Почему роль эпохи Возрождения заметна больше, чем значение какой-либо другой эпохи? Потому что концепция эпохи Возрождения была достаточно жизнеутверждающей, излучающей веру в то, что человек способен на многое. И деятели этого времени доказали правдивость подобных мыслей своими работами, идеями. Ренессанс не остался в учебниках или музеях, он вдохновлял и продолжает вдохновлять множество людей. Идеи меняются, дополняются или переосмысляются, но человеку не просто приятно, но и важно думать, что его деятельность не бесполезна.
Творения эпохи Возрождения мы можем видеть не только на альбомах известных исполнителей (например, Lady Gaga – «Artpop»), но и в качестве принта. Часто можно увидеть нежную Венеру Боттичелли на футболках, а Мона Лиза Леонардо да Винчи и вовсе где только не использовалась. Поэтому ренессанс ближе, чем вы думаете, и знать важные принципы, основные признаки и особенности произведений и деятелей того времени просто необходимо тем, кто считает себя образованным человеком. А помочь вам сможет эта статья, где всё описано кратко и доступно.
Как устанавливается равновесная цена | Крест Маршалла
Понятие и периодизация
Значение эпохи Возрождения для европейской культуры настолько огромно, что определило дальнейшее развитие всех областей: от науки до поэзии. Оно стало переходным между Средневековьем и Просвещением, но сделанные за этот период творения делают эпоху Ренессанса по-настоящему особенной.
Все началось с Италии, как таковые термины тоже были придуманы итальянцами, в том числе и название «ренессанс», который означает «заново рожденный». Возникновение эпохи Возрождения действительно стало рождением нового мира. Рост влияния сословий создает людей, которым была чужда религиозная, аскетичная культура, созданная Средневековьем.
Потому строится новая культура, где личность провозглашается центром мироздания. За образец были взяты эстетика и идеология античности. Она благодаря изобретенному книгопечатанию распространилась по всей Европе.
Эпоха Возрождения длилась с XIV века по конец XIV века. Этапы развития таковы:
- Проторенессанс (Раннее Возрождение) – с XIV века по начало XV века;
- Высокое Возрождение (Наивысший расцвет эпохи, который простирался во времени со второй половины XV века по первую половину XVI века);
- Позднее (Северное) Возрождение – с конца XVI, а в некоторых странах начало XVII века. Когда в Италии уже началась эпоха Барокко, другие народы лишь постигали ее перезревший плод.
Однако Позднее Возрождение становится более мрачным. Кризис идей происходит неизбежно, ибо беды и битвы продолжаются, и наивное утверждение, что человек – центр чего-либо, подвергается сомнению. Возвращается мистицизм, средневековое мировоззрение, знаменуя собой эпоху Барокко.
Основные черты
Общая характеристика эпохи Возрождения такова, что интерес к человеку возводится в культ его возможностей, а в области эстетики и философии происходит возрождение античной культуры. Античность признается классикой, которую активно изучают и переделывают. Появляется материальное изображение мира, люди восхваляют разум личности.
Индивидуальность и личная ответственность в эпоху Возрождения дают основания взглянуть иначе на церковную структуру, религию в целом. Свободная критика создает нападки на религиозную жизнь, на соответствие писаниям. Благодаря этому возникает эпоха Реформации, происходит реформирование католической церкви. Именно благодаря таким настроениям и экономическим причинам эпоха Ренессанса зарождается именно в Италии.
Какие основные признаки эпохи Возрождения?
- Как мы уже сказали выше, происходит ослабевание хватки церкви. Религиозный аскетизм подвергается критике, появляются театры, разрешаются карнавалы, праздник, наслаждения;
- Внимание с Бога теперь перенаправлено на его творение (антропоцентризм);
- Статус творца приобретает авторитет. Люди больше не стесняются подписывать свои работы и не считают, что их рукой водит Бог;
- Распространяется философия гуманизма – уважение к человеку, как к крупной, сильной, независимой личности;
- Возникает идея богоподобия человека.
Корни европейской цивилизации уходят в античность, а не в средневековье. Далее мы подробнее рассмотрим все аспекты эпохи Ренессанса и как именно ее достижения повлияли на дальнейшую европейскую культуру.
Философия
Философия эпохи Возрождения – это множество философских школ, объединенных общими идеями. Отказ от теоцентризма заставляет людей сконцентрироваться на собственных возможностях, тем самым ими провозглашается гуманистическая эпоха.
Идеи эпохи Возрождения обращены к античной культуре, из которой мыслители не только осваивали знания, но и перерабатывали их. Из этого складывались следующие принципы, ценности эпохи:
- Антропоцентризм;
- Признается право человека на творческое самовыражение, свободу. Человек-творец;
- Всё сущее в мире понимается через человека;
- Эстетика важнее науки и морали, культ тела.
Рассмотрим некоторые философские направления и идеи Ренессанса подробнее.
Гуманизм
В европейских широтах гуманизм распространился в XIV – середине XV вв. Это философское направление имело антиклерикальную направленность. Отныне мыслители доказывают, что задатки личности не из милости даны Богом, а становятся результатом собственных усилий людей. Человек имеет право на активную, творческую деятельность, реализацию индивидуальности и свободы.
Философия гуманизма прорывается в литературу, поэтому известные гуманисты эпохи Возрождения взялись за перо. Ещё великий Данте Алигьери в «Божественной комедии» уже иронизирует по поводу фанатических заблуждений христианства и его полуграмотных толкователей.
Данте верит в добродетель человечества, не как в качестве божьей воли, а в порядке осознанного решения личности. Однако первым гуманистом считают итальянского поэта Франческо Петрарку. В своих стихах он проповедовал идеалы любви и земной радости, которых мы можем добиться и без божьей воли.
Он сомневается в загробных наградах за благочестие, однако знает способ достичь реального бессмертия души. Как это сделать? Заниматься творческой, активной деятельностью, ведь бытие происходит лишь здесь и сейчас, другого шанса не будет.
Мыслители эпохи Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Лоренцо Валла и другие) исповедовали страстную веру в умственный и физический потенциал человека, который еще не раскрыт. А потому философия гуманизма несет жизнеутверждающий характер. Именно в эпоху Ренессанса гуманизм обрел целостную систему взглядов, вызвав настоящую революцию в культуре и мировоззрении новых людей.
Антропоцентризм
Антропоцентризм, как философская мысль, стала характерной чертой гуманизма. Происходит от греческих слов «άνθροπος» — человек и «centrum» — центр, уже по этимологии слова можно догадаться о его значении. Буквально, это помещение человека в центр Вселенной, полное сосредоточение на нём внимания.
Он больше не рассматривается как греховное, несовершенное существо, как носитель определенной социальной группы. Он – индивидуальность, неповторимая, уникальная личность. Делается акцент на богоподобии человека, которое выражается в его способности к творчеству, созиданию.
От античной культуры перенимается эстетическое внимание ко всему телесному и природному. Восхищаются не только духом, но и человеческим телом, возвеличивают единство этих начал.
Итальянский философ Томмазо Кампанелла в трактатах писал, что телесная красота – это божий дар, а телесное несовершенство – это предостережение для других, что перед ними злой человек. Личность эпохи Возрождения ставила эстетическое начало выше этических соображений.
Человек, как центр Вселенной, прекрасен и создан для наслаждения миром. Но проводить свою жизнь он должен не в праздном наслаждении, а в творческой деятельности. Таким образом, антропоцентризм рушит средневековую этику аскетизма, пассивности и бессилия людей перед всемогущим роком.
Натурфилософия
Мыслители Ренессанса вновь обращаются к изучению природы, пересматривая её средневековое понимание как несамостоятельной сферы.
Характерные черты философии таковы:
- Натурфилософы подходили к изучению природы не через опыт, а через размышления;
- Стремление отделить философию от теологии;
- Мир можно познать разумом и чувствами, а не благодаря Божественному откровению;
- Познание природы сочетается с мистицизмом.
Представители натурфилософии развивали различные концепции. Например, философ Франческо Патрици развивал учение о мире, как об одушевленной бесконечности. А мистик Якбо Бёме разработал сложную космогоническую систему, где природа является наставницей человека.
К натурфилософам примыкал легендарный немецкий врач Парацельс, выдающийся исследователь естественного мира.
Парацельс считал человека малым миром, который в себе заключает всю природу. По его мнению, никаких запретов для человеческих знаний нет, мы способны изучать не только все сущности и природу, но и то, что находится за пределами мира. Необычность знаний не должно смущать, останавливать человека в процессе исследования.
Человек и природа всё ещё в гармонии. Но расширение человеческих возможностей влечет за собой изучение и подчинение природы.
Пантеизм
Философское учение пантеизм отождествляет Божественные силы с тем, что они, якобы, сотворили. Творец в пантеизме не тратил неделю зря, он не созидал наш мир, ибо сам является его частью, равнозначной всему живому. Обращаясь к античному наследию и натурфилософии, пантеисты уделяли внимание естественным наукам, признавая одушевленность мира и космоса. В данном учении есть два совершенно разных направления:
идеалистический (природа – это проявление божественной силы)
натуралистический (Бог лишь совокупность законов природы).
То есть, если в первом направлении Вселенная находится в Боге, то во втором Бог – во Вселенной.
Философ Николай Кузанский считал, что Бог раскрывает мир из себя, а не творит его из ничего. А Джордано Бруно полагал, что Бог есть во всех вещах, но в виде связанных закономерностей.
Изучать природу продолжили Галилео Галилей (изучал античную философию, которая приводила его к мысли о единстве мира), Николай Коперник (он хоть и отводил людям первые позиции в рейтинге всего живого, но все же в глобальном смысле их место – периферийное, так как Земля – не лидер в открытой Солнечной системе).
Пантеизм был свойственен для многих философских теорий эпохи Ренессанса и именно он стал объединяющим звеном между натурфилософией и теологией.
Культура и искусство
Переход от средневековой, темной мысли к свободе Ренессанса не был форсированным. Главенство церкви сохранялось в умах людей, и не сразу живопись и поэзия, само по себе творчество приобрело хорошую репутацию. К тому же среди населения преобладала неграмотность. Но направления эпохи Возрождения постепенно положили начало новой культуре, где образование имело вес, где творческие личности пытались завоевать всеобщее признание умом и талантом.
Например, итальянский писатель Боккаччо считал, что истинный поэт должен обладать обширными знаниями: грамматика, история, география, искусства, даже археология.
Видимо и сами творцы пытались подражать идеалам, которые они же и выпестовали. Эти особенности эпохи Возрождения породили образ богоподобного Человека, создающего, универсального, который воплотился в скульптуре и картинах, получил голос в книгах. Именно в искусстве лучше всего раскрылся дух эпохи Возрождения.
Живопись
Новая картина мира ставит искусство на первое место в Италии, так как это было единственное творческое выражение самого себя. Живопись, скульптура, архитектура – великие мастера и творения, которые знает каждый образованный человек. Искусство Ренессанса делится несколько этапов, и каждый из них имеет свои интересные особенности.
Например, проторенессанс (XIV – начало XV вв.) стал переходным периодом из Средневековья. Великие живописцы Джотто, Мозаччо обращаются к религиозным темам, однако делается акцент на эмоциях, на жизненном опыте людей. Герои очеловечиваются, а нимбы у святых становятся на картинах прозрачнее, незаметнее, как это происходит на картине Боттичелли «Благовещение» или Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Художники этой эпохи стремились к материальному изображению мира. Они были рациональными живописцами, картины эпохи Возрождения отличаются применением геометрии, золотого сечения. Изображалась перспектива, благодаря которой мастера могли расширить круг изображаемых вещей и явлений.
Живопись становилась монументальной, например, такой является роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, созданная в период Высокого Возрождения (вторая половина XV – первая половина XVI вв. ). Это объемные и выходящие за рамки фрески, представляющие собой цикл, и созданные за три года. Среди сюжетов можно заметить важное для эпохи Ренессанса изображение сотворения Адама, где Бог вот-вот коснется Человека и внесет в его тело душу.
Еще одно значимое творение Микеланджело – скульптура Давида, которое провозглашает собой культ человека, тела. Гордый, самоуверенный, физически развитый – явный реверанс в сторону античной скульптуры. Сущность человека мастерами ухватывалась в позе, жесте, осанке. Портреты этой эпохи тоже отличались особым видом лица – гордого, сильного, понимающего свои возможности.
На протяжении долгого времени искусство развивалось на основе созданных художниками эпохи Возрождения принципов. В наши дни искусство Ренессанса не утратило свою притягательность, многие образы, созданные в эту эпоху, можно встретить повсюду. Например, косметическая фирма Lime Crime посвятила палетки теней картине Боттичелли «Рождение Венеры». Создатели косметики каждому цвету присвоили тематические названия, например, «ракушка», «муза». Безусловно, популярность таких продуктов говорит о бессмертии созданных в эпоху Ренессанса шедевров.
Литература
Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения повлияло и на литературу. На первом плане – человек, освобожденный от влияния средневековья. Важную роль в развитии литературы в Италии сыграло сохранение наследия античной культуры. Оттуда берется понятие идеала человека, образец высокой человечности.
Произведения эпохи Возрождения имеют характерные черты, например, основной предмет изображения –сильная личность, ее жизнь и противоречия. Отношение к природе тоже изменилось – ею стали любоваться.
Легче всего показать литературу эпохи Возрождения на примере сборника новелл Джованни Боккаччо «Декамерон». Первая новелла сборника является основной, связывающей историей. 7 девушек и 3 юноши прячутся от чумы в замке. Они поют, танцуют и рассказывают друг другу различные истории.
Эти живые, молодые люди есть олицетворение нового человека Ренессанса, а чума – это оковы Средневековья. Основные темы рассказов различные: любовные, антицерковные, приключенческие, поучительные. Впервые читатель может увидеть героев из народа, а именно студентов, конюхов, плотников и других.
Но при этом автор осуждает героев, которые некрасивы, смеется над недостатками тела, что вполне в рамках эпохи с её культом физически развитого организма. Боккаччо показывает жизнь такой, какая она есть, допуская некоторые фривольности. Поэтому церковные служители сильно не любили эту книгу, и даже публично сжигали её на площади. Но даже подобные гонения не были способны убить популярность сборника Боккаччо, потому что мировоззрение людей менялось, а за ними и предпочтения.
Вот тут мы подробно описали еще один пример книги, которая стала предвестником Возрождения — «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Архитектура
Влияние античности сказывается и на архитектуре эпохи Возрождения. Особенно видно проявление в формах: симметрия, геометрия, пропорции. Упорядоченное расположение колонн, несимметричные очертания сменяются на арки, купола, полусферы. Мастера изучали классические нормы, однако воссоздавали они их для служения современным задачам.
Происходят изменения в строительных техниках, материалах, активно появляются архитектурные термины. Как и в живописи, архитекторы перестают творить анонимно, рукой творца больше не водит божество.
Собор святого Петра в Риме является великолепным примером архитектуры эпохи Возрождения. Были задействованы лучшие архитекторы, скульпторы, художники Италии. Строительство длилось долго, но зато теперь это главный храм католической церкви, настоящее украшение города. Античная скульптура помещена на фасад собора, а символ Ватикана – купол спроектировал сам Микеланджело. В наше время там находится смотровая площадка, поднявшись на которую можно полюбоваться Римом.
Жилые здания тоже приобрели свои особенности. Например, появились карнизы, а архитектурные детали, окна повторялись на каждом этаже дома. Главная дверь обозначалась особым образом: балконом или рустом.
Интересно, что материал для строительства собора был взят из античных зданий, что ещё раз подтверждает приспособление достижений античности для решения насущных проблем Возрождения.
Театр
Освобождение от оков средневековья отразилось и на развитии театра. Ранее отвергаемые церковью языческие идеалы античности теперь активно изучались, поднимались из темноты и становились востребованными. Поначалу ставили драматургию античности, восстанавливали образы, но со временем театр все же обретал новые формы. Возникли два направления: ренессансная «ученая комедия» и народная «комедия дель арте».
В чем была специфика этих направлений?
- «Ученая комедия» напрямую связана с античной комедией: сохранилось деление на акты, оставалась активная роль слуг. Такие постановки были популярны, а лучшим образцом «ученой комедии» являются пьесы Николо Макиавелли «Мандрагора» и «Каландрия». Существовала и трагедия, которая, в отличие от античной, не достигла своей вершины.
- «Комедия дель арте» частично вбирала в себя элементы «ученой комедии», но при этом в ней есть место фарсу, пародии. Актеру присваивалась «маска», которая означала определенный тип героя (например, если актер вышел в маске Панталоне, то зрители понимали, что перед ними скупой старик). Маска актёром выбиралась в начале карьеры, которая больше никогда не менялась. Реплики не прописывались заранее, актеру нужно было знать лишь общий сценарий. Зная специфику своей роли, исполнитель импровизировал, исполнял различные трюки. От импровизации отказывались лишь господа, игравшие влюбленных, у них, кстати, отличались и костюмы. Популярность таких выступлений тоже была ошеломляющей, но постепенно, к XVII в., пришла в упадок.
В эпоху Возрождения произошел значительный подъем искусства, но театр не был развит так, как изобразительное искусство или архитектура. Однако изменения, произошедшие с театром в эпоху Ренессанса, в итоге дали почву для деятельности таких мастеров, как Шекспир.
Музыка
Как и все творцы эпохи Возрождения, деятели музыки занимались изучением знаний античной культуры. Найти потерянную в «темном времени» тонкость, совершенство музыки – вот цель композиторов нового времени. Индивидуальный стиль и понятие «композитор» формируются благодаря отмене анонимности творчества.
У человека эпохи Возрождения появляется голос, который, сливаясь с текстом и возвышенной музыкой, создает новое настроение. Да, продолжает существовать церковная музыка, по-прежнему опирающаяся на многоголосый хор и орган. Но, благодаря любителям играть на лютне или клавесине в домах, развивается светская музыка. Всеобщая творческая стихия приводит к развитию искусства танца, отчего появляется танцевальная мелодия.
Именно в эпоху Возрождения значительно расширяется ряд инструментов. Появляются новые музыкальные жанры: сольная песня, опера, которые достигают своей вершины уже в последующем столетии.
Основные представители
Мир эпохи Возрождения был чрезвычайно разносторонен. Именно в это время произошло развитие естествознания, географии, астрономии, механики, искусства, архитектуры, науки. Изобретение книгопечатания дает возможность людям получить образование, поэтому оно становится важной частью жизнедеятельности. Воспитание в эпоху Возрождения было таковым, что человека видели образованным, культурным, обладающим ораторским искусством, умеющим воздействовать на ум окружающих. Поэтому деятели эпохи Возрождения часто были не просто первоклассными художниками, но и изобретателями, например, Леонардо да Винчи.
Познакомимся с основными представителями эпохи Возрождения в разных сферах: от искусства до архитектуры.
Художники
Сразу несколько гениев изобразительного искусства, творили в одно время, закрепив на 500 лет главные черты европейской живописи. Это реалистичность изображения, перспектива, антропоцентризм, портреты и пейзажи. Но без первых мастеров, которые решились на изменения в изобразительном искусстве, ничего бы этого не случилось.
Таким мастером был Джотто, творивший в эпоху Проторенессанса. До него – иконы и фрески, выполненные по византийским канонам. Плоское изображение, отсутствие фона, застывшие лики. Но появился Джотто, и на фресках стали изображаться объемные, лаконичные фигуры с первыми эмоциями: тоской, томлением, удивлением и не только. Его эксперименты вызвали настоящий аншлаг у публики, люди приходили из отдаленных мест, преодолевая пешком несколько километров, лишь бы увидеть такую невидаль.
Ещё одним пионером был Мазаччо. Он впервые стал практиковать создание линейной перспективы, приблизив тем самым изображение к реальности. Знал анатомию, а потому тела стали более пропорциональными, чем у Джотто. Но ещё тела приобрели выразительность, поэтому страдание можно и в позе героя, а не только на физиономии. Естественно все эти нововведения взяли живописцы Высокого Возрождения.
Великие итальянские художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан –деятели наивысшего расцвета эпохи Возрождения. Рафаэль создавал чувственные образы, тщательно строил композицию картины. Тициан экспериментировал с колоритом, композицией, техникой. Микеланджело изображал развитые, сильные тела, создавая образ человека эпохи Возрождения.
А Леонардо да Винчи не только создал на полотнах живые образы, но и занимался механикой, анатомией, литературой, философией. Его называют олицетворением эпохи Возрождения.
Картины художников эпохи Возрождения по сегодняшний день считаются вершиной изобразительного искусства. Каждый образованный человек знает имена этих гениев и стремится увидеть творения в живую.
Писатели
Если Данте Алигьери в «Божественной комедии» ещё обращается к религиозным учениям, то авторы эпохи Возрождения представляют человека высшим созданием природы, отвергая рабскую покорность. Боккаччо в сборнике новелл «Декамерон» высмеивает предрассудки, прямо говоря о плотских наслаждениях и жизнеутверждающем юморе, который делает жизнь ярче и проще.
Пороки человека осуждает Себастьян Брант в стихотворной сатире «Корабль дураков», говоря, что дурные манеры, зависть и другие плохие качества исходят от глупости. Широкое распространение получают философские произведения, изучающие человеческую природу, например, «Опыты» Мишеля Монтеня и «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. Безусловно, свои философские концепции, взгляды описывали ученые, художники, например Джордано Бруно, Леонардо да Винчи.
Развитие театра приводит и к эволюции драматургии, поэтому появляются такие авторы, как Лопе де Вега и Тирсо де Молина. Пьесы этих авторов до сих пор собирают полные залы, являются репертуаром классического театра, удивляя зрителя актуальностью тем и сочностью языка. Достижения драматургии эпохи Возрождения дают шанс полностью раскрыться таланту Шекспира, который впитывал в себя знания мыслителей Ренессанса, например, у него есть множество реминисценций из Мишеля Монтеня.
Поэты
«Через слово человеческое лицо становится прекрасным» — пишет поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка.
Именно он стал родоначальником новой европейской лирики, создавая в сонетах гармоничное сочетание чистоты и любовного томления, страсти и непорочности. Пушкин отождествлял «язык Петрарки» и язык самой любви, так как поэт Ренессанса виртуозно, вдохновенно, живо писал о чувствах между мужчиной и женщиной. Подробнее о его творчестве мы написали здесь.
В Италии появляются ещё талантливые поэты, а именно Лудовико Ариосто (автор поэмы «Неистовый Роланд»), Торквато Тассо, Якопо Саннадзоро. Во Франции великим поэтом эпохи был Пьер де Ронсар, вот анализ его творчества. Тогда он считался «князем поэтов», так как он внёс в поэзию разнообразные поэтические размеры, гармонию рифмы и слога.
В Англии наиболее крупными представителями поэзии были Джефри Чосер и Эдмунд Спенсер. Правда, Джефри Чосер предвосхищал эпоху Возрождения, он стал «отцом английской поэзии». А Эдмунд Спенсер придал английскому стиху мелодичность, был «архи-поэтом Англии». Поэтов эпохи Ренессанса почитали, считали великими мастерами слова, и это звание они сохраняют и по сей день.
Композиторы
В Италии развились влиятельные композиторские школы: римская (Джованни Палестрина) и венецианская (Андреа Габриели). Палестрина создал образец католической духовной музыки, а Габриели соединил хор со звучанием других инструментов, приближаясь к светской музыке.
В Англии в разные века творили композиторы Джон Дабстейл и Уильям Бёрд. Мастера предпочитали духовную музыку. Уильям Бёрд получил звание «родоначальника музыки».
Талантливый композитор Орландо Лассо проявлял музыкальные способности с самого детства. Его светская музыка способствовала тому, что Мюнхен стал музыкальным центром Европы, куда приезжали учиться другие талантливые музыканты, а именно Иоганн Эккард, Леонард Лехнер и Габриели.
Безусловно, композиторы эпохи Возрождения развивали не только традиционные направления, но и инструментальную музыку, расширяя ряд используемых музыкальных инструментов (струнно-смычковые инструменты, клавир и так далее). Деятельность музыкантов эпохи Ренессанса создала возможность появления в будущем оперы, обеспечив искусству звуков и мелодий планомерное и продуктивное развитие.
Архитекторы
«Отцом архитектуры» эпохи Возрождения называют Филиппо Брунеллески. Он создал множество произведений искусства, одним из которых является церковь Сан-Лоренцо. Ещё один представитель раннего Ренессанса архитектор Альберти построил во Флоренции дворец Ручеллаи. В отличие от Брунеллески, он не использовал стрельчатость и применял для разных этажей индивидуальные ордена.
В период Высокого Возрождения главным в архитектуре был Донато Анджело Браманте. Он был первым архитектором собора святого Петра в Риме, создал его план.
Но чем примечательны мастера эпохи Возрождения, так это тем, что многие заканчивали, доделывали проекты друг друга. Так, строительство собора святого Петра продолжил Микеланджело, а после его смерти проект на себя взял другой архитектор. Вышло, что к строительству главного католического храма были причастными в разное время аж 12 архитекторов.
Или ещё пример, внутреннюю отделку церкви Сан-Лоренцо, которую построил Брунеллески, создал Микеланджело. В других странах распространяется стиль архитектуры итальянского Ренессанса, но с внедрениями местных архитектурных традиций. В дальнейшем, эксперименты в архитектуре приводят к таким стилям, как барокко и рококо.
Заключение
Надеемся, что эта статья помогла вам ознакомиться с эпохой Возрождения или же побудила вас более подробно изучить ту или иную область культуры. Ведь именно благодаря сильному стремлению гениев Ренессанса к знаниям свершались великие открытия и разрушались жесткие рамки предубеждений.
Источник: literaguru.ru
Биосинтез белка кратко и понятно
Биология
Процесс синтеза в биологии, как и в любой другой отрасли — это образование сложных структур из менее сложных. При этом строение составных элементов может частично, или даже полностью сохраняться в неизменном виде, а может полностью изменяться. В первом случае синтез напоминает строительство конструкций из кубиков Лего, а во втором — образование сложных сплавов, солей и гидроксидов, свойства которых совершенно другие и ничем не напоминают исходные элементы.
Биосинтез — один из самых сложных видов таких преобразований исходных компонентов. Сюда входят процессы формирования ДНК из отдельных нуклеотидов, строительство белков из аминокислот, фотосинтез. Биосинтез может происходить (и происходит как естественным путем, в организме человека, животных и некоторых растений, так и искусственным — производство белковых питательных веществ.
Биосинтез белка
Это один из самых важных процессов в организме человека. Все характерные признаки и функции каждой клетки определяются белковой структурой. Сложность существования организма на клеточном уровне определяется тем, что длительность жизни белка непродолжительна. Без постоянного синтеза новых молекул клетки не смогут восстанавливаться и функционировать надлежащим образом. Синтезируются тысячи белковых структур, и это только в пределах одной клетки.
Рис.1. Структура ДНК
Исследования в области биосинтеза белков начались в 40-х годах прошлого столетия и дляться до сих пор. Самые важные открытия совершили Макс Бергманн, Джек Шульц, Торбьерн Касперссон, Раймонд Джиннер и другие ученые. В 50-х годах Ф.Крик установил правило синтеза, ставшее аксиомой — ДНК → РНК → белок. Свойства конкретного белка определяются последовательностью расположения аминокислот в молекулах. За правильное размещение структурных элементов отвечают гены — части ДНК, в которых зашифрована минимальная часть наследственной информации.
Этапы биосинтеза
Каждый белок синтезируется по одной схеме, состоящей из двух этапов, получивших название транскрипции и ретрансляции. В свободном переводе, это снятие информации с гена ДНК и передаче ее на строящиеся аминокислоты. Техника такой передачи достаточно сложная и энергоемкая, без притока внешней энергии она невозможна.
Рис 2. Схема биосинтеза
Транскрипция
На первом этапе транскрипции с цепочки ДНК снимается абсолютно точная копия, в результате которой получается идентичная с исходной цепочка РНК. Для такой информационной копии нужен катализатор, в роли которого выступают ферменты, и источник питания, в случае синтеза белка — это АТФ. Процесс синтеза происходит с высокой скоростью — в пределах одного организма за минуту осуществляется до 60 000 связей на уровне пептидов.
Рис 3. Сравнение ДНК и РНК.
Двойная цепочка ДНК расположена в ядре клетки в виде спирали. В начале транскрипции она разматывается и на одной из частей начинается синтез иРНК, так называемая информационная. Это одинарная цепь, точно повторяющая структуру ДНК. Поэтому реакции биосинтеза белка называют матричными. Вместо тимина, находящегося в нематричной цепочке ДНК, в иРНК используется урацил.
В качестве катализатора «работает» РНК-полимераза.
Сложность возникает в том, что генов в молекуле ДНК очень много, а копировать нужно только один из них, причем, строго определенный. То есть, начинать снятие информации РНК должна не только в заданный момент, но и с заданного места. Для исключения ошибок в начале каждого фрагмента ДНК расположен специальный маркер, комбинация нуклеотидов под названием «промотор». Копирование с такого маркера начинается и на таком же, но с противоположной стороны, заканчивается. Конечный маркер получил название «терминатор».
Трансляция
Для построения нового белка в клетке должен быть набор необходимых аминокислот, которые вырабатываются в организме, или получаются при переваривании поступающей извне пищи. Это говорит о том, что для полноценной деятельности организма питание должно быть полным и сбалансированным, с достаточным количеством белка. Аминокислоты, в основном, поступают после расщепления пищевого белка.
Поступающие аминокислоты переносятся специальными транспортными РНК, которые реагируют на информацию в виде кодона, единицы генетического кода. На аминокислоте должен быть соответствующий тринуклелеотид — антикодон. На рибосоме закрепится только та аминокислота, код которой подходит. На каждый элемент цепочки уходит 0,2 с. Именно на такое время останавливается рибосома, движущаяся по цепочке иРНК.
Между аминокислотами, поступающими на рибосому на каждом последующем участке, формируются пептидные связи. Они возникают благодаря наличию в начале участка одной аминокислоты аминогруппы, а на соответствующем конце соседней — карбоксильной группы. Связь возникает прочная и неразрывная.
Белковая цепочка заканчивает формирование после контакта рибосомы к определенным маркером, обозначающим конец этого этапа синтеза. Цепочка аминокислот отрывается от иРНК и передвигается в цитоплазму, для формирования вторичных и третичных структур. Процесс синтеза происходит непрерывно, после перехода рибосомы на следующую позицию на ее место тут же заступает другая и копирует цепочку с иРНК. Выполнившая свою задачу рибосома переходит на другую РНК и формирует другой белок.
Источник: novstudent.ru
Как научиться общаться с людьми: правила эффективного общения и практические упражнения
Все мы нуждаемся в нормальном человеческом общении. Тревожный факт, о котором заявляют психологи, заключается в том, что неумение нормально общаться и договариваться является самой распространенной причиной конфликтов в парах. Успех человека заключается в умении общаться.
Но у кого-то это получается легко и непринужденно, а кто-то с трудом может попросить прохожего подсказать дорогу. Спешу вас обрадовать: навык общения можно натренировать. Я собрала для вас интересную информацию о том, как научиться общаться с людьми, а также практические упражнения.
Все мы с самого раннего детства учимся говорить. Речь нужна для того, чтобы нас понимали окружающие люди. Но стоит различать понятия “разговор” и “общение”. Общение – это не просто набор фраз, а сложный процесс, состоящий из вербальной и невербальной областей.
К вербальной области относится то, что именно мы говорим. А вот к невербальной – то, как именно мы это делаем. К невербальному общению относятся:
- мимика;
- язык тела;
- темп и тембр голоса;
- подсознательные реакции.
Чтобы успешно общаться с другими людьми, необходимо добиться гармонии между вербальной и невербальной составляющими. Так почему же не у всех получается это делать?
Для совершенствования навыков общения я хочу порекомендовать вам совершенно бесплатные тренажеры с проекта под названием Викиум. Они доступны в онлайн-режиме круглосуточно, начать заниматься можно прямо сейчас, часто не обязательно даже регистрироваться.
Еще на этом сайте есть курсы. Они уже платные, но цены очень низкие, обычно от 990 до 1 490 рублей. Курсы помогают развивать самые разные навыки: мышление, воображение, память, вербальное и невербальное мышление и так далее.
Почему не получается общаться
Чаще всего в основе неумения успешно общаться с другими людьми лежат проблемы из области психологии. Это могут быть:
- застенчивость;
- низкая самооценка;
- страх “ляпнуть” какую-нибудь глупость;
- боязнь высказать свое мнение;
- проблемы с дикцией (шепелявость, заикание, картавость и др.).
Причины этих проблем нередко родом из детства, когда только формируются навыки коммуникации. Вот некоторые из факторов, которые могут привести к возникновению проблем с общением:
- Укоренившиеся комплексы.
- Серьезное эмоциональное потрясение.
- Долгий период одиночества в силу разных обстоятельств, и как итог – социальная деградация.
- Жесткое ограничение в общении со сверстниками (родители не выпускали ребенка из дома, не давали ему общаться с другими детьми).
Это все довольно серьезные причины, которые требуют тщательной и долгой работы с психологом. Проявляются они в том, что человек даже не может адекватно отреагировать на обращение к нему. Он замыкается, прячется, может убежать.
Если же человек может поддержать беседу, но не считает себя хорошим собеседником, то этот навык можно отработать. Существует масса различных тренингов по личному развитию. Они, конечно, способны вдохновить, но без регулярной практики теория не имеет смысла. Именно поэтому я подобрала для вас наиболее интересные и эффективные упражнения. Но прежде чем приступить к ним, давайте выучим основные правила успешного общения с людьми.
Правила успешного общения
Знаменитый оратор Дейл Карнеги более 80 лет назад выпустил книгу “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. В ней он описал основные наиболее эффективные приемы и правила общения, которые помогут замкнутым и стеснительным людям стать отличными собеседниками. Эти правила и по сей день не теряют своей актуальности.
- Искреннее проявление интереса к другим людям. Зачастую нам приятнее разговаривать с теми, кто интересуется нашей личностью, задает различные вопросы относительно нашего мнения, опыта. Поэтому обязательно задавайте вопросы собеседнику. Но не превращайте беседу в допрос с пристрастием. Все должно быть естественно и искренне, а для этого вы должны испытывать неподдельный интерес к своему собеседнику.
- Улыбка. Человек, который улыбается, вызывает в нас позитивные чувства. Даже если мы с ним лично не знакомы. Во время беседы ваша улыбка является доказательством того, что собеседник вам приятен и вам нравится с ним разговаривать. Только старайтесь избегать фальшивой улыбки. Улыбайтесь не только ртом, но и глазами, и душой, и сердцем.
- Имя собственное. С рождения звук нашего имени – самый приятный звук. Поэтому всегда обращайтесь к другим по имени и отчеству, если необходимо. Имя указывает на индивидуальность человека, его неповторимость и уникальность. Это самый простой комплимент, который вы можете сделать человеку. Просто назовите его по имени.
- Умение слушать. В разговоре люди обычно предпочитают больше говорить, чем слушать. Зачастую они просто ждут своей очереди, чтобы высказаться, и не стараются вслушиваться и вникать в то, что им говорят. Особенно во время спора. Если вы будете внимательно слушать собеседника, задавать ему уточняющие вопросы и удачно употреблять при разговоре фразы, которые он произнес ранее, то вы его приятно удивите. Слушать и слышать собеседника гораздо важнее, чем говорить.
- Интересные темы для разговора. Разговаривайте на темы, которые интересны вашему собеседнику, а выяснить их достаточно легко и просто, воспользовавшись правилом № 1 – проявление искреннего интереса. Когда человек рассказывает о чем-то увлекательном, его глаза горят. Даже если вам эта тема не кажется особо занятной, все же постарайтесь вслушаться. Наверняка сможете узнать для себя нечто ценное и интересное.
- Комплименты. В каждом из нас есть уникальные черты, достойные восхищения. Старайтесь подмечать их в собеседнике и искренне выражать свое восхищение, одобрение, похвалу. Ваши комплименты не должны быть преувеличенными и напоминать неприкрытую лесть. Фальшь всегда хорошо ощущается. Своевременный искренний комплимент будет очень приятен вашему собеседнику и сделает беседу еще более легкой и непринужденной.
Полезные советы для тех, кто хочет хорошо общаться
Рассмотренные 6 правил успешного общения – база, без которой довольно непросто расположить к себе собеседника. Помимо этих правил я хочу дать вам еще несколько советов, которые помогут в общении с людьми.
- Сохраняйте визуальный контакт с собеседником во время разговора. Ваш взгляд должен быть открытым и дружелюбным, не угнетать и не давить на собеседника. Потренируйтесь перед зеркалом, если не уверены, что можете правильно смотреть в глаза другому человеку.
- Всегда старайтесь держать спину прямо, а плечи расправленными. Это мощный сигнал о том, что вы открыты к общению и не боитесь вступать в диалог. Уверенная походка и жесты дополнят ваш образ успешного человека.
- Если вы никак не можете избавиться от застенчивости и излишней сдержанности при общении с малознакомыми людьми, попробуйте представить, что это ваш давний знакомый, с которым вы просто давно не виделись. В результате такого приятного переживания ваш взгляд станет более мягким, жесты и поза более открытыми и дружелюбными. В совокупности это поможет расположить собеседника и стереть ненужные психологические барьеры, затрудняющие общение.
- Развивайте в себе внимательность и чуткость по отношению к собеседнику. Учитесь считывать эмоции и реакции вашего партнера по диалогу. Это поможет направлять беседу в нужное русло. А еще запоминайте как можно больше информации о собеседнике. Впоследствии вы сможете показать свою заинтересованность в нем. Это польстит любому человеку.
- Расширяйте свой кругозор. Читайте различные книги, чтобы было о чем поговорить и рассказать. Интересуйтесь тем, что происходит вокруг. Тогда вы станете интересным собеседником, способным поддержать беседу на любую тему. Широкий кругозор – неотъемлемый атрибут личности.
Чтобы оставаться приятным собеседником, с которым людям нравится общаться, никогда не стоит:
- жаловаться на судьбу и обсуждать свои проблемы;
- употреблять нецензурную лексику, плохо отзываться об общих знакомых и распускать сплетни;
- жестко критиковать собеседника, говорить, что он не прав и глуп, раз так думает;
- выбирать для разговора темы, которые интересны только вам.
Итак, с основными правилами и советами мы познакомились. Теперь пора переходить к практике. Ведь теория без практики пользы не принесет.
Упражнения для отработки навыков общения
Навыки общения необходимо постоянно тренировать. Только так вы научитесь легко и свободно общаться даже с незнакомыми людьми.
Если ваша стеснительность и робость не позволяют даже подойти к незнакомцу, то стоит обратиться за консультацией к психологу. А для отработки навыков общения помогут следующие упражнения.
Разговор с мебелью
Ежедневно рассказывайте своему столу, стулу или комнатному цветку о том, как прошел ваш день, что интересного произошло. Постарайтесь сдержать приступ хохота и серьезно отнестись к этой практике.
Такое упражнение поможет вам связно, логично и грамотно выражать свои мысли, не путаться в них, а также отрегулировать мимику и жесты. Если построить беседу с мебелью у вас не получается, то еще более удачным слушателем для данного упражнения станет питомец. Собачка или кошечка всегда будут охотно слушать рассказы своего хозяина.
Монолог перед зеркалом
Подойдите к зеркалу и начинайте вслух произносить мысли, которые приходят вам на ум. Постепенно старайтесь их логически связывать, последовательно развивая, чтобы получился интересный рассказ.
Это упражнение поможет вам понять, как вы выглядите со стороны во время беседы, научиться составлять связные предложения и наладить контакт с самим собой. Достаточно упражняться по 10 минут 2 – 3 раза в неделю.
Пересказ
Наверняка у вас есть любимый блог или сайт, который вы читаете ежедневно – например, блог “В своем доме”. Это очень пригодится при выполнении данного упражнения. Прочитав очередную статью, постарайтесь ее пересказать максимально близко по смыслу и логике построения. Если статья очень большая, то пересказывайте постепенно, по 3-4 абзаца.
Такое упражнение развивает навык думать и говорить одновременно. Благодаря ему ваша речь станет более связной и осмысленной. Для достижения хорошего результата упражняться необходимо ежедневно.
Развитие чужой мысли
Выполнение упражнения начинается с того, что вы включаете телевизор или любое видео в сети. В течение 30 секунд слушаете говорящего, затем выключаете звук и следующие 30 секунд продолжаете его мысль.
Такая тренировка развивает гибкость ума, учит находить нестандартные решения. Упражняйтесь по 10 минут в день, и вы будете приятно удивлены результатом.
5 незнакомцев
Самая лучшая тренировка для отработки навыков общения – это само общение. Приучайте себя каждый день заводить непринужденную беседу с пятью незнакомыми людьми. Не меньше!
Это могут быть случайные прохожие, у которых вы можете спросить время или уточнить маршрут, консультант в магазине, к которому вы обратитесь за советом по выбору товара… В общем, проблем с поиском незнакомцев возникнуть не должно. Они ведь окружают нас буквально повсюду. Нужно только выйти из дома.
Для отработки техники речи я рекомендую вам посмотреть интересное видео:
Полезные материалы по теме статьи
В этом блоке я порекомендую несколько курсов, которые помогут вам намного легче общаться с людьми и выстраивать с ними контакты.
Эффективное общение для мужчин и женщин
Описание. Наверное, это самый объемный курс среди всех прочих на платформе Викиум. Он рассчитан на один месяц, включает 15 практических упражнений разного типа и 33 видеолекции. Сразу замечу, лекции лучше конспектировать, а не просто прослушивать.
Бонус к программе – несколько живых вебинаров от экспертов по межличностному общению: психологов, бизнес-тренеров, успешных руководителей разного уровня.
Знания, почерпнутые из этой программы, вы сможете применять абсолютно везде: при общении с коллегами, начальниками или подчиненными, в разговорах со своими детьми или со второй половинкой. Автор материала гарантирует, что вы научитесь профессионально решать проблемы, которые возникают из-за окружающих людей, легко будете нейтрализовывать конфликты.
Стоимость: 1 490 руб.
Эмоциональный интеллект
Описание. Курс по эмоциональному интеллекту – второй по важности после курса по общению. Фокус здесь делается на умении распознавать эмоции собеседника, чувствовать его реальное отношение к вам. Кроме этого – контролировать собственное невербальное поведение, следить за своими жестами.
Вы научитесь легко понимать, когда окружающие люди говорят с вами неискренне или пытаются намеренно вас обмануть. Будете уметь легко разрешать конфликты или не допускать их появления при самых первых признаках взаимного напряжения. Вам намного легче будет взаимодействовать с людьми, подниматься по карьерной лестнице, добиваться успеха в любой сфере.
Стоимость: 1 490 руб.
Профайлинг
Описание. Курс профайлинга нужен каждому человеку, который хочет научиться общаться с окружающими. Здесь вас научат “считывать людей”. Вы будете с первых фраз определять тип темперамента собеседника и подбирать модель общения с ним. Для холериков модель будет одна, для меланхоликов – другая, то, что хорошо действует на сангвиников, может вообще не восприниматься флегматиками и так далее.
Если кто-то попытается манипулировать вами, вы сразу это заметите и сможете “отразить атаку”. Способом манипулирования может быть даже самая обычная (как кажется) просьба о чем-то или печальная история, которой слушатель будет заставлять вас пожалеть его.
В рамках 20 уроков вы изучите теорию, а потом перейдете к практике – проработаете очень много упражнений, закрепите свои знания через тесты.
Стоимость: 1 490 руб.
Знаете другие хорошие курсы? Расскажите о них в комментариях, я дополню свой материал.
Заключение
Общаться с людьми нам приходится довольно часто, где бы мы ни находились: в школе, в институте, на работе, на улице, в магазине и т.д. От того, насколько хорошо и красиво мы умеем разговаривать с людьми, зависит ни много ни мало наше будущее. Ведь, например, найти свою вторую половинку, абсолютно не умея общаться, очень и очень сложно.
Я хочу, чтобы вы научились общаться с людьми свободно, легко и непринужденно. Выучите правила эффективного общения и применяйте их на практике, не забывая отрабатывать свои навыки с помощью упражнений, таких, как пересказ, монолог с зеркалом или 5 незнакомцев. Совсем скоро вы почувствуете, что общаетесь с людьми гораздо лучше, чем раньше.
Поделитесь этой статьей с друзьями в соцсетях. Возможно, кому-то очень застенчивому по ту сторону экрана эта информация очень нужна!
Источник: vsvoemdome.ru
Социализм – это: кратко и понятно о социалистической идеологии
В тех странах, которые в свое время были частью Советского Союза, знают не понаслышке обо всех преимуществах и недостатках социализма. Однако в теории это совокупность различных течений и партий. Каких, будет кратко изложено ниже. Что такое социализм? На самом ли деле это движение за мир, как утверждают его последователи? Подтверждают ли это принципы социализма? …
Главные понятия
Что такое социализм? Данное обозначение впервые было применено в начале 30-х годов 19 века. В то время в это понятие включались различные течения левого толка, целью которых было реформирование общества так, чтобы в нем были созданы лучшие условия для совершенствования самого общества и его участников. Начало свое данная идея берет еще в 16 веке, когда были написаны первые мировые утопии.
Социализм
В реальном мире написанные теории стали воплощаться в 19 веке как реакция пролетариев на увеличение социальных противоречий в результате доминирования в обществе буржуазных отношений. Социалистические взгляды (власть – народу, от каждого по способности, каждому по труду) начали проявляться и в итоге выливаться в революции, что вполне понятно.
Это доктрина, которая ставит своей целью достижение социальной справедливости и равенства. В политике же это общественный курс, воплощающий доктринальные принципы, а его приверженцев называют социалистами.
Однако встречается такое понятие, как умеренные социалисты – так называют эсеров, влиятельную партию в России начала 20 века, которые придерживались социалистических взглядов и выступали за свержение самодержавия и создание демократической республики. Умеренные социалисты не смогли удержать власть и вскоре были подмяты большевиками.
Многие путают социализм с коммунизмом, но это не так. Социалисты — это последователи экономического и социально-политического положения в государстве, когда вопросы распределения производства и доходов решает все население. А коммунистические взгляды – это общественное устройство, при котором общественная собственность должна строиться за счет средств производства.
Внимание! Маркс считал социалистическую теорию переходным этапом между коммунизмом и капитализмом.
Виды социализма
Политико-общественное устройство такого типа имеет несколько разновидностей:
- Государственный – это течение, основанное на безусловном контроле экономики государством, включающее плановое хозяйство и командно-административную систему. Самое распространенное течение и форма строя, встречающаяся до сих пор.
- Рыночный – неофициальный термин, которые обозначает наличие в государстве предприятий с коллективной формой собственности при царствующей в стране рыночной экономике. Последователи данного течения утверждают, что самоуправление на производстве принципиально отличается от обычного, характерного для рыночной экономики.
- Самоуправленческий – это внутреннее течение, которое отрицает необходимость сильного государства, а также и монополию его собственности. Основными чертами такого движения является участие всех граждан в процессе принятия решений в условиях децентрализованной системы управления. При этом государство сохраняется для внешней политики, а его внутренние функции выполняют органы самоуправления.
- Коммунизм – общественное устройство, которое основано на полном равенстве в обществе и общественной собственности, которая создается средствами производства.
- Социал-демократия – это идейное и политическое движение, которое существует в рамках общего строя, но которое трансформировалось из социализма в позиции установления капитализма легально, но при этом сохранившее принципы социализма – устранение несправедливости в обществе, установление свободы и равенства.
- Националистический – более известный как нацизм, который перенял все черты социализма, кроме общественной собственности. У нацистов собственность – это не государственное имущество, но производство, работающее на достижение общих целей. Нацисты считали коммунистов своими главными политическими конкурентами и физически истребляли в 20–40 годы XX века в Германии.
- Общинный социализм – это движение, которое возникло в России в XIX в. с подачи А. Герцена, который призывал обратить внимание на порядки общества крестьян. Герцен утверждал, что именно крестьяне станут началом подобного строя в империи, поскольку в то время крестьянство на самом деле имело некие зачатки такой политики.
Таким образом, виды социализма разнообразны и иногда серьезно отличаются друг от друга. Многие исследователи утверждают, что на территории СССР царил данный строй, но это не так. Чтобы в этом убедиться, следует изучить принципы социализма и идеологию страны, а затем сравнить их с теми, что бытовали в Союзе.
Виды социализма
Идеология
Теория строя пропагандирует и утверждает общество, в котором все люди равны. Несмотря на схожесть понятия с либерализмом, они коренным образом отличаются.
Равенство воспринимается как реальное и оберегаемое положение между людьми, когда каждый член общества имеет равные социальные экономические права, в отличие от либерализма, где равенство – это единые формальные исходные позиции. На основе этого отличается и другая идея – о приоритете коллективизма над индивидуализмом.
Для идеологии строя коллективное благо является высшим благом, ради которого можно принести любые жертвы, в том числе и индивидуальные интересы. Свобода здесь – это возможность подчиняться общественному мнению.
Идеология социализма идеализирует пролетариат, она считает его особым классом, миссия которого – свержение капитализма. Но при этом считается, что революция – это последнее насилие в истории государства, а после нее только краткая диктатура, ведущая людей к эпохе свободного самоуправления работающего класса.
Государство при этом должно модифицироваться в социальный институт, чтобы удерживать власть правления. При этом строй выступает за гуманизм и гармонично развитую личность, хотя это и противоречит главному его принципу – отсутствие индивидуальной свободы.
Идеология
Принципы социализма
Такой политический строй базируется на четырех основных принципах, которые задают всю его идеологию. Их можно сформулировать следующим образом:
- Отсутствие частной собственности – этот принцип был сформулирован Марксом и Энгельсом в их «Коммунистическом манифесте». Любая социалистическая доктрина использует это положение, оно характеризует весь строй без уточнения иных деталей.
- Отсутствие семьи как привычной единицы общества – данный пункт есть в большинстве учений, однако это положение не настолько радикальное, насколько оно звучит. Данный принцип ставит за цель уменьшение роли семьи и связей между ее членами, чтобы часть этих функций отдать иным общественным институтам. В качестве примера можно привести кружки жен или кружки по интересам, в которых родители и дети участвуют и укрепляют связи со всеми людьми, а не только с членами семьи. Таким образом, семья превращается в бюрократическую составляющую государства.
- Уничтожение религиозных движений – сегодня это утверждение стало частью всех современных учений и доктрин во многих государствах. Данный принцип работает для постепенного изгнания религии из жизни общества, а не такое радикальное решение, которое применяли большевики во главе с Троцким. Хорошим примером работы данного принципа будут скандинавские страны, где высокий уровень жизни и низкая религиозность, причем скандинавы считают, что первое условие соблюдается только при соблюдении второго.
- Равенство – данное требование по сути является основой всего социалистического строя и всех его производных и сопутствующих движений. Под этим под равенством подразумевают как стремление уничтожить уже установленную иерархию общества, так и предоставление всем членам общества равных прав и возможностей, независимо от их бывшего положения в обществе. Из-за неравенства в государстве часто можно наблюдать интеллектуальную и духовную пропасть между слоями населения. И именно ее следует уничтожить, чтобы достичь равенства. Сегодня этот принцип лег в основу многих левых течений, например, он лежит в основе модели шведской политики.
Внимание! Несмотря на активную позицию и отрицание индивидуальной собственности, Карл Маркс жил на средства Энгельса, который был владельцем нескольких производств. Принципы социализма
Несмотря на то, что многие принципы данного строя были сформированы еще в 16 веке, сегодня существует огромное количество государств, в которых так или иначе прослеживается модель и принципы этого движения.
Современные государства
Несмотря на изначально понятую провальную идею (на примере того же СССР), сегодня черты этой теории существуют в некоторых государствах, в которых продолжает действовать идеология или некоторые ее характерные черты. Среди стран, которые ее придерживаются, находятся:
- Вьетнам,
- Китайская народная республика,
- Непал,
- Корейская народная республика,
- Куба.
Некоторые характерные черты наблюдаются в политике:
- Швеции,
- Норвегии,
- Индии,
- Португалии,
- Боливии,
- Венесуэлы.
Социализм и капитализм. Что такое равенство?
Вывод
Таким образом, эта теория несет в себе как негативные, так и позитивные черты и может вывести государство на новый уровень, но, к сожалению, многие положения и стремления такого движения утопичны и никогда не могут быть достигнуты. Примером этого может стать СССР, в котором были достигнуты невероятные высоты (преодоление неграмотности, лучшее образование), однако при этом политика и власть не смогли достичь равенства, свобод и прочих основополагающих целей движения.
Источник: tvercult.ru