Что является объектом технического регулирования?
Требования, которые предъявляются к продукции, а также сооружениям и зданиям различной функциональности – именно они являются объектами технического регулирования. Кроме того, к ним относятся требования (или связанные с требованиями к продукции) к продукции производства и строительства. Дополнительно к этому объектами технического регулирования являются процессы проектирования, эксплуатации, хранения, монтажа, наладки, транспортировки, продажи и утилизации.
Для эффективной реализации функции техрегулирования существуют принципы, на которых они и основываются. Это прежде всего единство всех этих требований, причем вне зависимости от направления, предмета и специфики самих сделок. Кроме того, в этой сфере деятельности необходимо развивать конкуренцию среди подразделений, обеспечивающих сертификацию и аккредитацию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
ИсточникЧто является объектом технического регулирования в строительстве промышленности
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.
4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.
6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
ИсточникТехническое регулирование в строительстве
Техническое регулирование в строительстве – совокупность технических регламентов и требований к качеству строительных работ и используемых материалов, целью которых является обеспечение безопасности строительства зданий и сооружений.
Нормативно-правовая база технического регулирования
- Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании»
- Федеральный закон №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
- Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Федеральный закон №184-ФЗ определяет основы единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации. В соответствии с ним разрабатываются технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила в различных отраслях. Дополнительно для строительной отрасли в 2009 г. был принят Федеральный закон №384-ФЗ. Он устанавливает обязательные требования к безопасности зданий и сооружений и инженерно-технических сетей и охватывает весь цикл строительства – от изысканий и проектирования до сдачи в эксплуатацию и сноса.
Закон включает требования:
- Механической безопасности;
- Пожарной безопасности;
- Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
- Требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
- Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
- Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
- Требования энергетической эффективности зданий и сооружений;
- Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Автоматизация ключевых процессов строительных компаний
Комплексное решение БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО
- Учет и отчетность по объектам строительства;
- Оперативная и достоверная отчетность по всем объектам;
- Модуль управления строительными проектами и контроля хода выполнения;
- Полный цикл планирования, учета и контроля стройматериалов.
Перечень документов, обязательных к применению
В рамках технического регулирования государство создало перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление №815 от 28.05.2021). Нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил, применяются на обязательной основе в случае, если они включены в данный перечень.
- ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований»
- ГОСТ 31385-2016 «Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия»
- ГОСТ 18105-2018 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности»
- ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»
Перечень также включает своды правил (СП), в т.ч. СП 16.13330.2017 « Стальные конструкции», СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений».
Перечень документов, применяемых на добровольной основе
В остальных случаях применяется принцип добровольности (добровольного соблюдения стандартов и правил). Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований №384-ФЗ (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №365).
В перечень документов, применяемых на добровольной основе, входят более 150 ГОСТов, в т.ч.:
- стандарты на оформление проектной документации (СПДС),
- стандарты на методы измерений показателей зданий и сооружений,
- а также различные своды правил (СП).
Технический регламент устанавливает требования по безопасности зданий и сооружений. На государственном уровне устанавливаются требования по безопасности, но не регламентируются способы и методы по достижению определенного уровня качества продукции.
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
184-ФЗ «О техническом регулировании» при эксплуатации зданий
Федеральный закон No184 « О техническом регулировании », является первым из всех нормативно-правовых документов используемых при эксплуатации зданий , который я советую изучить .
Именно согласно нему , создана и успешно внедрена современная система нормативных документов не только в области технического обслуживания , но и проектирования , строительства , монтажа , наладки и других сфер .
Закон регламентирует нормативно-правовую базу , говорит , какие документы по стандартизации первичны , а какие выполняются на добровольной основе . Порядок их разработки и принятия , взаимодействие и зависимость между собой , контроль за выполнением и многое другое .
В конце статьи будет ссылка на полный текст актуального на сегодняшний день 184-ФЗ в формате PDF , и вы сможете его изучить .
Сейчас же я расскажу подробнее о его содержании , дам выжимку основных норм , которые непременно нужно знать специалистам служб эксплуатации зданий и сооружений .
В первую очередь стоит сказать несколько слов о том , почему появился этот закон , почему потребовалось менять сложившуюся еще при СССР систему .
Толчком к этому послужило стремление нашей страны к вступлению во Всемирную Торговую Организацию ( ВТО ). Именно для этого потребовалось привести в соответствие с нормами и положениями ВТО отечественное законодательство .
Тогда и началась разработка , а позже был создан ФЗ 184 « О техническом регулировании ». Он заменил действовавший ранее « Закон о стандартизации », который устанавливал правовые основы стандартизации .
Основная функция Федерального закона 184-ФЗ :
— Регулирует отношения между участниками , которые возникают при : разработке , принятии , применении и исполнении обязательных требований не только при эксплуатации зданий , но и в процессах проектирования ( включая изыскания ), производства , строительства , монтажа , наладки и т . д .;
— Определяет права и обязанности участников , регулируемых законом отношений ;
— Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам тех . регулирования ;
О важности 184-фз говорит тот факт , что любые другие нормативно-правовые акты , могут применяться лишь в части не противоречащей ему .
Основными документами , нормы которых беспрекословно должны выполняться – становятся Технические регламенты .
В законе подробно описаны все этапы их обращения от финансирования при разработке до вступления в силу и последующего редактирования .
Все остальные знакомые нам ранее – СП и ГОСТы , теперь являются лишь дополнением к ТР и делятся на обязательные и добровольные .
Они служат лишь инструментом , используя который вы подтвердите соответствие объекта требованиям тех регламента .
При этом , в течении месяца ДО выхода какого-либо технического регламента , обязаны быть подготовлены и опубликованы перечни документов по стандартизации – стандарты , нормы и правила . Выполнение которых является достаточным условием , говорящем о соблюдении ТР .
Сам и регламенты , не содержат конкретных инструкций или правил , а лишь представляют собой набор требований , к объекту регулирования , например , к эксплуатации зданий , чтобы оно было безопасным .
А вот уже конкретные СП и ГОСТы подсказывают , что нужно делать , чтобы эти требования считались выполненными .
Наглядным примером работы этой системы является регулирование сферы эксплуатации и технического обслуживания зданий и сооружений .
Этому посвящена отдельная статья 5 _ 1 . Она очень короткая , и гласит буквально следующее :
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений «.
К этому ФЗ , выпущено два основных перечня документов по стандартизации :
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 – с перечнем обязательных стандартов и правил , необходимых для соблюдения норм 384-ФЗ
ПРИКАЗ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 30 марта 2015 года N 365 , со списком документов по стандартизации , применяемых на добровольной основе . Выполнение которых также говорит о соблюдении норм ФЗ .
Именно так и работает современная система по техническому регулированию .
А для того , чтобы все описанное выше гарантированно выполнялось и действовало как задумано , существует государственный контроль ( надзор ).
Государственный контроль ( надзор ) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации , уполномоченными на проведение государственного контроля ( надзора ) в соответствии с законодательством Российской Федерации
При этом , представителя гос . контроля вправе :
— требовать предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия , подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов — осуществлять мероприятия по государственному контролю ( надзору ) за соблюдением требований технических регламентов в порядке , установленном законодательством Российской Федерации ;
— выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок , установленный с учетом характера нарушения ;
— привлекать изготовителя ( исполнителя , продавца , лицо , выполняющее функции иностранного изготовителя ) к ответственности , предусмотренной законодательством Российской Федерации ;
— требовать от изготовителя ( лица , выполняющего функции иностранного изготовителя ) предъявления доказательственных материалов , использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента
Есть у них и обязанности :
— проводить в ходе мероприятий по государственному контролю ( надзору ) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании , информировать о существующих технических регламентах ;
— соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну ;
— соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю ( надзору ) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий , установленный законодательством Российской Федерации ;
— принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю ( надзору ) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов ;
— направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 настоящего Федерального закона ;
— осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия .
Но как вы понимаете , быстро разработать , согласовать и выпустить Технические регламенты , на все сферы задача невыполнимая . Именно для этого в ФЗ 183 « О техническом регулировании » есть статья о переходном периоде . В которой описывается , что будет происходить , до момента выхода , соответствующего ТР .
Там сказано , что до момента разработки и внедрения Технического регламента в определенной сфере тех . регулирования , действуют установленные нормативными правовыми актами РФ документы . Как вы понимаете , это известные нам ранее законы , нормативные акты , своды правил , СНиПы , ГОСТы и т . д .
Есть только одно важное « НО » — все они подлежат выполнению лишь в части :
— соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан , имущества физических или юридических лиц , государственного или муниципального имущества ;
— охраны окружающей среды , жизни или здоровья животных и растений ;
— предупреждения действий , вводящих в заблуждение приобретателей , в том числе потребителей
— обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения
Другими словами , если в какой-то области еще не выпущен закон – Технический регламент , кодекс и т . д . Необходимо пользоваться старой нормативно-правовой базой и то лишь её частью , касающейся безопасности , энергоэффективности , защиты здоровья и окружающей среды .
Как видите , закон о техническом регулировании вводит довольно важные правила в нашу жизнь , формирует общую структуру и порядок выполнения документов , которые регламентируют отношения в области эксплуатации , разработки , изысканий , строительства и т . д .
Эта та база , которая позволит вам лучше ориентироваться в выпускаемых законах , технических регламентах , кодексах , а также документах по стандартизации – сводах правил и стандартах . Практически вся деятельность по эксплуатации построена именно на этом и отталкивается от этих норм .
Актуальную версию настоящего федерального закона N184 , вы можете изучить по ссылке ниже , документ доступен в формате PDF
184-ФЗ « О техническом регулировании »
Источник