Что важно при строительстве городов

В прошлой своей статье «Дизайн российских городов, где он?» я затронул тему плохой архитектуры в наших с вами городах. Она получило широкий резонанс, набрав более 300 комментариев.

Сегодня поговорим о более практической части и попытаемся вместе ответить на вопрос «Что делать?».

Концепция частного города

Знакомьтесь, это Пол Ромер, американский экономист, который в 2009 году предложил идею городов-хартий под управлением корпораций.

В своем выступлении на TED Ромер описывает свою концепцию, в которой фактически предлагает с нуля строить города в развивающихся странах, правительства которых погрязли в коррупции, бюрократии и плохих законах.

В частном городе управление будет в руках крупной компании. В нем будут созданы самые привлекательные условия для инвесторов и бизнеса, а управляться они будут на основе хартии, то есть договора, списка правил, наиболее благоприятных экономически и политически.

ГОРОДА-ПРИЗРАКИ. КАК ПОСТРОИТЬ ГОРОД С НУЛЯ? — ТОПЛЕС

В идеях Ромера есть кардинальные и труднореализуемые в нашей стране идеи, в частности, он предлагает строить города, свободные от законодательства страны, в которой они находятся. Но это и не важно. Мы ведь можем взять лишь то, что подходит именно нам, верно?

Частных городов по модели Ромера так и не появилось, но есть классические частные города под управлением корпораций, вот несколько из них:

Celebration

Город в США, штат Флорида, большинство земель которых принадлежат The Walt Disney Company. Население составляет 7427 человек (данные 2010 года).

Идея этого города родилась в голове небезызвестного Уолта Диснея, но воплотилась она в жизнь только после его смерти.

В 1995-м компания Диснея разыграла первые 474 дома в Селебрейшне, почти пять тысяч человек боролись за право быть его частью — частью огромной декорации, с поддельным снегом и максимально зарегулированной жизнью.

Город Диснея — пример частного города, работающей бизнес-модели, которая уже воплощена в жизнь.

Лаваса

Лаваса — это строящийся на деньги частной компании город, расположенный в Западных Гхатах – горах Сахядри на западном побережье Индии. Пока не ясна судьба этого проекта, СМИ предрекают сумрачное будущее, но это лишь мнение. Дело в том, что в Индии настолько низкие зарплаты, что позволить себе жить в таком городе могут немногие. Да и качество строительства под вопросом.

Lavasa является детищем индийского предпринимателя Аджита Гулабчана (Ajit Gulabchand) — председателя строительной компании Hindustan, известной мега-проектами мостов и дамб.

Это первый город в Индии, который строится в соответствии с принципами «нового урбанизма» — концепции города, в соответствии с которой в нем остается достаточно много свободного пространства, совмещены бизнес-зоны и жилая застройка, есть разнообразные типы социального жилья и сохранены природные лесопарки.

25 ЛЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОМИЛЛИАРДНОГО МОРСКОГО ГОРОДА

Инвестиции в проект составляют $30 млрд. Предполагаемое население 300 тыс. человек.

Частный город в России?

Я слышал про частные компании, школы, коттеджные поселки, но города — никогда.

Что у нас есть сейчас:
Все города в России находятся под управлением чиновников, которым по сути плевать как они выглядят, какая у них инфраструктура и комфортно ли жить его жителям. Чиновники получают фиксированную зарплату, основная их функция «освоить» бюджет. Мотивации что-то делать хорошо нет, ведь если все хорошо, то бюджет в следующем году не выделят.

— бесплатное социальное обеспечение: сады, школы, медицина;
— мэр и губернатор сменяются демократическими выборами. пишу это и не могу сдержать улыбку
А есть ли еще плюсы? Я сходу не вспомнил.

А теперь посмотрим на частный город.
Он находится под управление мэра, назначенного советом директоров управляющей компании. Его задача — повышать прибыльность города. Он заинтересован, чтобы в город приехало как можно больше жителей. У него есть мотивация поддерживать комфортную среду в городе на высоком уровне чтобы он был привлекательным на фоне остальных. В таком городе нет соблазна, например, строить дороги на 1 год, потому что управляющая компания не захочет каждый год выделять из бюджета средства на их ремонт.

Тендеры будут проходить не по самой низкой цене как это принято в госсекторе, а по соотношению цена-качество.

Частный город — это частная территория. Здесь можно строить школы, где обучение построено по мировым методикам обучения.

Житель перед управляющей компанией будет защищен договором-хартией, вступающим в силу при покупке жилья в городе или аренде жилой или коммерческой площади.
Этот список можно продолжать.

— горожанин будет платить двойной налог: федеральный + в бюджет частному городу;
— детские сады и школы будут платными. Но по факту школы сейчас лишь номинально бесплатные. Очень часто родители платят за учебники, шторы, ремонт и т. д. Так что это лишь условный минус;
— в городе будут свои правила и штрафы за их нарушения. Но правила — это необходимая мера для того, чтобы город был комфортным. В пример можно привести Сингапур, который жестко регламентирован, но это позволило стать ему самым динамично-развивающимся в Азии.

Назрела проблема

Выглянув сейчас в окно большинство из нас увидят почти одно и то же:

  1. Тоскливую архитектуру;
  2. Дворы, заставленные машинами;
  3. Плохую транспортную инфраструктуру;
  4. Убитые автомобильные дороги и пешеходные дорожки;
  5. Отсутствие нормальных современных парков и прогулочных зон;
  6. Обилие визуально мусора, в виде рекламных поверхностей;
  7. и многое другое

И, похоже, государство это не волнует. Хотя, надо признать, Москва сейчас хорошо развивается по многим показателям. Но к Москве я вернусь дальше по тексту.

Я убежден, что городская среда влияет на нас. Так может не казаться, но когда мы день за днем сталкиваетесь с ней, то начинаем приспосабливаться к плохой среде. А это самое ужасное. Незаметно мы становимся безразличными. Безразличными к подъездам, дворам, инфраструктуре и всей городской среде. Я сам такой был, пока меня не отрезвило мое первое путешествие в Европу.

Я увидел, что может быть по другому.

Именно поэтому идея частного города показалась мне очень перспективной и вот почему:

1) Реалистичность.
Мы все понимаем, что государство никогда не инвестирует в такой проект, но при участии частных инвестиций он может появиться на свет.

2) Необходимость.
У городов нет конкуренции. Мысль о том, что такова наша судьба — жить в плохих условиях укоренилась основательно. Нужен прецедент, который покажет, что в России можно жить по-другому, это обнажит проблему.

3) Присутствие ресурсов:
— Земельные. Россия обладает самой большой территорией на Земле, у нас есть пространство для реализации.
— Людские. У нас много талантливых людей, способных реализовать проект.
— Технологические. За последние 50 лет в мире появилось много строительных, транспортных и социальных технологий. Наши города были построены задолго до транспортной и технологической революции. Многие не учитывают ни современный городской трафик, ни потребности в комфортной среде, ни логичную инфраструктуру. Все это понимают, но поменять что-то достаточно сложно в текущих городах.

Цель проекта

Проекту я дал условное название «Дизайн-город». Моя цель достаточно амбициозна: Инициировать создание первого в России частного технологичного города (еще такие города принято назвать «умными»). Кто-то спросит: «А кто ты вообще такой чтобы такие цели декларировать?»
Отвечаю: я просто гражданин этой страны, который устал ждать инициативы от кого-то еще. Понимаю, что опыта в градостроительстве у меня нет (и он мало у кого есть). Есть только свой взгляд и свои идеи на этот счет.

Обращение к хабрасообществу

Эта статья не просто так размещена на Хабре. Здесь сосредоточено самое большое ИТ сообщество в России и много талантливых и активных людей, которые могут поучаствовать в развитии этого проекта.

Читайте также:  Топ игр про строительство базы и выживание

Все что я буду писать дальше — это мое видение и оно может быть ошибочным. Город — это среда сотен тысяч (или миллионов) человек и я считаю неразумным, что проект города будет создаваться силами нескольких человек. И именно поэтому я выношу этот проект на всеобщее обозрение, чтобы через диалог с обществом сформировать его.

Я создал цель на SmartProgress, где буду публиковать отчеты, а также группу в ВК для обсуждений.

Я разделил цель на этапы:
  1. Собрать сообщество численностью более 50 тыс. человек.
  2. Собрать команду единомышленников: архитекторы, инженеры, дизайнеры городской среды, предприниматели, менеджеры и т. д… Понадобиться опыт сотен людей.
  3. Выработать принципы работы экономики города: кто в нем будет жить и какая будет работа (создать портрет жителя), как он будет зарабатывать и содержать себя.
  4. Определить технологии, по которым будет построен город: градостроительные, инженерные, экологические и т. д.
  5. Сформулировать хартию города: политические и социальные законы, по которым будут жить горожане.
  6. Создать визуальную концепцию города и его устройство. Архитектура и дизайн городской среды.
  7. Найти инвесторов и партнеров в России и/или заграницей. После формирования проекта, мы будем пробовать продвигать его в среде инвесторов. Это план максимум.
Сообщество

Зачем этому проекту сообщество?
Во-первых, чтобы изучить спрос.
Во-вторых, сообщество поможет сформировать этот проект, сделать его жизнеспособным.
В-третьих, часть сообщества станет первыми жителями города.

Команда

В сообществе будут появляться лидеры. В такой проект необходимо вовлечь сотни разных специалистов, чтобы он формировался сбалансированным и жизнеспособным.

Выношу на обсуждение общественности первую бета версию проекта. Повторюсь, что все что я пишу ниже это просто мои идеи и их можно и нужно подвергать критике, но важно при этом предлагать свои идеи.

Например
Неправильно: Парковки во дворах — это г**но
Правильно: Парковки не для дворов, предлагаю их переносить в подвалы домов, это позволит дворы использовать для детских площадок и активного времяпровождения взрослых.

Дизайн-город Ver. 0.1 beta

Я очень долго думал о том каким должен быть город. Ведь мало его построить, необходимо чтобы он заселялся жителями. Именно поэтому необходимо создать хорошо продуманную концепцию.

Первое, что нужно сделать — изучить конкурентов. На основе этого анализа я выдвину свою теорию.

Конкурентные регионы
Москва

По опыту проживания в Москве продолжительное время могу сказать, что город сильно перенаселен. Метро в часы пик и праздничные события — это как лосось на нересте. На дорогах постоянные пробки.
Несмотря на это, люди едут сюда, и даже если вы никогда не хотели переезжать в Москву, то я уверен, если ничего не делать, рано или поздно она сама придет к вам:

Чтобы этого избежать, нужно создавать новые зоны притяжения людей, т. е. децентрализовать страну.

В сфере IT уже появляются свои кластеры: Иннополис и Сколково. Они специализируются на привлечении и обучении различных IT специалистов. Не будем спорить об их эффективности. Просто имеем их ввиду.

Промышленное градообразующее предприятие тоже не наша история. Это совершенно другие инвестиции и задачи.

Из этого всего родилась концепция туристического города-парка. Его необходимо строить на юге России. В первую очередь из-за того, что именно в таком виде он сможет быстро обрести жизнь.

Смотрим на схему и зоны, выделенные красными тонами. Это зоны с более теплыми зимами. Точное местоположение нужно выбирать.

Дизайн-город можно построить как на абсолютно новой территории, так и на месте какой-либо заброшенной деревни.

Концепция города-парка объединяет в себе лучшую европейскую и американскую архитектуру, добавляет современные парковые и развлекательные зоны и приправляется щепоткой русского размаха. На выходе получаем новое место притяжения для всех, кто отправляется отдыхать на черное или каспийское побережье.

Для справки: В 2011 году черноморское побережье посетило порядка 11 млн. туристов (не нашел более свежую информацию). Если даже 10% этих туристов заедет в город, то для бизнеса это большое подспорье.

Итого получаем

1) Город по климату более комфортен, чем Москва или Питер. Это преимущество.
2) Хороший поток туристов. Это подспорье для развития малого и среднего бизнеса в городе: кафе, рестораны, парикмахерские, развлекательные комплексы и т. д. Все это сделает город живым.
3) Город подтянет крупный туристический сектор: гиды, туристические компании, агенты, менеджеры.
4) Параллельно появятся жители из других регионов, которые не привязаны к работе территориально: IT-специалисты, дизайнеры, менеджеры, учителя, сотрудники среднего и низшего звена.

Это моя теория и рассуждения. Во всяком случае, я лично не вижу перспектив у города, построенного где-то в тундре.

Еще немного статистики для любопытных: Только 28% россиян имеют загранпаспорт. Представьте, что большая часть населения НИКОГДА не сможет выехать за пределы России и СНГ. Мы как рыбки в аквариуме. И это реально поражает. Многие из нас никогда не поедут на Октоберфест и не прокатятся по каналам Амстердама, не зайдут в настоящую французскую булочную и не покатаются на трамвае в Праге.

Дизайн-город позволит прикоснуться к настоящей европейской архитектуре и окунуться в ее атмосферу.

Что из себя представляет Дизайн-город?
Это город, состоящий из сот-кварталов, разделенными дорогами. Зеленые зоны — это крупные парки развлечений и отдыха.

Почему соты?
Этой осенью специалисты из Колумбийского национального университета рассчитали, что именно такой вид оптимален с точки зрения передвижения. По их расчетам даже классические кварталы проигрывают сотам в скорости передвижения на автомобилях.

Характеристики:

1. Отсутствие спальных районов.
Спальный район — самое большое зло всех российских городов. Именно такая инфраструктура создает огромные пробки из-за того, что вся работа в центре!

В Дизайн-городе вся инфраструктура будет вкраплена в жилую застройку: магазины, детские сады, школы, кинотеатры, небольшие поликлиники, почта, государственные учреждения и т. д. Коммерческая недвижимость будет соседствовать с жилой.

2. Огромные тематические парки развлечений, отдыха и спорта.
Если вы присмотритесь к схеме выше, вы увидите, что каждый кластер окружен 2 крупными парками. В этих парках будут располагаться спортивные объекты, аттракционы, аквапарки.

3. Каждый район будут иметь свой дизайн-код.
Оформление коммерческой недвижимости будут регламентировано. Никаких красных баннеров поперек дороги.

4. Пешеход важнее автомобиля.
Город снова должен стать для людей. Поэтому во дворы заехать будет невозможно. Дворы будут местом тихого отдыха и прогулок с детьми. Парковки подземные под домами жильцов.

5. Общественный транспорт.
Трамваи по кольцевым и радиальным дорогам. Например, такой, made in Russia:

6. Не высотное строительство
Город не должен быть высоким. Это всегда создает большую транспортную нагрузку. Пусть высотки строят в Японии, у них выхода нет. Они живут на маленьком острове. Или китайцы, у них численность высокая. Мы же обладаем громадными площадями и небольшой численностью. Даже европейцы, имея небольшие площади не строят высокие города.

Историческая часть Питера также отличный пример.

Источник: habr.com

Что важно при строительстве городов

Учебные корпуса, мастерские и офисы на берегу озера Полянское. «Паркоград Нижний» (из личного архива Кирилла Игнатьева)

Стоит начать с того, что есть шесть ключевых трендов, которые влияют на развитие городов: «антропономика», рост численности населения, кастомизация и персонализация на рынках, все большая цифровизация нашей жизни, запрос на экологию и появляющиеся почти неограниченные возможности воспроизводства ресурсов. Эти тренды влияют на запрос к изменению образа городов.

Актуальный стиль и образ города я называю «киберпарк». «Кибер» – потому что это сетевой и цифровой город. Как писал Джон Герачи, это город, подобный Интернету в своей взаимосвязанности. Например, уже сегодня в Москве можно переезжать из парка в парк, практически не покидая парковых зон, за некоторым исключением.

Читайте также:  Оценка эффективности проекта по строительству дороги

Город будет соединять зеленые зоны для того, чтобы можно было пешком, на велосипеде, на роликах, на самокатах преодолевать большие расстояния. В этих пространствах начнет появляться малый бизнес: кафе, небольшие сервисы, шоурумы. Это история о взаимосвязанном сетевом городе. К этому добавится раскрытие для публичного доступа промышленных территорий.

Правильная территория для работы в будущем – интегрированная в соединенную, в том числе и парковую рекреационную среду города. Это дополнительная связанность – помимо рекреационных территорий, еще и территории рекреационно-рабочие. После пандемии люди смогут работать только в комфортных пространствах, где можно пообщаться, поработать спокойно, послушать лекцию, потусоваться что называется, что-то купить еще и уехать любым видом транспорта.

Диалоговый характер урбанистики – тоже важный тренд, который приходит в город из Интернета. Диалог города с жителями и жителей между собой. Город будущего – это город, находящийся в разных форматах с помощью технологий виртуальной, дополненной реальности, QR-кодов, указателей, архитектуры, урбанистических решений, МАФов в диалоге со зрителями – жителями и туристами. Это пришло из Интернета, из социальных сетей, из сферы культуры.

Почему «парк»? Потому что в парке зелено и комфортно, приятно проводить время. Центр города становится пешеходным не только потому, что пешеходных улиц больше. Автомобилей меньше, потому что меньше частных машин благодаря стремительно развивающимся сервисам такси и каршеринга.

Они приезжают по вызову в любой момент, находятся в постоянном движении, нет необходимости в большом количестве парковок. И все это усилится с появлением беспилотного транспорта. Город расширяет свою «пешеходность» благодаря и малому транспорту: самокаты и велосипеды, электротранспорт типа моноколес и прочее.

Торговые центры превратятся в пространства, где в первую очередь можно встретиться, покушать, посетить развлекательные объекты, а в последнюю очередь что-то купить. Да, можно выбрать как на выставке, обсудить что-то с консультантом в живом режиме, но торговая функция станет второй из первой, поменяется местами с развлечениями и питанием.

И это будет значимым трендом – офлайн-сервисы начнут обслуживать онлайн-бизнес. Люди в центр будут приезжать как в парк: покушать, пообщаться, познакомиться, провести хорошо время, сходить в музей или на выставку. Это все было раньше в парках. И, смотрите, что получается. Центр города как парк.

Сами парки – соединенный парк. Интегрированные промышленные территории, торговые центры – больше парк культуры и отдыха, только под крышей. Связанность. Вот он, город в стиле «киберпарк»!

Как эти форматы будут встроены в существующие города?

Вполне органично. Не стоит ассоциировать города будущего с новыми городами, построенными с нуля. Они будут, но их будет не много. И это будут больше экспериментальные площадки, тренды и модели для городов будущего. Город будущего на сегодняшний момент можно спроектировать, но строить его все равно сотни лет.

Я не верю в города одного архитектора. Разнообразие, благодаря чему город является конкурентоспособным, достигается с помощью ассортимента. Делать город будущего силами одного архитектурного бюро неправильно. Экспериментальные площадки могут называться городами, но объективно это микрорайоны, даже если их делают выдающиеся мастера.

Город будущего в начальной стадии будут проектировать даже не архитекторы-урбанисты, а в первую очередь футурологи, которые широко смотрят на предмет своей работы. И это будут создатели концептов городов будущего. А вот строиться города будут с лидирующей ролью профессионалов – архитекторов и урбанистов, и искусственный интеллект будет им помогать.

Эти тенденции нашли свое отражение в Вашем проекте для Нижнего Новгорода «Паркоград Нижний»?

Конечно. Мы поставили команде задачу проектировать не город, а парк, в котором будут люди жить, работать, развлекаться, перемещаться. Мы попытались применить тренды не только из урбанистки, но и из экономики, и из технологий, чтобы они получили свое воплощение. Мы проектировали город, где все отходы будут перерабатываться внутри, а выбросы в атмосферу будут минимальными.

Мы исходили из того, что этот город будет максимально экологически чистым, дружественным электрическому и водородному транспорту. Очень важный момент в городе – его видеоэкология. Человек, стоящий в определенной точке и развернувшийся на 360 градусов, должен получать гармоничные виды.

Мы подумали и о том, как сделать киберпарк связанным в условиях российского климата, чтобы люди, не выходя из зданий, могли пройти десятки километров. И в сетевую структуру связали ключевые здания между собой. Причем это связь разная. Где-то она идет по наземным галереям, где-то – на третьем уровне застройки, и люди по кровле практически перемещаются, где-то – под землей.

Одновременно мы дали им возможность выйти из здания, срезать путь или проделать тот же маршрут, но на свежем воздухе. Другим интересным решением было разместить главную городскую площадь на крышах. Мы хотим создать модель принципиально малоэтажного экологичного строительства, поэтому город весь с зелеными кровлями. На них можно позагорать, можно проехать на велосипеде, на роликах, с третьего этажа спуститься по покатым склонам.

Этот город был построен по принципу кафедры как центра компетенций. Таких кафедр несколько десятков, они соединены, а вокруг есть соответствующая сетевая структура, тоже соединенная с местами жизни и работы. Мы в одних зданиях совместили и подразделения технологических компаний, и стартаперов, и тех, кто занимается образованием. Они работают рядом, общаются, ходят в одни и те же кафе. Будет возникать диалог, очень интересная коллаборация.

Мы проектируем в основном две формы жилья – коливинги и апартаменты. В коливингах живут более совмещенно, это такая конструкция дома-коммуны 20-х годов, где много общего пространства. Плюс есть свои микропространства – квартиры и комнаты разного размера. А апартаменты – под аренду, под продажу. Они напоминают сегодняшние квартиры.

Для тех, кто предпочитает жить в более тихом месте.

Мы подумали и о тех, кто хочет жить совсем уединенно. Наличие такого сельского образа жизни совершенно необходимо, поэтому внутри города мы создали несколько десятков территорий под поселки. К этим ячейкам всегда есть дорога. Она проходит под землей и не мешает парку, люди машин не видят. Конечно, есть решение для местного транспорта. Это панорамный беспилотный шаттл.

Это всегда красивые виды из окна, и мы категорически не хотим убирать шаттл под землю. Для него запроектирована ветка. При этом всегда можно вызвать беспилотный гольф-кар или электромобиль, чтобы не проделывать многокилометровый путь, тем более если речь идет о человеке с ограниченными возможностями.

original.jpg
Беспилотная доставка
CLS_Doha_01.jpg Беспилотный шаттл на канатной тяге

Как скоро Вы планируете реализовать этот проект?

Если в следующем году будет принято политическое решение, уже в конце 20-х там могут появиться первые жители и первые резиденты. Этот город будет строиться не менее 100 лет, поэтому остается много участков и территорий для его развития в будущем. В горизонте 30 лет может быть реализовано 30-40% всего проекта, и потом это уже будет город, рассчитанный на десятки тысяч жителей.

Он будет немаленьким, но он должен выполнить свою задачу – стать городом с самым большим количеством зеленых насаждений на одного жителя. В этом он должен лидировать изначально. Проект рассчитан на окупаемость от десяти до 12 лет.

Мы делаем проект, в котором будет комфортно жить, арендовать, заниматься творчеством и научными исследованиями, вести образовательный онлайн-процесс на весь мир. У нас глобальные амбиции, мы должны стать лучшими. Если мы не поставим высоких задач, мы их не добьемся.

По оценке ученых, к 2050 году около 70% населения Земли будет проживать в городах. Означает ли это, что в будущем нас ожидает активная урбанизация сельских территорий?

Читайте также:  Ссбт строительство требования безопасности

Частично да. Как местные жители, так и культуртрегеры из больших городов обратились к малым городам, к селу, к дачным локациям, и стали катализатором сельской урбанизации. Они одновременно и инвесторы, и люди с горящими глазами.

Сильно нуждающиеся в сельской среде, уставшие от урбанизма…

Безусловно. У них две мотивации. Первая – они являются носителями знаний и компетенций, вторая – они хотят быть первыми в маленькой локации и увидеть результат своей деятельности. В малых городах и селах это можно сделать очень быстро. Количество сельских локаций, которые есть в России и в мире, это бесконечное пространство возможностей.

Малоэтажность – тоже тренд. Наверное, когда-то какие-то многоэтажные дома будут сноситься, но я думаю, что это будут исключения. Города сохранят многоэтажность. Но новые локации, отвоеванные у сельского хозяйства, будут строиться малоэтажно. Это будет запрос с точки зрения экологии, видеоэкологии, медицины, здорового образа жизни и человеческого комфорта.

И в этом смысле город будущего как прототип должен этот тренд представить.

Будет ли 2021 год, которого все так ждут, лучше и легче уходящего 2020-го для российских городов? Какие варианты сценариев у Вас есть?

Я считаю, что 21-й будет годом решающих побед в так называемой третьей мировой войне, потому что пандемия сопоставима именно с таким разрушительным эффектом. Войны прошлого века перешли в другой формат: враги стали незаметными, в данном случае это вирусы. Однако история в 21-м не закончится. Во-первых, тотальное ощущение победы перейдет в 22 год.

Окончательно мы перестанем бояться к лету 22-го. У нас будет более позитивное лето 21-го и абсолютно счастливое лето 22-го года. Отвожу на глобальную победу над пандемией 1,5 года. Почему победа неокончательная? Есть много неизученных последствий и с точки зрения социально-психологической, и с точки зрения медицинской.

И специалисты, с которыми мы общаемся, подтверждают это: непонятно, как вирус влияет на нервную систему, печень, систему кровообращения. Возможно, противопоказания выявятся в ходе массовой вакцинации. Мы не сомневаемся, что вакцинация – это плюс, но очевидно, что аналитики недостаточно. Многое испытываем экспериментальным путем, и это неправильно.

Новые технологии позволят работать с помощью инструмента, на базе которого мы будем испытывать вакцины будущего. Этих препаратов будет десятки тысяч, и у каждого человека будет практически своя. Сейчас вакцин не более десяти, и они наверняка возымеют эффект, но нет данных ни о сроке действия, ни о противопоказаниях, ни о способности побеждать мутирующий вирус.

Я считаю, что изучение истории пандемии и ее последствий займет лет десять. В 20-е годы мы будем к этому возвращаться, будет много конфере нций и дискуссий. Конечно, мы перестанем бояться пандемии, но ее последствия, повторюсь, как последствия любой войны, будут разрушительными. И все же закончить хочу позитивом.

Я полагаю, с закрытием бизнеса и экономической лихорадкой мы простимся в 20-м. Уверен, что с лета следующего года вернемся к достаточной свободе передвижения, в том числе по миру. При этом ограничительные меры останутся, и даже за пределами 1,5-годовалого срока мы будем с ними сталкиваться. Вначале эти меры будут регулироваться государством, потом мы сами перейдем к разумному самоограничению.

Источник: urban.ranepa.ru

На Дальнем Востоке решили создать город-миллионник. Зачем он нужен и кто в нем будет жить

В правительстве предложили создать первый город-миллионник на Дальнем Востоке — для этого планируют объединить Владивосток с Артемом и построить между ними новый город-спутник. О том, зачем региону такая городская агломерация, «Сноб» поговорил с экс-директором Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования РФ Максимом Перовым

Фото: Sung Shin/Unsplash

О планах создать во Владивостоке городскую агломерацию с населением более миллиона человек в интервью РБК рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По его мнению, это позволит сделать Владивосток третьим по привлекательности городом в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Создать первый в регионе город-миллионник Чекунков предложил, комментируя похожую идею Сергея Шойгу — ранее министр обороны заявил, что считает необходимым строительство пяти новых крупных городов в Сибири.

Чекунков отметил, что в правительстве бизнес-модель создания города-спутника сейчас «просчитывают всерьез». Назвать его планируют «Спутник». Министр объяснил это тем, что во всем мире слово ассоциируется с «моментом высочайшего триумфа советской науки», и напомнил, что в английском языке есть выражение Sputnik moment. В 2020-м такие же доводы были у разработчиков российской вакцины от Covid-19, объяснявших выбранное для нее название — «Спутник V».

Проект по созданию города-спутника планируют реализовывать при поддержке ВЭБ.РФ, соответствующее соглашение будет подписано на Восточном экономическом форуме, который пройдет во Владивостоке с 2 по 4 сентября.

Как напоминает Максим Перов, бывший директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования РФ , идея объединить Владивосток с Артемом обсуждается уже не первый год . При этом речи о городе-спутнике раньше не шло, но его строительство, как и план по созданию агломерации, собеседник «Сноба» называет «логичным»: «Миллионник — это совсем другой уровень организации городской среды. В городах такого масштаба можно использовать пассажирский рейсовый транспорт, развивать разные отрасли экономики и бизнеса, при этом “акцентируясь” на узких специализациях».

Рассуждая о том, кто захочет, а главное, будет жить в агломерации, Перов отмечает, что в регионе уже сейчас создаются комфортные экономические условия: «относительно приличные заработки, возможность купить или арендовать нормальное жилье». Здесь же, напоминает он, находится один из сильнейших российских вузов — Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Все это, как считает собеседник «Сноба», вероятно, поможет привлечь в агломерацию людей, которые захотят здесь учиться, работать и развиваться. «Предпосылки для создания миллионника безусловно есть, но надо понимать, что на это уйдут годы. Мне проект кажется интересным, сейчас дело за местными властями», — заключает Перов.

При этом именно на этапе обсуждения проекта местными властями и могут возникнуть сложности , считает руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, профессор Александр Латкин: « Думаю, что власти и думы обоих городов будут против. Артем не донор, а дотационная территория. Неслучайно долго дискутировали, но города так и не объединили ». Кроме того, Латкин сомневается, что на созданную территорию удастся привлечь людей: «Из края жители уезжают, продолжается отток населения, в том числе из Артема. <. >Сейчас во Владивостоке в лучшем случае 550 тысяч человек постоянного контингента, и то многие отсюда уехали, живут в других странах, а числятся жителями Владивостока».

В разговоре со «Снобом» экотренер, координатор проекта «Фудшеринг Владивосток», эксперт движения «РазДельный Сбор» во Владивостоке Мария Прус отмечает, что сама по себе идея создать город-миллионник может способствовать развитию инфраструктуры, росту предпринимательства и «притоку» в регион новых культурных, научных и экологических проектов. При этом, по ее мнению, есть «ряд сложностей, которые опасно не учесть», именно из-за них местные жители относятся к предложению министра с опаской: «Владивосток расположен на берегу моря.

Каким образом такое сильное расширение скажется на нашей природе? Что вообще от нее останется после такого строительства? Даже если у авторов проекта получится все построить и сделать хорошо, то какая нагрузка на местные экосистемы будет в будущем? Готов ли вообще край к такому потоку жителей? Мне кажется, очень важно смотреть на это не только с точки зрения развития инфраструктуры и денег, но и с точки зрения того, что ждет природу Приморья после такого строительства».

Подготовила Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Источник: snob.ru

Рейтинг
Загрузка ...