Письмо Минстроя России от 30.12.2021 N 58202-СМ/09 «О рекомендуемых формах сметы контракта и акта выполненных работ»
С 1 января 2022 года в соответствии с поправками в статью 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесенными Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу обязанность заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) формирования и подписания документов о приемке, оформляемых в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС).
В рамках проводимой работы по внедрению электронного актирования строительных работ в ЕИС в сфере закупок, Минстроем России совместно с Минфином России, Федеральным казначейством, ФНС России, ФАС России разработана единая методология актирования строительных работ по укрупненным позициям сметы контракта и возможности утверждения формы Акта о приемке выполненных работ (далее — Акт).
Подготовлены соответствующие изменения в Приказ от 14 января 2020 г. N 9/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта» в части дополнения в состав приложения формы Акта, а также в Приказ от 23 декабря 2019 г. N 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства».
До утверждения указанных изменений, рекомендуется использовать формы сметы контракта и акта выполненных работ, согласно приложению, к настоящему письму.
к изменениям, которые вносятся
в приказ Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от 14 января 2020 г. N 9/пр
к Типовым условиям государственного
или муниципального контракта,
предметом которого является
выполнение работ по строительству
(реконструкции) объекта капитального
строительства, утвержденным приказом
и жилищно-коммунального хозяйства
от 14 января 2020 г. N 9/пр
Акт о приемке выполненных работ N ____ от ______
Исправление N _____ от _____
Наименование объекта ________________________________________
Место выполнения работ
Отчетный период с ______ по ______
В соответствии с условиями контракта от . ____ г. N ____________ Подрядчиком выполнены конструктивные решения (элементы), комплексы (виды) работ, обеспечена поставка, разгрузка, складирование и хранение материалов, изделий, конструкций и оборудования (далее соответственно — решения (элементы), работы, услуги, оборудование), а Заказчиком приняты решения (элементы), работы, услуги, оборудование, а также затраты:
ИсточникПорядок учета капитальных вложений согласно ФСБУ 26/2020
ФСБУ 26/2020 капитальные вложения — что надо знать бухгалтеру о нововведениях? Когда применять новый порядок и в отношении каких операций? В чем заключаются различия предыдущего порядка учета капвложений и обновленных правил? Разбираем учет вложений в ОС по новому стандарту в нашем материале.
Область применения обновленного стандарта
ФСБУ 26/2020 утвержден приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н.
Данным приказом утверждено сразу два новых стандарта, относящихся к учету основных средств (ОС) организаций.
Хотя новые стандарты неразрывно связаны, мы в нашей статье сделаем фокус не на новшествах в учете основных средств, а на ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», то есть на одной из частей учета ОС.
С какой отчетной даты вводятся изменения ФСБУ 26/2020? Оба приложения приказа № 204н обязательны к применению начиная с отчетности за 2022 год. Впрочем, на добровольной основе в порядке эксперимента и подготовки к новшествам можно это сделать и раньше. При этом надо зафиксировать факт применения ФСБУ 26/2020 в учетной политике предприятия.
Правилами ФСБУ 26/2020 допускаются оба направления применения новшеств в бухучете: ретроспектива и перспектива. Перспективно новые правила можно применять в отношении тех фактов хозяйственной жизни предприятия, которые имели место после начала применения этих правил.
О ретроспективных и перспективных способах исправления ошибок в бухучете мы писали в статье «Способы исправления в бухгалтерском учете и отчетности».
Теперь разберемся, кто применяет ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»:
Отметим, что можно считать капвложениями в целях применения ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»:
Отнести к рассматриваемым вложениям затраты допустимо, если одномоментно соблюдены такие условия:
Здесь речь идет как об изначальном, первичном поступлении объекта ОС на фирму, так и о дальнейшем повышении его эффективности, например восстановлении или улучшении.
Далее проведем обзор ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
Принципы оценивания вложений в ОС
Рассмотрим, что нового в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» по сравнению с предыдущим порядком учета ОС в части оценки капитальных вложений. Сравнительную таблицу общих изменений вы найдете в конце статьи.
В какой оценке принимаются инвестиции в ОС к учету? Этому вопросу посвящен раздел II стандарта о капвложениях.
ВАЖНО! Капитальные вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат на приобретение, создание, улучшение или восстановление основных средств.
Капитальные вложения признаются в учете по мере осуществления фактических затрат.
К фактическим затратам можно отнести следующее:
Из указанных сумм вычитаются возмещаемые налоги. Все предоставленные льготы, бонусы, скидки и прочие преференции учитываются в предоставленном размере.
Существуют такие фактические затраты, которые не следует относить к затратам на капвложения. Принцип учета капвложений предлагает относить их на расходы периода, когда они были понесены. Перечень таких неучитываемых затрат приведен ниже на схеме.
Когда учет капвложения прекращается или переходит в иные формы
ВАЖНО! Если фактическая эксплуатация части объекта капитальных вложений началась до фактической эксплуатации объекта в целом, то эта часть признается самостоятельным объектом ОС.
Списание объекта капвложений происходит, если он не способен приносить экономические выгоды в будущем или же объект выбывает. Этому могут служить следующие причины:
Списание капвложений происходит в том периоде, когда они выбывают или прекращается их осуществление. Затраты, связанные с данной операцией, признаются расходами периода, в котором понесены.
Выбытие капвложений могут нести в себе не только расходы, но и доходы. Итоговый расход или доход от операций, связанных с выбытием капвложений, — прибыль или убыток — признается в периоде списания капвложений.
Мы описали контрольные точки в применении нового ФСБУ 26/2020. Ниже приведем сравнительный анализ нововведений по отношению к правилам, которые были установлены предыдущий рабочим ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Как отразить в учете переход на ФСБУ 26/2020? Оформите пробный бесплатный доступ к системе «КонсультантПлюс» и получите алгоритм действий для переходного периода.
Новшества стандарта
Ниже в таблице приведено сравнение ФСБУ 26/2020 и Положения по учету основных средств, которое применялось прежде и где ранее устанавливались правила учета капитальных вложений:
События хозяйственной жизни
ФСБУ 26/2020
ПБУ 6/01
Капитальные вложения в арендованные ОС
Отражаются в составе ОС
Если имеет место не единоразовая оплата, а постепенная — рассрочка или отсрочка платежа, при осуществлении капвложений
Оценка капвложений осуществляется как сумма, которую надо было бы уплатить при отсутствии рассрочки (отсрочки). Разница доначисляется по правилам учета процентов по займам
В стоимость включается номинальная сумма обязательств
По какой цене ввести в учет безвозмездные или безденежные поступления при осуществлении капвложений
Текущая рыночная стоимость
Происходит ли обесценение капвложений
Проверять эту ситуацию обязательно по правилам МСФО
Нет необходимости осуществлять такую проверку
Актуальный перечень действующих в 2021–2022 годах ПБУ вы найдете в статье «Все ПБУ по бухучету в 2021–2022 годах — перечень».
Итоги
Отказаться от применения ФСБУ 26/2020 можно было до начала 2022 года, после этой даты он стал обязательным. При желании начать его использовать в учете можно было и раньше, закрепив этот факт в учетной политике. ФСБУ 26/2020 отвечает за капитальные вложения, его выделили в отдельную часть из-за завершившего свое действие ПБУ 6/01.
- ФСБУ 26/2020 «Учета капитальных вложений»
- ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Закупки строительных работ: изменения 2020
Законодательство о госзакупках в градостроительной отрасли в этом году значительно реформируют.
- Изменения выбора способа закупок
- Меняются требования к участникам закупок
- Изменение порядка оценки заявок
Изменение выбора способа закупок
С 1 сентября 2020 года все по всем строительным работам можно проводить не только электронный аукцион, но и конкурс в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 25.06.2020 г. № 921).
При этом не стоит рассчитывать на широкое распространение электронного конкурса – он требует большего количества времени и сложен из-за необходимости правильно прописать критерии оценки заявок.
Не стоит забывать, что конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс можно проводить только в случаях, предусмотренных законом.
Меняются требования к участникам закупок
С 1 июля введены новые правила для предъявления дополнительных требований к участникам закупок в сфере строительства (Постановление Правительства РФ № 921 от 25.06.2020 г.).
Теперь можно предъявлять дополнительные требования, если предмет контракта – проектирование и инженерные изыскания.
По процедурам, извещения по которым опубликованы после 09.07.2020 можно учитывать в качестве опыта исполнение аналогичных контрактов (договоров) за последние пять лет (ранее можно было только за три года).
Дополнительные требования нужно предъявлять к участникам закупок не только для контрактов для федеральных нужд на сумму более 10 млн руб., но и для контрактов для нужд субъектов РФ и муниципальных образований на сумму более 5 млн руб.
Наличие опыта в конкретных видах закупок –строительству и реконструкции капитальных объектов, в том числе линейных объектов капитального строительства можно подтверждать контрактом или договором, сумма которого по п. 2 и 2(1) Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99
- 50% и более от НМЦК закупки при цене контракта более 10 млн руб.,
- 40% и более – при цене контракта (лота) более 100 млн. руб.,
- 30% и более – при цене контракта более 500 млн руб.,
По другим видам работ и объектов (п.п. 2(2)-2(7) Приложения №1) установлена другая норма – 20% и более от НМЦК закупки. При этом цена контракта значения не имеет.
В Приложение № 1 внесены существенные изменения в отношении условий предъявления дополнительных требований. То, какие именно требования можно предъявить зависит и от вида работ, и от характера объектов (всего 7 категорий). Изменено распределение категорий работ в целях подтверждения опыта – отдельно подтверждается опыт по следующим категориям
- строительству и реконструкции,
- капитальному ремонту,
- сносу,
- подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий,
- ремонту автомобильных дорог.
При этом отдельно подтверждается также опыт по разным категориям объектов – по объектам капитального строительства, по линейным объектам, некапитальным строениям и благоустройству.
Если проводится закупка по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, но не линейных объектов (п. 2 Приложения №1), то опыт может быть подтвержден как
- контрактом, заключенным по правилам Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, так и
- гражданско-правовым договором как на строительство, так и на реконструкцию объекта капитального строительства (не линейного объекта).
Если необходимо провести процедуру по строительству и реконструкции линейного объекта – то требования аналогичны, но надо учесть опыт строительства и реконструкции именно линейных объектов.
По остальным видам работ предусмотрена вилка, опыт выполнения работ, соответствующих предмету текущей закупки можно
- подтверждать контрактом или гражданско-правовым договором на выполнение более сложных и трудоемких, но схожих по характеру работ (например, опыт для закупки по капитальному ремонту объекта капитального строительства можно подтвердить договором на строительство такого объекта);
- подтверждать контрактом, заключенным в порядке Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ на выполнение точно такого же вида работ на объектах такого же характера. В последнем случае для подтверждения опыта необходима копия исполненного контракта из ЕИС.
Никаких дополнительных требований для работ, которые не указаны в Приложении №1, например по текущему ремонту или проектированию предъявлять не нужно.
Следует обратить внимание еще на ряд особенностей при применении Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99
- В новой редакции Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 ничего не говорится о дополнительных требованиях при цене предыдущего контракта при НМЦК от 5 и до 10 млн руб.
- Пятилетний срок для подтверждения опыта необходимо считать с момента подписания соответствующего акта, подтверждающего выполнение работ, а не даты контракта (договора).
- Если вы хотите объявить закупку на выполнение работ по капительному ремонту или сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включённых в состав автомобильных дорог федерального значения) нельзя проводить конкурс с ограниченным участием, допустим только конкурс в электронной форме.
- Нельзя подтвердить опыт выполнения работ по договорам (контрактам) в сфере строительства договорами субподряда – существует практика как судов, так и антимонопольных органов, когда такие случаи признавали нарушением.
Были внесены и изменения в Приложение № 2 к Постановлению №99 – теперь строительство и реконструкция уникальных объектов (ч. 2 ст. 48.1 ГрК РФ) возможны только через конкурс с ограниченным участием. При этом капитальный ремонт и снос может быть осуществлен через аукцион или конкурс.
Изменения порядка оценки заявок
Новые правила оценки заявок применяются к закупкам, извещения по которым размещены после 09 июля 2020 года (Изменения внесены Постановлением Правительства РФ №921 от 25.06.2020 г.).
Специальные правила оценки заявок теперь применяются, если предмет контракта – выполнение определенных работ в строительной сфере (строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос), а также если заключаются определенные виды контрактов: контракт жизненного цикла (ст. 16 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087), контракты в порядке статей 16 и 16.1 44-ФЗ.
При закупках в сфере строительства может быть выбран только один нестоимостный критерий – «квалификация участников закупки».
Измеряется такой критерий (п. 11 Постановления № 1085) наличием у участников закупки определенных ресурсов (финансовых, оборудования), опыта работы, который непосредственно связан с предметом контракта, наличием квалифицированных кадров, деловой репутацией.
Специально для контрактов в сфере строительства теперь предусмотрены следующие показатели нестоимостного критерия
- общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
- общее количество исполненных контрактов (договоров);
- наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Для оценки заявок по данным показателям нужно учитывать исполненные контракты такого же вида (строительство, реконструкция, контракт «жизненного цикла и др.) и только с аналогичным видом объекта закупки (объект капитального строительства, линейный объект и пр.)
Источник