Что такое сдача в эксплуатацию законченного строительством объекта
Зачем строителям нужен новый свод правил
Министерство строительства и ЖКХ продолжает разработку свода правил (СП), направленных на регулирование различных этапов строительного процесса. Мы уже знакомили наших читателей с проектом СП по организации строительства. Теперь подготовлен новый документ — СП 68.13330.2016 «Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов».
Краткая история вопроса
На протяжении практически всего советского периода процедура сдачи построенных объектов постоянно совершенствовалась и менялась. За это время был принят целый ряд соответствующих нормативных актов. Окончательный вариант такой процедуры был утвержден в 1987 году, когда появился СНиП 3.01.04.87.
В основе идеологии этого документа лежала идея создания заказчиком строительства предварительной рабочей комиссии. Ее задача заключалась в подготовке всего пакета документации для предоставления госкомиссии.
Особый акцент делался на том, способен ли заказчик в дальнейшим эксплуатировать построенный объект. При этом действовал принцип разделения ответственности: заказчик отвечал за дальнейшее функционирование предприятия, строители — за качество строительно-монтажных и других работ, проектная организация — за качество проекта.
Поэтому еще на стадии организации рабочей комиссии происходило тестирование работы оборудования, всех других производственных и эксплуатационных систем объекта.
В задачу госкомиссии, которая нередко возглавлялась начальником профильного департамента, а в случае особо важных объектов — чиновником рангом повыше, вплоть до замминистра, входило подробное изучение всех предоставленных рабочей комиссией документов, проверка выявленных недоделок с целью их устранения, а также соответствия выполненных строительно-монтажных работ проекту.
Важный момент: полномочия госкомиссии заканчивались сразу же после подписания ею акта о приемке объекта.
По мнению разработчика СП д.т.н. Павла Олейника, в советский период такая система была вполне разумной и в целом позволяла качественно принимать построенные объекты. Для промышленных предприятий действовала практика проверки оборудования, для жилья проверялось наличие рядом социальной инфраструктуры.
Подобный порядок был эффективен в условиях существования одного вида собственности — государственной, когда государство, будучи хозяином, выступало и в качестве основного источника финансирования.
После начала рыночных реформ положение стало кардинально меняться. Появилась частная собственность, разные источники финансирования строительства. И хотя сам СНиП не был официально отменен, практика делала его все менее жизнеспособным, многие положения документа отмирали естественным образом.
Появился Градостроительный кодекс РФ, который регулировал эти вопросы. Однако, по словам Павла Олейника, в стране так и не сложилась единая процедура приемки построенных объектов. В каждом регионе имеются свои особенности, что затрудняет работу застройщиков. Они далеко не всегда точно представляют, какие действия должны выполнять в данном случае. В ГК прописаны все необходимые этапы, однако нигде не упоминается о необходимости коллегиальной приемки.
Раньше, если что-то случалось с объектом, комиссия несла за это ответственность. Теперь же ответственность переложена на строительную компанию, которая отвечает за безопасность сооружения. Причем, в отличие от советского периода, сегодня застройщик также отвечает и за деятельность субподрядчиков. При этом он может создавать приемную комиссию, но ни в одном законе по-прежнему не упоминается о коллегиальной ответственности.
Для всех и для каждого
При разработке нового СП стояла задача создать документ, который можно использовать независимо от форм собственности. Сфера его применения — сдача любых производственных и непроизводственных объектов. Ко всем ним должны применяться единые требования.
По словам разработчика, основные положения СП пришлось писать буквально с чистого листа — настолько все изменилось на стройке с момента ввода в действие прежнего советского СНиПа.
Итак, теперь официально вводится два этапа сдачи объекта. Подрядчик извещает заказчика об окончании строительных работ, прикладывает всю необходимую документацию, после чего заказчик принимает строение. На этом первый этап завершается.
На втором этапе заказчик извещает Госстройнадзор о том, что он закончил строительство, и передает ему всю документацию для проверки. В том числе акты об устранении недоделок, сертификаты качества на стройматериалы, результаты испытаний различных систем обеспечения сооружения.
Кроме того, на данном этапе подписывается акт обоснования для обращения в надзорный орган о выдаче заключения о приемке объекта. Если проверка Госстройнадзора не выявляет причин для отказа в приемке сооружения, то полученный акт о приемке является основанием для обращения в исполнительный орган власти за разрешением на ввод сооружения в окончательную эксплуатацию и постановки его на государственный учет.
Для промпредприятий главным критерием является возможность после завершения строительства выпускать здесь продукцию, для жилых домов — безопасность их эксплуатации.
По словам Павла Олейника, этот свод правил — первый документ такого масштаба. Поэтому его нельзя назвать окончательно завершенным. И после того как он вступит в действие, через какое-то время к нему следует вернуться для внесения актуальных изменений. Но этот свод правил по-настоящему необходим, неслучайно многие застройщики выступают за его скорейшее внедрение в практику.
Придется еще поработать
Как считает вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус, новый СП должен войти в перечень обязательных документов для исполнения. Иначе он превратится во что-то вроде энциклопедии по приемке зданий.
— В данном случае важно то, что новый СП внедряет единые принципы приемки объектов независимо от их вида и форм собственности, — уверен известный проектировщик. — Сегодня едва ли не в каждом регионе есть свои особенности для этой процедуры, а когда будет утвержден общий стандарт, это облегчит жизнь строителям, — резюмирует он.
А по мнению профессора Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Светланы Бачуриной, новый СП не до конца вписывается в современную модель инвестиционного строительства, не полностью коррелирует с принятыми в последнее время федеральными законами в этой сфере.
Руководитель научно-исследовательского центра «Строительная экспертиза» Дмитрий Топчий считает, что единые правила приемки построенных объектов — это безусловное благо, но только в том случае, если они не помешают переходу всего процесса на электронный документооборот.
Помимо этого, по словам ряда экспертов, в новом СП недостает важных разделов. Так, в нем отсутствует научно-техническое сопровождение строительства, которое должно осуществляться при приемке сооружений. Другой недостаток — не уделяется внимания геотектоническому мониторингу, особенно при приемке высотных зданий. Кроме того, в своде правил не прописаны особенности приемки уникальных объектов, не упоминается и актуальная тема экологической безопасности.
При этом все эксперты практически единодушны в одном: такой документ жизненно необходим нашему стройкомплексу. Однако он требует доработки, от качества которой в немалой степени будет зависеть его практическая полезность.
Владимир ГУРВИЧ
Фото: halkidikiproperties.ru, novostroy.ru, sfnovostroy.ru
ОТ РЕДАКЦИИ
До сих пор непонятно, будет ли новый свод правил носить обязательный для всех строителей характер или все-таки рекомендательный. На наш взгляд, если СП станет лишь рекомендательным документом, то вся эта игра не стоит свеч: все равно строители будут строить так, как каждому из них Бог на душу положит.
Между тем отсутствие обязательных правил по приемке законченных объектов, как показывает международный опыт, грозит печальными последствиями. Один только пример. В 2009 году в Латвии решили провести инвентаризацию объектов, построенных после распада СССР. Как мы сообщали выше, в Советском Союзе существовал СНиП по приемке объектов, и вот, обретя независимость, гордые прибалты решили пойти по западному пути и отдать все на откуп застройщику.
В результате инвентаризации выяснилось, что каждый второй объект, построенный в Латвии за постсоветский период, выполнен с нарушениями тех или иных стандартов. Потому что новые правила, как говорится, не легли на старое советское мышление. И сейчас латвийские власти ломают голову над тем, что бы такое предпринять, чтобы устранить этот дисбаланс.
Интересно, а как у нас: какой процент строительных объектов, построенных в постсоветский период в России, не прошел бы такую проверку?
Источник§ 4. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов
Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством новых или реконструируемых объектов (предприятий, зданий, сооружений) установлен главным СНиП “Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов”[30] и Градостроительным кодексом РФ (ст.
Приемка законченных строительством объектов производственного назначения выполняется в два этапа:
1) предварительная приемка, осуществляемая рабочей комиссией;
2) окончательная приемка, осуществляемая государственной приемочной комиссией.
Рабочая комиссия назначается застройщиком (заказчиком) по согласованию с генеральным подрядчиком. В состав рабочей комиссии включаются представители: застройщика (заказчика), генерального подрядчика, субподрядной организации, проектной организации (авторский надзор), эксплуатационной организации заказчика, органов государственного строительного и пожарного надзора и при необходимости — представителей других заинтересованных организаций.
Рабочая комиссия создается не позднее чем в пятидневный срок после получения письменного извещения генерального подрядчика о готовности объекта к приемке.
Генеральный подрядчик представляет рабочей комиссии следующую документацию:
а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;
б) комплекс рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительномонтажных работ;
г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);
д) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);
е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взры- вобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;
и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмически опасных районах;
к) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
Рабочая комиссия обязана знакомиться с предъявленной документацией. Перечисленная документация после окончания работы рабочей комиссии должна быть передана заказчику (застройщику).
Рабочая комиссия до предъявления объекта Государственной комиссии обязана:
♦ проверить соответствие выполненных строительно-монтажных работ проекту, выполнение мероприятий по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмических мероприятий, проектно-сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ с проведением в необходимых случаях контрольных испытаний конструкций;
♦ произвести приемку оборудования после индивидуальных испытаний для передачи его для комплексного опробования по акту, составленному по форме;
♦ произвести приемку оборудования после комплексного опробования по акту, составленному по форме, приведенной в приложении СНиП;
♦ проверить отдельные конструкции, узлы зданий и сооружений и принять здания и сооружения для предъявления Государственной приемочной комиссии;
♦ проверить готовность в эксплуатацию объектов производственного назначения к началу выпуска продукции или оказанию услуг, предусмотренных проектом, обеспечение технологической документацией на производство продукции, энергоресурсами, сырьем, полуфабрикатами и комплектующими изделиями и возможность реализации продукции.
По результатам проверок рабочая комиссия должна составить акт о готовности зданий, сооружений, законченных строительством, по форме, приведенной в приложении СНиП.
Здания, сооружения и помещения принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по акту, составленному по форме, приведенной в приложении СниП.
В процессе приемки все замеченные дефекты и недоделки, подлежащие устранению, заносятся в дефектную ведомость, и для их ликвидации устанавливается определенный срок.
Государственная приемочная комиссия начинает свою работу после письменного сообщения генерального подрядчика о готовности объекта к сдаче в эксплуатацию.
Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, а также экспериментальных объектов независимо от их сметной стоимости производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке установленном:
♦ министерствами РФ — по объектам, входящим в их систему, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись этим министерствам;
♦ правительствами субъектов РФ — по объектам республиканских и областных ведомств, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись субъектам РФ.
Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, построенных на средства кооперативных и иных общественных организаций, — государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом центральными органами кооперативных и других общественных организаций.
В состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, администрации района (города), генерального проектировщика, органов государственного санитарного и пожарного надзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росгидромета, органов по регулированию использования и охране вод, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или эксплуатационной организации и финансирующего банка.
Заказчик представляет государственным приемочным комиссиям документацию:
♦ справку об устранении недоделок, выявленных рабочими комиссиями;
♦ утвержденную проектно-сметную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию;
♦ перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию;
♦ документы об отводе земельных участков, а также разрешение соответствующих органов исполнительной власти на производство строительно-монтажных работ;
♦ документ на специальное водопользование;
♦ документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;
♦ документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализах грунтовых вод;
♦ паспорта на оборудование и механизмы;
♦ акты о приемке зданий и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями;
♦ акты о приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений;
♦ справку об обеспечении принимаемого объекта санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;
♦ справку об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.;
♦ справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;
♦ справку о соответствии вводимых в действие мощностей (для начального периода освоения проектных мощностей) мощностям, предусмотренным проектом;
♦ справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и подрядчиком;
♦ сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в целом к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.
Документацию, перечисленную выше, после приемки объекта в эксплуатацию следует хранить у заказчика (застройщика): при наличии единого заказчика (застройщика) — у соответствующих эксплуатационных организаций.
Государственные приемочные комиссии обязаны:
1) проверить устранение недоделок, выявленных рабочими комиссиями, и готовность объекта к приемке в эксплуатацию;
2) дать оценку прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений и объекту в целом;
3) проверить соответствие вводимой в действие мощности и фактической стоимости (для заказчика) объекта производственного назначения мощности и сметной стоимости строительства объекта, предусмотренного утвержденным проектом, а в случае отклонений проанализировать причины их возникновения. .
Государственные приемочные комиссии в необходимых случаях назначают контрольные опробования, испытания и проверки.
Государственная приемочная комиссия при выявлении непригодности объекта к эксплуатации представляет мотивированное заключение об этом в орган, назначивший комиссию, и копии направляет заказчику (застройщику) и генеральному подрядчику.
Полномочия Государственной приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта о приемке объекта в эксплуатацию.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленными по форме, приведенной в приложении СНиП. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписываются председателем и всеми членами комиссии. При наличии у отдельных членов комиссии возражений их необходимо рассматривать до утверждения акта о приемке. Акты о приемке в эксплуатацию объектов утверждаются решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссию.
Председатель Государственной приемочной комиссии должен представить в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию:
1) акт о приемке объекта в эксплуатацию;
2) краткую докладную записку к акту о приемке, содержащую выводы комиссии о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации;
3) предложения о дальнейшем использовании опыта проектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта, а также о мерах по обеспечению освоения проектной мощности предприятия (его очереди, пускового комплекса);
4) предложения (в необходимых случаях) об улучшении качества применяемого оборудования, о повышении рентабельности предприятий и долговечности зданий и сооружений;
5) проект решения органа, назначившего Государственную приемочную комиссию, об утверждении акта о приемке объекта в эксплуатацию.
Акт о приемке в эксплуатацию объекта и докладную записку к нему необходимо составлять и представлять в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию, передать заказчику (застройщику) и генеральному подрядчику.
Рассмотрение актов о приемке в эксплуатацию объектов, принятие решений по результатам рассмотрения возражений отдельных членов комиссии и утверждение актов органами, назначившими эти комиссии, следует производить: по объектам производственного назначения — в срок не более месяца, а по объектам жилищно-гражданского назначения — в срок не более 7 дней после подписания актов.
Объекты, по которым указанные сроки истекли, считаются неприятными и по ним назначаются государственные приемочные комиссии повторно.
Запрещается приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и ухудшающими санитарно-гигиеническими условиями и безопасности труда работающих, с отступлением от утвержденного проекта или состава пускового комплекса, а также без опробования, испытания и проверки работы всего установленного оборудования и механизмов.
1. Какие виды контроля за качеством строительства используются в РФ?
2. В чем суть авторского надзора за качеством строительства?
3. Как оценивается качество строительных работ?
4. Каков порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов?
Источник