Что является объектом сертификации в строительстве
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИХ АККРЕДИТАЦИИ
THE GOST R CERTIFICATION SYSTEM
REQUIREMENTS FOR PRODUCT
CERTIFICATION BOIES IN BUILDING INDUSTRY
AND ACCREDITATION PROCEDURE FOR THEN
Дата введения 1994-11-01
1 РАЗРАБОТАН Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Министерства строительства Российской Федерации (Главтехнормированием Минстроя России — В.В.Тишенко, И.Н.Нагорняк), Государственным предприятием — Центром методологии, нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС Минстроя России — А.С.Заславская) и Органом по сертификации цементов (фирмой «Цемискон» — З.Б.Энтин, д-р техн. наук).
ВНЕСЕН Главтехнормированием Минстроя России.
2 СОГЛАСОВАН Главным управлением технической политики в области сертификации Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России).
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 27 октября 1994 года N 18-24.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
5 В РДС 10-233-94 «Требования к органам по сертификации в строительстве и порядок проведения их аккредитации» внесено изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя России от 20.04.98 N 18-38 и введенное в действие с 01.07.98. Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены знаком (К).
Изменения внесены изготовителем базы по тексту БСТ, N 7 1998 год.
1 Область применения
Настоящий документ устанавливает основные требования, которым должен соответствовать орган по сертификации в строительстве, чтобы быть признанным в Системе сертификации ГОСТ Р в качестве независимой третьей стороны, осуществляющей работу по сертификации продукции, работ, услуг, производств, систем качества в строительстве, а также порядок проведения его аккредитации.
2(К) Нормативные ссылки
В настоящем Порядке использованы ссылки на следующие документы:
Комплект организационно-методических документов Системы сертификации ГОСТ Р;
СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»;
РДС 10-231-93* «Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения сертификации продукции в строительстве» (перерегистрирован вместо РДС 10-201-93);
РДС 10-232-94 «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции в строительстве»;
РДС 10-234-94 «Система сертификации ГОСТ Р. Требования к испытательным лабораториям (центрам) в строительстве и порядок проведения их аккредитации»;
РДС 10-235-98* «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок регистрации объектов, участников работ и документов по сертификации в области строительства в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р и выдачи аттестатов аккредитации и сертификатов соответствия».
* Следует читать РДС 10-235-99. Примечание изготовителя базы данных.
Государственные стандарты Российской Федерации серий ГОСТ Р 51000 и ГОСТ Р 40.000.
Рекомендации по аккредитации». «Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитациям органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий» (Р 50.4.001-96).
Используемые в Порядке термины и их определения соответствуют принятым в Системе сертификации ГОСТ Р и приведены в РДС 10-231.
4 Общие положения
4.1 (К) Органом по сертификации продукции, работ, услуг, производств, систем качества в строительстве (далее — орган по сертификации) может быть некоммерческая организация любой формы собственности, имеющая статус юридического лица, не обладающая определенными властными (контрольными) функциями, независимая от изготовителей и потребителей продукции (работы, услуги) и не имеющая административного или иного влияния на результаты сертификационной деятельности, являющаяся третьей стороной по отношению к ним, обладающая необходимой компетенцией в области разработки, изготовления и сертификации данной продукции, работ, услуг, производств, систем качества в строительстве.
Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в качестве органа по сертификации продукции, работ, услуг, производств, систем качества в строительстве (далее — объектов сертификации в строительстве) в Системе сертификации ГОСТ Р, должна располагать необходимыми средствами и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию в строительстве, включая:
квалифицированный и прошедший специальную подготовку персонал;
фонд нормативных документов на продукцию, работы, услуги, производства, системы качества и методы испытания;
организационно-методические документы, устанавливающие порядок и правила проведения сертификации данной продукции, работ, услуг, производств, систем качества, порядок проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, сертифицированным производством, сертифицированными системами качества;
реестр сертифицированной продукции, работ, услуг, производств, систем качества;
организационные и экономические возможности (условия) для проведения работ по сертификации, в том числе для проведения анализа состояния производства и инспекционного контроля.
4.2 (К) Аккредитация Минстроем России в Системе сертификации ГОСТ Р организации, претендующей на признание ее правомочности проводить сертификацию объектов сертификации в строительстве, является официальным признанием ее в качестве органа по сертификации в области строительства и не допускает использования аккредитации таким образом, которая позволила бы предположить, что сертифицированная органом по сертификации продукция или услуга одобрена аккредитующим органом.
Аккредитованная в системе сертификации ГОСТ Р организация в качестве органа по сертификации продукции в строительстве может быть аккредитована в другой Системе сертификации в качестве органа по сертификации продукции в строительстве только с согласия Госстроя России.
4.3 (К) Деятельность органа по сертификации осуществляется на основе лицензии и договорного соглашения, заключенного с Госстороем России.
4.4 (К) Органы по сертификации проводят сертификацию по заявкам организаций и предприятий, изготавливающих или поставляющих данную продукцию (осуществляющих услугу и т.д.), на соответствие требованиям, установленным в государственных стандартах и технических условиях, технических свидетельствах на продукцию (услуги), включая область ее применения (соответствие назначению), или приведенным в строительных нормах и правилах расчетным и другим характеристикам, а также на соответствие требованиям международных и национальных стандартов зарубежных стран.
4.5 Область аккредитации органа по сертификации в строительстве включает в себя номенклатуру сертифицируемых объектов, характеристики (параметры), подтверждаемые при сертификации, перечень нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, и перечень нормативных документов на методы испытаний.
4.6 Орган по сертификации в строительстве в своей деятельности должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, организационно-методическими документами Госстандарта России и Минстроя России, относящимися к Системе сертификации ГОСТ Р, Положением об органе по сертификации и документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации продукции, работ, услуг, производств, систем качества.
4.7 Руководитель органа по сертификации и специалисты, осуществляющие руководство работами по основным видам (направлениям) деятельности органа, включая работы по испытаниям и инспекционному контролю за сертифицированными объектами сертификации, как правило, должны быть аттестованными экспертами-аудиторами Системы сертификации ГОСТ Р.
4.8 Назначение на должность и освобождение от должности руководителя органа по сертификации в строительстве согласовываются с Минстроем России.
4.9 Контроль за деятельностью органа по сертификации в строительстве осуществляет Минстрой России.
4.10 При нарушении органом по сертификации требований Системы сертификации ГОСТ Р при исполнении им своих функций, Минстрой России может приостановить, а в случае грубых нарушений отменить действие аттестата аккредитации и исключить орган по сертификации из Государственного реестра Системы сертификации ГОСТ Р.
5 Юридический статус и структура
органа по сертификации
5.1 Юридический статус органа по сертификации в строительстве должен гарантировать ему права самостоятельного юридического лица и независимость действий в области сертификации, обеспечиваемую административной и финансовой независимостью от изготовителей (разработчиков) и потребителей продукции (услуг) в строительстве.
5.2 Орган по сертификации в строительстве должен быть укомплектован постоянным штатом специалистов, имеющих соответствующее образование, профессиональную подготовку, в том числе специальную, а также квалификацию и опыт работы в разработке (проектировании) продукции, технологии ее изготовления, проведении испытаний и контроля качества.
5.3 Функции, права, обязанности и ответственность персонала органа по сертификации устанавливаются должностными инструкциями или другими внутренними документами органа, которые должны своевременно пересматриваться.
5.4 Структура органа по сертификации может предусматривать наличие самостоятельных подразделений, проводящих работы по сертификации отдельных групп продукции или отдельных видов деятельности, например, проводящих инспекционный контроль за сертифицированными продукцией, производством, системой качества.
Указанные подразделения проводят необходимые работы и готовят решения по ним. Окончательные решения по вопросам выдачи сертификатов соответствия, Знаков соответствия и лицензий на пользование ими принимает только руководство органа по сертификации.
5.5 (К) Орган по сертификации в строительстве, как правило, должен иметь собственную испытательную лабораторию (центр), охватывающую испытаниями всю или большую часть его области аккредитации и аккредитованную Госстроем России в порядке, установленном РДС 10-234, а также поручать проведение сертификационных испытаний самостоятельным испытательным лабораториям (центрам), аккредитованным Минстроем России, испытательным лабораториям (центрам), аккредитованным другими органами управления и надзора Российской Федерации в Системе сертификации ГОСТ Р и признанным Минстроем России на основе двусторонних соглашений между Минстроем России и этими органами.
6 Функции органа по сертификации
6.1 Основной функцией органа по сертификации в строительстве является проведение сертификации продукции, услуг, производств, систем качества объектов сертификации в соответствии с областью его аккредитации, в том числе:
прием и рассмотрение заявок на сертификацию и принятие решения по ним;
выбор схемы сертификации, определение процедуры проведения сертификации в соответствии с документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации объектов сертификации в строительстве в Системе сертификации ГОСТ Р;
организация и проведение сертификации объектов сертификации, включая организацию и проведение сертификационных испытаний, анализ состояния производства, принятие решений по результатам испытаний и анализа состояния производства и т.п.;
оформление сертификатов соответствия, их учет и передача в Центральный орган по сертификации в области строительства для внесения в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р;
выдача заявителям сертификатов соответствия и лицензий на применение сертификатов соответствия и Знака соответствия;
организация и проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, сертифицированным производством, сертифицированными системами качества;
ведение учета сертифицированной продукции и подготовка публикаций по результатам сертификации;
отмена или приостановление действия выданных им сертификатов соответствия.
6.2 Функциями органа по сертификации в строительстве также являются:
формирование фонда нормативных документов, используемых при сертификации, своевременная их актуализация;
разработка и ведение организационно-методических документов, устанавливающих порядок и правила функционирования органа по сертификации, в том числе устанавливающих порядок и правила проведения сертификации данной продукции, порядок и правила проведения сертификации производства данной продукции, порядок и правила сертификации систем качества изготовителя или производителя работ;
сбор, хранение, анализ и систематизация информации об уровне качества сертифицированных отечественных и зарубежных объектов сертификации;
взаимодействие с заявителями по своевременной корректировке качества сертифицированных объектов сертификации при изменении требований нормативных документов.
6.3 (К) Кроме перечисленных выше функций, орган по сертификации в строительстве может:
осуществлять по поручению Центрального органа по сертификации работы по признанию зарубежных сертификатов и иных свидетельств соответствия;
участвовать в работе международных и отечественных организаций по сертификации, испытаниям, оценке и контролю качества продукции;
проводить семинары по вопросам сертификации и качества продукции;
быть аккредитован в другой Системе по сертификации продукции в строительстве (по номенклатуре продукции, закрепленной за Госстроем России) только с согласия Госстроя России.
7 Требования к документам органа по сертификации
7.1 Орган по сертификации в строительстве должен иметь комплект правовых и организационно-методических документов, обеспечивающих его функционирование в Системе сертификации ГОСТ Р при проведении работ по сертификации продукции, работ, услуг, производств и систем качества:
ИсточникСертификат на строительную продукцию
Сертификат на строительные материалы оформляется в разных системах оценки соответствия. Обратитесь в «Ростест Урал» для получения бесплатных консультаций и оформления разрешений.
Строительные материалы – это огромный ассортимент продукции, который используется во время возведения различных объектов, ремонта. Сюда относятся: обои, крепежи, мастики, цемент, плиты, гравий, растворы, смеси и прочие товарные позиции. В зависимости от разновидности и области применения на стройматериалы оформляют различные документы.
Рассмотрим подробнее, когда требуется получить сертификат на строительную продукцию, а в каких случаях оформление осуществляется исключительно по инициативе предпринимателя.
Требования законодательства: обзор нормативных актов
Существенная доля строительных материалов не подлежит обязательной оценке соответствия перед выпуском на рынок (определяется с помощью кодов ТН ВЭД/ОКПД2). То есть они не входят в область действия технических регламентов или иных регулирующих документов ЕАЭС, не являются подконтрольными объектами национальных актов — ПП РФ №982, 123-ФЗ и т.п. В таком случае предприниматель вправе торговать продукций без разрешительной документации.
Для подтверждения того, что обязательная оценка не предусмотрена законом, достаточно оформить отказное письмо от уполномоченного органа. Это официальный информационно-разъяснительный документ, где указаны сведения о товаре и ссылки на действующее законодательство.
В то же время на рынке представлены изделия для строительства, выпуск которых должен сопровождаться определенными разрешениями.
Разрешительная документация: объекты обязательной оценки
В зависимости от вида и назначения стройматериалов производители, импортеры или продавцы оформляют:
- Сертификат или декларацию ТР ТС 014/2011. Данные разрешения регистрируются для материалов, которые применяются при возведении автодорог (песок, гравий, бордюры, лотки и т.п.). Полученные документы действуют на территории России и других стран ЕАЭС. в рамках ФЗ №123. Он обязателен для изделий, которые отражены в распоряжении правительства РФ №3646-р (облицовочные и отделочные материалы из пленки, плиты и блоки из ПВХ, обои, утеплитель из минеральной ваты, иные).
- Сертификат в национальной системе ГОСТ Р (согласно ПП РФ №982) — требуется в отношении некоторых разновидностей цемента и отопительных приборов — радиаторов и конвекторов из стали, чугуна, алюминия и прочих металлов. – для бумажных обоев, фанеры, сухих смесей и строительных растворов, оконных и дверных блоков, стеклопакетов и т.п.
- Свидетельство о государственной регистрации (выдается по решению КТС №299) — обязательно для лакокрасочных материалов, грунтовки и прочих продуктов химического происхождения.
- Фитосанитарный сертификат — необходим в случае импорта и экспорта пиломатериалов.
- Озоновое заключение — требуется получить на продукты, выпускаемые в аэрозольных упаковках. Оно является подтверждением того, что воздействие на озоновый слой не превышает допустимых пределов.
Чтобы определить, подлежит ли выпускаемый объект обязательной оценке, необходимо его правильно идентифицировать и присвоить код ОКПД2/ТН ВЭД.
Добровольные документы на строительную продукцию
Действующим законодательством предусмотрена также дополнительная документация, получение которой заявитель может инициировать по собственному желанию на любой вид стройматериала. Существует несколько разновидностей:
- сертификат качества, оформленный в одной из систем добровольной сертификации, подтверждает соответствие определенных характеристик изделия нормативным значениям выбранного заявителем стандарта; , который доказывает радиационную безопасность товара (актуален для стройматериалов природного происхождения);
- добровольный пожарный сертификат (получают на конструкции или изделия, которые заявлены как пожаробезопасные);
- экспертное заключение о гигиенической и санитарной безопасности продукта.
Обратите внимание! Если в отношении продукции предписана обязательная оценка соответствия установленным требованиям безопасности, то она проводится в первую очередь, и только потом независимая сертификация.
С помощью добровольных документов компания может выделить конкретные показатели, значимые для продвижения продукции, повысить спрос к реализуемому товару и увеличить выручку, принимать участие в государственных закупках и тендерах, укрепить позиции торговой марки на рынке.
Что требуется для прохождения оценочной процедуры?
Стандартный список документации включает:
- заявление от компании, заверенное подписью и печатью;
- регистрационные свидетельства, учредительные документы и реквизиты компании;
- подробные данные о товаре, включая наименование, свойства, область применения, условия выпуска;
- нормативно-техническая документация, согласно которой налажен производственный процесс;
- контракт на поставку (необходим для импорта);
- протоколы (если есть); /ее макет;
- иное.
Персональный перечень составляют сотрудники сертификационного центра после изучения сведений о товаре.
Порядок сертификации строительной продукции
Процесс оценки состоит из нескольких основных этапов:
- Направление заявки на оказание сертификационных услуг сотрудникам специализированного центра.
- Предоставление необходимых документов и образцов товара.
- Осуществление испытаний в лабораторных условиях.
- Выезд на производство (если это предусмотрено выбранной схемой).
- Подготовка протокола на основании полученных результатов.
- Принятие решения о соответствии заявленного объекта установленным требованиям.
- Оформление документа.
Для получения бесплатной консультации о порядке и правилах подтверждения соответствия стройматериалов обращайтесь к специалистам центра «Ростест Урал». Сотрудники, кроме подробной информации, предоставляют профессиональную помощь в проведении лабораторной экспертизы, разработке технической документации и решении прочих сертификационных задач.
ИсточникСертификация строительной продукции
Законодательством Российской Федерации в отношении строительных и отделочных материалов не установлена обязательная сертификация. Тем не менее, подтвердить безопасность их изготовления необходимо путем принятия декларации о соответствии.
Ввиду отсутствия технических регламентов на строительные и отделочные материалы, подтверждение безопасности осуществляется по требованиям профильных стандартов, то есть в системе ГОСТ Р.
Перечень строительной продукции, подлежащей декларированию, определен постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 982.
Стройматериалы, подлежащие декларированию соответствия
Зарегистрировать декларации о соответствии требованиям системы ГОСТ Р, необходимо при выпуске в обращение на территории нашей страны виды строительной и отделочной продукции:
- эмали, грунтовки, олифы (коды ОКП 238800, ТН ВЭД 321000);
- цинковые белила (коды ОКП 232120, ТН ВЭД 2817000000);
- ультрамарины для красок (коды ОКП 232262, ТН ВЭД 3206410000);
- кадмиевые пигменты (коды ОКП 233120, ТН ВЭД 3206493000);
- столярные изделия – оконные и дверные балконные блоки из алюминиевых сплавов и полимерных материалов (коды ОКП 5270, 5361, 5772, ТН ВЭД 4418);
- фанерная продукция (коды ОКП 5500, ТН ВЭД 4412);
- древесно-стружечные плиты (коды ОКП 5530, ТН ВЭД 4410);
- стеклопакеты (коды ОКП 5913, ТН ВЭД 700800).
- Лаки (на алкидных смолах, нитроцеллюлозные, этилцеллюлозные и на прочих эфирах целлюлозы).
- Эмали, грунтовки, шпатлевки (глифталевые, пентафталевые, полиэфирные, эпоксидные и прочие).
- Краски (поливинилацетатные водно-дисперсионные, включая пониженной горючести, на акрилатных латексах, на полимеризационных сополимерах и прочие).
- Грунтовки (водно-дисперсионные стиролбутадиеновые, водоразбавляемые пропиточные составы и прочие).
Схемы декларирования строительной продукции
В национальном стандарте ГОСТ Р 54008-2010 определены типовые схемы декларирования строительной продукции, которые предполагают принятие декларации на собственных обоснованиях безопасности или при помощи органа по сертификации.
Итак, декларирование соответствия сухих белых пигментов, художественных материалов, а также лакокрасочной продукции осуществляется по схеме 1д, то есть на доказательствах заявителя.
В остальных случаях декларация на строительно-отделочную продукцию принимается при наличии положительных результатов испытаний, проведенных в аккредитованной лаборатории, то есть по одной из схем 2д, 3д, 4д, 5д, 6д или 7д.
Под подтверждением безопасности строительных материалов понимается полное соответствие требованиям, которые предъявляют государственные, а также гармонизированные межгосударственные стандарты – ГОСТы.
Зарегистрированная декларация о соответствии позволяет законно выпускать строительную продукцию в обращение на территории нашей страны. При маркировке материалов указывается знак соответствия, установленный для декларирования – РСТ.
Техническое регулирование в сфере строительных материалов готовится выйти на новый уровень: проект технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) «О безопасности лакокрасочных материалов» внесен на внутригосударственное согласование. С вступлением в силу техрегламента ТС декларирование будет проводиться по одной из схем 3д, 4д или 6д (обязательная сертификация также отсутствует).
Ко дню вступления в силу регламента Таможенного союза перечень строительно-отделочных материалов, попадающих под его контроль, может меняться, но на данный момент можно выделить следующие группы:
Дополнительные материалы
Одним из условий регистрации декларации на стройматериалы является получение сертификата или декларации в области пожарной безопасности, подтверждающие соблюдение требований технического регламента «О требованиях пожарной безопасности».
Форма подтверждения соответствия устанавливается в зависимости от назначения группы стройматериалов. Пожарный сертификат необходим при производстве отделочных материалов, которые используются в чрезвычайных ситуациях для эвакуации людей, а также в подвижном составе железнодорожного транспорта и метрополитена. Оформить пожарную декларацию потребуется на прочие стройматериалы, которые не относятся к указанной отрасли: покрытия пола, пленочные, тепло- и звукоизоляционные материалы, плиты и блоки из поливинилхлорида, отделочные материалы для стен и потолков, включая обои из текстильных материалов, профильно-погонажные изделия из полимерных материалов, а также кровельные и гидроизоляционные материалы.
Полный перечень строительной продукции, подлежащей проведению оценки соответствия в области пожарной безопасности, определен постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года № 241.
На некоторые типы отделочных материалов (шпатлевки, краски, лаки и прочие мастики) Комиссией Таможенного союза (решение от 28 мая 2010 года № 299) определено проведение государственной регистрации. Такая проверка контролирует соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности жизни и здоровья человека. Соответствие установленным требованиям подтверждается выдачей свидетельства о госрегистрации.
Специалисты компании «Новотест» помогут определить, подлежит ли строительная продукция проведению обязательной оценке соответствия, а также подберут оптимальный вариант сертификационных работ для вашего типа производства.
Источник