Благоустройство жилых территорий: основные виды работ
Благоустройство жилых территорий напрямую влияет на комфорт жизни и удовлетворенность ею людей в населенном пункте. От качества проведенных работ будет зависеть экологическая обстановка, безопасность на дорогах и дворах, а также стоимость недвижимости.
Деятельность в этой области регулируются законодательством и должна отвечать ряду требований. В этой статье мы расскажем, что входит в понятие благоустройства жилых территорий и разберем особенности этих работ в отношении к многоквартирным домам.
Понятие и требования к благоустройству жилых территорий
Благоустройство представляет собой взаимосвязанные процессы по улучшению муниципального образования или его отдельной территории, которые состоят из 2 аспектов:
- Инженерное преобразование. Данный процесс связан с обеспечением района необходимым для проживания оборудованием– искусственным освещением улиц и дворов, системой коммунальных сетей и тд. Благоустройство жилых территорий также заключается в модернизации социально-бытового обслуживания населения.
- Внешнее преобразование. Благоустройство территории жилой застройки подразумевает также улучшение состояния окружающей среды в определенном микрорайоне. Например, проводятся мероприятия по озеленению улиц, оборудованию объектов малой архитектуры, регулированию движения транспортных средств и пешеходов.
Благоустройство можно назвать комплексной и многоаспектной задачей. Кроме названного, к ней относят улучшение экологии, контроль за санитарными условиями на территории района и иные работы по созданию для населения наиболее комфортной среды проживания.
Благоустройство ставит перед собой определенные цели, основополагающей из них является создание наиболее комфортной среды для жизнедеятельности населения территории. В данное положение входит несколько конкретизирующих требований к улучшению жилой застройки:
- Проведение досуга. Современное благоустройство территории многоквартирных жилых домов заключается в формировании участков с открытой местностью в отдельных кварталах, микрорайонах или жилых секторах для удовлетворения культурных потребностей населения и возможности проведения досуга.
- Развитие социально-бытовой инфраструктуры. Для ежедневной рутины жителей определенного района существует необходимость обеспечить свободный и равный доступ к продовольственным магазинам, аптекам, детским садам и школам с учетом особенностей демографического состава населения.
- Улучшение природного ландшафта. В данную категорию можно отнести обеспечение очистки воздуха, учет особенностей природно-климатических условий района, контроль за архитектурным и градостроительным воздействием на окружающую среду. Данные факторы необходимо учитывать при выборе номенклатуры элементов благоустройства.
- Составление долгосрочного прогноза эксплуатации благоустроенных жилых территорий. Названное требование необходимо для проведения анализа и создания перспективы улучшения санитарно-гигиенических условий проживания населения на момент строительства и при дальнейшем использовании возведенной инфраструктуры.
Работы по инженерному благоустройству жилых территорий
Проведение комплекса инженерных мероприятий выступает составной частью благоустройства городских территорий и обеспечения комфортной среды для жизнедеятельности населения.
Инженерное благоустройство жилых территорий включают в себя общие и специальные заранее запланированные мероприятия по подготовке территории для строительства новой инфраструктуры.
К общим относятся:
- Необходимое оснащение технологическими средствами подземных и наземных участков обустраиваемой местности, а именно: ограничение движения автомобилей и пешеходов, создание необходимых уклонов улиц и дорог, прокладка инженерных сетей и тд.
- Преобразование существующего рельефа поверхности земли, который будет отвечать требованиям проекта благоустройства территории жилой застройки.
К специальным относят мероприятия по предупреждению возникновения неблагоприятных последствий вмешательства в природный ландшафт, а именно это:
- обеспечение защиты от гидрологических опасных явлений: размывов, паводков, затопления, снижения уровня грунтовых вод и других;
- освоение болотистой местности;
- прогнозирование возникновения оползней, обвалов и других эрозий почвы;
- взятие проб на определение наличия торфяных, иловых, вечномерзлых, просадочных и иных видов грунта;
- инженерное обеспечение возведения плотин и дамб в зоне водного ресурса, которые будут выполнять оградительную функцию;
- проведение комплекса мероприятий по поддержанию баланса почв с помощью различных способов орошения;
- организация искусственных водоемов и др.
Кроме перечисленного, при инженерном благоустройстве жилых территорий могут прибегать к мероприятиям особого назначения:
- предупреждение землетрясений, селей, снежных лавин;
- восполнение пустот в горных породах, образовавшихся из-за неблагоприятного воздействия воды;
- выявление вероятности появления сейсмической активности на благоустраиваемой территории.
При разработке проекта планировки жилых районов и микрорайонов детально прорабатывается вся система коммуникаций (электро-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, канализация, газоснабжение и др.) для обслуживания населения.
Инженерные сети подразделяются на несколько видов:
- питающие или магистральные, которые проходят от источника питания до места подключения к внутренним сетям;
- распределительные, проложенные до ответвлений следующего вида сетей;
- последние– разводящие, которые следуют к внутридомовым системам.
В свою очередь, канализационные линии и водостоки подразделяются на 2 вида:
- принимающие, которые начинаются в месте присоединения внутридомовых систем и заканчиваются на участке подключения их к собирающим сетям;
- отводящие, предназначенные для отвода хозяйственно-бытовых и дождевых стоков в очистные сооружения.
При благоустройстве жилых территорий следует учитывать, что размещать систему коммуникаций необходимо вне пределов дорожных покрытий и по кратчайшим направлениям.
Нюансы социально-бытового благоустройства
Культурно-бытовое обслуживание (КБО) населения включает в себя мероприятия по возведению социально значимых объектов для обеспечения жителей условиями первой необходимости.
Разработанный проект благоустройства жилых территорий предполагает наиболее правильное расположение всех зданий и сооружений. Однако зачастую в процессе эксплуатации КБО может видоизменяться. Данный процесс связан с распространенным в наше время правом на аренду жилых и нежилых помещений. В результате этого на территории благоустроенного района появляются новые, незапланированные организации и иная инфраструктура.
В это же время из-за большой конкуренции начинает зарождаться тенденция к исчезновению социально значимых объектов культурно-бытового обслуживания проживающих. Особенно сильный ущерб причиняется учреждениям, предназначенным для незащищенных слоев населения, например, инвалидов, пенсионеров, детей-сирот и тд. В результате этого значительно снижается уровень культурно-бытового обслуживания населения этой территории.
Все дополнительные учреждения должны размещаться в соответствии с нормативными требованиями, однако даже при соблюдении данного условия не всегда учитывается радиус расположения новых объектов. Благоустройство территории жилой застройки означает право жильцов на шаговую доступность ко всему созданному КБО в определенном районе без усложненных условий прохода, проезда, пересечения улиц и других препятствий.
Организациям, арендующим помещение для продажи товаров или оказания услуг, рекомендовано поддерживать хотя бы минимальный уровень доступности социально значимых объектов в пределах одного микрорайона. Предприятия могут быть размещены как в отдельных обособленных зданиях, так и на первых этажах жилых многоквартирных домов. Они часто доставляют значительные неудобства населению из-за постоянного шума (в особенности это касается развлекательных заведений), большого объема производственных отходов и мусора, загрязняющего территорию района и тд.
Комитеты по управлению имуществом в каждом муниципальном образовании должны осуществлять непосредственный контроль за деятельностью арендаторов, проводить мероприятия по укреплению и созданию новых необходимых КБО уже после завершения процесса благоустройства жилых территорий.
Требования к озеленению жилых территорий в рамках благоустройства
При благоустройстве территории многоквартирного жилого дома особое внимание уделяется озеленению квартала. Проведение работ по цветочно-декоративному оформлению парков, площадок и садов проводится в соответствии с санитарными требованиями, государственными стандартами и эстетической составляющей проекта.
Например, отдельный парк следует размещать в глубине микрорайона, как можно дальше от проезжей части, чтобы сохранить чистый воздух и не загрязнять его выхлопными газами. Если планируется создание целого комплекса скверов, соединяющихся между собой, необходимо учитывать расположение жилых построек благоустраиваемой местности.
Государственные стандарты определяют допустимые площади высаживаемых в жилых районах деревьев и кустарников, соотнося их с проектными нормами и объемом населенного пункта, его спецификой (природно-климатической зоной, административной значимостью и др.). Площадь озеленения жилых районов на одного жителя составляет (в числителе– проектная, в знаменателе– на перспективу): в крупных городах– 7/11м 2 ; в средних муниципальных образованиях– 5/7м 2 ; для городов-курортов– 16/20м 2 ; в малых городах и сельской местности площадь озеленения не установлена.
Установлены и нормативы минимально допустимых площадей озеленения территории в пределах одного района: сады– 3гектара; скверы– 0,5га; общепоселковые сады– 2гектара. При этом площадь каждой самостоятельной части населенного пункта должна быть озеленена не менее, чем на 50% (не включая занятую непосредственно жилыми домами, проезжей частью, парковками, площадками и др.).
Площадь озеленения придомовой местности, рассчитанная на одного человека, зависит от количества проживающих в здании:
- двух-трехэтажный дом– 19м 2 ;
- здание в четыре– пять этажей– 14м 2 ;
- шести-восьмиэтажный дом– 10,5м 2 ;
- здание в девять-двенадцать этажей– 8,5м 2 ;
- шестнадцатиэтажный дом и выше– 7м 2 .
Вблизи озелененных участков рекомендуется возводить различные спортивные комплексы, корты, бассейны и игровые зоны для детей.
Благоустройство территории многоквартирного жилого дома осуществляется с помощью посадки деревьев, кустарников, разбивки натуральных газонов и организации других зеленых зон. Сады должны находиться в шаговой доступности, в радиусе не более 500 метров от жилых домов района.
Однако недостаточно просто высадить деревья. Застройщик обязан выделять в озелененных территориях определенные зоны для отдыха, детской инфраструктуры. Также важно правильно расположить зеленые насаждения. Так, например, ближе к жилым зданиям лучше всего посадить газон или невысокие кустарники, а вот деревья, даже с не слишком мощной кроной,– на расстоянии 5–10 метров.
Правила и нормы благоустройства территории жилого дома
Особое значение в благоустройстве жилых застроек имеет придомовая территория. На законодательном уровне под ней понимается участок земли, непосредственно примыкающий к дому и закрепленный за ним по документам. Данная территория находится в общем владении жильцов.
Администрация муниципального образования занимается благоустройством придомового пространства, организуя различные мероприятия по высадке деревьев, строительству новых детских площадок или же выделяя денежные средства из местного бюджета для аналогичных целей.
Жильцы домов самостоятельно определяют необходимый вид помощи. Только за ними закреплено право выбирать, с какой управляющей компанией заключить соглашение, как организовать ТСЖ, какое сооружение построить в первую очередь на придомовой территории. В целом благоустройство данного пространства может заключаться:
- в строительстве новых детских или спортивных площадок;
- в реставрировании пешеходных дорожек и тротуаров;
- в озеленении территории: клумбы, газоны и тд.
Законодательство Российской Федерации (Жилищный и Градостроительный кодексы РФ), определяет, что земельный участок с многоквартирным домом и придомовой территорией является общим владением собственников жилья. За благоустройство территории жилой застройки по решению жильцов ответственным лицом может стать ТСЖ или УК.
В обязанности этих организаций будет входить проведение определённых плановых ремонтных работ, а также иных действий по поддержанию порядка и чистоты придомовой территории:
- реставрация детских площадок, скамеек и других объектов;
- установка контейнеров для сбора мусора, а также своевременный вывоз накопившихся отходов;
- очистка придомовой территории от сезонных осадков;
- установка и контроль за водосточными системами в период дождей;
- озеленение участка, своевременный полив всех живых насаждений;
- поддержание в должном состоянии парковочных мест, и другое.
Однако управляющей компании или товариществу собственников жилья перед выполнением перечисленных работ, требуется ознакомиться со всеми нормативными требованиями и соблюдать их в обязательном порядке.
Самые распространенные условия:
- размещение мусорных контейнеров возможно только на твердых поверхностях в строго определенных для этого местах;
- на придомовой территории жилого здания не допускается размещение ресторанов общественного питания, автомоек и иных торговых точек;
- нехватка парковочных мест не должна решаться посредством вырубки зеленых насаждений.
Грамотно спроектированный план благоустройства жилых территорий позволит взглянуть на то, как будет выглядеть создаваемый микрорайон, оценить его удобство для населения. Кроме того, он поможет провести различные расчеты сроков выполнения работ и их общей стоимости, количества необходимых строительных материалов, рабочей силы и технического оборудования.
ИсточникБлагоустройство территории: понятие и правовое регулирование
Понятие благоустройства в отечественной научной среде остается малоизученным, поэтому основной массив его определений содержится в правовых и энциклопедических источниках.
Закон «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» рассматривает благоустройство как комплекс мероприятий по проектированию, созданию и развитию, объектов благоустройства, направленных на формирование комфортных и безопасных условий жизнедеятельности граждан, улучшение состояния и эстетического восприятия территории.
Свод правил 82.13330.2016 трактует благоустройство территории как комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Большая советская энциклопедия определяет благоустройство как совокупность мероприятий и работ, которые проводятся для формирования здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории населенных пунктов и мест массового отдыха. Благоустройство является составляющим элементом понятия «градостроительство» и характеризует в первую очередь уровень инженерного оборудования, санитарно-гигиенического состояния их воздушных бассейнов, почвы и водоёмов. Благоустройство включает комплекс работ по инженерному оборудованию территории, развитию транспортной инфраструктуры, строительству коммунальных сетей (энергоснабжения, водоснабжения, канализации, и др.), мероприятия по озеленению, снижению уровня городского шума, охране от загрязнения (почвы, водных бассейнов), санитарной очистке и пр.
Большая российская энциклопедия определяет благоустройство в качестве одного из направлений градостроительства. Все мероприятия в сфере благоустройства данный источник подразделяет на два основных этапа: инженерная подготовка территории жилой застройки и работы, выполняемые в процессе ее эксплуатации. Благоустройство территории жилой застройки предполагает строительство площадок различного назначения (спортивных, детских, парковочных и др.), устройство садов и парков, сооружение композиций с малыми архитектурными формами. Важным элементом благоустройства является также очистка населённых пунктов, включающая работы по сбору, транспортировке и утилизации мусора, летнюю и зимнюю уборку дворов и улиц. Мероприятия по благоустройству реализуются предприятиями коммунального хозяйства, которые осуществляют поддержку надлежащего функционирования коммунальных сетей, транспорта, очистных сооружений, а также предоставляют услуги по эксплуатации и ремонту объектов инфраструктуры, жилых и общественных зданий и т. п. В составе показателей, характеризующих уровень благоустройства (по мнению авторов Большой российской энциклопедии) выделяются: степень освещённости, озеленения, уровень транспортного обслуживания жителей, обеспечение тепло-, энерго-, водоснабжением и канализацией, уровень экологической безопасности, и др.
Организацию благоустройства населенных пунктов обеспечивают органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законодательством. При этом обязательным условием эффективной реализации их полномочий является активное участие местных жителей в процессе благоустройства территории. Качественное благоустройство территории имеет значение не только для создания комфортных условий проживания, но и может оказывать влияние на состояние здоровья местного населения. Поэтому жители муниципального образования должны всеми силами оказывать поддержку местным органам власти в поддержании надлежащего порядка и чистоты на всей территории своего населенного пункта.
Таким образом, на современном этапе развития общественных отношений под благоустройством территории следует понимать деятельность не только органов местного самоуправления, но и жителей (их объединений), направленную на создание благоприятной, комфортной и экологически безопасной среды проживания, сохранение культурного и природного потенциала населенного пункта, его красоты и внешней привлекательности.
Благоустройство территории населенных пунктов играет важную роль в жизнедеятельности людей и развитии местной экономики. Зарубежные экономисты еще в конце прошлого столетия пришли к выводу, что состояние экономики отдельного региона определяется не только количественными показателями развития инфраструктуры, но и ее качеством. Результаты проведенных исследований демонстрировали взаимосвязь миграции бизнеса в регионы с наиболее развитой инфраструктурой. В современных условиях эта тенденция не только сохраняется, но и усиливается. Так, территории с более развитой качественной инфраструктурой (транспортной, социальной) могут привлекать большие объемы инвестиций, что обеспечивает рост занятости населения и увеличение доходов местного бюджета.
Таким образом, мероприятия по благоустройству могут оказывать опосредованное влияние на увеличение деловой активности, сокращение уровня безработицы и другие аспекты социально-экономического развития конкретной территории (региона).
Наличие связи благоустройства территории и уровнем экономического развития особенно четко прослеживается в более крупных городах. Такие города могут полноценно развиваться лишь при условии сохранения высокого качества городской среды, а также природных ресурсов, которые обеспечивают развитие экономики. Это подтверждает наличие объективной взаимосвязи между экономическим развитием территории и уровнем благоустройства. При этом не только экономика создает условия для формирования комфортной среды проживания, но и уровень благоустройства территории создает предпосылки для ускоренного экономического развития.
Система благоустройства территории
Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные Минстроем России, определяют состав объектов и элементов благоустройства, представленный в таблице 1.
Таблица 1. Объекты и элементы благоустройства территории
Объекты благоустройства | Элементы благоустройства |
• площадки для досуга и отдыха (спортивные, детские и др.); • парки, скверы, зеленые зоны; • площадки для парковки автотранспорта; • площадки, предназначенные для дрессировки и выгула животных; • улицы и дороги (в том числе их пешеходные зоны и участки); • общественные территории (площади, набережные и др.); • водоохранные зоны, технические зоны коммуникаций (инженерных, транспортных и др.); • контейнерные площадки, площадки для складирования отходов. |
• элементы озеленения; • покрытия; • ограждения (заборы); • водные устройства; • техническое и коммунально-бытовое уличное оборудование; • спортивное и игровое оборудование; • осветительные элементы; • средства размещения информации, рекламные конструкции; • малые архитектурные формы и городская мебель; • нестационарные некапитальные сооружения. |
Объекты благоустройства используются в соответствии с их функциональным назначением для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека на основе их рационального использования и охраны с учетом требований правил благоустройства территории населенных пунктов, других требований, предусмотренных законодательством.
Представленные в таблице элементы благоустройства территории можно разделить на несколько отдельных групп, в соответствии с их функциональным назначением:
- образование удобного транспортного и пешеходного движения;
- формирование более комфортных условий труда, быта и отдыха населения;
- борьба с загрязнением окружающей среды;
- формирование эстетически привлекательного внешнего вида населенных пунктов;
- инженерной защиты территорий;
- охраны водных ресурсов;
- ветро- и шумозащиты населенного пункта;
- сохранение историко-культурного наследия.
Субъектами, реализующими комплекс мероприятий по благоустройству территории, выступают органы местного самоуправления, специализированные муниципальные предприятия, а также жители муниципального образования и их объединения.
Совокупность субъектов и объектов благоустройства, комплекс нормативных правовых актов в данной сфере, а также инфраструктура, обеспечивающая реализацию соответствующих полномочий, образуют систему благоустройства.
Систему благоустройства территории можно разделить на ряд отдельных подсистем, которые обеспечивают выполнение ряда самостоятельных функций по формированию и развитию комфортной городской среды:
1. Подсистема содержания улично-дорожной сети. Данная подсистема обеспечивает поддержание в рабочем и безопасном состоянии дворовых проездов, автомобильных и велосипедных парковок, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
2. Подсистема наружного освещения, обеспечивает надлежащее функционирование осветительных коммуникаций и приборов на территории мест общественного пользования.
3. Подсистема озеленения представляет собой совокупность сил и средств муниципального образования, обеспечивающих работы по озеленению, а также озелененных территорий разного функционального назначения, объединенных во взаимосвязанную систему инфраструктуры населенных пунктов.
4. К подсистеме коммунального обслуживания территорий относят деятельность по предоставлению услуг населению по поддержанию чистоты, обращению с бытовыми отходами, их захоронению и парковке транспортных средств.
5. Подсистема инженерной защиты территорий обеспечивает эксплуатацию объектов инженерной защиты территорий и обычно включает: противооползневые, противообвальные сооружения, противоселевые постройки, берегозащитные сооружения, сооружения для защиты от подтопления. Одним из ключевых элементов инженерной защиты является система поверхностного водоотвода на территориях населенных пунктов, которая обеспечивает защиту от затопления и подтопления поверхностными сточными водами.
6. Подсистема содержания территорий общественного использования. К таким территориям относится жилая и общественная застройка, земельные участки в пределах населенных пунктов, где размещены объекты жилой застройки, здания и сооружения общественного использования, другие объекты (парки, скверы и т. п.). В состав этих территорий также включают различные площадки (детские, спортивные, хозяйственно-бытовые, для отдыха, для выгула животных).
Основные виды работ по благоустройству территории включают:
- уборка территории, чистка снега и льда, вывоз бытовых отходов;
- ремонт тротуаров, укладка тротуарной плитки и асфальтирование пешеходных дорожек, велодорожек и различных площадок;
- поддержание в исправном состоянии элементов внешнего благоустройства объектов инженерной инфраструктуры, зданий и сооружений;
- мероприятия по озеленению территории;
- установка скамеек, урн, уличных фонарей, установка различных ограждений.
Правовое регулирование благоустройства
Деятельность органов местного самоуправления в сфере благоустройства регламентируется совокупностью нормативных правовых актов различного уровня, которые определяют полномочия и порядок их реализации в следующих направлениях:
- организация управления в сфере благоустройства населенных пунктов;
- определение перечня объектов и субъектов управления по благоустройству территории;
- нормирование и определение стандартов в сфере благоустройства;
- порядок финансирования мероприятий благоустройства;
- порядок реализации мер контроля в сфере благоустройства (общественного и муниципального);
- меры ответственности за нарушение норм законодательства по благоустройству.
Рассматривая нормативно-правовую базу регулирования вопросов благоустройства территории населенных пунктов, следует отметить, что в настоящее время соответствующие полномочия отнесены Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к сфере ответственности органов местного самоуправления. В связи с этим на федеральном уровне возможно принятие только рекомендательных актов. Ведущую роль в сфере правового регулирования данной сферы отношений на уровне муниципального образования играют правила благоустройства, утверждаемые органами местного самоуправления.
В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации в состав вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства, включены:
Законом № 463-ФЗ также было установлено, что правила благоустройства могут регулировать вопросы «порядка участия граждан в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования». В связи с этим можно считать, что указанный закон заложил правовые основы для формирования механизма активного участия местного населения в решении вопросов благоустройства территории.
Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 №212-ФЗ предоставил гражданам широкие возможности осуществления общественного контроля в процессе проектирования и реализации проектов благоустройства территории муниципального образования.
Следует отметить, что регулирование сферы благоустройства регламентируется также на уровне субъектов федерации. В качестве примера можно привести закон «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», который содержит перечень основных требований к благоустройству территорий конкретного региона. Его положения регламентируют минимальные требования и нормативы в отношении обустройства конкретных объектов и элементов благоустройства, а также организации и производства работ по их содержанию и ремонту.
В настоящее время федеральными органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления проводится активная работа по вовлечению граждан и их объединений в решение вопросов развития городской среды. В частности Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработаны соответствующие методические рекомендации, которые предполагают привлечение жителей муниципальных образований к непосредственному участию в процессе проектирования и реализации проектов развития территорий, направленных, в том числе на создание, реконструкцию, ремонт и благоустройство общественных и дворовых территорий.
Привлечение местных жителей к решению вопросов благоустройства является одной из перспективных тенденций развития местного самоуправления, которая обеспечивает высокую эффективность решения проблем и повышение удовлетворенности граждан качеством городской среды.
Источник