О федеральном реестре незавершенных объектов капитального строительства
Порядок включения объектов незавершенного строительства в федеральный реестр, объем необходимой для этого информации и процедура.
Правительство РФ продолжает системную работу по выявлению незавершенных объектов капитального строительства и принятию решений по их дальнейшей судьбе. Летом 2021 года в Градостроительный кодекс РФ были включены нормы, обязывающие вести федеральный и региональные реестры объектов незавершенного строительства. В указанные реестры объекты попадают в случае, если (есть некоторые исключения из перечисленного ниже):
— истек (и не продлен) срок действия разрешения на строительство;
— прошло более 1 года со дня отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
— истек срок действия договора аренды земельного участка;
— строительство объекта не завершено, но возникли ограничения, не позволяющие продолжить строительство (зоны с особыми условиями и др.);
— в бюджете не предусмотрены средства на завершение строительства;
— на строящийся объект наложены арест, запрет совершать определенные действия и (или) избрана мера пресечения в виде залога;
— есть решение суда, в тч о признании объекта самовольной постройкой.
Статья 55.35 Градостроительного кодекса РФ устанавливает общие требования к ведению реестров незавершенных объектов, а постановление Правительства РФ от 18.07.2022 N 1295 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений», вступившее в силу, устанавливает, что решение о включении объектов в федеральный реестр принимается межведомственной комиссией, состоящей из представителей Минстроя России, Минфина России, Росреестра, Росимущества и Федерального казначейства.
В реестр включаются незавершённые строительством объекты, находящиеся в публичной собственности (федеральная, региональная или муниципальная собственность) или собственности юридических лиц. Главное, что строительство объектов хотя бы частично осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета.
Вызывает вопрос норма о том, что объекты незавершённого строительства должны находиться в собственности, то есть на них должен быть оформлен технический паспорт и права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Что будет происходить с объектами незавершенного строительства, не прошедшими процедуру регистрации законодательство пока не сообщает.
Возвращаясь к порядку ведения федерального реестра объектов незавершенного строительства нужно отметить, что процедура выявления таких объектов не предполагает участия в ней застройщика. Федеральное казначейство не позднее 1 мая каждого года по формам бюджетной отчетности формирует сведения о вложениях в объекты незавершенного строительства, а Росреестр, в свою очередь, выявляет информацию о введенных в эксплуатацию или незавершённых строительством объектов.
Сформированная информация является предметом рассмотрения межведомственной комиссии и, в случае принятия положительного решения о включении объекта в федеральный реестр, главный распорядитель средств в течение 20 рабочих дней вносит соответствующие сведения в реестр. Объектам автоматически присваивается уникальный идентификационный код в компоненте системы «Электронный бюджет».
Утверждена и форма федерального реестра незавершённых строительством объектов в которой предусмотрено указание, среди прочего:
— причины приостановления строительства;
— реквизиты государственного контракта и наименование федерального проекта;
— правообладатель земельного участка, на котором расположен незавершенный объект капитального строительства
— статус проектной документации (функциональная зона по документам территориального планирования, реквизиты проекта планировки, дата и номер положительного заключения государственной экспертизы проектной документации);
— наличие разрешения на строительство и его реквизиты, наличие исполнительной документации;
— проблемные моменты (наличие уголовных дел (номер, дата, статус), наличие претензий от заказчика или подрядчика (значимой информации, необходимой для принятия решения о завершении строительства или списании объекта);
— финансовые характеристики (общая сметная стоимость, сумма капитальных вложений в объект за время строительства, сумма дополнительного финансирования, необходимая для завершения строительства).
Изучая объем информации об объекте незавершённого строительства, который подлежит включению в федеральный реестр приходишь к выводу, что без участия застройщика сформировать его не представляется возможным, хотя и утвержденный порядок этого не предусматривает.
Источник