Что такое сдача в эксплуатацию законченного строительством объекта

Что такое сдача в эксплуатацию законченного строительством объекта

Зачем строителям нужен новый свод правил

Министерство строительства и ЖКХ продолжает разработку свода правил (СП), направленных на регулирование различных этапов строительного процесса. Мы уже знакомили наших читателей с проектом СП по организации строительства. Теперь подготовлен новый документ — СП 68.13330.2016 «Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов».

Краткая история вопроса

На протяжении практически всего советского периода процедура сдачи построенных объектов постоянно совершенствовалась и менялась. За это время был принят целый ряд соответствующих нормативных актов. Окончательный вариант такой процедуры был утвержден в 1987 году, когда появился СНиП 3.01.04.87.

В основе идеологии этого документа лежала идея создания заказчиком строительства предварительной рабочей комиссии. Ее задача заключалась в подготовке всего пакета документации для предоставления госкомиссии.

Особый акцент делался на том, способен ли заказчик в дальнейшим эксплуатировать построенный объект. При этом действовал принцип разделения ответственности: заказчик отвечал за дальнейшее функционирование предприятия, строители — за качество строительно-монтажных и других работ, проектная организация — за качество проекта.

Поэтому еще на стадии организации рабочей комиссии происходило тестирование работы оборудования, всех других производственных и эксплуатационных систем объекта.

В задачу госкомиссии, которая нередко возглавлялась начальником профильного департамента, а в случае особо важных объектов — чиновником рангом повыше, вплоть до замминистра, входило подробное изучение всех предоставленных рабочей комиссией документов, проверка выявленных недоделок с целью их устранения, а также соответствия выполненных строительно-монтажных работ проекту.

Важный момент: полномочия госкомиссии заканчивались сразу же после подписания ею акта о приемке объекта.

По мнению разработчика СП д.т.н. Павла Олейника, в советский период такая система была вполне разумной и в целом позволяла качественно принимать построенные объекты. Для промышленных предприятий действовала практика проверки оборудования, для жилья проверялось наличие рядом социальной инфраструктуры.

Подобный порядок был эффективен в условиях существования одного вида собственности — государственной, когда государство, будучи хозяином, выступало и в качестве основного источника финансирования.

После начала рыночных реформ положение стало кардинально меняться. Появилась частная собственность, разные источники финансирования строительства. И хотя сам СНиП не был официально отменен, практика делала его все менее жизнеспособным, многие положения документа отмирали естественным образом.

Появился Градостроительный кодекс РФ, который регулировал эти вопросы. Однако, по словам Павла Олейника, в стране так и не сложилась единая процедура приемки построенных объектов. В каждом регионе имеются свои особенности, что затрудняет работу застройщиков. Они далеко не всегда точно представляют, какие действия должны выполнять в данном случае. В ГК прописаны все необходимые этапы, однако нигде не упоминается о необходимости коллегиальной приемки.

Раньше, если что-то случалось с объектом, комиссия несла за это ответственность. Теперь же ответственность переложена на строительную компанию, которая отвечает за безопасность сооружения. Причем, в отличие от советского периода, сегодня застройщик также отвечает и за деятельность субподрядчиков. При этом он может создавать приемную комиссию, но ни в одном законе по-прежнему не упоминается о коллегиальной ответственности.

Для всех и для каждого

При разработке нового СП стояла задача создать документ, который можно использовать независимо от форм собственности. Сфера его применения — сдача любых производственных и непроизводственных объектов. Ко всем ним должны применяться единые требования.

По словам разработчика, основные положения СП пришлось писать буквально с чистого листа — настолько все изменилось на стройке с момента ввода в действие прежнего советского СНиПа.

Итак, теперь официально вводится два этапа сдачи объекта. Подрядчик извещает заказчика об окончании строительных работ, прикладывает всю необходимую документацию, после чего заказчик принимает строение. На этом первый этап завершается.

На втором этапе заказчик извещает Госстройнадзор о том, что он закончил строительство, и передает ему всю документацию для проверки. В том числе акты об устранении недоделок, сертификаты качества на стройматериалы, результаты испытаний различных систем обеспечения сооружения.

Кроме того, на данном этапе подписывается акт обоснования для обращения в надзорный орган о выдаче заключения о приемке объекта. Если проверка Госстройнадзора не выявляет причин для отказа в приемке сооружения, то полученный акт о приемке является основанием для обращения в исполнительный орган власти за разрешением на ввод сооружения в окончательную эксплуатацию и постановки его на государственный учет.

Читайте также:  Документы для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства

Для промпредприятий главным критерием является возможность после завершения строительства выпускать здесь продукцию, для жилых домов — безопасность их эксплуатации.

По словам Павла Олейника, этот свод правил — первый документ такого масштаба. Поэтому его нельзя назвать окончательно завершенным. И после того как он вступит в действие, через какое-то время к нему следует вернуться для внесения актуальных изменений. Но этот свод правил по-настоящему необходим, неслучайно многие застройщики выступают за его скорейшее внедрение в практику.

Придется еще поработать

Как считает вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус, новый СП должен войти в перечень обязательных документов для исполнения. Иначе он превратится во что-то вроде энциклопедии по приемке зданий.

— В данном случае важно то, что новый СП внедряет единые принципы приемки объектов независимо от их вида и форм собственности, — уверен известный проектировщик. — Сегодня едва ли не в каждом регионе есть свои особенности для этой процедуры, а когда будет утвержден общий стандарт, это облегчит жизнь строителям, — резюмирует он.

А по мнению профессора Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Светланы Бачуриной, новый СП не до конца вписывается в современную модель инвестиционного строительства, не полностью коррелирует с принятыми в последнее время федеральными законами в этой сфере.

Руководитель научно-исследовательского центра «Строительная экспертиза» Дмитрий Топчий считает, что единые правила приемки построенных объектов — это безусловное благо, но только в том случае, если они не помешают переходу всего процесса на электронный документооборот.

Помимо этого, по словам ряда экспертов, в новом СП недостает важных разделов. Так, в нем отсутствует научно-техническое сопровождение строительства, которое должно осуществляться при приемке сооружений. Другой недостаток — не уделяется внимания геотектоническому мониторингу, особенно при приемке высотных зданий. Кроме того, в своде правил не прописаны особенности приемки уникальных объектов, не упоминается и актуальная тема экологической безопасности.

При этом все эксперты практически единодушны в одном: такой документ жизненно необходим нашему стройкомплексу. Однако он требует доработки, от качества которой в немалой степени будет зависеть его практическая полезность.

Владимир ГУРВИЧ

Фото: halkidikiproperties.ru, novostroy.ru, sfnovostroy.ru

ОТ РЕДАКЦИИ

До сих пор непонятно, будет ли новый свод правил носить обязательный для всех строителей характер или все-таки рекомендательный. На наш взгляд, если СП станет лишь рекомендательным документом, то вся эта игра не стоит свеч: все равно строители будут строить так, как каждому из них Бог на душу положит.

Между тем отсутствие обязательных правил по приемке законченных объектов, как показывает международный опыт, грозит печальными последствиями. Один только пример. В 2009 году в Латвии решили провести инвентаризацию объектов, построенных после распада СССР. Как мы сообщали выше, в Советском Союзе существовал СНиП по приемке объектов, и вот, обретя независимость, гордые прибалты решили пойти по западному пути и отдать все на откуп застройщику.

В результате инвентаризации выяснилось, что каждый второй объект, построенный в Латвии за постсоветский период, выполнен с нарушениями тех или иных стандартов. Потому что новые правила, как говорится, не легли на старое советское мышление. И сейчас латвийские власти ломают голову над тем, что бы такое предпринять, чтобы устранить этот дисбаланс.

Интересно, а как у нас: какой процент строительных объектов, построенных в постсоветский период в России, не прошел бы такую проверку?

Источник

§ 4. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов

Порядок приемки в эксплуатацию законченных строи­тельством новых или реконструируемых объектов (предпри­ятий, зданий, сооружений) установлен главным СНиП “При­емка в эксплуатацию законченных строительством объектов”[30] и Градостроительным кодексом РФ (ст.

Приемка законченных строительством объектов произ­водственного назначения выполняется в два этапа:

1) предварительная приемка, осуществляемая рабочей комиссией;

2) окончательная приемка, осуществляемая государствен­ной приемочной комиссией.

Рабочая комиссия назначается застройщиком (заказчиком) по согласованию с генеральным подрядчиком. В состав рабо­чей комиссии включаются представители: застройщика (за­казчика), генерального подрядчика, субподрядной организа­ции, проектной организации (авторский надзор), эксплуата­ционной организации заказчика, органов государственного строительного и пожарного надзора и при необходимости — представителей других заинтересованных организаций.

Рабочая комиссия создается не позднее чем в пятиднев­ный срок после получения письменного извещения генераль­ного подрядчика о готовности объекта к приемке.

Генеральный подрядчик представляет рабочей комиссии следующую документацию:

а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполнен­ных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;

Читайте также:  Продолжительность строительства объекта должна быть не больше нормативной

б) комплекс рабочих чертежей на строительство предъяв­ляемого к приемке объекта, разработанных проектными орга­низациями, с надписями о соответствии выполненных в на­туре работ этим чертежам или внесенным в них изменени­ям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;

в) сертификаты, технические паспорта или другие до­кументы, удостоверяющие качество материалов, конструк­ций и деталей, примененных при производстве строительно­монтажных работ;

г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструк­ций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, под­порных стен, несущих металлических и сборных железобе­тонных конструкций);

д) акты об индивидуальных испытаниях смонтированно­го оборудования; акты об испытаниях технологических тру­бопроводов, внутренних систем холодного и горячего водо­снабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вен­тиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теп­лоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через под­земную часть наружных стен зданий в соответствии с проек­том (рабочим проектом);

е) акты об испытаниях внутренних и наружных электро­установок и электросетей;

ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, ра­диофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;

з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взры- вобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;

и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсми­чески опасных районах;

к) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и прове­рок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.

Рабочая комиссия обязана знакомиться с предъявленной документацией. Перечисленная документация после оконча­ния работы рабочей комиссии должна быть передана заказ­чику (застройщику).

Рабочая комиссия до предъявления объекта Государ­ственной комиссии обязана:

♦ проверить соответствие выполненных строительно-мон­тажных работ проекту, выполнение мероприятий по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасно­сти, охране окружающей природной среды и антисейсми­ческих мероприятий, проектно-сметной документации, стан­дартам, строительным нормам и правилам производства ра­бот с проведением в необходимых случаях контрольных ис­пытаний конструкций;

♦ произвести приемку оборудования после индивидуаль­ных испытаний для передачи его для комплексного опробо­вания по акту, составленному по форме;

♦ произвести приемку оборудования после комплексно­го опробования по акту, составленному по форме, приве­денной в приложении СНиП;

♦ проверить отдельные конструкции, узлы зданий и со­оружений и принять здания и сооружения для предъявления Государственной приемочной комиссии;

♦ проверить готовность в эксплуатацию объектов произ­водственного назначения к началу выпуска продукции или оказанию услуг, предусмотренных проектом, обеспечение технологической документацией на производство продукции, энергоресурсами, сырьем, полуфабрикатами и комплектую­щими изделиями и возможность реализации продукции.

По результатам проверок рабочая комиссия должна со­ставить акт о готовности зданий, сооружений, законченных строительством, по форме, приведенной в приложении СНиП.

Здания, сооружения и помещения принимаются в эксп­луатацию рабочими комиссиями по акту, составленному по форме, приведенной в приложении СниП.

В процессе приемки все замеченные дефекты и недо­делки, подлежащие устранению, заносятся в дефектную ве­домость, и для их ликвидации устанавливается определен­ный срок.

Государственная приемочная комиссия начинает свою работу после письменного сообщения генерального подряд­чика о готовности объекта к сдаче в эксплуатацию.

Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, а также экспериментальных объектов незави­симо от их сметной стоимости производится государствен­ными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке установленном:

♦ министерствами РФ — по объектам, входящим в их систему, если капитальные вложения на строительство объек­тов выделялись этим министерствам;

♦ правительствами субъектов РФ — по объектам рес­публиканских и областных ведомств, если капитальные вло­жения на строительство объектов выделялись субъектам РФ.

Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, построенных на средства кооперативных и иных общественных организаций, — государственными приемоч­ными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливае­мом центральными органами кооперативных и других обще­ственных организаций.

В состав государственных приемочных комиссий при при­емке в эксплуатацию объектов производственного назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксп­луатационной организации, генерального подрядчика, адми­нистрации района (города), генерального проектировщика, органов государственного санитарного и пожарного надзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росгидромета, органов по регулированию использования и охране вод, технической ин­спекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или эксп­луатационной организации и финансирующего банка.

Заказчик представляет государственным приемочным комиссиям документацию:

♦ справку об устранении недоделок, выявленных рабо­чими комиссиями;

♦ утвержденную проектно-сметную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию;

♦ перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектиро­вании объекта, принимаемого в эксплуатацию;

♦ документы об отводе земельных участков, а также разрешение соответствующих органов исполнительной влас­ти на производство строительно-монтажных работ;

Читайте также:  Перечень работ безопасность объектов капитального строительства

♦ документ на специальное водопользование;

♦ документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;

♦ документы о геологии и гидрогеологии строительной пло­щадки, о результатах испытания грунта и анализах грунто­вых вод;

♦ паспорта на оборудование и механизмы;

♦ акты о приемке зданий и сооружений, смонтирован­ного оборудования, составленные рабочими комиссиями;

♦ акты о приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений;

♦ справку об обеспечении принимаемого объекта сани­тарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;

♦ справку об обеспеченности принимаемого объекта ма­териально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.;

♦ справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и го­рячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газо­снабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;

♦ справку о соответствии вводимых в действие мощнос­тей (для начального периода освоения проектных мощнос­тей) мощностям, предусмотренным проектом;

♦ справку о фактической стоимости строительства, под­писанную заказчиком и подрядчиком;

♦ сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в целом к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.

Документацию, перечисленную выше, после приемки объекта в эксплуатацию следует хранить у заказчика (заст­ройщика): при наличии единого заказчика (застройщика) — у соответствующих эксплуатационных организаций.

Государственные приемочные комиссии обязаны:

1) проверить устранение недоделок, выявленных рабо­чими комиссиями, и готовность объекта к приемке в эксплу­атацию;

2) дать оценку прогрессивности технологических и архи­тектурно-строительных решений и объекту в целом;

3) проверить соответствие вводимой в действие мощно­сти и фактической стоимости (для заказчика) объекта про­изводственного назначения мощности и сметной стоимости строительства объекта, предусмотренного утвержденным проектом, а в случае отклонений проанализировать причи­ны их возникновения. .

Государственные приемочные комиссии в необходимых случаях назначают контрольные опробования, испытания и проверки.

Государственная приемочная комиссия при выявлении непригодности объекта к эксплуатации представляет моти­вированное заключение об этом в орган, назначивший ко­миссию, и копии направляет заказчику (застройщику) и ге­неральному подрядчику.

Полномочия Государственной приемочной комиссии пре­кращаются с момента утверждения акта о приемке объекта в эксплуатацию.

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями офор­мляется актами, составленными по форме, приведенной в приложении СНиП. Акты о приемке в эксплуатацию объек­тов подписываются председателем и всеми членами комис­сии. При наличии у отдельных членов комиссии возражений их необходимо рассматривать до утверждения акта о при­емке. Акты о приемке в эксплуатацию объектов утвержда­ются решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссию.

Председатель Государственной приемочной комиссии должен представить в орган, назначивший Государствен­ную приемочную комиссию:

1) акт о приемке объекта в эксплуатацию;

2) краткую докладную записку к акту о приемке, со­держащую выводы комиссии о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации;

3) предложения о дальнейшем использовании опыта про­ектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта, а также о мерах по обеспечению освоения проек­тной мощности предприятия (его очереди, пускового комп­лекса);

4) предложения (в необходимых случаях) об улучшении качества применяемого оборудования, о повышении рентабель­ности предприятий и долговечности зданий и сооружений;

5) проект решения органа, назначившего Государствен­ную приемочную комиссию, об утверждении акта о прием­ке объекта в эксплуатацию.

Акт о приемке в эксплуатацию объекта и докладную за­писку к нему необходимо составлять и представлять в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию, пере­дать заказчику (застройщику) и генеральному подрядчику.

Рассмотрение актов о приемке в эксплуатацию объек­тов, принятие решений по результатам рассмотрения воз­ражений отдельных членов комиссии и утверждение актов органами, назначившими эти комиссии, следует произво­дить: по объектам производственного назначения — в срок не более месяца, а по объектам жилищно-гражданского на­значения — в срок не более 7 дней после подписания актов.

Объекты, по которым указанные сроки истекли, счи­таются неприятными и по ним назначаются государствен­ные приемочные комиссии повторно.

Запрещается приемка в эксплуатацию объектов произ­водственного назначения с недоделками, препятствующи­ми их нормальной эксплуатации и ухудшающими санитар­но-гигиеническими условиями и безопасности труда работа­ющих, с отступлением от утвержденного проекта или со­става пускового комплекса, а также без опробования, ис­пытания и проверки работы всего установленного оборудо­вания и механизмов.

1. Какие виды контроля за качеством строительства ис­пользуются в РФ?

2. В чем суть авторского надзора за качеством строитель­ства?

3. Как оценивается качество строительных работ?

4. Каков порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов?

Источник
Рейтинг
Загрузка ...