обобщенное наименование сферы государственной деятельности, к которой относятся вопросы устройства государства, отношений центра и мест, формирование системы государственных органов, организация их работы, обеспечение политических и многих личных прав граждан. Наряду с Г. с. выделяют также хозяйственное и социально-культурное строительство как сферы государственной деятельности. (С. А.)
Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО» в других словарях:
Национально-государственное строительство — Решение правовых вопросов в области национальных отношений в полиэтническом государстве. Наибольшую остроту приобретает в революционные периоды, в период национально государственного размежевания народов, при определении между ними границ.… … Словарь социолингвистических терминов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОНЕЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ — (general government final consumption) Расходы органов власти на всех уровнях государственного управления на реальные товары и услуги, за исключением инвестиций. В государственное конечное потребление входят, в частности, расходы на оборону,… … Экономический словарь
Научный вклад в государственное строительство
Государственное предприятие производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова — Государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» (Южмаш) крупное украинское предприятие по производству ракетно космической техники и другой наукоёмкой продукции, расположенное в… … Википедия
национально-государственное строительство — Решение правовых вопросов в области национальных отношений в полиэтническом государстве … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Национально-государственное строительство — Решение правовых вопросов в области национальных отношений в полиэтническом государстве … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Государственное устройство — Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части административно территориальные единицы,… … Википедия
Государственное устройство Лихтенштейна — Координаты: 47°08′42″ с. ш. 9°33′14″ в. д. / 47.145° с. ш. 9.553889° в. д. … Википедия
Государственное жилищное строительство — (government housing), возведение жилья, к рое распределяется и находится в ведении центр, или местного пр ва. Как правило, оно предназначается для бедных слоев нас., но иногда предоставляется и др. категориям граждан, напр., военным или гос.… … Народы и культуры
Источник: constitutional_law.academic.ru
Национально-государственное строительство СССР
Понятие и подходы к государственному строительству в российском праве.
Государственное строительство – термин, используемый в политической науке. Он интерпретирует принципы конструирования государства и нации. В современных условиях данная научная тема приобрела особую актуальность и прикладное значение.
Понятие «государственное строительство» (state-building) было впервые использовано американским социологом и политологом Чарльзом Тилли в 1970-х годах в связи с изучение создания и развития государств Восточной Европы. Его внимание сосредотачивалось на усилении роли государства в обществе. Тилли определял государственное строительство как «процесс появления специализированных кадров, контроль над совместной территорией, лояльность и прочность политических институтов с централизованным и автономным положением, которые удерживали бы монополию на насилие по отношению к населению данного государства»
Государственное строительство в Российской Федерации на современном этапе характеризуется динамичным развитием практически всех сфер общественных отношений, составляющих основы отечественного конституционного строя.
Общим вектором движения, сформулированным Председателем Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькиным, в контексте которого осуществлялись рассматриваемые процессы, была выработка концепции российского конституционализма, предполагающего устойчивое развитие нашего государства на основе верховенства права, гражданской свободы и общественного согласия.
Впервые в новейшей отечественной истории увеличилось количество субъектов Россий ской Федерации. 18 марта 2014 г. на основании результатов общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 г.В течение последних лет продолжала осуществляться широкомасштабная работа по оптимизации взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации, имевшая общей целью укрепление государственного суверенитета и территориальной целостности России, выравнивание уровня экономического развития регионов. Однако в свете влияния негативных
факторов, о которых говорилось выше, иных объективных причин приходится констатировать, что промежуточные результаты текущего этапа формирования федеративных отношений не всегда имели однозначный характер.
Другим направлением развития отечественной государственности было совершенствование организации деятельности федеральных органов государственной власти. Продолжает развиваться отечественная избирательная система.
Процессы, происходившие в течение последних лет в Российской Федерации в сфере государственного строительства, сыграли позитивную роль в формировании отечественного конституционализма. В целом они были направлены на укрепление государственного суверенитета нашей страны и развитие ключевых основ российского конституционного строя. Также они позволили определить новые направления движения в данной сфере и заложили фундамент для дальнейшего совершенствования основ государственности.
Дискуссионность вопроса о главе российского государства. Форма правления в России.
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статус Президента определяется в четвёртой главе Конституции. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент определяет основные направления внутренней политики.
Президент определяет основные направления внешней политики.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.
Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.
Дискуссионность вопроса заключается в том, что Президент РФ Конституцией РФ не отнесен ни к одной из ветвей власти. Однако в доктрине существуют разные точки зрения на предмет того к какой из видов власти относить власть Президента, или же считать ее самостоятельным видом власти.
Форма правления. Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года: Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику), сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления. По мнению председателя Конституционного суда РФ В.Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой.
В 2011 году президент России Дмитрий Медведев заявил в интервью:
У нас в стране не существует коалиционного правительства. У нас не парламентская республика, а президентская. У нас президентское Правительство, которое проводит президентский курс. Кто не согласен — в сторону. Только так и может быть.
Это жёсткая позиция, однозначная позиция, я и дальше намерен её придерживаться.
(МОНОГРАФИЯ КУТАФИНА О.Е. «Глава государства»)
Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, представляющую собой организацию высших органов государственной власти и порядок их образования. В ст. 1 Конституции Российской Федерации установлена республиканская форма правления. Ее главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства.
Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся обычно наследственным статусом главы государства. Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя.
Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский Советский Союз таким государством не был никогда. И наоборот, монархическая Россия не была ни демократическим, ни конституционным государством, тогда как республиканская Франция таким государством является давно.
И тем не менее нужно сказать, что республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Дело в том, что для монархии ее конституционный вариант есть такое же искажение ее сути, как для республики – вариант тоталитарный. Поэтому конституционная монархия О. Е. Кутафин. «Избранные труды: в 7 томах.
Том 1. Предмет конституционного права. Монография» 105 по своему существу гораздо ближе, чем тоталитарная республика, к демократической республике. И наоборот, тоталитарное государство с республиканской формой правления мало отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.
Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии – республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления.
Демократия республиканского типа служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, образованию, к собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть. Различают два основных вида республик. – президентскую и парламентскую.
Главной отличительной особенностью президентской республики является соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Другие специфические черты президентской республики – внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.
В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность, Впарламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства. В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик.
К числу этих стран относится и Российская Федерация. Смешение признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типич- ных признаков парламентской формы (наличие председателя правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства парламентом и роспуска парламента президентом).
С момента своего становления в качестве конституционного государства Россий- ская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления черт президентской республики. Однако став в конечном счете президентской по своему характеру республикой, она по- прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства. Сегодня ей свойственна президентско-парламентская, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентская» республиканская форма правления. При этой форме правления, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в чем ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства, в-третьих, наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в чем ее отличие от президентской формы). Именно перечисленные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1029 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
16.1. Государственное строительство Российской Федерации
Провозглашением суверенитета было положено начало длительному процессу формирования государственных структур Российской Федерации. В 1990 г. решением II (Внеочередного) Съезда народных депутатов России был образован Комитет безопасности РСФСР. В том же году войска Министерства внутренних дел СССР, расположенные на территории Российской Республики, были переданы министерству внутренних дел России. В октябре 1991 г. был учрежден Конституционный суд РСФСР.
Договором об образовании Содружества Независимых Государств предусматривалось создание Объединенных Вооруженных Сил вновь учрежденного межгосударственного союза. Однако большинство государств СНГ не имели средств для содержания единой армии. Они объявили воинские контингенты Объединенных Сил, дислоцировавшиеся на их территориях, «национальными» формированиями.
Руководители стран СНГ полагали, что если не существует единого государства, то не может быть и единых Вооруженных Сил. Ввиду провала создания военного союза СНГ Президиум Верховного Совета РСФСР принял решение о формировании Вооруженных Сил России. 7 мая 1992 г. президент Б. Н. Ельцин подписал соответствующий указ.
Важнейшей задачей укрепления государственности России было решение национального вопроса, в первую очередь, обеспечение реального равноправия представителей 128 наций и народностей, живших на ее территории. С этой целью в июле 1991 г. был принят Закон РСФСР о преобразовании автономных областей России в республики в составе РСФСР.
Вместе с тем сложная политическая и социально-экономическая ситуация в стране привела к обострению межнациональных отношений в ряде российских регионов. В октябре 1991 г. президент Чечни Д. Дудаев провозгласил создание независимой республики Ичкерии. Решение о своем особом статусе принял Татарстан. Было заявлено, что республика – это «суверенное демократическое государство, ассоциированное с Российской Федерацией».
Учитывая опасность нарастания сепаратистских тенденций, руководство Российской Федерации провело 31 марта 1992 г. подписание Федеративного договора с руководителями всех республик, краев, областей, кроме Татарстана и Чечни. Однако договор не устранил проблемы во взаимоотношениях между отдельными субъектами Российской Федерации. Так, в октябре-декабре 1992 г. из-за территориального спора произошел вооруженный осетино-ингушский конфликт.
Определенную нормализацию во взаимоотношения Москвы и Казани внес подписанный в феврале 1994 г. двусторонний договор с Республикой Татарстан. Велась подготовка к подписанию договора с Чеченской республикой. Однако ввод в эту республику в декабре 1994 г. федеральных войск с целью разоружения незаконных вооруженных чеченских формирований вылился в жестокую и продолжительную войну.
В августе 1996 г. чеченскими отрядами был захвачен Грозный. 30 августа в Хасавюрте были начаты переговоры, в результате которых была достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из Чечни. Избранный в 1997 г. президентом Ичкерии после гибели Д. Дудаева А. Масхадов не смог нормализовать положение в республике.
Из Чечни было насильственно изгнано почти все нечеченское население (около 500 тыс. человек). Геноцид русскоязычных граждан носил массовый характер. Руководством Чечни были введены средневековые порядки шариата. Чечня превратилась в один из центров международного терроризма. Летом 1999 г. чеченские вооруженные формирований вторглись в Дагестан.
Народ Дагестана с помощью российской армии отразил нападение. Осенью того же года была начата контртеррористическая операция, а по существу – вторая чеченская война.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
5. Государственное строительство
5. Государственное строительство Органы защиты республики. Первостепенное значение в государственном строительстве Советское правительство уделяло созданию органов защиты революции. Это было обусловлено нарастающим сопротивлением новой власти со стороны различных
10.2. Национально-государственное строительство
10.2. Национально-государственное строительство Образование СССРВ дореволюционной России 57 процентов населения составляли представители нерусских наций и народностей, поэтому национальный вопрос для партии, боровшейся за власть, составлял важнейшую часть ее программы.
КОНТРРАЗВЕДКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНТРРАЗВЕДКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Для постсоветской контрразведки также характерна регулярная сменяемость руководства. Первый начальник управления контрразведки — заместитель министра МБ РФ генерал-майор В.А. Клишин был смещен с должности летом 1992 года по обвинению
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США С принятием Парижского мира 1783 г. и признанием США независимым государством закончилась антиколониальная война. Однако политическая революция была далека от завершения. Как писал американский просветитель
Политическая история и государственное строительство
Политическая история и государственное строительство 1682— 17 (27) апр. После смерти Федора Алексеевича патриарх и бояре решают провозгласить царем Петра, сына царя Алексея Михайловича от его второй жены Натальи Нарышкиной, отстранив его сводного брата Ивана, болезненного
55 ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ
55 ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ Основные контуры советской государственности были закреплены в первой Конституции, принятой Всероссийским съездом Советовв июле 1918 г., законодательно оформившей установление диктатуры пролетариата в форме советской власти.
Государственное строительство: проблема лидерства
Государственное строительство: проблема лидерства Как украинские, так и зарубежные исследователи, осмысливая распад СССР и возникновение новых независимых государств, довольно часто повторяют тезис о том, что эти события в определенной степени стали неожиданностью
5. Национально-государственное строительство
5. Национально-государственное строительство 5.1. Изменение статуса республик в составе СССР. Со времени принятия первой Конституции СССР и до Конституции 1936 г. шел процесс национально-государственного строительства по следующим направлениям:– образование новых
Государственное строительство
Государственное строительство Наведя в горах относительный порядок, Шамиль принялся за укрепление государственных органов управления и введение единой правовой системы.В полную силу заработал обновленный Государственный совет (Диван-хана), состоявший из известных
Государственное строительство
Государственное строительство Наведя в горах относительный порядок, Шамиль принялся за укрепление государственных органов управления и введение единой правовой системы.В полную силу заработал обновленный Государственный совет (Диван-хана), состоявший из известных
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА УКРАИНЕ
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА УКРАИНЕ Восстановление органов Советской власти. Восстановление Советской власти на Украине началось с образования чрезвычайных органов власти — ревкомов. 11 декабря 1919 г. ЦИК и СНК УССР приняли постановление о
1.5.2. Государственное строительство
1.5.2. Государственное строительство Есть и еще одна любопытная черта в рассуждениях Боса того периода. Он не напрасно отдельно говорит о подготовке индийцев к выполнению государственных функций в будущей независимой Индии. По мнению Боса, Индийский национальный конгресс
Конституция Российской Федерации
Конституция Российской Федерации Раздел первыйГлава 1. Основы конституционного строяСтатья 2Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.Статья 31. Носителем
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» I. Общие положения1. Настоящее Типовое положение определяет основные полномочия и
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о комиссии при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о комиссии при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел
Источник: history.wikireading.ru