на расстояние ближе 8 метров, а также прикасаться чем либо то ни было к рельсам.
- – Запрещается дотрагиваться до кабеля, обнаруженного при производстве работ под
- – балластным слоем или в грунте. Работа в этом случае должна быть прекращена, и
- – рабочий обязан известить об этом руководителя работ.
Рис. 12.1 — Путевые сигнальные знаки.
Ограждение мест препятствий для движения поездов и производства работ на станциях
Источник: vuzlit.com