Традиционное внешнее устройство православного храма визуально нам хорошо знакомо. Однако далеко не всем известно, что подобные культовые сооружения строят по вполне определённым правилам. При этом строго соблюдают принципы православия. Причём, сама архитектурная форма сооружения и его отдельные элементы содержат ту или иную символику.
А она может иного рассказать о конкретном храме. Итак, попытаемся чуть подробнее рассказать о некоторых моментах, связанных с храмостроительством. Начнём с архитектурных форм.
Архитектурные формы храмов
Православные храмы строили и строят в соответствии с символикой православия. При этом каждый элемент культового сооружения несет какую-либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.
Основные формы православных храмов
Храмы строили и строят обычно в форме, напоминающей такие геометрические фигуры, как:
- Восьмиугольник (восьмиконечная звезда) – символизирует путеводную Вифлеемскую звезду;
- Корабль – храм является «ковчегом» спасения верующих людей;
- Крест – он символизирует основу Церкви и спасения людей;
- Круг – символа бесконечности, вечности и нерушимости Церкви.
Почему в России возмущаются из-за строительства храмов
Купола храма
Наверху обязательным элементом подобного культового сооружения является купол – символ Неба. Его венчает крест.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.
Форма куполов православного храма
По форме условно различают следующие купола православного храма:
- Шлемовидные (византийские),
- Луковичные (русские),
- Шахматы,
- Гранёные (зонтичные),
- Необычные.
Шлемовидная форма символизирует воинство, духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла и тьмы. Напоминает о доблести защитников Земли русской.
Форма луковицы символизирует пламя свечи, обращающих верующих к словам Христа: «Вы – свет миру».
Шатровая форма купола – уникальная, присуща только России. Символизирует небесный свет и образ Богородицы.
Гранёная форма — при которой купол содержит шесть, восемь, двенадцать либо иное количество граней. Символизирует небесный цвет и красоту Рая и образ Богородицы.
Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, свидетельствует о красоте Рая (Небесного Иерусалима).
Разумеется, существуют и другие классификации форм куполов.
Цвет и значение куполов православного храма
Цвет купола (куполов) имеет важное значение в символике храма.
Золотой цвет
Чаще всего в православной традиции купола делают золотыми. Изначально на них наносилось сусальное золото.
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий.
Следует отметить, что ныне повсеместно вместо золота используют менее затратную технологию покрытия куполов нитридом титана.
Синий цвет
Синие купола (в том числе, со звёздами) традиционно устанавливают на церквях Рождества Христова или над храмами, посвященными Богородице. Если символическое значение связано со Спасителем, то это олицетворение Вифлеемской звезды, напоминающей о рождении Христа от Девы Марии. Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
Зелёный цвет
Зеленый цвет в христианской традиции является олицетворением Святого Духа. Поэтому такие купола возводят, как правило, над храмами, посвященными Святой Троице.
Серебряный цвет
Иногда можно встретить серебряные купола, символизирующие святость и чистоту. Как правило, такие храмы построены в честь конкретных святых.
Храмы, посвященные святым, могут быть увенчаны также зелеными куполами.
Чёрный цвет
Еще реже встречаются чёрные купола. Данный цвет в православной традиции тесно связан с монашеством. Поэтому такие купола преимущественно встречаются в храмах, расположенных на территории монастырей (либо бывших обителей). Хотя бывают и исключения, поскольку жизнь течёт и всё меняется.
Разноцветные
Существуют даже разноцветные купола, которые, пожалуй, встречаются реже всего. Это символические свидетельства красоты Небесного Царства. Ярким примером могут служить прекрасные купола знаменитого Покровского Собора, именуемого чаще всего также Собором Василия Блаженного. Того самого, всемирно известного, что расположен в Москве, на Красной площади.
Значение количества куполов православного храма
Некоторые храмы имеют не один, а несколько куполов. При этом количество куполов также имеет символическое значение.
Так:
- 1 (один) купол — означает, что Бог един, совершенство творения.
- 2 (два) купола — символизируют два естества (божеское и человеческое) в Иисусе Христе, означая Божественную и человеческую его природу.
- 3 (три) купола – знаменуют Святую Троицу (поклонение Богу Единому в трёх лицах – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа).
- 4 (четыре) купола – символизирует Четвероевангелие, четыре стороны света.
- 5 (пять) куполов – это Образ Христа и 4-х евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
- 7 (семь) куполов – символизируют семь церковных Таинств: главнейших духовных обрядов православной церкви и Вселенских соборов.
9 (девять) куполов – по числу Ангельских чинов. - 11 (15) куполов — В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами. однако это исключение из правил.
- 13 (тринадцать) куполов – в честь Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Причём, над входом в храм обычно стоит колокольня.
- 25 (двадцать пять) куполов — означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова.
- 33 (тридцать три) купола — символизируют годы жизни Христа на земле. Примечательно, что подобные многокупольные храмы строили очень редко.
Внешнее устройство православного Храма (примерная схема)
Представленные ниже примерная схема внешнего устройства православного Храма содержит лишь самые общие сведения. Но они дают определённое представление об устройстве подобного культового сооружения. Следует также иметь в виду, что представленные для обозрения отдельные архитектурные составные части и элементы органично объединены в единое целое. Причём это единение — итог исторически сложившихся многовековых принципов храмостроительства.
Некоторые архитектурные элементы храма
Ниже приведены определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, с внешней стороны сооружения. Надеюсь, что они помогут лучше понять внешнее устройство православного храма.
Начало перечня
- АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») — восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
- АПСИДА (Абсида) — полукруглый, граненый или иной сложной формы пониженный выступ, примыкающий к основному объему храма. Как правило, в нем располагается алтарная часть храма.
- БАРАБАН — цилиндрическое или граненое завершение объема храма, поддерживающее главу.
- БАРАБАН СВЕТОВОЙ — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами.
- ГУЛЬБИЩЕ — открытый или крытый обход, окружающий здание храма.
- ЗАКОМАРА — полукруглое или килевидное завершение прясел храма.
- ЗВОННИЦА — отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом или его западной частью открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.
- ИЗРАЗЕЦ — керамический элемент декора или облицовки стен или печей. На тыльной стороне имеет выступ — румпу — для сцепления с кладкой. Бывает полихромным и простым (майолика и терракота).
- КОКОШНИКИ — декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заостренным верхом, служащие декоративным завершением стен, сводов, оконных проемов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов, наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.
- КОЛОННА — архитектурный элемент, служащий опорным столбом или декоративный, цилиндрической или граненой формы.
- ЛЮКАРНА — световой проем в крыше, имеющий вертикальную лицевую плоскость. В храмовой архитектуре чаще всего встречается в шатровых колокольнях и служит для улучшения акустики.
- ПАПЕРТЬ — внешняя часть притвора — крыльцо храма.
Продолжение перечня
- ПИЛЯСТРА — плоский вертикальный выступ на стене, имеющий базу и капитель.
- ПОДКЛЕТ — нижний этаж здания в русской архитектуре, незначительно поднимающийся над землей.
- ПОЗАКОМАРНОЕ ПОКРЫТИЕ — кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»).
- ПОЛУКОЛОННА — колонна, наполовину выступающая из вертикальной поверхности стены.
- ПОРТАЛ — декоративное оформление входа. Бывает килевидным или полукруглым, а также перспективным, т.е., с рядом уходящих вглубь уступов одинакового очертания.
- ПРЯСЛО — Часть стены, ограниченная по вертикали пилонами или лопатками. Характерно для древнерусской архитектуры.
- ТРАПЕЗНАЯ (греч. «стол, еда») — здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.
- СЛУХИ — открытые проемы в шатровом покрытии колоколен, обрамленные наподобие оконных проемов наличниками.
- СТОЛП — массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.
- ФРЕСКА — настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку.
- ФРИЗ — украшенная горизонтальная полоса на стене, элемент декора.
- ФРОНТОН — завершение карниза или наличника, имеющее треугольную, полукруглую, лучковую или сложную форму.
- ШАТЕР — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
- ЯРУС — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
- ЯБЛОКО — основание для Креста, который устанавливается на главе храма.
Как устроен храм внутри?
Получить ответ на данный вопрос Вы можете, ознакомившись с публикацией Внутреннее устройство православного храма (общие сведения) .
Источник: hramy-moskvy.ru
Зачем нам строить храмы
Однажды меня спросили люди: зачем так много храмов строится сейчас, наша эпоха – эпоха храмостроительства? И борются против храмов некоторые, восстают. Мы привыкли, что, скажем, на весь Саратов один храм. Или на всю Москву десять штук, например. А может быть, и хватит?
Что так много-то?
Люди говорят: да мы знаем, зачем. Чувствуем, но не можем объяснить. Дайте нам слова! По сути, слова проповедника – это некое оружие. Вооружи нас, батюшка, раздай винтовки – скажи, что говорить.
И мы скажем другим.
Я предлагаю вам, как вариант, одну мысль, которая может быть для вас как склад винтовок. Вас спрашивают: зачем так много строим? А мы можем отвечать так: люди будут строить всю жизнь. Человек такой, что ж он строит? Он строит свинарники, сараи, жилищные кооперативы, дороги, супермаркеты.
Строить будем, 100%. Если мы не будем строить храмы – мы всё равно будем что-нибудь строить. И я вам скажу, что. Во-первых, тюрьмы. Потом мы будем строить интернаты для брошенных детей. Потом – диспансеры для психов различных и всяких наркоманов и зависимых.
Ну, и ещё ряд вещей будем строить. Потому что храмов нет.
Когда начиналась безбожная свистопляска, была такая песенка про Красную Армию: «Мы разжигаем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землёй». То есть в голове безбожных архитекторов нового человечества предполагалось, что церковь – это тюрьма души. Там ум, так сказать, закован в кандалы, там душа пленена догматами. А в тюрьме ты заключен телом. Разрушить нужно и то, и другое.
Так они и сделали. Но тюрьмы разрушить не успели, только храмы начали. Потом вдруг оказалось, что тюрем не хватает. И храмы, оставшиеся неразрушенными, превратили в тюрьмы. Следовательно – я делаю исторический вывод – там, где рушат храмы, нужно строить дополнительные тюрьмы.
Поэтому, если мы не строим храмы, нам придется строить тюрьмы.
Вопрос на засыпку: где больше всего тюрем в мире? В Штатах. Больше всего осуждённых на тысячу населения – где? В Штатах, между прочим. Даже по цифрам их там больше, чем в Китае, хотя в Китае население больше в четыре или пять раз, чем в Штатах.
Это обратная сторона демократии.
Не хочешь строить храмы – будешь строить тюрьмы. Кроме этого, будешь строить психические лечебницы, потому что люди будут с ума массово сходить. Чем занимали пустующие корпуса монашеских келий, которые отобрали коммунисты в советское время? В Почаеве, например, было отделение для буйнопомешанных. Такие же новые отделения нужно будет строить в каждом городе.
От того, что люди не молятся, не каются, не примиряются друг с другом, не обнимаются в братском поцелуе, не прощают грехов один другому, не читают Евангелие, не слышат Его – они будут просто буйно помешаны. Я даже не удивлюсь, если в Екатеринбурге, в котором не дали построить храм, в конце концов построят какой-нибудь корпус для сумасшедших. Чтобы они наблюдали за екатеринбургской природой из-за своих зарешеченных окон. Потому что храма здесь нет, а помешанных стало больше.
Вот вам простой ответ на простые вопросы. Мы строим храмы для того, чтобы не строить диспансеры для больных, помешавшихся в рассудке. Чтобы не строить больницы для наркоманов и алкоголиков. Для того, чтобы не строить интернаты для брошенных детей. Потому что только безбожники, зачиная детей, бросают их.
Только безбожники ложатся спать с женщиной и оставляют в ней семя без всякой тревоги о том, будет ребёнок или не будет ребёнка, будет аборт или нет.
Если будет храм – будет меньше брошенных детей. Меньше абортированных младенцев. И не нужно будет строить федеральными силами эти печальные здания. Не будет брошенных стариков, кстати. Не нужно будет строить гериатрические комплексы для никому не нужного папы, никому не нужной мамы, никому не нужной бабушки.
Потому что храмовые люди либо возле себя построят что-нибудь сами, своими силами, без помощи государства, либо в семью примут или в семье оставят человека. И, как пса в его старые годы, на улицу не выбросят.
Поэтому не хочешь строить церкви – будешь строить тюрьмы, психушки, абортарии и дома престарелых. Вот, собственно, и простое оружие на простые выпады.
Подписывайтесь на канал «Царьград» в Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Источник: tsargrad.tv
Зачем храмы строили и зачем строят теперь
31 комментарий/ 4483
Интересная конечно интерпретация сути храмовых построек. Вообще уже читал где-то, что в древности храмы посвящались Богу и паствы в них не было, только служители самого храма. Во всяком случае внутрь храма никого постороннего не впускали. Теперь наоборот — всяк идущий, иди в храм, не можешь идти, пусть принесут на руках.
Вряд ли официальная наука имеет возможность сообщить нам о результатах каких-то замеров на тему, изложенную в нижеприведенной картинке. Хотя сами приборы, способные улавливать определенные энергии и волны вероятно уже существуют. Но очень многим не выгодно проводить исследования энергетических потоков в храмовых комплексах и в церквях — а вдруг то, что описано ниже, — правда!
Короче, пока судить только вам и только на своё усмотрение.
источник
31 мнений о статье “ Зачем храмы строили и зачем строят теперь ”
Храм в душе каждого из нас, и от нас зависит вера в Бога, а хождение в храмы, построенные это дело каждого, ведь там все уже рукотворное и каждый видит там то, что хочет увидеть
У каждого — свое отношение с храмами и паствой в нём. Мне лично давно уже тяжело ходить в правоставные храмы — может, и потому, что действует ментальная психушка, описанная здесь. А может, и по другой причине. Мне тяжела любая религия, когда она становится навязчивой, воинствующей и агрессивной. А в храмах это сильно чувствуется.
Туда нередко ходят озлобленные люди, которым нужно реализовать свои комплексы. И они часто достают других. Всякие бабушки: не так стоишь, не так креститься, свечки ставишь и т.п.
Неказистые мужчины: не красься, не носи короткую юбку, ногти длинные — сатанинские кости, грешница ты такая сякая… Иной раз — сами священники… исповедоваться перестала, потому что они меня буквально оскорбляли! Может быть, на всех этих людей действует именно это перенасыщение личностенной энергией челочвеческой в храме, которая обрушивается и давит на нас? В храме из-за этого слишком много «человеческого», а вовсе не божьего.
Для меня дико, что делают современные церкви.Строят огромные здания, делают дорогие ремонты, надеясь этим послужить Богу ( а скорее привлечь к себе недалёких «верующих»).Ведь так? Всё что не делается этими людьми — всё против Учения Христа.
Очевидно:
Чтобы было место для прихожан, куда прийти и помолиться и ощутить так сказать присутствие Бога, потому что в среднем людям нужны зрелища — тогда они очучают! Чтобы иметь влияние в этом регионе.Рабочие места для священослужителей. Если не будет церквей, где всех жрецов то обитать?
сейчас по моему на вере в бога делают не плохой бизнес , а саму веру как-то забыли! Если Иисус со всеми делился то теперь же все делятся наоборот именно с церковью
Я не то, чтобы против строительств храмов и церквей, но в таком количестве….. Они же вырастают как грибы после дождя, и строят их где попало. По мне лучше бы больше строили спортивно-досуговые центры для детей и молодежи. Думаю от них пользы было бы больше.
очень радует,что некоторые начинают мыслить. вживую поговорить об этом не с кем,а жаль.
Раньше храмы строили, потому что у людей была вера, а сейчас это сплошное отмывание денег. Или какая-то крутая пиар-кампания для очередного спасителя-депутата-народа. Мне кажется, сейчас религия превратилась в бизнес, посмотрите только на батюшек, по 5 машин, 3 дачи, и 7 квартир имеют. А возле храмов стоят бабушки и просят на ремонт храма. Докатились.
Позиции церкви неуклонно катятся вниз. Все эти глобализации, айфонизации и прочие бичи современного общества отталкивают человека от веры. Недопустимо, чтобы закон Божий осквернялся лиходеями. Поэтому считаю, что строительство храмов господних должно приветствоваться на всех уровнях государственной власти.
Бог нам дал веру и с ней не обязательно ходить в храм. Главное что бы ты верил в Бога, а Бог тебя услышит везде. Храм это конечно место святое, но главное чтобы люди служащие в этом храме были сердцем верны Богу , а не деньгам.
Я считаю что ходить в храмы не обязательно, главное чтоб у каждого Бог был в душе. Это раньше люди ходили в церкви и храмы для очищение, в наше время эти места стали в большей степени заработком для служителей Господа. А вообще сама бы хотела проехаться по историческим храмам, старым, тех времен, в большей степени в наше время эти места — исторические.
Я православной веры и считаю, что храмы нужно строить. Это дом молитвы. Это то место, куда можно прийти и получить душевное упокоение, помолится, попросить Бога об своих нуждах, попросить прощение. И даже если некоторые батюшки зарабатывают на этом что-то, то это их дело, их грех за который они ответят перед Богом, не мы им судьи. Лично я считаю, что какой храм снаружи или внутри, не имеет большое значение, ведь ты туда пришел за общением с Богом, а не поглазеть на сооружение.
Я — человек верующий, но однако придерживаюсь такой позиции, что в храм ходить не обязательно. В библии написано, что Бог всегда с нами и чтобы он тебя услышал нет необходимости идти в храм. Но я не призываю к тому, чтобы перестать их строить и посещать. Церковные обряды я предпочитаю все таки проходить в храме.
Купола — это символ лука или чеснока. Его значение до конца не изучено. Ведь этот символ имеет значение в виде слова «семья». Если посмотреть через микроскоп — клетки чеснока или лука находятся близко друг другу. При попытки отодрать пленку — испускают кислый газ — от которого идут слезы.
Но в то же время — лук и чеснок — наипростейшее средство борьбы с вирусами. Подробнее http://vk.com/prismnews
Строительство харамов считаю глупостью. В бибилии говорится, что бог внутри нас, что он везде. Там почему я должен идти в храм, что бы помолиться ? Просто трата денег и пиар алчных церковников.
http://доставка-цветов-в-хабаровске.рф
Я тоже читала об этом раньше, что крест перекрывает энергию. Получается, что энергия аккумулируется. Если я правильно поняла, то на молящихся сходит не божественная энергия, а накопленная масса энергии молящихся, кошмар! Верующие люди это не примут, да и разве можно придумать прибор отличающий божественную энергию от людской, для этого надо иметь представление об обоих…
Для верующего человека, и не важно какого он вероисповедания, навряд ли будет интересно как это работает. Для истино верующего важно, что бы Бог его услышал. Так скоро религия может превратиться в науку подобной физики, ну или химии например.
Вообще-то, я раньше читала, что изначально любые молельные места оборудовались рядом с местами энергетических разломов, где существовали самые мощные каналы выброса «нехорошей» энергии. А уже христианские храмы так же строились в подвижных геоактивных зонах, на местах языческих капищ, то есть в заведомо аномальных зонах.. Почему, не совсем понятно. Видимо, архитектура храма способна преобразовывать отрицательное земное излучение, превращая его в некую позитивную энергию. И если раньше при строительстве храмов действительно придерживались этого правила, то как сейчас происходит выбор места для постройки и как это влияет на энергетику храма — большой вопрос !
Россия — православная страна и люди в большинстве своем верующие! Поэтому церкви и религия играют большую роль в жизни нашего государства.
Как то раньше и незудымывался над этим. А оказывается не все тут просто, очень познавательная статья. Хорошо что в том году у нас тоже построили хоть и небольшой, но всеже храм.
я сам верующий человек и для меня храмы и вера занимают одну из главных ролей в жизни
В ведических храмах, согласно картинки выше, ментальное поле, набрав критическую массу покрывает адептов в храме и имеет выход в космос, во вселенную, тогда, как, в нынешних храмах и церквях выходу энергии мешает крест. Допустим, это так. Порассуждаем о кресте, как о символе и некоторых его значениях в повседневной жизни.
Итак, паства в храме, при чтении молитв накладывает на себя крестное знамение. У служителей храмов головные уборы по форме напоминают купол и венчает это сооружение крест. Это все из одной «оперы» ? Интересная статья, заставляет мозг пошевелить извилинами.
Я же считаю,что изначально храмы начали строить лишь для того,чтобы объеденить человечество — чтобы у всех была «одна идея»,и эта идея — религия.То бишь,храмы построены для того,чтобы люди меньше враждовали между собой,чтобы не «скрещивались» семьями (кузены,братья и сёстры и т.д.)
Странно, всегда считал, что храмы строятся на уже намоленных местах, которые имеют уже энергетику верующих(пусть даже там было капище, жертвенник или другое культовое место) и не храм воздействует на людей, а та энергия веры которую приносят с собой прихожане! И вопрос — если крест перекрывает дорогу энергии, значит в храмах другой веры на толпу прихожан обрушивается космическая энергия- коль они познают «благодать»?
Статья — очередное подтверждение моего мнения о том, что в основе современной религии лежат религии древних. Форма похожа, но смысл уже в корне другой. Если в древние времена в стержне религий было самосовершенствование, то теперь её смыслом и эссенцией стало служение.
Ого. интересно получается))) накопитель такой…Интересно, почему именно был придумат купол, а не скажем так, конус или треугольник))
Вообще-это бред,что крест это антенка.люди идут а Церковь или Храм для того чтобы получить исцеление,свободу,счастье,радость от общения с Богом.а купола и все прочее ничего не значат,ведь все чудеса происходят только из-за того,что там Бог.В Библии написано,что Церковь_это собрание Святых,а не какие-то купола и антенки.и еще ,написано в Библии:Где двое или трое собирутся во имя Иисуса Христа,там и Я.Люд!и ЧИТАЙТЕ БИБЛИЮ-СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ-ТАМ ВСЕ НАПИСАНО-И НИКТО ВАС НЕ ВВЕДЕТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ!!
храм для красоты
Для чего нужна Церковь? На этот вопрос невозможно ответить однозначно, потому что верующие и неверующие люди ответят на него по-разному. Если для первых Церковь – это Истина и Жизнь, то для вторых, в лучшем случае, некий социальный негосударственный институт, деятельность которого имеет некоторые полезные аспекты.
Церковь дает человеку главное – Веру, Надежду, Любовь. Для верующего человека вопрос о том, есть ли Бог, лишен смысла, потому что вся жизнь является зримым подтверждением Его существования.
Очень познавательно.Получается если-бы не было купола на храмах прихожане могли-бы напрямую общаться с космосом.Тогда,кто придумал,чтобы этого не происходило?
Религия в нашей жизни — это один из самых больших приоритетов каждого человека. Строительство церквей и храмов — этому большое подтверждение! Считается, что в духовных помещениях наиболее ощущается дух Божий и Его величие. Даже самый неверующий человек заходя в церковь без веры, просто потому, что все ходят, выйдет оттуда уже иным.
Сила присутствия Бога, там действительно ощущается с первым сделанным вдохом. Строительство Божьего храма должно процветать и поддерживаться всесторонне!
Источник: xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
Устроено с умом: почему на Руси строили храмы во имя Божественной мудрости
14 сентября 1052 года был освящен старейший из сохранившихся на Руси каменных храмов — собор Святой Софии в Новгороде. Вторую четверть XI века — время правления Ярослава Владимировича — можно назвать переломной эпохой в истории Руси. Его отец князь Владимир Святославович провозгласил свою страну христианской державой, но на деле Русь в основном оставалась языческой. И наследнику князя-крестителя Ярославу пришлось приложить немалые усилия, чтобы православие по-настоящему вошло в души славян. Одним из этапов этого пути стало создание великолепных каменных храмов в честь Святой Софии в трех главных городах Руси — Киеве, Новгороде и Полоцке. «Известия» — о старейшем храме северо-восточной России, Софии Новгородской.
Новые времена
Князь Владимир Святославович в памяти исторической и народной всё же остался скорее последним варяжским конунгом, нежели православным государем. И его былинный альтер-эго Красно Солнышко пирует с дружиной и заезжими богатырями, совершенно не заботясь о христианском смирении и воздержании. Ярослав же — иное дело.
Несмотря на то что в его биографии историки находят множество белых пятен, он воспринимается уже как благочестивый православный монарх, строитель храмов и основатель монастырей, покровитель книжных наук и искусств, создатель Церковного устава и «Русской правды» — первого свода законов. Ярослав породнился с доброй половиной европейских дворов, выдавая замуж своих дочерей и подыскивая заморских жен многочисленным сыновьям. В официальной истории Российской империи ему было отведено место создателя православной державы, что впоследствии было подчеркнуто появившемся в середине XIX веке прозвищем Мудрый.
Ярослав мечтал превратить Киев в новую столицу мирового православия, наследницу Иерусалима и Константинополя. Но для этого город должен был обладать соответствующими атрибутами. Отсюда и строительство Золотых ворот, и учреждение монастырей Георгиевского и Ирининского, точно как в Царьграде. Любой путник, вошедший в Золотые ворота столицы Византии, проходил между этими монастырями и приходил к главному храму города — Святой Софии. У Ярослава выбора не оставалось — нужно было строить аналогичный собор в Киеве.
Премудрость Божия
Софию Константинопольскую по приказу императора Юстиниана построили великие зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Это было самое грандиозное и великолепное здание на земле, производившее неизгладимое впечатление на людей и тем подтверждавшее величие православия и могущество византийского императора. На Руси тогда еще не строили больших каменных зданий. К тому же сооружение храма требовало знания церковного канона. Поэтому Ярослав вынужден был обратиться за помощью к грекам.
Где выпускалась первая газета, кто устроил «электрический бал» и чем расстроил дом Филатова актера Егора Бероева
Интересно, что к началу XI века деревянные церкви в честь Софии — Премудрости Господней уже существовали и в Киеве, и в Новгороде. Первую построила Ольга, о чем говорится в Иоакимовской летописи. Про вторую мы знаем из текста Первой новгородской летописи:
«Постави владыка епископ Иоаким первую церковь деревянную дубовую святыя Софии, имущу верх 13; и стояла 60 лет. И поднялася от огня в лето 1049 марта в 4 день»
Киевский храм был сожжен в 1017 году во время княжеской междоусобицы, вспыхнувшей после смерти Владимира. Считается, что сожгли его поляки Болеслава Храброго — союзника Святополка, боровшегося против Ярослава. Столкновения между братьями продолжались еще много лет, из-за чего Ярослав, даже став официально Великим князем Киевским, предпочитал жить в Новгороде. Лишь в 1036 году, после смерти брата Мстислава, он окончательно вернулся в Киев. Тогда-то князь и пригласил византийских мастеров.
Софийский собор в Киеве
Мы не знаем, кто они были по происхождению — сведений об этом не сохранилось. Достоверно известно, что с 1036 по 1044 год иноземные мастера строят в Киеве несколько зданий, прежде всего Золотые ворота и Софию Киевскую. А потом отправляются на север, в Новгород, чтобы там возвести еще один храм в честь Премудрости Господней.
Новгородским князем в это время был старший сын Ярослава Владимир. В летописи за 1045 год сказано, что князем Владимиром и прибывшими из Киева каменщиками
«заложена бысть святая София Новегорода», а в 1050 году «священа бысть церкви София в Новегороде месяца сентября 14 на Воздвижение Честнаго Креста, повелением великого князя Ярослава Владимировича Киевского и Всея Руси и сына его князя Владимира Ярославича»
Всего через 20 дней после освящения храма совсем еще молодой князь Владимир, которому едва перевалило за 30, скоропостижно скончался. Он стал первым, кого похоронили в Софийском соборе.
Большинство ученых считают, что инициатором строительства Новгородской Софии был не Владимир, а его отец Ярослав. По летописным сведениям, он с супругой Ириной (Ингигерда — дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга) даже приехал на закладку храма, хотя путь от Киева до Новгорода неблизкий. «Смотри, Соломон, я превзошел тебя!» — сказал, по преданию, Юстиниан, заходя впервые в Софию Константинопольскую. Ярослав не соревновался с предшественниками в величине и богатстве храма, зато он основывал уже вторую Софию и, видимо, уже держал в голове третью, которую та же бригада будет строить в Полоцке. Божественная мудрость (именно так Σοφία переводится с греческого) распространялась по Руси, а князь Ярослав и его отец Владимир-креститель вставали в один ряд с великими христианскими монархами и библейскими пророками. Ведь не случайно сподвижник Ярослава митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати» описывает крещение Руси именно как приход Премудрости Божией, то есть Софии.
Вид на Софийский собор в Великом Новгороде
«Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки. Множество мудрых — спасение миру, и царь разумный — благосостояние народа»
Соломон называет Божественную мудрость «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». Это продолжение идеи античного Логоса или талмудического Руах ха-Кодеш (Святого Духа). В православии к XI веку закрепилась точка зрения, связывавшая Софию с Христом и Приснодевой. Классической формулировкой стала «Премудрость созда Себе дом», где под домом понималась Богоматерь, а под Премудростью — воплощенный Бог-Сын.
Где София — там Новгород
Мысль, заложенная в архитектуре новгородского храма, по сей день остается загадкой. Киевская София отражала византийские традиции и имела 13 глав: центральная, самая большая, ассоциировалась со Спасителем, а двенадцать других — с апостолами. Четыре купола вокруг центрального — в память о евангелистах Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Свод киевского храма, как и обоих его собратьев, держался на 12 колоннах, как православие стояло на плечах учеников христовых. Деревянная новгородская София тоже имела 13 куполов, но в каменной — шесть куполов!
Идея пяти, возвышающихся над собором, вполне традиционна: Спаситель и евангелисты, а символика шестого, установленного над лестничной башней, непонятна. Письменных сведений не сохранилось, устной традиции — тоже, поэтому ученые и богословы спорят уже почти тысячу лет. Возможно, это был какой-то замысел самого Ярослава и касался он всех трех храмов Софии, поскольку построенный теми же византийскими мастерами храм в Полоцке тоже был необычным — он имел семь глав! То есть суммарно новгородский и полоцкий храмы по числу куполов были равны киевскому.
Купола Софийского собора в Великом Новгороде
Новгородский храм удивительно строг и гармоничен. В нем лишь отдаленно чувствуется влияние византийской традиции, но вместе с тем прослеживается суровая простота русского Севера. Не случайно его пропорции и форма лягут в основу церковного строительного канона, который тогда только начинал формироваться на Руси. Для постройки стен храма использовались местный известняк, гранитные валуны, плинфа. Штукатурки на внешних стенах храма изначально не было.
По словам замечательного новгородского реставратора Григория Штендера, всю жизнь посвятившего изучению и воссозданию облика древних храмов, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зеленых и желтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству». Кирпич применялся для создания самых сложных мест: апсид, арочных сводов, барабанов, лопаток и т.д. Купола собора первоначально имели более простую шлемовидную форму. Они были черными (центральный позолочен в XV веке), что дополнительно придавало храму аскетизм и строгость.
Внутреннее убранство Софийского собора в Великом Новгороде
Внутри стены храма были покрыты цемянковым раствором (известковый раствор с примесью толченого кирпича, что придавало ему нежный розовый оттенок) и почти полностью расписаны. Некоторые фрески XI века сохранилась поныне (в основном на Мартириевой паперти), но большая часть была утрачена и заменена на новые. Сохранились и удивительные граффити — надписи на стенах, которые в разное время делали простые люди. Их более 800.
Магдебургские (Корсунские) врата Софийского собора в Великом Новгороде
Отдельного внимания заслуживают Магдебургские врата, которые также называют Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Покрытые великолепными рельефными изображениями сцен из Евангелия, врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. Происхождение их доподлинно неизвестно, но, по традиционной версии, они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге, а в собор попали как военный трофей новгородцев, ходивших в 1187 году на шведскую столицу Сигтуну. Впрочем, некоторые исследователи считают их изделием не западноевропейских, а византийских или даже новгородских мастеров.
Редкая победа жителей исторического дома над застройщиком произошла напротив здания, которое сейчас пытаются спасти градозащитники
Легенды святой Софии
За тысячу лет храм многое пережил, и часть его богатой истории приобрела легендарный, порой даже мистический характер. Например, существует легенда об иконе Пресвятой Богородицы «Знамение», на которой изображена Дева Мария с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди. В 1169 году войска суздальского князя Андрея Боголюбского окружили Новгород. Враги были сильнее, и защитники города с величайшим трудом отбивали атаки. Но их становилось всё меньше, и новгородцам оставалось уповать на чудо.
Настоятель Софийского собора Иоанн много дней безустанно взывал к Господу о помощи. И вдруг он услышал голос, который велел ему взять из храма икону Богородицы и вынести ее на крепостную стену. Иоанн немедленно пошел за ней, и в этот момент сами собой зазвонили соборные колокола. Икону установили на стене ликом к противникам, которые стали обстреливать процессию из луков.
И одна стрела попала в изображение Девы Марии. Тогда икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду, и из нее потекли слезы. А на осаждающих город суздальцев нашел морок, они ослепли и стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Документальных подтверждений легенда не имеет, но следы от стрел на иконе есть.
Места, где жил и работал вождь мирового пролетариата, популярны у китайских туристов, кинематографистов и любителей пирожков
Еще одна легенда связана со временами Ивана Грозного, наверное, самыми страшными для новгородцев. Тогда царь отдал город на разграбление своим опричникам, и Волхов стал красным от крови. В разгар ужасной расправы на крест храма сел голубь и, увидев страшную картину, окаменел от страха.
А вскоре к одному из местных монахов во сне снизошла Богородица и сказала, что голубь послан Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности». Голубь и сегодня сидит на кресте — но в ХХ веке покинул его на несколько десятилетий.
15 августа 1941 года фашистские войска заняли Новгород. После артобстрелов крест с голубем был поврежден и повис на крепежных тросах, немецкий комендант города распорядился снять его совсем.
Ценности из собора планово вывозились в Германию, а солдаты вермахта и испанской «Голубой дивизии» растаскивали золотую обшивку купола на сувениры. «Освободители от ига большевизма» вели себя как настоящие варвары, подчистую разграбив собор. Крест с голубем был отправлен в Испанию как трофей, после войны следы его затерялись. Лишь в 2002 году выяснилось, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. После встречи президента России и короля Испании двумя годами спустя реликвия была торжественно возвращена на родину. Испанцам была подарена точная копия, изготовленная по заказу администрации области, — всё же бывшие оккупанты относились к священному символу со всем возможным уважением.
Голубь на кресте центрального купола Софийского собора в Великом Новгороде
Почитание Божественной мудрости не прижилось на Руси, оказавшись слишком сложным для простых людей, и вскоре было вытеснено более понятным культом Богоматери. Князь Андрей Боголюбский, когда переедет во Владимир и сделает его новой столицей, рядом с традиционными Золотыми воротами поставит уже не храм Софии, а кафедральный Успенский собор. И лишь новгородская София будет напоминать нам о благих мечтах князя, которого вовсе не случайно называли Мудрым.
Источник: iz.ru
Что скрыто в архитектуре православного храма?
Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.
Внешнее устройство православного храма
По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).
Формы храма
В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:
- крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
- прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
- круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
- восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.
Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.
Купол храма
Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:
- одна – означает единство Господа;
- три – являются знаком Святой Троицы;
- пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
- семь – по числу главных церковных Таинств;
- тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.
Разновидности церковных куполов
Церковные колокола
Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:
- благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
- трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
- перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.
В давние времена существовал еще один тип колокольного звона – набат, который оповещал жителей города или селения о надвигающейся опасности.
Крест на храме
Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:
- четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
- шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
- восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».
Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом
, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху
главою
, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда:
две главы
означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
три главы
— три Лица Св. Троицы;
пять глав
— Иисуса Христа и четырех евангелистов,
семь глав
— семь таинств и семь вселенских соборов,
девять глав
— девять чинов ангельских,
тринадцать глав
— Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру». Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.
Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня
или
звонница
, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется
«благовест»
(благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется
«трезвон»
. Звон колоколов по поводу печального события называется
«перезвон»
. Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.
Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор
; так и православный христианский храм делится на три части:
алтарь, средняя часть храма и притвор
.
Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство Небесное. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными
В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения, было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот, почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.
Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».
[td]
1. Алтарь 2. Средняя часть 3. Притвор 4. Иконостас 5. Престол 6. Жертвенник 7. Горнее место 8. Ризница 9. Солея 10. Амвон 11. Клиросы |
Святилищу соответствует, в нашем православном храме средняя часть храма
. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.
При входе в храм снаружи устраивается паперть
Главнейшая часть храма — это алтарь
, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре —
престол
— особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом
В иконостасе имеются три двери
, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются
Царскими Вратами
, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя
, а налево от царских врат — икона
Божией Матери
.
Направо от иконы Спасителя находится южная дверь
, а налево от иконы Божией Матери находится
северная дверь
. На этих боковых дверях изображаются
архангелы Михаил и Гавриил
, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще
диаконскими вратами
, так как через них чаще всего проходят диаконы.
Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона
, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
На самом верху иконостаса помещается крест
с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.
Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников
, в третьем —
иконы апостолов
, в четвертом — иконы
пророков
, на самом же верху — всегда помещается крест.
Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах
, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на
аналоях
, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.
Некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей
(греч. «возвышение посреди храма»), а ее середину солеи —
амвоном
(греч. «восхожу»). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон — символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают
клиросы
— места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников «клирошане», то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. «жребий, надел»). У самых клиросов обыкновенно ставят
хоругви
— иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.
Храм и его росписи — это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз, ибо храм приходит сверху, с неба. И верхняя его часть называется «небо», а нижняя — «земля». Небо и земля — составляют космос (это слово по-гречески означает «украшенный»).
И действительно, храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего — Бог, Всевидящий и Всемогущий. Его образ располагается в самом куполе, в наиболее высокой точке храма. Бог в православной традиции изображается в виде Иисуса Христа — Пантократора (Вседержителя)1. В левой руке Он держит книгу, правой — благословляет Вселенную.
При переходе от купола к основному объему храма образуются полусферические плоскости, на которых изображаются четыре евангелиста, несущие на землю небесную Благую Весть через Евангелия. Своды и арки соединяют небо и землю. На сводах изображаются основные события евангельской истории, на арках — апостолы, пророки, святые, те, кто помогает людям в их восшествии на небо. Стены храма расписываются сюжетами из Священной истории: это Ветхий Завет, Новый Завет, а также Вселенские Соборы, жития святых — вплоть до истории государства и данной местности. Круг сюжетов на первый взгляд кажется ограниченным и повторяющимся, тем не менее ни один храм внутри не похож на другой — в каждом программа росписей оригинальная.
Православный храм можно назвать энциклопедией. В каждом храме присутствует вся история человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы вплоть до современности, святых XX века. Кульминация мировой истории и вершина мироздания — Голгофа, место, где был распят Иисус Христос, совершилась Его Крестная жертва и победа над смертью в акте Воскресения.
Все это сосредоточено в восточной части храма, там, где расположен алтарь. Пролог и эпилог мира — в противоположной части храма, на западной стене: здесь можно увидеть сцены сотворения мира, образ лона Авраамова — рая, где души праведных пребывают в блаженстве. Но чаще всего западную стену занимает изображение Страшного Суда, потому что выходя из храма через западные двери, человек должен помнить о том часе, когда закончится его земная жизнь и каждый предстанет на Суд. Однако, Страшный Суд должен не столько напугать, сколько напомнить человеку об ответственности за прожитую жизнь.
Описание внутреннего строения храма
План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.
Притвор
Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.
Внутреннее устройства христианского дома
Основная, или средняя часть
Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.
Солея
Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.
Амвон
Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.
Клирос
Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.
Пребывание в храме суть важнейшая сторона сложной духовной работы, это форма духовного развития, это путь через видимое – к невидимому. В храме все подчинено единой цели, храм – это путь к обожению, это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Поэтому храм – частица грядущего Царствия Божия, предвосхищающая Его пришествие.
Одновременно храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. И, наконец, храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения. Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании, которое восходит не только к апостолам, но и к закону Ветхого Завета.
Уже с IV века символика храма начинает подробно разъясняться. Сближая Церковь, живой храм Божий, с самим зданием храма, св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм. Также стены, по словам св. Димитрия Ростовского, «толкуются как закон Божий».
Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов – зримый образ закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах также пишутся и образы святых – князей, святителей, мучеников, преподобных, жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры.
Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом. Общую идею храма выражает иконография его средней части.
Здесь изображена Вселенская Христова Церковь в ее совокупности, в ее истории и перспективе – от начала первозданной Церкви до Страшного суда – конца ее бытия – по эпохам. Вся роспись храма – символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию.
На северных и южных стенах храма – изображения Вселенских соборов – важных событий церковной истории. Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного суда, а светские сцены забав и игрищ (храм св.
Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к погибели. Изучение русского православного храма как явления прекрасного, наиболее открытого миру и воплощающего в себе символы православной веры может стать для ищущего спасения человека ступенью лествицы, возводящей его к Самому Создателю Добра, Любви и Красоты.
По материалам интернет-журнала Сретенского монастыря «ПРАВОСЛАВИЕ.RU»
Источник: xn--80aimjhlq4f.xn--p1ai