Бетонные конструкции популярны в строительстве благодаря своей долговечности и прочности. Но чтобы фундамент, стены, пол, перекрытие, отмостка из бетона были по-настоящему надежными и не создавали проблем при эксплуатации зданий и сооружений необходимо не только тщательно выполнить расчет нагрузок, но также соблюсти требования СНиП при выполнении заливки. Иначе действующие внешние и внутренние нагрузки приведут к появлению трещин и разрушению конструкций из бетона.
Один из способов избежать появления трещин – устройство компенсационных швов.
Что это такое?
Компенсационные швы – разделение бетонной конструкции на отдельные фрагменты (включая армирование) с целью ослабления воздействия разрушающих сил.
В зависимости от вида компенсируемых нагрузок компенсационные швы бывают:
- температурные – исключают появление трещин в бетоне при температурном расширении расширения (особенно актуально при длине железобетонной конструкции более 50 м);
- изоляционные – для предотвращения передачи нагрузки от окружающих элементов;
- усадочные – для снятия в бетоне напряжений при неравномерном застывании.
Способы выполнения
Строительство мастерской.Температурно деформационный шов,мой вариант.
Для получения компенсационных швов в строительной практике используется 2 способа:
- Закладка на этапе заливки бетона в местах требуемого расположения компенсационных швов обработанных антисептиком пиломатериалов, пластика, лент ил полимерных материалов либо стекла. После застывания бетона при необходимости их можно легко удалить.
- Нарезка бетонной плиты на требуемую глубину с помощью алмазных либо абразивных кругов спустя не менее 24-72 часов в зависимости от температуры окружающего воздуха. Образовавшиеся швы заполняются полимерными герметиками, уплотнительными жгутами либо остаются пустыми.
Основные правила
Минимальная толщина компенсационных усадочных швов бетонных полов должна быть не менее 6 мм, а глубина около 0,25-0,5. Если площадь помещения составляет менее 30 м 2 , а соотношение длин стен не превышает 1/1,5, то такой пол считают неделимым. При длине одной из сторон более 25 метров устройство швов обязательно.
На подверженных атмосферным осадкам большим по ширине поверхностям компенсационные швы устраивают с шагом 3 метра. При этом площадь полученного сегмента не должна превышать 9 м 2 . Монолитные дорожки допускается разделять на фрагменты длиной до 6 метров, а места поворотов под прямым углом выполняют в виде квадратов.
При выполнении отмостки вокруг мода компенсационные швы выполняют на всю толщину, а максимальная длина секторов не обычно составляет 2-2,5 метра.
Заливка бетона в Липецке
От того как насколько правильно выполнена заливка бетона и расположены компенсационные швы зависит стоимость эксплуатации загородного или многоквартирного дома, производственного или общественного здания. Чтобы свести эксплуатационные издержки к минимуму рекомендуем воспользоваться услугами профессионалов.
Наша компания специализируется на поставке бетона и заливке бетонных конструкций в Липецке и Липецкой области. Собственный парк автобетоносмесителей (миксеров) и автобетононасов, а также опытные специалисты позволяют нам гарантировать высокое качество выполненных работ по доступным ценам.
Источник: tehnobeton48.ru
Что такое компенсационный шов в бетоне и как его сделать?
Чтобы предотвратить появление трещин в наливных монолитных поверхностях, необходимо выполнить компенсационные швы в бетоне. Эти деформационные разрезы послужат препятствием от образования деформаций на долговечном, прочном, надежном, но капризном материале для возведения конструкций. Если не сделать операцию по обустройству защитных элементов, то последующие процессы могут привести к разрушению объекта.
Что это и зачем нужны?
Определение
Компенсационный шов — это особым образом выполненное углубление на определенном участке бетонного изделия, которое предохраняет конструкцию от негативного влияния температурных колебаний окружающей среды и подвижек грунта. Это устройство приобрело популярность в регионах с высокой сейсмической активностью, а также его используют для защиты ленточного фундамента.
Внутреннее напряжение бетона — причина появления деформаций в монолитных конструкциях.
Как работают?
Наличие такого элемента к конструкции уберегает ее от разрушения на фоне смены геометрических параметров.
Элементы готового сооружения находятся в тесной взаимосвязи между собой. При этом постройки постоянно изменяют свою геометрию под влиянием температурных перепадов, изменения влажности окружающей среды, усадочных процессов стенных конструкций и вызревающих бетонных монолитов. Это приводит к возникновению внутреннего напряжения в основных элементах сооружения, хотя эти изменения сначала визуально обнаружить невозможно. Созданные особым образом швы способствуют равномерному перераспределению нагрузок, которые появляются во время эксплуатации сооружений. Это достигается путем компенсации изменения геометрических параметров материала (расширение, сжатие, скручивание, сгибание, сдвигание), которое возникает из-за причин, действующих на монолит или его внутреннюю структуру.
Такие силы воздействуют на бетонные конструкции постоянно, но если не выполнить деформационные швы, нагрузки приведут к следующему:
- ухудшению эксплуатационных характеристик несущей основы строения;
- появлению трещин на монолитных поверхностях по всей глубине заливки;
- проявлению деформаций изделий;
- увеличению внутренних сил.
Такие факторы способствуют сокращению сроков полезного использования строений из бетона. При этом наблюдается закономерность — большегабаритным конструкция соответствуют большие внутренние силы. Вызванное нагрузками образование трещин передается через жесткий арматурный каркас внутренним конструкциям строения. Несущественное изменение положения несущей стены в центре появления деформационных сил вызывает разрушительные процессы по всему сооружению. Кроме этого, не нужно забывать о сезонных пучениях и постоянной подвижке земли.
Разновидности швов
В строительной практике, основываясь на стандартах проектирования полов, данных в СНиП 2.03.13—88, применяются такие виды защитных углублений:
- Изолирующие. Основная функция шва — предотвращение передачи деформирующих нагрузок от капитальных конструкций к стяжке пола. Технологический процесс обустройства компенсирующего элемента состоит в прокладывании специального материала вдоль конструкции, которая будет заливаться бетоном. Исходя из этого, такой тип углублений размещают следующим образом:
- по периметру стен;
- вокруг колонн;
- вдоль фундаментной основы.
Наружные компенсационные швы и защитные углубления, выполненные в местах повышенной влажности, обязательно герметизируются.
Правильное обустройство
Инструменты и материалы
Перед началом работ по обустройству компенсационных углублений готовят такой инструментарий:
- Инструмент для нарезания швов. Ручная шлифмашинка со специальными насадками.
- Компенсационная лента. Демпферный элемент применяется для распределения нагрузок от поверхности стен и высыхающих монолитных полов. Существующий ассортимент такого вида изделий позволяет создать защиту для стяжек.
- Шнур для уплотнения. Популярный и удобный материал из вспененного полиэтиленового вещества. Существуют две разновидности средства:
- цельный шнур;
- трубчатый материал.
Устройство шва
Компенсирующее углубление выполняется двумя способами. Первый метод проводится в процессе заливания раствора путем установки в рассчитанные места демпферных материалов, которые останутся или демонтируются из углубления. При втором способе нарезается в бетонной поверхности компенсационный шов, который обрабатывается специальными средствами или оставляется в незаполненном состоянии.
Источник: znaybeton.ru
Деформационный шов
Деформационный шов в бетоне – это разновидность «подвижного» компенсационного шва наряду с температурным и осадочным швом. Деформационными швами строители «разгружают» бетонные массивы и минимизируют нагрузки, которые приводят к поперечным, продольным и скручивающим усилиям и в итоге -к деформациям бетонных конструкций и оснований. Не все разрезы и швы в бетоне являются деформационными. Классификация швов в бетонных монолитных, сборных железобетонных конструкциях и основаниях (армированных и неармированных) достаточно обширна и сложна, и часто возникающая путаница в определениях в общем понятна: разных швов много, у них разное назначение, технология и конструкция, к тому же часто встречаются термины вроде температурно-усадочный шов; температурно-деформационный шов, температурно-компенсационный шов и так далее.
Классифицировать разрезы конструкций (швы) следует по характеру нагрузок, для компенсации которых эти швы выполняются. Все швы можно разделить на условно-неподвижные – это швы бетонирования и усадочные швы, организованные в виде разрезов в верхних участках бетонных плит, стяжек пола и так далее. Усадочный шов уменьшает поперечное сечение элемента и тем самым его ослабляет, как результат – сопротивление материала (бетона) растягивающим напряжениям будет снижено и усадочная трещина пойдет именно там, где предусмотрено – ниже разреза. Таким образом, усадочный шов – не что иное, как «запланированная» трещина конструкции в расчетном наименее опасном сечении. Подробнее об усадке бетона: Температурный шов
Усадочные и рабочие швы деформационными не являются. К деформационным, или подвижным (не корректное, но распространенное определение) относятся также швы температурные и осадочные, а также и варианты деформационных комбинированных швов.
Устройство деформационных швов
Устройство деформационных швов выполняют на стадии укладки бетона или же формируют разрез уже затвердевшей (набравшей часть марочной прочности) бетонной плиты. Первый вид формирования шва – монтажный, выполняют в примерной последовательности: Конструкцию (стяжку, плиту) делят на секции, используя эластичные или твердые материалы-прокладки. Демпфирующую закладную деталь из обвернутой рубероидом доски или бруса, пластиковой вагонки, полимерной ленты, стекла, рулонного материала для гидроизоляции или обрезка теплоизоляционной плиты и т.д. закладывают на полную глубину конструкции. После схватывания бетона закладка-демпфер может извлекаться из шва, который далее заполняют теплоизоляционным материалом, уплотнительным жгутом или шнуром типа Вилатерм и герметизируют определенным видом мастики или герметика, но может и оставаться в шве на все время эксплуатации конструкции, согласно виду конструкции и ее назначению. Пример: деформационный шов фундаментной плиты:
Второй метод устройства шва: разрезают частично затвердевшие бетонные плиты не на всю глубину, а только на нормированную. Затем шов зачищают и заделывают – опять же в зависимости от размеров и назначения шва: или специальными эластичными профилями, изоляторами, демпферами, или только полимерным герметиком (мастикой). Есть случаи, когда шов следует оставлять незаполненным.
Конструкция деформационного шва
Шов должен быть идеально прямой. Пересекаться швы должны исключительно под прямыми углами. Но одновременно с этими правилами важно выполнить и еще одно: никогда не делать Т- образный (в плане) стык рассечения, поскольку такая фрагментация создаст дополнительные неравномерные нагрузки в конструкции. Когда треугольные пересечки швов (в плане) неизбежны, поступают следующим образом: «делят» плоскость на равносторонние фигуры, при этом получается больше швов.
Ширину швов делают в зависимости от толщины стяжки бетона или плиты, но минимум ширины шва равен 6 мм. Глубина сечения шва должна составлять от половины высоты плиты до четверти. Карта (внутренняя площадь в границах таких разрезов-швов) может не делиться на фрагменты в случаях, когда:
- Площадь не превышает 30 м2;
- Фрагмент квадратный;
- Фрагмент прямоугольный с соотношением сторон не более 1:1,5.
Еще несколько нормативных правил:
- Если площадка больше 30 м2, то ее делят еще одной группой усадочных швов.
- Для любой площади стяжки или плиты: если длина укладки бетона больше 250 см, то обязательно рассечение этой ленты швом. Такие ленты могут быть узкими, в этих случаях швы выполняют поперек ленты. Но если лента затвердевающего бетона шире 300 см, то швы выполняют продольными.
- В случаях, когда плита или стяжка предназначена для эксплуатации под открытым небом, резы делают в интервале 3 м при максимальной площади площадки не больше 9 м2.
- Дорожки или коридоры, уложенные монолитной стяжкой, рассекают поперечными резами в шаге до 600 см. шаг можно подсчитать, умножив на 2 ширину бетонной ленты.
- Поворотные углы Г-образных форм фрагментируют на квадратные или прямоугольные участки.
Плита пола, опоясывающая стойки, колонны небольшие фундаментные опоры и др. должна быть разрезана строго по квадратам, причем все углы этих квадратов должны быть расположены напротив плоскостей опор. Другими словами, следует повернуть площадку, ограниченную разрезами относительно опоры (колонны и т.д.) таким образом, чтобы угол поворота был 45 град.
Профиль деформационный
Рассеченные стяжки и основания должны сохранять конструкционную целостность. Для этого их укрепляют специальными элементами – деформационными металлическими профилями и/или уплотнителями. Профили могут помещаться в разрезы, или накладываться на сверху.
Компенсационный шов
Компенсационные швы бетонных конструкций и оснований (фундамента, стены, кровли и всех без исключения конструкций) выполняются целенаправленно и выглядят как разделение конструкций. Цель этой фрагментации – ослабить внутренние и внешние напряжения в бетонном монолите. Минимизировать воздействие внутренних напряжений необходимо, так как они ведут к неконтролируемым деформациям, а в тяжелых случаях и к полному разрушению бетонного монолита на всю его глубину. Деформации – причина низких характеристик построек, недолгой эксплуатации и многочисленных проблем с разнообразными трещинами, перекошенными оконными коробками и незакрывающимися дверями, и так далее.
Бетонное основание – долговечное, надежное и прочное, и пока еще бетону альтернативы нет. Есть новые технологии, присадки и наполнители – но все это лишь развитие и рост бетона, имеющего свои «корни» в глубокой древности.
Одно из качеств бетона как искусственного микропористого камня – это некоторая капризность сформированных объемов конструкций, а также поверхностных реакций бетонных массивов в эксплуатации. Внутри бетонного монолита всегда действуют силы, порожденные разными причинами, и эти силы дают нагрузки как на саму бетонную конструкцию, так и на ее внутреннюю структуру.
Эти нагрузки неконтролируемы, и их последствия – растрескивание монолита. Так и случается, если проектировщик и строитель не принял меры – то есть не компенсировал монолит разрезами. Пример – компенсационные швы в бетонной отмостке вокруг дома, о необходимости которых знает любой частный строитель. Отмостка обязательно отделяется пристеночным швом, который заполняют рулонным гидроизоляционным материалом на битуме или герметизируют водостойким безусадочным герметиком.
Делят отмостки на небольшие участки – всего по 200-250 см, поскольку работают эти простые конструкции в тяжелейших условиях – вода, перепады температур, сезоны жара-мороз и т.д. все швы отмосток делают под прямыми углами к примыкающим стенам, строго по перпендикуляру и на всю глубину заливаемой бетонной смеси. В шов закладывают просмоленную (антисептированную, промазанную битумом и обвернутую рубероидом – в самом простом варианте) деревянную доску толщиной 25-30 мм.
Доска на ребро будет выполнять функцию несъемной опалубки бетонного сектора отмостки, поэтому по верху доску выравнивают с основной съемной опалубкой заподлицо. Вместо доски сегодня можно взять специальную виниловую прокладку для швов, ее толщина различна, но для отмостки нужна толщина ленты до 1,5 см. Бетонируют отмостку только после устройства компенсационных швов.
Компенсационные разрезы, или швы – это своего рода демпферы бетонных монолитов. Пример: компенсационный деформационный шов в фундаменте, усиленный деформационными профилями:
Швы в бетоне могут быть не только подвижными, но и условно-неподвижными – это рабочие (холодные) швы бетонирования, вызванные как форс-мажором, так и заранее предусмотренными технологическими перерывами в укладке бетона. Как уже было сказано выше, технологические и холодные швы в бетоне деформационными ни в коем случае не являются, так же, как и усадочные швы (не путать с осадочными). Пример: деформационный шов плиты монолитного перекрытия, заполненный эластичными элементами:
Компенсационные швы делают не только в бетоне. Прорезать бывает необходимо и напольное покрытие, и основание пола по контуру дверных проемов, а также на участках перепадов высот (ступеньках) в плитах и стяжках. Такой шов, точно так же как шов под паркетными досками, оставляют незаполненным в помещении. На улице все швы обязательно герметизируют.
Осадочный шов
Осадочный шов тоже относится к деформационным швам и делается в целях разгрузки конструкции. Разницу между осадочным и температурным деформационным швом можно видеть (упрощенно) на рисунке:
Осадочный шов фундамента точно так же разрезает массив на две «независимые» части.
Деформационные швы, работающие в сложных условиях, могут быть усилены специальными элементами: арматурными стержнями, металлическими закладными пластинами и др.
Все компенсационные швы – необходимый элемент бетонной постройки: каркасов, массивов, элементов и узлов сборных конструкций, плоских плит и стяжек. Правильный шов – это гарант беспроблемной и долгой эксплуатации дома и любого сооружения. Для того, чтобы внутренние отделки и декоры сохраняли эластичность и не подвергались деформациям, точно так же необходимы компенсационные швы.
Источник: stroyfora.ru