Письмо от 2.09.2015 г. № 09-01-04/5649 О ВИДАХ РАБОТ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Вместе с тем Ростехнадзор рассмотрел обращение о видах работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, и в рамках своей компетенции сообщает.
Застройщику, заказчику о начале строительства объекта капитального строительства.
Согласно требованиям части 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) саморегулируемая организация обязана разработать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, перечень которых утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее — Перечень видов работ), в отношении видов работ, отнесенных решением общего собрания этой саморегулируемой организации к сфере своей деятельности, которые в соответствии с частью 4 указанной статьи не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов.
Частью 9 статьи 55.5 ГрК РФ установлено, что минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 N 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов» и содержат повышенные квалификационные и иные требования к индивидуальному предпринимателю, работникам индивидуального предпринимателя или работникам юридического лица.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования отнесены к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства.
Объекты капитального строительства
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования является технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Вместе с тем по смыслу статьи 1 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ, трамвай является объектом городского наземного электрического транспорта.
Таким образом, по мнению Ростехнадзора трамвайные пути, в том числе линии скоростного трамвая, не могут быть отнесены к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, следовательно, к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства, определенным частью 1 статьи 48.1 ГрК РФ.
Согласно главе 2.6 «СБЦП-2001-03. СБЦП 81-2001-03. СБЦП 81-02-03-2001. Государственные сметные нормативы Российской Федерации. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве.
Объекты жилищно-гражданского строительства», утвержденного приказом Минрегиона России от 28.05.2010 N 260, к объектам жилищно-гражданского строительства отнесены, в том числе, научно-исследовательские учреждения, проектные и конструкторские организации, в состав которых могут включаться цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ) и подлежащие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом следует отметить, что указанные научно-исследовательские учреждения, проектные и конструкторские организации могут включать в себя как одно здание, так и комплекс зданий и сооружений.
В то же время указанный справочник базовых цен не устанавливает технических норм к проектированию, строительству, эксплуатации, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта. Такие нормы установлены Федеральным законом N 116-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
На основании вышеизложенного следует, что проектирование научно-исследовательских учреждений, проектных и конструкторских организаций, в состав которых могут включаться цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, должно осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности, которое не содержит требований к проектированию объектов жилищно-гражданского строительства. Строительство таких объектов производится в рамках строительства опасного производственного объекта также с учетом требований законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности.
ИсточникОбеспечение безопасности строительных объектов
Вопросы безопасности строительных объектов в последние годы находятся в центре внимания архитекторов и инженеров. Прежде всего, это связано с участившимися случаями аварий строительных объектов. На этот неблагоприятный фон наложилась нормативная неопределенность, связанная с принятием Закона «О техническом регулировании».
В концентрированном виде тревожность ситуации отражена в обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Правительство от 10 марта 2006г, которое так и называется «О неотложных мерах по обеспечению соблюдения требований безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений, сооружений»
Госдума, своим обращением в Правительство, подчеркнула значение надежности зданий и сооружений как основного фактора обеспечения безопасности среды обитания. Участившиеся случаи разрушения зданий, повлекшие за собой человеческие жертвы, Госдума в своем обращении связывает с двумя факторами:
1. Неудовлетворительным положением в области контроля и надзора за соблюдением требований по безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений и сооружений.
2. Отсутствием технических регламентов о безопасности строительных объектов. Для выправления создавшегося положения Дума просит Правительство поручить усилить контроль и надзор за соблюдением требований безопасности и ускорить разработку технических регламентов.
Закон установил последовательность разработки регламентов: сначала общий регламент, затем, относительно тех планок, который он определит – специальные (ст.8.п.5).
Цитируем Закон: — «Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем видам продукции, процессам производства и т.д. в отношении которых цели, определенные для технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов». Тем не менее, разработка общих и специальных регламентов идет параллельно.
В настоящий момент разработаны проекты двух технических регламентов, один, так называемый, общий «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий» (разработчик – Московский Государственный строительный университет) и другой, специальный технический регламент «О безопасности строительных материалов» (разработчик- Белгородский технологический университет им. Шухова). Несмотря на упомянутое требование Закона никакой связи между общим и специальным регламентом нет. В общем регламенте из строительных материалов, как объект технического регулирования, упомянуты только остекление и теплоизоляция.
Все это свидетельствует, к сожалению, о запутанности ситуации в области разработки технических регламентов. Отсутствует ясность и их иерархии.
Неизвестно сколько должно быть технических регламентов, и каких. По словам руководителя Департамента Регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона Ю.А. Перелыгина (см. журнал «Строительство», №9, 2006, стр. 6) «техрегламентов, которые должны разрабатывать профессиональные сообщества, может быть не менее 5000). Между тем, за четыре года, прошедшие после принятия Закона «О техническом регулировании», Думой не принято ни одного регламента.
Ст. 46 Закона постулирует, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части целей, определенных техническими регламентами, в том числе защиты жизни и здоровья граждан.
Между тем, строительная деятельность по самой своей сути, как созидающая и поддерживающая человеческую среду обитания, направлена на защиту жизни и здоровья граждан и иных целей не имеет.
Естественно, эти же цели положены в основу всей системы технического регулирования строительства через существовавшее в течение десятилетий обязательное применение требований государственных стандартов (ГОСТ) и Строительных норм и правил (СНиП), которые оказались за рамками той структуры документов, которую определил упомянутый Закон.
Отменен СНиП 10-01 «Система нормативных документов в строительстве», что добавило сомнений в легитимности нынешнего массива строительных норм и правил. Ведут к дезавуированию системы СНиП и заявления, что «ГОСТы , СНиПы и другие НД совсем не актуальны для потребителей строительной продукции в рыночных отношениях» (см. В.И. Теличенко, М.Ю. Слесарев, Е.А.
Король «Проблемы и решения технического регулирования в строительстве», Сборник материалов четвертой международной научно-практической конференции «Современные системы и средства комплексной безопасности и противопожарной защиты объектов строительства», Москва, 2006, стр. 70-71).
Практика требует корректировки Закона «О техническом регулировании», что пока весьма проблематично, хотя очевидна несостоятельность тех искусственных концепций, которые обозначены в Законе касательно технического нормирования строительной отрасли.
В упомянутом обращении Думы указывается, что соблюдение требований технических регламентов должно обеспечить безопасность строительных объектов.
Выполнение требований несуществующих технических регламентов требует Градостроительный кодекс, Положение об осуществлении государственного строительного надзора, другие документы. Таким образом, технические регламенты уже ведут свою виртуальную жизнь.
Закон игнорирует специфику строительной деятельности и разработчики технических регламентов, стремясь выполнить требования, изложенных в действующей редакции этого Закона, сталкиваются с непреодолимыми трудностями.
Так статья 7 Закона требует, чтобы обязательные требования регламента должны быть исчерпывающими.
Нормативная база современного строительства – это сотни документов, СНиП’ов, сводов правил, СанПИН’ов, ГОСТ’ов и т.д. и, практически, все документы касаются обеспечения разных видов безопасности: механической, пожарной, биологической, химической и т.д.
Образно говоря, все строительное нормирование – это один большой технический регламент. Практически невозможно отделить в этих документах положения, имеющие отношения к безопасности от положений, отношения к безопасности не имеющих и в исчерпывающей форме, как это требует Закон, изложить их в регламенте.
Применительно к строительным объектам неадекватным является и понимание Законом безопасности как отсутствия недопустимого риска. Риск — это вероятностная величина, и разработка численных значений рисков для зданий в обозримой перспективе нереальна. Если для прочностных характеристик строительных материалов есть вероятностные критерии обеспеченности их расчетных значений, то для их стойкости во времени при различных агрессивных воздействиях критерии обеспеченности еще только разрабатываются, и в нормах отсутствуют.
Разработчики регламентов находятся между необходимостью выполнения двух противоречащих друг другу требований Закона (глава 2. ст.7). С одной стороны требования технического регламента должны быть, как уже говорилось, исчерпывающими, а с другой, иметь в то же время прямое действие. В чем тут противоречие?
Для иллюстрации приведем пример такого исчерпывающего требования в виде одного из положений Евродирективы 89/106 «О строительной продукции» о том, что в процессе строительства или эксплуатации, действующие на сооружение нагрузки не должны вызывать деформации несущих элементов недопустимой величины. При этом никаких конкретных величин этих деформаций в директиве не приводится. То есть это требование не имеет прямого действия и его выполнение реализуется через процедуры проектирования на базе соответствующих стандартов, где уже указаны численные ограничения. Требование « прямое действие» нашего Закона означает, что, либо конкретные численные характеристики должны быть приведены в самом техническом регламенте, либо он должен содержать ссылки на соответствующие стандарты. Ссылки на стандарты, по мнению Департамента технического регулирования Минпромэнерго (государственного заказчика разработки всех технических регламентов), недопустимы, ибо в этом случае воспроизводится существовавшая система технического нормирования, которую Закон как раз отменил (статья 46).
Если технические характеристики записывать в самом техническом регламенте, получаются фолианты в сотни страниц, непригодные для практического использования. А самое главное, технические характеристики становятся Законом, что абсурдно, так как Закон, по сути, это не технический, а правовой документ
Таким образом, есть ряд причин, почему технические регламенты до сих пор не разработаны и реальная перспектива их разработки весьма туманна.
В сложившейся ситуации потребность в концептуальном документе, в котором были бы изложены требования по обеспечению надежности и безопасности строительных конструкций, возросла многократно.
ЦНИИСК им. Кучеренко, ныне филиал ФГУП «НИЦ «Строительство», с участием ряда других организаций, разработал проект СНиП «Надежность строительных конструкций и оснований», основные положения которого публикуются для широкого обсуждения, в настоящем номере газеты.
СНиП устанавливает общие принципы обеспечения надежности конструкций и оснований и сооружений и его требования следует учитывать при разработке технических регламентов, других нормативных документов и стандартов, регламентирующих проектирование, возведение и эксплуатацию строительных объектов. Документ гармонизирован с Евродерективой 89/106 от 21 декабря 1988 г. «О строительной продукции», Евростандартом EN 1990 (Еврокод 0) «Основные принципы строительного проектирования» и стандартом ISO 2394 «Основные принципы обеспечения надежности конструкций».
Безопасность строительства |
Новости https://elport.ru/articles/obespechenie_bezopasnosti_stroitelnyih_obyektov» target=»_blank»]Источник[/mask_link]
Кто отвечает за безопасность на строительной площадке?Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский на отраслевом совещании по вопросам охраны труда и предотвращения несчастных случаев на производстве в Правительстве Сахалинской области поднял вопрос фактического игнорирования положениями статьи 60 Градостроительного Кодекса РФ. В ней регламентированы обязательства собственника реконструированного или капитально ремонтируемого здания/сооружения или технического заказчика при строительстве объекта капитального строительства касаемо выплат компенсаций потерпевшему работнику при причинении среднего и тяжкого вреда здоровью или его смерти в связи нарушением требований безопасности при строительстве объекта. По информации Госинспекции труда, наибольшее количество случаев травматизма в Сахалинской области приходится на отрасли рыболовства и строительства. Основными факторами, которые привели к травмированию работников, — это падения с высоты, удары и защемления пострадавших. Причины несчастных случаев носят организационный характер — неудовлетворительная организация работ, нарушение технологического процесса. Ведущий советник Агентства по труду и занятости населения Светлана Ногина сообщила, что в начале 2021 года вступают в действие обновлённые обязательные Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте. Поэтому всем заказчикам и подрядчикам необходимо изучить нововведения, привести все внутренние документы и процедуры в соответствие этим Правилам. По сообщению Фонда социального страхования, объем финансового обеспечения предупредительных мер в 2020 году увеличен до 78,9 млн. руб. (2019 год – 51 млн. руб.) и количества обратившихся страхователей до 479 организаций (2019 год – 209 организаций), из которых 427 получили разрешение на финансирование. При этом практически все строительные компании Сахалина не пользуются услугами фонда. В связи с этим, Ассоциации «Сахалинстрой» было рекомендовано направить сведения о своих членах в Фонд для определения возможного размера финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний членов саморегулируемой организации. В 2020 году на строящихся объектах в Сахалинской области произошло несколько нечастных случаев различной степени тяжести и последствиями. И генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский обратил внимание участников совещания на изменения в Градостроительном Кодексе РФ. Действующие части 1 и 3 статьи 60 Градостроительного кодекса РФ по существу являются специальной нормой права, устанавливающей прямую специальную субъектную ответственность застройщика или технического заказчика за немедленную выплату компенсаций пострадавшему в случае причинения вреда вследствие нарушения требований безопасности при строительстве или капитальном ремонте, сносе объекта капитального строительства. В этих нормах законодатель чётко прописал, кто и в каком размере должен выплачивать компенсации при различных последствиях происшедших несчастных случаях. Однако, по настоящее время в Российской Федерации нет практики выплат компенсаций определёнными в законе лицами, нет действующего регламента, в какие сроки, например, застройщик должен выплатить 1, 2 или 3 млн рублей пострадавшему или его семье. Валерий Мозолевский считает, что застройщик или технический заказчик обязаны выплатить компенсацию не позже двух-трех дней после произошедшего, не увязывая с расследованием причин и нахождения конкретных виновников несчастных случаев. – Человеческая жизнь и судьба семьи пострадавшего – намного важнее. Законодатель данной новацией ввёл в строительстве такие же защитные механизмы, как и при, например, обрушения части жилых домов, трагедии в шахтах или авиакатастрофах. И это правильно. Данная норма введена с почти 10 лет назад, но фактически не работает, что непонятно, – прокомментировал руководитель Ассоциации «Сахалинстрой». Далее Валерий Мозолевский проинформировал, что в 2020 году контрольный комитет СРО провел более 400 проверок строящихся объектов. Наряду с выездами на строительные площадки, где выполняли работы члены Ассоциации, инспекторы контрольного отдела и координатор общественного контроля постоянно пользовались фото и видеофиксацией выполнения контрактов, размещаемых на сайте Министерства строительства и в цифровой платформе строительных сервисов Сахалинской области. Контролёры Ассоциации всегда на связи с Главными инженерами проектов, и, когда выявляются риски неисполнения графиков строительства, организуют электронные площадки взаимодействия в WhatsApp, куда подключаются представители заказчика, проектировщика, Ассоциации, подрядчика для оперативного решения проблем, в том числе и охраны труда. В текущем году для обеспечения контроля исполнения норм охраны труда на строительных объектах области со стороны заказчиков ОКУ «Дирекция по строительству» по заданию Правительства разработало проверочные чек – листы. Они будут использованы инспекторами технических заказчиков разной подчинённости при проверке соблюдения правил охраны труда и культуры производства на объектах строительства и капитального ремонта области. Правительство области постоянно требует обеспечения охраны труда в строительстве от областных заказчиков (ГРБС) и их технических заказчиков, установления в контрактах строгой ответственности подрядчиков, в том числе и в виде штрафов за неисполнение обязательств, установленных контрактом, по обеспечению безопасности работающих на объектах строительства. По предложению Ассоциации «Сахалинстрой» региональное министерство цифровизации сейчас модернизирует этот инструмент для мобильной версии с интеграцией результатов проверок норм техники безопасности и охраны труда в цифровую платформу строительных сервисов. Это позволит анализировать состояние охраны труда по разным фильтрам (ГРБС, заказчики, муниципалитеты, подрядчики, СРО строителей и прочие). Мобильный ресурс также ускорит проверки инспекторов отдела контроля Ассоциации «Сахалинстрой». — Было предложено выделить в проверочном листе красную и желтую зоны соблюдения требований охраны труда на объектах строительства, для применения мер быстрого реагирования и устранения нарушений. Считаем, что при выявлении нарушений в красной зоне общих «Чек листов» наступает необходимость останавливать работы на объекте строительства до полного устранения грубых нарушений, которые могут привести к тяжёлым последствиям. При нарушении требований охраны труда в чек-листах по отдельным видам работ необходимо заказчиком устанавливать срок устранения нарушений и контролировать исполнение, — предложил Валерий Мозолевский. Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Сахалинской области Лариса Гук поддержала Ассоциацию «Сахалинстрой» по вопросу немедленной выплаты компенсаций по 60-й статье ГрадКодекса РФ и применения на объектах проверочных листов по охране труда, а также проработать вопрос о заключении соглашения между Ассоциацией и инспекцией о взаимодействии в рамках обмена информацией по вопросам охраны труда. Участники совещания одобрили предложение Валерия Мозолевского: предоставить доступ к платформе строительных сервисов Сахалинской области для представителей Государственной инспекции труда в Сахалинской области и агентства по труду и занятости населения Сахалинской области. ИсточникМЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТАСектор пожарной безопасности Капитальный ремонт объектов капитального строительства — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Содержание раздела • Система обеспечения пожарной безопасности • Противопожарные расстояния между проектируемыми и существующими зданиями и сооружениями. • Описать и обосновать размещение пожарных гидрантов относительно проектируемого здания и автомобильных дорог. • Описать и обосновать сеть наружного пожаротушения (кольцевая или тупиковая, напоры в сети минимальные и максимальные). • Описать и обосновать допустимость устройства пожарного водоема вместо наружного противопожарного водопровода. • Рекомендации: если проектирование наружного противопожарного водопровода не предусмотрено заданием на проектирование, и используются существующая сеть с гидрантами, она должна приводится в соответствие с требованиями нормативных документов. Примечание: В настоящем проекте капитального ремонта не предусмотрено проведение работ по наружному противопожарному водоснабжению, по проездам и подъездам для пожарной техники (ст.4 ч.4 № 123-ФЗ). Отсутствует описание и обоснование проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению: • Описать и обосновать количество подъездов к зданию. Для зданий и сооружений не обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники: • расстояние от внутреннего края проездов до стен зданий и сооружений запроектировано с нарушением требований; • в графической части не указаны въезды (выезды) на территорию и пути подъезда к объектам пожарной техники. • Описание и обоснование принятых конструктивных решений для достижения требуемых пределов огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности. • Описание и обоснование встраивания, пристраивания помещений (части здания) различных классов пожарной опасности. • Описание и обоснование выделения помещений производственного и складского назначения, в том числе насосных, электрощитовых, вентпомещений и др. • Описание и обоснование конструктивного исполнения лестничных клеток (наружные стены, оконные проемы), межэтажных поясов. • Выделение коридоров (например, офисное здание более 28 м), в том числе по длине, лифтов, холлов, вестибюлей, пожаробезопасных зон, вент. шахт, устройство тамбур-шлюзов. Конструктивные решения наружных стен и проемов лестничных клеток по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара • Эвакуационные лестницы из подвала не обеспечены самостоятельным выходом непосредственно наружу, выполнены сообщающимися с эвакуационными лестничными клетками наземной части здания (ст.89 № 123-ФЗ). • Ширина выходов на лестничные клетки предусмотрена более ширины лестничных маршей (п.4.4.1 СП 1.13130.2009). • Допускается уменьшение ширины площадок (маршей) лестничных клеток дверьми в открытом положении (п.4.4.3 СП 1.13130.2009). • Ширина площадок лестничных клеток предусмотрена менее ширины лестничных маршей (п.4.4.3 СП 1.13130.2009). • Лестничные клетки не имеют выходов наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями (п.4.4.6 СП 1.13130.2009, ст. 89 № 123-ФЗ). для объектов производственного и непроизводственного назначения. • Помещений с единовременным пребыванием 50 и более человек не обеспечены двумя рассредоточенными эвакуационными выходами шириной не менее 1,2 м. • Допускается устройство на путях эвакуации турникетов, раздвижных и подъемно-опускных дверей (ст.89 № 123-ФЗ). • Не обеспечена незадымляемость наружных переходов ведущих в незадымляемые лестничные клетки типа Н1 в соответствии с требованиями п.8.3 СП 7.13130.2013, п.4.4.9 СП 1.13130.2009. • Допускается эвакуация людей при пожаре по открытым лестницам 2-го типа, соединяющим подвальный и 1-й этажи (более двух наземных этажей), а также через помещение, в котором размещена не эвакуационная открытая лестница 2-го типа (ст.89, ч. 14 № 123-ФЗ). • Предусмотрена эвакуация по коридорам с выходом из лифтовых шахт с ограждающими конструкциями, не отвечающими требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам (ст.89 № 123-ФЗ) и т.д. • Описание и обоснование размещения наружных пожарных лестниц относительно проемов, в том числе оконных. • Устройство и исполнение лифтов и лифтовых холлов для транспортирования пожарных подразделений (при необходимости). • Конструктивное исполнение наружной пожарной лестницы не соответствует требованиям п. 4.4.2 СП 1.13130.2009. • Не предусмотрено устройство проходов из технических помещений к лестничным клеткам по кровле здания в соответствии с требованиями п.4.3.5 СП 1.13130.2009, п.5.4.15 СП 2.13130.2012. • Не предусмотрено устройство выходов на кровлю в соответствии с требованиями раздела 7 СП 4.13130.2013, ст. 90 № 123-ФЗ. • Перед лифтами на подземных уровнях не запроектированы тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре ст.88 ч. 20 № 123-ФЗ. • Лифты для перевозки пожарных подразделений (МГН) не соответствуют требованиям ст.89 ч.15 № 123-ФЗ, ГОСТ Р 53296-2009. • Помещения пожарного поста с круглосуточным дежурством и насосной станции внутреннего противопожарного водопровода, не отвечают требованиям п.13.14.12, п.13.14.11 СП 5.13130.2009. • Рекомендации: представлять обоснование принятых категорий, чтобы избежать дополнительных вопросов. • Перечень оформляется в виде таблицы, где отмечаются помещения, где предусматриваются системы АПС или АУПТ. • Допущения: при большом количестве помещений (торговые центры, жилищные комплексы, бизнес-центры) допускается приводить перечень помещений, которые не оборудуются АПС и АУПТ. Примечание: Перечень помещений, оборудованных АПС и АУПТ, определяется согласно СП 5.13130.2009 (приложение А). • Описание и обоснование принятой интенсивности орошения, расхода, площади, продолжительности подачи огнетушащего вещества. • Организация зон контроля АПС. • Обоснование выбора типа СОУЭ. • Описание и обоснование принятых расходов на ВППВ с учетом высоты компактной струи. • Обоснование необходимости устройства противодымной защиты (системы приточной и вытяжной вентиляции, незадымляемых л.к.). • Описание и обоснование устройства компенсации системы дымоудаления (механической или естественной). к) описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритма работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии) • Взаимодействие систем противопожарной защиты с инженерными системами здания (например, противопожарные клапаны, отключение общеобменной вентиляции). • Алгоритм работы систем противопожарной защиты (например, открывание клапана ДУ, включение насосов, опускание лифта на первый этаж, поэтапная эвакуация и др.). • Описание организационно-технических мероприятий относительно объекта проектирования (разработка планов эвакуации, незагромождение эвакуационных выходов, установка пожарных огнетушителей и др.). Примечание: Описание и обоснование организационно-технических мероприятий выполнять в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме». • Анализ пожарной опасности здания (в том числе краткая характеристика объекта, наличие СППЗ и их соответствие нормативным документам по пожарной безопасности (п.14, 15 Методики). • Построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития (в том числе выбор сценария пожара, описание расчетного метода, построение полей ОФП и определение количественных показателей). • Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития (в том числе описание расчетного метода, расчет эвакуации и определение количественных показателей). • Расчет величины индивидуального пожарного риска. Федеральный закон №123 определяет, что нормативное значение пожарного риска должно составлять не менее Qн =1∙10-6 Kап,i – коэффициент, учитывающий соответствие установок автоматического пожаротушения требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, Kп.з,i — коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара. Основные расчетные формулы Скорость перехода на следующий участок: Интегральный метод – прогноз средних значений параметров состояния среды в помещении для любого момента развития пожара. Зонная модель – прогноз размеров характерных пространственных зон, возникающих при пожаре в помещении и средних значений параметров состояния среды в этих зонах для любого момента развития пожара. Примеры зон – припотолочная область, восходящий на очагом горения поток нагретых газов и область незадымленной холодной зоны. Полевая модель – прогноз пространственно-временного распределения температур и скоростей газовой среды в помещении, концентраций компонентов среды, давлений и плотностей в любой точке помещения. • применение дополнительных объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; • устройство дополнительных эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; • применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) от воздействия опасных факторов пожара; • ограничение количества людей в здании или сооружении до значений, гарантирующих безопасность их эвакуации из здания или сооружения при пожаре; Источник
Загрузка ...
|