КАТЕГОРИИ ОХРАНЯЕМЫХ ОБЪЕКТОВ: ВИДЫ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ КАТЕГОРИРОВАНИЯ
В практике современных охранных служб используется классификация объектов по виду вероятного ущерба. В РФ категории объектов безопасности выделяют согласно ГОСТ Р 78.36.032-2013. Этот стандарт позволяет подразделениям вневедомственной охраны и частным охранным агентствам проводить соответствующую подготовку к обеспечению безопасности. Основными критериями здесь являются оснащение техническими средствами охраны и инженерно-техническая укрепленность. Согласно ГОСТ, существует 5 категорий объектов охраны, а именно:
- А1 (наивысшая категория объектов охраны). Сюда относятся специальные помещения, которые расположены на территории важных объектов инфраструктуры, в обязательном порядке охраняемых полицией. Перечни объектов охраны наивысшей категории утверждены Правительством РФ. Сюда входят хранилища и кладовые денежных и валютных средств, ценных бумаг, ювелирных изделий, драгоценных камней и металлов; огнестрельного оружия, сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых, бактериологических, токсичных веществ; наркотических и психотропных препаратов, а также сведений, представляющих государственную тайну.
- А2. Перечень объектов, вошедших сюда, практически полностью дублирует предыдущий. Разница заключается лишь в том, что некоторые объекты охраны категории А2 могут охраняться только частными охранными службами без привлечения государственных структур и подразделений.
- А3. К этой категории защиты охраняемых объектов также относятся уже перечисленные выше объекты, которые не рассматриваются, как особо опасные. К ним добавляется большой список объектов с массовым пребыванием граждан, где обеспечение охраны реализуется за счет постов физической охраны и подключением пультовой сигнализации. В категорию защиты объектов охраны А3 входят внутренние КПП, служебные помещения и охранные посты. Сюда же относятся здания и сооружения, используемые в сферах здравоохранения, образования, культуры и спорта.
- Б1. Четвертая по значимости ступень категорирования объектов безопасности охватывает здания и помещения различных форм собственности, где сосредоточены материальные ценности. Этот список включает объекты хранения и реализации различных товаров, ЖКХ и других управляющих компаний. Также к этой категории относятся объекты защиты, расположенные в жилых домах, но выведенные из жилого фонда.
- Б2. Последнюю ступень в категорировании занимают объекты охраны, на которых установлена тревожная сигнализация. Сюда входят строительные площадки, помещения охраны автостоянок и ГСК, комнаты консьержей в подъездах жилых домов. Также в категорию Б2 входят все объекты, перечисленные в Б1, при условии, что администрация таких объектов ограничилась только заявкой на установку тревожной сигнализации.
К перечисленному следует добавить, что если здание или помещение не входит ни в одну из категорий объектов безопасности, его классифицируют по наиболее близким признакам, указанным в ГОСТ. Для точного категорирования объекта безопасности рекомендуется обратиться к экспертам в области инженерно-технической укрепленности.
ИсточникКритически важные и потенциально опасные объекты
На портале правовой информации опубликованы два приказа Роспотребнадзора об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Роспотребнадзор, в отношении которых он осуществляет координацию и регулирование деятельности:
- к критически важным объектам (приказ от 26 мая 2022 г. №277);
Категории значимости критически важных объектов
Показатели критериев отнесения объектов к критически важным объектам
Объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой 2 и более субъектов Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения 2 и более субъектов Российской Федерации
Объекты, на которых в результате чрезвычайной ситуации количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет свыше 1,2 миллиардов рублей ( подпункт «е» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») (далее — Постановление N 304)
Объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации
Объекты, на которых в результате чрезвычайной ситуации зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиардов рублей ( подпункт «г» пункта 1 Постановления N 304)
Объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации
Объекты, на которых в результате чрезвычайной ситуации зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера ( подпункт «б» пункта 1 Постановления N 304)
- к потенциально опасным объектам (приказ от 26 мая 2022 г. №278).
Категории опасности потенциально опасных объектов
Показатели критериев отнесения объектов к потенциально опасным объектам
Потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности)
Объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов), отнесенные к I категории потенциальной радиационной опасности, при аварии на которых возможно их радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите ( пункт 3.1.2 санитарных правил и нормативов 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40 (зарегистрировано Минюстом России 11.08.2010, регистрационный N 18115) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.09.2013 N 43 (зарегистрировано Минюстом России 05.11.2013, регистрационный N 30309) (далее — ОСПОРБ-99/2010), которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера
Объекты, на которых в результате чрезвычайной ситуации количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет свыше 1,2 миллиардов рублей ( подпункт «е» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») (далее — Постановление N 304)
Потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности)
Объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов), отнесенные к I категории потенциальной радиационной опасности, при аварии на которых возможно их радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите ( пункт 3.1.2 ОСПОРБ-99/2010), которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера
Объекты, на которых в результате чрезвычайной ситуации зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиардов рублей ( подпункт «д» пункта 1 Постановления N 304)
Потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности)
Объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов), отнесенные к I категории потенциальной радиационной опасности, при аварии на которых возможно их радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите ( пункт 3.1.2 ОСПОРБ-99/2010), которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера
Объекты, на которых в результате чрезвычайной ситуации зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиардов рублей ( подпункт «г» пункта 1 Постановления N 304)
Потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности)
Объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов), отнесенные к I категории потенциальной радиационной опасности, при аварии на которых возможно их радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите ( пункт 3.1.2 ОСПОРБ-99/2010) или ко II категории потенциальной радиационной опасности, радиационное воздействие при аварии ограничивается территорией санитарно-защитной зоны ( пункт 3.1.3 ОСПОРБ-99/2010), которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера
Объекты, на которых в результате чрезвычайной ситуации зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей ( подпункт «в» пункта 1 Постановления N 304)
Потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности)
Объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов), отнесенные ко II категории потенциальной радиационной опасности, радиационное воздействие при аварии ограничивается территорией санитарно-защитной зоны ( пункт 3.1.3 ОСПОРБ-99/2010) или к III категории потенциальной радиационной опасности, радиационное воздействие при аварии ограничивается объекта ( пункт 3.1.4 ОСПОРБ-99/2010), которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера
Объекты, на которых в результате чрезвычайной ситуации зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера ( подпункт «б» пункта 1 Постановления N 304)
Потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности)
Объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов), отнесенные к III категории потенциальной радиационной опасности, радиационное воздействие при аварии ограничивается объекта ( пункт 3.1.4 ОСПОРБ-99/2010) или к IV категории потенциальной радиационной опасности, радиационное воздействие от которых при аварии ограничивается помещениями, где проводятся работы с источниками излучения ( пункт 3.1.5 ОСПОРБ-99/2010), которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации локального характера
Объекты, на которых в результате чрезвычайной ситуации зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер материального ущерба составляет не более 240 тысяч рублей ( подпункт «а» пункта 1 Постановления N 304)
ИсточникПотенциально опасные объекты
В России действуют десятки тысяч заводов, делающих важную работу для нашего благополучия и комфорта. Например, переработка химикатов важна для защиты сельского хозяйства от вредителей, изготовления лекарств, производства пластика.
Атомные электростанции обеспечивают нас энергией — мы заряжаем гаджеты и даже электромобили, готовим тосты и вкусный кофе, замораживаем вишню на зиму. И все это доступно благодаря атомной энергетике. Но наше благополучие становится под угрозу, если на таком предприятии допустить аварию. В статье мы рассказываем, какие потенциально опасные объекты требуют особенно ответственного контроля. И как организована эта работа.
Для чего нужен список потенциально опасных объектов
Внимание к производству, представляющему угрозу для людей и экологической обстановки, не случайно. Авария может повлечь необратимые последствия, которые приведут к трагедиям и расходам. Неблагополучный исход может давать о себе знать и после ликвидации, как это было с Чернобыльской АС.
Чтобы уменьшить риски техногенной катастрофы и уберечь население от трагедии, государство проявляет бдительность к деятельности таких предприятий, где взаимодействуют с:
- радиоактивными веществами;
- электрическим напряжением свыше 330 вольт; >
- расплавами черных и цветных металлов;
- горючими и взрывоопасными агентами;
- биологическими агентами, способными причинить вред живым организмам;
Градостроительный кодекс предлагает считать потенциально опасными производственными объектами:
- гидротехнические сооружения;
- предприятия электросетевого хозяйства;
- метрополитены;
- морские порты (если они не заняты в сфере обслуживания маломерных и спортивных судов);
- железную дорогу;
- обслуживающие космические аппараты и экспериментальную технику;
- авиационную инфраструктуру.
Внимание: В России действует 45 000 таких предприятий, которые несут скрытую угрозу для экологии и жизни всех существ. Тревога возрастает из-за таких факторов, как серьезный износ производственных фондов, низкий уровень технологической дисциплины среди сотрудников и руководителей.
Какие чрезвычайные ситуации бывают
Масштабные поломки и катастрофы связаны с риском аварий на потенциально опасных объектах:
- Транспортные катастрофы, в ходе которых происходит крушение товарных и пассажирских транспортных средств. К наиболее масштабным результатам приводят несчастные случаи на мостах, магистральных трубопроводах.
- Возгорание и взрывы технологического оборудования на заводах, где происходит обработка и хранение взрывчатых веществ.
- Аварии, в ходе которых в атмосферу выбрасываются токсичные вещества. Такие события могут происходить не только на территории компании, где производят и перерабатывают химикаты, но также во время транспортировки. Потеря контроля над производством или перевозкой ядовитых веществ представляет дополнительные риски, так как реагенты способны вступать в химическую реакцию, что приводит к непредсказуемым итогам.
- Несчастные случаи с участием космической техники, заправляемой ядерным топливом. Взрывы ядерных боеприпасов, которые влекут выброс и бесконтрольное распространение радиоактивных веществ.
- Катастрофы в связи с деятельностью научно-исследовательских институтов, где ведется изучение биологически опасных веществ.
- Трагические инциденты на гидротехнических сооружениях, например, прорывы плотин и затопление местности.
- Серьезные сбои в функционировании очистных построек, КП, обслуживающих канализационные системы. Возникает риск загрязнения водоемов, служащих источником питьевой воды.
Внимание: Потенциально опасные объекты городов — это не всегда заводы или склады, имеющие дело с химикатами и взрывающейся продукцией. Требуют повышенной ответственности очень крупные здания и конструкции (и на этапе возведения, и введенные в эксплуатацию). Типичные поломки — это обрушения, способные унести тысячи человеческих жизней. Это офисные и торговые центры, крупные административные и промышленные комплексы.
Классы подразделения потенциально опасных объектов
Перечисленные предприятия и строения распределяются по классам опасности, что помогает прояснить возможную тяжесть итогов. Принцип следующий — чем более высокий класс присвоен, тем менее масштабные последствия можно прогнозировать при несчастном случае. Перечислим классы:
- 1 — класс присваивают предприятию, поломка на котором несет огромную угрозу. Если она произойдет, вероятно чрезвычайное положение федерального значения (распространение на территории 2 субъектов РФ). Соответствует таким цифрам: более 500 пострадавших, условия жизнедеятельности нарушены для 1000 и более человек. Материальный ущерб — от 5 миллионов минимальных зарплат.
- 2 — масштаб имеет второе место по величине (региональное значение). Пострадавших до 500, а результаты катастрофы повлияют на качество жизни 1000 человек.
- 3 — этот класс потенциально опасного объекта присвоен таким заводам и КП, при серьезных поломках на которых объявляют ЧП территориального значения. Число пострадавших — до 500.
- 4 — соответствует местной чрезвычайной ситуации (город, район). Пострадавших до 50.
- 5 — соответствует ЧС локального масштаба, в которой существует угроза для небольшого круга лиц. Присваивают, если пострадавших не более 10 человек, а условия привычной жизни нарушены для 100. Материальный ущерб не превышает 1 тысячу минимальных зарплат.
Классификация помогает избегать недопонимания. При информировании о предполагаемой угрозе или уже случившемся событии, не нужно долго пояснять. Также удобно использовать в служебной документации.
Важно: присваивают определенный класс по решению специальной комиссии, которая имеет прямое отношение к ликвидации ЧП. Комиссия создается на базе исполнительных органов местной власти, в нее входят лица, которые работают в управлении по делам гражданской обороны.
Прогнозирование ЧС
Чтобы минимизировать ущерб и защитить население от последствий не несчастных случаев, члены комиссий занимаются прогнозированием таких инцидентов. Это сложное многоэтапное дело, сопряженное с расчетами, моделированием, выявлением наиболее рискованных зон. При прогнозировании рассматривают разные сценарии развития событий. Это помогает предотвратить трагедию или снизить риски негативных факторов для жителей города.
Прогнозирование — обязательный этап при выдаче лицензий, разрешительных документов на строительство или вывода из эксплуатации зданий. Любой вердикт по поводу функционирования объекта должно делаться выверено, на основании подробной информации. Сбор сведений и разработка схем осуществляется на разных уровнях — от местного до федерального.
Какие методы прогнозирования используются
К методикам прогнозирования поломок катастроф на потенциально опасных объектах относятся:
- Вероятно-статистический метод основан на многолетних наблюдениях за природой, явления которой могут привести к сбоям в работе или даже катастрофам.
- Вероятностно-детерминированный способ строится на понимании цикличности природных явлений. На основе этой информации можно сделать вывод о скорости разрушений и обветшаний зданий. Данный прогноз позволяет рассчитать срок службы зданий, сооружений и конструкций.
- По детерминированно-вероятностным признакам — технология для краткосрочных прогнозов (вплоть до нескольких часов). Способ используется для обнаружения угрожающего природного или техногенного процесса по первым его предвестникам.
Благодаря тщательному контролю и своевременно принятым мерам удается предотвращать аварии и вызванные ими негативные техногенные факторы для людей и окружающей среды.
Важно: Внимательность и точное следование законам позволяют увидеть нарушения равновесного состояния системы еще на раннем этапе, когда можно повлиять на развитие событий. Внимательность и ответственность спасают жизни россиян ежедневно.
Учет над работой небезопасных заводов и КП ведут несколько ведомств. В их число входит МЧС России, центры по делам ГО в регионах, органы управления по ГО и чрезвычайным ситуациям. Федеральный закон предлагает статьи, которые регламентируют деятельность предприятий, представляющих угрозу, он называется «Технический регламент о безопасности зданий». В вопросах защиты населения опираются на закон 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС».
Источник