(федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении).
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Задачи:
- дать представление о том, что такое ФГОС;
- в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении;
- показать родителям презентацию преимущества.
Уважаемые родители.
Сегодня мы с вами поговорим о программе внедрение ФГОС в ДОУ
Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он отличается ФГТ от ФГОС? И почему его называют « Стандарт второго поколения»?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Что такое ФГОС и зачем он нужен?
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
- 1) повышение социального статуса дошкольного образования;
- 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт для ДОУ — это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации.
В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство — это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес.
ФГОС включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Программа
ФГОС — что это?
Образовательная деятельность- 60%.
Дополнительная деятельность -40%.
Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?
Во-первых,дошкольное образовательное учреждение из «камеры хранения» ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
Во-вторых,все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования.
В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.
Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам.
Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная деятельность). Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответь, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем.
Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.
Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательно развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
- Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
- Любознательность;
- Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
- Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
- Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
- Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Развитая крупная и мелкая моторика;
- Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
— И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно — подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
— Содержательная насыщенность
Требования к финансовым условиям
Финансирование в объеме не ниже определяемых органами государственной власти субъектов РФ нормативов:
— расходы на оплату труда
— расходы на средства обучения и воспитания(учебное издание, дидактические, аудио и видео материалы, спец одежды, игр и игрушек, спортивное, оздоровительное оборудование, услуги связи в т.ч. интернет)
— расходы связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
Источник: ds103.edusev.ru
Новые стандарты ФГОС для школ. Третье поколение в 2022 году
Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям
Что такое ФГОС и почему о них пишем
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.
Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.
Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
- ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
- ФГОС основного общего образования (5 – 9-й классы);
- ФГОС среднего общего образования (10 – 11-й классы);
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Знание | Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают | Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение | Система знаний как бы существует в вакууме | Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Учение | Односторонняя комуникация учитель → ученик | Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу |
Сотрудничество | Единоличное руководство учителя | Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
- Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку . Подход коснется всех уровней школы.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
- Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
А что с шахматами?
Никаких шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметит совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.
Краткие выводы
- Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
- Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
- Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
- Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
- Метапредметные результаты обучения по ФГОС
- Обновление ФГОС СОО: ключевые изменения
- Как исправить почерк у ребенка
- 1 Сентября: как провести идеальный классный час
- Системно‑деятельностный подход в педагогике: принципы и реализация
- Аттестация педагогических работников (МРКО) в 2022 году
- Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать
- Универсальные учебные действия по ФГОС: виды, функции, характеристики
- Классный руководитель: функции, права и обязанности
- Работа с детьми с ОВЗ в школе: особенности, методы, организация процесса
Нас читают 1 125 человек
Получайте приглашения на бесплатные занятия, анонсы статей, расписание вебинаров и онлайн-курсов. Дайджест приходит 2 раза в месяц.
Подтвердите электронную почту
На отправлено письмо для подтверждения.
Вы можете изменить адрес
Вы подписаны на рассылку
Что делать, если письма Школы не приходят вам?
Чтобы письма не попадали в спам, добавьте свой адрес в адресную книгу.
В Mail.ru зайдите во вкладку «Еще» на верхней панели меню и выберите «Добавить в адреса».
В Gmail нажмите на стрелку справа от кнопки ответа и выберите из списка «Добавить пользователя «Контур Школа» в контакты».
В Яндекс.Почте нажмите в письме на контакт «Контур Школа» и кликните на кнопку «В адресную книгу».
В Outlook нажмите в письме правой кнопкой мыши на «Контур Школа» и выберите «Добавить в контакты Outlook», затем слева сверху «Сохранить и закрыть»
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
- Метапредметные результаты обучения по ФГОС
- Обновление ФГОС СОО: ключевые изменения
- Как исправить почерк у ребенка
- 1 Сентября: как провести идеальный классный час
- Системно‑деятельностный подход в педагогике: принципы и реализация
- Универсальные учебные действия по ФГОС: виды, функции, характеристики
«Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.».
Каким образом, интересно, если согласно законодательству (Приказ Министерства Просвещения от 31 мая 2021 г. N 286 ) — прием на обучение по прежним
ФГОС заканчивается 01 сентября 2022, а прием заявлений на 2022-2023 год для первоклассников проходит по 30 июня 2022, после чего в течение 3 календарных должен быть акт о зачислении — т.е. ДО 01.09.2022! И в момент подачи заявления — согласно Приказу от 2 сентября 2020 г. N 458 — представители ребенка УЖЕ должны быть ознакомлены с аккредитованными программами обучения, которые сейчас есть только по ФГОС-2.
намеренно вводите в заблуждение!
Действительно, при приеме на обучение по основным образовательным программам родители ребенка должны быть ознакомлены с образовательной программой, которую он будет осваивать.
Новые стандарты НОО и ООО были утверждены приказами Минпросвещения РФ № 286 и № 287 от 31 мая 2021 года. В течение 2021 – 2022 учебного года у каждой школы был подготовительный период к введению новых стандартов: разработаны «дорожные карты» по переходу, определены основные задачи и сроки их выполнения.
Примерные основные образовательные программы НОО и ООО по новым ФГОС в марте 2022 года были представлены в Реестре основных образовательных программ, в апреле предложены примерные рабочие программы по предметам.
Таким образом, каждая школа к моменту зачисления первоклассников 30 июня 2022 г. уже имела возможность разработать основную образовательную программу и рабочие программы по предметам, чтобы ознакомить с ними участников образовательных отношений.
Информационно-методическое письмо о введении ФГОС начального общего и основного общего образования от 15.02.2022г. №АЗ/113-03 Минпросвещения РФ дает более подробные разъяснения по вопросам применения новых ФГОС.
Так все таки кто-нибудь объяснит, для чего я учила косинусы и синусы, тангенс,катангенс? Где мне их применять? Разве что при нарезке теста на печеньки? Так вроде формочки есть.
Светлана, вы, конечно, правы, отмечая сильный уклон образования в сторону теоретизации. Поэтому многие знания нам не пригодились в жизни. Но последнее время как раз благодаря ФГОСам образование повернулось в сторону практико-ориентированности. В новом ФГОС это планируется достигать с помощью системно-деятельностного подхода, функциональной грамотности, проектной деятельности и др.
О ,, новейших,, ФГОС: НАДУТАЯ ЧУШЬ! Работала и буду работать по старой СОВЕТСКОЙ системе. Итак, советское образование базировалось на трех основных «китах»:
энциклопедические знания, достигаемые путем разностороннего обучения и синхронизации сведений, получаемых в результате изучения различных предметов,
наличие мощного стимула у детей к учебе, благодаря патернализму и бесплатным внешкольным занятиям,
уважение к учительскому труду и институту школы в целом.
А вот что касается непосредственно моего предмета: В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека.
При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал автор, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения» Вот так и буду работать! Ибо Все, что мне предлагают сейчас выглядит как : С точки зpения банальной эpудиции каждый индивидуум, кpитически мотивиpующий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии утопического субьективизма, концептуально интеpпpетиpуя общепpинятые дефанизиpующие поляpизатоpы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблему усовеpшенствования фоpмиpующих геотpансплантационных квазипузлистатов всех кинетически коpеллиpующих аспектов. Лично я вообще не поняла что от меня хотят в ,, новых,, ФГОС. А на курсах, где меня сейчас ,,учат,, не получила никакой информации по своему предмету Физическая культура.
Елена, вы абсолютно правы, в советской системе образования и воспитания было много положительного. Хорошо было бы эти плюсы перенести на нашу современность, сохранив все актуальное. Будем надеяться, что когда-нибудь наши предложения будут учитываться при формировании новых ФГОС. Спасибо вам за активность и неравнодушие!
Источник: school.kontur.ru
Уважаемые родители! Обновлённые ФГОС НОО и ООО вводятся с 1 сентября 2022 года
Уважаемые родители! В марте-апреле 2022 года в МОУ «СОШ № 7» прошли родительские собрания по теме «Введение обновлённого ФГОС НОО и ООО с 1 сентября 2022 года». Здесь Вы можете познакомиться с обновлёнными ФГОС НОО и ФГОС ООО:
Министерством просвещения 31 мая 2021 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее — ФГОС НОО 2021, ФГОС ООО 2021).
Обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ, а также учета интереса и возможностей как образовательных организаций, так и обучающихся.
С 1 сентября 2022 года обучающиеся 1-х и 5-х классов будут учиться по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Обращаем Ваше внимание, что обновленные ФГОС не имеют принципиальных отличий от действующих в настоящее время.
Во-первых: основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих активную деятельность обучающихся на уроках.
Во-вторых: в обновленном ФГОС ООО сохраняется привычная для школ и учителей структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.
Родители по-прежнему смогут принимать участие в формировании вариативной части основных образовательных программ начального общего и основного общего образования школы, т.е. выбирать с учетом мнения ребенка факультативные и элективные учебные курсы, предлагаемые школой, а также учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Также в целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательных программ начального и основного общего образования включает курсы внеурочной деятельности.
В-третьих: структура требований к результатам реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленном ФГОС остается неизменным положение, обуславливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
В-четвертых: остались без изменений обязательные для изучения предметные области учебных планов начального общего и основного общего образования.
Во ФГОС-2021 сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
ФГОС-2021 также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
ФГОС-2021 описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.
Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Источник: nov7.ru
Что такое фгос в строительстве
Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.
Определения этих понятий содержатся в ст. 2 комментируемого Закона:
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);
образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);
федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).
Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:
— единство образовательного пространства Российской Федерации;
— преемственность основных образовательных программ;
— вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);
— государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).
ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.
Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.
ФГОС включает в себя требования к:
— структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);
— условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);
— результатам освоения основных образовательных программ.
Кроме того, в ФГОСах устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС образования указанных лиц или в ФГОС включаются специальные требования (например, Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»[1], Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»[2]).
ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования:
— дошкольное: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[3];
— начальное: Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»[4];
— основное: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»[5];
— среднее: Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»[6].
ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат, высшее образование — специалитет, магистратура, высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Приведем несколько примеров.
ФГОС среднего профессионального образования:
по специальности:
— например, строительство и эксплуатация зданий и сооружений: Приказ Минобрнауки России от 11 августа 2014 г. № 965 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»[7];
по профессии:
— например, Приказ Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. № 656 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270809.03 Изготовитель железобетонных изделий»[8];
ФГОС высшего образования — бакалавриата:
по направлению подготовки
— например, Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 218 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 11.03.04 Электроника и наноэлектроника (уровень бакалавриата)»[9];
ФГОС высшего образования — специалитета:
по направлению подготовки
— например, Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2067 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162110 Испытание летательных аппаратов (квалификация (степень) «специалист»)»[10];
ФГОС высшего образования — магистратуры:
по направлению подготовки
— например, Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2015 г. № 323 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.06 Торговое дело (уровень магистратуры)»[11];
ФГОС высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации:
по направлению подготовки (аспирантура)
— например, Приказ Минобрнауки России от 30 июля 2014 г. № 902 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»[12];
ФГОС высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации:
по специальности (ординатура)
— например, Приказ Минобрнауки России от 25 августа 2014 г. № 1051 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.09 Рентгенология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»[13].
В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи при формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов, под которыми понимаются характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»[14]).
Профессиональный стандарт разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями и согласно макету профессионального стандарта, утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ (Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»[15]).
С целью актуализации действующих ФГОС высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов были приняты Методические рекомендации по содержат описание механизма приведения отдельных разделов действующих ФГОС высшего образования в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами путем внесения изменений во ФГОС («Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов», утверждены Минобрнауки России 22 января 2015 г. № ДЛ-2/05вн[16]). Упомянутые Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента РФ от 26 декабря 2013 г. № Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 г.
Нормотворческими полномочиями по формированию ФГОСов наделены Правительство РФ и Минобрнауки России.
В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительство РФ устанавливает порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесения в них изменений: Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»[17].
Минобрнауки России согласно положениям ч. 8 комментируемой статьи утверждает:
— перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки:
Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»[18];
Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1060 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения»[19];
Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»[20];
Приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2012 г. № 127 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки»[21];
Приказ Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования»[22];
Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»[23] и т. д.
— порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки:
Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки»[24];
— соответствие указанных в перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях. Например: Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2009 г. № 835 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст»[25].
Полномочиями по разработке и утверждению собственных образовательных стандартов по всем уровням высшего образования, согласно ч. 10 комментируемой статьи, наделяются:
— Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;
— образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» (Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет и т. д.);
— образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет» (Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный университет, Высшая школа экономики и т. д.);
— федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»[26] такими образовательными организациями определены Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский университет дружбы народов, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и др.).
Перечисленные образовательные организации могут реализовывать предоставленные им полномочия по формированию собственных образовательных стандартов при соблюдении условия, закрепленного в ч. 10 комментируемой статьи, — требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
На основании непосредственных предписаний, содержащихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», уполномоченные федеральные органы исполнительной власти утверждают федеральные государственные требования (ФГТ), в которых устанавливаются обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.
Так, в соответствии со ст. 83 комментируемого Закона, в которой раскрываются особенности реализации образовательных программ в области искусств, Министерство культуры РФ по согласованию с Минобрнауки России установило ФГТ к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства (Приказ Минкультуры России от 12 декабря 2014 г. № 2156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе»[27]), ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области архитектурного искусства (Приказ Минкультуры России от 14 августа 2013 г. № 1144 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства «Архитектура» и сроку обучения по этой программе»[28]).
В силу предписаний статьи 84 комментируемого Закона, посвященной особенностям реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, Министерство спорта России по согласованию с Минобрнауки России установило ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта (Приказ Минспорта России от 12 сентября 2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»[29]).
Источник: lexed.ru