Что такое особо сложный объект строительства
Правомерно ли для зданий и сооружений особо опасного объекта назначать класс КС-2 и нормальный уровень ответственности в соответствии с приложением А ГОСТ 27751-2014?
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 384-ФЗ к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
В соответствии со ст. 48.1 ГК РФ ч. 1, п. 11, а) объект химического производства относится к особо опасным объектам.
Таким образом, в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 384-ФЗ п. 6 при проектировании устанавливается необходимость учета аварийной расчетной ситуации.
Но в соответствии с ГОСТ 27751-2014 прил. А прим. 2 для отдельных зданий и сооружений опасных производственных объектов допускается устанавливать класс КС-2 в том случае, если:
- на них не предусматривается постоянных рабочих мест и
- они не относятся к классу КС-3 по другим критериям.
Если эти условия выполняются, тогда всем зданиям и сооружениям особо опасного объекта допускается назначить класс сооружения КС-2 и, соответственно, нормальный уровень ответственности.
Кто строит города? Спасёт ли каска от кирпича? Вопросы архитектору и строителю. Star Works #20
В этом случае, в соответствии с Федеральным законом № 384-ФЗ, на эти здания и сооружения требование об учете аварийной расчетной ситуации распространяться не будет.
Правомерно ли рассматривать ГОСТ как дополняющий и разъясняющий документ для вышестоящих по иерархии таких документов, как Градостроительный кодекс и Федеральный закон?
И правомерно ли использовать прямую связь класса сооружения и уровня ответственности в соответствии с ГОСТ при ситуации, когда такого понятия как класс сооружения ни в Градостроительном кодексе, ни в Федеральном законе не существует?
В ГрК № 190-ФЗ в ст. 48.1 указано:
«1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:…
- 11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
- опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; …».
В ст. 4 ТР № 384-ФЗ:
- «8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам».
А в ст. 16 ТР № 384-ФЗ указано следующее:
- «7. Расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, принятое значение которого не должно быть ниже:
- 1,1 — в отношении здания и сооружения повышенного уровня ответственности;
- 1,0 — в отношении здания и сооружения нормального уровня ответственности;
- 0,8 — в отношении здания и сооружения пониженного уровня ответственности».
Аналогичное соответствие коэффициента надежности с уровнем ответственности приведено в табл. 2 ГОСТ 27751-2014. При этом в таблице устанавливаются соответствующие классы сооружений (К-1, К-2, К-3).
Гребенщиков собирает деньги на помощь ВСУ, Рынска угрожает МФЦ, а Ахеджакова Роскомнадзору
В Приложении А ГОСТ 27751 к классу К-3 отнесены «здания и сооружения особо опасных и технически сложных объектов», а в указанном вами примечании речь просто об «опасных производственных объектах».
Но в соответствии со ст. 48.1 ГрК к особо опасным относятся только ОПО I и II классов опасности (см. Приложение к Федеральному закону № 116-ФЗ). Т. е. ОПО, не относящиеся к этим классам, могут относиться к классу К-2.
Т. о., и по ГрК с ТР № 384, и по ГОСТ 27751 ОПО могут относиться к классу К-2, в т. ч. и объекты химической промышленности, не относящиеся к ОПО I и II классов опасности.
При этом в любом случае следует учитывать высшую юридическую силу Федерального закона, к которым относятся и ГрК, и ТР 384, т. е. их требования следует выполнять.
ИсточникОсобо опасные и технически сложные объекты
«. 1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 314-ФЗ)
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
10) утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
б) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 324-ФЗ;
в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;. «
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 12.11.2012)
ИсточникСтатья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
Комментарий к статье 48.1
1. Комментируемая статья внесена Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Часть 1 содержит перечень объектов, которые являются опасными и технически сложными.
Объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ).
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в федеральной собственности находятся:
все ядерные материалы;
радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы;
имеющие оборонное назначение ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения.
Не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности, если иное не установлено законом.
Не имеющие оборонного назначения радиационные источники, радиоактивные вещества и не содержащие ядерных материалов радиоактивные отходы могут находиться как в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, так и в муниципальной собственности, собственности юридических лиц. Право собственности на указанные объекты приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральные органы исполнительной власти проводят государственную экспертизу проектной документации объектов использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Гидротехнические сооружения первого и второго классов.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи.
В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»:
линейно-кабельные сооружения связи — сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи;
сооружения связи — объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.
Линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более.
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объекты электросетевого хозяйства — это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Объекты космической инфраструктуры.
В соответствии с Законом РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) космическая инфраструктура Российской Федерации включает в себя:
стартовые комплексы и пусковые установки;
центры и пункты управления полетами космических объектов;
пункты приема, хранения и обработки информации;
базы хранения космической техники;
районы падения отделяющихся частей космических объектов;
полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы;
объекты экспериментальной базы для отработки космической техники;
центры и оборудование для подготовки космонавтов;
другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности.
Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры.
Правительство Москвы Постановлением от 26 июля 2005 г. N 546-ПП утвердило Положение о Реестре объектов авиационной инфраструктуры города Москвы. В соответствии с ним включению в состав объектов учета Реестра подлежат находящиеся в пределах городской черты или принадлежащие городским организациям и находящиеся на прилегающей к городу территории объекты в соответствии с правилами землепользования, оформленными установленным порядком:
площадки, используемые специальными вертолетами для проведения авиационных работ и аварийных посадок;
площадки подъема и спуска привязных аэростатов и воздушных шаров;
здания и сооружения высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома (вертодрома, вертолетной площадки) в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома, подлежащие маркировке в соответствии с установленными правилами.
Под объектами учета, подлежащими включению в Реестр, понимаются:
аэродром — участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
вертодром — определенный участок поверхности, в том числе на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по этой поверхности;
вертолетная площадка — специально оборудованный участок поверхности (включая на судах, приподнятых поверхностях, крышах зданий и сооружений) для обеспечения взлета и посадки вертолетов, удовлетворяющий требованиям федеральных авиационных правил и руководств по летной эксплуатации соответствующих типов вертолетов;
площадки, используемые специальными вертолетами для проведения авиационных работ и аварийных посадок, — участки поверхности, в том числе расположенные на крышах зданий, которые могут быть использованы для посадки и взлета вертолетов и парковки транспортно-спасательных кабин (ТСК) при проведении аварийно-спасательных работ (в т.ч. пожаротушения) и других специальных авиаработ, а также в качестве площадок, подобранных с воздуха при выполнении полетов над городом;
площадки подъема и спуска привязных аэростатов и воздушных шаров — площадки, используемые для подъема и спуска привязных аэростатов и воздушных шаров, подлежащие маркировке и техническому оборудованию в соответствии с установленными правилами;
здания и сооружения, подлежащие маркировке, — все виды строений, которые в соответствии с федеральными авиационными правилами должны быть оборудованы маркировочными знаками и устройствами.
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ред. от 4 декабря 2006 г.) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с распоряжением мэра Москвы от 28 октября 1994 г. N 533-РМ «Об упорядочении и приведении в соответствие с законодательством действующих городских нормативных актов, касающихся Правил пользования Московским метрополитеном» метрополитен — один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого представляют собой памятники истории, культуры, архитектуры и охраняются государством.
Метрополитен — транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью. К территории метрополитена относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционных шахт, вагоны поездов.
Порядок работы и ответственность должностных лиц метрополитена за обеспечение безопасности перевозок и культуры обслуживания пассажиров определяются действующим законодательством и нормативными документами.
Морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (ред. от 4 декабря 2006 г.) под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
Под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности — комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Под морским специализированным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (древесины, нефти и других).
Автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1991 г. N 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (ред. от 11 апреля 2006 г.) автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются на:
а) автомобильные дороги общего пользования, в том числе:
относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);
относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);
относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности:
поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений);
муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов);
городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);
относящиеся к частной и иным формам собственности;
б) автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд).
Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:
соединяющие столицу Российской Федерации со столицами сопредельных государств, административными центрами субъектов Российской Федерации;
включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения также могут быть автомобильные дороги:
соединяющие между собой административные центры субъектов Российской Федерации;
являющиеся подъездами от автомобильных дорог общего пользования федерального значения к крупнейшим транспортным узлам, имеющим международное значение (морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным узлам), а также к специальным объектам федерального значения;
являющиеся подъездами от административных центров субъектов Российской Федерации, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с г. Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям.
Опасные производственные объекты.
В приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» приведены опасные производственные объекты.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Фуникулером считается подъемник, предназначенный для подъема и спуска людей (груза) в вагонах по наклонному рельсовому пути при помощи тягового каната и канатоведущего электрического приводного механизма (привода), установленного вне вагонов;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
В приложении N 2 к указанному Федеральному закону приведены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.
2. Часть 2 комментируемой статьи содержит характеристики объектов капитального строительства, при наличии которых объект признается уникальным.
Источник