Что относится к безопасности объектов капитального строительства
Почему в п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ имеется раздел 10.1) «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства», а в постановлении 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» такой раздел отсутствует?
В п.12 ст.48 Градостроительного кодекса нет никакой нумерации разделов проектной документации.
Текст любой статьи любого закона делится сначала на «части», а затем на «пункты».
Именно об этом написано в комментариях к в введенным дополнительным пунктам, например:
«10_1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства; (Пункт дополнительно включен с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ)
11_1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт дополнительно включен с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ);».
Разработчики ПП 87 приняли нумерацию пунктов кодекса как нумерацию разделов проектной документации. В том числе, слова » и др. » превратились в раздел 12.
В 2009 г. ПП 87 было изменено (вставили п. 27_1), но разделу, введенному п. 11_1 ГрК был присвоен номер 10_1, что привело к недоразумениям в дальнейшем, когда появились пункты 10_1 и 11_2.
По разделу, введенному п.10_1 ГрК, изменение в ПП 87 так и не было внесено и требований к составу и содержанию раздела в этом документе так и не появилось, как и его номера. То же относится и к п. 11_2.
Нумерация разделов в приложении А стандарта была принята по обсуждавшемуся в 2012-2013 гг. проекту изм. ПП 87 (надеялись, что его примут к началу действия стандарта), но, к сожалению, принятие проекта так и не состоялось.
Таким образом, приложение А имеет заголовок «Шифры разделов проектной документации». Именно так его и нужно воспринимать — только шифры. Номера разделов устанавливаются НПА, утвержденными Правительством РФ.
Требования к составу и содержанию раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» появились в разделе 6 СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», утвержденном совсем недавно. Номера раздела там нет.
ИсточникЧто относится к безопасности объектов капитального строительства
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
от 29 января 2016 года N 09-01-04/523
О видах работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Также стоит отметить, что перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленный частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в настоящее время существенно отличается от перечня, речь о котором идет в указанном письме Минрегиона России.
При разработке требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Требования), перечень которых утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее — Перечень видов работ), саморегулируемая организация должна руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Так, например, вид работ N 6.1 «Работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов» раздела II Перечня видов работ по своему содержанию может выполняться только в отношении объектов капитального строительства, не отнесенных частью 1 статьи 48.1 Кодекса к категории особо опасных и технически сложных.
При этом согласно пункту 3.1 раздела 3 «Общие требования» ГОСТ 27751-2014. «Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» (далее — ГОСТ 27751-2014), отдельные разделы которого (включая указанный) включены в Перечень национальных стандартов, для каждого сооружения необходимо установить класс сооружения (КС-1, КС-2 или КС-3) в соответствии с Приложением «А» к ГОСТ 27751-2014, в зависимости от его назначения, а также социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений. При этом согласно таблице 2 ГОСТ 27751-2014 класс сооружений КС-3 устанавливается к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности, которыми в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона N 384-ФЗ являются здания и сооружения, отнесенные частью 1 статьи 48.1 Кодекса к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства или уникальным объектам капитального строительства, параметры уникальности которых установлены частью 2 статьи 48.1 Кодекса.
Таким образом, в отношении объектов капитального строительства жилищного назначения может быть установлен класс КС-3 по иным признакам, указанным в Приложении А к ГОСТ 27751-2014, кроме отнесения этих объектов к особо опасным и технически сложным.
В отношении вида работ N 6.2 «Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов» раздела II Перечня видов работ необходимо учитывать, что данный вид работ по своему содержанию выполняется только в отношении объектов капитального строительства, не отнесенных частью 1 статьи 48.1 Кодекса к категории особо опасных и технически сложных, поскольку приложением «В» к СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (указанное приложение включено в Перечень национальных стандартов) установлены основные функционально-типологические группы зданий и сооружений, а также помещений общественного назначения, которые не включают в себя здания и сооружения, в отношении которых может быть установлен класс КС-3 по основаниям отнесения их к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства.
В отношении вида работ N 7.3 «Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов» раздела II Перечня видов работ стоит отметить, что статьей 14 Федерального закона N 116-ФЗ установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов только I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ. Такие опасные производственные объекты отнесены частью 1 статьи 48.1 Кодекса к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства.
Пунктом 32 Положения о составе проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, установлена необходимость наличия в разделе «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» проектной документации объекта капитального строительства перечня мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии, перечень которых установлен статьей 3 Федерального закона N 170-ФЗ, следовательно, вид работ N 7.5 «Разработка обоснования радиационной и ядерной защиты» раздела II Перечня видов работ по своему содержанию выполняется только в отношении объектов использования атомной энергии.
Иные виды работ раздела II Перечня видов работ могут выполняться в отношении любых объектов капитального строительства, вне зависимости от их класса сооружения.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 55.5 Кодекса документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов, полагаем целесообразным обратить внимание саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства, на необходимость более детальной проработки разрабатываемых документов, а также своевременной их актуализации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Начальник Управления
государственного строительного надзора
М.А.Климова
Потенциально опасный объект (ПОО)
Потенциально опасный объект (ПОО) – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более 5 тысяч человек.
Справка. Объекты, на которых возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек определяются на основании их проектной документации.
Потенциально опасный объект (ПОО)
Какие объекты относятся к потенциально опасным
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона РФ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
Ст. 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты (Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004).
- К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10) утратил силу. – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
10.2) подвесные канатные дороги;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
- К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Также читайте дополнительный материал:
Приказ МЧС России № 284 от 26.05.1999 «Об утверждении Порядка выдачи заключения о готовности ПОО к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС»
Категории ПОО
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2020 № 1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам» потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на шесть категорий:
- потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;
- потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера;
- потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера;
- потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера;
- потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера;
- потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации не выше локального характера.
Перечень ПОО
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г. № 1155 «Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов» перечень потенциально опасных объектов формируется и ведется в целях:
- сбора, обработки, анализа и хранения информации о потенциально опасных объектах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создания информационной основы для разработки и выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- информационного обеспечения федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Формирование и утверждение перечня осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Порядок включения (исключения) потенциально опасных объектов из перечня, а также сроки предоставления сведений, организацией эксплуатирующей его, изложены в постановлении Правительства РФ от 10.07.21 № 1155.
Также читайте дополнительный материал по теме:
Источник