Архитектурная композиция — целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям, Художественное единство должно быть присуще как композиции отдельных объектов, так и их комплексов. При архитектурном проектировании художественные средства избирают с учетом назначения здания, эстетических закономерностей и психологии восприятия.
Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на гармоничном, т.е. соразмерном единстве внешнего объема здания с пространством интерьеров и окружающей среды, которое способствует созданию художественно завершенного целого.
Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблюдается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие размеров и форм объема фасадов и интерьеров. Так, на приведенных на рис. 3.1, примерах жилого и общественного здания объем и пространство согласованы: мелкоячеистому дробному внутреннему пространству современного многоэтажного жилого дома отвечает его внешний мелкочлененный объем, а общественному зданию с зальным помещением — монолитный объем с крупными членениями формы. Однако в отдельных случаях несоответствие внешней формы и внутреннего пространства может быть специально предусмотрено и композиционно оправдано.
Строительство дома без ошибок : «Архитектура и архитектор: все, что нужно знать заказчику»
Рис. 6.1. Покровский собор в Москве Иногда к нему прибегают при создании композиций с большой идеологической программой в зданиях-памятниках, монументах. Таков, например, Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, воздвигнутый в память «Казанского взятия» в XVI в. зодчими Бармой и Посником (рис. 6.1).
Храм представляет собой комплекс из десяти башенных объемов: девяти столпов храмов, посвященных святым, дни памяти которых приходились на дни удачных сражений в походе на Казань, и десятого — колокольни, Башни возведены на одном общем основании и объединены галереями*. При всем разнообразии форм башен и их декора зодчие достигли удивительного единства, торжественности и монументальности композиции. Внутреннее пространство храма, играющее подчиненную роль, мелко расчленено и лишено монументальности.
Если в зданиях взаимосвязь объемной формы и внутреннего пространства, как правило, обязательна, то в инженерных сооружениях она зачастую отсутствует. Так, в подземных станциях метрополитена имеется лишь внутреннее пространство, а в мостах, эстакадах, телевизионных и водонапорных башнях преобладает внешний объем. Однако композиционные задачи при проектировании инженерных сооружений не менее ответственны. При проектировании станций метрополитена помимо решения функциональных задач — обеспечения нормальных условий движения непрерывных людских потоков — архитектор с помощью эмоционального воздействия композиционных средств исключает возможность возникновения неприятных ощущений от пребывания под землей и отсутствия естественной освещенности. При размещении в городской застройке или в природном ландшафте мостов, башен и других инженерных сооружений архитектор находит для них такие формы и пропорции, которые гармонируют с окружающей средой и способствуют ее обогащению.
5 правил современного дома. Советы архитекторов. Дизайн интерьера и строительство
Внутреннее пространство является той основной функциональной средой, для создания которой возводится здание.
Композиции внутреннего пространства
Композиции внутреннего пространства исходит из соответствия форм, размеров и взаиморасположения помещений функциональному процессу и требованиям художественного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее пространство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами, светопрозрачными перегородками, решетчатыми ограждениями, которые выделяют отдельные функциональные зоны, но сохраняют целостность всего внутреннего пространства (операционный зал почтамта, банка); расчлененным прерывистыми ограждениями (в виде колонн или пилонов), способствующими организации движения людей в интерьере и одновременно решению конструкций перекрытий (подземный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые, учебные, административные, лечебные и другие здания). Особенностью зрительного восприятия внутреннего пространства в отличие от восприятия внешних объемов является его развитие во времени. Композиция интерьеров и выбор художественных средств служат раскрытию взаимосвязи и соподчинения помещений.
Восприятие композиции интерьеров во времени в процессе движения в глубь здания требует выявления его основной глубинной координаты, Средства выявления глубинности зависят от объемно-планировочной структуры здания, В анфиладной системе выявлению глубинности способствует размещение всех помещений и связывающих их проемов на одной оси. В нерасчлененном пространстве его глубинность выявляет сокращение в воздушной перспективе расстояний между регулярно расположенными элементами композиции интерьера — внутренними опорами, проемами, конструктивными членениями покрытия или перекрытия, рисунка пола и т.п.
Современная строительная техника значительно расширила возможности решения интерьеров, причем важнейшими для композиции новыми техническими средствами стали использование большепролетных перекрытий, мобильных внутренних ограждений и больших светопрозрачных поверхностей наружных ограждений.
Непрерывно возрастает число типов зданий, внутреннее пространство которых должно вмещать одновременно большое количество людей и не иметь внутренних опор, препятствующих движению или зрительному восприятию (вокзалы, аэропорты, выставочные залы, крытые рынки, крытые зрелищные и зрелищно-спортивные здания и т.п.). Пространственные конструкции позволяют перекрыть пролеты любой функционально необходимой величины в таких зданиях, а своеобразные геометрические формы перекрытий активно включаются архитектором в композиции интерьеров.
Новые конструктивные системы освобождают наружные стены зданий от нагрузки и позволяют заменить их полностью или частично светопрозрачными ограждениями. Это дает возможность связать внутреннее пространство с ландшафтом или городской средой. Однако прием полного раскрытия внутреннего пространства в наружную среду должен использоваться в строгом соответствии с функциональным назначением здания. Он уместен в здании вокзала, аэропорта, гостиной санатория, но вступает в противоречие с функциями в зданиях, где протекают интимные процессы или занятия, требующие сосредоточенного внимания (жилые здания, парикмахерские, учебные аудитории).
Композиция внешних объемов
Рис. 6.2. Функциональная и универсальная композиция объемов зданий Композиция внешних объемов подчинена цели создания художественного узнаваемого образа здания, отражающего его функциональное назначение и условиям градостроительной среды. Для достижения этой цели применяют различные методы и средства. Различают два метода — функциональный и универсальный.
Первый и базируется на выявлении внутренней функциональной структуры здания соответствующими членениями его внешнего объема, второй — на создании обобщенной (как правило элементарный) объемной формы (рис. 6.2).
Оба метода сложились в 20-е гг. Первый связан с творчеством ведущих мастеров функционализма (бр. Веснины, В. Гропиус), второй — с творчеством Мае ван дер Роэ, заключавшим в лаконичный объем стеклянной прямоугольной призмы здания любого назначения (многоквартирный жилой дом, театр, офис, учебные аудитории вуза или выставочный зал).
Массовая практика архитектурной композиции ближе к первому методу, но избегает буквального воспроизводства в членениях внешнего объема функциональной структуры, которое может нарушить художественное единство формы.
Рне. 6.3. Соподчинение равных объемов Требования композиционного единства диктуют необходимость ограничения членений объема зданий на небольшое число элементов или групп элементов. Эта необходимость определяется психофизиологическими закономерностями человеческого восприятия.
Установлено, что существует определенное ограниченное количество (7+2) одновременно наблюдаемых объектов, число которых непосредственно фиксируется сознанием (правило Мюллера). Большее число объектов воспринимается лишь как некая совокупность, неопределенное множество. Применительно к восприятию архитектуры многочисленность относительно самостоятельных фрагментов композиции лишает ее единства, производит впечатление случайности, хаотичности.
Не менее важным для обеспечения единства композиции является соподчинение составляющих ее форм. Соподчинение возможно только при неравнозначности составных элементов композиции: равнозначность элементов зрительно разрушает композицию, разлагая ее на единичные объемы. Следует иметь в виду, что неравнозначными в композиционном отношении могут быть элементы, геометрические размеры которых одинаковы, но различно их положение относительно оси симметрии, различна их массивность или другие признаки. Так на рис, 6.3, а, средняя из трех равных частей преобладает благодаря ее размещению на оси симметрии, а на рис. 6.3, б — верхняя из двух равных, воспринимается резко отличной из-за различной массивности.
Виды композиций
Проектируя, помимо учета функционального назначения здания и его влияния на выбор объемной формы, учитывают и с размещение здания в застройке. При этом любая простая или сложная композиция сводима к одной из четырех основных — объемной, фронтальной, высотной, глубинной — или их сочетаниям.
Объемная композиция
Рис. 6.4. Объемная композиция. Париж. Собор дома инвалидов Объемная композиция имеет относительно равные размеры по всем трем координатам. Она присуща большинству зданий цирков, крытых рынков, крытых спортивных сооружений или выставочных павильонов.
Размещение объектов объемной композиции в застройке должно обеспечивать возможность всестороннего обзора и в свою очередь требует согласование форм всех фасадов. Визуальному выявлению объемной формы способствует применение вертикальных членений фасадов благодаря их ритмичным сокращениям в перспективе (рис. 6.4).
Фронтальная композиция
Рис. 6.5. Фронтальная композиция Версаль Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по протяженности здания над размерами по глубинной координате. В связи с этим построение композиции внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворцовых и учебных зданий.
При размещении таких зданий в застройке учитывается, что для обеспечения целостного восприятия их фронтальности необходимо свободное пространство перед ними (площадь, парадный двор и др.) — рис.6.5. Плоскостность фронтальной композиции обогащают включением отдельных объемных или глубинных элементов. В качестве последних используют такие функциональные элементы зданий, как сквозные проезды, галереи, лоджии или «зеленые комнаты» (в южном жилище), эркеры, выступающие объемы групп входных помещений и т.п.
Высотная композиция
Рис. 6.6. Высотные композиции с поярусным членением Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане.
Высотные композиции присущи древним культовым и оборонительным зданиям и сооружениям (храмы, колокольни, минареты, крепостные башни) и современным высотным офисам, гостиницам, а также инженерным сооружениям — телевизионным, водонапорным, радиобашням. В высотных сооружениях композиционно выявляется ведущая роль вертикальной координаты с помощью соответствующей системы членений и их пропорциональной согласованности.
В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного объема служило его членение на ярусы, массивность которых убывала по высоте, а высоты ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиции с основных точек зрения. В современной архитектуре поярусное членение применяется сравнительно редко. Высотность башен чаще подчеркивают вертикальными членениями простых прямоугольных объемов или применением объемов пирамидной формы (рис.6.6). Последний прием усугубляет перспективное сближение граней высотного объема, создавая оптическую иллюзию увеличения высотности здания. Эта и другие оптические иллюзии сознательно используются в архитектурных композициях.
Глубинная или глубинно-пространственная композиция
Рис. 6.7. Глубинная композиция. Рим. Дворец конгрессов Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате (рис. 6.7).
Ее применяют в целях организации продольно-осевых пространств в градостроительстве или интерьеров анфиладного типа. В градостроительстве характерно ее применение для обеспечения архитектурного единства относительно узких продольно-осевых уличных пространств, ориентированных на расположенный в глубине этого пространства главный объект.
Для усиления единства композиции фасады зданий обстраивающих улицу проектируют одинаковыми. Так решена ул. Уфицци во Флоренции, ориентированная на башню палаццо Синьории, ул. Росси в Санкт-Петербурге, ориентированная на здание Александрийского театра, или улица офисов в комплексе ЭУР в Риме, ориентированная на Дворец конгрессов (рис.6.7).
Примечания
* Первоначальный облик здания был еще лаконичнее и торжественнее. Храм состоял только из девяти кирпичных башен с белокаменными архитектурными деталями и светлыми главами из «луженого железа». Многоцветная окраска храма, пристройка колокольни и галерей относятся к XVII в.
Источник: stroim-domik.ru
Согласовать проект архитектуры
Марина
Объект: . Квартира
Площадь: . 62
Хотелось бы оставить свой отзыв благодарности! Обратились с супругом в компанию Энерджи. Нужно было в кротчайшие сроки.
Алена Председатель ТСН Мой Дом
Объект: . Офис
Площадь: . 42 м.кв
Необходимо было переоборудовать одну из квартир в нашем доме под офис ТСЖ. По рекомендациям было принято решение обратиться в Энерджи.
Екатерина Довольная домохозяйка
Объект: . Квартира
Площадь: . 58 м.кв
Я-мама трех дочек. С переездом в новую квартиру в Москве столкнулись с проблемой, как разместить троих детей в одной комнате и при этом.
Галина Руководитель отдела ООО «Улыбка»
Объект: . Дом
Площадь: . 680 м.кв
Моя детская мечта, обзавестись своим большим домом, и вот этот момент наступил! Мы с мужем начали думать над проектом, как все будет, что.
Антон Менеджер по продажам
Объект: . Дом
Площадь: . 280 м.кв
С женой решили переехать и заняться строительством нового дома. Понадобилась помощь в проектировании инженерных систем. Долго искали.
Анна Домохозяйка
Объект: . Квартира
Площадь: . 156 м.кв
Заказывала дизайн-проект проект, для квартиры с инженерными проектами в комплекте. Сама не хотела ничего подобного делать и вообще в этом.
Юлия Юлия
Объект: . Дом
Площадь: . 64 м.кв
Давно с мужем мечтали о загородном доме. Купили участок с домом, но дизайн интерьера в нем нам совсем не нравился, мы решили сделать ремонт.
Vladimir Собственник
Объект: . Квартира
Площадь: . 68 м.кв
После приобретения квартиры столкнулись с необходимостью ремонта. По совету знакомых мы обратились в ENERGY-SYSTEM. В минимально сжатые.
Елена Клиент
Объект: . Дом
Площадь: . 98 м.кв
Срочно понадобился проект перепланировки загородного дома. Перебрала кучу компаний, но везде дорого, либо не успевают сделать в назначенный.
Дарья Домохозяйка
Объект: . Квартира
Площадь: . 64 м.кв
Родители на свадьбу подарили нам трехкомнатную квартиру. Но сама квартира была в таком ужасном состоянии, что я даже не знала с чего начать.
Статьи / Архитектура и дизайн / Согласовать проект архитектуры
Зачем нужно согласовывать проект архитектуры?
Согласовать проект архитектуры с государственными контролирующими службами нужно, чтобы обеспечить законность процесса строительства. Если собственник не будет выполнять определенную законом процедуру возведения объекта на земельном участке, новостройку могут признать незавершенной или даже незаконной и подлежащей сносу.
В любом случае, если строительство своевременно не согласовать, то это может в будущем привести к различным неприятностям, к судебным тяжбам, потере времени и денег.
Как выполнить согласование?
Согласование проектов необходимо для того, чтобы специалисты государственных контролирующих органов могли заранее убедиться в грамотности разработанной документации и в ее соответствии действующему законодательству. Чтобы согласовать проект архитектуры, собственнику следует:
- Проверить наличие у проектировщиков разрешительной документации на выполнение услуг в сфере проектирования архитектуры и инженерии. Проект не будет признан законным в случае его разработки людьми, не имеющими необходимых знаний, опыта и квалификации, потому не рекомендуется даже начинать сотрудничать с проектными предприятиями, неспособными подтвердить свою квалификацию.
- Пообщаться с представителями исполнительной власти. Нужно добиться от чиновников разрешения на строительство объекта. Инспекторы могут потребовать у собственника ряд важных документов для определения права распоряжаться земельным участком, а также для подтверждения наличия качественного проекта, разработанного лицензированными мастерами с необходимыми допусками. К заявке на согласование проекта необходимо приложить просьбу о разрешении на строительство.
- Обратиться в местное управление архитектуры и получить у районных чиновников акт о проведении инженерных изысканий на территории земельного участка с отметкой границ земли и осей строений. Этот документ понадобится для получения строительного паспорта, необходимого для согласования проекта нового дома.
- Обратиться в органы санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора за согласованием. Эти службы должны будут подтвердить безопасность запланированного строительства. Без такого подтверждения нельзя будет получить на руки строительный паспорт. Чтобы ускорить процесс утверждения документов, рекомендуется одновременно вести переговоры с представителями исполнительной власти, СЭС и МЧС.
Правильно выполнив все указанные действия, собственник сможет собрать целый ряд важных документов, которые потребуются для строительства и сдачи в эксплуатацию нового строения. В состав итогового пакета документов войдут:
- документы, подтверждающие личность собственника;
- документы о праве собственности;
- планы и схемы земельного участка;
- заверенной в органах исполнительной власти заявление на постройку нового объекта на земельном участке;
- постановление от имени органов городской власти о разрешении выполнения строительных работ на участке собственника; ;
- копии лицензий, допусков и других разрешительных документов на оказание услуг в сфере архитектурного проектирования от нанятого проектного предприятия;
- протокол об инженерных изысканиях на территории земельного участка с указанием планов границ объекта;
- документы согласования проекта строительства с пожарными и санитарными службами;
- строительный паспорт;
- ряд других дополнительных бумаг, разрешений и документов, включая разрешение на подключение нового здания к центральным системам водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения, отопления и другим.
Итого, собственнику придется пропустить через себя килограммы бумаг, десятки заявлений, необходимых для получения разрешения на строительство нового объекта. Если нет ни сил, ни времени самостоятельно заниматься бумажной работой, общаться с органами исполнительной власти, санитарными, пожарными инспекциями, водоканалом, энергосбытом и многими другими организациями, владелец земельного участка может доверить задачу согласования проекта проектировщикам.
Современные проектные предприятия оказывают своим клиентам услуги помощи в согласованиях. В этом случае всю бумажную работу возьмут на себя люди, занимавшиеся подготовкой проекта, а значит, способные при необходимости объяснить и обосновать каждое принятое в пакете документов решение, что значительно повышает шанс на получение разрешения на строительство с первого раза.
Чтобы узнать цену архитектурного проекта школы, офиса, магазина или дома нужно воспользоваться калькулятором.
Источник: energy-systems.ru
Здания с архитектурно-исторической ценностью
Город неизбежно меняется, и каждое отдельное здание — тоже. Хорошо, если эти изменения приводят к усложнению, насыщению смыслами, а не упрощению и стиранию памяти, хорошо, если они дают возможность дальнейших позитивных трансформаций. При правильном подходе приспособление исторических зданий — это не только путь к их сохранению, но и способ сделать их ценными для каждого человека. Отсутствие охранного статуса играет двойную роль: с одной стороны, оно дает больше свободы в преобразовании здания, с другой — не защищает от сноса и строительства на его месте совершенно нового объекта.
3.1.4.1. Признаки зданий с исторической ценностью
Архитектура является неотъемлемой частью среды жизнедеятельности человека, которая формируется на протяжении многих веков и десятилетий исходя из условий времени, места, используемых строительных материалов, методов, средств и традиций в строительстве. Историческая архитектурная застройка, несущая на себе наслоения культурных пластов разных эпох, определяет индивидуальность мест и облик городов, играет определяющую роль в преемственности культур разных эпох [43; 78; 120; 121; 128].
Изучение, использование и само присутствие объектов исторической застройки в современной архитектуре города является одним из факторов формирования национального самосознания. Привлекательность исторических городов Европы для туристов всего мира заключается именно в этом. Через историческую архитектуру они познают культуру и черты характера народа. Архитектуру связывают с самобытностью в контексте места [112; 114].
В силу этого проблема сохранения исторических зданий приобретает особую актуальность на современном этапе развития общества, так как отсутствие должного внимания к проблеме сохранения исторической застройки негативно отражается как на материальной, так и на духовной сфере человеческой жизни [113]. Поэтому сохранение исторической архитектурной среды города является одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом [59].
Историко-архитектурную ценность застройки исследуют на двух уровнях: планировочной структуры территории и здания-памятника.
- 1. Планировочная структура территории:
- • производят анализ архивных документов упреждений городского управления, исторических и краеведческих музеев (планы города разных эпох);
- • изучают эволюционно-планировочную структуру города;
- • составляют историко-архитектурную справку, в которой приводят сведения о качестве пространственной структуры территории, наличии памятников архитектуры и утраченных исторических зданиях.
- • исследуют историко-архитектурную ценность отдельных зданий;
- • архивные данные сопоставляют с современным ситуационным планом.
К историко-архитектурной справке прилагают план ретроспекции развития города с нанесением существующих и снесенных памятников, охранных зон. Историко-архитектурная оценка зданий включает:
- • изучение первоначального окружения памятника и развитие застройки;
- • введение ограничения на расположение и высоту зданий нового строительства;
- • изучение архивных документов по зданию (время постройки и перестройки, архитектор, владелец, арендаторы);
- • выявляют первоначальный облик, утраченные элементы.
На основе полученных данных здания подразделяют на 4 вида:
- • памятники федерального, территориального и местного значения, охраняемые государством;
- • здания исторической или архитектурной ценности, предложенные к охране;
- • постройки, представляющие интерес как этнографические образцы старой застройки;
- • элементы градостроительной среды, фасады которых придают индивидуальность кварталу.
В процессе исследования отделяют рядовую застройку и малоценные здания (возможны реконструкция и снос). Устанавливают художественную ценность фасадов зданий, утраченные элементы архитектуры и декоративные детали. Для особо ценных зданий восстанавливают чертежи фасадов с подбором колеров. Исследуют интерьеры, поэтажные планы разных лет сопоставляют с инвентарными, устанавливая первоначальную планировку.
3.1.4.2. Реконструкция исторической среды городской территории
Большинство исторических зданий и памятников расположены в центре города — самой активной и насыщенной его части. Новое строительство в пределах охраняемой исторической зоны сильно осложнено, неизбежная модернизация должна удовлетворять требованиям развивающегося города, поэтому ни один проект крупной реставрации не обходится без приспособления под современное использование.
Закон Российской Федерации об объектах культурного наследия дает следующее определение понятия «приспособление»: научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия [128, с. 44].
Создание условий для современного использования исторического архитектурного объекта предполагает выполнение следующих типов работ по его приспособлению:
- • Повышение комфортности — пользуясь достижениями научно-технического прогресса, здания делают более удобными для эксплуатации. Необходимость в этом вызвана меняющимися условиями города: рост городского населения, более внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями, ухудшающаяся экологическая обстановка и пр. Характерные примеры адаптации зданий: монтировка лифта, устройство отопления, электрификация, установка систем кондиционирования, расширение площадей и т. д.
- • Переориентация — смена функции здания и его образа, «комплекс различных операций, призванных придать произведению вид или свойства, которые обеспечат ему не только дальнейшую сохранность, но и возможность играть свою роль в системе культуры, т. е. адаптируют, включают его в современную культуру» [16, с. 188]. Нередко историческое здание теряет свое первоначальное предназначение, но здание возвращают к жизни, наделяя его новой функцией. Характерные примеры переориентации: музей во дворце; гостиницы, бизнес-центры и торговые площадки в особняках и доходных домах; творческие пространства в бывших фабриках и заводах и т. д.
Оба вида приспособления необходимы для сохранения исторических зданий. Но если первый вариант работает исключительно на повышение утилитарной ценности памятника, то в рамках второго возможна максимизация также исторической, градостроительной и эмоциональной ценностей, что, однако, не всегда учитывается и редко используется.
Оптимальное приспособление подразумевает выявление и увеличение в пределах возможного наиболее ценной компоненты памятника при том, что прочие ценности не будут снижены до критического уровня. Не должно быть слишком сильного перекоса в сторону ни одной из них. Если исходить из того, что здания существуют для людей, одинаково бесполезны как новодел, так и пустующий музей или полуразрушенная усадьба.
Для гармоничного развития городской среды и сохранения существующей, ценной в историческом плане, застройки необходимо использовать интенсивные методы градостроительства с ограничением роста городов и развитием внутригородского строительства путем реконструкции центральных районов, повышением плотности застройки новых и разукрупнением застройки старых территорий.
Задача реконструкции в данном случае — максимальное сохранение исторически ценной застройки с включением ее в основной строительный фонд.
С позиций градостроительного вмешательства в историческую среду старого города в России существует концепция деления городских земель на «защитные» зоны:
- • Заповедные — накладывающие наиболее строгие ограничения, организуются в пределах архитектурных ансамблей (кремли, усадьбы, парки, площади, улицы, имеющие границы в виде крепостных стен, оград; древний центр города).
- • Охранные трех категорий:первая- примыкают к отдельно стоящим среди чужой среды историческим и архитектурным памятникам; необходимо создать обзор памятника, масштаб и архитектуру новых зданий согласовывают с исторической средой; вторая- градостроительные образования (весь городской ландшафт является историческим памятником); третья — участки вокруг заповедных зон памятников, застройка которых может влиять на их восприятие. Раскрытие перспективного обзора с дальних подходов должно решаться планировочными методами.
- • Зоны регулирования — примыкают к внешним границам охранных зон. Допускается преобразование застройки. Разрешено новое строительство с ограничением этажности, обеспечением обзора с дальних подходов. Не исключается возможность изменения планировки при условии сохранения преемственности со сложившейся структурой.
При реконструкции городских территорий выполняются следующие архитектурно-градостроительные мероприятия: сохранение, градостроительное обновление, преобразования, полное переустройство и воссоздание.
Сохранение — архитектурно-градостроительная консервация и реставрация (с воссозданием утраченных элементов) со скрытым введением современных инженерных систем, благоустройство территории и зданий. Принцип сохранения используют при внутренней реконструкции сохраняемых неизменными ценных фрагментов городской среды, центральных площадей и зданий.
Градостроительное обновление — реконструкция с преимущественным сохранением имеющегося историко-архитектурного наследия, включением новых элементов, восполняющих утрату и воссоздающих пространственное соотношение зданий в застройке. Включает в себя обязательное сохранение имеющейся исторической застройки (облика, размеров и пропорций зданий); встраивание новых зданий, форма и размеры которых согласуются с внешней средой.
Преобразование — реконструкция, оберегающая основы исторической планировки и объемно-пространственных соотношений, с целью сохранения характера градостроительной среды или создания оптимальной среды для расположенных в ней памятников архитектуры. Применяется при значительных объемах сноса ветхих зданий в исторических зонах городов с сохранением исторических функций реконструируемого района. Сводится к созданию нового жилого фонда и развитию инфраструктуры старого города с сохранением архитектурно-художественных черт.
Полное переустройство — наиболее кардинальная степень реконструкции. Осуществляется на малоценных в историческом и художественном отношении участках города с сохранением основ его планировочной структуры (сети улиц, проездов). Преследует следующие цели: экономические (повышение плотности застройки), функциональные (переустройство квартир и развитие сети обслуживания), художественные (обогащение объемно-пространственного решения и архитектурных форм застройки в целом).
Воссоздание — новое строительство утраченных объектов по сохранившимся обмерным чертежам.
3.1.4.3. Сохранение архитектурных памятников
Однако как архитектурные объекты, имеющие значительный хронологический возраст, исторические здания постепенно перестают удовлетворять функциональным, конструктивным, гигиеническим требованиям, утрачивают некоторые внешние художественные элементы (фрески, росписи, мозаики, лепной декор), снижаются их характеристики прочности и надежности [30]. В результате этого здания остаются пустовать и ветшать, приближаясь к тому состоянию, когда реконструкция будет уже нецелесообразна.
Режим эксплуатации исторических зданий часто не учитывает разрушающего воздействия природных и техногенных факторов на техническое состояние конструкций [106]. В процессе эксплуатации проблемы, связанные с использованием таких объектов, решаются cyiy6o утилитарно: производится косметический ремонт с применением недорогих современных материалов, монтируются и демонтируются перегородки, устраиваются и закладываются проемы в несущих стенах, пристраиваются и надстраиваются дополнительные объемы часто без необходимого обследования конструкций сооружения и историко-культурного анализа вносимых изменений. Это неизбежно сказывается на художественном образе как самого здания, так и улицы в целом, а также на историческом облике города. При этом не принимается во внимание, что сформированная человеком среда, в свою очередь, формирует и самого человека, его восприятие окружающего вещественного мира; архитектурная застройка воспринимается только как вещественный ресурс, из которого необходимо извлечь максимальную пользу [97; 98].
Обследование зданий с фиксацией состояния их планировочных, конструктивных и инженерных систем является базой для принятия решений о проведении дальнейших мероприятий при сносе зданий или их реконструкции.
В соответствии с итогами анализа результатов обследований подлежащей обновлению застройки выбирают тип технических мероприятий:
- • Капитальный ремонт — устранение физического износа конструкций и инженерного оборудования путем восстановления или улучшения физико-технических свойств конструкций или смены оборудования без изменения планировочного или архитектурного решения здания.
- • Модернизация — кроме работ, проводимых по капитальному ремонту, включает работы по внутренней перепланировке здания, вплоть до смены функций, осуществляемой без изменения его объема и внешнего облика.
- • Реконструкция — восстановление и улучшение качеств конструкций, замена инженерного оборудования, перепланировка, изменение объема здания и внешнего вида.
- • Консервация памятников архитектуры — совокупность технических мероприятий по защите от разрушения и укреплению сооружения в его существующем виде, проводимых без изменений внешнего облика или интерьеров.
- • Реставрация — допускает внесение в здание определенных изменений или дополнений, необходимых для его сохранения и использования, являющихся единственным средством спасения от разрушения.
Существует пять видов реставрационной деятельности: укрепление конструкций памятника; анастилоз — установка в первоначальное положение обрушившихся частей сооружения; раскрытие первоначального состояния памятника от последующих пристроек, штукатурки, облицовок; дополнение утраченных частей; воссоздание зданий и их ансамблей.
Источник: studref.com
Архитектурные конструкции зданий: типы, элементы, проектирование
Такой вид искусства и зодчества, как архитектура, зародился давно. Увидеть результат того, как люди древности проектировали и возводили здания, можно и сегодня, благо сохранились строительные объекты, которые в наше время имеют историческую и культурную ценность. К ним относятся великие египетские пирамиды, античные храмы и амфитеатры, шедевры цивилизаций, исчезнувших тысячи лет назад.
В наше время архитектура – это не только наука и искусство, сочетающиеся в одном творении, но и большое разнообразие форм и видов зданий разного назначения. Современные города по большей части трудно назвать шедеврами зодчества, так как они представляют собой ряды высотных зданий из стекла и бетона. В этой статье дана информация о различных видах архитектурных конструкций, которые применяются сегодня в строительстве.
Типы архитектурных сооружений
Все строения, которые когда-либо возводились или строятся сегодня, можно разделить по их назначению. Среди них выделяются следующие типы архитектурных конструкций:
- Жилища, к которым относятся все виды зданий, приспособленные для проживания в них людей. Это могут быть как частные строения, так и многоквартирные дома, юрты или бараки, временно замещающие жилье.
- Общественные и административные сооружения, среди которых, например, больницы, школы, высшие учебные заведения, здания мэрии, сельсовета, даже стадионы и многие другие.
- Архитектурные конструкции, относящиеся к культовым сооружениям: кирхи, костелы, храмы, часовни и т. д.
- Военные объекты, к которым относятся как современные укрытия для вооружения (арсенал, например), так и возведенные ранее фортификационные конструкции, утратившие свое стратегическое назначение. К последним относятся старые военные бастионы и крепости, имевшие в наше время историческое, а не военное значение.
- Архитектурно-строительные конструкции промышленного назначения – это фабрики, заводы, сельхоз постройки (элеватор, коровники и т.д.).
- Постройки транспортного назначения, к которым относятся порты, вокзалы, депо, ремонтные мастерские и многое другое.
- Архитектурные конструкции инженерно-технического назначения – это мосты, дамбы и плотины, телевизионные башни и радиовышки и другие подобные сооружения.
Это основные типы строений, которые существуют сегодня в мире. Кроме разделения по типу, все архитектурные конструкции зданий можно разделить по классам, этажности, схемам, долговечности и форме. Так, к первым относятся:
- Здания крупные по своему масштабу, независимо от того, общественные они, жилые или обслуживающие население, относятся к I классу.
- Ко II классу принадлежат все жилые дома и объекты, достигающие или выше 6 этажей.
- Дома, как многоквартирные, так и общественные здания высотой до 5 этажей, относятся к III классу.
- К IV классу принадлежат архитектурные конструкции, здания до 2 этажа в высоту, обычно, собираемого типа.
Также все объекты отличаются по своей высотности. С учетом количества этажей сооружения делятся:
- На невысокие здания, имеющие не более 4 этажей.
- На архитектурные конструкции многоэтажных зданий. К ним относятся дома высотой от 5-6 до 8 этажей.
- Конструкции повышенной этажности, в составе которых от 9 до 24 пролетов.
- Высотными называют дома, в которых более 24 этажей.
Если рассматривать схемы строений, то можно выделить в них следующие различия:
-
с наружными и внутренними несущими стенами, выполненными из природного камня, железобетонных плит, кирпича, монолитных блоков и других материалов.
- Строения, в основе которых несущий внутренний каркас, построенный из сборных или монолитных железобетонных плит или металлических элементов.
- Архитектурные конструкции, состоящие из готовых блоков, изготовленных на заводе. Они могут иметь в основе несущие стены или их комбинацию с каркасными несущими элементами.
- Мобильные архитектурно-строительные конструкции легко разбираются, собираются или перевозятся в готовом виде.
По сроку эксплуатации все типы сооружений делятся на:
- Конструкции, рассчитанные на 20 лет.
- Срок эксплуатации до 50 лет.
- Строения, которые выдержат 100 и более лет эксплуатации.
Вот на такие типы и классы конструкций распределяются все сооружения в мире.
Основные элементы сооружений
Конечно, на свете немало строений, которые можно отнести к разряду «типичных» сооружений. Они хорошо знакомы жителям больших городов, в которых дома в микрорайонах настолько однотипные, что можно принять их один за другой (как это случилось с героями фильма «Ирония судьбы»).
Но не только внешне здания могут быть похожи. Элементы архитектурных конструкций у большинства из них тоже одинаковые. Так, сооружения состоят из следующих составных частей:
- Фундамент – это основа любого сооружения. Именно эта часть здания принимает основную нагрузку, поэтому важно, чтобы он был не просто крепким и надежным, но и очень долговечным. Еще на этапе проектирования архитектурной конструкции следует продумать, какой тип фундамента применить, и какие материалы использовать. Он должен противостоять морозам и грунтовым водам, но также немаловажно, какое давление он испытывает обрезом (верхней частью, на которую опирается вся конструкция), и насколько прочна и устойчива его подошва (нижняя часть фундамента).
- Стены – это следующие элементы любого сооружения. Те из них, на которые ложится нагрузка других частей здания, называются несущими, и они оказывают, в свою очередь, давление на фундамент. Остальные являются ограждающими и считаются ненесущими.
- Перекрытия также могут испытывать нагрузку или быть ограждением, например, отделять этаж от подвала. В этом случае они называются цокольными. Если они отделяют один уровень от другого в архитектурной конструкции многоэтажного здания, то называются междуэтажными. В последнем варианте возможно наличие также чердачных перекрытий. Полы также входят в эту категорию.
- Перегородками называют элементы здания, функция которых заключается в разделении внутреннего пространства на отдельные секции или помещения. Существуют строительные нормы, которые обязаны учитываться при возведении сооружения, чтобы перекрытия обладали необходимой звуконепроницаемостью и соответствовали санитарно-техническим нормам.
- Лестница, как элемент здания, присутствует лишь в этажных конструкциях.
- Крыша – это и несущая, и ограждающая часть сооружения. Она состоит из двух элементов: кровля – это ее наружная область, которая выполняет функцию защиты конструкции от непогоды, а стропила и перекрытия – несущая.
- Еще одни важные элементы архитектурной конструкции – это двери и окна, хотя последних может и не быть в строении.
Именно из этих частей состоит большинство зданий, при этом неважно, похожи они друг от друга, или отличаются как по своему назначению, так и по классу.
Классификация сооружений по назначению
Не зависимо от того, как выглядят, и какие имеют формы архитектурные конструкции, они делятся всего на два вида:
1. Гражданские объекты, к которым относятся все жилые, культурно-потребительские, культовые и общественные здания. Отличительной особенностью архитектурных конструкций гражданских зданий является наличие большого количества помещений, как правило, небольших по площади. Если рассматривать этот тип сооружений с точки зрения высотности, то проще разделить их на одноэтажные и многоэтажные конструкции. Это упрощенное понятие, которое применяется в непрофессиональных кругах. В архитектуре объекты принято делить на:
- малоэтажные (до трех этажей);
- средне этажные (не выше пяти);
- многоэтажные (от шести до 1десяти);
- повышенная этажность (от 11 до 24);
- высотные (от 25 этажей).
В просторечье очень высокие здания принято называть «небоскребами», но к ним относятся, как правило, лишь гражданские объекты.
2. Промышленные (производственные) сооружения осуществляют защиту оборудования и обеспечивают нормальные условия для трудового процесса. По своему назначению эти виды конструкций могут быть как основными (производственные цеха, например), так и вспомогательными. Отличительной чертой промышленных объектов являются большие площади помещений и незначительная высота. Последний признак у этих видов сооружений в архитектуре определяется не этажностью, а количеством метров и делится на:
- повышенную высотность – здания до 30 м;
- I категория – от 30 м до 50 м;
- II категория – до 75 м;
- III категория – до 100 м;
- высотные здания – от 100 м и выше.
Существует еще множество дополнительных элементов и нюансов, которые отличают один тип здания от другого. Сюда входит и отапливаемость помещений, наличие вентиляции и остальные нюансы.
Высотные здания
Архитектурные конструкции жилых зданий и производственных объектов высотного типа в значительной степени отличаются от своих малоэтажных «собратьев».
- Во-первых, им требуется очень мощный фундамент, способный выдерживать большие нагрузки.
- Во-вторых, сама конструкция должна быть огнестойкой и долговечной. По стандартам, принятым в строительстве, она обязана соответствовать категории не ниже II класса. Это означает, что лучшим материалом для высотных объектов будет камень (кирпич), бетонные или железобетонные блоки.
- В-третьих, для увеличения срока эксплуатации подобные конструкции подвергаются дополнительной обработке (или обшивке) материалами, защищающими ее от внешнего воздействия агрессивной окружающей среды.
Как правило, высотные здания строят в городах и поселках городского типа. Проекты современных жилых микрорайонов в корне отличаются от стандартов, принятых, например, в 50-х годах прошлого столетия в СССР. Если раньше высотность зданий в городах была практически одинаковой (стандартные пятиэтажки), то сегодня в одном жилом комплексе могут сочетаться здания от 2-5 этажей до 12-16.
Малоэтажные здания
Этот тип сооружений присущ сельской местности и рабочим поселкам, и его отличительной чертой является наличие высоты не более трех этажей.
Большую часть архитектурных конструкций малоэтажных зданий составляют частные дома, которые могут иметь один, полтора (с мансардой) или два этажа. Подобные строения были популярны в прошлом и входили в категорию «усадебного» типа. Современные застройщики ради повышения комфорта клиентов все чаще проектируют дома с цокольным этажом, куда выносятся все подсобные помещения: гараж, кладовая, котельная и другие.
Основными элементами малоэтажного здания являются:
- Фундамент, которому не требуется увеличенная прочность, как это происходит при строительстве высотных объектов. Достаточно проверить состояние грунтовых вод, уровень промерзания почвы и рассчитать вес конструкции.
- Защитные внешние стены в малоэтажных зданиях могут быть как несущими, так и самонесущими, но внутренние являются только несущими.
- Крыша и чердачное помещение выполняют защитные функции, но при этом создают дополнительную нагрузку на стены и фундамент, которую следует учесть еще на стадии проектирования здания. Облегчить конструкцию можно, применяя при строительстве современные легкие, но прочные материалы (например, пенобетонные блоки для стен и ондулин для кровли).
Все элементы малоэтажных домов объединены в единое целое, образуя в совокупности несущий остов конструкции.
Что означает МАФ
Конструкции малых архитектурных форм (МАФ) предназначены для создания мест отдыха (беседки, например), украшения ландшафта (фонтаны, декоративные решетки), хозяйственных нужд (колодцы) и других целей. По своему назначению МАФ делятся на следующие категории:
- Декоративные объекты.
- Утилитарные строения.
Понятие МАФ намного шире, чем просто малые архитектурные конструкции, так как в него входят не только декоративные здания, но и такие элементы ландшафтного дизайна, как пруды, альпийские горки, скульптуры и многие другие виды украшений.
Утилитарные объекты – это МАФы, которые являются частью ландшафта, но при этом должны соответствовать его требованиям и быть выполнены из прочных материалов, которым не страшно воздействие внешней среды.
Утилитарные объекты делятся на следующие категории:
- Малые архитектурные формы, выполняющие функции организации рельефа или объединения нескольких сооружений в единый ландшафтный комплекс. К таковым относятся лестницы и пандусы.
- Конструкции, в которых размещаются растительные композиции, например, цветочницы или декорированные кустарником и цветами откосы.
- Искусственные водоемы, к которым относятся водопады, каскады, питьевые фонтанчики, водные карусели и другие объекты.
- К МАФам относят и ограждающие конструкции, например, парапеты, декоративные решетки и стенки.
- Объекты для отдыха, которые включают в себя парковые скамейки, пляжные кабинки и павильоны.
- Торговые и коммунальные объекты, к которым относятся киоски, ларьки, палатки, хозяйственные или детские площадки и многое другое.
Как правило, все виды МАФов изготавливаются либо по индивидуальному проекту, когда речь идет об оформлении ландшафта в частном секторе, либо по типовым схемам. Последние, как правило, обладают одинаковыми элементами, узнаваемых в конструкциях, где бы они ни были расположены.
Виды МАФов
Сегодня налажены целые производства по изготовлению МАФов, проекты для которых готовят конструкторские бюро. Они могут быть как сборными архитектурными конструкциями, которые собирают прямо в цеху и отправляют клиенту в готовом виде, так и представлять собой отдельные элементы, которые монтируют на месте установки.
Малые архитектурные формы делятся на следующие виды:
- Ограждения. К ним относятся все типы оград, которые отличаются как материалом, из которого они изготовлены, так и высотой. По последнему признаку они делятся на:
— Высокие, достигающие в высоту 5-7 м. Такие ограждения служат для ограничения доступа в общественные и административные объекты, например, консульства и посольства, ботанические сады и зоопарки, стадионы, парки и выставки.
— Средние по высоте, как правило, редко превышают 1,5 метра. Они используются в качестве оград на улицах в пешеходной зоне, выделения игровых зон в парках и объектов культурного значения, например, памятников.
— Низкие ограды применяются при защите декоративных водоемов, цветников и других объектов и редко достигают 1 метра в высоту.
- Беседки – это архитектурные конструкции, предназначенные для отдыха или выполняющие чисто декоративные функции по украшению ландшафта. Первые используются в садово-парковых зонах и состоят из следующих элементов:
— стен (могут быть как открытого, так и закрытого типа);
- Киоски и павильоны – это еще один вид архитектурных конструкций, относящихся к МАФам. Первые, как правило, используются в качестве торговых точек или для оказания бытовых услуг (например, обувная мастерская). Они должны иметь оборудованную хоз. площадку, подключены к электросети и, при необходимости, к системе водоснабжения. Павильоны предназначены для обслуживания клиентов, например, в качестве кафе, бара или игротеки.
Все виды МАФов производятся из прочных безопасных и экологически чистых материалов.
Конструирование зданий
Проектирование архитектурных конструкций должно производиться с соблюдением всех строительных и санитарных норм, которые обеспечивают их прочность, долговечность и безопасность для окружающей среды.
Прежде чем приступать к строительству, на схеме здания должны быть учтены следующие нюансы:
- Место расположения будущего объекта и его размещение соответственно сторонам света.
- Состояние грунта. Сюда входит наличие грунтовых вод и глубина их залегания, уровень промерзания почвы, ее состав.
- Внешние условия эксплуатации, то есть агрессивное воздействие окружающей среды, такие как перепады температур, повышенная влажность, штормовые ветра и другие.
- Назначение объекта, от чего зависит выбор строительных материалов, которые будут применяться при его возведении.
Важно: все стройматериалы должны соответствовать требованиям экологической безопасности, огнестойкости, устойчивости к морозам или коррозии.
Проектирование современных зданий – это целая наука, где лишней не бывает любая информация, которая обеспечит объекту необходимую надежность и долговечность. Так, в проекте могут указываться данные по возможным устранениям негативных факторов, которые обеспечат безопасность сооружению (например, отвод грунтовых вод).
Также при проектировании архитектурных конструкций важно произвести все расчеты, начиная от размера, вида и прочности фундамента, и до объема и веса кровельных материалов.
Сооружения из железобетона
Современные технологии значительно расширили список материалов, применяемых при строительстве архитектурных конструкций. Одним из видов стройматериалов является железобетон.
Он «пришел» на смену кирпичной кладке, которая долгое время занимала лидирующее место в строительстве. Все дело в монолитности его блоков, которые не только прочные, но и экологически чистые, так как в их основе лежит бетон, и обходятся значительно дешевле кирпича, а устанавливаются на порядок быстрее, экономя человеческие ресурсы и время при возведении объекта.
В каком архитектурном направлении преобладают железобетонные конструкции, с учетом их качества? Дело в том, что они способны выдерживать очень высокие нагрузки на изгиб, что делает их идеальным материалом для возведения высотных домов и небоскребов.
Единственным недостатком данного материала является его высокая теплопроводность. В связи с этим здание, построенное из него, придется дополнительно утеплять, что никоим образом не удешевляет стоимость готового объекта.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что современные архитектурные конструкции – это разнообразие форм и видов сооружений, изобилие материалов и способов их возведения. Все нюансы будущего строения должны быть учтены еще на этапе проектирования, что позволит надеяться на его прочность и долговечность.
Возможно, строительным объектам, которые возводятся в наше время, и не суждено просуществовать так же долго, как египетским пирамидам, но они достаточно надежны и отлично справляются с возложенными на них функциями.
Источник: fb.ru