Международная организация труда (МОТ) специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году.
МОТ разрабатывает международные трудовые нормы в форме конвенций и рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты в области основополагающих трудовых прав, среди которых свобода объединения, право на организацию и ведение коллективных переговоров, запрещение принудительного труда, равенство возможностей и обращения, а также другие стандарты, регулирующие условия по всему спектру трудовых вопросов, таких как политика в области занятости, социальная защита, охрана труда.
В системе ООН МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой, в которой объединения работодателей и трудящихся имеют равный голос с правительствами в работе руководящих органов МОТ.
Штаб-квартира МОТ находится в Женеве, Швейцария.
Информационное моделирование в строительстве (BIM)
Интересы работодателей Российской Федерации в МОТ представляет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Начал работу сайт, посвященный работе 2016 МОР-МКТ. Данный сайт можно использовать и в телефонных приложениях.
Он доступен только для членов и партнеров МОР.
Февраль 2009
С 09 по 13 февраля 2009г. в г. Лиссабоне (Португалия) прошло Восьмое Европейское региональное совещание МОТ. Сторону российских работодателей представляли Ф.Т. Прокопов, исполнительный вице-президент РСПП и М.В. Москвина, директор по трудовым отношениям РСПП.
Март 2009
24.03.2009 в Женеве в рамках 304-й сессии Административного совета состоялась трехсторонняя встреча высокого уровня по мировому финансово-экономическому кризису и путям выхода из него. От лица стороны работодателей выступил Президент РСПП А.Н.Шохин.
Июнь 2009
Директор по трудовым отношениям РСПП Москвина М.В. избрана членом Административного совета – руководящего исполнительного органа МОТ.
15.06.2009 г. Президент РСПП Шохин А.Н.выступил с докладом на Саммите МОТ по проблемам преодоления глобального кризиса на рынке труда, прошедшего во время 98-й сессии Международной конференции труда (МКТ).
В рамках проведения 307-й серии Административного совета Международной организации труда (Женева, Швейцария) 24 марта 2010 г. была подписана Программа сотрудничества Российской Федерации с Международной организацией труда на 2010-2012 годы.
Со 2 по 18 июня 2010 года в Женеве проходит 99 сессия Международной конференции труда.
МВФ и МОТ провели конференцию в Осло, ориентируя на проведение работы по восстановлению рабочих мест.
Международная организация труда разработала курс практических рекомендаций для повышения эффективности организаций работодателей.
Сентябрь 2010
МОТ совместно с ОЭСР по поручению «большой двадцатки» разработал проект образовательной стратегии в области профессиональной подготовки.
НЕРЕАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ НА ДРУГОМ УРОВНЕ
Встреча европейских работодателей – членов Административного Совета Международной организации труда (МОТ) в рамках 309-й сессии далее.
Ноябрь 2010
Отчет Административного совета Международной организации труда (МОТ) по 309-й сессии далее.
В ноябре пройдет 309-я сессия Административного совета МОТ.
Май 2011
РСПП ставит вопрос о формировании профессиональных пенсионных систем далее.
Июнь 2011
А.Н.Шохин выступил на 100-ой юбилейной сессии Международной конференции труда далее.
Президент РСПП А.Н. Шохин принял участие во встрече Председателя Правительства России с Генеральным директором МОТ далее.
Сентябрь 2011
Консультации Министров труда с представителями бизнес-организаций и профсоюзами накануне проведения G20 далее.
Январь 2012
Международная организация труда (МОТ) опубликовала Доклад «Мировые тенденции занятости — предотвращение глубокого кризиса занятости» (2012 год) далее.
Кандидат от Королевства Нидерландов на пост Генерального Директора Международной организации труда (МОТ) посетил РСПП далее.
Апрель 2012
Президент РСПП А. Шохин провел встречу с кандидатом на пост Генерального Директора Международной Организации Труда (МОТ) Гайем Райдером далее.
Май 2012
Избран Генеральный директор Международной организации труда (МОТ) далее.
Избран Генеральный секретарь Международной организации работодателей (МОР) далее.
Июнь 2012
А.Н. Шохин принял участие в 101-ой сессии Международной конференции труда МОТ далее.
Сентябрь 2012
Президент РСПП А.Н.Шохин выступил с ключевым докладом о предстоящем председательстве России в G20 на встрече работодателей в Брюсселе далее.
Апрель 2013
Работодатели призвали МОТ поддержать правительственные реформы далее.
IX-е Европейское региональное совещание (ЕРС) МОТ далее.
Сентябрь 2013
В Киеве состоялась ежегодная встреча членов Международной организации работодателей (МОР) — стран Европы и Центральной Азии далее.
Тренинг «Эффективность бизнес организации» далее.
Октябрь 2013
МОР запускает партнерскую программу далее.
В Женеве проходит 319-я сессия Административного совета МОТ далее.
МОТ запускает проект «Партнерство в сфере занятости молодежи в странах СНГ» далее.
Ноябрь 2013
МОР совместно с BIAC создали Всемирную сеть профессионального обучения без отрыва от производства GAN далее.
Участники Балтийского Форума по труду приняли План действий по усилению мобильности трудовых ресурсов далее.
Декабрь 2013
Всемирная сеть профессионального обучения без отрыва от производства GAN начала работу далее.
Апрель 2014
Итоги 320-й сессии Административного совета МОТ далее.
Май 2014
Новым президентом МОР назначен Даниэль Фунес де Риоха, ранее занимавший должность исполнительного вице-президента Международной организации работодателей (МОР) далее.
Июнь 2014
2 июня с.г. в Женеве состоялись выборы в Административный совет МОТ. В состав совета вошла Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП Москвина М.В.
Сентябрь 2014
10 сентября 2014 года в Варшаве (Польша) состоялось 5-ое Совещание Международного Координационного Совета Объединений Работодателей МКСОР далее.
Октябрь-Ноябрь 2014
30 октября – 13 ноября в Женеве прошла 322-я сессия Административного совета МОТ далее.
Декабрь 2014
10 декабря 2014 года в РСПП состоялась встреча представителей МОТ с Управляющим директором Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М. Москвиной. Целью визита представителей МОТ стало обсуждение сотрудничества Российской Федерации и МОТ, а также вопросов частно-государственного партнерства далее.
Март 2015
12 – 27 марта 2015 г. в Женеве прошла 323-я сессия Административного совета МОТ далее.
Июнь 2015
С 1 по 13 июня 2015 г. в Женеве прошла 104-я сессия Международной конференции труда, в которой приняли участие российские работодатели далее.
Ноябрь 2015
В Женеве проходит 325-я сессия Административного совета МОТ далее.
Краткая информация об отчете, подготовленном Международной организацией работодателей (МОР) по результатам работ 325 сессии Административного Совета МОТ далее.
Во многих областях глобального рынка труда сохраняется значительное гендерное неравенство, говорится в новом докладе МОТ
Доклад указывает на сложнейшие проблемы, с которыми продолжают сталкиваться женщины во всем мире при поиске и сохранении достойной работы.
Несмотря на некоторые положительные результаты в отдельных регионах мира, миллионы женщин теряют свои позиции в борьбе за равенство в сфере труда, говорится в новом докладе, подготовленном Международной организацией труда (МОТ) в рамках Инициативы в ознаменование столетия МОТ, посвященной женщинам в сфере труда.
«Доклад показывает, с какими сложнейшими проблемами продолжают сталкиваться женщины во всем мире при поиске и сохранении достойной работы», — заявил Генеральный директор МОТ Гай Райдер (Guy Ryder)
Необходимо принять срочные, эффективные и масштабные меры. У нас очень мало времени. Программа развития до 2030 года дает возможность объединить наши усилия и разработать согласованные и взаимосвязанные политические меры по достижению гендерного равенства».
Авторы доклада «Женщины в сфере труда: тенденции 2016 года» изучили данные по 178 странам и пришли к выводу, что неравенство между мужчинами и женщинами сохраняется во многих областях глобального рынка труда. Более того, доклад показывает, что за последние два десятилетия значительные успехи женщин в сфере образования не воплотились в соизмеримое улучшение их положения на рынке труда.
На глобальном уровне с 1995 года гендерный разрыв в уровне занятости сократился лишь на 0,6 процентных пункта, и доля занятых в общей численности населения составила в 2015 году 46 процентов среди женщин и почти 72 процента среди мужчин.
В 2015 году 586 млн женщин в мире принадлежали к самозанятым работникам и помогающим членам семьи. Во всем мире доля лиц, занятых на семейных предприятиях (помогающих членов семьи), значительно снизилась среди женщин (на 17,0 процентных пункта в течение последних 20 лет) и в меньшей степени среди мужчин (на 8,1 процентных пункта за тот же период), в результате чего глобальный гендерный разрыв среди помогающих членов семьи сократился до 11 процентных пунктов.
Несмотря на то, что на рынке труда к наемным работникам принадлежит 52,1 процента женщин и 51,2 процента мужчин, само по себе это не гарантирует работу лучшего качества. В мире почти 38 процентов женщин и 36 процентов мужчин, являющихся наемными работниками, не охвачены системами социальной защиты. Доля таких работников среди женщин достигает 63,2 процента в странах Африки южнее Сахары и 74,2 процента в странах Южной Азии, где неформальная занятость является преобладающей формой занятости.
В докладе также приводятся статистические данные по 100 изученным странам об оплачиваемой и неоплачиваемой работе и о доступе женщин к системе охраны материнства и пенсиям.
Рабочий день женщин дольше, чем у мужчин
Женщины продолжают посвящать больше часов в день оплачиваемой и неоплачиваемой работе, чем мужчины. В странах с высоким и низким уровнем дохода женщины в среднем выполняют как минимум в два с половиной раза больше неоплачиваемых работ по уходу за домом и членами семьи, чем мужчины. В развитых странах работающие женщины (как самозанятые, так и наемные работники) работают в среднем 8 часов и 9 минут на оплачиваемой и неоплачиваемой работе по сравнению с мужчинами, для которых этот показатель составляет 7 часов и 36 минут.
В развивающихся странах работающие женщины посвящают оплачиваемой и неоплачиваемой работе 9 часов 20 минут, в то время как среди мужчин этот показатель составляет 8 часов 7 минут. Неравномерное распределение неоплачиваемой работы ограничивает возможности женщин проводить больше времени на оплачиваемой формальной работе по найму. В результате во всем мире женщины составляют менее 40 процентов от общего числа занятых и при этом 57 процентов среди тех, кто занят на условиях неполного рабочего времени и частичной занятости.
В 100 изученных странах более трети работающих мужчин (35,5 процента) и более четверти работающих женщин (25,7 процента) трудятся более 48 часов в неделю. Это также сказывается в плане неравномерного распределения неоплачиваемого труда по уходу за домом и семьей между женщинами и мужчинами.
Совокупное неравенство, с которым сталкиваются женщины на рынке труда, значительно влияет на их положение в старшем возрасте. Что касается пенсий, охват основанных на взносах систем социальной защиты (по закону и реальный) для женщин меньше, чем для мужчин, в результате чего возникает общий гендерный разрыв в области социальной защиты. В глобальном масштабе доля женщин пенсионного возраста, которым выплачиваются пенсии, в среднем на 10,6 процентных пункта меньше, чем доля мужчин.
Женщины составляют почти 65 процентов лиц пенсионного возраста, которые не получают пенсий на регулярной основе. Это означает, что 200 млн женщин пожилого возраста не получают регулярного дохода из систем социальной защиты (пенсий по старости или пособий в связи с потерей кормильца) по сравнению с 115 млн мужчин.
Другие основные положения доклада
За последние два десятилетия, в частности, в развитых странах и странах с формирующейся рыночной экономикой усугубилась профессиональная гендерная сегрегация. Причиной тому стали технологические изменения, требующие определенной профессиональной квалификации. В период с 1995 по 2015 год занятость увеличивалась максимальными темпами в странах с формирующейся рыночной экономикой. В абсолютном выражении рост занятости был вдвое выше среди мужчин по сравнению с женщинами (382 млн и 191 млн, соответственно), независимо от уровня необходимой профессиональной подготовки, что свидетельствует об отсутствии прогресса в обеспечении большего числа более качественных рабочих мест для женщин.
В развитых странах женщины в среднем посвящают неоплачиваемому труду, связанному с уходом за членами семьи, 4 часа 20 минут в день, по сравнению с 2 часами 16 минутами у мужчин. В развивающихся странах женщины тратят на такую работу 4 часа 30 минут по сравнению с мужчинами, посвящающими неоплачиваемому труду, связанному с уходом за членами семьи, 1 час 20 минут. Хотя этот разрыв остается существенным, в ряде стран отмечается его сокращение — по большей части за счет сокращения времени на работу по дому среди женщин, при этом время, затрачиваемое женщинами на уход за детьми, существенно не изменилось.
Что касается заработной платы, в докладе подтверждаются предыдущие оценки МОТ, согласно которым заработная плата женщин по-прежнему составляет 77 процентов от заработной платы мужчин. В докладе отмечается, что этот разрыв нельзя объяснить исключительно образовательными или возрастными различиями. Он также обусловлен недооценкой работы, которую выполняют женщины, профессиональными навыками, которые требуются в секторах или занятиях, где преобладают женщины, дискриминационной практикой и необходимостью прерывать трудовую деятельность, чтобы справиться с дополнительными обязанностями по уходу за семьей, например, после рождения ребенка. В последнее время определенный прогресс был достигнут в сокращении гендерного разрыва в оплате труда, однако успехи невелики, и, если нынешние тенденции продолжатся, потребуется более 70 лет, прежде чем гендерный разрыв в оплате труда будет полностью преодолен.
Преодоление неравенства к 2030 году
Заявленная МОТ в 2016 году тема Международного женского дня — «Преодоление неравенства к 2030 году: будущее наступает сегодня» — отражает важность и актуальность преодоления гендерного неравенства, что является залогом выполнения Программы устойчивого развития ООН до 2030 года. Для достижения практически каждой цели этой программы необходимо решить соответствующие проблемы в области гендерного равенства.
Доклад также вносит существенный вклад в реализацию Инициативы в ознаменование столетия МОТ, посвященной женщинам в сфере труда. Данная инициатива отражает стремление трехсторонних участников МОТ к достижению гендерного равенства в преддверии столетия МОТ в 2019 году. Она ориентирована на поиск инновационных решений, способных придать новый импульс усилиям МОТ в сфере преодоления гендерного неравенства и дискриминации,
«Достижение гендерного равенства в соответствии с Программой устойчивого развития на период до 2030 года является непременной предпосылкой для обеспечения устойчивого развития, которое не оставляет никого позади и гарантирует, что будущим сферы труда является достойный труд», — заявила глава Отдела МОТ по гендерным вопросам, вопросам равенства и разнообразия Шона Олни (Shauna Olney).
В Программе устойчивого развития на период до 2030 года подтверждено всеобщее, единодушное мнение о решающем значении гендерного равенства и его роли в достижении 17 Целей в области устойчивого развития. Больше рабочих мест – и при этом качественных рабочих мест – для женщин, всеобщий охват социальной защиты и меры, направленные на признание, сокращение и перераспределение неоплачиваемого труда, связанного с уходом за домом и семьей, – все это необходимо для выполнения новой преобразующей программы в области устойчивого развития.
Чтобы активизировать глобальный рынок труда, планируется задействовать динамизм молодежи
Уникальное глобальное партнерство нацелено на расширение экономических перспектив молодых людей, вступающих на рынок труда
Новости | 01 февраля 2016
В условиях глобального кризиса молодежной занятости, характеризующегося беспрецедентным уровнем безработицы, низким качеством рабочих мест и низкой оплатой труда, система ООН запускает масштабную инициативу по созданию достойных рабочих мест для молодых людей и содействию им в переходе от школы к трудовой деятельности.
1 февраля в штаб-квартире ООН на открытии Ежегодного молодежного форума Генеральный директор Международной организации труда (МОТ) Гай Райдер (Guy Ryder) запустил Глобальную инициативу по вопросам достойных рабочих мест для молодежи.
Представляя инициативу, Райдер заявил, что это уникальное партнерство с участием правительств, агентств системы ООН, предпринимателей, научных учреждений, молодежных организаций и других групп, призванное расширить деятельность по созданию новых возможностей и путей для качественной занятости в глобальной экономике и «помочь молодым людям развивать свои профессиональные навыки, необходимые им, чтобы конкурировать на рынке труда».
Выступая перед более чем двадцатью министрами по делам молодежи и более чем 500 представителями молодежи, Райдер призвал молодых людей активно участвовать в процессе и быть проводниками перемен. «Ваш голос выражает надежды молодых людей во всем мире. Ваш голос должен быть услышан и учтен, если мы хотим построить инклюзивное и устойчивое общество, бороться с несправедливостью и неравенством и открыть дорогу всеобщему миру, прогрессу и процветанию».
«Сегодня из каждых пяти молодых людей трудоспособного возраста двое либо не имеют работы, либо трудятся за плату, не позволяющую им выбраться из нищеты».
Гай Райдер, Генеральный директор МОТ
В то же время нельзя не учитывать суровую реальность. «Сегодня из каждых пяти молодых людей трудоспособного возраста двое либо не имеют работы, либо трудятся за плату, не позволяющую им выбраться из нищеты. В такой «ловушке» находится около 169 млн молодых работающих бедных. В странах с низкими доходами ситуация еще хуже, ведь там девять из каждых десяти молодых работников по-прежнему трудятся в сфере неформальной занятости, где их труд носит случайный характер, низко оплачивается и не защищен законом», — сказал Райдер.
Координационный совет руководителей системы ООН, куда входят 29 глав всех учреждений ООН, одобрил инициативу в качестве приоритетной задачи. Кроме того, проблема молодежной занятости была включена в качестве центральной цели в масштабную новую концепцию процесса развития, что отражено в недавно принятой Программе устойчивого развития до 2030 года.
В консультации с правительствами в рамках инициативы будут координироваться политические меры в области занятости и экономики, нацеленные на рост числа рабочих мест и социальную интеграцию, а также защиту трудовых прав, чтобы обеспечить равное обращение со всеми молодыми работниками. Инициатива в полной мере задействует опыт принимающих в ней участие учреждений ООН и других партнеров, уделяя особое внимание «зеленым рабочим местам» для молодежи, качественным программам ученичества, обучению работе с компьютером, созданию технологических центров (“tech-hubs”), поддержке молодых людей в сельских районах, содействию переходу из неформальной экономики в формальную и продвижению молодежного предпринимательства.
В ходе молодежного форума Посланник Генерального секретаря ООН по делам молодёжи. Ахмад Алхендави (Ahmad Alhendawi) заявил, что «запуск этой своевременной инициативы отражает приверженность ООН делу борьбы с молодежной безработицей и содействия созданию достойных рабочих мест для молодых людей. Она также показывает, что молодежная занятость должна стать приоритетом на всех уровнях для раскрытия потенциала 1,8 млрд молодых людей. Это обязательное условие для экономического развития, а также мира и безопасности».
Сегодня для молодых людей поиск хорошей работы — непростое дело, и многие вакансии зачастую не соответствуют их ожиданиям. В то время как в развитых странах уровень молодежной безработицы понемногу снижается, растущее число случаев временно трудоустроенных молодых людей внушает опасения, что многие проблемы еще впереди.
«Наша задача – заглядывая в будущее сферы труда, продолжать искать новые и инновационные решения».
Гай Райдер
Исследования показывают, что нехватка хороших рабочих мест приводит людей в неформальную занятость или на рабочие места, где не требуются навыки более высокого уровня, что, в свою очередь, ведет к низкой производительности и устареванию навыков, снижает конкурентоспособность работников и одновременно повышает риск ухода молодых людей с рынка труда.
Молодежный форум ООН, проводимый Экономическим и Социальным Советом, — это двухдневное мероприятие, на котором собрались молодые лидеры со всего мира и которое стало «площадкой» для диалога молодых людей с правительствами и их участия в формулировании политики по глобальным экономическим, социальным и экологическим проблемам.
В заключение Райдер заявил, что все партнеры, участвующие в инициативе, должны также «идти в ногу со стремительным технологическим прогрессом, в столь многих аспектах влияющим на рынки труда и на необходимые нам профессиональные навыки. Наша задача – заглядывая в будущее сферы труда, продолжать искать новые и инновационные решения. Задача ясна, и наши действия должны быть столь же четкими и решительными».
О МОТ
Международная организация труда (МОТ) — специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году.
МОТ разрабатывает международные трудовые нормы в форме конвенций и рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты в области основополагающих трудовых прав.
В системе ООН МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой, в которой объединения работодателей и трудящихся имеют равный голос с правительствами в работе руководящих органов МОТ.
Международное бюро труда (МБТ) в Женеве является секретариатом МОТ, ее оперативной штаб-квартирой, исследовательским и издательским центром.
Global Initiative on Decent Jobs for Youth
To energize the global job market, a plan to unleash the dynamism of youth
A unique global partnership aims to lift the economic prospects of young people entering the workforce.
News | 01 February 2016
NEW YORK, (ILO News) — Amid the global youth employment crisis – characterised by unprecedented levels of unemployment, poor quality and low paying jobs – the UN system is launching an ambitious initiative to generate decent jobs for youth and to assist in their transition from school-to-work.
The Global Initiative on Decent Jobs for Youth was launched at UN headquarters today by Guy Ryder, the Director-General of the International Labour Organization (ILO), at the opening of the UN’s annual Youth Forum.
In describing the Initiative, Ryder stated that it is a unique partnership with governments, the UN system, businesses, academic institutions, youth organizations and other groups to scale-up action to create new opportunities and avenues for quality employment in the global economy and “assist young people in developing the skills needed to compete in today’s job market”.
With more than twenty Ministers of Youth and over 500 youth delegates in attendance, Ryder encouraged youth to become “fully engaged” and be active agents of change. “Your voices reflect the aspirations of young people everywhere. Your voices must be heard and acted upon if we are to shape inclusive and sustainable societies, challenging injustices and inequalities and opening pathways to peace, progress and prosperity for all.”
“Today, two out of every five young persons of working age are either unemployed or working jobs that don’t pay enough to escape poverty.»
Guy Ryder, ILO Director-General
But the sobering reality could not be ignored. “Today, two out of every five young persons of working age are either unemployed or working jobs that don’t pay enough to escape poverty. The trap of working poverty affects as many as 169 million youth. In low-income countries, the situation is even worse where nine in ten young workers remain in informal employment which is sporadic, poorly paid and falls outside the protection of law,” said Ryder.
The UN’s Chief Executives Board for Coordination , comprised of the 29 Heads of all UN entities, have endorsed this initiative as a key priority. Additionally, the challenge of youth employment was included as a central goal in the UN’s ambitious new development vision as outlined in the recently adopted 2030 Agenda for Sustainable Development .
In consultation with governments, the initiative will coordinate employment and economic policies for job growth and social inclusion and protect labour rights to ensure that young people receive equal treatment. The Initiative will make full use of the expertise of participating UN entities and other partners by focusing on “green jobs” for youth, quality apprenticeships, digital skills and the building of “tech-hubs”, support young people in the rural economy, facilitate transition from the informal to the formal economy and promote youth entrepreneurship.
During the Youth Forum, the Secretary-General’s Envoy on Youth, Ahmad Alhendawi, stated that “the launching of this timely initiative reflects the UN commitment to tackle youth unemployment and promote decent jobs for youth. It also reflects that youth employment should be a priority at all levels to unlock the potential of 1.8 billion youth, a recipe that is imperative for development, as well as peace and security.”
For young people, the search for good jobs has proven to be difficult with many of the available jobs often not meeting their expectations. While the youth unemployment situation in the advanced economies has started to ease slightly, the increasing trend in temporary work among young people is a worrying sign of more trouble ahead.
“Our challenge is to continuously find new and innovative solutions as we look into the future of work.»
Guy Ryder
Research has shown that the lack of good jobs leads people to turn to informal employment or accept a job that does not use their higher level skills which can lead to low levels of productivity and skills obsolescence, making them less competitive and increasing the danger of young people dropping out of the workforce all together.
The UN Youth Forum, convened by the Economic and Social Council, is a two-day event that brings together young leaders from around the world and provides a platform for youth to engage in dialogue with governments and contribute to policy formulation on global economic, social and environmental issues.
In closing, Ryder stated that all partners engaged in this initiative must also “keep pace with rapid technological developments that are impacting the labour markets and the skills we need in so many different ways. Our challenge is to continuously find new and innovative solutions as we look into the future of work. The challenge is clear and our response should be equally clear and resolute.”
От лица Команды по работе с организациями работодателей Туринского Образовательного центра МОТ, позвольте еще раз поздравить Вас с Новы годом и сообщить, что нас ждет очень насыщенный событиями и мероприятиями год! Вы можете узнать о планах нашего Центра если пройдете по ссылке ниже ( там где изображена карта)
Немного общей информации:
• 1311 Организация работодателей из 113 стран мира прияла участие в обучении в нашем Центре • 71 обучающее мероприятие мы провели в различных частях света • У нас устойчивый рост контактов с Организациями работодателей и донорами
Мы рады сообщить, что программы которые мы запланировали для Вас на 2016 год будет, по прежнему, ориентированы на повышение роли и потенциала организаций работодателей
Для того чтобы получить доступ к документам ( на английском) пожалуйста нажмите на ссылку-картинку карта ).
С надеждой на продолжение нашего успешного сотрудничества,
Арну де Костер, Руководитель программ по работе с организациями работодателей Туринского Обучающего Центра МОТ
On behalf of the Employers’ Activities team in the ILO Turin Training Centre, it is my pleasure to wish you a happy and successful New Year!
As you will see from the file (available by clicking on the map below), we have had a busy year behind us with many training events in which we collaborated with you or some of your colleagues.
· 1311 Employers’ organizations representatives trained in 113 countries
· 71 training activities implemented worldwide
· Growing number of partnerships with EOs and donors
We are also very pleased to inform you on our training offer for 2016, which continues to focus on enhancing the capacity of Employers’ Organizations to be a representative and effective voice of business.
In order to access the document please click on the map.
Looking forward to continuing the excellent collaboration with you,
Arnout De Koster,
Manager, Programme for Employers’ Activities, International Training Centre of the ILO
Январь 2016
Первая встреча министров труда и занятости стран БРИКС далее.
По прогнозам МОТ, безработица в мире будет расти и в 2016, и в 2017 году
Несмотря на снижение уровня безработицы в некоторых развитых странах, новые аналитические данные показывают, что глобальный кризис занятости вряд ли закончится, особенно в странах с формирующимся рынком. Подробнее.
Февраль 2016
МОТ придерживается неуклонного убеждения в том, что социальная справедливость – это основа общественного мира. Подробнее.
Май 2016
105-я сессия Международной конференции труда. Глава МОТ призвал мировое сообщество «обеспечить будущее, к которому стремятся все». Подробнее.
Российский союз промышленников и предпринимателей в рамках программы сотрудничества с Международной организацией труда выступил со-организатором в проведении выездного семинара по обмену опытом в сфере функционирования Национальных систем квалификаций, разработки профессиональных стандартов и обучающих программ, системы независимой оценки квалификаций в г. Дублин (Ирландия). Визит состоялся в период с в период с 23 по 27 мая 2016. Подробнее.
Июнь 2016
Сохранить окружающую среду, чтобы ускорить развитие и создать рабочие места. Подробнее.
Июль 2016
Встреча Министров труда и занятости стран Большой двадцатки (G20). Подробнее.
Президент РСПП А.Н.Шохин принял участие в VIII ежегодной встрече МКСОР. Подробнее.
Сентябрь 2016
Ежегодная встреча членов МОР стран Европы и Центральной Азии. Подробнее.
Ноябрь 2016
Новая программа сотрудничества между МОТ и Российской Федерацией: приоритеты определены. Подробнее.
Гай Райдер переизбран на пост Генерального директора МОТ на второй срок. Подробнее.
Декабрь 2016
Заработная плата в мире в 2016-2017 гг. Темпы роста заработной платы в мире достигли своего 4-летнего минимум. Подробнее.
Краткий обзор (Рус. / Англ)
Февраль 2017
Встреча с представителями Международной организации труда (МОТ). Подробнее.
Встреча с представителями Международной организации труда (МОТ). Подробнее.
Апрель 2017
Новый обзорный документ по теме безопасность и охрана труда: Инвестировать и работать в России. Подробнее.
New Occupational Health White Paper: Investing and operating in Russia. Подробнее.
Май 2017
Новые образовательные курсы доступны в Туринском Центре МОТ. Подробнее.
New cources are now availabla at the ILO Turin Center. Подробнее.
Июнь 2017
Встреча представителей работодателей с Генеральным Директором МОТ Гаем Райдером. Подробнее.
Июль 2017
Встреча с делегацией Международной организации труда. Подробнее.
Декабрь 2017
Рабочая встреча с представителями Международной организации труда. Подробнее.
Запуск проекта «Партнерства в сфере занятости молодежи в странах СНГ» фаза II (2018-2022 гг.). Подробнее.
Март 2018
Отставка Генерального секретаря МОР Линды Кромюнг
Семинар Международной организации труда
29 марта
27-28 марта 2018 г. в Москве состоялся семинар МОТ «Приведение стратегических целей и индикаторов в области профессиональной подготовки в соответствие с международными рекомендациями и опытом в области развития людских ресурсов (РЛР), применяемых в странах Группы двадцати». В нем приняли участие представители РСПП — Ф.Т. Прокопов Вице-президент РСПП и Управляющий директор управления рынка труда и социального партнёрства Москвина М.В. Данный семинар проходил в рамках проекта «Применение стратегии профессиональной подготовки кадров Группы двадцати. Партнерство МОТ и Российской Федерации» (2-я фаза), который финансируется Российской Федерацией.
Май 2018
107-Я СЕССИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ТРУДА
Глава МОТ: укрепление духа трипартизма – путь к преодолению проблем, стоящих перед сферой труда
На повестке дня Международной конференции труда — широкий круг вопросов, в том числе насилие на рабочих местах, роль женщин в сфере труда, социальный диалог, применение норм и сотрудничество в целях развития.
107th International Labour Conference
ILO head urges renewed spirit of tripartism to tackle world of work challenges
International Labour Conference to address a range of issues, including workplace violence, women at work, social dialogue, application of standards and development cooperation.
Октябрь-ноябрь 2018
В период с 25 октября по 8 ноября 2018 в г. Женева,( Швейцария) пройдет 334 Сессия Административного совета МОТУчастие в ней примет Москвина М.В. Управляющий Директор Управления рынка труда и социального партнёрства РСП, Член Административного Совета МОТ сторона работодателей. Материалы Сессии ( в том числе и на русском языке) и повестка 334 Сессии Административного совета МОТ расположены по ссылке
Февраль 2019
В последнем докладе ЮНИСЕФ и МОТ указывается на срочную необходимость распространения социальной защиты на всех детей.
Социальная защита – важнейший способ оградить детей от нищеты и ее пагубных последствий, но подавляющее большинство детей эффективной социальной защитой не охвачено, говорится в совместном докладе ЮНИСЕФ и МОТ.
Как ясно показывают факты, для того чтобы разорвать порочный круг бедности и социальной уязвимости, требуются прежде всего денежные средства. Между тем социальной защитой охвачено в среднем лишь 35 процентов детей в мире; в Европе и Центральной Азии этот показатель достигает 87 процентов, в Северной и Южной Америке он составляет 66 процентов, в Азии – 28, в Африке – 16.
«С детской нищетой можно покончить моментально – стоит только наладить эффективную социальную защиту» — Исабель Ортис, директор Департамента социальной защиты МОТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «БУДУЩЕЕ СФЕРЫ ТРУДА: ДОСТОЙНЫЙ ТРУД ДЛЯ ВСЕХ»
Глава МОТ: укрепление духа трипартизма – путь к преодолению проблем, стоящих перед сферой труда
4-5 февраля 2019 г. в г. Уфа (Республика Башкортостан) прошел международный форум «Будущее сферы труда: достойный труд для всех», посвященный столетию Международной организации труда ( МОТ). На форуме был представлен доклад Глобальной комиссии «Работать ради лучшего будущего»
В панельной дискуссии форума принял участие Прокопов Фёдор Тимофеевич, Вице-президент РСПП. Москвина Марина Валерьевна, управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства РСПП выступила в качестве со-модератора сессии « Развитие социального партнерства: ответственность и роль бизнеса и профсоюзов в условиях трансформации трудовых отношений и реализации принципов достойного труда».
Источник: rspp.ru
МЕЖДУНАРО́ДНАЯ ОРГАНИЗА́ЦИЯ ТРУДА́
МЕЖДУНАРО́ДНАЯ ОРГАНИЗА́ЦИЯ ТРУД А́ (МОТ; International Labor Organization, ILO), специализированное учреждение ООН, обеспечивающее выработку конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства. МОТ призвана способствовать решению актуальных социально-трудовых проблем, используя механизм переговоров между представителями работников, предпринимателей и государства, путём реализации общих принципов поддержания социального мира, находящих выражение в международных трудовых стандартах . Штаб-квартира – в Женеве.
Источник: bigenc.ru
Международная организация труда, ее основные задачи. Конвенции и рекомендации МОТ о труде, их классификация и общая характеристика
Международная организация труда (МОТ) – международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений, в настоящее время является специализированным учреждением ООН.
Международная организация труда была создана в 1919 г. одновременно с Лигой наций в соответствии с Версальским мирным договором. Устав МОТ вступил в силу с 1 января 1919 г. (последнее изменение Устава произведено в 1972 г.) [1] .
В 1944 г. Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой были сформулированы цели и задачи МОТ, а также следующие основополагающие принципы в сфере труда:
- – труд не является товаром;
- – свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
- – нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
- – все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право па обеспечение своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.
Здесь следует заметить, что, несмотря на очевидность, простоту и кажущуюся легкость воплощения этих принципов на практике, и в настоящее время большинство из них продолжают оставаться только декларативной целью деятельности многих государств, нежели реальной действительностью.
США и СССР стали членами МОТ в 1934 г. В 1940 г. СССР приостановил свое членство в МОТ, а возобновил лишь в 1954 г.
В 1946 г. вскоре после образования ООП (вместо Лиги наций) МОТ стала ее первым специализированным учреждением.
В 1998 г. была принята Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», которая построена на восьми основополагающих Конвенциях МОТ, предусматривающих свободу ассоциаций, упразднение принудительного труда, право на ведение коллективных переговоров, действенное запрещение детского труда, устранение дискриминации в области труда и занятий.
В настоящее время структура МОТ представлена следующими органами:
- – Международная конференция труда (МКТ) – высший орган МОТ, который обладает правом принимать международные трудовые нормы. На МКТ каждое государство-участник имеет право направить четырех делегатов: двух от правительства, одного от представителей работников и одного от представителей работодателей. Делегаты вправе выступать и голосовать самостоятельно, независимо друг от друга. Один раз в два года МКТ принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который образуется из взносов государств-членов. Одновременно МКТ является общемировым форумом для обсуждения трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм;
- – Административный совет – исполнительный орган МОТ, который руководит работой МОТ в период между сессиями МКТ, а также определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно Совет проводит три сессии: в марте, июне и ноябре. В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, на постоянной основе занимают представители правительств Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, России, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года;
- – Международное бюро труда (МВТ) – постоянный секретариат МОТ, своего рода оперативный штаб. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний МОТ. Бюро имеет в своем составе департаменты, отвечающие за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, за деятельность нанимателей и трудящихся. Возглавляет МБТ Генеральный директор, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, он же формирует персональный состав Бюро. Кроме того, МБТ является исследовательским и издательским центром;
- – вопросы управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах. В частности, Россия относится к деятельности Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 г. Группа именовалась Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии). Бюро координирует деятельность МОТ в 10 государствах – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Штаб-квартира находится в Москве. В свою очередь, Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии относится к ведению Регионального бюро «Европа и Центральная Азия» со штаб-квартирой в Женеве.
В настоящее время членами МОТ являются 185 государств. Международной организацией труда принято 396 документов, в том числе 189 конвенций, 202 рекомендации, 5 протоколов.
Отличительной особенностью МОТ является тринатризм, что означает организацию ее деятельности на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств.
Международная организация труда создана для обеспечения социальной справедливости и реализации международно-признанных прав человека и трудовых прав. Она помогает создавать условия для достойного труда, экономические и организационные условия труда, которые дают трудящимся и предпринимателям опору для сохранения прочного мира, процветания и прогресса. Ее трехсторонняя структура обеспечивает уникальную платформу для обеспечения достойного труда для всех женщин и мужчин. Основными целями МОТ являются развитие прав в сфере труда, расширение возможностей достойной занятости, расширение социальной защиты и укрепление диалога по вопросам труда.
В качестве стратегических задач МОТ заявлены следующие четыре цели.
- 1. Продвижение и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда.
- 2. Создание более благоприятных возможностей для женщин и мужчин для достойной занятости и достойных доходов.
- 3. Расширение сферы охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех.
- 4. Укрепление трипартизма и социального диалога.
Указанные цели достигаются МОТ путем решения следующих задач.
- 1. Разработка международной политики и программ по содействию реализации основных прав человека, улучшению условий труда и жизни, а также расширению возможностей трудоустройства.
- 2. Создание международных трудовых норм, опираясь на уникальную систему контроля за их применением.
- 3. Реализация программ международного технического сотрудничества, которые разрабатываются и осуществляются в активном партнерстве со всеми тремя сторонами.
- 4. Обучение, образование и научно-исследовательская деятельность, осуществляемые в целях продвижения этих усилий [2] .
Принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы, является особой и одной из важнейших функций МОТ. И конвенции, и рекомендации разрабатываются и принимаются МКТ с использованием одинаковой процедуры.
Вначале каждый документ обсуждается на двух сессиях МОТ, МБТ готовит по нему предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Кроме того, каждая конвенция и рекомендация обсуждается комиссией, сформированной конференцией. В случае одобрения документа большинством в 2/3 присутствующих на соответствующей сессии МОТ делегатов конвенция считается принятой и открывается для ратификации государствами – членами МОТ. В случае ратификации конвенции ее положения подлежат воплощению в законодательство и практику применения в соответствующей стране.
Правовой статус рекомендаций отличается от правового статуса конвенции. В отличие от последней рекомендации не являются международными договорами и не требуют ратификации. Рекомендация содержит «обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство» [3] . Как указывает сама МОТ, «рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практической деятельности» [4] .
МОТ классифицирует конвенции по ряду оснований.
Во-первых, МОТ выделяет восемь фундаментальных (Fundamental) конвенций (табл. 22.1).
Таблица 22.1
Название, год и номер Конвенции
Количество государств, ратифицировавших Конвенцию
Конвенция 1930 г. о принудительном труде (№ 29)
Конвенция 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию (№ 87)
Конвенция 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (№ 98)
Конвенция 1951 г. о равном вознаграждении (№ 100)
Конвенция 1957 г. об упразднении принудительного труда (№ 105)
Конвенция 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий (№ 111)
Конвенция 1973 г. о минимальном возрасте (№ 138)
Конвенция 1999 г. о наихудших формах детского труда (№ 182)
Во-вторых, выделяются четыре руководящие (приоритетные) (Governance (Priority)) конвенции (табл. 22.2)
Таблица 22.2
Название, год и номер Конвенции
Количество государств, ратифицировавших Конвенцию
Конвенция 1947 г. об инспекции труда (№ 81)
Конвенция 1964 г. о политике в области занятости (№ 122)
Конвенция 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (№ 129)
Конвенция 1976 г. о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№ 144)
В-третьих, остальные конвенции именуются техническими (Technical). На сегодняшний день Россия ратифицировала все восемь фундаментальных конвенций и две из четырех приоритетных конвенций. Не ратифицированы Россией Конвенция 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (№ 129) и Конвенция 1976 г. о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№ 144). Кроме фундаментальных и приоритетных конвенций Российская Федерация ратифицировала 59 технических конвенций [3] . Причем 50 конвенций были ратифицированы еще СССР, и в отношении них на Российскую Федерацию распространяется правопреемство; девять – были ратифицированы уже самой Российской Федерацией.
Также конвенции и рекомендации можно классифицировать в зависимости от вопросов, ими регулируемых:
- 1) свобода объединений, коллективных переговоров и трудовые отношения;
- 2) принудительный труд;
- 3) искоренение детского труда и защита детей и подростков;
- 4) равенство возможностей;
- 5) трехсторонние консультации;
- 6) управление трудом и инспекция труда;
- 7) занятость и трудоустройство;
- 8) профессиональная ориентация и подготовка;
- 9) обеспечение гарантий занятости;
- 10) заработная плата;
- 11) рабочее время;
- 12) работа в ночное время;
- 13) охрана труда;
- 14) социальное обеспечение;
- 15) охрана материнства;
- 16) социальная политика;
- 17) трудящиеся-мигранты;
- 18) ВЙЧ и СПИД;
- 19) труд моряков;
- 20) труд докеров;
- 21) коренные народы;
- 22) особые категории работников.
Как очевидно из данной классификации, которая является официальной со стороны МОТ, международные нормативные акты, принятые этой организацией, охватывают самый широкий круг вопросов правового регулирования труда. Более того, многие из них выходят за рамки проблематики трудового права, содержат положения, относящиеся к праву социального обеспечения, бытовому обслуживанию работников, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации и способам деятельности государственных органов по управлению трудом. Также стоит отметить, что многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наемным) работникам, но и к независимым работникам, предпринимателям.
Источник: studme.org
Лекция 15. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Международная организация труда (МОТ) создана на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.
МОТ выработала такие критерии индустриального общества, как восьмичасовой рабочий день, защита материнства, законодательство, запрещающее использование детского труда, и целый ряд мер, способствующих безопасности на рабочих местах и нормальным трудовым отношениям.
МОТ является международной институциональной основой, позволяющей рассматривать такие вопросы и находить решения, способствующие улучшению условий труда во всем мире.
Международная организация труда появилась вместе с Лигой Наций на основании Версальского договора в 1919 г. Она была учреждена для выражения растущей озабоченности по поводу социальной реформы после первой мировой войны и уверенности в том, что любая реформа должна проводиться на международном уровне.
Одним из наиболее активных организаторов и первым ее руководителем (1919–1932 гг.) – Директором Международного бюро труда (МВТ) стал Альберт Тома – политический деятель и министр в правительстве Франции в годы Первой мировой войны.
В 1944 г., когда исполнилось 25 лет существования МОТ, Международная конференция труда в Филадельфии приняла Декларацию, которая вместе с Уставом определила цели и задачи организации, которые в основном сохраняют свое значение до настоящего времени.
В Декларации говорится: «Считая, что практика полностью подтвердила положение Устава Международной организации труда о том, что прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости, Конференция заявляет, что:
а) все люди независимо от расы, веры или пола, имеют право на осущест-вление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости иравных возможностей;
б) достижение условий при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики.
Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:
• разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
• создание и принятие международных трудовых норм в виде Конвенций и Рекомендаций в целях осуществления данной политики;
• помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем,так называемое, техническое сотрудничество;
• защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т. п.);
• борьба с бедностью за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
• разработка программ улучшения условий труда и производственнойсреды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды;
• содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;
• разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.
Перечисленные задачи были и остаются главным во всей деятельности МОТ. В то же время в современных условиях возникла необходимость определить приоритеты ее деятельности. В программах деятельности МОТ последних лет эти приоритеты можно свести в основном к следующим:
• поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма, диалога между тремя названными партнерамив каждом государстве;
• продолжение борьбы с бедностью и, особенно, за счет увеличения заня-тости, в частности путем организации широкой переподготовки рабочей силы;
• защита трудовых и гражданских прав трудящихся во всех ее формах.
В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением в системе вновь созданной Организации Объединенных Наций. В 1969 г. в связи с 50-летней годовщиной МОТ ей была присуждена Нобелевская премия мира.
Первая Международная конференция труда состоялась в октябре-ноябре 1919 г. в Вашингтоне. На ней были приняты шесть конвенций.
Структура МОТ является довольно сложной и многослойной.
Международная конференция трида (МКТ). Это высший орган МОТ. Ее работа определяется специальным Регламентом. Международная конференция труда собирается ежегодно обычно в начале июня в Женеве. Каждое государство представлено на Конференции четырьмя делегатами с правом решающего голоса: двумя от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей.
Кроме того, в состав делегаций многих стран входят советники, и состав крупных делегаций достигает 40–50 человек, а всего на сессии Конференции участвуют 1500–2000 представителей стран – членов МОТ. На каждой Конференции в качестве почетных гостей выступают один или два главы государств или правительств. Международные организации, как правительственные, так и неправительственные, участвуют в Конференции в качестве наблюдателей.
Все делегаты пользуются равными правами и голосуют в соответствии со своими убеждениями. При этом делегаты от трудящихся и предпринимателей голосуют независимо от представителей своих правительств и друг от друга.
МКТ определяет в целом направление работы МОТ, обсуждает проблемы социального положения в мире труда, разрабатывает и утверждает международные нормы труда в виде конвенций и рекомендаций, принимает резолюции по отдельным вопросам деятельности Организации. Средства Организации формируются в основном за счет членских взносов государств-членов.
Один раз в три года на Генеральной конференции проводятся выборы нового Административного совета.
Большое внимание в работе организации уделено вопросам социально-трудовых отношений, организации трехстороннего сотрудничества, которая рассматривается как способ, помогающий найти наиболее приемлемые решения социально-экономических проблем. МОТ твердо верит, что демократизация глубоко укоренится в странах, избравших трехстороннее представительство (трипартизм)методом формирования социальных отношений и решения социально-трудовых проблем.
При этом под трехсторонним представительством понимается любая система трудовых отношений, когда правительства, предприниматели и трудящиеся выступают в качестве независимых сторон, каждая из которых выполняет свои особые функции. Это является не чем иным, как применением к социальным отношениям принципов политической демократии: свободы, плюрализма, участия заинтересованных сторон в принятии касающихся их решений.
Ряд комитетов, создаваемых на Конференции, являются постоянными. К ним относятся следующие:
Распорядительный комитет, регулирующий программу и время работы Конференции и комитетов, разрабатывающий и рассматривающий предложения по созданию новых комитетов.
Комитет по проверке полномочий, осуществляющий проверку полномочий делегатов и их советников, а также рассмотрение жалоб в связи с полномочиями. После проверки полномочий публикуется список всех делегатов и участников Конференции.
Комитет по резолюциям существовал до 1995 г. Вне повестки дня он рассматривал и вырабатывал окончательные тексты резолюций, выносимых на утверждение Конференции. Проектов резолюций представлялось обычно довольно много. Поэтому работа комитета начиналось с определения приоритета проектов резолюций, который устанавливался путем голосования. Проекты резолюций нередко носили ярко выраженный политический характер, и их обсуждение вызывало острые дискуссии. С 1995 г. решено комитет по резолюциям не учреждать.
Финансовый комитет правительственных представителей, рассматривающий вопросы уплаты правительствами членских взносов, выплаты задолженностей, бюджетные сметы, предложения по распределению расходов по программам и регионам. В него входят по одному правительственному делегату от каждого представленного на Конференции члена Организации.
Комитет по применению конвенций и рекомендаций рассматривает сведения и доклады о выполнении ратифицированных конвенций, представляемых правительствами стран – членов МОТ, заслушивает правительственных представителей некоторых стран по этим вопросам и представляет Конференции доклад. Большую подготовительную работу для этого комитета Конференции проводит Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета.
На каждой конференции работают один или несколько комитетов, разрабатывающих новые конвенции и рекомендации.
Все комитеты трехсторонние, кроме финансового.
Отраслевые комитеты. Отраслевые комитеты созданы вне рамок Конфе-ренции для обсуждения на международном уровне социально-трудовых проблем, характерных для отдельных Отраслей народного хозяйства. Отрасле-вые комитеты охватывают наиболее важные отрасли, такие как химическая, угольная, строительная, пищевая, сфера обслуживания, внутренний транспорт, металлургическая, нефтяная, металлообрабатывающая, текстильная, лесообрабатывающая промышленность, а также плантации. Комитеты являются постоянными органами, но собираются на заседания нерегулярно – один раз в несколько лет. По типу отраслевых комитетов функционируют Консультативный комитет по вопросам труда служащих и работников умственного труда и Консультативный комитет по развитию сельских районов.
Кроме того, время от времени созываются трехсторонние технические совещания для других отраслей.
Региональные конференции. Региональные конференции созываются для поддержания постоянных связей МОТ с различными районами мира и изучения происходящих там социально-экономических перемен.
Конференции созываются периодически по мере необходимости и возможностей. На них рассматриваются вопросы, представляющие особый интерес для данного региона.
В Азии, Америке, Африке в промежутках между Конференциями созываются совещания региональных консультативных комитетов с примерно такими же задачами.
Комитеты, как и конференции, имеют трехстороннее представительство и содействуют преемственности и осуществлению усилий МОТ в регионах.
Административный совет. Административный совет является исполнительным органом МОТ. Он управляет работой МОТ в период между конференциями, проводит в жизнь ее решения, заблаговременно определяет повестку дня Конференции и других совещаний, координирует деятельность Международного бюро труда (МВТ), а также различных комитетов, создаваемых при Административном совете. Административный совет избирает Генерального директора МВТ и контролирует его работу, рассматривает проект бюджета, представленный МВТ, а также финансовые сметы, которые затем выносятся на одобрение сессии Конференции.
Административный совет собирается три раза в год и на каждой его сессии обсуждается по двадцать и более вопросов. Следует отметить, что члены Административного совета от правительств высказываются в нем только от имени своих стран. Члены же совета от трудящихся и предпринимателей предварительно обсуждают вопросы повестки дня на заседании своих групп и на Административном совете выступают уже с коллективным мнением.
Административный совет располагает довольно широким и действенным контрольным механизмом. Прежде всего, он включает комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций, о котором говорилось выше. Он состоит в последнее время из 12-ти независимых видных специалистов в правовой или социальной области и готовит обстоятельный и обоснованный доклад для трехстороннего Комитета МКТ, который активно работает на каждой ежегодной Конференции.
Международное бюро труда (МВТ). МВТ, штаб-квартира которого находится в Женеве, является постоянным секретариатом МОТ, ее административным и исполнительным органом, исследовательским и информационным центром.
МВТ выполняет роль мирового исследовательского и социально-информационного центра по социально-трудовым проблемам. Оно осуществляет сбор и распространение информации по всем вопросам, относящимся к международному регулированию условий труда и положению трудящихся. Бюро изучает вопросы, которые предполагается поставить на рассмотрение Конференции, в том числе с целью принятия международных конвенций и рекомендаций, а также проводит различные специальные обследования, предусмотренные двухгодичными программами. По поручению Административного совета бюро готовит документацию по вопросам повестки дня Конференции и Административного совета, оказывает помощь правительствам по их просьбе и по мере своих возможностей в выработке проектов национальных законодательных актов; наблюдает за соблюдением принятых и ратифицированных конвенций; издает различного рода книги по социально-трудовым вопросам, представляющим международный интерес.
Бюро занимается также набором экспертов, направляемых главным образом в развивающиеся страны для осуществления проектов помощи им МОТ. МВТ имеет два института – Международный институт по исследованию трудовых вопросов в Женеве и Международный центр по повышению профессиональной и технической квалификации в Турине, а также большую хорошо организованную библиотеку.
Международная организация труда имеет огромный опыт в регулировании социально-трудовых отношений на основе различных методов, что обеспечило ей международный авторитет и признание. Среди всего многообразия приемов и методов регулирования социально-трудовых отношений можно выделить три основных:
1. Разработка и принятие международных трудовых норм; Конвенциии рекомендации и контроль за их исполнением.
2. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем(в МОТ это называют техническим сотрудничеством).
3. Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.
Источник: studopedia.ru