Что чтобы стать инженером по строительству

Проведен сравнительный анализ содержания программ обучения и форм подготовки специалистов строительных специальностей в университетах США и России. Подробно описываются и анализируются учебные программы, приводятся примеры распределения часов учебных планов для подготовки бакалавра.

Так, в США после получения диплома специалист сдает экзамен по основам инженерии (FE exam — Fundamentals of Engineering Exam), чтобы иметь право работать хотя бы помощником инженера. А чтобы получить квалификацию инженер-архитектор необходимо заработать , стаж не менее 4 лет после окончания вуза и сдать экзамен, после которого выдается лицензия профессионального инженера. Расширился список навыков и умений. На уровне бакалавра, то есть общего образования, университеты США сегодня могут предложить более 250 курсов, обеспечивая специалиста гуманитарными знаниями из самых различных областей и более 100 курсов на выбор для специализированной подготовки.

7 причин стать инженером-строителем. Как определиться, что это именно твое!

1. Исмаилов Э.Э. Подготовка научных кадров в России и за рубежом (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 2.

2. Кривцова Н.Л. Содержательно-процессуальные аспекты подготовки бакалавров в США // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – № 4. – С. 27.

3. Лесков С. Европе – бакалавров, родине – специалистов // Известия науки. –URL: http://www.inauka.ru/education/article78574.html.

4. Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. – № 4. – С.152-161.

5. Перспективы развития инженерного образования: инициатива CDIO: информ.-метод. изд./пер. санг. и ред. В.М. Кутузова и С.О. Шапошникова. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. – 29 с.

7. Preparing for the 21st century. The education imperative / Report. National.Academy of Sciences // http:www2.nas.edu/21st. – 1997.

8. Werner Z. Hirsch and Luc E. Weber. Challenges Facing Higher Education at the Millennium // American Council on Education. – 1999. – C.7.

Современные реалии жизни продиктовали, что инженерное образование нуждается в реформировании, в новых подходах. В 1990-х годах в США, как ответ на недовольство работодателей тем, что университетское инженерное образование слишком отдалилось от практики, разработали инициативу по приведению содержания и результативности инженерных образовательных программ в соответствие с уровнем развития современных технологий и ожиданиям работодателей. Эта концепция называется CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate) – Планирование – Проектирование – Производство – Применение. В настоящее время к проекту присоединились более 100 высших учебных заведений из 25 стран мира, включая Россию [5].

Как перестраивается инженерное образование в США и России? Что входит в состав учебных программ? Какие различия существуют в подготовке инженерных кадров США и России? Каким стандартам следуют вузы в этих странах?

Профессия инженер-строитель

Инженерные вузы США давно признали, что методология подготовки инженеров в условиях изменяющегося мира нуждается в совершенствовании. Сегодняшние университеты стремятся воспитывать студентов в духе их стремления к инновациям и высокому мастерству. Они предусматривают такие воспитательные функции, которые позволяют выпускнику университета быстро адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, чувствовать себя в нем комфортно. Каждым вузом выдвинуты следующие требования к инженеру: высокий уровень знаний математики, физики и технологий производства.

Инженеры также должны уметь работать в глобальных сетях, общаясь через континенты. Для того чтобы стать инженером в США, нужно получить инженерное образование, которое дается только в университете, имеющим аккредитацию от специального отдела, регулирующего инженерные лицензии в штате.

Читайте также:  Строительные материалы для строительства дома отзывы

На уровне бакалавра учебная программа делится на три этапа: общее образование, предпрофессиональное, специальное профессиональное. На этапе общего образования университеты сегодня могут предложить более 250 курсов, обеспечивая специалиста гуманитарными знаниями из различных областей: письмо, математика, биологические науки, физические науки, мировая культура, разнообразие культур, социальные вопросы и институты, различия, власть и дискриминация, наука, технология и общество, современные глобальные проблемы. Учебная программа по основам бакалавриата дает фундамент для дальнейшего понимания студентами современного мира, учит критически и творчески мыслить, синтезировать идею и информацию, оценивая различные проблемы общества. Основа бакалавриата способствует пониманию соотношения между дисциплинами (междисциплинарный подход), ответственности и обязанности перед проблемами гражданского, глобального характера и проблемами окружающей среды [2].

На данном этапе общего образования студенты получают навыки межличностных отношений, включая работу в команде и сотрудничество, рефлексивные, моральные и этические навыки, умение интегрировать знания, использовать многочисленные приемы исследований в естественных науках, математике, социологии, гуманитарных науках и искусстве. Студенты вырабатывают коммуникационные навыки, включая письмо, говорение и слушание, технологическую и информационную грамотность, включая многокультурные и межкультурные компетенции [4].

Кроме общеобразовательных курсов, на первом и втором годах обучения предлагается предпрофессиональная программа, которая дает фундамент для профессиональной подготовки на дальнейших курсах. Студент, с помощью консультанта-преподавателя, выбирает курсы в зависимости от будущей карьеры, цели и интересов.

Одним из обязательных курсов предпрофессиональной программы является Вводный курс «Гражданское, промышленное строительство и охрана окружающей среды». Именно при прохождении данного курса студенты знакомятся со всеми специальностями и предприятиями, находящимися в штате в области строительства, что помогает определиться с целью, карьерой, уровнем образования и ориентироваться при составлении учебной программы.

Кроме вводного курса необходимо включить в свою учебную программу такие предметы, как «Гражданское строительство: решение проблем и технологии», «Химия для инженерных специальностей». В любом вузе США большое внимание уделяется концепции устойчивого развития. Ученые исследователи глубоко занимаются этой проблемой каждый в своих областях и несут свои знания в аудитории. Учебные программы просто пропитаны этой идеей. Предлагается множество разнообразных курсов: устойчивое строительство, устойчивая экосистема.

Специальная профессиональная подготовка целиком переносится на второй и третий года обучения и далее в магистратуру и аспирантуру. Зачисления на курсы по профессиональной программе ограничено и проходят только те студенты, которые продемонстрировали способность достигать высокие стандарты, требуемые для профессионального обучения.

До начала обучения на третьем курсе студенты должны подать заявление в строительный колледж для принятия их на профессиональную программу. Средний балл оценок по предыдущим курсам должен быть не ниже 2.25, а заработанных кредитов не меньше 80.

Учебные программы по специальности предусматривают, начиная с четвертого курса обучения, такие занятия как семинары, практикумы (короткие интенсивные курсы в малых группах, нацеленные на развитие навыка решения проблем), конференции, где студенты учатся под руководством руководителя – инструктора, представлять законченные работы, то есть работают над развитием навыков говорения и слушания.

Семинары проводятся как средство обмена идеями и информацией через презентацию и дискуссию той или иной проблемы. Дополнительно они служат для приобретения опыта выступления перед аудиторией, как практика для преподавания, презентации результатов исследований. Такие семинары проводятся еженедельно председателем семинара. В презентации могут участвовать студенты, аспиранты, преподаватели, приглашенные гости.

Учебный процесс по профессиональной подготовке имеет модульную структуру и разрабатывается как сквозной для всех уровней – бакалавра, магистра и доктора. Этим обеспечивается не только преемственность образовательных программ различного уровня, но и четкая дифференциация их целей и итоговых результатов обучения. Условный пример распределения модулей по уровням в программах подготовки бакалавра, магистра и доктора выглядит следующим образом [5]:

Читайте также:  Что такое отсев в строительстве дорожек

Источник: science-education.ru

Рейтинг
Загрузка ...