Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Теперь понятие «капитальный ремонт» закреплено законодательно. Кроме того, более подробно прописан перечень работ, которые относятся к реконструкции. Это поможет компаниям избежать ошибок при разграничении расходов на такие виды работ в учете. Недавно в законодательство были внесены поправки 1 , благодаря которым станет легче отличить строительные работы, которые относятся к капитальному ремонту, от реконструкции. Кроме того, некоторые виды работ, традиционно относимые налоговиками к реконструкции, компаниям станет проще учесть в качестве расходов на ремонт.
Это имеет важное значение, так как учет расходов на эти виды работ ведется по-разному, а тема классификации строительных работ в учете до сих пор остается одной из самых спорных.
Почему невыгодна реконструкция?
Расходы на ремонтные работы в налоговом учете компания имеет право списать единовременно в размере фактических затрат (при условии, что она не создает резерв по этому виду расходов). Причем это касается как текущего, так и капитального ремонта 2 .
Как правильно делать благоустройство.
С расходами на реконструкцию другая ситуация. Эти расходы увеличивают первоначальную стоимость имущества и впоследствии могут быть списаны только через амортизацию 3 .
В результате очень часто списание таких расходов растягивается на долгие годы, особенно если речь идет о реконструкции здания. Дополнительные сложности вызывает еще и то, что в бухгалтерском и налоговом учете амортизация объекта после реконструкции рассчитывается по-разному, в результате чего фирме приходится вести еще и учет временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Кроме того, если реконструкция длится более 12 месяцев, то на весь период проведения этих работ приостанавливается начисление амортизации по объекту 4 . Пример. Компания произвела строительно-монтажные работы (СМР) в здании на сумму 900 000 руб. (без НДС), которые были завершены в сентябре (срок проведения работ не превысил 12 месяцев). Первоначальная стоимость здания — 3 000 000 руб., оно входит в 8-ю амортизационную группу со сроком полезного использования 21 год (252 месяца) Компания использует линейный метод начисления амортизации и не применяет амортизационную премию. Рассмотрим отражение расходов на СМР в налоговом учете.
Вариант 1: расходы учтены как ремонт.
Всю сумму расходов (900 000 руб.) компания может списать единовременно в периоде завершения работ, т. е. в сентябре, на дату подписания акта приемки (при условии, что фирма не создает резерв по расходам на ремонт).
Соответственно, вся сумма расходов на ремонт будет полностью учтена в декларации по налогу на прибыль за сентябрь (9 месяцев).
Вариант 2: расходы учтены как реконструкция.
Фирма обязана на всю сумму расходов по СМР увеличить первоначальную стоимость здания.
При этом ежемесячная сумма амортизации по нему до реконструкции была рассчитана так:
1 : 252 мес. x 100% x x 3 000 000 руб. = 11 905 руб.
Допустим, до реконструкции здание эксплуатировалось 60 месяцев, поэтому сумма амортизации, начисленная за этот период в налоговом учете, составила:
11 905 руб. x 60 мес. = = 714 300 руб.
Предположим, что после реконструкции срок службы здания фирма увеличивать не стала, в связи с этим новая сумма ежемесячной амортизации была рассчитана так (см. письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, от 12.02.2009 № 03-03-06/1/57):
1 : 252 мес. x 100% x x (3 000 000 руб. + 900 000 руб.) = = 15 476 руб.
То есть срок, в течение которого будет начисляться новая амортизация, составит:
(3 900 000 руб. – 714 300 руб.) : : 15 476 руб. = 206 мес.
В отличие от первого варианта, когда компания имеет право полностью списать расходы уже в сентябре, при классификации СМР в качестве реконструкции расходы будут полностью списаны только через 17 лет. Итак, вполне очевидно стремление большинства компаний списать, как правило, немалые расходы на строительно-монтажные работы в качестве ремонтных. В свою очередь, налоговики при каждом удобном случае пытаются признать подобные работы реконструкцией, а значит, исключить их стоимость из состава расходов.
Самое большое количество споров возникает по поводу капитального ремонта, ведь это довольно дорогостоящее мероприятие, которое иногда можно легко принять за реконструкцию.
Капремонт или реконструкция: есть ли четкие критерии?
До недавнего времени определение понятия «ремонт» можно было встретить только в строительных нормативах времен СССР.
Что касается определения термина «реконструкция», то оно хотя и содержится в Налоговом кодексе, но носит слишком общий характер и указывает лишь на целевую направленность работ, поэтому компаниям часто бывает сложно применить его на практике, чтобы классифицировать конкретные виды строительно-монтажных работ.
Поэтому для отделения работ по реконструкции от ремонтных Минфин России рекомендовал компаниям использовать советские строительные нормативы 5 (см. таблицу на с. 19).
Несмотря на то что работы по капремонту и реконструкции описаны в этих документах достаточно подробно, вопросы все равно остаются.
Ведь грань, отделяющую экономически целесообразную модернизацию, которая проводится в рамках капремонта, от реконструкции, порой увидеть крайне сложно. Об этом свидетельствует и обширная судебная практика 6 .
В частности, интересно недавнее постановление ВАС РФ 7 , в котором судьи сделали вывод, что одни и те же работы могут являться и капитальным ремонтом, и реконструкцией. Все зависит от обстоятельств, при которых они проводились.
Так, компания, занимающаяся добычей нефти, провела работы «по вырезанию части эксплуатационной колонны, предназначенной для подъема нефти от забоя к устью скважины, и забуриванию с этого места бокового ствола». Налоговики часть этих затрат признали реконструкцией, поскольку в результате забуривания некоторых скважин добыча нефти увеличилась.
Но в Президиуме ВАС РФ посчитали, что увеличение объема добычи нефти еще ни о чем не говорит, поскольку зависит от нескольких факторов, а значит, на основании только этого показателя нельзя квалифицировать строительные работы как реконструкцию.
В данном случае определять работы нужно было в зависимости от состояния скважины: если она была технически неисправна и работы проводились с целью устранения неисправностей, это капитальный ремонт (именно при таких обстоятельствах эти работы указывались в качестве ремонтных и в отраслевых нормативных документах). Но если те же работы проводились в исправных, но бездействующих скважинах, это уже реконструкция.
Капремонт «узаконили»
- строительных конструкций объекта (кроме несущих);
- систем инженерно-технического обеспечения и их сетей;
- отдельных элементов несущих строительных конструкций.
Подведем итоги
Несмотря на то что советские строительные нормативы не прекратили действовать, все-таки при разграничении видов строительных работ в учете компаниям имеет смысл в первую очередь руководствоваться нормами Градостроительного кодекса.
Например, при ремонте зданий расходы, связанные с внутренней перепланировкой помещений в них, станет проще признать капитальным ремонтом (при условии, что несущие конструкции в здании полностью не менялись).
Но обратите внимание: если строительные работы направлены на увеличение производственных мощностей компании, то независимо от их вида они все равно будут считаться реконструкцией с точки зрения налогового учета. То есть целевая направленность работ в данном случае имеет решающее значение.
Ведь при отражении расходов в налоговом учете фирмы в первую очередь должны руководствоваться Налоговым кодексом. Такой вывод, в частности, сделали судьи в уже упоминавшемся Постановлении ВАС РФ № 11495/10.
Пример. Компания имеет в собственности офисное здание. На одном из этажей произведена перепланировка (вместо 10 кабинетов сделано 12). При этом несущие конструкции здания не менялись, увеличения его площади не произошло, а назначение осталось прежним.
Ситуация 1: перепланировка произведена в связи с расширением штата работников.
С учетом положений ст. 257 НК РФ расходы на перепланировку помещения в связи с увеличением числа сотрудников, скорее всего, будут признаны реконструкцией. Особенно, если от этого напрямую зависит увеличение объемов производства или сбыта продукции (например, если компания дополнительно приняла на работу менеджеров по продажам).
Ситуация 2: перепланировка произведена для увеличения числа помещений архива.
В данном случае у фирмы гораздо больше шансов учесть расходы на перепланировку в качестве ремонтных, так как эти затраты не связаны с расширением деятельности компании.
Подведем итоги
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
- изменение планировки помещений;
- возведение надстроек, встроек, пристроек (при необходимости — их частичная разборка);
- повышение уровня инженерного оборудования (в т. ч. реконструкция наружных сетей, кроме магистральных);
- улучшение архитектурной выразительности объекта;
- благоустройство прилегающих территорий;
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Работы по благоустройству территории
Четкого определения термина «благоустройство территории» в целях бухгалтерского учета нет. Поэтому за разъяснением обратимся к другим нормативным актам, в частности к Градостроительному кодексу. В соответствии с п. 36 ст.
1 ГрК РФ благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования: по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан; по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории; по содержанию территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. При этом под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п.
37 ст. 1 ГрК РФ). Иными словами, прилегающая территория – это территория вблизи школы, больницы, дома культуры и т. д., границы которой определены в муниципальном нормативном акте. К основным элементам (работам) благоустройства относятся (п. 38 ст. 1 ГрК РФ): декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства; различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений;
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
малые архитектурные формы; некапитальные нестационарные строения и сооружения; информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. К работам по благоустройству территории относятся асфальтирование, укладка тротуарной плитки, озеленение территории, установка ограждений, устройство стоянок для автотранспорта, скамей и др.
В дополнение к Градостроительному кодексу разработаны Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр. Документ подготовлен в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими своих правил благоустройства.
В данном документе изложены основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при подготовке правил благоустройства территорий в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды. Большинство бюджетных учреждений (учреждения в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта) не являются организациями, специально созданными для осуществления функций по благоустройству территорий, поэтому названный документ для них не является обязательным к соблюдению. Его отдельные положения могут носить лишь разъясняющий характер в отношении тех или иных работ. В соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 11.07.2014 № 02-05-10/34079, расходы, осуществляемые в целях благоустройства, нужно отражать по статьям (подстатьям) КОСГУ, соответствующим их экономическому содержанию.
Расходы на озеленение территории
Самым простым в финансовом отношении элементом благоустройства является озеленение территории вблизи здания. В рамках работ по озеленению территории проводятся: посадка цветов, деревьев, кустарников; разбивка газонов и клумб;
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Пример 1. Бюджетное учреждение для разбивки клумбы приобрело 200 кг грунта на сумму 900 руб. и рассаду цветов на 3000руб. Грунт и рассада приобретались подотчетным лицом. На банковскую карту подотчетного лица было перечислено 4 000 руб. Все расходы осуществлены за счет средств, полученных от платных услуг. В соответствии с Инструкцией № 174н в учете будут сделаны следующие записи:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Документ-основание Подотчетному лицу на банковскую карту была переведена подотчетная сумма 2 210 03 560
2 208 34 560
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
2 201 11 610
18
2 210 03 660 Выписка из лицевого счета Приняты к учету грунт и рассада для цветов Авансовый отчет с приложенными к нему оправдательными документами Неиспользованный остаток подотчетной суммы списан с банковской карты подотчетного лица 2 210 03 560
2 201 11 510 2 208 34 660
2 210 03 660 Выписка из лицевого счета Списаны с учета израсходованный грунт и рассада Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Пример 2. Бюджетное учреждение заключило со сторонней организацией договор об озеленении территории (разбивке клумб, облагораживании газонов) вокруг административного здания. Общая стоимость проводимых работ составила 11 300 руб. Все расходы осуществлены за счет средств, полученных от оказания платных услуг. В соответствии с Инструкцией № 174н в учете будут сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Документ-основание Выполнены работы по озеленению территории Акт о выполненных работах
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Оплачены выполненные работы по озеленению территории 2 201 11 610
18 Выписка из лицевого счета
Расходы на укладку (ремонт) дорожных покрытий
Покрытия дорожек, площадок и иных поверхностей обеспечивают условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды. Для целей благоустройства территории используются следующие виды покрытий: твердые (капитальные) – монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и других материалов; мягкие (некапитальные) – выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими. Работы по устройству тротуаров, дорожек, площадок с разными видами покрытий, асфальтированию и укладке тротуарной плитки могут быть отнесены к работам по текущему или капитальному ремонту, а также к капитальному строительству. Подобные разъяснения давал Минфин в письмах от 09.07.2014 № 02-06-10/33303, от 23.09.2013 № 02-06-10/39403. Напомним, что в соответствии с п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимаются замена и (или) восстановление: строительных конструкций объектов капитального строительства либо элементов таких конструкций (за исключением несущих строительных конструкций); систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы. Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Иными словами, в рамках проведения текущего ремонта чаще всего производятся только незначительные работы по устранению мелких повреждений и неисправностей. Объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено. Исключение – временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
Таким образом, если учреждение планирует укладку плитки или асфальтирование дорожек вновь, то ему необходимо учитывать положения Инструкции № 157н, ФСБУ «Основные средства». Как следует из п. 7 ФСБУ «Основные средства», к основным средствам относятся материальные ценности, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды либо договору безвозмездного пользования).
В силу п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется (если иное не установлено данной инструкцией) на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) – актом. В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ, к группировке объектов основных фондов по подразделам.
Так, во введении к ОКОФ разъясняется, что к группировке «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.
Согласно ОКОФ такие объекты, как, например, дорожки, площадки, относятся к основным средствам, которые могут быть классифицированы как спортивно-оздоровительные и прочие сооружения, не включенные в другие группировки (код 220.41.20.20.900). Автомобильные стоянки с твердым покрытием имеют код 220.42.11.10.140.
С учетом изложенного вновь созданные в 2018 году объекты благоустройства – сооружения (дорожки, площадки и т. п.) учитываются субъектом учета в составе основных средств на счете 0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения». Принимая во внимание Указания № 65н, отметим, что расходы на оплату работ по капитальному ремонту дорожек, площадок с разными видами покрытий, в том числе асфальтовым, плиточным, каменным, щебеночным и т. д., отражаются по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» в увязке с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Расходы по текущему ремонту относятся по виду расходов 244 в увязке с подстатьей 225. Если для устройства дорожек и площадок строительные материалы (тротуарная плитка, щебень, песок, керамзит и т. д.) приобретаются в рамках отдельных договоров, то расходы на их оплату необходимо отразить по виду расходов 243 и статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
В случае создания по результатам строительных работ новых сооружений (дорожек, площадок и т. п.) применяется вид расходов 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Указаниями № 65н расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов отражаются по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.
В 2017 году указанные расходы отражались по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Иногда на практике возникает вопрос, включаются ли затраты на работы по подготовке земельных участков для возведения на них спортивных площадок в стоимость таких площадок. Такими работами, в частности, считаются: разработка, перевозка и замена грунта; устройство щебеночной подготовки; армирование и устройство бетонной подготовки; устройство резинового покрытия; устройство щебеночного и бетонного основания под фундаменты; установка бортовых камней; устройство покрытия из тротуарной плитки. Минфин в Письме от 21.01.2016 № 02-05-11/2535 ответил, что указанные работы в рамках создания спортивных площадок подлежат включению в стоимость создаваемого объекта нефинансовых активов группы «сооружения» – «спортивная площадка». При этом в стоимость указанного сооружения могут быть включены в том числе расходы по поверхностному улучшению земельного участка (планировка земельных участков, корчевка площадей, очистка от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, насыпные работы, замена грунта, укладка асфальтовых (резиновых) покрытий и другие работы, которые неотделимы от земли), осуществляемые в целях создания сооружения.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Однако в стоимость объектов движимого имущества (например, малых архитектурных форм, спортивного инвентаря, уличных тренажеров), учитываемых как отдельные инвентарные объекты, не включаются затраты по благоустройству земельных участков. Пример 3. Бюджетное учреждение заключило договор с подрядной организацией на капитальный ремонт асфальтового покрытия вблизи административного здания. Общая стоимость работ по договору составила 150 800 руб. Оплата произведена за счет целевой субсидии, выделенной из областного бюджета. В соответствии с Инструкцией № 174н в учете будут сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Документ-основание Выполнены работы по капитальному ремонту асфальтового покрытия
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Акт о выполненных работах Оплачены выполненные работы по ремонту асфальтового покрытия 5 201 11 610
18 Выписка из лицевого счета Пример 4. Бюджетное учреждение заключило контракт с подрядчиком на выполнение работ по устройству автостоянки с асфальтобетонным покрытием. Стоимость работ составила 530 000 руб. Условиями контракта предусмотрен аванс в размере 30% общей стоимости работ. В соответствии с Инструкцией № 174н в учете будут сделаны следующие записи:
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Сумма, руб. Документ-основание Перечислена подрядчику предоплата
(530 000 руб. х 30%) Выписка с лицевого счета Произведено формирование первоначальной стоимости сооружения – автостоянки Акт о выполненных работах Зачтен ранее перечисленный аванс Принято к учету сооружение – автостоянка после подписания акта приемки выполненных работ 6 304 06 830
4 101 12 310 6 106 11 310
4 304 06 730
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
530 000
530 000 Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) Произведен окончательный расчет с подрядчиком
(530 000 – 159 000) руб. Выписка с лицевого счета Кратко сформулируем основные выводы: 1. Расходы, осуществляемые в целях благоустройства, необходимо отражать по статьям (подстатьям) КОСГУ, соответствующим их экономическому содержанию. 2. Расходы, связанные с озеленением территории, нужно отражать по виду расходов 244 с увязкой со следующими статьями (подстатьями) КОСГУ: проведение работ сторонней организации по посадке деревьев и кустарников – подстатья 226 «Прочие работы, услуги»; приобретение саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения, – статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»; проведение работ по содержанию многолетних насаждений (формирование крон, предупреждение появления вредителей, защита от вредителей и солнечной радиации) – подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
3. Работы по устройству тротуаров, дорожек, площадок с разными видами покрытий, асфальтированию и укладке тротуарной плитки могут быть отнесены к работам по текущему или капитальному ремонту, а также к капитальному строительству. В связи с этим следует применять соответствующий вид расходов: 244, 243, 407. Вновь созданные объекты благоустройства – сооружения (дорожки, площадки и т. п.) учитываются учреждением в составе основных средств на счете 0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения».
Работы по текущему и капитальному ремонту разделяют по четким критериям. Разберемся детальнее, какие признаки существуют у каждого вида работ и как разобраться в составленном акте.
Где найти информацию?
Виды работ текущего ремонта
Согласно вышеуказанным законодательным актам текущими называются мероприятия, связанные с обустройством:
- фундамента (устранение дефектов и исправление сломанных элементов);
- стен и фасада (заделка стыковых линий, окраска, восстановление внешнего слоя деревянных покрытий);
- перекрытий, внутренних потолков, стен (замена отдельных частей, покраска, устранение трещин и заделывание швов);
- крыш (устранение неисправных элементов, замена труб водостоков, обновление вентиляции);
- дверных и оконных заполнений, полов (замена отдельных частей конструкций);
- межквартирных перегородок (их усиление, заполнение трещин);
- лестниц, козырьков, балконов, подвалов (восстановление или обновление некоторых элементов);
- печей и очагов (работа с неполадками);
- центрального отопления, водопровода, горячего водоснабжения и канализации, вентиляции (установление, смена и исправление некоторых составляющих);
- электрической системы (контроль энергоснабжения здания, не включая квартиры);
- мусоропроводов (восстановление отдельных элементов конструкций);
- специальных технических устройств на основе соответствующего договора;
- внешнего порядка (мероприятия, направленные на подновление разрушенного тротуара, дорожек, площадок для отдыха и др.).
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
8 (812) 309-74-28 — СПб
Виды работ капитального ремонта
Формы мероприятий, включенные в перечень по основательной модернизации, представлены улучшением жилых домов таким, как:
- смена печного отопления на центральное, переоборудование печей;
- оборудование системами водоснабжения, газоходов, канализации и другими;
- смена газовых плит на электрические;
- обустройство лифтов, мусоропроводов;
- снабжение инженерного оборудования;
- благоустройство территории двора;
- восстановление кровельных покрытий и фасадов;
- мероприятиями по утеплению;
- заменой инженерной сети;
- установкой счетчиков на здание;
- поддержанием функциональности встроенных помещений и др.
Спорные вопросы (примеры)
Разберемся с такими процессами, как проведение текущих и капитальных ремонтов подробнее. Грань между понятиями обоих типов проведения обновлений общедомовых систем настолько тонкая, что постоянно вызывает споры и недоумения. Нередко возникают ситуации, при которых не совсем понятно, к какой категории нужно отнести те или иные виды починки. Проведение текущих и капитальных ремонтов технологически сложные процессы, поэтому приведем самые распространенные примеры.
Ремонт подъезда
В Постановлении Госкомитета ЖКХ от 27 сентября 2003 года указано, что за обустройство подъездов отвечает управляющая фирма. Здесь же рассказывается о сроках его проведения.
Периодичность составляет один раз в три или пять лет в зависимости от износа многоквартирного дома. Методические рекомендации по правилам эксплуатации жилья говорят о том, что текущая ремонтная деятельность выполняется в плановом порядке. В списке текущего ремонта имеется пункт устранения неполадки отделки и стекольных конструкций.
Вместе с тем в ремонт подъезда текущий капитальный ремонт может быть причислен. Например, полное обновление парадной (замена металлической двери на стеклянную входную группу и т.д.) может быть отнесено к капитальным работам. Благоустройство подъезда может включать и другие действия, список которых должны составить жильцы на общем собрании. В него может входить покраска стен, батарей, перил, замена полов, почтовых ящиков, дверей и другие в соответствии с потребностями жителей.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Если при проведении текущего обновления подъезда выяснилось, что требуется починка систем, подлежащих основательной модернизации, требуется дополнительно улаживать и этот вопрос. Правда в этом случае многое зависит от региональной программы и очереди дома. Жители ежемесячно платят взносы, а потому имеют право расходовать их на улучшение систем подъезда.
Замена дверей и окон
Ремонт кровли и фасада
Рассмотрим, в каких случаях актуален один или другой вид работ (ремонт фасада капитальный, текущий ремонт). Согласно Постановлению Правительства от 03.04.2013 года управляющая компания обязана контролировать состояние фасада и крыши дома.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
В случае случае необходимости, организация должна устранять неполадки. Однако ЖК РФ утверждает, что капитальная модернизация также включает в себя данные меры.
При обнаружении неисправностей данных конструкций, к примеру, протечки, управляющая компания за счет средств текущего ремонта должна в течение предусмотренного срока устранить их и обеспечить безопасность жильцов. При этом, если денег у компании не хватает, она может предложить жителям внести личные средства. Данный вопрос решается на общем собрании.
Ее представители должны задействовать все имеющиеся возможности и выполнить работы по текущему и капитальному ремонту. Сотрудники коммунальных служб несут обязанность по обеспечению исправного состояния кровли и фасада здания. Устранение каких-либо неисправностей должно осуществляться средствами текущего ремонта. Если же ремонт крыши и фасада дома никак не связан с настоящими неисправностями, а носит более капитальный характер по улучшению их функционального назначения, то здесь будут задействованы средства капремонта.
Полезное видео
Посмотрите интересный видеоролик по теме проведения капитального и текущего ремонта в многоквартирных домах:
Выполнение разных видов ремонта должно основываться на их целевом назначении, а также состоянии здания. Большинство текущих мелких неполадок должны регулироваться за счет действий управляющей компании, которая обязана осуществлять контроль появления неисправностей. В таких случаях нет необходимости проводить мероприятия капитальной модернизации, так как они предполагают более масштабные работы по улучшению домов, не связанной с ремонтом возникших неполадок. >>>
Источник: sunapse.ru
Применение ПП РФ № 2571 к закупкам по содержанию объектов благоустройства городских территорий
Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ благоустройство территории — это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с п. 38 ст. 1 ГрК РФ элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В силу п. 3.2 «СП 82.13330.2016. Свода правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» благоустройство территории — это КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Нередко контрольные органы, ссылаясь на п. 3.2 СП 82.13330.2016, относят к работам по благоустройству исключительно работы инженерно-технического характера.
Вместе с тем следует учитывать, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) относит к полномочиям органов местного самоуправления утверждение правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов.
Правилами благоустройства территорий муниципальных образований устанавливаются (абз. 21 ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ):
Как следует из ч. 1 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Содержание правил благоустройства территории на федеральном уровне определяется положениями ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ, но законом субъекта РФ могут быть предусмотрены и иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Таким образом, при принятии решении об отнесении таких работ по содержанию объектов благоустройства, как уборка, ремонт, обслуживание, замена старых элементов новыми, покраска, посадка цветов, кустарников и деревьев и т. д., к работам по благоустройству территорий и об установлении дополнительных требований к участникам закупки согласно п. 9 приложения к ПП РФ № 2571 необходимо руководствоваться Правилами благоустройства территорий, принятыми вашим органом местного самоуправления. Именно указанные правила содержат «истину в последней инстанции» по рассматриваемому вопросу.
«Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что выполнение работ по ремонту проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, которые необходимо выполнить в рамках осуществления данной закупки, Правилами благоустройства г. Красноярска не отнесены к работам по благоустройству г. Красноярска. В связи с тем, что требуемые в рамках рассматриваемой закупки работы не относятся ни к благоустройству территории, ни к ремонту и содержанию автомобильных дорог, заказчиком правомерно не установлены требования к наличию опыта работ согласно ПП РФ № 2571».
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения дела №061/06/42-268/2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольноЙ службы по Ростовской области (далее — Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок рассмотрев дело №061/06/42-268/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении аукциона в электронной форме №0358300445722000005 «Содержание объектов озеленения» (далее — аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственньж и муниципальных нужд» (далее — Закон), в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащт•а образом, в отсутствие представителей Заказика, направившего ходатайство (от 03 .ОЗ 2022 №б/н) о рассмотрении дела в отсутствии представителей,
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО «Эксперт закупок» на положения извещения об осуществлении закупки, размещенного Муниципальным бюджетньпа учреждением Белокалитвинского городского поселения «Центр благоустройства и озеленения». По мнению Заявителя, к участникам закупки, в нарушение положений законодательства о контрактной системе, не установлено дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571.
Заказчик в возражениях (от 03.032022 №24) на поступившую жалобу:
-отрицал нарушения в извещении об осуществлении закупки;
-указал, что положения Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 к настоящей закупке неприменимы;
-представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,З ст.99 Закона, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.112014 №727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Согласно «Извещению о проведении аукциона в электронной форме» №0358300445722000005:
-установлены дата и время окончания подачи заявок — 28.02.2022 12:00;
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 7 698 900,00 рублей;
Извещение о проведении закупки размещено Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www .zakupki .gov .ru 20.02.2022.
Согласно доводу жалобы, к участникам закупки не установлено дополнительных требований, определенных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571.
В соответствии с п. 12 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.З1 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.З1 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.З1 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу п.З ч.2 ст.З 1 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 29.12.2021 №2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление №2571).
Согласно ч.4 ст.З 1 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
З) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том тшсле линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных 11.1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных п.З настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 0 /0 Н(М)ЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия не может согласиться, что работы, указанные в Техническом задании (Раздел 1), относятся к работам по благоустройству территории, в силу следующего.
Согласно п.З6 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ (далее — ГРК РФ) благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Пунктом 38 ч. 1 ГРК РФ определено, что элементы благоустройства — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и уазатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В соответствии с п.З.2 «Свода правил 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75», утвержденного Приказом Министерства строительства и жил ищн о-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 №972/пр, благоустройство территории — это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Указанный свод правил устанавливает основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях — п, 1.1 Приказа от 16.12.2016 №972/пр.
Объектом обжалуемой закупки (предметом контракта) является выполнение работ по содержанию объектов озеленения. Заказчиком при определении подрядчика на данный вид услуг применен ОКПД 81.30.10.000 — услуги по планировке ландшафта. Эта группировка, в том числе, включает услуги по рассаживанию, уходу и обслуживанию зеленых насаждений, что
Техническим заданием предусмотрено выполнение следую щи х видов работ: уборка газонов, уход за деревьями, цветоводство, покос. При этом, виды работ, являющиеся объектом закупки, не предусматривают проведения комплекса мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка, следовательно, не относятся к благоустройству территории.
Таким образом, выполнение работ по контракту, заключаемому по итогам оспариваемой закупки, не требует от участников наличия опыта исполнения работ, указанных в п.9 приложения к Постановлению №2571. Довод жалобы не обоснован.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №728, в соответствии со ст.ст.99,106 Закона,
Признать жалобу ООО «Эксперт закупок» необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения дела № 024/06/105-558/2022
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках в составе: Председателя – А.А. Овчара, заместителя руководителя управления, членов Комиссии – П.М. Зинкеев, ведущего специалиста-эксперта, О.В. Роговой, ведущего специалиста-эксперта (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия уполномоченного органа — Департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска, заказчика – Администрации Свердловского района в городе Красноярске (далее – заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по ремонту проездов к дворовым территориям многоквартирных домов» (далее – электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО «РТС-тендер» (далее – оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019822000115, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. (далее – податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, номер извещения 0119300019822000115.
Существо жалобы: составление извещения о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России № ИА/27903/20 от 03.04.2020, № ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно доводу подателя жалобы, заказчик в извещении о проведении электронного аукциона не указал дополнительные требования к участникам закупки заказчика при определении поставщика согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно пункту 18 («Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги») Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №2571).
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик, уполномоченный орган не согласились на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью у заказчика, уполномоченного органа совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по ремонту проездов к дворовым территориям многоквартирных домов», номер извещения 0119300019822000115.
В соответствии с части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 3 Постановления №2571 установлено, что позиции 6 — 13, 17, 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд — 5 млн. рублей;
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 указанной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке» (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Проанализировав извещение о проведении электронного аукциона, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение работ по ремонту проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
Комиссия установила, что начальная максимальная цена контракта составляет 16 198 968,00 руб. В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона от 24.04.2021 заказчиком не установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 18 приложения № 1 Постановления №2571 («Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги»), предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога –это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В закон об автомобильных дорогах не входит термин «проезд к дворовым территориям многоквартирных домов», данные объекты так же не относятся к защитным дорожным сооружениям, искусственным дорожным сооружениям, производственным объектам, элементам обустройства автомобильных дорог, объектом дорожного сервиса, полоса отвода автомобильной дороги.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории-деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Из абзаца 4 подпункта «а» пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся Приложением №15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» следует, что ремонт дворовых проездов является одним из видов работ по благоустройству дворовых территорий.
Соответственно Комиссия сделала вывод, что дворовые проезды не обладают признаками автомобильной дороги, соответственно заказчик обоснованно не установил дополнительные требования к участникам электронного аукциона согласно позиции 18 («Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги») Приложения №1 к Постановлению №2571.
При этом согласно Правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 № В-378 в отношении проездов к дворовым территориям осуществляется только очистка от снега (пп.3.2.6, 3.2.7), ремонта в отношении таких в рамках мероприятий по благоустройству не предусмотрено.
Вместе с тем согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 132н (далее — Порядок), расходы дорожного фонда аккумулируются по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», который включает в себя расходы на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели, осуществляемые за счет средств дорожного фонда.
Таким образом, согласно Порядку расходы по:
— ремонту дворовых проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и иные работы, отнесенные к работам по ремонту дорог общего пользования, капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, подлежат отражению по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)».
Так же согласно сведений о выделении средств из соответствующих фондов:
— постановление администрации г. Красноярска от 11.02.2022 № 106 «О внесении изменений в Постановление администрации города от 01.11.2017 N 718» (стр. 32, позиция 21, 7 строка указанного пункта, столбец 13, отмеченная сумма финансирования, 6 столбец включает код бюджетной классификации 0409);
— уведомление о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств на 2022 год, основание – Решение Красноярского городского Совета депутатов от 21.12.2021 № 15-208 «О бюджете города на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» (стр. 5, вторая строка снизу, столбец 2 также включает указание на код бюджетной классификации 0409).
Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что выполнение работ по ремонту проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, которые необходимо выполнить в рамках осуществления данной закупки, Правилами благоустройства г. Красноярска не отнесены к работам по благоустройству г. Красноярска.
Соответственно, применение дополнительных требований, согласно Постановления № 2571, в отношении работ по благоустройству также не подлежит применению, поскольку может являться нецелевым расходованием бюджетных средств.
Таким образом, в связи с тем, что требуемые в рамках рассматриваемой закупки работы не относятся ни к благоустройству территории, ни к ремонту и содержанию автомобильных дорог, заказчиком правомерно не установлены требования к наличию опыта работ согласно Постановлению № 2571.
С учетом изложенного, в рассматриваемых действиях уполномоченного органа, заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ИП Меньшикова Р.А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Источник: zakupki-portal.ru
Инициатива на местах: как благоустроить город без крупных инвестиций
Об авторе: Анастасия Долгорукова, студентка международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.
В феврале 2020 года Всемирный банк представил исследование «The Hidden Wealth of Cities» (Скрытое богатство городов). Доклад предлагает городам раскрывать экономический потенциал за счет инвестиций в общественные пространства. Городские власти часто не уделяют достаточного внимания развитию качественных публичных пространств из-за непродуманного градостроительного планирования, бюджетных ограничений или других первоочередных приоритетов. В результате, эти объекты становятся городским пассивом, который истощает городской бюджет на свое поддержание.
Примеры 20 городов со всего мира, приведенные в публикации, иллюстрируют, как успешные общественные пространства помогают городам укрепить социальную сплоченность; способствуют здоровью и благополучию горожан; поддерживают местную экономику; стимулируют джентрификацию и рост предпринимательства; и привлекают дополнительные инвестиции в городские кварталы.
В 2019 году центр городской экономики КБ Стрелка опубликовал исследование, в котором была проведена оценка валового городского продукта (ВГП) крупнейших российских городов. Вывод этой работы — инвестиционные вложения в повышение качества городской среды связаны с увеличением объема ВГП.
Развитие общественных пространств является одной из успешных политик для экономического благополучия городов.
Благоустройство должно быть экономически целесообразно, так как происходит за счет привлечения инфраструктурных инвестиций. При дефиците денежных средств городские администрации вынуждены полагаться на местный бизнес, частные инициативы и партнерство с муниципальными органами.
Для повышения качества городской среды необходимо искать решения, способные улучшить общественные пространства в условиях ограниченных бюджетов.
Термин «тактический урбанизм» (Tactical Urbanism) подразумевает временные, маломасштабные и малозатратные мероприятия, направленные на улучшение городской среды. Данный подход позволяет без крупных вложений преобразить городскую среду и проверить, как будет работать пространство в новом формате. В случае успеха это позволит сразу получить экономический и общественный эффект и даст повод задуматься о более капитальных решениях.
Преимущество тактического урбанизма — вовлеченность граждан в жизнь города. Подобная инициатива побуждает государственные органы власти и градостроителей налаживать контакт с неравнодушными жителями для совместного решения городских проблем.
Супер-кварталы в Барселоне
В Барселоне уже долгое время реализуется известный проект «Superblocks». Цель проекта — закрыть часть улиц для автомобильного движения, предоставив их пешеходам. Идея основана на принципе «супер-кварталов» — кварталы объединяются в блоки 3×3 и внутри блока все улицы делаются пешеходными.
Это проект рассчитан на 503 супер-блока. Для проверки эффективности такого решения власти города воспользовались тактическим урбанизмом и изменили пространство с помощью разметки, уличной мебели, деревьев в кадках и прочих передвигаемых объектов.
Это позволяет попробовать разные решения, перед тем как выбрать наиболее эффективное, и не нести издержки при реализации неудачных вариантов.
Общественное пространство на месте пустыря в Челябинске
Команда Льва Владова, известного как Челябинский урбанист, благоустроила общественное пространство, используя простые и дешевые материалы. С помощью паллет и небезразличных к городской среде людей они превратили пустырь в место рекреации и проведения досуга. Сам проект обошелся челябинским урбанистам в 25 тыс. руб.
Также командой Льва был реализован проект по созданию тротуара вместо парковки на площади перед зданием университета С помощью декоративных камней и клумб удалось организовать комфортный тротуар, практически не сократив количество парковочных мест, так как пространство на площади раньше использовалось неэффективно.
Сквер-перлога в Твери
Архитектор Никита Маликов договорился с городской администрацией, нашел спонсоров и организовал общественное пространство в историческом центре Твери на набережной Волги. Ему удалось создать сквер-перголу, где отдыхают люди и любой желающий может бесплатно провести свое мероприятие. Общая стоимость проекта составила 1 млн руб.
Качество общественного пространства измеряется не в количестве уложенной плитки или кубометрах залитого бетона. Можно создать пространство из доступных материалов с минимальным вмешательством в природу.
Набережная в Белгороде
Таким путем пошли в Белгороде при реконструкции набережной реки Везёлка. Вместо благоустройства из гранита и бетона, там решили сделать трехкилометровую прогулочную зону площадью 7,5 га за 164 млн руб.
Бюджет кажется внушительным, но для сравнения в Тюмени строительство 916 м гранитной набережной и зоны отдыха площадью 9,8 га стоит 535 млн руб.
Так выглядит набережная Везёлки после реконструкции:
А так выглядит набережная в Тюмени:
Если городской бюджет не готов тратить деньги на благоустройство, то можно обратить внимание на общественные движения. Часто, чтобы сделать город лучше, достаточно не мешать людям.
Возможно, и в вашем городе проходит фестиваль «Том Сойер». Это волонтерское некоммерческое сообщество, действующее с 2015 года. Основное направление для них — спасение исторических зданий. Работы ведутся за счет пожертвований и усилий волонтеров, которые помогают в восстановлении исторического облика зданий.
Если в вашем городе есть исторические объекты, которые со временем ветшают и могут быть потеряны навсегда, а на их спасение нет средств — стоит обратиться к фонду «Внимание». Если вы готовы взять на себя работы по спасению исторической вывески, восстановлению исторического облика дверной группы, реставрации мозаичного панно или даже восстановлению целого здания — вы можете привлечь средства через краудфандинг с помощью фонда.
На момент написания статьи фонд успешно собрал средства на 26 проектов и успешно завершил 19 из них. Оставшиеся семь находятся в работе, открыт сбор средств еще на восемь объектов.
Грустная история «Активации»
«Активация» — группа архитекторов, которая была сформирована в 2011 году в Вологде. В течение года «Активация» смогла реализовать пять общественных пространств для отдыха вологжан. Всю архитектурную работу проводили участники проекта, на строительство объектов было затрачено 2,5 млн руб.
За один год проект смог организовать общественное пространство на набережной, открыть несколько сцен рядом с университетом и драматическим театром для проведения мероприятий и разместить скамейки на центральных улицах города.
К сожалению, все построенные объекты были снесены в 2018 году. Срок службы деревянных сооружений без ухода составляет пять лет. Город не стал следовать рекомендациям по уходу за пространствами, и они обветшали.
Какие еще способы благоустройства есть в условиях ограниченных ресурсов
Fabrication Laboratories или Фаблаб — это небольшие мастерские, оборудованные ручными инструментами, приборами и ЧПУ станками. Они создаются для того, чтобы у каждого человека была возможность прийти в лабораторию и смастерить что-нибудь своими руками. При этом не обязательно придумывать проект с нуля, многие хорошие решения уже выложены в открытый доступ как Open Source проекты. Достаточно найти тот проект, который подходит под нужную цель, и изготовить его. Фаблабы расположены по всему миру, в том числе и в России.
Один из примеров — объединение фаблаб-мейкеров для изготовления бесплатных защитных щитков против COVID-19 для медицинских работников:
Источник: trends.rbc.ru
Благоустройство города
К 2050 году 70% населения земли будут жить в городе. Города становятся центрами притяжения, люди, которые переезжают туда жить, стремятся к более комфортным условиям, большим доходам. Их привлекают бо́льшие возможности для работы и для досуга. В тёплое время года в парках можно кататься на роликах или велосипеде, загорать под березками или читать книги на зелёном газоне.
Зимой парки превращаются в большой каток. Во дворах есть детские площадки, по утрам моют улицы и остановки, общественный транспорт ходит до часу ночи.
Города производят до 80 % мирового ВВП, они загрязняют, не очищая, 80 % воды, попадающей в их систему; превращают в мусор 40 % еды, поставляемой сельскими территориями; и по-прежнему, в большинстве крупных мегаполисов естественный прирост населения отрицательный. Городская среда – бесконечное пространство для конфликтов: автомобилистам мешают велосипедисты, велосипедистам – пешеходы, пешеходам – деревья.
В мировых мегаполисах внедряются различные программы снижения конфликтности городской среды: уменьшение количества машин, благоустройство, переход на разговорные сервисы, предоставление за небольшую плату велосипеда. «Разговорные сервисы» позволяют человеку общаться в свободной форме и получать «человеческий» ответ. Естественный язык облегчает понимание, такие сервисы повышают доступность получения информационных услуг.
Благоустройство территории включает в себя работы по улучшению безопасности, привлекательности, эстетичности вида окружающей среды на отдельном участке или объекте с соблюдением всех стандартов охраны труда и экологии. Подготовка начинается с определения и исследования геодезической структуры почвы, проводится составление проекта и планировки площади с соблюдением нормативов по экологии. В зависимости от требований заказчика и сметы на проводимые работы технология благоустройства территории предусматривает прокладку всех элементов инженерных сооружений, монтаж систем орошения и освещения, устранение дефектов рельефа, а также, при необходимости, – асфальтирование площадей. После завершения технических и инженерных мероприятий проводятся работы по посадке деревьев, цветов, кустарников и обустройству газонов в соответствии с условиями проекта.
Понятие «благоустройство территории» появилось в действующем законодательстве сравнительно недавно. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под благоустройством территории поселения (городского округа) принято понимать комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Утверждение правил благоустройства территории относится к вопросам местного значения. В частности, на муниципальном уровне устанавливаются (п. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ):
В свою очередь, разработка правил благоустройства территорий осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613, в которых закреплено более обобщенное определение благоустройства территорий.
Так, согласно п. 1.5 этих Рекомендаций благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
При этом элементами благоустройства территории являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.
Источник: life.mosmetod.ru