Что подлежит государственной экологической экспертизе в строительстве

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Российское законодательство уделяет повышенное внимание правовому регулированию экспертной деятельности в области охраны окружающей среды. В специальной литературе наиболее подробно исследованы такие значимые ее виды, как оценка воздействия на окружающую среду и государственная экологическая экспертиза. Существуют и другие виды экспертной деятельности, урегулированные нормами права и широко применяемые в сфере охраны окружающей среды.

К ним относятся:

  • экспертиза строительной пред проектной и проектной документации, охватывающая государственную экспертизу промышленной безопасности и рационального использования недр, государственную экспертизу в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, проводимую МЧС России, и государственную экспертизу использования и охраны водных объектов и недр (МПР России); экспертиза научно-исследовательских работ, проектно-сметной документации;
  • комплексные экологические обследования территорий для придания им статуса особо охраняемых природных территорий, зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия, почвенные, геоботанические обследования и изыскания при проведении землеустройства;
  • испытания, в том числе регистрационные (пестицидов и агрохимикатов);
  • исследования (лекарственных средств, пищевых продуктов, токсико-гигиенические и эколого-токсикологические исследования опасных химических и биологических веществ);
  • санитарно-эпидемиологические и санитарно-гигиенические заключения;
  • расследования, например, санитарно-эпидемиологические расследования причин возникновения инфекционных заболеваний.

Общими чертами всех указанных процедур являются:

Что такое государственная экологическая экспертиза и проект ОВОС?

  • их проведение уполномоченным на то органом в области экологического управления, контроля или надзора либо иными специально уполномоченными субъектами;
  • указание на необходимость или возможность экспертизы в законе, т.е. ее обязательность или добровольность;
  • урегулированность перечня объектов, документов, необходимых для начала процедуры и собственно процедуры;
  • оформление результатов в строго определенной форме;
  • обязывающий характер заключения;
  • предусмотренное в законе возможности обжалования результатов заключения в административном или судебном порядке;
  • платность;
  • ответственность органов и лиц, осуществляющих экспертно-экологическую деятельность.

Все перечисленные выше виды экспертной деятельности следует отличать от процессуальных экспертиз, проводимых в отношении конкретных фактов, обстоятельств, процессов, действий лиц, например, в рамках расследования уголовного дела, т.е. криминалистических, ихтиологических и иных экспертиз и заключений специалистов в уголовном процессе, которые имеют иное правовое значение. Порядок проведения экспертиз регламентируется различными правовыми актами, хотя с точки зрения методов, приемов, способов их проведения экспертизы могут быть сходными, если не идентичными.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ, часть 1)

Отношения, возникающие в области экологической экспертизы, регулируются нормами Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который направлен на реализацию конституционною права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Предусмотрены следующие виды экологических экспертиз.

В зависимости от субъекта организации и проведения:

  • государственная (объектов федерального уровня и объектов регионального уровня);
  • общественная.

В зависимости от времени и процедуры:

  • первоначальная;
  • повторная.

В зависимости от результатов:

  • положительная;
  • отрицательная.

Государственная экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Она организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом) в области экологической экспертизы на федеральном и региональном уровнях.

В юридическом и природоохранительном плане важно выделить, что государственная экологическая экспертиза:

  • выполняет функции предупредительного контроля;
  • служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований;
  • является правовой гарантией реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду;
  • является средством учета общественного мнения при принятии экологически значимых решений;
  • результаты экспертизы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.

Объекты экологической экспертизы подразделяются на две группы — федерального уровня и уровня субъектов РФ. Формально-юридическим критерием разграничения этих групп является утверждение документации и проектов деятельности Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Экологическим критерием служат: потенциальная возможность воздействия реализуемого объекта на окружающую среду сопредельных с Россией государств или двух и более субъектов РФ;

использование или воздействие на природные ресурсы федерального значения, относящиеся к федеральной собственности, в том числе на особо охраняемые природные территории федерального значения. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты (документация и материалы).

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат : (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ) «Об экологической экспертизе»

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  2. проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проекты соглашений о разделе продукции;
  4. материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти (пл. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-Ф3);
  5. проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  6. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  7. объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральных законах от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пп. 7.1 введен Федеральным законом от 16 мая 2008 г. № 75-ФЗ);
  • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I—V класса опасности;
  • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
  • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы:
  • внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Читайте также:  Кто участвовал в молодой семье на строительство

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня (в ред. Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  2. проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) (пп. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЭ);
  4. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пп. 4.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 № 75-ФЗ);
  • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
  • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза (том числе повторная) проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку ее проведения 1 Регламент проведения государственной экологической экспертизы утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. № 280. .

Экспертиза проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий:

  • предоставление всех необходимых материалов;
  • предварительная оплата проведения экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии наличия в составе представляемых материалов:

  • документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы опенки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления;
  • заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Начало срока ее проведения назначается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 6 месяцев.

Читайте также:  Отчетный период в строительстве это

Государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан:

  • начать ее не позднее чем через месяц после выполнения заказчиком указанных условий;
  • создать экспертную комиссию, как правило, из внештатных экспертов, являющихся крупными специалистами или известными учеными в соответствующей области;
  • утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя и секретаря;
  • организовать получение экспертами всех необходимых материалов заседания экспертной комиссии, подготовку сводного заключения.

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы к ее проведению по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы детализируется путем определения прав и обязанностей экспертов и указания в законе их гарантий.

К числу прав эксперта относятся права на:

  • ознакомление со всеми материалами;
  • получение дополнительной информации для всесторонней и объективной опенки объектов государственной экологической экспертизы;
  • оплату труда;
  • особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
  • осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники и предоставлять заключения по таким материалам;
  • соблюдать требования законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов РФ об экологической экспертизе;
  • соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  • участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, которая по результатам ее проведения выносит соответствующее заключение.

Экспертная комиссия определяет:

  • соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей среды;
  • полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;
  • достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

В процессе работы экспертной комиссии:

  • проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;
  • подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии;
  • составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений:
  • обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.

Заключение — это официальный, юридически значимый документ, результат коллективного труда экспертов. Заключением является документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Заключение считается одобренным, если с его выводами согласно квалифицированное большинство списочного состава экспертной комиссии. Оно подписывается руководителем, ответственным секретарем и всеми членами комиссии, но приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы только после утверждения его специально уполномоченным органом в области проведения экологической экспертизы. Заключение может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является обязательным условием финансирования и реализации объекта экспертизы и действует в течение срока, определенного специально уполномоченным органом. Правовым последствием отрицательного заключения является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право:

  • получать от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, организующего ее проведение, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;
  • получать для ознакомления от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, организующего ее проведение, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы;
  • обращаться в федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы, организующий ее проведение, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  • представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;
  • оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства РФ об экологической экспертизе.

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:

  • представлять на экологическую экспертизу документацию, в том числе на повторное проведение экспертизы;
  • оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;
  • передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экспертизы;
  • осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение;
  • передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта экспертизы.
Читайте также:  Перечень проблемных объектов долевого строительства

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном порядке. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Орган местного самоуправления в 7-дневный срок со дня подачи заявления о ее проведении обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:

  • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
  • знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

В целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в РФ был издан приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду — процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Целью проведения опенки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

При проведении данной оценки заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов и оценок. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду. Степень детализации и полноты проведения оценки определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Основными этапами проведения оценки воздействия на окружающую среду являются:

  • уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду;
  • проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке такого воздействия;
  • подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе установлена Федеральным законом «Об экологической экспертизе». В нем перечислены виды нарушений, сгруппированные по субъекту. Они представляют собой действия или бездействие разного характера (экологические, должностные, финансовые), которые могут квалифицироваться по различным статьям УК РФ и КоАП РФ.

Заказчик и заинтересованные лица могут быть привлечены к ответственности:

  • за непредставление документации на экологическую экспертизу;
  • за фальсификацию материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о ее результатах;
  • за принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения, создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  • за уклонение от представления уполномоченным государственным органам или общественным организациям и производящим экологическую экспертизу необходимых материалов, сведений и данных;
  • за реализацию объекта без положительного заключения экспертизы.

Руководители экспертных комиссий и их члены могут быть привлечены к ответственности:

  • за нарушение требований законодательства об экологической экспертизе, об охране окружающей среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  • за необоснованность и фальсификацию выводов заключения экспертизы, сокрытие сведений.

Кроме того, должностные лица государственных органов исполнительной власти, органов федерального надзора и контроля органов местного самоуправления могут привлекаться к ответственности за фальсификацию сведений и данных о результатах проведения экспертизы, за выдачу разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

Источник: isfic.info

Рейтинг
Загрузка ...