Квартиры в построенном доме были поставлены застройщиком на учет в качестве товара через полгода после получения права собственности. С какой даты начинается отсчет 2 лет для целей п. 4 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» — с даты принятия объектов к учету в качестве товаров или с даты госрегистрации права собственности?
Право собственности на квартиры было оформлено после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Через полгода после этого был закрыт договор с генподрядчиком, получен акт по форме КС-11. До этого времени выполнялись работы по доведению помещений до состояния, пригодного к использованию, подлежащие включению в стоимость строящегося объекта. После выполнения этих работ была сформирована первоначальная стоимость квартир, и квартиры были поставлены на учет на счете 41.
Ответ
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ), устанавливается и вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ), поэтому при его исчислении на территории г. Москвы, помимо главы 30 НК РФ, следует руководствоваться также Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон N 64) (см. также письмо Минфина России от 21.03.2016 N 03-05-04-01/15503).
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ ИП И ТОО
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (норма была введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2015), налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектом налогообложения жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
При этом, право собственности за застройщиком регистрируется на квартиры, поэтому именно квартиры будут признаваться жилыми помещениями (п. 1 ст. 11 НК РФ, ч. 2 ст. 15, ч.ч. 1, 3 ст.
16 ЖК РФ) и, соответственно, объектами налогообложения для целей пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 (статья 1.1 была дополнена пунктом 4 Законом г. Москвы от 24.06.2015 N 29, вступившим в силу с 01.01.2016) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении двух лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.
Вебинар ИПБР: «Налог на имущество организаций. Земельный налог»
Таким образом, с 01.01.2016 на территории г. Москвы жилые дома и жилые помещения признаются объектом налогообложения и облагаются по кадастровой стоимости при условии, что они:
Не учитываются на балансе в качестве объектов основных средств.
Со дня принятия их к бухгалтерскому учету прошло более двух лет.
То есть, для применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 необходимыми условиями являются факт принятия объекта к бухгалтерскому учету (но не в качестве объектов основных средств) и период времени, в течение которого объект отражается в бухгалтерском учете организации (более двух лет).
Правоприменительная практика по рассматриваемому вопросу, которой мы располагаем, касается применения нормы пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, в силу пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ жилые дома и жилые помещения, в том числе, квартиры, реализуемые застройщиком, на которого зарегистрировано право собственности, независимо от порядка ведения их бухгалтерского учета, признаются объектом налогообложения исходя из кадастровой стоимости до момента регистрации перехода права собственности на них к покупателю (см. также письма Минфина России от 04.03.2015 N 03-03-06/1/11187, ФНС России от 21.01.2016 N БС-4-11/697).
При этом в соответствии с позицией чиновников такие квартиры могут отражаться, в том числе на счете 08 «Внеоборотные активы», а неотъемлемыми условиями для признания квартир объектом налогообложения являются наличие государственной регистрации права собственности на них и определенной в отношении этих квартир кадастровых стоимостей.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что для целей применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 принятием к учету квартир может признаваться отражение затрат на строительство дома на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а два года следует отсчитывать с момента государственной регистрации права собственности на квартиры и определения их кадастровых стоимостей. С учетом вышеприведенных разъяснений Минфина России именно такую позицию могут занять налоговые органы.
В тоже время в ряде разъяснений Минфина России высказывается позиция, согласно которой правовых оснований для применения пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в отношении незавершенного строительством жилого дома (в том числе жилых помещений в нем), не введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства, не имеется (п. 3 письма Минфина России от 29.08.2017 N 03-05-05-01/55262, от 17.04.2017 N 03-05-05-01/22623).
При этом, например, из постановления Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N ВАС-4451/10 следует, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации.
Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (спор касался объекта недвижимого имущества, подлежащего учету в составе основных средств).
В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.06.2015 N Ф04-19867/2015 по делу N А45-7966/2014 был сделан вывод о том, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не является документом, подтверждающим момент определения фактической суммы затрат в отношении объекта долевого строительства по итогам строительства жилого дома; получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не исключает обязанность застройщика довести объект до нормативного состояния.
Из совокупного смысла приведенных писем Минфина России и судебной практики можно сделать вывод о том, что в ситуации, когда дом введен в эксплуатацию, но фактически не доведен до состояния готовности к эксплуатации, пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ применяться не должен, то есть, квартиры в этом доме не признаются объектом налогообложения на основании этой нормы до завершения всех работ. Эти квартиры признаются объектом налогообложения только после завершения всех работ по строительству дома, формирования их учетных стоимостей и принятия их к бухгалтерскому учету.
Кроме того, на наш взгляд, «принятие указанных объектов к бухгалтерскому учету», предусмотренное п. 4 ст. 1.1 Закона N 64, больше соответствует принятию к учету непосредственно самих квартир на счете 41 «Товары», а не отражению затрат на строительство дома на счете 08 «Внеоборотные активы»*(1).
Товары, являясь частью материально-производственных запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п.п. 2, 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Согласно п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, актив признается в бухгалтерском балансе, в частности, когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности.
Как мы поняли, в данной ситуации на момент регистрации права собственности на квартиры их первоначальная стоимость по объективным причинам не могла быть сформирована (продолжали выполняться строительно-монтажные работы по доведению помещений до состояния, пригодного к использованию, подлежащие включению в стоимость квартир), поэтому у организации на тот момент не было оснований для учета этих квартир на счете 41 «Товары». Квартиры были приняты к учету в качестве товаров после завершения всех работ и формирования их фактической себестоимости.
Таким образом, полагаем, что по рассматриваемому вопросу существует и другая точка зрения. Она заключается в том, что, несмотря на получение разрешения на ввод в эксплуатацию дома (п. 1 ст. 55 ГрК РФ) и регистрацию права собственности на квартиры, для целей применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 два года следует отсчитывать с момента принятия квартир к учету в качестве товаров на счете 41.
Разъяснениями официальных органов и материалами арбитражной практики по вопросу применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 в рассматриваемой ситуации мы не располагаем.
В виду отсутствия в анализируемых нормах налогового законодательства РФ прямой взаимосвязи между формированием стоимости квартир на счете 41 «Товары» и порядком расчета налога на имущество по кадастровой стоимости, а также подтверждающей правоприменительной практики, данная точка зрения является нашим экспертным мнением.
Следование ему может привести к налоговому спору, поскольку налоговые органы скорей всего займут иную позицию. В частности, полагаем, что налоговики принятием к учету квартир могут признавать отражение затрат на строительство дома на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и отсчитывать два года, предусмотренные п. 4 ст. 1.1 Закона N 64, с даты регистрации права собственности и установления кадастровой стоимости на эти объекты.
Признавая неоднозначность налоговых последствий в данной ситуации, рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями в официальные органы. При этом поскольку вопросы об установлении особенностей налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости относятся к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ (письма Минфина России от 07.02.2018 N 03-05-05-01/7139, от 02.11.2017 N 03-05-03-01/72248, от 21.01.2016 N 03-03-06/2034, от 12.10.2015 N 03-05-05-01/58080), полагаем, что организация может обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Наличие разъяснений официальных органов в случае спора с налоговым органом будет считаться обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
*(1) В соответствии с разъяснениями налоговых органов организация-застройщик может вести учет затрат на строительство дома на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» с последующим оприходованием предназначенных для продажи квартир на счете 41 «Товары» (письма УМНС по г. Москве от 22.06.2000 N 03-12/28309, от 27.02.2001 N 03-12/9722-м).
Источник: pravovest-audit.ru
Порядок расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости
Налог на квартиру по кадастровой стоимости в обязательном порядке стал рассчитываться начиная с 1 января 2015 года.
До 2015 года налог на имущество рассчитывался на основе инвентаризационной стоимости принадлежащего гражданину имущества. Новшества коснулись не все регионы РФ, а лишь часть их.
С 1 января 2020 года все регионы РФ окончательно перешли на расчет налога по кадастровой стоимости имущества, которая близка к рыночной (Федеральный закон от 4.10.2014 № 284-ФЗ).
Какое имущество облагается налогом по новым правилам
Обложению налогом подлежит следующее имущество:
- Жилое помещение (квартира, доля в ней);
- Жилой дом (коттедж, дачный домик в СНТ, ДНТ, ЛПХ);
- Гараж, место на парковке (машино-место);
- Единый недвижимый комплекс (здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередач, железные дороги и т.д.);
- Объект незавершенного строительства (недострой);
- Иные здания, строения, сооружения.
Кто уплачивает имущественный налог
- Физические лица (граждане);
- Индивидуальные предприниматели на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН) — в отношении имущества, не используемого ими в предпринимательской деятельности, а также ИП на ОСН в отношении любого имущества, принадлежащего предпринимателю на праве собственности.
Порядок расчета налога на имущество
Налог на имущество физических лиц рассчитывается непосредственно налоговым органом и в виде уведомлений на уплату налога направляется гражданам и ИП.
Если гражданин и ИП не имеет «Личного кабинета налогоплательщика» (далее ЛКН) уведомление будет направлено ему по почте в бумажном виде. Если физическое лицо зарегистрировалось и получило доступ к «ЛКН» уведомление по умолчанию будет направляться ему в электронной форме и отражаться только в «ЛКН». Для того, чтобы получать уведомления, как и прежде, в бумажной форме, гражданин должен написать заявление и указать, что он просит направлять ему уведомления на уплату не в ЛКН а по почте в бумажном виде.
Порядок расчета налога по кадастровой стоимости должен быть утвержден соответствующим правовым актом региона. Если на 1 декабря 2016 года, данный акт принят не был, налог в указанном регионе рассчитывается по старому порядку, исходя из инвентаризационной стоимости.
Узнать, в каком порядке происходит расчет налога в вашем регионе, можно на сайте ФНС РФ, перейдя в раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» и указав в выпадающих строках субъект РФ и муниципальное образование, в котором расположено имущество:
В случае, если налоговое уведомление не пришло, гражданин обязан самостоятельно обратиться в налоговый орган и сообщить об имеющихся у него объектах налогообложения.
Как рассчитывается налог на имущество по кадастровой стоимости
Расчет имущественного налога по новому порядку производится по следующей формуле
Налог к уплате = (Кадастровая стоимость – Налоговый вычет) х Доля в имуществе х Ставка по налогу
Кадастровая стоимость
Самый простой способ узнать кадастровую стоимость — заказать выписку из ЕГРН на сайте Росреестра.
Налоговый вычет
При расчете налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрено использование налоговых вычетов, в следующем размере:
- 10 кв. м. для комнаты;
- 20 кв. м. для квартиры;
- 50 кв. м. для дома;
- 1 млн.руб. для единого недвижимого комплекса.
При расчете налога общая площадь уменьшается на указанный налоговый вычет.
Узнать, сколько можно вернуть налога с покупки квартиры в 2022 году, вы можете, воспользовавшись нашим онлайн калькулятором.
Доля в имуществе
При нахождении имущества в общей долевой собственности расчет налога ведется исходя из размера доли каждого собственника.
При нахождении имущества в общей совместной собственности расчет производится в равных долях для обоих собственников.
Ставка налога
Размер налоговой ставки устанавливается каждым регионом самостоятельно и отражается в соответствующем правовом акте. Узнать размер ставки по налогу на имущество в вашем регионе вы можете на сайте ФНС, обратившись к разделу «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
В среднем налоговые ставки не должны превышать следующих значений:
- 0,1%. Данной ставкой облагаются квартиры, комнаты, загородные дома и дачные домики, недострои, хозяйственные помещения, расположенные на дачных участках (СНТ, ДНТ, ЛПХ) площадью не более 50 кв. м. Также, под ставку 0,1% подпадают гаражи и машино-места.
- 2%. Самая высокая ставка по налогу установлена для элитного имущества, стоимость которого превышает 300 млн.руб., а также для имущества, включенного в специальный кадастровый перечень (административные деловые и торговые центры и помещения в них) и для нежилых помещений, используемых под офисы, торговые объекты и объекты общепита.
- 0,5%. Указанной ставкой облагается иное имущество.
Необходимо отметить, что законами местных властей ставки по налогу могут быть как снижены до нуля (с 0,1% до 0%), так и увеличены, максимум в три раза. Власти регионов могут также установить дифференцированные ставки, в зависимости от типа и места нахождения объекта.
Льготы по налогу
Кроме налоговых вычетов, используемых при расчете налога, по налогу на имущество предусмотрены различные льготы, частично или полностью освобождающие гражданина от уплаты налога. Все льготы можно разделить на две группы: федеральные (действующие на всей территории РФ) и местные (действующие на территории конкретного муниципального образования).
Федеральные льготы
Полностью от уплаты налога в отношении одного объекта каждого вида имущества освобождаются:
- Герои СССР и РФ, а также носители ордена Славы трех степеней;
- Инвалиды первых двух групп инвалидности, в том числе инвалиды с детства;
- Участники ВОВ;
- Пострадавшие в результате Чернобыльской аварии и аварии на производственном объединении «Маяк»;
- Военные пенсионеры, общая продолжительность службы которых составляет 20 и более лет;
- Граждане, участвующие в испытании ядерного и термоядерного оружия;
- Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
- Пенсионеры, достигшие пенсионного возраста;
- Иные основания, предусмотренные федеральным законодательством.
Местные льготы
Перечень льгот, установленных в конкретном регионе, можно узнать из правового акта, утвердившего порядок расчета налога на имущество в данном регионе. К дополнительным льготам на местах, могут относится, например, такие, как освобождение от уплаты налога малоимущих граждан, детей сирот и т.д.
Стоит отметить, что региональные власти в редких случаях устанавливают дополнительные льготы жителям своего региона.
Обратите внимание, что льготы по налогу на имущество не зависят от порядка его расчета и предоставляются как при расчете платежа исходя из кадастровой стоимости, так и при расчете по инвентаризационной стоимости.
Примеры расчета налога
Пример № 1. Одна квартира, один собственник (не льготник)
Степанов В.А. имеет в собственности однокомнатную квартиру в г. Москве стоимостью 5 658 000 руб. Общая площадь жилья равна 40 кв. м.
Рассчитываем стоимость кв. м.
1 кв. м. равен 141 450 руб.:
Рассчитываем размер налогового вычета
Налоговый вычет равен 2 829 000 руб.:
20 кв. м. х 141 450
Рассчитываем сумму налога к уплате
Налог к уплате составит 2 829 руб.
(5 658 000 – 2 829 000) х 0,1%
Пример № 2. Одна квартира, совместная собственность супругов
Супруги Васильевы приобрели в совместную собственность квартиру общей площадью 98 кв. м. Кадастровая стоимость жилья составляет 8 570 000 руб.
Рассчитываем стоимость квадратного метра
1 кв. м. равен 87 449 руб.:
Рассчитываем сумму налогового вычета
Налоговый вычет, как при совместной, так и при долевой собственности, предоставляется в целом на весь объект.
Таким образом, размер вычета составит 1 748 980 руб.:
20 кв. м. х 87 449
Рассчитываем сумму налога к уплате
Налог к уплате составит 3 410,51 руб. на каждого из супругов:
(8 570 000 – 1 748 980) х 0,1% : 2
Пример № 3. Две квартиры, дом, 1 гараж и 1 машиноместо
Селиванов В.С. имеет в собственности следующее имущество:
- 2-х комнатную квартиру площадью 68 кв. м. с кадастровой стоимостью 3 487 000 руб.;
- 3-комнатную квартиру площадью 85 кв. м. с кадастровой стоимостью 6 890 000 руб.;
- Загородный дом, площадью 175 кв. м. с кадастровой стоимость 9 780 000 руб.;
- Гараж, площадью 20 кв. м., кадастровая стоимость которого составляет 850 000 руб.;
- Машино-место, площадью 10 кв. м. кадастровая стоимость которого равна 550 000 руб.
Квартиры
При расчете налога за квартиры, Селиванов сможет применить налоговой вычет только в отношении одной квартиры на свое усмотрение. Если заявление с выбором квартиры, в отношении которой будет применяться вычет, Селиванов не представит — налоговый орган сам применит вычет по квартире с наибольшим налогом к уплате.
Рассчитаем стоимость 1 кв. м.:
1 кв. м. в 2-х комнатной квартире равен 57 279,4 руб.
1 кв. м. в 3-х комнатной квартире равен 81 059 руб.
Таким образом, Селиванову выгоднее применить вычет в отношении 3-х комнатной квартиры.
Рассчитываем стоимость вычета по 3-х комнатной квартире
Налоговый вычет составит 1 621 180 руб.:
20 кв. м. х 81 059
В отношении 2-х комнатной квартиры налог Селиванову будет рассчитан по всей площади жилья.
Рассчитывает сумму налога по 2 квартирам
Налог по 2-х комнатной квартире составит 3 487 руб.:
Налог по 3-х комнатной квартире составит 5 268, 82 руб.:
(6 890 000 – 1 621 180) х 0,1%
Итого, налог на имущество с двух квартир составит в общей сумме 8 755,82 руб.
Дачный домик
В отношении загородного дома Селиванов может применить вычет в размере 50 кв. м.
Рассчитаем стоимость 1 кв. м.
1 кв. м. равен 55 885,7 руб.:
Рассчитаем размер налогового вычета
Налоговый вычет составит 2 794 285 руб.:
Рассчитаем сумму налога
Налог на имущество в отношении загородного дома составит 6 985,7 руб.:
(9 780 000 – 2 794 285) х 0,1%
Гараж и машино-место
В отношении гаража и машино-места предоставление налогового вычета не предусмотрено. Таким образом, налог будет рассчитан исходя из общей площади каждого из указанных объектов
Рассчитываем налог к уплате:
Налог на имущество в отношении гаража составит 850 руб.:
Налог на имущество в отношении машино-места составит 550 руб.:
Итого Селиванову за 2016 год придется уплатить налог на имущество по 5 объектам (2 квартирам, дому, гаражу и машино-месту) в общей сумме 17 141, 5 руб.
Пример № 4. Две квартиры, собственник пенсионер
Кириллов М.А. является пенсионером и имеет в собственности 2 квартиры:
- 1-комнатную площадью 34 кв. м. с кадастровой стоимостью 1 750 800 руб.;
- 3-комнатную квартиру площадью 70 кв. м. с кадастровой стоимостью 4 982 000 руб.
Как пенсионер Кириллов имеет право выбрать один из объектов, принадлежащего ему имущества, в отношении которого он может использовать льготу, предоставленную пенсионерам в виде освобождения от уплаты налога в полном объеме. Кириллову наиболее выгодно применить льготу в отношении 3-х комнатной квартиры. А в отношении 1-комнатной квартиры он может воспользоваться налоговым вычетом в размере 20 кв. м.
Таким образом, налог он будет платить только по одной квартире.
Рассчитаем стоимость квадратного метра в 1-комнатной квартире
Стоимость 1 кв. м. составит 51 494 руб.:
Рассчитаем сумму налогового вычета
Размер налогового вычета составит 1 029 880 руб.
20 кв. м. х 51 494
Рассчитаем сумму налога к уплате
Сумма налога к уплате составит 721 руб.:
(1 750 800 – 1 029 880) х 0,1%
Пример № 5. Долевая собственность
Строганов А.П. и Бельский А.В. имеют в долевой собственности квартиру общей площадью 100 кв. м. с кадастровой стоимостью 9 850 300 руб. Доля Строганова ¼, доля Бельского ¾
Рассчитаем стоимость квадратного метра
Стоимость 1 кв. м. составляет 98 503 руб.:
Рассчитаем сумму налогового вычета
Размер вычета на квартиру составит 1 970 060 руб.:
Рассчитаем размер налога для каждого из долевых собственников
Сумма налога к уплате для Строганова А.П. составит 1 970, 06 руб.:
(9 850 300 – 1970060) х ¼ х 0,1%
Сумма налога к уплате для Бельского составит 5 910, 18 руб.:
(9 850 300 – 1 970 060) х ¾ х 0,1%
Если налог по кадастровой стоимости получился больше, чем по инвентаризационной
В случае, если налог по кадастровой стоимости вышел больше, чем был раньше (в прошлых годах, когда он рассчитывался по инвентаризационной стоимости), то расчет ведется по другой формуле:
Налог к уплате = (Налог, рассчитанный по кадастровой стоимости – Налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости) х Понижающий коэффициент + Налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости
Понижающий коэффициент
При расчете налога по кадастровой стоимости предусмотрено применении понижающего коэффициента первые четыре года (начиная с 2015 года). В 2017 году понижающий коэффициент равен 0,6.
Рогов С.А. имеет в собственности квартиру общей площадью 50 кв. м., кадастровая стоимость которой равна 3 540 000 руб.
Субъект РФ, в котором расположена квартира Рогова, перешел на новый порядок уплаты налога с 2017 года. В 2016 году налог на имущество исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости и был равен 2 800 руб.
Так как при расчете исходя из кадастровой стоимости сумма налога значительно выше, чем при расчете исходя из инвентаризационной стоимости, расчет будет производится по формуле:
Налог к уплате = (Налог, рассчитанный по кадастровой стоимости – Налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости) х Понижающий коэффициент + Налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости
Источник: law03.ru
Налоговая база налога на прибыль при долевом строительстве
Полезные нюансы, которые стоит учитывать при исчислении налоговой базы в случае долевого строительства, осветила Малика Король, руководитель судебного управления Адвокатского бюро «ЭЛКО профи» (г.Москва).
Строящийся дом
Долевое строительство — это практически вся жилая недвижимость, которая в настоящее время представлена на первичном рынке.
Это как раз история с дольщиками — участниками долевого строительства. Такие отношения регулируются Законом N 214-ФЗ.
Итак, налоговая база налога на прибыль при долевом строительстве.
Для организаций-застройщиков установлены специальные правила налогообложения, предполагающие отражение в регистрах налогового учёта не доходов и расходов от реализации помещений (квартир), а определение налоговой базы исходя из итоговой величины финансового результата (прибыли или убытка). При этом критерием определения финансового результата является использование полученных от дольщиков средств по целевому назначению.
Закон N 214-ФЗ определяет объект долевого строительства как жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства и входящее в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участников долевого строительства (пункт 2 статьи 2), и устанавливает право застройщика на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома или нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых входят объекты долевого строительства (пункт 1 статьи 3).
Конечно сложно, да так, что суды не могут в этом разобраться.
Например, в марте текущего года Верховному Суду РФ пришлось исправлять ошибки налогового органа и судов трёх инстанций.
Проблема заключается в том, что, по мнению налогового органа, застройщик обязан определять финансовый результат по каждому отдельному объекту договора долевого участия в строительстве – то есть по каждой квартире.
При этом средства, полученные по договорам долевого участия, являются источником целевого финансирования, следовательно, сумма экономии по результатам строительства является платой за услуги, ВКЛЮЧАЕМОЙ в налоговую базу, а убытки в связи с превышением затрат над суммой целевого финансирования, НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ в состав расходов.
При суммировании экономии по каждому дольщику отрицательный результат принимается равным нулю, так как недостаточность целевых средств застройщик восполнил своими средствами, отнести которые к расходам, уменьшающим доходы, нет оснований.
На этом основании налоговые органы очень часто привлекают застройщиков к ответственности и просят уплатить недоимку и штрафы.
На деле приведённая позиция налогового органа НЕ ВЕРНА!
При таком подходе сумма экономии застройщика является его доходом, а вот сумма убытка по отдельным квартирам в состав расходов не включается.
А вот верная позиция, на которую указал ВС РФ, изменив давно сложившуюся судебную практику.
По правилам статей 247, 250, 251, 270 НК РФ застройщик, привлекающий денежные средства в соответствии с положениями Закона N 214-ФЗ, ВПРАВЕ в целях исчисления налога на прибыль по завершении строительства спорного дома определять налоговую базу по объекту строительства в целом как совокупную разницу доходов и расходов, связанных со строительством жилого комплекса за налоговый период.
Иными словами, финансовый результат застройщика от использования средств дольщиков по целевому назначению определяется В ЦЕЛОМ по объекту строительства (многоквартирному дому).
Такой расчёт позволяет существенно снизить налоговую нагрузку застройщиков.
В качестве примера, дело N А60-43572/19.
Берите на заметку!
Упоминания
Ария московского гостя, или Минстрой задает ориентиры
19.07.2021 — 12:08
В Санкт-Петербурге побывал с двухдневным визитом замглавы Минстроя РФ Никита Стасишин. Он посетил ряд крупных строящихся объектов — как жилых, так и возводящихся по госзаказу. Кроме того, замминистра провел совещание с представителями крупнейших застройщиков Северной столицы, в ходе которого тезисно изложил основные подходы Минстроя РФ по ключевым проблемам отрасли, а также озвучил ожидания ведомства от работы девелоперов.
Никита Стасишин
СНиПы-хрипы
«Большинство сводов правил и техрегламентов становятся скорее рекомендательными, чем обязательными к применению документами. При этом мы прекрасно понимаем, что для региональных властей и экспертиз это достаточно сложный в реализации подход. И силовые ведомства регулярно продолжают настаивать на полном соблюдении требований. Поэтом мы с коллегами из Генпрокуратуры не раз уже проводили консультации с представителями местных властей, на которых озвучивали позицию Минстроя РФ, и будем и далее продолжать эту практику. Мы понимаем, что это необходимо для того, чтобы облегчить и ускорить работу девелоперов», — подчеркнул Никита Стасишин.
Факторы себестоимости
Минстрой видит проблему роста цен на стройматериалы. «Самая сложная ситуация с металлом. Для улучшения положения можно подготовить консолидированную заявку региона в Минстрой РФ, и мы поможем заключить прямой договор на поставку продукции с Металлинвестом и еще рядом организаций. Это даст достаточно неплохую экономию за счет исключения посредников.
Но понятно, что это будет достаточно серьезная партия, которую нужно единовременно доставить и складировать. Так что это должна быть групповая заявка», — сообщил замглавы ведомства.
Готово оно оказать поддержку и с доставкой трудовых мигрантов. «Пик остроты эта тема, наверное, уже прошла. Тем не менее мы продолжаем по ней работать. Во-первых, мы смягчаем условия всем известного алгоритма ввоза мигрантов. А во-вторых, появилась возможность задействовать в этих целях РЖД, сформировав специальный чартер, способный за раз привезти порядка тысячи человек.
Для этого опять же лучше всего подготовить консолидированную заявку и через Минстрой договариваться с железной дорогой. Такой вариант, безусловно, дешевле, чем ввозить рабсилу самолетами, хотя тут и есть некоторые нюансы, связанные с оформлением», — отметил он.
Госзаказ
Никита Стасишин признал также существование серьезной проблемы с выполнением подрядчиками работ по госзаказу из-за резкого повышения цен на стройматериалы, вследствие чего стоимость контракта не обеспечивает рентабельности работы строительных компаний. Для ее решения Минстроем РФ выпущены методические рекомендации о том, как можно повысить потолок увеличения цены договоров подряда.
«Изначально мы предлагали откорректировать ФЗ-44 о госзакупках. Но Минфин РФ убедил нас пока ограничиться рекомендациями хотя бы в силу того, что внесение поправок в закон — дело небыстрое. Если от методичек толку не будет, мы вернемся к идее законодательных корректировок, но они возможны теперь уже только в осеннюю сессию. Впрочем, здесь есть еще один сложный вопрос: где взять деньги на покрытие роста стоимости договоров с подрядчиками», — сообщил он.
Замминистра добавил также, что в настоящее время, пожалуй, даже большую проблему представляет заключение госконтрактов на будущий год: «Многие подрядчики, опасаясь дальнейшего роста цен, воздерживаются от участия в тендерах. Так что, конечно, проблему надо решать принципиально. И здесь будет полезна консолидированная позиция строительного сообщества».
Проектное финансирование
Никита Стасишин подчеркнул, что уже два года власти не меняют правил игры в долевом строительстве, за исключением некоторых мер по снижению стоимости проектного финансирования для застройщиков.
«Учитывая объемы спроса, простимулированного льготной ипотекой, скорость наполнения эскроу-счетов была такая, что эффективная ставка по проектному финансированию не превышала 2% годовых на период строительства. Сейчас Минстрой прорабатывает с Центральным банком интересную схему (кстати, если у застройщиков есть идеи в этой сфере, мы готовы их рассмотреть). Суть ее в том, чтобы дать девелоперу возможность использования денег на эскроу-счетах, превышающих объем покрытия проектного кредита, на развитие: на приобретение земельных участков, в качестве собственных инвестиций в другой проект, чтобы обеспечить получение у банка более привлекательных условий кредитования и др. Тем самым мы стремимся помочь оптимизации затрат застройщиков и повлиять на конечную стоимость квадратного метра для потребителя», — отметил он.
Доступность жилья
Замминистра призвал девелоперов задуматься над доступностью жилья для покупателей и не допускать чрезмерного роста цен. «Мы принципиально против принудительного регулирования стоимости жилья — это вопрос рыночных механизмов. Также мы понимаем, что качественное дешевым быть не может. Но за счет оптимизации расходов, за счет увеличения объемов строительства и других мер необходимо обеспечить уровень цен, приемлемый для покупателя. Также нужно посмотреть на квартирографию, чтобы молодым семьям было комфортно жить, чтобы они не боялись заводить детей», — подчеркнул он, добавив, что речь идет о стандартном жилье, а в более высоких ценовых сегментах действуют свои правила игры.
При этом Никита Стасишин предложил не ждать очередных мер стимулирования отрасли: «Отстаивать программы поддержки перед финансовым блоком Правительства становится очень сложно, когда нам демонстрируют графики роста цен на жилье».
Комплексный подход
Замглавы Минстроя призвал застройщиков максимальное внимание уделить проектам комплексного развития территорий (КРТ), получившим недавно законодательную базу на федеральном уровне. Теперь необходимо региональные законы привести в соответствие с общероссийскими и включаться в практическую реализацию таких проектов.
«Мы уделяем очень большое внимание вопросам реновации, редевелопмента территорий, где есть ветхое жилье, еще не признанное аварийным, имеется инвестиционный потенциал, и сохраняются хорошие перспективы для реализации проектов КРТ. То же касается и бывших промышленных площадок, которые нужно вовлекать в оборот. Мы надеемся на активную работу девелоперов в этом направлении», — отметил он.
Комфортная среда
Никита Стасишин в очередной раз озвучил требования федерального центра по повышению уровня комфортности вновь возводимых объектов. «Необходимо стремиться к созданию нового качества проектов. Нужно снижать этажность и плотность проживания граждан. Даже цветовое решение строящегося жилья и социальных объектов имеет важное значение. Это фактически не влияет на себестоимость возведения зданий, так что вполне можно обеспечить им облик, который радовал бы глаз», — заявил замглавы Минстроя.
По его словам, инвестиционные схемы застройщиков сегодня прекрасно позволяют делать затраты, необходимые для реализации качественных проектов со всей необходимой инженерной и социальной инфраструктурой. Задача города — расшивка транспортных проблем, магистральные сети и энергоисточники, чтобы обеспечить возможность введения в оборот новых территорий, в том числе под жилищное строительство.
Регионы ждут!
Замминистра поинтересовался у присутствующих девелоперов, нет ли желающих прийти поработать в регионы. «Нет? Очень зря. Все равно придется», — заметил он, не услышав ответа.
Никита Стасишин подчеркнул, что приход крупных застройщиков в регионы — это важная задача. Со своей стороны Минстрой готов предложить помощь, в частности, в создании социальной и инженерной инфраструктуры.
«Многие регионы Северо-Запада нуждаются в вашем приходе. А экономика девелоперов сегодня вполне позволяет это сделать», — добавил он.
Льготная ипотека
«Льготная ипотека сейчас реализуется в новых условиях. Причем основной упор сделан на семейный формат, для тех, у кого после 1 января 2018 года родился хотя бы один ребенок. Задача состоит в том, чтобы привлечь те семьи, которые на рыночных условиях не могут позволить себе взять кредит. Но есть ощущение, что многие люди в регионах не поняли изменения и не оценили возможность взять ипотечный кредит под те же 6% на те же 12 млн рублей по этой программе», — отметил Никита Стасишин.
При этом он подчеркнул, что Минстрою нужны реальные данные с мест, насколько эффективно работает новая схема. «С финансовым блоком Правительства есть договоренность вернуться к вопросу о формате льготной ипотеки осенью, когда будет понимание результативности семейной программы. Если она будет недостаточной — возможно рассмотрение других вариантов», — добавил замминистра.
Индустриализация ИЖС
Замглавы Минстроя пригласил крупных девелоперов принять участие в еще одной важной государственной инициативе — развитии индивидуального жилищного строительства (ИЖС). «Стоит задача внедрить индустриальное строительство в ИЖС. Это даст возможность распространить на этот сегмент проектное финансирование, все льготные программы, включая ипотеку», — заявил он.
Сейчас банки не понимают предмет залога и остаточную стоимость таких объектов, и, как следствие, они строятся в основном хозспособом, а это весьма дорогостоящие потребительские кредиты. «До конца года мы планируем урегулировать все эти вопросы и тем самым привести в ИЖС индустриальные технологии и дешевые ипотечные деньги», — сказал Никита Стасишин.
Источник: asninfo.ru