Безопасность крана в строительстве

Дата введения 2020-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 сентября 2018 г. N 112-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Правила безопасности работе на башенном кране

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2019 г. N 967-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34463.1-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2020 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 12480-1:1997* «Краны. Безопасная эксплуатация. Часть 1. Общие положения» («Cranes — Safe use — Part 1: General», NEQ)

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2020 год; поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2022 год, введенная в действие с 12.10.2021

Поправки внесены изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт является первой частью серии стандартов «Краны грузоподъемные. Безопасная эксплуатация» и устанавливает общие требования безопасности использования грузоподъемных кранов.

Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при разработке нормативных актов в области безопасного использования грузоподъемных кранов, эксплуатационных документов, а также при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, выбору схем для безопасной работы, безопасным способам управления, планированию работ, выбору кранов и грузозахватных приспособлений, способам монтажа и демонтажа, обслуживанию грузоподъемных кранов, а также подбору машинистов крана (крановщиков, операторов), стропальщиков и сигнальщиков.

Специальные требования к безопасной эксплуатации отдельных типов кранов могут не соответствовать общим требованиям и могут быть приведены в других стандартах серии.

Настоящий стандарт не распространяется на краны, установленные на плавсредствах (кроме тех, которые установлены на плавсредствах временно) и на ручные краны.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска безопасной эксплуатации кранов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 30934.1 (ИСО 9928-1:1990)* Краны грузоподъемные. Руководство по эксплуатации крана. Часть 1. Общие положения

* В Российской Федерации действует ГОСТ 34022-2016 «Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы».

ГОСТ 31271 (ИСО 4310:1981)** Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54767-2011 (ИСО 4310:2009) «Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний».

ГОСТ 31272.1 Краны грузоподъемные. Обучение крановщиков (операторов). Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33168 Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33709.2 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 2. Краны стреловые самоходные

ГОСТ 33709.3 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 3. Краны башенные

ГОСТ 33709.5 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33711.1 Краны грузоподъемные. Обучение персонала. Часть 1. Ответственный за безопасное производство работ с применением кранов

ГОСТ 33714.1 Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33715 Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация

ГОСТ 33718 Краны грузоподъемные. Проволочные канаты. Уход и техническое обслуживание, проверка и отбраковка

ГОСТ 34020 Краны грузоподъемные. Допуски для колес, рельсовых путей кранов и их грузовых тележек

ГОСТ 34466 Краны грузоподъемные. Требования к компетентности крановщиков (операторов), стропальщиков и сигнальщиков

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Решение защита прав долевое строительство

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1, ГОСТ 33709.2, ГОСТ 33709.3, ГОСТ 33709.5, ГОСТ 33711.1, ГОСТ 33714.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 компетентное лицо: Лицо, обладающее необходимыми практическими и теоретическими знаниями, а также необходимым опытом работы, достаточными для удовлетворительного выполнения своих обязанностей при эксплуатации грузоподъемных кранов и оборудования, используемого совместно с ними.

3.2 наниматель: Юридическое или физическое лицо, имеющее потребность в выполнении грузоподъемных операций.

Примечание — Организация-наниматель не обязательно является эксплуатирующей организацией (эксплуатантом).

3.3 рабочее состояние (рабочий режим): Состояние крана, при котором производятся подъемно-транспортные операции при разрешенных изготовителем условиях окружающей среды, а также при соблюдении требований безопасности, установленных изготовителем крана и нормативно-правовыми актами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

3.4 состояние простоя (нерабочий режим): Состояние крана, при котором кран находится в выключенном состоянии со свободными от груза грузозахватными органами и с соблюдением требований безопасности, установленных изготовителем крана и нормативно-правовыми актами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

3.5 центр тяжести груза: Точка, которая может рассматриваться как место сосредоточения общей массы груза, либо точка, относительно которой массы частей груза уравновешивают друг друга.

4 Управление эксплуатацией грузоподъемного крана

4.1 Система мер по безопасному производству работ краном*

* Приведенный перечень требований по безопасной эксплуатации является минимальным и может дополняться в соответствии с законодательством государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

4.1.1 Система мер по безопасному производству работ краном должна быть разработана вне зависимости от того, необходимо выполнить разовую грузоподъемную операцию или выполнить серию операций. Те же принципы должны применяться и в случаях, когда кран установлен стационарно (например в производственном цехе).

4.1.2 Не допускается использование кранов для размещения рекламных баннеров и растяжек на массовых мероприятиях, в развлекательных целях, в качестве аттракционов и опорных конструкций для них и т.п., а также для выполнения операций, не предусмотренных руководством по эксплуатации.

4.1.3 Система мер по безопасному производству работ кранами должна включать:

1) планирование операций (проекты организации строительства, проекты производства работ кранами, технологические карты погрузо-разгрузочных работ).

При планировании должны быть предусмотрены:

— выбор крана в соответствии с условиями работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовой характеристике крана), ветровой нагрузке и сейсмичности района установки;

— обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения крана к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

— соответствие условий установки и работы крана вблизи откосов котлованов (таблица 1);

— соответствие условий безопасной работы нескольких кранов и другого оборудования (например строительных подъемников), одновременно находящихся в месте производства грузоподъемных операций;

— расположение мест (площадок) и габаритов складирования грузов и подъездных путей;

— безопасное расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания работников, питьевых установок и мест отдыха;

Таблица 1 — Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при ненасыпном грунте

Источник: docs.cntd.ru

Безопасность при производстве работ кранами

Строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные, ремонтные и др. работы с применением кранов должны выполняться в строгом соответствии с проектами производства работ, технологическими картами, правилами и инструкциями по технике безопасности.

Лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, крановщики и стропальщики должны быть ознакомлены с ППРк (под роспись) до начала работ.

До начала производства строительно-монтажных работ следует:

  • установить порядок обмена сигналами между крановщиком и стропальщиками;
  • обеспечить работающих необходимым количеством промаркированных исправных грузозахватных приспособлений, тарой, средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и средствами механизации;
  • выделить крановщикам и стропальщикам схемы строповки, складирования грузов, список основных перемещаемых грузов с указанием их массы;

До начала производства строительно-монтажных работ необходимо проверить:

  • наличие и исправность средств коллективной и индивидуальной защиты, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
  • соответствие освещенности рабочих мест требованиям норм;
  • определить границы опасных зон, выставить необходимые сигнальные ограждения, при необходимости — наблюдающих.

Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, при снегопаде, дожде или тумане, при температуре ниже указанной в паспорте и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.

Читайте также:  Дата строительства нотр дам де пари

В процессе выполнения работ по перемещению грузов кранами необходимо обеспечить выполнение следующих требований.

В случае использования стрелового самоходного крана произвести его установку в соответствии с требованиями техники безопасности.

На месте производства работ, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе.

При перемещении грузов кранами стропальщики должны находиться со стороны, противоположной подаче груза, за пределами опасной зоны.

Подход стропальщиков к грузу разрешается только после зависания груза над местом предполагаемой установки на высоте 1 метр. После этого груз плавно, на малой скорости опускается в нужное место.

Во избежание раскачивания или вращения груза при его перемещении краном следует использовать оттяжки из пенькового или синтетического каната.

Перед подъемом, опусканием и во время перемещения груза, когда необходимо предупредить об опасности стропальщиков, машинист крана обязан подать звуковой сигнал.

Строповка должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 о .

Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке (на землю) транспортных средств.

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должна производиться только после определения его фактической массы.

Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов. Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей.

Поднимать груз следует плавно, без рывков, раскачивания и строго вертикально.

Подъем и перемещение груза производиться в две стадии. Сначала груз поднимается на высоту 200 — 300 мм, проверяется правильность строповки, равномерность натяжения стропов, действие тормозов крана. Только после этого подается сигнал о дальнейшем подъеме и перемещении груза.

При подъеме (опускании) груза стропальщик должен убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, штабелями, оборудованием.

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания груза.

По окончании работы или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.

Не допускается нахождение людей и проведение, каких либо работ в пределах перемещения грузов кранами, оснащенными грейфером или магнитом. Места производства работ такими кранами должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками.

Не допускается использование грейфера для подъема людей или выполнения работ, для которых грейфер не предназначен.

Не допускается перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены служебные, производственные или жилые помещения, где могут находиться люди. В отельных случаях по согласованию с органами госгортехнадзора может производиться перемещение грузов над перекрытиями служебных или производственных помещений, где могут находиться люди, после разработки мероприятий обеспечивающих безопасное выполнение работ. Эта работа выполняется под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ кранами запрещается:

Источник: ch4gaz.ru

Производство работ с использованием башенных кранов

Вопрос: Около дома, где я проживаю, установили башенный кран, для строительства торгового центра. Прошу Вас разъяснить, как определяются опасные зоны, и какие меры должны быть приняты строительной организацией для обеспечения безопасности жителей нашего дома при перемещении грузов башенным краном?

Ответ: Согласно пункту 6.1.5 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», при строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы которых определяются по приложению Г настоящих норм и правил, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного или временного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи нее, работы следует выполнять в соответствии с проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР), содержащими решение следующих вопросов, рекомендованных в приложении Ж, для обеспечения безопасности людей:

применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;

применение защитных сооружений — укрытий и защитных экранов.

В соответствии с пунктом К.5 приложения Ж СНиП 12-03-2001 в случае, если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов кранами и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:

а) вблизи мест перемещения груза краном:

рекомендуется оснащать башенные краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей;

скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;

Читайте также:  Как подразделяется транспорт обслуживающий строительство автомобильных дорог

перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, следует осуществлять с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение груза;

б) на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания:

по периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном;

зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.

В соответствии с приложением Г СНиП 12-03-2001 границы опасной зоны определяются от перемещаемого груза и не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому консольная часть крана и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка, при соблюдении требований действующих Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированы в Минюсте России 31 декабря 2013 г. № 30992 (далее – ФНП по ПС), могут перемещаться за пределами строительной площадки.

В соответствии с пунктом 101 ФНП по ПС, выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на опасных производственных объектах с применением ПС (в т.ч. грузоподъемных кранов) должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией, в соответствии с требованиями пунктов 159 — 167 настоящих ФНП.

Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР несет его разработчик.

Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР не допускается. Внесение изменений в ППР осуществляется разработчиком ППР.

Источник: www.gosnadzor.ru

Техника безопасности при работе крана

Соблюдение норм техники безопасности первоочередная задача при взаимодействии с любым оборудованием. Движущиеся части машин опасны для здоровья и жизни людей, если не относиться к ним с предельной осторожностью. Грузоподъемные высотные механизмы представляют особую угрозу при неумелом их использовании. Так техника безопасности при работе крана должна быть соблюдена строжайшим образом.

Техника безопасности при работе автокрана

Подъемная техника – работа без риска

Рабочие высокой квалификации – ресурс наиболее ценный во всех странах мира. Поэтому специалистами, разрабатывающими правила обращения с техникой, уделяется особое внимание нормам безопасности при работе с краном. К основным таким нормам во время управления машинами грузоподъемного назначения относят следующие:

  • Стационарный подъемный кран должен быть установлен на специальный фундамент, автомобильная крановая техника – выставлена на балансиры (аутригеры);
  • Поворотная часть не должна находиться ближе одного метра к строениям и другим объектам;
  • При функционировании грузоподъемной машины запрещено находиться в кабине автомобиля; и монтажная бригада обязаны иметь сертификаты, подтверждающие пройденное обучение и допуск к оборудованию;
  • Важно следить за температурной и ветровой обстановкой, где первая не должна выходить за пределы -20 — +40 градусов, порывы ветра не превышать 6 баллов;
  • Прежде чем использовать крановое оборудование после простоя длившегося более месяца, необходимо выполнить наладку всех систем;
  • Эксплуатация ночью оборудования должна проводиться с применением общего освещения территории и освещения при помощи фар;
  • Оператору запрещено хранить в кабине материалы горючего и взрывоопасного содержания, обогреваться непредусмотренной электропечью;
  • Система электроснабжения крановой установки должна иметь надежное заземление через замыкающее устройство с сопротивлением не более 4 Ом;
  • Нельзя проводить грузоподъемные операции, находиться в кабине или вблизи крановой установки во время грозовой активности;
  • В операторскую кабину воспрещается категорически заходить всем, кроме непосредственно крановщика.

Нормы управления автокраном

Операции на высоте – нормы безопасности

Техника безопасности при работе крана на высоте предписывает правила:

  • Все работы стационарным краном обязана выполнять группа сотрудников из 4 человек: крановщик, электрик, механик по болтам, механик по гидравлике;
  • Монтаж на высоте проводят при естественном дневном освещении либо ночью при полном электрическом;
  • Запрещено выполнять действия на высоте, если порывы ветра превышают 4 балла, а также оставлять нагруженной стрелу при неблагоприятной ветровой обстановке;
  • Высотные работы начинаются с тщательной проверки всех узлов и систем кранового оборудования, а также состояние подводящего кабеля;
  • Грузоподъемную машину полностью останавливают, если в процессе обнаружены малейшие неполадки, дефекты и другие неблагоприятные факторы.

Управление краном с точки зрения техники безопасности

Есть основные правила, которые должен выполнять крановщик:

  • Поднимать грузы только известной массы;
  • Перемещать хорошо закрепленные грузы;
  • Следить, чтобы под стрелой и грузом не находились люди;
  • Работать только совместно с монтажной бригадой, следя за сигналами бригадира;
  • Немедленно останавливать крановое оборудование по сигналу «Стоп»;
  • Запрещено поднимать людей на грузе либо крюке;
  • Расположение крана под линией электропередач запрещено, поднимать груз разрешается на расстоянии не ближе чем 30 метров от провода;
  • Запрещено следовать сигналам, противоречащим технике безопасности.

Обязательное наличие удостоверенияПроверка приборовВыполнять все действия не нарушая техники безопасностиСоблюдать все правила безопасностиИзучение всех правил работыКрановщик должен ознакомится с весом поднимаемого грузаПеред поднятием груза изучить его грузоподьемностьСовместная работа крановщика со стропальщикомСоблюдение крановщиком сигналов стропальщикаПравила зацепки грузаСоблюдать все схемы строповки грузовСигнальщик для помощи крановщику и стропальщикуПосле окончания работы выключить все приборы

Видео : П.П.Р.-для стропальщика и крановщика

Источник: avtokrany.guru

Рейтинг
Загрузка ...