Буровая скважина это объект капитального строительства

Ростехнадзором разъяснены вопросы идентификации и определения класса опасности ОПО «Объекты бурения и добычи нефти, газа и газоконденсата»

В связи с поступающими обращениями от поднадзорных организаций по вопросам идентификации и регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, в том числе в части идентификации и определения класса опасности опасного производственного объекта — «объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ).

Опасным производственным объектом нефтегазодобывающих производств (далее — ОПО) в соответствии с » Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 12.03.2013, являются объекты бурения и добычи, расположенные в границах горного отвода (участка недр) или земельного отвода.

В соответствии с Правилами разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденными приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, к объектам бурения относится площадка в границах участка недр, предназначенная для разработки месторождения (залежи углеводородного сырья) в соответствии с технологией бурения поисковых, разведочных, эксплуатационных и других по назначению скважин на месторождении, предусмотренных рабочим проектом производства буровых работ (индивидуальным или групповым), разработанным и утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации и техническим проектом на разработку месторождений.

К объектам добычи относится площадка месторождения (залежь углеводородного сырья — нефти, газа, газового конденсата), часть залежи или несколько залежей углеводородного сырья, объединенных в один эксплуатационный объект (месторождение), разрабатываемых единой сеткой эксплуатационных скважин в границах участка недр, предоставленного в виде горного отвода в пользование на основании лицензии (лицензионного участка).

В соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ признаками опасности объектов бурения и добычи являются:

  • ведение горных работ (пункт 5);
  • образование опасных веществ — выход углеводородов, содержащихся в недрах (пункт 1);
  • использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (пункт 2);
  • использование стационарных грузоподъемных механизмов (пункт 3).

А.Л.Рыбас

Письмо Ростехнадзора от 04.10.2013 N 00-04-05/1809 «По вопросам перерегистрации опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата в зависимости от классов опасности»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 4 октября 2013 г. N 00-04-05/1809

В связи с многочисленными обращениями региональных органов исполнительной власти, территориальных управлений Ростехнадзора и нефтегазодобывающих компаний по вопросам перерегистрации опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата (нефтяных и газовых скважинах) с целью реализации положений Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 22-ФЗ) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору разъясняет.

Согласно положениям Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (пункт 18 статьи 3) относится установление порядка организации и осуществление федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее — государственный горный надзор); к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (пункт 14 статья 4) относится организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

Согласно статье 24 Закона о недрах органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции. Согласно статье 38 Закона о недрах государственный горный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Порядок проведения государственного горного надзора установлен «Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 года N 712, зарегистрированным Минюстом России от 28 мая 2013 года за N 28562.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не устанавливает требования безопасного ведения работ при бурении, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации нефтяных и газовых скважин. Нормативные правовые требования при бурении, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации нефтяных и газовых скважин установлены нормативными правовыми документами в области промышленной безопасности.

Читайте также:  Кто определяет степень готовности объекта незавершенного строительства

Согласно положениям статей 51 и 55 Градостроительного кодекса соответственно выдача разрешений на бурение (строительство) и ввод в эксплуатацию нефтяных и газовых скважин относятся к компетенции федерального органа управления государственным фондом недр (Роснедра). Территориальные управления Ростехнадзора принимают участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию пробуренных нефтяных и газовых скважин в уведомительном порядке.

Вместе с тем имеются факты передачи территориальными управлениями Ростехнадзора контроля и надзора на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата в органы регионального государственного строительного надзора при отсутствии на то законных оснований.

При регистрации в государственном реестре класс опасности опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с пунктом 3 Приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ). К указанным опасным производственным объектам относятся скважины, указанные в » пункте 2 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 (зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2013 N 28222).

Класс опасности опасных производственных объектов для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с пунктом 1 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

В случае, если для опасного производственного объекта нефтегазодобывающего производства могут быть установлены разные классы опасности по критериям, указанным в пунктах 1 — 7 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, устанавливается наиболее высокий из них (пункт 10 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ).

В случае если опасный производственный объект нефтегазодобывающего производства расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном участке, созданном на водном объекте, находящимся в федеральной собственности, для такого объекта, в соответствии с пунктом 11 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, устанавливается следующий (более высокий) класс опасности.

Определение границ объектов нефтегазодобывающих производств для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов производится в соответствии с проектной документацией обустройства месторождений.

По результатам регистрации опасных производственных объектов в зависимости от классов опасности следует строго соблюдать положения законодательства в отношении контроля и надзора, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора.

Б.А.КРАСНЫХ

Вопрос от 22.08.2018: Прошу разъяснить, по каким критериям, указанным в пунктах 1-9 Приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ, необходимо идентифицировать опасный производственный объект, состоящий только из площадки с трубопроводом попутного нефтяного газа.

Ответ: Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело Ваше обращение, поступившее в общественную приемную Ростехнадзора по электронным каналам связи и разъясняет.

В соответствии с » приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» (далее — Требование) по результатам идентификации опасного производственного объекта, состоящего только из площадки с трубопроводом попутного нефтяного газа, может быть присвоено типовое наименование опасного производственного объекта «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов (участка, площадки)» (далее-ОПО).

Идентификация ОПО проводится в соответствии с разделом 4 Требований, по признаку транспортирования опасных веществ в границах земельного отвода и основывается на проектах на обустройство месторождения и технических проектах на разработку месторождения.

Пунктом 7 Требований установлено, что при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

Согласно пункту 1 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) класс опасности для ОПО устанавливается исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

Вместе с тем согласно примечанию 3 к приложению 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

Также следует учитывать требование пункта 10 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, что в случае, если для опасных производственных объектов по указанным в пунктах 1 -9 приложения 2 критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.

Источник

Буровая скважина это объект капитального строительства

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 2 февраля 2015 года N 14-исх/01060-ГЕ/15

[О получении разрешения на строительство при строительстве, реконструкции буровых скважин]

Читайте также:  Сдача объекта строительства в ростехнадзор

В соответствии с указанной нормой не требуется получение разрешения на строительство при строительстве, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Государственная регистрация прав на созданные (создаваемые) объекты недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции таких объектов недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, осуществляется в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации).

основанием для государственной регистрации прав на объект недвижимости, для строительства, реконструкции которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (пункт 1);

не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случаев установленных пунктом 2 статьи 25.3 Закона о регистрации (пункт 2);

документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3);

истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.3 Закона о регистрации объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается; при этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (пункт 5).

Форма декларации об объекте недвижимого имущества, представляемой в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации установлена приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447.

При этом все сведения об объекте недвижимого имущества (за исключением кадастрового номера земельного участка, на котором расположен объект недвижимости) определяются и вносятся заявителем в указанную декларацию самостоятельно.

Вместе с тем в отличие от иных поименованных в части 17 статьи 51 ГрК объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, строительство буровых скважин должно осуществляться при соблюдении определенных условий (их строительство должно быть предусмотрено подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр).

подготовка технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр (далее — проектная документация), заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах (пункт 2);

подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее — проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах (пункт 3);

проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4);

проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (пункт 5);

требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 14).

Так, в соответствии с Требованиями к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья, утвержденными приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 254, проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема опытно-промышленной разработки месторождения, залежей или участков залежей, технологическая схема разработки и технологический проект разработки должны включать в том числе раздел, содержащий сведения о конструкции и технологии бурения скважин.

Принимая во внимание, что в силу статьи 25.3 Закона о регистрации не допускается истребование у правообладателя документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, и отсутствие такого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации, а также указанные выше нормативные правовые акты, возникает вопрос о возможности применения при государственной регистрации прав на буровые скважины положений указанной статьи.

Читайте также:  Справочник базовых цен на проектные работы для строительства объекты промышленности строительных материалов

Учитывая, что Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также с целью установления единообразной практики применения норм действующего законодательства просим высказать позицию по следующим вопросам:

должна ли государственная регистрация прав на буровые скважины осуществляться в порядке статьи 25.3 Закона о регистрации на основании декларации об объекте недвижимого имущества либо в порядке статьи 25 Закона о регистрации, т.е. в общем порядке, — поскольку требуется подготовка в том числе проектной документации, с предварительной (до государственной регистрации прав) поставкой буровой скважины на государственный кадастровый учет;

должен ли государственный регистратор запросить в Федеральном агентстве по недропользованию, его территориальном органе (либо каком-то ином органе) информацию о том, что строительство соответствующих буровых скважин предусмотрено согласованной и утвержденной проектной документацией, и каковы должны быть последствия непредоставления указанными органами такой информации (учитывая, что согласно пункту 5 статьи 25.3 Закона о регистрации отсутствие документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимости сведения, не может являться основанием для приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав).

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Источник

Наблюдательные скважины и оформление лицензии: разъяснения Роснедр

/img/plugs/pb/3.png

В письме от 10.08.2021 № ОК-03-31/12369 федеральное агентство по недропользованию дало разъяснения о необходимости оформления лицензии на пользование недрами для целей эксплуатации наблюдательных скважин на объекте размещения отходов и сообщило следующее:

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Соответственно, отдельные объекты горных работ, в частности буровые скважины, в зависимости от своих технологических и конструктивных характеристик могут являться или не являться объектами недвижимости и объектами капитального строительства. При этом в каждом конкретном случае данный вопрос решается исходя из содержания проектной технической документации на такой объект.

Любые работы по геологическому изучению, разведке и добыче подземных вод, включая бурение скважин, проводятся после получения лицензии на право пользования участком недр для указанных целей, предоставленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон РФ «О недрах»). Роснедра и его территориальные органы выдают лицензии на пользование недрами (за исключением участков недр местного значения), а не на бурение скважин различного целевого назначения.

В свою очередь, статьей 6 Закона РФ «О недрах» определены лицензируемые виды пользования недрами, в том числе региональное геологическое изучение недр, включающее мониторинг состояния недр, а также строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Основания представления прав пользования недрами исчерпывающе определены ст. 10.1 Закона РФ «О недрах». В силу указанной статьи субъектам предпринимательской деятельности не предоставляются права пользования недрами по самостоятельной лицензии для целей регионального геологического изучения недр, в том числе для мониторинга состояния недр.

Согласно абз. 3 п. 6 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» предусмотрено основание предоставления права пользования участком недр местного значения, для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Кроме этого, с 01.01.2022 вступают в силу положения Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ, закрепляющего основание предоставления права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по решению комиссии Роснедр (то есть подземных сооружений, не только местного и регионального значения, но и федерального уровня на участках недр с общеправовым режимом).

Таким образом, пользование недрами для целей эксплуатации наблюдательных скважин может осуществляться на основании лицензии на пользование недрами, выданной для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и на основании утвержденных технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ «О недрах».

Источник
Рейтинг
Загрузка ...